Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственное управление греции. Управление в древней греции и риме Организация власти в древней греции

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 8

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕ ВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

Выполнил:

Манасов Г.М.

Студент группы У-202

Проверил: Росенко М.И.

Севастополь, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Греция — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто шестое по территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий

Унитарное государство, парламентская республика. В марте 2005 года пост президента занял Каролос Папульяс. Подразделяется на 13 регионов.

Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией. Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.

Около 98 % населения исповедует православие. Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Индустриально-аграрная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османского халифата


ГЛАВА I

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРЕЦИИ

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории, а центральные – направляют, координируют и контролируют их деятельность. при этом низшие административно-территориальные единицы – общины и муниципалитеты – функционируют на основе самоуправлении. Они пользуются административной самостоятельностью, а их органы власти избираются всеобщим тайным голосованием. Государство осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти, не ущемляя их инициативы, а также заботится об их финансировании. В 1980-1990-е гг. правительство ПАСОК стало проводить активную политику децентрализации в связи с этим претерпело существенные изменения законодательство о местном самоуправлении: органы местного самоуправления получили более широкие полномочия и функции, ранее принадлежавшие государству. В результате система самоуправления вышла на новый уровень: статус самоуправляющихся единиц получили также провинции(номы) . Таким образом, система местного самоуправления в настоящее время делится на два уровня: муниципальный и провинциальный, функционирующее независимо друг от друга.

Особенностью системы государственного управления Греции является наличие категории юридических лиц публичного права, заимствованной, как и сама система децентрализация, из французской государственно-правовой традиции. Эта категория объединяет ведомства и организации, не являющихся частью государственного аппарата, но имеющие отношение к государственному управлению, а также преследующие цели, не являющиеся в узком смысле государственными, но составляющие часть национальной политики. К числу юридических лиц публичного права в Греции относятся муниципалитеты и другие местные органы власти; компании, занимающиеся электро- и водоснабжением, канализацией, связью (как правило, в них значительную долю составляет государственный капитал) , некоторые некоммерческие организации, обладающие административными полномочиями, например, Центр по сохранению наследия Афона.

1.1. Развитие системы местного управления

В этом процессе можно выделить несколько этапов. В 1834г. году королевским указом страна была поделена на димы (муниципалитеты) по территориальному принципу. Они были неравнозначными и делились на три категории в зависимости от численности населения. Эта система в общих чертах просуществовала до 1912г. Когда в русле либеральной политики самоуправляющиеся единицы были поделены на димы и общины (в сельской местности) , причем к числу критериев административного деления помимо территориальных и демографических были добавлены ещё и функциональные, как то: разделение между городскими и сельскими поселениями, наличие у общины средств для содержания начальной школы и т.д. Существенным недостатком этой системы было формирование слишком мелких административных единиц, оказавшихся не в состоянии полноценно исполнять управленческие функции.

1.2 Политико-административное деление

Современное политико-административное деление страны основано на многовековых традициях. Оно учитывает давнее стремление греков к обособлению своих населенных пунктов и областей, во многом обусловленное естественными причинами: значительная часть территории страны расположена на островах, а континентальная Греция изобилует горными хребтами, разделяющими лежащие между ними долины. В связи с этим вполне оправдана тенденция сохранить традиционное деление на области. В настоящее время Греция делится на 13 областей: Восточную Македонию – Фракию, Аттику, острова северной части Эгейского моря, Западную Грецию, Западную Македонию, Эпир, Фессалию, Ионические острова, Центральную Македонию, Крит, острова южной части Эгейского моря, Пелопоннес и Континентальную Грецию. Каждая область делится на провинции (номы), всего их 51. Статус номов имеют такие исторические области, как Беотия, Ахайя, Аркадия и др. Провинции, в свою очередь, состоят из димов (муниципалитетов и общин. В составе области Центральная Македония статус автономии имеет монашеская община полуострова Афон.

1.3 Региональное (областное) управление

Традиционно области в Греции управлялись губернаторами. Но с началом политики децентрализации губернаторские посты были упразднены, а значительная часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Однако потребность в сохранении областных управленческих структур всё-таки осталась. Современный вид областное управление приняло в 1986г., некоторые коррективы в него были внесены в 1997г. Теперь губернаторов сменили генеральные секретари областей. Они подчиняются Министерству внутренних дел и в пределах своей области ведают входящими в компетенцию министерства вопросами (предоставление гражданства и пр.) , им подчиняются областная полиция, пожарная и портовая службы. Генеральные секретари возглавляют областные советы, отвечающие за проведение в области политики правительства и выполняющие главным образом координационные и контрольные функции. В состав областных советов входят номархи номов данной области, представители местных организаций димов и общин, представители профсоюзов, Торгово-промышленной Палаты и прочих профессиональных и общественных организаций. Финансово- экономическую сторону деятельность органов областного управления обеспечивает областной Банк развития, который также возглавляет генеральный секретарь. Кроме того, генеральные секретари руководят работой подразделений: с компетенций в пределах области и с компетенцией в пределах отдельного нома. Большая их часть организована по отраслевому принципу и функционально соотносится с соответствующими министерствами.


ГЛАВА II

Органы местного самоуправления

Органами муниципального самоуправления являются муниципальный совет, муниципальный комитет и мэр. Муниципальный совет включает от 11 до 40 членов, в зависимости и от величины дима (муниципалитета) . В состав муниципальных советов также входят местные советы общин и димов, потерявших самостоятельность в ходе реформы. Муниципальные советы осуществляют большинство из вышеперечисленных функций муниципалитетов. Кроме того, перед ними стоит задача взаимодействия с номархиальными органами по вопросам развития региона, поскольку муниципальные органы участвуют в финансировании различных провинциальных программ развития, затрагивающих территорию муниципалитета. Работой муниципального совета руководит президиум, состоящий из председателя совета, его заместителя и секретаря.

Органами самоуправления в общине являются общинный совет и председатель общины. Общинный совет может включать от семи до одиннадцати членов в зависимости от численности населения общины. Полномочия общинного совета в значительной степени совпадают с полномочиями муниципального совета, но все же несколько сужены по сравнению с последним. Так, в вопросах местного развития общинный совет имеет лишь совещательный голос.

Общинный и муниципальный совет собираются на заседания не реже одного раза в месяц, причем мэр присутствует на заседаниях муниципального совета без права голоса. Члены местных советов не имеют права принимать участие в тех заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие материальные интересы их самих или их родственников до второго колена. Муниципальный совет может запрашивать у мэра и муниципального комитета необходимую для его работы информацию, а также приглашать на заседания государственных служащих и частных лиц. Решение некоторых вопросов муниципальный совет может возлагать на создаваемы е им комитеты.

Из числа муниципальных советников избирается муниципальный комитет, включающий от трех до шести членов во главе с мэром или его заместителем. Муниципальный комитет составляет бюджет муниципалитета, рассматривает вопросы, связанные с получением займов подтверждает права получающий наследство или дарении и т.п.

В полномочия мэра входит исполнение решений муниципального совета и комитета, представлении дима в суде и перед государственными органами, руководство всеми муниципальными службами, в том числе и назначение служащих, подписание финансовых документов и договоров, заключающих димом,выдача справок, подтверждающих фактов прописки или постоянного проживания на территории муниципалитета. В больших димах исполнять эти обязанности мэру помогают его заместители (их может быть 5 и более) . Аналогичные функции исполняет и председатель общины.

Старейшим органом народного представительства является народное собрание. Этот институт функционирует в Греции и поныне, однако не является органом управления, а носит совещательный характер. Проведение народных собраний предусматриваются в муниципалитетах и общинах, чьё население не превышает 10 тыс. человек, и не является обязательным. Мэры и председатели общин могут собирать народные собрания для обсуждения животрепещущих вопросов местного развития. Решение народного собрания должны приниматься во внимание органами местного самоуправления.

Надзор за деятельностью органов самоуправления 1 уровня осуществляют генеральные секретари областей. За легитимностью действий органов местного самоуправления следит специальный контрольный комитет, создаваемый на номархиальном уровне и состоящий из судьи первой инстанции, представителем министерства внутренних дел и представителя органов самоуправления.


ГЛАВА IIi

Муниципальное управление

Первый уровень местного самоуправления образуют димы(муниципалитеты) и общины. Деятельность муниципальных и общинных органов регулируется Муниципальным кодексом, принявшим современный вид во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг. Некоторые изменения в него были внесены в 2004г. Общиной признается поселение с числом жителей от 1500 человек, располагающее необходимы средствами для содержания органов самоуправления и некоторых сооружений общественного значения. Несколько небольших поселений также могут образовывать общину с единой системой органов самоуправления. Для получения статуса дима населенный пункт должен насчитывать как минимум 2500 жителей. Димы с населением свыше 150 тыс. человек, к которым на момент создания муниципального законодательства относились Афины, Пирей и Фессалоники, делятся на муниципальные округа.

Основной задачей органов муниципального самоуправления является защита социальных, экономических, культурных и духовных интересов своих граждан. Полномочия димов включают в себя: сооружение и ремонт систем водоснабжения, орошения и канализации, строительство дорог и мостов, освещение общественных мест, создание пастбищ, зеленых зон и спортплощадок, содержание рынков и кладбищ, проведение ярмарок, осуществление мер по поддержанию чистоты. На димы также возложена забота по организации детских садов, различных культурных центров, строительству школьных зданий и доставке учеников в школы. Димы регулируют транспортные потоки, выдают лицензии и предпринимателям и учреждениям культуры, следят за исполнением законодательства об охране природы, а также торгуют топливом(для отопления) . Осуществлять контрольные функции муниципальным властям помогает муниципальная полиция. Димам в некоторых случаях могут делегироваться отдельные полномочия центральных органов власти. Однако все вышеперечисленные функции димы не обязаны исполнять сами: они могут возлагаться на подконтрольные муниципальным органам юридические лица публичного права или на подрядчиков.

3.1 Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления первого и второго уровней проводятся каждые четыре года единовременно по всей стране. Активное и пассивное избирательное право в этом случае регулируется как общим законодательством о выборах, так и законодательством о местном самоуправлении. Избирать органы местного самоуправления первого уровня могут только граждане, прописанные в данном муниципалитете или общине не менее двух лет, второго уровня- прописанные на территории данной провинции. Номархи и члены номархиальных советов избираются из числа избирателей данной провинции. Ко дню проведения выборов кандидаты в нормахиальные органы должны достичь 23-летнего возраста и входить в состав одного из избирательных блоков. Кандидаты на муниципальные посты должны достичь 21 года. При этом один человек не может баллотироваться одновременно в органы самоуправления первого и второго уровня. Занимать выборные должности в системе местного самоуправления запрещается судебным чиновникам, военнослужащим, священнослужителям. Государственные служащие, за исключением преподавателей, не могут баллотироваться в той провинции, где они занимали руководящие посты на государственной службе. Этот запрет распространяется и на предпринимателей, связанных экономическими отношениями с данной номархией или муниципалитетом. Распределение мест в выборных органах самоуправления проводится по пропорциональной системе. При вступлении в должность члены органов местного самоуправления приносят такую же присягу, как депутаты парламента.

ГЛАВА IV

Провинциальное самоуправление

Второй уровень местного самоуправления образуют номархи. Их юридический статус, объем полномочий и порядок функционирования регламентируется Номархиальным кодексом. Номархии являются юридическими лицами публичного права, их цель – экономическое, политическое и культурное развитие соответствующей провинции (нома) . Номархии не являются вышестоящей организацией для органов местного самоуправления первого уровня и не вмешиваются в их полномочия. Как правило, границы номархий совпадают с границами провинций. Исключение составляет провинция Аттика, которая делится на три номархии – Восточной Аттики, Западной Аттики, а также номархию Афин – Пирея, что связано с перенаселенностью Афинского полиса. Другие исключения – номархии, объединяющие несколько малонаселенных номов: Эврос – Родопи и Драма – Кавала –Ксанфи. Номархии Афин – Пирея, Эврос- Родопи и Драма – Кавала – Ксанфи имеют внутреннее деление на две или три номархиальные секции. В органах провинциального самоуправления предусмотрено представительство и более мелких административно-территориальных единиц – епархиальных округов, границы которых, как правило, совпадают с границами церковных епархий. Деление на епархиальные округа не повсеместно: оно используется в соответствии с потребностями некоторых областей.

В компетенцию номархий входят все вопросы провинциального значения за исключением вопросов, связанных с государственной собственностью, вопросов, входящих в компетенцию министерств обороны, иностранных дел, финансов и юстиции, Национальной статистической службы, службы ветеринарного контроля, а также контроля над органами местного самоуправления первого уровня.

4.1 Структура и деятельность номархий

Номархии состоят из номархиального совета, номархиальных комитетов и номарха. Номархиальные советы избираются на четыре года и включают от 21 до 43 членов, в зависимости от численности населения данной провинции. В их компетенцию входят: планирование работы номархиальных служб и комитетов, утверждение бюджетов подотчетных номархии юридических лиц, введение налогов и наложение штрафов, контроль над операциями с недвижимостью, отчуждение недвижимости в предусмотренных законом случаях, вопросы, связанные со строительством общественно значимых объектов, создание центров культурного развития, учреждение юридических лиц публичного и частного права, а также ряд финансовых вопросов. Заседания нормахиального совета проводятся не реже одного раза в месяц и носят открытый характер, но существует возможность проведения закрытых заседаний. Члены совета обязаны принимать участие во всех его заседаниях и могут высказываться по любому вопросу, кроме тех, в которых заинтересованы они лично или их родственники до второго колена.

В каждой номархии может быть от двух до шести номархиальных комитетов по различным вопросам. Комитеты избираются сроком на два года из числа членов номархиального совета и включают от двух до четырех членов. При каждой номархии также действует Социально-экономический комитет, состоящий из представителей димов и общин, союзов предпринимателей и профсоюзов, исследовательских организаций, кооперативов, а также служащих номархии. Данный комитет является совещательным органом, высказывающим мнение по различным вопросам развития нома. Кроме того, для каждого епархиального округа образуются отдельные комитеты, являющиеся по сути епархиальными советами, а их председателями занимают должности епархов. Епархиальные органы составляют часть провинциального самоуправления.

Номарх избирается на четырехлетний срок. Выборы номархов и членов номархиального совета проводятся одновременно с выборами в органы самоуправления первого уровня (муниципальные выборы) . Номарх обладает следующими полномочиями: он исполняет решения номархиального совета и комитетов, представляет номархию в суде и подписывает от ее имени все заключаемые соглашения, возглавляет все номархиальные службы и др. В исключительных случаях он может принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию других номархиальных органов.

Среди юридических лиц, которые могут учреждаться номархиями, - больницы, детские сады, дома престарелых и т.п. Для пополнения своего бюджета номархии могут принимать участие в некоторых видах предпринимательской деятельности, но им запрещается инвестировать предприятия. Другие источники финансирования провинциальных органов самоуправления – налоговые поступления, доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, спонсорские взносы, дотации Евросоюза. Бюджетное финансирование покрывает только расходы, связанные с выполнением функций, возлагаемых на номархии непосредственно государством.

Для контроля над деятельностью органов провинциального самоуправления создаются специальные контрольные комитеты, в которые входят по одному представителю суда первой инстанции, Министерства внутренних дел и номархиального совета. Контрольные комитеты независимы от провинциальных органов власти. но подчиняются Министерству внутренних дел.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Греция является унитарным и мононациональным государством. Также она не является в строгом смысле ни президентской, ни парламентской республикой, а занимает промежуточное положение между этими моделями (смешанная республика). В установившейся в 1974 г. после падения военной диктатуры и отмены монархии республике президент обладал довольно широкими полномочиями, но с течением времени они всё более урезались в пользу парламента, пока не был достигнут своего рода компромисс между этими ветвями власти.

В целом система местного управления в стране достаточно демократична для того, чтобы привлечь граждан к реальному участию в управлении, но не настолько либеральна, чтобы упустить инициативу из рук государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е.Петрунина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : КДУ, 2007. – 496с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греция

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11143. Государственное местное управление в Республике Казахстан 99.49 KB
Основы понятие и особенности развития государственного местного управления в Республике Казахстан. Конституционные и историко-правовые основы государственного местного управления в РК. Реформирования системы государственного управления...
19516. Местное самоуправление в сельской местности 53.58 KB
Сущность местного самоуправления. Законодательные основы местного самоуправления. Модель самоуправления муниципального образования Косо- лаповское Абатского района Тюменской области. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ федеральными законами призванными установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления что в соответствии с ч. Предстоит разработать и принять...
16609. Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах 21.86 KB
Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.
3724. Общая характеристика политической мысли Древней Греции 8.68 KB
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации. Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода VII в. Так по Теогонии Гесиода от брака Зевса олицетворения всего совершенного и Фемиды олицетворений вечного естественного порядка рождаются две дочерибогини: Дике справедливость и Эвномия благозаконие. Характерные для поэм Гомера и...
20535. Сравнительная характеристика детского и молодежного туризма на примере Болгарии, Греции и Турции 312.91 KB
Именно походы поездки экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня развития наблюдательности способности воспринимать красоту окружающего мира. Цель курсовой работы: Дать сравнительные характеристики детского и молодежного туризма в Болгарии Греции и Турции Для достижения цели я считаю целесообразным решить следующие задачи: Рассмотреть определения виды особенности детского и молодежного туризма. Внутренний туризм: экскурсии для школьников спортивный туризм в т....
4118. Нарушения кровообращения, их классификация. Артериальное и венозное полнокровие. Общее и местное малокровие 4.92 KB
Общее малокровие (анемия) - может быть острым и хроническим. Острое общее малокровие (анемия) обычно развивается после массивных кровопотерь, хроническое - в результате длительных потерь относительно небольших объемов крови или из-за повышенного разрушения крови или нарушения ее образования (белководефицитные, железодефицитные, витаминодефицитные, гипопластические анемии).
20279. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах) 41.57 KB
Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Данная тема работы очень актуальна поскольку любая наука базируется на использовании исторического метода позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Но для того чтобы эти люди могли существовать этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех кто его производил.
15325. Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия 61.05 KB
Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки то комплекс-компиляция есть объединение элементов также несходных или противоположных но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон Артемида иЛето первоначально были демонами совершенно разного прохождения никак между...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
584. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 12.26 KB
Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения . На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.



2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.



Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

Классический период (V-IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Центральные и местные органы управления.

Афинское государство возникает на основе объединения четырех племен, во главе которых стоял выборный вождь - базилевс.

В VIII веке до н.э. функции управления переходят к избираемой коллегии, состоящей из девяти архонтов, среди которых были архонт - базилевс, выполнявший судебные (по уголовным делам) и жреческие функции; архонт-эпоним, осуществлявший общее управление государством и судопроизводство по гражданским делам; архонт-полемарх, ведавший вопросами, связанными с обороной и войной; шесть архон- тов-фесмофетов, выполнявших судебные функции и участвовавших в формировании законодательства.

Первоначально власть архонтов была пожизненной, но с середины VIII в. до н.э. она ограничивалась десятилетним сроком, а с VII в. до н.э. - одним годом. Архонты, срок полномочий которых заканчивался, пополняли ареопаг - орган, возникший в VII в. до н.э. Ареопаг осуществлял контроль за всеми решениями, принимаемыми архонтами.

Помимо ареопага и коллегии архонтов, в Афинском государстве существовало еще народное собрание, роль которого была крайне незначительной, за исключением участия в решения вопросов войны и миры.

В VI веке до н.э. была создана новая система управления государством, допускавшая афинских граждан к выполнению управленческих функций на основе имущественного ценза, введенного реформами Солона. Был сохранен ареопаг и народное собрание, учреждены два новых органа - Совет 400 (булэ) и Суд присяжных (гелиэя).

Дальнейшее реформирование центральных органов власти Афинского государства происходит в период реформ Клисфена (509 г. до н.э.). Вместо Совета 400 был учрежден Совет 500, изменена роль и значение народного собрания, учреждался «остракизм» - «суд черепков», а также были созданы коллегия стратегов и «пританы». Реформы Клисфена завершили процесс формирования органов власти Афинского государства и сформировали демократическое государство, которое считается прообразом современной демократии

Высшим органом государственной власти в Древних Афинах в V-IV вв. до н.э. было народное собрание (экклесия), которому принадлежала вся полнота власти (законодательная, исполнительная, судебная). Оно обладало следующими исключительными полномочиями:

  • 1) принятие законов;
  • 2) решение вопросов войны и миры, утверждение международных соглашений;
  • 3) определение количества и состава вооруженных сил;
  • 4) назначение командующих войсками в случае ведения военных действий;
  • 5) избирание высших должностных лиц;
  • 6) контроль и надзор над деятельностью должностных лиц;
  • 7) принятие постановлений в отношении определенного конкретного лица, как правило, должностного обвиняемого в государственной измене и других преступлениях против государства;
  • 8) решение об изгнании гражданина либо смертной казни;
  • 9) пересмотр дел в апелляционном и кассационном порядке.

Участниками народного собрания были исключительно афинские

граждане - мужчины, которым исполнилось 18 лет. В зависимости от рассматриваемых вопросов народное собрание собиралось в различных публичных местах - на рыночной площади, в театре и т.п. Первоначально народное собрание созывалось десять раз в год, в последующем количество созывов было увеличено до 30 и 40 раз в год, однако одно собрание месяца считалось главным. Оно называлось притания.

Афинское народное собрание имело установленный порядок работы. Созывал народное собрание специальное должностное лицо (эпистат пританов). От его имени по городу ходили глашатаи, которые оповещали о времени и месте собрания. Заседание народного собрания начиналось с религиозного ритуала, который включал в себя жертвоприношения богам и проклятия всем, кто злоумышляет против народа. Затем зачитывалась повестка дня (пробулевма), предварительно одобренная Советом 500, которую нужно было утвердить либо в целом, либо каждый пункт по отдельности.

После утверждения повестки начиналось публичное обсуждение каждого вопроса. Первым слово для выступлений предоставлялось старшим по возрасту. Говорить можно было только по существу вопроса. В противном случае выступающий мог понести наказание в виде штрафа.

После обсуждения рассматриваемый вопрос ставился на голосование, которое могло быть либо открытым - простое поднятие рук (хейротония) и тайным. Тайное голосование могло проводиться тремя способами: при помощи бобов, камешков, черепков. Бобы и камешки были черного и белого цвета, что означало «против» или «за». Камушки бросались, как правило, в специальный сосуд. Черепки - это кусочки керамики, на которых голосующий должен был выцарапать фамилию лица, которого следовало изгнать из государства. Голосование черепками проводилось исключительно по вопросу, связанному с остракизмом.

За участие в работе народного собрания афинским гражданам выплачивалось вознаграждение.

Совет 500 - высший исполнительно-распорядительный орган Афинского государства, который подчинялся народному собранию и формировался на основе территориального представительства. Выборы кандидатов осуществлялись при помощи жребия. Компетенции Совета 500 были чрезвычайно большими. Совет:

  • ? организовывал и обеспечивал деятельность народного собрания;
  • ? давал заключение на законопроект, принятый народным собранием в первом чтении;
  • ? осуществлял проверку прежде всего имущественного положения всех должностных лиц, как назначенных, так и избранных;
  • ? осуществлял контроль, прежде всего финансовый, за деятельностью должностных лиц;
  • ? возбуждал обвинение и судебное преследование против должностных лиц;
  • ? решал вопросы обороноспособности, например, строительство новых кораблей, комплектование армии, ее количество и т.п.;
  • ? рассматривал вопросы внешней политики, включая заключение международных договоров и назначение послов;
  • ? управлял и распоряжался всем государственным имуществом и финансами;
  • ? устанавливал и отменял налоги, определял их количество и размер.

Непосредственно осуществление исполнительно-распорядительных функции возлагалось на 50 человек - членов Совета 500. Они назывались пританами. Каждый месяц эти 50 человек менялись так, что каждый член Совета 500 один месяц осуществлял исполнительные функции. В подчинении пританов находились многочисленные должностные лица, избираемые на народном собрании:

  • 1) рыночные надзиратели (агораномы) - ответственные за порядок и чистоту на рынках, сбор торговых сборов, а также соблюдение законов торговцами и покупателями;
  • 2) метрономы - ответственные за соблюдение установленных мер и весов;
  • 3) астиномы - осуществлявшие охрану правопорядка;
  • 4) гинекономы - следившие за соблюдением женщинами нравственности;
  • 5) логисты - осуществлявшие проверку деятельности других должностных лиц;
  • 6) полеты - ведавшие текущим управлением государственным имуществом, включая вопросы, связанные с его арендой, продажей и т.п.

Все должностные лица за свою деятельность получали вознаграждение. В должности они могли находиться не более года. После истечения срока полномочий они должны были пройти проверку перед специальной коллегией. До тех пор, пока проверка их деятельности не была закончена, бывшее должностное лицо не могло распоряжаться своим имуществом, покидать территорию государства и претендовать на новую должность.

В Афинском государстве продолжала существовать коллегия архонтов, однако ее роль и значение в системе государственного управления существенным образом уменьшились в пользу пританов и коллегии стратегов. Вместе с тем архонты продолжали исполнять религиозные и судебные функции, председательствуя в судах.

Еще одним исполнительно-распорядительным органом Афинского государства была коллегия стратегов, контроль и надзор за деятельностью которой осуществлял Совет 500. Всего избиралось десять стратегов, причем им мог стать только гражданин, который обладал недвижимым имуществом и состоял в браке. Стратеги не получали какого-либо вознаграждения за свою деятельность.

Стратеги выступали в качестве главнокомандующих афинских вооруженных сил. Они решали чрезвычайно широкий круг хозяйственных и финансовых вопросов, вели дипломатические сношения. Помимо этого, стратеги:

  • ? председательствовали в судах по обвинениям в воинских преступлениях;
  • ? скрепляли своей подписью все договоры, которые заключались от имени государства;
  • ? могли потребовать созыва Совета 500 и народного собрания.

Между стратегиями существовала «специализация». Каждый обладал всей полнотой властью в рамках какого-то одного направления деятельности: армия, флот, конные воины, защитные сооружения, гавани, порты и т.д. Количество и характер распределения вопросов между стратегами определялся ими кулуарно. Как правило, один стратег отвечал за координацию всей деятельности стратегов и назывался автократором.

Местное управление в Афинском государстве осуществлялось на основе особого территориального деления. Вся территория Аттики была разделена на 30 округов (триттий), из которых десять округов приходились на прибрежную часть, десять - на центральную и десять - непосредственно на Афины и прилегающую к ним территорию. Все округа были распределены между десятью филами посредством жребия, но при одном условии: каждая фила должна была включать в себя по одному прибрежному, центральному и афинскому округу. Каждая фила была поделена на десять дем (всего 100), в которой «прописывался» гражданин. Именно здесь он и должен был голосовать и избираться.

Опорой государственной власти в Афинах являлись вооруженные силы, которые представляли собой всеобщее ополчение свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В военное время каждая фила выставляла отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определенное число всадников. Все афинские граждане от 18 до

20 лет проходили военное обучение. Причем их нередко привлекали к патрульной службе на границах. Начиная во второй половины V в. до н.э. к охране государственных границ стали привлекаться наемники, которых в дальнейшем использовали и в военных действиях.

В Афинском государстве полицейские функции выполняли рабы- токсоты; свободному афинянину исполнение полицейских обязанностей было унизительным.

Судебная система Афинского государства состояла из нескольких органов: гелиэи, ареопага, суда эфетов, коллегии одиннадцати, коллегии архонтов, суда диэтетов, «суда черепков».

Гелиэя - суд присяжных - высший судебный орган Афинского государства, который состоял из 6000 человек, ежегодно избираемых посредством жребия. Выборы проходили по филам. Каждая фила должна была избрать 600 граждан, достигших 30-летнего возраста. Все члены суда (гелиасты) делились на коллегии (дикастерии). Было десять коллегий по 500 человек в каждой; еще 1000 избранных судей не входили в какую-либо коллегию и считались запасными. Коллегии работали по очереди. Как правило, дела рассматривались одной, а в случае необходимости двумя или тремя коллегиями. Все дела между коллегиями распределялись жребием.

Особенностью гелиэи было то, что ее компетенция была шире, чем просто осуществление судебных функций, которые были основными, но не единственными. Кроме них, гелиэя утверждала законы, принятые народным собранием, размер налоговых выплат со стороны союзников, осуществляла проверку кандидатов на избрание в должностные лица с точки зрения их нравственных качеств и верности ценностям демократии. Члены гелиэи получали заработную плату.

Ареопаг - судебный орган, который рассматривал дела по уголовным обвинениям находящихся вне юрисдикции гелиэи. Главным образом это были дела, связанные с умышленным убийством или умышленным нанесением телесных увечий.

Суд эфетов рассматривал дела по обвинению в убийстве, характеризующиеся некоторыми осложнениями или особенностями:

  • 1) виновник убийства не известен, либо причиной убийства стал упавший камень, обрушившееся здание, животное и т.п.;
  • 2) непредумышленное убийство гражданина, или убийство иностранца;
  • 3) убийство, совершенное в состоянии аффекта или необходимой обороны, случайное убийство, убийство вора или любовника жены;
  • 4) убийство, которое совершили лица, находившиеся в изгнании.

Коллегия одиннадцати осуществляла суд по делам, связанным с разбоем, грабежом и кражами, а также ведала тюрьмами и исполнением приговоров.

Коллегия архонтов выполняла судебные функции, связанные с религиозными преступлениями, а также отвечала за организацию деятельности, которую принято определять, как оперативно-розыскную в сфере уголовных и религиозных преступлений.

Суд диэтетов рассматривал гражданские дела. Он был единственным судом, где наряду с государственными допускалось существование частных судей, которые выбирались по обоюдному согласию спорящих сторон. Все решения диэтетов можно было оспорить в гелиэи.

«Суд черепков» - остракизм, суть которого состояла в недопущении роста политической популярности и влияния какого-то конкретного лица, что могло создать угрозу институтам демократии.

Процедура остракизма была следующей. Каждую шестую пританию в повестку народного собрания ставился вопрос: есть ли гражданин, угрожающий государству? Если граждане посредством голосования признавали, что такой гражданин есть, то назначалось специальное голосование остраконами в восьмую пританию. В восьмую пританию каждый участник народного собрания брал остракон, на котором выцарапывал имя гражданина, который, по его мнению, угрожает государству и который должен быть изгнан за пределы государства на десять лет в течение десяти дней после голосования. Для принятия решения необходимо было, чтобы против гражданина было подано не менее 6 тыс. голосов.

В отличие от Афинского государства система центральных органов власти и управления в олигархической Спарте, созданная в ходе реформ Ликурга (IX в до н.э.), оставалась неизменной в течение столетий. Она включала в себя эфорат, герусию, царей, народное собрание.

Эфорат - это коллегия, состоявшая из пяти человек (эфоров), избираемых ежегодно народным собранием. Их компетенция была чрезвычайно большой:

  • ? созывать, председательствовать и формировать повестку заседаний народного собрания и герусии;
  • ? управлять финансами, всецело определяя расходы государства;
  • ? определять направления внешней политики;
  • ? объявлять набор войск;
  • ? осуществлять надзор и контроль за царями и иными командующими войсками в период военных компаний;
  • ? отрешать от должности царей и любых других должностных лиц, а также предавать их суду.

Эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Ни народное собрание, ни герусия, ни цари не имели право вмешиваться в их деятельность, критиковать и обвинять в чем-то.

Герусия - совет старейшин, состоявший из двух царей и 28 избираемых членов - геронтов. Первыми геронтами стали сторонники реформ Ликруга. В последующем места умерших занимали наиболее уважаемые граждане, которым исполнилось 60 лет.

Компетенции герусии состояли в следующем:

  • 1) подготовка проектов решений для народного собрания;
  • 2) выполнение судебных функций по обвинениям в религиозных и государственных преступлениях;
  • 3) осуществление контроля и надзора за деятельностью царей.

Два спартанских царя являлись, по сути, главнокомандующими

и возглавляли армию в период военных действий. Также они были наделены жреческими функциями. Считалось, что именно они представляют спартанцев перед богами и могут вопрошать их волю, все основные жертвоприношения совершались царями. Должность царей была наследственной.

Народное собрание (апелла) - орган, в котором участвовали спартианы-мужчины, достигшие 30-летнего возраста. Спартанское народное собрание имело ряд существенных особенностей. Во-первых, в народном собрании нельзя было ничего обсуждать, комментировать и т.п. Народ созывали только с целью одобрить или нет предложения эфоров, царей и геронтов. Если народ принимал решение, с которым были не согласны высшие должностные лица государства, то решение не вступало в силу. Во-вторых, собрание не имело каких-либо четких процедур, Как правило, оно собиралось раз в месяц по решению царей или эфоров. В-третьих, собрание не имело четко выраженной компетенции. Единственное, что можно выделить - это избрание геронтов и эфоров.

В отличие от Афин в Спарте не сложилась развитая система должностных лиц.

Судебная власть в Спарте как таковая отсутствовала, поскольку основной источник конфликтов - частная жизнь и собственность - в Спарте были не развиты.

План

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней
Греции.

2. Государство в Спарте.

3. Государство в Афинах:

а) образование Афинского государства;

б) реформы Солона и Клисфена;

в) афинская демократия в V-IV вв. до н.э.
4. Афинское право.

1. Особенности возникновения и развития государства в Древней Греции.

Новая ступень в развитии цивилизации была связана с появлением ан­тичного (греко-римского) общества, которое возникло и достигло расцвета в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. Государства Древней Греции, а затем Древ­него Рима положили начало всей государственной и правовой истории Евро­пы, передав традиции своей политической и правовой культуры европейским и другим народам, выросшим на почве особого античного мира.

Первые очаги цивилизации и протогосударства возникли в Южной Греции в начале II тыс. до н.э. (Критское и Микенское царства). Они во многом напоминали государства Древнего Востока. Знаменитая Троянская война (XITI в до н.э.), известная по поэмам Гомера, резко ослабила Микен­ское и другие ранние ахейские царства, что привело их к упадку и гибели в результате завоевания племенами греков-дорийцев (XII в. до н.э.). Вновь на несколько веков восстановился первобытнообщинный строй, разложе­ние которого и новое повторное формирование государственности отно­сится уже к IX-VIII вв. до н.э.

Особые природно-географические условия Греции (горный рельеф, влажный морской климат, недостаток плодородных земель, отсутствие мощных рек с их разливами, наличие камня, дерева, руд металлов) способ­ствовали разложению общинного хозяйства и развитию личного хозяйства. Здесь не нужны были коллективные ирригационные работы, как на Восто­ке. Если общества Древнего Востока были цивилизациями великих рек, то античный мир, а особенно греческий, был морской цивилизацией. Здесь высокого развития достигли торговые связи, денежное хозяйство, товарное производство для нужд рынка и частная собственность.

Преобладание частной собственности над государственной привело к формированию коллектива равноправных граждан-собственников, кото­рые стали стремиться прямо влиять на управление государством. В клас­сический период развития Древней Греции (V - IV вв. до н.э.) появилось гражданское общество, развитое гражданское самосознание, возникло са­мо понятие «гражданин».

Государства Древней Греции оформились в виде полисов - неболь­ших политических общин граждан - частных собственников, объединен­ных вокруг центра полиса - города. По причине горного рельефа страны, долгой изолированности жителей одних долин от других, возникло множе­ство государств-полисов. Единого, централизованного государства в Древ­ней Греции так и не сложилось.


Быстрое развитие частной собственности, рост социального расслое­ния приводили к острой социально-политической борьбе, переходу власти от одного класса, партии, социальной группы к другой и смене одной фор­мы правления - другой. В греческих полисах утвердились различные фор­мы республик, тираний и даже монархий. Осмысление этого богатого опы­та и привело к становлению политической науки в Греции. При этом пре­обладали республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п. В отличие от Древнего Востока, граждане в греческих полисах гораздо сильнее влияли на власть и сами участвовали в формиро­вании органов государственного управления.

В VI-IV вв. до н.э. на первый план в Греции выдвинулись два наибо­лее крупных и сильных полиса-города - Афины и Спарта. Они долгое вре­мя прямо или скрыто враждовали друг с другом в борьбе за гегемонию в Греции. В Афинах оформилась развитая демократическая республика, а в Спарте - военно-аристократическая республика.

2. Государство в Спарте

В IX в. до н.э. греки-дорийцы основали в области Лакония на юге Греции несколько поселений, слившихся затем в город Спарту. Многочис­ленное местное население из греков-ахейцев они или вытеснили в горы или превратили в рабов - илотов.

Сами завоеватели-дорийцы стали полноправными гражданами - спартиатами, коллективно владевшими всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Сами спартиаты могла заниматься только воен­ным делом, но не земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Реформы законодателя Ликурга (VIII в. до н.э.) окончательно законсерви­ровали общественный и государственный строй Спарты.

Главными органами власти были совет старейшин (герусия), 2 царя -архагета, коллегия 5 эфоров и народное собрание (апелла), которое выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Оно могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Таким образом, в Спарте утвердилась аристократия (в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Консервативный государственно-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков.

3.Государство в Афинах

Более сложная государственная организация сложилась в Афинах.

По преданию, в VIII в. до н.э. мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в области Аттика в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.

Родоплеменная знать (эвпатриды) получила исключительное право занимать государственные должности. Крестьяне-земледельцы (геоморы),

ремесленники (демиурги), торговцы, безземельные батраки (феты) и дру­гие бедняки, составлявшие вместе большинство свободных коренных жи­телей и объединяемые общим названием «демос» (простой народ) отстра­нялись от реальной власти.

После реформ Тесея эвпатриды получили большую политическую власть. Они ограничили власть царя-басилевса религиозной сферой, сделали ее выборной и приравняли басилевса к другим высшим правителям - архон­там, которые выбирались только из знатных эвпатридов. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменное знати - ареопагу, который состоял только из эвпат­ридов. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.

Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и экономическую зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. Массовое обезземеливание крестьян, расцвет долгового рабства и кабальных условий аренды земли привели к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам.

Б) Реформы Солона и Клисфена.

Для сплочения всех свободных коренных жителей в единую общ­ность потребовались глубокие социально-политические реформы. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э. Особо выделяются долговая реформа и отмена долгового рабства, цензовая реформа, создание новых органов власти - гелиэи (суда) и Совета 400. Теперь право на заня­тие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменнои знати, но и богатой верхушке демоса. Однако широкие слои народа были ограничены в политических правах.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилеги­ям родоплеменной знати. Однако компромиссный характер реформ не уст­раивал ни эвпатридов, потерявших неограниченную власть, ни демос, ко­торый не был в полной мере допущен к власти. Борьба аристократов и де­моса продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили государственные порядки Солона и проводили мероприятия в интересах демоса. Тираном в Афинах считался незаконный единоличный правитель, который, однако, не обяза­тельно устанавливал жестокий режим.

Продолжением демократизации государственного строя Афин стали реформы Клисфена (509 г. до н.э.). В основу государственного строя была положен чисто территориальный принцип.

Государство было разделено на 100 демов (своеобразных районов), в каждом из которых было самоуправление. Демы объединялись в 10 фил (больших округов), также имеющих органы самоуправления и своих выбор-

ных представителей в общегосударственных органах. Старые роды и племе­на оказались разделены между разными округами и районами, в результате политическое влияние родовой знати было окончательно подорвано.

Состав Совета государства (булэ) был увеличен с 400 чел., выбирав­шихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь исключительно по территориальным окру­гам (филам) вне зависимости от имущественного положения. Совет 500 контролировал весь административный аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.

Была учреждена коллегия 10 стратегов (по одному от филы), управлявших вооруженными силами.

Позднее была введена процедура остракизма - особого голосования на­рода об изгнании из полиса того гражданина, чья деятельность вызывала осу­ждение большинства и могла привести к установлению единоличной власти.

в) Афинская демократия в V-IV вв. до н.э.

Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г. до н.э.) и Перикла (460-429 гг. до н.э.). Ареопаг, совет знати, потерял практически все властные полномочия и остался только лишь судом по религиозным делам. С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к. все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все государственные должности. Гарантией участия бедных граждан в управлении стало введение государственного жалованья, правда, невысокого, всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний.

Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия), реше­ния которого могла отменить только оно само. В его работе могли участ­вовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собра­ние принимало законы и частные постановления, объявляло войну и мир, выбирало и проверяло деятельность всех должностных лиц. При этом лю­бой гражданин мог выбираться на любую должность. Всего таких должно­стей в Афинах было около 700. Правом законодательной инициативы об­ладали все граждане и должностные лица.

Таким образом, в Афинах сложилась прямая демократия (буквально - «власть народа»), при которой основная масса полноправных свободных граждан-мужчин непосредственно участвовала в реализации власти, а все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.

Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми сво­бодными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в дли­тельный кризис, который углубился в результате поражения Афин в Пелопо­несской войне против Спарты. Острая социальная и политическая борьба в полисе, попытки олигархических переворотов, разорение крестьянства край­не ослабили Афинское государство. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны, потеряв независимость и прежние политические порядки. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в рим­скую провинцию.

4. Афинское право

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права.

Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Пер­вым исторически известным законодателем Афин был тиран по имени Дра-конт (621 г. до н.э.). Его законы были посвящены новой организации суда, наказаниям за разные нарушения общественного уклада, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление, даже за кражу овощей с огорода или праздный образ жизни, назначалась смертная казнь. Позже вы­ражение «драконовские законы» стало синонимом крайне жестоких законов. Большинство законов Драконта было отменено Солоном в начале VI в. до н.э., который сам составил новое обширное законодательство. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации государственной власти, правового ста­туса граждан, долговых обязательств, порядка составления завещаний, за­крепления частной собственности на землю и т.д.

В V - IV в. до н.э. главным источником права стали многочисленные законы народных собраний и постановления различных должностных лиц. Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто про­тиворечивым. Многие основные институты гражданского и уголовного права в Афинах не были разработаны достаточно определенно и полно.

Правовой статус населения в Афинах был довольно четко урегули­рован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков).

Право собственности и обязательства. В Афинах было развито право частной собственности, однако положения об абсолютных правах собст­венника в нем отсутствуют. Собственник нес различные повинности в пользу государства.

Различались «вольные» (из договоров) и «невольные» (из причине­ния вреда) обязательства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищест­ва и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки - залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом за­ложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения.

Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были огра­ничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию.

В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов, однако граница между ними была довольно условной. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные на­казания применялись только к рабам.

Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц.

Самостоятельная работа

Вопросы для самопроверки

Чем отличалось государственное устройство Спарты и Афин?

Что говорит о наличии демократии в Афинах?

Почему нельзя говорить о демократии в Спарте?

Чем отличается афинская демократия от современных форм демократии?

Как приобретался статус полноправного гражданина в Афинах?

Чем отличались права бедных и богатых граждан в Афинах?

Как гарантировалось участие бедных граждан в управлении государ­ством в Афинах?

Какие взаимоотношения существовали между властью и народом в Афинах и Спарте?

В чем причины ограниченности демократии в Афинах?

Могли ли знатные и богатые граждане в Афинах добиваться приня­тия нужных им решений при демократическом строе?

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

* Народное собрание;

* Совет пятисот;

* коллегия стратегов;

* коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла , - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный,

по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они.

* период республики.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

* центуриатные;

* трибутные;

* куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Действительное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат.

* период Римской империи.

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме