Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

К признакам государственной службы относятся. Понятие и признаки государственной службы и ее виды

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом ФЗ «О системе государственной службы РФ» (о системе госслужбы РФ).

Понятие: Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан РФ (по некоторым видам службы - иностранных граждан) по обеспечению исполнения полномочий ОГВ РФ и субъектов, а также лицами, замещающими гос.должности РФ.

Государственная служба может проходить только на должностях государственной службы.

Признаки государственной службы:

1.Государственно-служебная деятельность преследует публичные интересы. Обеспечивает достижение публичных интересов. Фундаментальными целями государственной службы являются:

А.защита прав и свобод человека и гражданина

Б.обеспечение исполнения функций, возложенных на государство.

В.обеспечение эффективности гос.аппарата.

2.С точки зрения организации государственной службы государство представляет собой определяет круг организаций, где граждане проходят службу - органы и строевые подразделения.

3.государственная служба - всегда деятельность, связанная с властными полномочиями

4.государственная служба - деятельность, не связанная с материальным производством. Всегда работа с информацией.

5.государственную службу всегда осуществляют государственные служащие.

Государственная служба - это, в первую очередь, деятельность.

Государственный служащий - это физическое лицо, осуществляющее государственную службу (деятельность).

Приоритет имеет публично-правовое регулирование, а нормы трудового законодательства применяются субсидиарно, если соотв.отношения не урегулированы служебным законодательством.

Виды государственной службы.

Дифференциация государственной службы по видам закреплена в ФЗ «О системе гос.службы в РФ».

2 классификации государственной службы

I. виды государственной службы.

1. государственная гражданская служба (ГГС).

1.1. федеральная государственная гражданская служба.

1.2. государственная гражданская служба субъектов РФ.

2. военная (только федеральная).

3. правоохранительная (только федеральная).

II. Органы, где служба осуществляется

1.федеральная служба (в Федеральном органе (неважно, центральный, или территориальный))

2.служба в субъектах.

Федеральная государственная гражданская служба (примеры):

Администрация Президента

Аппараты ГД и СФ.

Аппараты всех судов

Аппарат Правительства

Все ФОИВ, включая территориальные

Аппараты Счетной Палаты, ЦИК, уполномоченного по правам человека.

Государственная гражданская служба в субъектах:

Аппарат высшего должностного лица

Аппарат представительного органа

Аппараты судов субъекта

ОИВ субъекта

Аппараты избирательных комиссий субъекта

Единство системы государственной службы объясняет:

1. Взаимосвязь видов службы - учитывается стаж службы, знания и навыки (Генерал-лейтенант на гражданской службе не начнет с референта или младшего специалиста)

2. установление общих принципов организации системы должностей гос.службы.

3. установление единых принципов прохождения государственной службы.

Профессиональная деятельность предполагает деятельность, которая осуществляется на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, опыта, приобретаемых в результате спецподготовки.

Госслужба, ее сущность и назначение определяется сущностью и назначением самого государства. Она не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их осуществление. Госслужащий в рамках полномочий по замещаемой им должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Госслужба как вид профессиональной деятельности означает непосредственное, непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий госорганов лицами, находящимися на госдолжностях, поэтому они принимаются на постоянную работу, им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

Государственная служба - это публичная служба, т. е. служ­ба в органах публичной власти.

Государственная служба РФ - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащи­ми федеральных государственных органов и государственных орга­нов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъек­тов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государствен­ными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действую­щему законодательству государственной службой считается ис­полнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает долж­ность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учрежде­ния, предприятия, объединения и т. д.).

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функция­ми, задачами и специальной компетенцией. Каждый государ­ственный орган имеет свои структурные особенности. В отли­чие от других организаций государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они могут принимать нормативные пра­вовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную дея­тельность.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий :

1. Российской Федерации и ее субъектов;

2. федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов (федеральных государствен­ных органов) и органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

3. лиц, замещающих так называемые политические государ­ственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих госу­дарственные должности субъектов РФ.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-слу­жебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба отно­сится к ведению Российской Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации регули­руется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, опреде­ляющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Нормативными правовыми актами, регулирующими государ- ственно-служебные отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса осуществления служащими компетенции государственных ор­ганов), являются следующие.

ü Конституция Российской Федерации.

ü Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы уста­навливаются и некоторые другие важные положения государ­ственно-служебного характера.

ü Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государствен­ной службе субъектов Федерации.

ü Специальные федеральные конституционные законы и феде­ральные законы, а также иные законодательные акты, регламен­тирующие государственно-служебные отношения в сфере госу­дарственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской обя­занности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих», «О проку­ратуре Российской Федерации».

ü Указы и распоряжения Президента РФ (например, утверж­денные указами Президента РФ Положение о порядке прохож­дения военной службы; Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работ­никам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Министерства ино­странных дел Российской Федерации на территории Российс­кой Федерации.

ü Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопро­сам государственной службы.

ü Нормативные правовые акты, принимаемые федеральными министерствами.

ü Постановления Конституционного Суда РФ

По государственно-служебным вопросам стала появляться также судебная практика судов общей юрисдикции, например по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации госу­дарственного органа, сокращении его штата либо численности.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - 1982. - Т. 4. - С. 224.

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций - «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного гражданского управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Принципами гражданской службы являются:

  • 1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • 3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5. стабильность гражданской службы;
  • 6. доступность информации о гражданской службе;
  • 7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 11 - 24.

Должности руководителей выделяются из общей системы должностей государственной гражданской службы наличием широких административно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущие юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

Соответствие статуса должности руководителя и системы квалификационных требований, предъявляемых к этой должности, призвано обеспечивать эффективное исполнение полномочий государственного органа. Поэтому статут должности руководителя определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//Государство и право. - 2003. - № 9. - С. 19.

Следующая категория должностей гражданской службы - это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы (от лат. patronus - покровитель).Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. - 2004. - № 6. - С. 27.

Гражданские служащие на данные должности подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение.

Должности помощников (советников) - это должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.

Например, в федеральном министерстве министр - государственная должность Российской Федерации, не относится к должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра - должности категории помощника. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2000. - С. 223.

Следующая категория должностей гражданской службы, которые выделяются в Законе, - это должности специалистов. В Администрации Президента РФ, например, к этой категории должностей гражданской службы, относятся должности начальника отдела в составе управления Администрации Президента РФ, консультанта, специалиста-эксперта, референта и т.д. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М., 1999. - С. 124 - 125.

Должности гражданской службы категории «специалист» в аппарате федерального органа исполнительной власти - главный, ведущий, старший, младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания.

Согласно Закону должности вспомогательно-технического (обеспечивающего) персонала также являются должностями государственной гражданской службы. К их числу относятся должности специалистов в области организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Эти должности также предусматриваются в штате государственного органа, и на лиц, замещающих их, распространяется статус гражданского служащего и соответственно льготы, гарантии и компенсации, ограничения и ответственность, установленные для гражданских служащих. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. - М., 2004. - С. 81.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на 5 групп:

  • 1) младшие;
  • 2) старшие;
  • 3) ведущие;
  • 4) главные;
  • 5) высшие.

Между тем не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

  • · быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
  • · хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
  • · знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;
  • · владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
  • · иметь общую и профессиональную подготовку;
  • · знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

По смыслу законодательного определения государственной гражданской службы, государственная гражданская служба Российской Федерации характеризуется следующими признаками:

  • · наличие у государственного гражданского служащего соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации;
  • · установление испытательного срока, для лица, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации;
  • · двусторонность гражданской службы: она осуществляется на уровне Российской Федерации, федеральных государственных органов и на уровне субъектов Российской Федерации и их государственных органов;
  • · установление особых условий прохождения государственной гражданской службы;
  • · гражданин поступает на государственную гражданскую службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции

В рамках уровневой классификации государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: высший - федеральную государственную гражданскую службу и низший - государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются по закону вилами федеральной государственной службы.

Попытка дать определение понятия «федеральная государственная служба» была предпринята отечественным законодателем еще в 1993 г. в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном указом Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г., хотя еще до этого в ст. 11 Конституции РФ было зафиксировано конституционное разделение государственной власти (значит, и государственной службы) на «государственную власть в Российской Федерации» и «государственную власть в субъектах Российской Федерации» с разграничением предметов ведения и полномочий. Статья 71 Конституции отнесла федеральную государственную службу к ведению центра, т.е. Российской Федерации.

В Положении о федеральной государственной службе была дана и довольно объемная формулировка федеральной государственной службы: «Федеральная государственная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ. Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ. Счетной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Как видим, в данной формулировке не содержится определения понятия и сущности федеральной государственной службы.

В 1995 г. в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ, узаконившем институт государственной службы, законодатель вновь обращается к этой теме. Так, в ст. 2 весьма кратко говорится, что российская государственная служба подразделяется на два уровня: федеральную и субъектов РФ. Но определения сущности федеральной государственной службы не было дано, поскольку еще не была наработана научная база этого понятия, и полностью отсутствовал практический опыт.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001) и Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2002) также не дали подробного толкования сущности федеральной государственной службы и ее признаков, упомянув только, что единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов РФ.

Впервые на законодательном уровне определение сущности федеральной государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится: - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Там же вводятся понятия «должности федеральной государственной службы» и «федеральный государственный служащий».

Анализ данного понятия показывает, что базовым для него является нормативное определение государственной службы РФ вообще. Отличительным признаком служит то, что на федеральной службе государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий только федеральных структур и должностных лиц: Российской Федерации, федеральных государственных органов и политиков федерального уровня.

Наряду с нормативным целесообразно дать и теоретическое определение этого понятия, обозначенное в трудах ряда ученых - социологов и политологов. Здесь, на наш взгляд, приемлем комплексный, обобщающий подход: федеральная государственная служба - это центральная публичная административная система страны, правовой, социальный и организационный институт федерального уровня, предназначенный для выполнения задач и функций государства, профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской, военной и правоохранительной службы в федеральных органах государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Анализ позволяет выделить отличительные черты федеральной государственной службы:

  • данная служба заключается в осуществлении от имени государства государственного управления в масштабе всей страны;
  • федеральные государственные органы, в которых функционирует федеральная государственная служба создаются на основании Конституции РФ и федерального законодательства;
  • данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федерального уровня;
  • федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета;
  • правовые, организационные и иные основы федеральной государственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным законодательством.

Основой федеральной государственной службы служат штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы . В соответствии с законодательством государственные должности федеральной государственной службы подразделяются на должности федеральной гражданской службы (в федеральных органах государственной власти), воинские и должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Должности замешают федеральные государственные служащие - российские граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Это нормативное определение.

Кадровый состав федеральных государственных служащих достаточно представителен.

По данным Росстата на 2008 г., общая численность государственных гражданских служащих Российской Федерации составляла 770,8 тыс. человек. Из них федеральных государственных служащих насчитывалось 548,4 тыс. человек, в органах государственной власти субъектов Федерации - 222,4 тыс. Федеральных государственных служащих в законодательной ветви власти насчитывалось сравнительно немного - чуть более 4 тыс., в исполнительной ветви служило абсолютное большинство - около 469,3 тыс., в судебной власти и прокуратуре - около 79,1 тыс. Можно констатировать, что в количественном отношении кадровый корпус федеральных государственных служащих является оптимальным и в целом отвечает предъявляемым требованиям системы государственного управления.

Цели и функции федеральной государственной службы не имеют четкого определения ни в нормативных актах, ни в научной литературе. Если исходить из сущности и социальной роли федеральной государственной службы как административной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, то главной целью федеральной государственной службы является служение интересам Российского государства и общества качественное обеспечение исполнения функций государства, его федеральных органов и должностных лиц. Будучи инструментом и механизмом государства, федеральная государственная служба обеспечивает эффективность и стабильность государственного управления в масштабе Российской Федерации.

Что касается функций федеральной государственной службы, то их можно в большей мере увидеть в нормативно закрепленных положениях и регламентах отдельных федеральных государственных органов. В рамках обеспечения исполнения полномочий федеральных органов власти целесообразно выделить несколько основных функций: информационно-аналитическую; организационно-техническую; подготовки и процедур принятия решения; выполнения принятого управленческого решения; правового; финансово-экономическую; кадровую; экспертную; документационную.

Перечисленные функции не исчерпывают всего многообразия функций федеральной государственной службы, но показывают наиболее существенные направления деятельности. Эти функции реализуются во всех федеральных государственных органах, независимо от их принадлежности к той или иной ветви власти. В каждом из этих органов государственная служба имеет и другие, специфические для данного органа функции.

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.2008 О противодействии коррупции под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением дача взятки получение взятки злоупотребление полномочиями коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег ценностей иного имущества или услуг имущественного характера иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо...

  1. Понятие и признаки государственной службы

Государственная служба (ГС) - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий государственных органов.

ГС осуществляется только в государственных органах.

ГС включает в себя:

Федеральную ГС

ГС субъектов РФ(Правительство, Законодательное собрание и т.д).

Государственная служба в РФ регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ.

Признаки ГС:

1) замещение служащим государственной должности государственной службы, предусмотренной штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

Принципы ГС:

  1. Верховенство Конституции РФ и ФЗ над другими нормативно-правовыми актами и должностными инструкциями.
  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие. Обязанность гос.служащего соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
  3. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей
  4. Профессионализм и компетентность
  5. Обязательные для госслужащего решений принятых вышестоящими органами и руководителями
  6. Гласность в осуществлении ГС
  7. Ответственность госслужащего за подготавливаемые и принимаемые решения
  8. Стабильность кадров гос.органов
  9. ГС включает в себя внепартийность госслужащего, отделение религиозных объединений от государства.

2. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.

В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими или юридическими лицами.

Законодательство о противодействии коррупции в сфере государственной гражданской и муниципальной службы

Система законодательства о противодействии коррупции включает в себя достаточно многообразную правовую базу, основой которой выступают нормы международного права.

С 2006 года Российская Федерация является участницей Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.)

Основные цели Конвенции заключаются в следующем:

А) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

Б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

В) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.

В Конвенции отражаются суть и содержание политики и практики государств по предупреждению и противодействию коррупции, статус органов по предупреждению и противодействию коррупции. Конвенция устанавливает принципы государственно-служебных отношений, публичность отчетности деятельности государственных структур, говорит о создании условий для полноценной реализации мер по приостановлению финансовых операций (замораживание), по аресту и конфискации имущества, приобретенного коррупционным преступлением, а также определяет необходимость пресечения незаконного обогащения и др.

В 2007 году Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию дает перечень видов правонарушений, являющихся, по мнению международного сообщества, коррупционными. Например: Активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц; активный и пассивный подкуп в частном секторе1, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, определяет необходимость наличия в законодательстве государств ответственности юридических лиц, характеризует суть и содержание санкций и иных мер за коррупцию и др.

В развитие данных международных документов Российская Федерация сформировала отечественное законодательство, установив основу правового регулирования противодействия коррупции и определяя приоритетные направления государственной политики в данной сфере.
В 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также внесены изменения в действующее законодательство федеральными законами от 25.12.2008 № 274-ФЗ3 и №280-ФЗ4 в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Данное законодательство фактически и создало правовую основу развития института противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.

Системный и научно-обоснованный подход к проблеме коррупции в Российской Федерации и противодействия ей обусловил необходимость выработки четкой государственной концепции. В этой связи Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции представляет собой основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации. В стратегии предпринята попытка на системной основе отразить комплекс предпринимаемых мер по противодействию коррупции, обозначить их суть и содержание. В числе таких мер называются меры организационного характера, экономического, правового информационного и кадрового. Предполагается, что умелая практика интерпретации и реализации этих мер будет способствовать устранению коренных причин и условий коррупции в обществе.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а основными задачами:

А) формирование законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

Б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции и создание условий, которые бы затрудняли возможность коррупционного поведения и обеспечивали снижение уровня коррупции;

В) обеспечение всеобщего исполнения норм антикоррупционного поведения, включая применение мер юридического принуждения (ответственности).

Стратегия отражает основные принципы противодействия коррупции, направления реализации (более 20 пунктов), а также механизм ее реализации. Положения Национальной стратегии конкретизируются как в актах Президента РФ и Правительства РФ и актах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, так и в Национальном плане противодействия коррупции.

В 2010-2011 гг. действовал Национальный план противодействия коррупции , который содержал в себе ряд организационных мер на соответствующий период. К таким мерам относится:

Развитие нормативной правовой базы федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного самоуправления;

Организация работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных правонарушений;

Совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов, а также нормативно-правовое совершенствование деятельности данных комиссий;

Проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

Обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план представляют собой динамичную, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся, с течением времени, систему мер противодействия коррупции. Целесообразность построения именно такого принципа правового регулирования механизма противодействия коррупции продиктована рекомендациями Группы государств против коррупции.

В рамках прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы осуществляется проверка законности действий и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Приоритетными направлениями проверки является информация:

О проведении конкурсов на занятие вакантных должностей государственной (муниципальной) службы;

О приеме на службу и назначении на должности, а также о перемещении по службе;

О проведении проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иных представляемых в соответствии с законом сведений;

О проведении служебных проверок (в том числе проверки информации о коррупционных нарушениях);

О применении дисциплинарных взысканий;

Об освобождении от занимаемой должности, увольнении с государственной (муниципальной) службы.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49105. Прогнозирование результатов спортсменов 486 KB
Работа над проектом Для решения поставленной задачи будем использовать персептрон основанный на нейронной сети с 14ю входами с 1 выходным и с одним скрытым слоем. Одна из наиболее привлекательных для пользователя сторон нейросетевой технологии обеспечившая ей нынешнюю всеобщую популярность отсутствие необходимости в детальном программировании процесса решения задачи; возможность решения даже тех задач для которых отсутствуют алгоритмы решения; возможность адаптации к условиям функционирования обучения и переобучения....
49107. Ревизия (аудит) расчетов с депонентами, по претензиям, по возмещению материального ущерба, с разными дебиторами и кредиторами 103.25 KB
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся объединению, предприятию, организации, учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Кредиторская задолженность - денежные средства предприятия, организации или учреждения, подлежащие уплате соответствующим юридическим или физическим лицам.
49108. Дослідження соціалізації дітей дошкільного віку 361.5 KB
Пошук основних особистісних та середовищних детермінант, що визначають ті проблеми, з якими стикаються діти дошкільного віку, а також основні підходи щодо процесу соціалізації та адаптації, є актуальним завданням в сучасних умовах трансформації освіти України.
49109. Архитектура и системы команд микропроцессора К580. Достоинства и недостатки ассемблера 119.5 KB
Недостатки ассемблера ВВЕДЕНИЕ Достоинства ассемблера Обеспечение максимального использования специфических возможностей конкретной платформы что позволяет создавать более эффективные программы с меньшими затратами ресурсов. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА В результате выполнения программы мы должны получить в регистре В значение равное 0. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ Для реализации поставленной задачи нужно запомнить входные данные В программе осуществляется последовательное увеличение содержимого ячейки 6000h на 1 путем...
49110. Загрузить в ячейку памяти с адресом 6000h число 100 и уменьшать его на единицу, пока результат не станет равен нулю 146.5 KB
Именно языки программирования высокого уровня и их наследники в основном используются в настоящее время в индустрии информационных технологий. Однако, языки ассемблера сохраняют свою нишу, обуславливаемую их уникальными преимуществами в части эффективности и возможности полного использования специфических средств конкретной платформы.
49111. Вычесть содержимое ячейки памяти с адресом 6001H из содержимого ячейки памяти с адресом 6000Н. Занести результат в ячейку памяти с адресом 6002H, если результат положительный, иначе - в ячейку 6003Н 433 KB
Директивы ассемблера позволяют включать в программу блоки данных (описанные явно или считанные из файла); повторить определённый фрагмент указанное число раз; компилировать фрагмент по условию; задавать адрес исполнения фрагмента, менять значения меток в процессе компиляции; использовать макроопределения с параметрами и др.
49113. Диэлектрическая линзовая антенна 1.83 MB
Расчёт параметров линзы. Линзовые антенны представляют собой совокупность электромагнитной линзы и облучателя. В основе проектирования линзовых антенн лежит использование оптических свойств электромагнитных волн которые проявляются при размерах и радиусах кривизны поверхности линзы много больших длины волны. Сейчас зачастую используются металлодиэлектрические линзы которые обладают лучшими массогабаритными показателями но при этом коэффициент преломления таких линз оказывается сильно зависящим...


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме