Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка. Какие бывают загадки

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Районная научно-практическая конференция.»

Руководитель: Маликова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

Тотыкаева Елена Александровна

Учитель начальных классов

г. Асино – 2010 г.

1. Введение._______________________________________________________3

2.Что такое загадка?________________________________________________4

3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

6. Результаты исследования.___________________________________________________12

7. Заключение.__________________________________________________ 14

8. Список литературы.___________________________________________ 15

9. Приложение __________________________________________________16

Введение.
Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, , смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Задачи:


  • познакомиться с историей возникновения загадок.;

  • рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

  • проанкетировать учащихся;

  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

  • на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

2. Анкетирование.

3. Обработка и анализ данных.

Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

Проблемный вопрос

Кто придумал загадки и для чего они нужны?

Гипотеза

Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Вопросы, волнующие меня


  1. Что такое загадка?

  2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

  3. Какие виды загадок существует?

  4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

  1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Избушка нова, а жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.

На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя- летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.


Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?


(Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Виды загадок с примерами


  1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Конечно, загадка может быть более сложной, например:


Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
Ответ: (Твое отражение).

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:


Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки очень красивы и образны:


У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
У матушки коробья - всему миру не поднять,
У братца кушак - всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).

Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).

Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня, потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(ветер) *
Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т.п.

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…
(Слон) *

Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:


Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *

Примеры обманок:


У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

Типичная математическая загадка «Поезда»:


Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т.к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:


Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т.д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).

5.Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.


Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:


Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

Примеры логических загадок:


А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:


- если выносится география, то и физика;
- если не выносится история, то и не выносится физика;
- неверно: если выносится математика, то и история.
Ответ: (Математика).

В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?


Ответ: (Финский 5 века).

Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.


Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
Ответ: (Петров).

Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):


Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
Ответ – (2, т.к. «Иа» – две буквы).

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было). .

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы


Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.


В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Результаты исследования.
Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.


  1. любите ли вы загадывать загадки?
«да» - 90%

Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.


  1. знаете ли вы загадки?
«да» -100%

Вывод: все дети знают загадки.


  1. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?
Загадали – 100%

Вывод: все дети загадали по одной- две загадки.


  1. кто придумывает загадки?
Писатели – 50%

Простые люди – 50%

Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.


  1. зачем придумывают загадки?
Она развивает сообразительность- 23%

Это зарядка для ума – 46%

Веселое времяпровождение – 31%

Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:


  1. загадки любят все.

  2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

Вывод

Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

Литература:

1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. Митрофанова В. В. там же, с.16.

4. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. Митрофанова В. В. там же, с.15.

6. Митрофанова В. В. там же, с.10.

7.Садовников Д. А. там же, с. 15.



Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!

Волчихина Яна

"Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Первомайского района

Секция: литературоведение

Волчихина Яна Александровна

7 Б класс

Классификация загадок

Паршикова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Первой квалификационной категории

Контактный телефон 337-19-81

Город Новосибирск, 2012

Введение……………………………………………………......................... стр.3

Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6

Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7

2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12

2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14

2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17

2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20

Заключение …………………………………………………………………стр.21

Литература……………………….………………………………………….стр.22

Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.

Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования :

1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.

2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

3.Охарактеризовать группы загадок.

Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.

Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.

1 глава. Значение загадок в жизни человека

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.

Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» (Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов(если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.

И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».

Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!

Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.

Глава 2 . Классификиция загадок

1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.

Фольклорные

Литературные

Лингвистические

Логические

1.Народные загадки

1.Библейские загадки

1.Анаграммы

1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.),

2.Эпические загадки

2.Метаграммы

2.Ребусы

3.Народные сказки- загадки

3.Шарады

3.Загадки - шутки

4.Загадки - прятки

4.Загадки-обманки

5.Рифмованные загадки

6.Загадки - подсказки

Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.

2.Фольклорные загадки.

1)Народные загадки.

Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например: « Что краше свету белого?» (солнце), « Что у нас чаще леса?» (звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например: « По синему морю тарелка плывёт» (месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» (сани, телега, мужик).

Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.

Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: « голубое поле» (небо), « водяной мост» (лёд), « золотой пень» (напёрсток), « кленовые ноги» (у саней), « кожаная квашня» (о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например: « Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» (подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» (шиповник).

Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например: « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна, как мёд» (вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» (козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» (ветер, метель).

Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» (нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» (мышь).

В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.

Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.

Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка: « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой (« Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».

Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями: « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» (вёдра на коромысле).

По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:

Стул на горах

О семи головах.

В нём ядро

Говорит добро.

(Лён)

Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» (ухват), « Что в избе Самсон?» (Заслон).

Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например: « Шумит, гудит целый век, а не человек» (ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» (вода бежит из бочки).

И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.

Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»

Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.

Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!

В современном языке по-прежнему рождаются загадки, строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,

а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Грамоты не знаю, а век пишу.

в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.

Он на солнце заблестит,

Нежным звуком одарит.

В джазе самый первый он,

Серебристый... (саксофон).

г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

(Автомобиль)

2)Эпические загадки.

В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.

3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).

Вот сказка- загадка.

Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
- Бог помощь, мужичок!
- Спасибо, добрый человек!
- Много ли получаешь с той полянки пользы? - спросил царь.
- Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
- Куда же эти деньги деваешь?
- Двадцать рублей в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю.
- Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
- Долг плачу - отца содержу, взаймы даю - сына кормлю, за окно кидаю - дочь питаю.
- Правда твоя! - сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал - без его лица никому тех речей не сказывать: - Кто бы ни спрашивал - никому не говори!
Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
- Разгадайте,- говорит,- мне загадку. Видел я по дороге мужика - засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать - в подать взношу, двадцать - долгу плачу, двадцать - взаймы даю да двадцать - за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
- Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
- Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
- Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
- Правда твоя! - сказал государь.- Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.

3.Литературные.

1)Библейские загадки.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:

Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)

Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел)

Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)

Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)

Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)

Не человечьими руками

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид! огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Еще никто не восходил!

Идешь к нему - он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

(«Радуга» В.А. Жуковского)

На пажити необозримой,

Не убавляясь никогда,

Скитаются неисчислимо

Сереброрунные стада.

В рожок серебряный играет

Пастух, приставленный к стадам:

Он их в златую дверь впускает

И счет ведет им по ночам.

И, недочета им не зная,

Пасет он их давно, давно,

Стада поит вода живая,

И умирать им не дано.

Они одной дорогой бродят

Под стражей пастырской руки,

И юноши их там находят,

Где находили старики;

У них есть вождь - Овен прекрасный,

Их сторожит огромный Пес,

Есть Лев меж ними неопасный

И Дева - чудо из чудес.

(Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)

4.Лингвистические загадки.

1)Анаграмма (греч.) - слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

Вешал - левша; отформатирован - автоинформатор.

Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

За семь морей ростка я вижу рост.

Я в мире сирота.

Я в Риме Ариост.

2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».

Встречаешь ты меня,

Считаешь дни мои,

Но видеть ты меня не можешь.

А если «Г» заменишь буквой «Й»,

То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)

3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:

Едва приметный червь, но для мехов опасный

Есть первое моё. - Знак в азбуке безгласный -

Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей.

(Моль - ер).

Несу разные вещи

Здравствуй!

Привет!

Что это ты несёшь?

Несу разные вещи.

Несуразные?! Почему они несуразные-то?

Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…

Что ты не сумел?

Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?

Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…

Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.

Вот оно что …

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

Тамарка?

Ага

И ничего, симпатичная?

Красивая! Зеленая такая …

Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?

У кого волосы?

Да у Тамарки-то.

Что-о?

Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…

Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.

Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Да ну тебя …

А стой, стой!

Ну, что ещё?

Передавай привет.

Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.

4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.

Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.

Например, коза спряталась в этих строчках:

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Успехов!

Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,

С нами сыграй в необычные «прятки»:

Десять домашних животных и птиц

Здесь между строк попытайся найти!

Далеко за деревушкой

Мы беседуем с пастушкой…

Высоко тарелка с мясом,

Обойтись придется квасом…

Скоро Ванечка проснется -

Молочком кормить придется…

У ткача сукно пропало,

А в гнезде уютней стало…

Где-то, в царстве сладких снов,

Мягкий луг и теплый кров…

Я бы красный этот цвет,

Однозначно, свел на нет!

Амбара нет уж здесь давно,

А мне, признаться, все равно!

Всю ночь камыш, казалось мне,

Тревожно шелестел во сне…

Уж виден посёлок вдали за горою,

А силы мои на исходе, не скрою…

На улице ночью оставить на даче…

Кощунственный способ! А как же иначе…

ПОДСКАЗКА

Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.

Например, волк спрятался в этих строчках:

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Успехов!

…Звери лесные здесь спрятались дружно,

Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!

Ствол корой покрыт и мхом…

Поживиться б петухом!

Не прохлаждаюсь на окошке

И «брысь» не скажешь мне, как кошке…

У Васи промокли сапожки и ватник,

Пошел он домой, я ж залезла в курятник…

Как вовремя пенка лесная пропела:

Борзая царапнуть меня не успела!!!

Будь смелым, не трусь и в лесу не робей -

Не страшен отважному сердцу злодей!

Мышь любит сыр, а мартышка - бананы,

Я же - всеядный: урюк, баклажаны…

Тревожно вздыхал я сегодня во сне:

Наверное, что-то привиделось мне…

Барс укоризненно как-то сказал:

«Имя длиннее, а ростом ты мал!»

5.Логические загадки.

1)Загадки-шутки

1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)

2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)

3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)

5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)

6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)

1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)

2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)

3. Что легче - 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)

5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)

2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)

3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)

4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)

5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними - ночь)

6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)

1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)

2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)

3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)

4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)

5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)

2) Загадки-обманки.

Не всегда ответ в рифму является правильным

Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

(поросенок) петух

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

(мишка) белка

Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бегемот) бабочка

Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что …

(кит) корова

Кружевную паутину

Сплёл искусно …

(Буратино) паук

В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два …

(рака) петуха

Очень медленно и тихо

По листу ползёт …

(зайчиха) улитка

Нарушая утром тишь,

Распевает в роще…

(мышь) соловей

В речке я люблю резвиться,

В стайке плавать, ведь я - …

(птица) рыба

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

3)Рифмованные загадки

***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)

***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(колобок)

***
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

***
Она красива и мила,
А имя от слова «зола».
(Золушка)

***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php

http://ru.wikipedia.org/wiki

Вид шарады, в которой загаданное слово разбивается на смысловые части, а затем каждая часть заменяется на синоним, антоним, ассоциацию или перестановку букв шар+ада = куб+рая . Иногда может указываться область, к которой относится загаданное слово, или его базовое определение.

Например:

над+выигрыш = предмет, ответ: под+ставка
Моби+имидж = животное, ответ: дик+образ
мышь+клюшка тина+торшер+Локи, ответ: крот+кий ил+люстра+тор

КУБРОЗАГАДКИ

Вид шарады, в котором зашифрованы известные поговорки, пословицы, крылатые выражения. Данное задание разгадывается по частям, ведь предварительно загаданные выражения также разбиваются на части и каждое слово заменяется на синонимы, антонимы, ассоциации, близкие по смыслу термины или перестановку букв. Нужно разгадать каждое отдельное слово и связать все в одно известное выражение. Иногда указывается классификация загадки - например, поговорка, пословица, афоризм, крылатое выражение, название книги или фильма.

Например:

погладить чистоту затылком = поговорка, ответ: не ударить в грязь лицом
падая в нору пеликана = фильм, ответ: Пролетая над гнездом кукушки
Индифферентому Потапу на пустыре пришили лапу = пословица, ответ: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали

В РИФМУ (НЕБЕЛЫЕ СТИХИ)

В небольшом стихотворном тексте загадано слово, подходящее по смыслу, ритму, произношению.
Например:
1. Он и в ОС, и среди льдин. Ответ: пингвин
2. Художник писал, а часы таяли. Ответ: (Сальвадор) Дали
3. Где фильмы снимают и Оскар дают. Ответ: Голливуд.

РАЧЛЕНЕНКА

Игрок получает набор слов, возле каждого - цифры, обозначающие количество букв в слове. Указанные буквы обязательно находятся рядом, без разрывов. Выписав подряд все правильные буквенные комбинации, игрок получает новое слово или словосочетание.
Например:
малахит (3)
ретро (2)
сплетник (4)
растение (3)
пиетет (2)
Ответ: хит+ро+спле+тен+ие = хитросплетение

НАЧАЛОКОНЕЦ (ГОЛОВАХВОСТ)

Игроку предлагается картинка, на ней нужно найти два слова, которые образовывают новое слово при соединении.
Например:

Ответ: озеРОЗАмок


ответ: чашКАТЕРмос

ГаПоиФиКа (ФиКниКа)

Названия известных произведений искусства (ФиКниКа - фильмы, книги, картины) переводятся в буквенные сокращения, в которых каждое слово, включая предлоги, союзы и междометия, привносит несколько букв в результат. Нужно расшифровать буквенное сокращение и угадать название.
Например:
ВоБлС = картина, ответ: Возвращение блудного сына
АливСтраЧу = книга, ответ: Алиса в стране чудес
ВлаКоБраКо = фильм, ответ: Властелин колец: Братство Кольца

ТАРКУСОГРАММА

Задание представляет собой визуальную анаграмму: с помощью картинок в левой части таркусограммы зашифровано слово или фраза, а в правой - несколько слов, которые получаются из ответа перестановкой букв. Формат ответа - загаданное слово (фраза) и слова из правой части, буквы которых образуют полностью слово (фразу) из левой.
Например:


Ответ: генеалогическое древо = сверчок + гиена + голод + Е + Е + Е

Игроку предлагаются несколько слов или картинок, которые обозначают слова-разгадки. Все ответы объединяет общая черта - одинаковое сочетание из трех букв в каждом слове.
Например:
Ответ: соРОКа, РОКировка, проРОК

МЕТАГРАММА

Разновидность шарады, в которой загаданы слова, отличающиеся всего на одну букву. Зашифрованные слова метаграммы состоят из одинакового количества букв и отличаются по смыслу. Существует много разновидностей таких заданий - от картинок до последовательного изменения одной буквы в слове, чтобы превратить одно слово в другое за определенное количество шагов.
Например:
Если поменять «м» на «ф», очарование и обаяние согреет в плохую погоду. Если же поменять «ф» на «ж», получится шуточный портрет. Ответ: шарм-шарф-шарж


Ответ: дрон - трон.
Как превратить мозг в кашу за 6 шагов? Ответ: МОЗГ-МОРГ-ТОРГ-ТОРА-ТАРА-КАРА-КАША
Слово, отличающееся на одну букву от изображенных на картинках


Ответ: клан (на картинках изображены клад и кран, слово «клан» отличается от каждого на одну букву)

Эта загадка представляет собой слово или фразу, зашифрованные в виде рисунков с дополнительными буквами и специфическими знаками.
Например:


ответ: фонендоскоп

В таком задании загадываются слова, которые отличаются друг от друга на один слог или букву, например, фаза=фазан, сон=шансон, пара=паруса. Новые слова в логогрифах образуются с помощью прибавления или убавления слога или буквы. Формат подачи - текст, стихотворения или картинки.
Например:
Он герой интернета, пушистый и быстрый. А добавь еще букв - и раздастся выстрел. Ответ: кот-кольт


Ответ: сад-фасад

АССОЦИАЦИЯ

Игроку предлагаются несколько картинок, образующих общую ассоциативную связь. Нужно разгадать, что объединяет все картинки.
Например:


Ответ: рулетка

Игроку предоставляется картинка - на ней нужно найти два слова, которые пересекаются минимум в трех буквах при объединении. Иногда слова могут относиться к заимствованным или сленгу.
Например:


Ответ: тарТАРелка (тартар + тарелка)

ТЕКСТОВЫЙ ГИБРИД

В задании иносказательно зашифрованы несколько слов, которые при объединении пересекаются минимум в трех буквах. Иногда могут использоваться общеизвестные фамилии или сленг.
Например:
1. Птица семейства фазановых, убивающая из огнестрельного оружия. Ответ: снайПЕРепел
2. Известный художник в безвыходном положении. Ответ: туПИКассо

ИНГРЕДИЕНТЫ (ПОЛИГЛОТ)

Игрок получает бессвязную фразу, которую нужно перевести на указанный иностранный язык, обычно английский. Прочитав перевод, игрок подбирает созвучное слово-отгадку.
Например:
1. Клык или человек (англ.) – fang or man. Ответ: феномен.
2. Прислуживать тетушке (англ.) – serve auntie. Ответ: серванты

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Игроку предоставляются парные картинки, которые образуют общеизвестные словосочетания. Задача - восстановить загаданные словосочетания. Существует несколько форматов данного задания.
Например:
1. Прилагательное + существительное


Ответ: временная петля
2. Существительное + существительное


Ответ: роза ветров
3. Словосочетания с предлогами


Ответ: (как) снег на голову
4. Паровозы (двухкоренные слова)


Ответ: сороконожка

Головоломка напоминает «открытый» циклоид с логическими элементами. Серия картинок обозначает загаданные слова, в которых каждое последующее начинается из нескольких последних букв предыдущего.
Например:


Ответ: доберМАНдрагОРАнгуТАНкеТКАчесТВОрение

БЕСКРЫЛКИ (КРЫЛЬЯ)

Задание представляет собой короткое стихотворение (обычно не более 4 строк), в котором отсутствует часть текста. Недостающая строка - это крылатые выражения, афоризмы, известные строки из песен или стихов («крылья»). Задача игрока - восстановить недостающую строку.
Например:
Робин Гуд собой доволен,
Помощь бедным под контролем!
Ведь он понял еще с детства -
<КРЫЛО>.
формат ответа: пропущенная строка (без знаков препинания)
Ответ: цель оправдывает средства.

ЛОГИЧЕСКИЙ РЯД

Исходя из логической последовательности, заданной серией картинок, нужно подобрать недостающие слово, фразу или цифру.
Например:


Ответ: Таллий (на картинках - элементы таблицы Менделеева: 78. Платина. 79. Золото. 80. Ртуть. 81. Таллий)

ЦИФРОБУКВЫ

В этом задании нужно разгадать сочетание цифр и своеобразной аббревиатуры (буквенного сокращения), руководствуясь логикой.
Например:
1440 МвС. Ответ: 1440 минут в сутках.
221Б - НДШХ. Ответ: 221Б – номер дома Шерлока Холмса.
29 ФБРвЧГ. Ответ: 29 февраля бывает раз в четыре года.

Головоломка представляет собой непрерывный ряд слов, в котором каждое последующее слово начинается с нескольких последних букв предыдущего. Слова зашифрованы в картинках, разгадывать можно начинать с любой, двигаясь по направлению циклоида.
Например:


Ответ: торшерлоконканапеликанцерогенофондатрактиранозавраллигатор

ПОНОС (БОЙКОТ)

На картинке зашифровано ключевое словосочетание, в котором оба слова объединяются в одно новое слово. Задача игрока - найти ключевое словосочетание и составить одно слово из двух полученных.
Например:


Ответ: бой(+)кот = бойкот


Ответ: банк(+)рот = банкрот

Задание основывается на принципах одноименной словесной игры, требующей от игрока хорошо развитых ассоциативного мышления и логики. Задача - угадать «крокодил», загаданное слово или словосочетание.
Например:


Ответ: бред сивой кобылы

ПЕСНИ В КАРТИНКАХ

Несколько строчек из куплета или припева известных песен представлены в серии картинок, которые визуально отображают о чем идет речь в тексте. Нужно угадать автора/название песни или ответить на заданный вопрос.
Например:


Ответ: Ария - Герой асфальта
(Твой дом стал для тебя тюрьмой
Для тех, кто в доме, ты – чужой
Ты был наивен и ждал перемен)

МАРШ НЕСОГЛАСНЫХ (ЗВУКИ МУЗЫКИ)

Нужно угадать название и/или автора песни только по набору гласных букв из припева или куплета. Все согласные буквы заменяются знаком «*», но все же их комбинации могут оказаться довольно полезными для понимания ритма и структуры загаданной песни.
Например:
**о*о *а***е*
*ы*о*а *е*
**ю* *о*е**и – и *о*е*е*и
*у**о **и*а**
* **ю-*о *е**а**
**о**ю, *а* * *е**о*о*и*е*е:
*ы*о*а *е*
*ы*о*а *е*
Ответ: Сплин - Выхода нет

ХПМ (ОПЕЧАТКИ)

Визуальная логическая головоломка - на картинке зашифровано название фильма, книги, картины или другого известного произведения. Изображение содержит «опечатку» – оно всего на одну букву отличается от названия загаданного произведения.
Например:

Ответ: Эрнест Хемингуэй - Старик и море (буква «ж» в слове «морж» превращается в «е»);


Ответ: Джек Лондон - Белый клык (буква «о» в слове «клок» превращается в «ы»)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЛОЖКИ (ШЕДЕВРЫ ДИЗАЙНА)

Формат задания - картинка, представляющая альтернативное видение обложек книг, постеров фильмов или других произведений искусства. Нужно угадать название, проанализировав изображение и подключив ассоциативное мышление.
Например:


Ответ: М. Булгаков - Роковые яйца.


Ответ: Стендаль - Красное и Черное

ДЕШИФРОВЩИК (МАКСОВО БЕЗУМИЕ)

В задании зашифрованы слова известных песен, сформулированы с помощью синонимов, иносказаний, научной терминологии и другой специфической лексики. Задача игрока - расшифровать текст, восстановить изначальные строки и угадать исполнителя и название песни.
Например:
Прими горизонтальное положение, восстанови физические и моральные резервы и внемли моим словам
Я сдерживал свои желания ради благой цели, но в текущий день недели я умываю руки
Я предельно ясно изъяснился, восстанови душевный покой и послушай тишину
Вуаля, всего доброго, ты мне больше не интересна
Расшифрованные строки:
Ляг, отдохни и послушай что я скажу
Я терпел, но сегодня я ухожу
Я сказал: Успокойся и рот закрой
Вот и все до свидания черт с тобой
Ответ: Агата Кристи - Как на войне

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО (ПОЛИЦЕЙСКИЙ УЧАСТОК)

Задание представляет собой логическую головоломку, в тексте которой ключевое слово или фраза зашифрованы созвучным термином и заменены на синоним. Чтобы получить ответ, нужно выделить нужную фразу в тексте, заменить ее синонимом и разбить полученное слово на смысловые единицы.
Например:
Заместитель директора Вася Пупкин был известен подхалимством и кляузничеством. Как только в отделе происходили непредвиденные ситуации, Вася сразу же мчался докладывать начальству.
- Я на вас всех жалобы напишу, - гордо оглашал Вася провинившимся сотрудникам.
- Экзотический фрукт? - беспокоились работники других отделов.
Ответ: а на нас

СТИХИ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ЖМУРКИ)

Эта логическая головоломка подается в форме стиха, в котором некоторые слова зашифрованы с помощью латинских букв. Загаданных слов минимум два, также могут быть использованы анаграммы. Слова логично вписываются в текст и смысл стихотворения, а при соединении слов-отгадок образуется новое слово.
Например:
Вариант первый:
X на озере дрожал,
На берегу сидели Y.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XY.
Ответ: бакенбарды (X - бакен, Y - барды, ХY – бакенбарды)
Вариант второй (с указанием количества букв в нужных словах):
XXXXX на озере дрожал,
На берегу сидели YYYYY.
Элвис бы точно долго ржал,
Увидев эти XXXXXYYYYY.

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Видео: Виды огнетушителей: сравнение, производство, применение

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Видео: Поплавки на удочку. Виды, форма, оснастка, особенности, применение

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Видео: Машины и транспорт в загадках/загадки для детей

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме