Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порядок привлечения лица к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении

Статьей 1.5 «Презумпция невиновности» КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением следующих случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и кино. Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и другие. При наличии поводов, возбуждается дело об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностным лицом путем составления протокола об административном правонарушении В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

  1. Постановление по делу об административном правонарушении - это...
  2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?
  3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?
  4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?
  5. Доказательства по делу об административном правонарушении
  6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?
  7. Образец постановления по делу об административном правонарушении
  8. Образцы жалоб по делам об административных правонарушениях

1. Постановление по делу об административном правонарушении - процессуальный документ, в котором разрешается вопрос о применении административной ответственности к правонарушителю на стадиях рассмотрения дела и пересмотра. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений:

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Требования к содержанию постановления об административном правонарушении содержатся в статье 29.10 КоАП РФ .

2. Кто рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления?

Рассматривают дела и выносят постановления об административных правонарушениях органы власти (например, органы внутренних дел (полиции), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты и т.д.; см. ст.ст. 23.2 - 23.84 КоАП РФ) и судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

3. Если при рассмотрении дела выясняется, что дело не подлежит рассмотрению данным органом, должностным лицом или судьей?

В этом случае, на основании ч. 2 статьи 29.9 КоАП РФ , выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

4. Если дело об административном правонарушении рассмотрено неуполномоченным должностным лицом, органом или судьей и вынесено постановление?

В этом случае по жалобе лица, привлеченного к административной ответственности вынесенное неуполномоченным лицом (или судом) постановление подлежит отмене.

При этом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (или иной срок давности, предусмотренный статьей 4.5. КоАП РФ), поскольку истечение указанного срока препятствует направлению дела на новое рассмотрение.

Если же срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на рассмотрение уполномоченному должностному лицу, органу, судье по подведомственности (ст. 30.7 КоАП РФ).

5. Доказательства по делу об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении должны установить наличие или отсутствие события административного правонарушения , виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ , являются:

  • протокол об административном правонарушении;
  • иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ;
  • объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
  • показания потерпевшего;
  • показания свидетелей;
  • заключения эксперта;
  • показаниями специальных технических средств;
  • вещественными доказательствами;
  • иными документами.

6. Когда протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу выносится постановление с назначением наказания?

КоАП РФ предусматривает случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится сразу постановление об административном правонарушении с назначением наказания. Это, прежде всего, случай, когда правонарушение фиксируется должностным лицом на месте совершения и привлекаемое лицо не оспаривает вины. Протокол не составляется (а выносится постановление) также в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. Подробнее об этом рекомендуем статью "Протокол об административном правонарушении . Образцы. Обжалование".

7. Образец постановления по делу об административном правонарушении

  • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. ФССП (Приложение N 125 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318 (в ред. Приказа ФССП России от 15.08.2013 N 268)
  • Постановление об административном правонарушении. Образец ФССП (Приложение N 7 к Методическим рекомендациям от 4 июня 2012 г.)
  • Постановление об административном правонарушении. Образец ФТС (Приложение к Письму ФТС РФ от 19.10.2005 N 01-06/36372)
  • Постановление об административном правонарушении (за нарушение ПДД) (Приложение N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Постановление судьи по делу об административном правонарушении по ст.ст. 20.18, 20.2 КоАП РФ (Приложение к Разъяснению порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ)
  • Постановление по делу об административном правонарушении, утв. Приказом ГУВД Москвы (Приложение N 4 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)
  • Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении (Приложение N 3 к Приказу МАП России от 25.02.2003 N 50)

Постановление о прекращении дела. Образец

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

Вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

В вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

В суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1) 15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2) 2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

В статье рассмотрен общий порядок привлечения нарушителей к административной ответственности, сроки производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности лиц, участвующих в ходе производства, а также иные вопросы, относящиеся к процедуре привлечения и освобождения от административной ответственности.

Наиболее распространенным видом правовой ответственности, предусмотренной законодательством РФ, является административная ответственность. Актуальность вопросов, связанных с данным правовым институтом, обусловлена широкой сферой регулирования различных сфер жизни человека и общества административным законодательством.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КФР об АП) определяет понятие административная ответственность как разновидность мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КРФ об АП. Этот вид ответственности предусматривает различные меры воздействия на правонарушителя и предполагает назначение административного наказания.

Характерными чертами этого правового института являются определенность стадий, которые следуют последовательно одна за другой. В общих чертах процедура производства по делу об административном правонарушении включает в себя:

  1. выявление правонарушения;
  2. применение мер, обеспечивающих производство по делу;
  3. собирание и фиксация доказательств, вины нарушителя;
  4. составление административного протокола;
  5. рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения по делу;
  6. обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Стадии 1 – 4, осуществляются должностными лицами государственных или муниципальных органов власти, в соответствии с предоставленной законом компетенцией. Например, производство по делам о нарушениях Правил дорожного движения относится к компетенции ГИБДД МВД России.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции органов исполнительной власти государства (муниципального образования). Вместе с тем, рассмотрение нарушений, за которые закон определяет наказания в виде административного ареста, дисквалификации, лишения специального права и иные, отнесено к компетенции судов и мировых судей.

Стадия обжалования наряду с ведомственным контролем, предусматривает возможность судебного рассмотрения жалоб на вынесенные постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

Административной ответственности по российскому законодательству подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.

Ответственность за административные правонарушения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Порядок производства по делу, рассмотрение и обжалования решений, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений определяется Кодексом РФ об АП.

В статье 4.5 КРФ об АП определяет сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть срок, по истечении которого, нарушителя нельзя наказать. Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов. Однако, по отдельным видам правонарушений эти сроки увеличиваются до 6 лет (оказание финансовой поддержки терроризму).

В каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.

Протокол об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса, при выявлении административного правонарушения, должностное лицо, осуществляющее производство по делу составляет административный протокол. Этот документ не составляется только в случаях, прямо указанных в законе (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме или при выявлении нарушения должностным лицом, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, его совершившего. Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок время и место рассмотрения нарушения. В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле. Лицо, в отношении которого составлен протокол, вправе давать пояснения в письменном виде, которые прилагаются к материалам дела. Также нарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства, о чем делается отметка в бланке протокола. Копия протокола вручается фигуранту дела и потерпевшему под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело и выносится постановление. При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника – адвоката.

Виды административных наказаний

Административное наказание представляет собой меру ответственности, определяемую санкцией статьи КРФ об АП за конкретное правонарушение. Наказание назначается должностным лицом или судом по результатам рассмотрения дела и оформляется в виде процессуального документа - постановления по делу об административном правонарушении.

Действующий Кодекс предусматривает следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение, то есть официальное письменное предостережение о недопустимости конкретного действия, отнесенного законом к разряду правонарушения;
  • административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности, определяемая в форме денежного взыскания в пользу государства, в пределах предусмотренных санкциями статей КРФ об АП;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, то есть передача в собственность государства вещей и предметов, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, назначается только судом;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, разрешения на хранение и ношение оружия и т.д.) срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей;
  • административный арест – содержание нарушителя в условиях полной изоляции от общества, назначается исключительно судьей, срок не более 30 суток;
  • административное выдворение за пределы границ РФ, применяется только в отношении иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданства, назначается как судом, так и должностными лицами (в специально предусмотренных случаях);
  • дисквалификация – лишение права занимать установленные законом должности или заниматься определённым видом деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет, назначается судом;
  • административное приостановление деятельности – временное ограничение на осуществлении предпринимательской, коммерческой или иной деятельности, создающей опасность для общества, угрожающей здоровью или жизни людей и прочее согласно перечню статьи 3.12 КРФ об АП, назначается судом или должностными лицами в определенных случаях сроком до 90 дней;
  • обязательные работы, назначаются судом на время от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения социально полезных работ в свободное от основной занятости время;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судом на срок от 6 месяцев до 7 лет.

При несогласии лица с назначенным наказанием, а равно с квалификацией его действий, указанной в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, решение следует обжаловать в десятидневный срок с момента получения постановления.

В заключение статьи полагаем важным обратить внимание наших читателей, на то обстоятельство, что каждый спорный факт возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности, следует анализировать на предмет целесообразности обжалования постановления. Правовая оценка перспективы отмены постановления по делу об административном правонарушении должна проводиться практикующим юристом.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

И ответственности за них, очень актуален, причем не только в части применения к юридическим и должностным лицам, но и к обычным гражданам. Достаточно привести пример о том, что сейчас практически каждый человек является обладателем автомобиля, а ведь существенная доля административных правонарушений касается именно соблюдения правил движения на дороге.

Это одна из причин, по которой стоит обратить внимание на вопрос о том, какая ответственность административная и какие санкции предусмотрены за нарушение положений КоАП РФ. Как известно, незнание закона не является оправданием. Гражданская и административная ответственность - это то, с чем мы сталкиваемся практически ежедневно. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как давность административной ответственности, сроки всегда играют важную, а иногда и решающую роль.

Понятие административной ответственности и ее основные черты

Прежде чем говорить о процессуальных сроках, штрафных и иных санкциях необходимо уяснить суть административной ответственности. Она заключается в том, что органы или применяют административное наказание в отношении лица, которое совершило правонарушение. Она обладает признаками, которые характерны для юридической ответственности в целом. Но, кроме того, ей присущи специфические, особенные черты:

  1. Порядок привлечения к административной ответственности, как правило, по большей части носит внесудебный характер, то есть наказание назначается лицами, занимающими должности в государственных органах исполнительной ветви власти Российской Федерации.
  2. Наказание правонарушителям назначается должностными лицами, у которых они не находятся в подчинении. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Так как при последней нарушитель, как правило, находится в непосредственном подчинении должностного лица, который налагает меры взыскания.
  3. Привлечение к административной ответственности не ведет за собой судимости для лица, которое решилось на противоправное деяние.
  4. Существенной особенностью является и то, что привлечены могут быть не только физические лица, но и юридические.
  5. Привлечение к административной ответственности происходит за деяния, которые не так опасны, как преступления. Например, правонарушения, которые посягают на санитарные эпидемиологические нормы, касающиеся благополучия населения и его здоровья, а также в области безопасности движения на дороге, в строительстве и т.д. Следовательно, и наказания менее суровые, чем за уголовные преступления.
  6. Устанавливается административная ответственность КоАП РФ и Федеральными законами субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с ним.

Административное правонарушение: что это такое?

Административное правонарушение и административная ответственность - это два тесно взаимосвязанных понятия. Первое неизменно является основанием для второго и влечет его наступление. В научной литературе под административным правонарушением понимают действие (виновное бездействие) юридических и физических лиц, являющееся противоправным и за которое КоАП Российской Федерации или же законами, принимаемыми ее субъектами, устанавливается административная ответственность.

Как известно, действие и бездействие - это две стороны противоправного деяния. Под первым понимается активное, осознанное нарушение установленной нормы или невыполнение какой-либо обязанности, предписанного в законе РФ требования. Бездействие же предполагает безучастие, невыполнение обязанностей, возложенных на лицо.

Например, следующая ситуация: какая-либо организация или индивидуальный предприниматель открывает счет в банке. Но не предъявляет свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Это нарушение закона со стороны должностного лица банка, предусмотренное статей КоАП РФ (15.7).

Признаки противоправного административного деяния

Всего принято выделять три признака:

  • противоправность деяния, под которой подразумевается обязательное нарушение какой-либо нормы права;
  • виновность, этот признак предполагает наличие умысла или неосторожности при совершении противоправного деяния; в первом случае лицо понимает и осознает характер своих действий, противоречащих закону и предвидит наступление вредного последствия и желает этого или осознанно допускает их, либо относится к происходящему безразлично (к примеру, проезд водителя на красный свет); в случае неосторожности человек осознает возможность но наивно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; умысел может быть прямым или косвенным, самый элементарный пример в первом случае - это нецелевое использование средств из бюджета;
  • наказуемость деяния заключается в том, что за совершенное противоправное деяние предусмотрена и установлена законами субъектов России либо КоАП административная ответственность.

Состав административного правонарушения

Под данным термином понимается совокупность признаков, наличие которых характеризует конкретное деяние как административное правонарушение. И административная ответственность за него предусмотрена КоАП РФ. Однотипные признаки состава образуют его элементы. К ним относятся:

  1. Объект - это всегда общественные отношения, регулируемые исключительно нормами права, не только административного, но и экологического, финансового, налогового, трудового, земельного и других отраслей, административная ответственность наступает за их нарушение.
  2. Объективная сторона выражается в системе признаков, предусмотренных нормами права, которые определяют внешнее проявление правонарушений (действие или бездействие и наступившие опасные последствия). К примеру, нарушение водителем ПДД может выражаться в различных деяниях: обгон, проезд на запрещающий красный свет т.д. При этом могут быть последствия опасные для общества, например, формирование аварийной ситуации на дороге, учинение дорожно-транспортного происшествия, угроза другим водителям.
  3. Субъект - это юридическое или которое вменяемо и достигло шестнадцати лет. Именно с этого возраста допустимо привлечение лица к административной ответственности. Субъект может быть общий (любое лицо) или специальный, например, водитель, чиновники и особый - военнослужащие. Для различных категорий данного элемента состава правонарушения могут быть предусмотрены отличающиеся санкции по одной и той же статье КоАП Российской Федерации. Ситуация с военнослужащими служит прямым примером, в большинстве случаев административную ответственность они несут не на общих основаниях.
  4. Субъективная сторона характеризует восприятие лицом совершенного им противоправного деяния и его последствий. Обязательный признак данного элемента состава - это наличие вины, которая может быть в форме умысла или по неосторожности. Различные составы административных правонарушений характеризуются факультативными признаками субъективной стороны, к ним относят мотив и цель. Под первым термином понимается то, что толкает лицо на совершение правонарушения. А цель - это его представление о конечном желаемом результате, к которому он стремился.

Элементы состава противозаконного деяния одинаковы вне зависимости от того, какая ответственность (административная, уголовная) предусмотрена.

Понятие и разновидности административных наказаний

Под административным наказанием понимается мера ответственности, которая установлена государством, за совершение правонарушения, прописанного в КоАП РФ и применяемая с целью предупреждения совершения новых нарушений.

В данный момент КоАП РФ утверждает такие виды наказаний, как:

  • предупреждение, иначе говоря, официальное порицание, оформленное в письменном виде;
  • (наиболее распространенная мера, которая предусмотрена большей частью статей КоАП РФ и, как показывает практика, наиболее эффективная);
  • конфискация (либо возмездное изъятие) орудия либо предмета совершения правонарушения;
  • лишение права, которое было специально предоставлено физическим лицам;
  • административный арест;
  • выдворение гражданина иностранного государства или лица, не имеющего гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Назначение большей части перечисленных наказаний - это исключительная юрисдикция судей.

Данный вопрос предусматривает отечественное законодательство, речь в нем идет о вынесении постановления по делам об административном правонарушении, на что дается срок не более двух месяцев, исчисляющийся с момента его совершения. Таков общий порядок привлечения к административной ответственности. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, все они указаны в КоАП РФ, части первой статьи 4.5. Например, это нарушение законодательства об авторских и смежных правах, о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне и других, давность привлечения к административной ответственности за них составляет один год.

В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Данная ситуация возможна в трех случаях:

  1. Малозначительность деяния - один из основных факторов снятия административной ответственности. Во внимание принимаются признаки субъективной и объективной стороны, смягчающие и Данный вопрос решает должностное лицо, орган или судья, который уполномочен рассматривать это дело. Ими может быть вынесено замечание в устной форме, которое не повлечет за собой юридических последствий.
  2. Второй вариант - это замена другим видом наказания, к примеру, дисциплинарной ответственностью.
  3. Иные основания. В частности, если правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати лет и до совершеннолетнего возраста, специальная комиссия может вынести решение об освобождении от административной ответственности и прибегнуть к мерам воздействия, предусмотренным федеральным законодательством, защищающим права несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности: процессуальные сроки

Вопрос о процессуальных сроках имеет особое значение и важность. Знать об этом и помнить должен каждый гражданин, так же как срок давности административной ответственности, тем более что в жизни со статьями КоАП РФ сталкиваются практически все.

Первое, что нужно знать - в течение трех суток протокол, составленный о совершении административного правонарушения, должен быть передан лицу или органам, уполномоченным его рассматривать, так заявлено в КоАП РФ (ст.28.8). Если в нем найдены какие-либо ошибки, то на их устранение дается срок, не превышающий 72 часов.

После рассмотрения вопроса выносят постановление. На рассмотрение дела уполномоченным органам дается срок до 2 месяцев, судье - до трех. Оглашается постановление немедленно.

Его в обязательном порядке отправляют тому, кто составил протокол, не позднее трех дней с момента вынесения.

Важно помнить, что постановление о назначении административного наказания не исполняется в том случае, если это не было сделано в течение двух лет.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Очень часто, особенно в делах, касающихся дорожного движения и правил его нарушения, постановления суда обжалуют. Если оно вынесено судьей, то жалобу нужно писать в вышестоящий суд. В ней указываются полные данные (ФИО, адрес по прописке и фактическому проживанию, номер телефона). Далее описывают сложившуюся ситуацию, подробно аргументируя причины несогласия с постановлением и ссылаясь на ст. 30.1-30.8 КоАП РФ просят его отменить. К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Срок подачи - десять суток. Если он упущен, то можно при наличии уважительных причин (болезнь, тяжелая жизненная ситуация) написать ходатайство о его восстановлении. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

Юридические и лица, занимающие государственные должности: привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ, нормами которого установлено весьма значительное количество правонарушений и ответственность за их совершение, которая возлагается на юридические лица. В математическом выражение эта цифра составляет 58% относительно всего количества статей Особенной части КоАП. Привлечение к административной ответственности может повлечь за собой наложение штрафных санкций, которые могут достигать достаточно внушительной суммы, конфискацию орудия, которым совершено правонарушение, приостановление на срок до 90 суток деятельности. КоАП РФ говорит о том, что юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено то, что оно имело возможность для соблюдения установленных законодательством норм и правил, но не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.

Кроме того, в законодательстве отдельно отмечена административная ответственность должностных лиц, привлечение которых осуществляется в случае совершения правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением или просто неисполнением служебных обязанностей. Под должностными понимаются лица, которые уполномочены государством осуществлять функцию представителей власти (постоянно или на временной основе). К ним же, согласно законодательству, относятся граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве юридического лица. Административные нарушения и административная ответственность должностных лиц предусмотрены больше чем в 2/3 статей КоАП РФ (Особенная часть).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме