Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Путешествие с Заяцем Коськой и Родничком» (по сказке Н.Грибачева «Заяц Коська и его друзья»). Скачет он то тут, то там

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме «Дикие животные» «Заяц»

Фомина Татьяна Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №86», г. Миасс, Челябинская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста (1-2 лет) по теме «Дикие животные»
«Заяц».
Данный материал будет полезен для воспитателей групп младшего возраста. Этот конспект развитие умения самостоятельно строить предложения.
Конспект НОД в 1 младшей группе по теме «Дикие животные»
«Заяц» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цель: Активизация словаря.
Задачи:
Образовательные: дать знания о диких животных, развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем, учить выполнять разные игровые действия, воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, развитие мелкой моторики рук.
Развивающие: Развивать речевые навыки.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание общаться.
Предварительная работа: бесед с детьми
Демонстрационный материал: игрушка-заяц, муляжи: капуста, морковь, помидор, сосиска, краска, альбом, влажные салфетки.

Ход занятия.


Дети сидят на стульчиках, раздается стук в дверь:
Воспитатель : Ой, ребята, слышите, кто-то стучится. Вы сидите тихо, а я пойду посмотрю, кто же к нам пришел?
Воспитатель вносит зайца- игрушку.
- Кто это?
Дети: зайчик
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Ушастик.
Дети: Здравствуй, Ушастик.
Воспитатель:
В гости к нам пришел зайчишка
Длинноухий шалунишка
Живет заинька в лесу

Боится рыжую лису.
Норка-это зайкин дом
Как тепло - уютно в нем!
Быстрые у зайца ножки, Ловко скачет по дорожке.
Воспитатель: подносит игрушку к уху.
Дети, вы занете, что сказал мне зайчик? Он очень хочет, чтобы вы рассказали о нем, какой он, какая у него шерстка.
Дети: Серая, пушистая, мягкая, теплая (воспитатель подсказывает)
Воспитатель : А уши какие?
Дети : Длинные
Воспитатель : А какой хвостик?
Дети : Маленький, пушистый, короткий.
Воспитатель : А глазки?
Дети: Веселые, блестящие, черные.
Воспитатель : А носик?
Дети: Маленький, круглый, розовый.
Воспитатель : А где живет зайка?
Дети : В лесу.
Воспитатель: Давайте позовем его ласково: зайка, заинька, зайчонок, зайчишка.
Дети: повторяют
Воспитатель : Послушайте стихотворение про зайку:
А у кочки под кустом
Белый заинька сидит
Хвостик у него дрожит.
Как дрожит зайкин хвостик? Давайте покажем (Артик. гимнастика)
Упражнение «Зайкин хвостик»
Приготовим язычок (движение языка влево - вправо)
Воспитатель: Ушастику очень понравилось как вы про него сказали. Ребята, а какое вы знаете стихотворение про зайку? Расскажите. (Дети рассказывают стихотворения)
Воспитатель: Молодцы, а давайте поиграем с зайкой.
Игра- инсценировка «Зайка серенький сидит»
Воспитатель:Какие вы молодцы. Настоящие зайчики. Быстрые, ловкие и прыгаете высоко. А сейчас давайте попробуем нарисовать, как зайчик прыгает по дорожке.
(Приглашает к столу, где заготовлен альбомный лист с изображением зайца и дорожки. Дети обмакивают палец в краску и наносят оттиск на альбомный лист. После завершения вытирают руки влажной салфеткой). Воспитатель с зайчиком хвалят, дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Прыгал зайчик по дорожке
У него устали ножки.
Нужно зайке отдохнуть
И покушать что-нибудь.
Вот теперь, дружок, узнай-ка
Что же любит кушать зайка?
(Воспитатель обыгрывает стихотворение с игрушкой, на вкусовые предпочтения)
Дали зайчику морковку
Он хрустит морковкой ловко
Дали зайке – помидор
Как то не доволен он.
Угостим его сосиской
Отвернулся он от миски
А капусту съел зайчишка
Без остатка с кочерыжкой.
Воспитатель еще раз обращает внимание на продукты, понравились зайчику. Хвалит. Наигрался наш зайчишка, напрыгался,
очень устал. Давайте его уложим в кроватку, пусть он немного отдохнет. А мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Зайчики и лиса».

Организация: МБДОУ «Детский сад № 80»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Цель: формирование представлений о лесе как целостной гармонично развивающейся системе, расширение представлений детей о многообразии живой природы родного края,

Образовательные:

  1. Формировать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке, учить детей выделять характерные признаки внешнего вида диких животных в зимний период.
  2. Активизировать словарь словами, обозначающими характерные признаки и особенности поведения диких животных.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе зимой и изменениями в жизни диких животных, умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ, находить модель указанного животного среди других моделей.
  4. Воспитывать умение сочувствовать диким животным в трудный для них зимний период, умение воспринимать информацию, слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

Способы развития детской инициативы:

Картина “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”, фигурки зайцев, медведя, ежа.

Игрушечный заяц.

Модели – животные, по количеству детей небольшие мягкие игрушки – зайцы, кусочки моркови на подносе.

Методы и приемы.

Наглядные:

Рассматривание картины “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”.

Практические:

Имитационные движения.

Моделирование характерных признаков диких животных.

“Угощение” зайчиков морковкой.

Словесные:

Сюрпризный момент, беседа с целью мотивации детской деятельности, эвристическая беседа, рассказ воспитателя, обобщение ответов, вопросы, поисковые вопросы, художественного слово: загадки, стихи; поощрение, оценка детской деятельности с использованием игровых приемов.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание картин из серии С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой.
  2. Чтение стихотворений: В. Берестов “Заячий след”, Ф. Бобылев “Зайка, заинька, дружок”, Г. Сапгир “Зонтик для заек”, В. Викторов “Заяц, зайцу говорит…”, сказок: “Рукавичка”, “Мешок яблок” В. Сутеева, “Зимняя сказка” С. Козлова.
  3. Загадывание загадок о диких животных.
  4. Дидактические игры:
  • “Чей детеныш?”

Цель: закрепить знание детьми диких животных и их детенышей, умение называть их в единственном и множественном числе.

  • “Парные картинки”.

Цель: закрепить знание детьми диких животных.

  1. Игры с имитацией движений диких животных.
  2. Изготовление творческих работ в продуктивных видах деятельности /панно “Зимний лес”/.

Формы организации детей:

Свободные движения: “поход в лес”.

Имитационные движения.

Сидя на стульчиках полукругом.

Сидя за столами.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Дифференцированный подход.

O Дети с высоким уровнем усвоения материала в разделе “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с высоким уровнем речевого развития.

□ Дети со средним уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и со средним уровнем речевого развития.

Δ Дети с низким уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с низким уровнем речевого развития.

В различных методах и приемах.

O □ Проблемные вопросы; побуждать к ответам полными предложениями. Разгадывание загадок.

Детям дается 4 кружочка разного цвета.

Δ Упражнение в проговаривании отдельных слов, в точном повторении словосочетаний. Наводящие вопросы.

Детям дается 3 кружочка разного цвета.

Деятельность воспитателя

Диффер. подход

  1. Вводная часть.

Формирование мотивационной готовности и постановка учебной задачи.

Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (Показываю игрушечного зайца.)

Давайте поздороваемся с ним.

Ребята, зайчик нас приглашает пойти в зимний лес. Хотите?

Звучит музыка.

Вот мы и пришли. Ребята, зайчик нам хочет что-то показать. Присаживайтесь и смотрите.

  1. Основная часть.
    1. Рассматривание панно «Зимний лес»

Выставляю панно “Зимний лес”.

Посмотрите, ребята, что это?

Правильно. Повтори Егор, повтори Никита.

А какое здесь изображено время года?

Повтори Даша, повтори Дима.

А как вы узнали, что это зима?

Молодцы, ребята! Видишь зайчик, какие ребята умные.

Ребята, зайчик хотел нам показать диких животных. Но почему-то никого не видно. Куда же все звери подевались?

А давайте вместе с зайчиком их поищем.

Посмотрите, какая горка! А под горкой кто-то есть. Посмотрим?

Приоткрываю окошечко на панно.

Ребята, кто это?

Повтори Сережа, повтори Варя.

А что он делает?

Почему он спит?

А как думает Андрей?

В-ль обобщает ответы детей:

Правильно. Он всю зиму спит в берлоге. Летом наелся грибов, ягод, меда, а осенью улегся спать. И будет спать теперь всю зиму, и сосать лапу.

Ребята, послушайте стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой “Снег, снег”.

Как на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Сейчас я прочитаю стихотворение еще раз, а вы мне поможете.

Ребята, медведь какой?

Повтори Маша, повтори Никита.

Давайте не будем его будить и поищем других зверей в лесу.

Посмотрите, пенечек. А под пенечком тоже кто-то есть.

Посмотрим? (Приоткрываю окошечко.)

Ребята, кто это?

Посмотрите, он тоже спит.

Ежик, какой?

Повтори Ваня, повтори Семен.

В-ль обобщает ответы детей:

Ежик все лето бегал по лесу, а осенью забрался в свою норку и как медведь, уснул на всю зиму.

Давайте не будем ему мешать спать и посмотрим дальше.

Зайчик ты расстроился? Ты думаешь, что мы так никого в зимнем лесу и не встретим?

Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу?

Повтори Сережа, повтори Никита.

Ребята, а где же все зайчики?

А мне кажется, что они совсем рядом. Почему же мы их не видели?

Правильно! Посмотрите, а вот и они. (Показываю зайчиков на панно на фоне снега.)

У зайчиков шерсть белая, как снег. Прыгнет зайчик под елку в снег - его и не заметно. Зайчики зимой не спят, а бегают по лесу. И норы у них нет никакой, спят прямо в снегу под кустом или под елкой.

А вы хотите стать зайчиками?

  1. Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

В барабан он громко бьет,

В прятки нас играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок

А затем вприсядку.

Чтоб не мерзли лапки.

Молодцы! Замечательные зайчики. А теперь садитесь за столы и мы продолжим.

  1. Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу»

(Выставляю картинку.)

Ребята, кто нарисован на этой картине.

А какие зайчики.

Повтори Никита, повтори Даша.

Посмотрите, что делает этот зайчик?

Повтори Дима, повтори Семен.

Ребята, а почему он смотрит по сторонам?

Кого боится зайчик?

Скажи Даша, скажи Никита?

Правильно. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Ведь охотников поймать зайца зимой много - и волки и лисы.

Другой зайчик, что делает?

А почему он грызет ветки? Он что, ветки любит?

А почему же он ветки грызет?

Правильно ребята! Голодно зайчику. Приходится ветки с кустов да корку с деревьев глодать. Не очень- то это и вкусно, но что поделаешь - зима!

А сейчас мы с вами поиграем. Хотите?

Подойдите, пожалуйста, к столам.

Ребята, посмотрите, у меня, и у вас есть разноцветные кружочки.

(У детей с высоким уровнем усвоения материала в розетке больший выбор моделей)

Каким кружочком можно обозначить зайчика?

Молодцы!

Покажите мне белый кружок.

Каким кружочком можно обозначить медведя?

Молодцы!

Покажите мне коричневый кружочек.

  • Каким кружочком можно обозначить ежика?
  • Молодцы!
  • Покажите мне серый кружочек.
  • А теперь слушайте мои загадки.
  • Нужно сказать отгадку и показать кружок.

а) Словно елка, весь в иголках. Кто это?

  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Миша?, Сережа?
  • Молодцы!

б) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показала Амина?, Маша?
  • Молодцы!

в) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Он проснется ото сна.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Олег?, Артем?
  • Молодцы!

Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? И зайчик говорит, что ему очень понравилось. Но нам пора возвращаться.

Звучит музыка.

  1. Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Вот мы и вернулись. А зайчик приготовил для вас еще один сюрприз.

  • Посмотрите, какой большой пакет.
  • А знаете, кто там?
  • Его друзья – зайчишки. Хотите с ними поиграть?
  • А морковкой угостить?

(В-ль раздает детям зайчиков.

Каждый ребенок берет с подноса кусочек моркови и “угощает” зайчика.

Игрушки остаются в группе до конца дня.)

МБДОУ №58

Воспитатель:

Кривошеева Людмила Анатольевна

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Пересказ сказки «Заяц-хваста» методом моделирования»

Программное содержание:

    Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения модели сказки по ходу её изложения.

    Развивать мышление, воображение, память; умение подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом -ищ, умение строить полные и выразительные ответы по содержанию сказки.

Материал и оборудование:

Книжка-сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к сказке, игрушка заяц, игрушка ворона, шапочка зайца для драматизации, фланелеграф, набор условных заместителей персонажей сказки для работы на фланелеграфе и наборы меньшего размера для работы на столах на каждого ребёнка, квадраты из белой бумаги размером 15X15 см для оригами «Зайчик», ножницы на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Звучит ритмичная музыка.

    Что хочется делать под эту музыку? (прыгать)

    Попрыгайте!

    Как вы думаете, чья эта музыка?

    Загадать загадку:

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам.

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? /Заяц/

Обратить внимание детей, что под кустиком сидит зайка. Он резвился, веселился в лесу и не заметил, как заблудился. И теперь он не знает, как вернуться в свою сказку. Метель замела все дороги.

Дыхательная гимнастика «Метель».

(1- Вдох полной грудью через нос и длительный выдох. 2-вдох полной грудью через нос и короткие выдохи через плотно сжатые губы.)

Поможем зайке найти сказку?

2. Беседа о сказках.

    Какие сказки вы знаете?

    Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?

    Кто живёт в этих сказках?

    А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

    Какой зайка в сказках «Заюшкина избушка»? (грустный, бедный, беспомощный, трусливый)

3. Внести новую книжку-сказку «Заяц-хваста».

    Я знаю ещё одну сказку про зайку. Но в этой сказке он вовсе не беспомощный и беззащитный. Он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

    Попросить детей повторить цитату, выделяя слова с суффиксом -ищ.

    Какие по величине у зайца усы, лапы и зубы? (большие)

    Значит, если мы добавим к слову -ищ, то предмет станет большим.

    Должно быть, в сказке речь идёт о зайце - великане?

Д/игра «Маленький - большой»:

Какие у зайца глаза? - глазищи; хвост - хвостище; нос - носище;

когти - когтищи; заяц - зайчище.

4. Рассказывание сказки «Заяц-хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.

    Почему сказка называется «Заяц - хваста»?

    Действительно ли в сказке жил заяц - великан?

    Какой заяц в этой сказке? (В начале - хвастун, затем, при встрече с тёткой вороной - трусишка, а в конце - храбрец)

    Покажите, какой заяц был вначале:

Пантомимический этюд «Хвастовство».

Дети изображают радостного, хвастливого зайца: на лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперёд. - Вспомните, когда заяц был трусишкой?

Драматизация диалога зайца с тёткой вороной .

    Ворона: А ну, расскажи, как ты хвастался.

    Заяц: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Ворона потрепала зайца: - Боле не хвастай!

Заяц испугался и убежал.

Физкультурная минутка:

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки.

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули.

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят.

Руки в стороны подняли

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали

И с лужайки убежали.

Руки на пояс, подняться на носки.

Прогнуться, сомкнув лопатки.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Руки в стороны, наклоны вперёд.

Руку - козырьком, посмотреть слева направо. Убегают на места.

    Когда же заяц оказался храбрецом? (Когда помог вороне - спас её от собак)

    Хоровое и индивидуальное проговаривание слов вороны: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (с разной силой голоса)

Гимнастика для глаз «Проследи за зайчиком»

Работа на фланелеграфе.

    Вспомните персонажей сказки. Чтобы пересказать сказку, мы заменим наших героев геометрическими фигурами.

    Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, треугольники, прямоугольники)

Как вы думаете, кого из героев сказки можно заменить белыми кругами? Почему? (зайцев, т. к. они белые)

    Кого будет обозначать треугольник? Почему? (из двух треугольников, чёрного и синего, дети выбирают чёрный, т. к. ворона чёрная)

    Кого заменим прямоугольником? Каким? Почему? (собаку заменим коричневым прямоугольником, а не зелёным)

Кроме того, нам понадобится забор и кустик.

6. Предложить детям смоделировать сказку с помощью фигурок-
заместителей на фланелеграфе.

Моделирование сказки, используя сериационный вид моделирования.

    Пересказ сказки детьми по сюжетам , смоделированным на фланелеграфе.

    Понравившиеся эпизоды дети моделируют на столах и рассказывают, о чём этот эпизод.

    Предложить желающим детям пересказать сказку от начала до конца, глядя на модели, чтобы наш зайчик окончательно вспомнил свою сказку.

10. Предложить детям подобрать концовку сказки .

    Понравилась вам сказка?

    Какая сказка, злая или добрая?

    Как можно закончить сказку? («Вот и сказке конец, кто дослушал- молодец!», «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Так они живут, пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают»)

11. Зайчик благодарит детей за помощь и предлагает сделать на память его портрет.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Раз, два, три, четыре, Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно

Заяц уши оттопырил. Показать «уши» ук. и ср. пальц. обеих рук, ост-ные в кулак.

Вот ОН серый ВОЛК, ВОЛК, Ритмично соединять прижатые пальцы с большим
Он зубами щёлк-щёлк. пальцем на обеих руках.

Зайка, Я, и ОН, И ТЫ Соединять б. пальцы рук с каждым пальцем поочерёдно.

Быстро спрятались В кусты. Скрестить руки и раздвинуть пальцы-«кусты»

12. Изготовление детьми фигурки зайца методом оригами.

Конспект НОД по сказке «Лиса и заяц»

вторая младшая группа

Программные задачи:

  • Приобщать детей к истокам художественной литературы (сказкам), распознавать добро и зло, воспитывать чувства сопереживания, развивать интерес к театрализованной деятельности, побуждать к творчеству, желанию помочь.
  • Продолжать отрабатывать приёмы лепки: раскатывание, сплющивание.
  • Активизировать словарный запас: строители, кирпичный, деревянный; новые слова – черепица, пушистохвостая.

Материал и оборудование:

Конверт, две картинки с изображением ледяного и деревянного домиков, игрушка лисы и зайца; деревянный дом, шапочки зайца, лисы, петуха, коса; пластилин, дощечки, салфетки.

Ход НОД

Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.

Дети, кто-то к нам пришёл, пойду посмотрю (приносит конверт). Нам прислали письмо (открывает конверт, достает две картинки с изображением ледяной и деревянной избушек, ставит на стол).

Что это?

Как вы думаете. Из какой сказки эти домики?

Кто жил в этой избушке? А в этой? (Ставит игрушки лисы и зайчика соответственно домикам).

Из чего зайчик построил себе избушку? А лисичка из чего построила?

Что случилось весной с лисичкиной избушкой? Почему она растаяла? (Вспомнить опыт со снегом).

Как поступила лисичка, когда её избушка растаяла? Хорошо ли она поступила?

Жалко вам зайчика? А как бы вы пожалели зайчика без слов, покажите руками (гладят его, обнимают, прижимают к себе…).

У кого зайчик попросил защиты? (Собака, волк, медведь, петух).

Кто прогнал лису?

Давайте, дети, посмотрим отрывок из этой сказки. (Выбирает петушка, лису и зайца. Драматизация конца сказки. Хвалит детей).

Физкультминутка.

Я ладошками взмахну, вас в зайчишек превращу.

Были ребятишками, станьте вы зайчишками!

Встаньте, зайки, улыбнитесь! Выше, выше подтянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, лап коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали и на месте поскакали.

Были вы зайчишками – станьте ребятишками.

Хорошо зайчику весело, уютно в своём домике. А лисичка испугалась и убежала в лес. И опять будет хитрить, кого- то обманывать.

А это хорошо? Конечно, плохо. Но может быть лисичка- то и не совсем плохая? Она, наверное, не ходила в детский садик, может быть мама не читала ей добрых сказок. Она и не знает, что нельзя строить избушку изо льда, не знает добрых слов, не умеет дружить. А как было бы хорошо помирить лисичку с зайчиком. Но для этого надо лисичке исправиться. Надо научить её быть доброй.

Поможем лисичке? Давайте ей расскажем, как правильно себя вести чтобы иметь много друзей. Слушай, лисичка и запоминай (обращается к игрушке). Ответы детей. (Не обманывать, не хитрить, делиться игрушками, помогать, быть весёлой, не злой, вежливо разговаривать…).

А теперь давайте доброй лисичке скажем ласковые слова. Как её можно назвать ласково? (Лисонька, умница, красавица, лисичка-сестричка, лиса Патрикеевна, пушистохвостая).

Молодцы, дети. Я думаю, что лисичка всё запомнила, она обязательно станет доброй, у неё будет много друзей и с зайчиком обязательно помирится.

Предлагает построить для лисички построить дом

Кто строит дома? (строители).

Из чего можно построить дом (из дерева, из кирпичей) .

В каком бы доме хотел жить ты? Почему?

Строим дом из пластилина.

Для того, чтобы построить хороший дом надо подготовить много ровных брёвнышек. А крышу мы покроем черепицей. Черепица – это такой строительный материал (показать картинку) .

Дети лепят бревнышки приносят воспитателю, коллективно строят дом.

Молодцы, дети, домик получился хороший, прочный, уютный. Будет теперь лисонька рядом с зайчиком жить, будут друг к другу в гости ходить. А там где дружат - живут не тужат.

Конспект НОД по теме «Заяц»

Цель : Закрепить и расширить знания о зайцах.

Познакомить детей с особенностями приспособления

крымских зайцев к местному климату.

Уточнить понятие о травоядных животных, о временах

года, о способах приспособления животных к окружающему

Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые

сказки с участием зайцев.

Словарь: травоядный, наст.

Развивать мышление, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование : картинки и фотографии зайца, игрушечный

плюшевый заяц, карточки белого, зеленого,

красного и желтого цвета по количеству детей,

наборы фигур для игры «Танграм» по количеству

Ход занятия:

Сегодня мы отправляемся в Крымский лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Заяц.

Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).

А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу.

(Дети выполняют задание).

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.

Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, -- наверное размышляет заяц, -- снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.

В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.

Давайте немного поиграем. Игра «Зайцы и одуванчики». Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:

Скачут среди травки зайцы быстроногие,

сбили одуванчики лапками у дороги

дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:

Закружились, будто снег в воздухе пушинки,

А зайчата скачут быстро по лесной тропинке.

(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).

Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному.

Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей).

А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава.

В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся.

Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.

Поиграем в игру «Времена года». У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый.

Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).

К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.

Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.

Раньше в Крыму зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.

Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца. (Конструирование из бумаги). Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?

2. Почему зайцев называют травоядными животными?

3. Как линяют крымские зайцы? Почему?

4. Какова численность зайцев в Крыму?

5. Как называют зайчат, родившихся в разное время года?

6. Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?

7. Как проходят заячьи свадьбы?

8. Какими появляются на свет зайчата? Где?

9. Как зайчиха растит зайчат?

10. Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорожденных зайчат?

Во второй половине дня:

Показать детям как изобразить зайца в теневом театре.

Чтение произведений художественной литературы и малого фольклорного жанра.

Разучивание стихов и потешек.

Лепка, аппликация на тему «Заяц».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме