Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему в XXI веке «Третий закон Кларка» не работает.

Как программист и просто человек, увлекающийся компьютерами, я знаю о том, как они работают, больше, чем первый встречный. Мне всегда интересно наблюдать за тем, как пользуются компьютерами люди, которые знают о них меньше меня. Для многих из них процесс выглядит следующим образом: они нажимают на что-то, компьютер делает нечто загадочно-магическое, и результаты появляются на экране.

Впрочем, даже знакомые с технологией в целом люди на каком-то этапе могут обнаружить, что происходящее с равным успехом могло бы быть магией - очень немногие понимают все протекающие процессы целиком. Следующим этапом после не разбирающихся пользователей и кнопочек, которые они нажимают, можно считать плохих разработчиков, которые набирают (или копируют) код, который они на самом деле не понимают, и каким-то образом он работает. Их слой магии тоньше, чем у пользователей: они хотя бы осознают, что код нужно писать, но не вникают в его суть. Их слой магии содержит в себе вызовы функций, синтаксис языка и смысл кода; они могут понимать отдельные фрагменты, но целая программа остается для них загадкой.

Очередной этап - начинающие разработчики, потенциально компетентные, но еще не обладающие нужными знаниями. Они понимают, как работает большая часть их кода, они знают, как структурировать функции и когда использовать (или не использовать) объекты, и могут написать программу с нуля, но они могут еще не разобраться в том, что происходит в библиотечных функциях или как компилятор создает программу из их кода.

С повышением мастерства программиста слой магии становится все тоньше. Библиотечные функции становятся всего лишь функциями, которые сам же и пишешь, разве что с системными вызовами. Оказывается, что компилятор читает код и преобразует его в машинный код, который выполняется процессором. Магия изгоняется из их кода и находит себе приют в нюансах работы компилятора и операционной системы.

Наконец, когда разработчик разрушает и эти последние оплоты магии, он видит всю картину - насколько хватает программного обеспечения. Но это еще не конец истории! Магия изгнана из софта, но остается железо: как эти системные вызовы транслируются в данные, которые пишутся на диск? Откуда процессор знает, что делать по командам ассемблера? Поздравляем, ваша магия отступила на уровень аппаратного обеспечения.

От переводчика

Этот перевод - как бы оправдание моей предыдущей статьи , в которой я гордо называю магией несложные фокусы с низкоуровневым представлением строк и чисел в C++. Заметка кажется мне несколько незавершенной - у меня получилось как минимум два вывода из нее.

Вывод романтический: Мой собственный слой магии достаточно толст, и мне кажется, что это не так уж плохо - тем больше волшебных открытий впереди:-)

Вывод скептический: Борьбу с магией можно продолжать и дальше: физические принципы работы техники, природа электромагнитных явлений, строение материи… В фантастических романах встречается сюжет: когда развитая цивилизация наблюдает за развивающейся, и в последней появляется ученый-изобретатель-философ, который начинает мешать, ему просто дают доступ к информации обо всех достижениях цивилизации. Это больше, чем он может выучить за всю свою жизнь, поэтому он больше не опасен - ничего своего он больше не сделает. Так и в этом случае, программисту важно соблюсти грань между некомпетентностью и излишней увлеченностью разоблачением магии.

Скончался в возрасте 90 лет на Шри-Ланке, где он жил с 1956 года, сообщило в среду агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на его помощника Роана Де Сильву (Rohan De Silva). По его словам, Кларк умер рано утром в среду после продолжительных проблем со здоровьем.

Кларк был одним из самым известных в мире авторов научной фантастики. Многочисленные научно-популярные работы Кларка связаны с полетами в космос, подводными исследованиями, футуристическими прогнозами.

Первый литературный опыт Кларка относится к 1946 году . Это была фантастическая повесть "Спасательная команда". С тех пор Кларк опубликовал более сотни книг о космосе, которые были переведены на разные языки мира.

Одной из самых любимых футуристических идей Кларка было создание космического лифта-подъемника, который мог бы доставлять грузы на орбитальные станции. Устройство было описано в романе "Фонтаны рая", а в 2004 году был создан его опытный образец. Правда, он поднимался лишь на высоту 90 метров, но создатели аппарата уверены, что со временем проект Кларка может стать реальностью.

В 1964 году Кларк попробовал себя в кинематографе. Он написал сценарий фильма "2001: Космическая Одиссея" для режиссера Стэнли Кубрика. Впоследствии эта картина получила "Оскар".

В 80-х годах Кларк активно работал на телевидении. Во многих странах мира вышли сериалы "Таинственный мир Артура Кларка" и "Мир странных явлений Артура Кларка". Он также подготовил передачи о космосе в рамках сериала "Университеты Уолтера Кронкайта".

А вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра Кларк вел программы об экспедициях на Луну космических кораблей "Аполлон-11", "Аполлон-12" и "Аполлон-15".

У Кларка было множество наград: несколько Hugo Award, несколько Nebula Award, Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и масса других наград. Учредил Кларк и собственную премию - Arthur C. Clarke Award, которая вручается с 1986 г. за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.

А мировая критика справедливо окрестила Артура Чарлза Кларка "фантастом номер один".

В последние году жизни Кларк сильно болел и был вынужден перейти от индивидуального творчества к сотрудничеству с другими авторами. Однако, по мнению критиков и читателей, совместные работы не идут ни в какое сравнение с его индивидуальными произведениями.

В книге "Профили будущего " Кларк сформулировал Три закона, которые хорошо известны поклонникам его творчества.

Закон первый: "Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно - он, конечно же, прав. Когда же он заявляет, что это невозможно - он вероятнее всего ошибается". Пожилым для Кларка является ученый после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет - в других дисциплинах.

Закон второй: "Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное".

Закон третий: "Любая перспективная техника неотделима от волшебства".

Почему главных законов всего три, Кларк объяснил следующим образом: "Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков - Ньютона и Азимова - я решил остановиться на этой цифре".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Артуром Кларком :
  1. Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии .

История происхождения

Первый из трёх законов, изначально называвшийся просто «закон Кларка», был сформулирован автором в его книге «Черты будущего» (англ. Profiles of the Future ) (1962) . Утверждение, ныне называемое вторым законом, также впервые было упомянуто в этом издании, однако «вторым законом» Кларк назвал его только в последующей редакции своей книги в 1973 году. В этом же издании Кларк сформулировал третий закон, который сегодня известен более остальных. В очередной редакции той же своей книги, сделанной в 1999 году, Кларк добавил четвёртый закон: «Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения» (буквально «… равный и противоположно направленный эксперт» , что является аллюзией на третий закон Ньютона).

Ссылки на законы Кларка

Законы Кларка часто цитируются в других произведениях. Так,

Примечания

Напишите отзыв о статье "Три закона Кларка"

Ссылки

  • (списки некоторых следствий из законов)

Отрывок, характеризующий Три закона Кларка

– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
– Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.

Блестящий писатель-футурист Артур Кларк известен благодаря трем законам, которые он сформулировал, и прежде всего благодаря третьему закону, который гласит, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Однако в современном обществе этот закон теряет свою актуальность.

Кларк был разносторонним человеком - писателем, изобретателем, философом. Но прежде всего - он футурист, будучи которым он с надеждой смотрел вперед, и это наполняло смыслом его идеи.

Это можно понять из его трех законов:

  1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, что-то возможно - он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что-то невозможно - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Итак, третий закон. Вспомним, как обстояло дело с технологиями несколько столетий назад. Каждый изобретатель, который «дружил» с наукой, рисковал прослыть колдуном и быть сожженным на костре. Но время идет, и знания, накопленные человечеством, растут в геометрической прогрессии. Если показать телевизор человеку, который никогда его не видел, он, возможно, будет ошеломлен увиденным, но, скорее всего, поймет, что при наличии определенных знаний и материалов это вполне возможно собрать.

По правде говоря, даже технически подкованный человек вряд ли представляет до каждой детали, из чего состоит та или иная технологическая новинка. Точно так же воспринимаются нами искусственное сердце или сложнейший ускоритель частиц. Или, например, уличный маг показывает чудеса левитации. Это может быть впечатляюще, но вряд ли кто-то сочтет фокусника волшебником. Неизвестно, как он это делает, подумаете вы, но я уверен, что при современных технологиях это возможно.

Верить в магию людей всегда заставляла мысль «я так не умею» или «я не знаю, как это происходит». Современный человек мыслит шире: «я так не умею, но могу научиться» или «я не знаю, как это происходит, но при желании можно найти ответ». Вот почему Третий закон Кларка в нашем мире не актуален.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

В 1976 году в ходе ИТ-конференции в Массачусетском технологическом институте Кларк дал интервью корпорации AT&T, в котором изложил свои мысли о том, в каком направлении будут развиваться технологии. Его предсказание оказалось изумительно точным.

Представленный «человеком, ответственным за спутниковую связь» (Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах), он объяснил появление технологий, известных нам сегодня как интернет, электронная почта и даже smartwatch (или «наручные часы-телефон», как он их называет).

«Телефон - единственное средство, которое позволяет нам сегодня посылать информацию за пределы наших домов. Мы получаем намного больше информации извне через радио и телевидение», - говорит Кларк на архивном видео , обнародованном компанией AT&T на собственном канале YouTube. «Но у нас появятся устройства, которые позволят отправить больше информации нашим друзьям. Они смогут видеть нас, а мы - их, мы будем обмениваться фото, графической информацией, данными, книгами и так далее».

Отвечая на вопрос об идеальном коммуникационном устройстве, он уточнил, что у него будет экран телевизора высокой чёткости и клавиатура, как у пишущей машинки. Через него вы сможете отправлять сообщения, делать звонки, получить любую необходимую информацию - от полетов авиакомпаний, цен на продукты в магазине и книг, которые вы хотите прочитать, до новостей, которые можно будет фильтровать по поиску.

«Машина будет отбирать только нужную вам информацию в центральной библиотеке», а не тот «мусор, который вы получаете, покупая два-три фунта древесины - газету».

На видео Артур Кларк также говорит о том, что может быть описано как smartwatch - «умные» часы. Он признаёт, что «наручные часы-радио» впервые были изображены в комиксах о Дике Трейси, но они могли бы стать реальностью.

«Наручные часы-телефон технологически станут возможны очень скоро, - сказал Артур Кларк. - И телефон больше не будет стационарным, а может стать полностью мобильным».

Артур Кларк (Arthur C. Clarke) родился 16 декабря 1917 года в Великобритании. Первым опубликованным рассказом Кларка стала «Спасательная партия» («Rescue Party»), напечатанная в журнале «Astounding Science Fiction» в 1946 году. В 1968 году Кларк написал сценарий фильма «Космическая одиссея 2001», экранизированный знаменитым режиссером Стэнли Кубриком. Сценарий позже был превращён в одноименный роман, открывший серию «Космическая одиссея», включающую в себя четыре книги.



В числе других наиболее известных произведений Кларка: «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979). Всего Кларк написал и опубликовал более 80 книг. Кларк был не только успешным писателем-фантастом, но и признанным учёным-изобретателем. Он, в частности, ещё в 1954 году опубликовал научную статью, в которой описывались возможности создания глобальных систем связи с участием спутников на геостационарной орбите. В 1999 году королева Великобритании наградила Артура Кларка званием рыцаря Британской империи, и он долгое время был единственным писателем-фантастом, носившим его. В марте 2008-го его не стало.

Цитаты Артура Кларка

Эпитафия нашей расе, написанная бегущими светящимися буквами, будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор». Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей. Но с другой стороны, смотреть телевизор - все равно что дышать: без него не обойтись. Человек может дольше прожить без еды, чем без информации. Загвоздка - в образовательной системе: людей надо обучать разборчивости. Только самодисциплина сможет противостоять тем волшебным силам, которые еще только будут вызваны нами к жизни. Иначе все станем морскими губками.

Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится её содержание.

Только тот, кто неразумен, возмущается неизбежным.

CNN тоже участвует в войне. У меня есть фантазия: Теда Тёрнера избирают президентом [США], а он от этого поста отказывается, поскольку не хочет лишаться власти.

Я нашел новое определение для телевизора. Это аппарат, который мешает взаимопониманию художника и зрителя.

Политика - это искусство возможного. Именно поэтому ею занимаются второсортные умы. Гении предпочитают бросать вызов невозможному.

Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.

Это ещё надо доказать, что разум представляет хоть какую-то пользу для выживания.

Довольно неуместно называть эту планету - Земля, когда очевидно, что она - Океан.

Законы Кларка

Первый Закон:

Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.

Второй Закон:

Единственный способ установить границы возможного - попытаться сделать шаг за эти границы.

Третий Закон:

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме