Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логико-математические игры для старших дошкольников и заинтересованных родителей.



















1 из 18

Презентация на тему: Логико-математические игры дошкольников

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький);г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером,толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

№ слайда 4

Описание слайда:

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. + 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

№ слайда 5

Описание слайда:

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам,объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь.* Успешно овладеть основами математики и информатики.

№ слайда 6

Описание слайда:

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением: для развития умений выявлять и абстрагировать свойства; для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;для развития действий классификации и обобщения; для развития способности к логическим действиям и операциям.Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту

№ слайда 7

Описание слайда:

«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

№ слайда 8

Описание слайда:

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.1 вариантКладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискательищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:- Клад под синим блоком?- Нет, - отвечает ребенок.- Под желтым?- Нет.- Под красным?- Да.- Под большим?- Да.- Под круглым?- Да.Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»Малыши прибыли в гости к Микки – Маусу! Посмотрите, какой это город фигур!Есть район больших и район маленьких домиков. В каждом районе есть улицы разного цвета. Домики имеют разную форму.Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.А Катюша зашла в гости к кротику. И говорит всем деткам: «Кротик живет в квадратном домике на синей улице в районе маленьких домиков»! Четырехлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют между делом, сразу три свойства фигур. Что с трудом дается некоторым первоклашкам в программе «Школа 2100»!

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться.Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг. Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

№ слайда 16

Описание слайда:

«Развивалки" на ходу. 1. Чаще считайте вместе с малышом все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать. 2. Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в любимом диване.3. Соберите несколько пустых коробок из-под обуви или подарков. Лучше всего делать это после дня рождения или Нового Года. Коробки можно купить и специально для этой цели: они не так дорого стоят. Желательно чтобы они укладывались друг в друга как матрешки. Разложите крышки отдельно, а коробки – отдельно. Попросите подобрать крышку к каждому контейнеру. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть коробок. Двухлетний малыш с удовольствием повозится с 4-5 коробками, а вот 10 для него будет слишком много.

№ слайда 17

Описание слайда:

4. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 5. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке. 5. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком малыша по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 2, 1. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием. 6. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад7. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике

№ слайда 18

Описание слайда:

8.Когда малыш или малышка купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Пусть переливает воду на здоровье. Поговорите о том, где воды больше. По Пиаже, это возраст интересных открытий для родителей. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите кроху, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным9. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера». 10. Чаще готовьте еду вместе с малышом. Показывайте, как вы готовите то или иное блюдо, сколько продуктов берете. Используйте мерные чашки, покажите, что для блинов нужно взять вот столько муки и вот столько сахара.

другие презентации о видах игр

«Развивающие игры для дошкольников» - Память. Влияние игр на развитие психических процессов. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию памяти. Рекомендации педагогам по развитию восприятия. Внимание – избирательная направленность восприятия. Рекомендации педагогам для работы с детьми по развитию внимания. «Нелепицы». Развивающая игра «Кто где находится?».

«Логико-математические игры для дошкольников» - Интеллектуальное развитие дошкольников. Цифроград. Веселый человечек Палочкин. Вьетнамская игра. Рыба Кит. Сказочный человечек Геометрик. Задачи логико-математического развития. Принцесса Циферька. Авторское пособие. Город геометрических фигур. Реализация проекта. Вид проекта. Город веселых мастеров.

«Дидактические игры для дошкольников» - Времена года. Птички на ветках. Грибная полянка. Угадай правило. Ознакомление с природой. Лети листок. Игра “Кто где живёт”. Мастер-класс по подборке дидактических игр. Игра “Что в корзину мы берем”. Какое время года. Вершки и корешки.

«Пожарная безопасность для детей» - Игры бывают разными. «Разложи картинки по порядку». «Опасные предметы». Задачи дидактической игры. Дети и пожарная безопасность. Цель обучения. Дидактические игры по обучению дошкольников. Детям свойственна тяга к огню. «Четвертый лишний». «Хорошо – плохо». Что нужно для пожарного щита. Требования к дидактическим играм по пожарной безопасности.

«Игры при обучении грамоте дошкольников» - Отгадайте загадку. Закончи предложение. Зоя раскрыла. В белом сарафане стала на поляне. Брат с братом через дорожку живут. Придумать предложения по схеме к картинке. Назовите слова и место звука “З”. Сколько в слове слогов. Что общего. Назови первый звук в словах. Слова, в названии которых есть слог “ЗА”.

«Игры по обучению грамоте» - Занимательные карточки. Дружные пингвины. Прочитай по первым буквам. Узор звуков. Чтение. Логопедическое лото. Подбери схему. Дерево Ель. Подбери куклам одежду. Машины. Магазин. Дидактические игры по обучению грамоте.

Конспект «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников»

Составитель: Сафронова Татьяна Александровна воспитатель старшей группы МАДОУ №90 г.Тюмени.

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу) , через игру «Муравей идёт в гости» , «Карандашик заблудился»
  • развивать глазомер, через игру

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутку.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками) , задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Ход деятельности:

Вводная часть:

От входной двери группы раздаётся стук и входит Почтальон Печкин.

Здравствуйте! Вам посылка от Дяди Фёдора!

Здравствуйте! - отвечают дети.

Здравствуйте, Почтальон Печкин! Проходите к нам в гости! - говорит воспитатель.

Нет, нет! До Нового года осталось очень мало времени, а у меня ещё много писем и посылок для ребят. Я тороплюсь! До свидания всем!

До свидания, Почтальон Печкин!

Ребята, посмотрим, что же нам прислал Дядя Фёдор? - говорит воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Воспитатель открывает посылку и достаёт письмо от Дяди Фёдора.

-Ребята, а вот и письмо:

«Дорогие, ребята! Скоро зимние каникулы! А у меня не выполнены задания по математике! Если я не успею их решить, мама не отпустит меня на каникулы в деревню Простоквашино! А в деревне меня уже ждут Кот Матроскин и Пёс Шарик. Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, поможем дяде Фёдору! - спрашивает воспитатель.

Да! - отвечают дети.

Тогда не будем зря терять время, приступаем к выполнению заданий. А вот и первое задание.

Воспитатель поочерёдно достаёт из посылки задания для выполнения.

Основная часть: (самостоятельная деятельность детей в решении игровых занимательных задач)

Воспитатель зачитывает задания для игры №1

Игра 1. «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Задание:

Найдите и покажите на рисунке треугольники, четырёхугольники, круги.

Найдите фигуру, у которой 6 углов, - это шестиугольник.

Разложите фигуры, как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

Воспитатель зачитывает задания для игры№2

Игра 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую» , обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполняет задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по- разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник» (слева и т.д.)

Вопросы для анализа «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель зачитывает задания для игры №3

Игра №3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Задание: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Физкультминутка:

Мышь взобралась как-то раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась второй раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.
Мышь взобралась в третий раз, посмотреть который час,
Вдруг часы сказали: бом-бом-бом.
Мышь свалилась кувырком.

Воспитатель зачитывает задания для игры №4

Игра № 4 «Сколько животных за забором»

Задание: Сколько животных спряталось за забором.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№5

Игра №5 «Муравей идёт в гости»

Цель: развитие логического мышления.

Задание: Отгадайте, в какой домик-гриб идет в гости муравей, если известно, что у этого домика не больше трёх этажей, но и не меньше двух, в нём не больше пяти окошек он без пристроек.

Материал: картинки с головоломкой на каждого ребёнка

Воспитатель зачитывает задания для игры№6

Игра № 6 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Задание: Продолжи ряд. Какая рожица должна быть в пустой клетке. Нарисуй её.

Воспитатель зачитывает задания для игры№7

Игра №7 «Загадки»

1. Под кустами у реки жили майские жуки.

Доска, сын, отец и мать,

2. Посадила мама в печь, пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы пироги уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок..

Сколько пирогов испекла мама (4)

3. В дом вошла Маринка,

За нею Иринка,

Потом вошёл Игнат.

Сколько всех ребят? (3)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями и очень помогли Дяде Фёдору! Поаплодируйте себе! А я сегодня пойду на почту и отправлю посылку с вашими листочками – решениями для Дяди Фёдора и он поедет на зимние каникулы в Простоквашино.

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

И ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ РОДИТЕЛЕЙ.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед , теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т. п.

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

МАТЕРИАЛ: мяч

ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

ТИХАЯ ОХОТА

ЦЕЛЬ. Развивать умение решать математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами

ХОД ИГРЫ. Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог даёт команду: «Мальчики, за грибами!» («Девочки, за ягодами!»). Дети кладут в корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.

ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, мышление, координацию движений

ХОД ИГРЫ. Все стоят в кругу, взявшись за руки и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т. д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»

ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ЦЕЛЬ. Учить детей действовать по одному и вместе с други­ми; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

ХОД ИГРЫ. Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных на­правлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки вос­питатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т. д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

УЗНАЙ ДРУГА

ЦЕЛЬ. Совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.

МАТЕРИАЛ: повязка на глаза

ХОД ИГРЫ. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плеча каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.

ВАРИАНТ. Водящий называет числа больше 5, меньше чем 8, больше 10, но меньше 15 и т. д.

ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК

ЦЕЛЬ. Развивать быстроту реакции, совершенствовать пространственные ориентировки. Уточнить название цветов, геометрических фигур, цифр.

МАТЕРИАЛ: разноцветные флажки, цветные домики. Для 1варианта игры различные предметы или картинки с изображением предметов. На домиках – геометрические фигуры. Для 2 варианта игры - числовые карточки, на домиках – цифры.

ХОД ИГРЫ. В различных местах расположены модели домиков с условными обозначениями (цвет). По сигналу «Займи свой домик» дети подходят к домикам. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.

1 ВАРИАНТ. Дети подходят к домику, если предмет похож на эту геометрическую фигуру.

2 ВАРИАНТ. Занять домик в соответствии с числовой карточкой.

ТАЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЦЕЛЬ. Развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

ХОД ИГРЫ. Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Вместо этого упражнения дети должны выполнять другое, также заранее оговорённое. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.

Отмечаются дети, без ошибок выполнившие упражнения.

ВОТ ТАК ПОЗЫ

ЦЕЛЬ. Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

ХОД ИГРЫ. Водящий сначала определяет количество «Я запомню 4 (3) позы». Выходят 4 (3) человека и принимают позы, соответствующие определённому виду спорта. Посмотрев на них водящий должен запомнить, воспроизвести и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.

Если все позы воспроизведены, водящий получает такое же количество очков. Каждая ошибка - -1.

ВОЛШЕБНАЯ ЦИФРА

ЦЕЛЬ. Закреплять математический счёт, совершенствовать память, развивать координационные способности.

МАТЕРИАЛ: карточки с цифрами на ковре или мате.

ХОД ИГРЫ. Детям называют его волшебную цифру. По сигналу все участники бегут к коврику и находят свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание и попавшие в Страну знаний.

НАЙДИ ПАРУ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать восприятие количества предметов. Развивать внимание, быстроту движений.

МАТЕРИАЛ: различные числовые карточки

ХОД ИГРЫ. Дети берут по одной числовой карточке и ходят врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие быстро находят пару числовой карточки с таким же количеством предметов, взяться за руки и построиться в колонну.

Побеждает пара, первой выполнившая задание

НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ

ЦЕЛЬ. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. Совершенствовать двигательные кмения.

МАТЕРИАЛ: логические блоки Дьенеша, большое панно с лабиринтом.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Пройти к домику, взять предмет и выполнить соответствующее количество движений. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку свернуть.

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ

ЦЕЛЬ. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции

ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

Один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т. п.;

Выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

Три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

ПОДВИЖНЫЙ СЧЁТ

ЦЕЛЬ. Совершенствовать умение решать арифметические примеры. Развивать координационные способности, двигательную раскрепощённость.

МАТЕРИАЛ: кубики с цифрами в противоположной стороне от карточек с арифметическими примерами.

ХОД ИГРЫ. Выбирается ведущий. Он показывает одну из карточек с примером. Дети, решив его, бегут к кубикам с цифрами и возвращаются к ведущему, который проверяет правильность решения. Кто первым выполнил задание – становится ведущим.

ВАРИАНТ. Примеры с неизвестным слагаемым.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической,т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышления и речь. .

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для старших дошкольников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:

Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;

· Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.

Работая с детьми, можно заметить, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.

Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, можно разделить его условно на 3 группы:

· Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».

· Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур. Следовательно, логико-математические игры это игра, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий .

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

По мнению З.А. Михайловой, основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

    Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

    Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

    Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

    Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

    Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

    Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;

    Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

    Развитие активности и инициативности детей;

    Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, входящих в логико-математические игры, которые представлены в книге « Логика и математика в детском саду». Автор разделила игры на следующие группы:

Игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвет, форма, размер);

Игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;

Игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Примером сюжетных логико-математических игр могут служить:» Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», « У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок» и др. Играя дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний. В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения, выброса материала, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

Основными компонентами сюжетных логико-математических игр являются:

Наличие завязки-сюжета, действующих лиц и наличие сюжетной линии на протяжении всего занятия;

Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

Абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных признаков;

Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

Игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

Возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;

Общая направленность на развитие инициативы детей.

Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют развитию мышления детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

В работе З.А. Михайловой логико-математические игры, рассматриваются как составляющая часть проблемно0игровой технологии. Они позволяет ребенку овладеть средствами (сенсорные эталоны, речь, схемы и модели) и способы познания (сравнением, обследованием, классификацией, сериацией), накопить логико-математический опыт .

Современные логико-математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, по мнению З,А, Михайловой, следующими они представлены группами:

Настольно-печатные – «Цвети форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.

Игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.

Игры на объемное моделирование – «Кубики для всех», «Загадка», «Шар» и др.

Игры из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др.

Игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

Игры забавы – перевертыши, лабиринты, игры на замену мест например «Пятнашки» и др. .

Их использование осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка игровой атмосферы, переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельности к более сложным.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

Как отмечает Р.Л. Непомнящая, «Палочки Кюизенера» как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе­мых у дошкольников, а также их возрастным возмож­ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш­лении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практичес­ких действий детей с предметами, выполнение разнооб­разных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей, в том числе и для развития основ логического мышления.

Е.А.Носова отмечает, что другим универсальным средством развития основ логического мышления являются обучающие игры на основе использования «Блоков Дьенеша».

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Но одной из эффективной является использование системы обучающих игр.

Таким образом, педагогические возможности логико-математической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: классификации. Включение старшего дошкольника в логико-математическую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мыслительной деятельности, а именно классификации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме