Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экологические правонарушения: понятие и виды. Экологической безопасности могут разрешаться Субъектом совершения экологического преступления не является

Экологические преступления - группа преступных посягательств на окружающую среду и ее компоненты, ответственность за совершение которых предусмотрена гл. 26 УК РФ «Экологические преступления» (ст. 246-262) и некоторыми другими статьями УК РФ, касающимися причинения вреда окружающей среде.
Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Экологичность связана с социальными и естественно-природными закономерностями взаимодействия общества и человека с окружающей средой; отражает исторический уровень развития науки, технологий, техники, масштабы потребления и производства; зависит от уровня научных представлений о механизмах и последствиях различного вида антропогенных воздействий; дает возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний.
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен и проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Поскольку подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулировано с использованием бланкетных диспозиций, в частности оборота «нарушение правил» охраны окружающей среды, безопасности и т. п., общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природоресурсового, административного и иного законодательства Общественная опасность не сводится к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а (с качественной стороны) определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения, Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.
Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.
Предметом экологического преступления являются охраняемые законом природные объекты и комплексы.
Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.
По способам совершения экологические преступления разделяются на загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование окружающей среды, по субъективной стороне, с учетом признаков субъекта преступления, - на корыстные, вандалистские, должностные, по сферам проявления - на общие и специальные и др.




37. Платежи за загрязнение окружающей природной среды. Виды платежей, порядок их исчисления.
К числу основных принципов экологического права относится принцип платности природопользования. Исходя из существующего разделения природопользования на позитивное и негативное все платежи в рассматриваемой сфере можно разделить на плату за использование природных ресурсов и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются на основании факта негативного воздействия, выразившегося в форме выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса вредных веществ в водную среду и размещения промышленных и бытовых отходов на поверхности земли.
Плата за воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей в следующих случаях:
1) осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поверхностные и подземные водные объекты;
2) размещение вредных отходов на поверхности земли.
Плата за вредное воздействие является формой возмещения экономического ущерба от вредного экологического ущерба и направляется на компенсацию затрат, связанных с восстановлением нарушенной окружающей среды, экономическим стимулированием снижения вредного воздействия, а также затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов. Плата за воздействие, как видно из определения, не покрывает всех форм экономического ущерба, вызванного вредным воздействием на окружающую среду, в том числе ущерб здоровью человека, имущественным правам других природопользователей, интересам государства в области охраны природной среды.Механизм взимания платы за вредные воздействия основан на принципе самоконтроля природопользователя. В соответствии с данным принципом на природопользователя возлагается обязанность:
Плановый годовой размер платежей определяется природопользователем и согласовывается с Министерством природных ресурсов РФ.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет контроль за достоверностью данных о выбросах и иных вредных воздействиях.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения ставок платы за нормативное воздействие на величину превышения фактической массы вредных веществ над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам вредного воздействия и умножения этих сумм на 5-кратный повышающий коэффициент.В случае отсутствия у природопользователя разрешения на осуществление вредных воздействий вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.Таким образом, платежи за загрязнение окружающей природной среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают, в том числе, проведение мероприятии и выполнение программ по охране окружающей природной среды. С другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать объем выбросов, сбросов и образования отходов и предотвращать тем самым вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.




Омарова Хамисат Минкаиловна

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства, ведущий специалист ОПОВС и ДО Запкаспрыбвод khamkal [email protected]

Khamisat M. Omarova

lecturer at the Department of civil law Dagestan State Institute of National Economy leading specialist of Zapkasrybvod [email protected]

Субъект экологического The subject of

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ENVIRONMENTAL CRIMES

Аннотация. В статье рассмотрен субъект экологического преступления, как непосредственно лицо, совершающее общественно опасное деяние, пагубное влияние которого отражается в подрыве экологической безопасности России. Для предупреждения, предотвращения и пресечения данных преступлений необходимо выявить несовершенство нормативно-правовых актов, в результате которых виновные в общественно опасном деянии не несут всей строгости наказания. Для более подробного изучения данного вопроса считаем необходимымобес-печить объективность наказания соразмерно тяжести экологического преступления. Приводятся мнения ведущих специалистов юристов-правоведов по вопросу субъекта экологического преступления.

Ключевые слова: Уголовный кодекс, Российская Федерация, экологические преступления, субъект экологического преступления, наказание, штраф, водные биологические ресурсы, мера уголовной ответственности, осетр, икра.

Annotation. The article deals with the subject of environmental crime as directly a person committing a socially dangerous act, which reflects a detrimental effect of undermining the environmental safety of Russia. In order to prevent and punish these crimes it is necessary to identify shortcomings in the regulatory legal acts, in the result of which in the perpetrators of socially dangerous acts do not bear all the severity of punishment. For a more detailed study of this issue we believe it is necessary to ensure the objectivity of punishment commensurate with the severity of environmental crime. The opinions of leading expert jurists on the subject of environmental crime are provided.

Keywords: Criminal Code, the Russian Federation, environmental crime, the subject of environmental crime, punishment, penalty, aquatic biological resources, the measure of criminal responsibility, sturgeon, caviar.

При определении вины и меры уголовной ответственности необходимо всегда первую очередь выявить состав преступления, который в теории уголовного права делится на элементы состава преступления. Для более точного уяснения и понимания данного аспекта, необходимо выявить субъект преступления. Целью данной статьи является более подробно изучить субъект преступления.

Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что многие ученые рассматривают субъект экологического преступления по-разному. Выявления определенного понятия невозможно без синтезирования нескольких понятий, которые имеют место быть в уголовно-правовой науке.

Таким образом, данная статья более подробно рассматривает субъект для последующего объективного рассмотрения вины и ответственности.

Классический составэлементов преступления выделяются в четыре группы: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления .

По мнению Лейкиной НЮ., понятие субъекта преступления означает совокупность юридических признаков, на основании которых физическое лицо, совершившее общественно опасное деяние, подлежит уголовной ответственности .

А. И. Рарог дает следующее определение субъекта преступления: «Физическое вменяемое лицо, достигшее минимального возраста, с которого по закону наступает ответственность за данный вид преступления, и способное нести за него уголовную ответственность» .

По нашему мнению, субъектом признается лицо, под воздействием которого был нанесен урон объектам уголовно-правовой охраны, предусматривающие ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.

Согласно от. 19 УК РФ, уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом.

Нельзя не согласиться Анисимовым АЛ. , который пишет, что для предотвращения и профи-

лактики данного правонарушения необходима-развитая экологическо-правовая культура, посредством которой каждый гражданин РФ будет иметь определенное понятие об уроне, наносимом экосистеме страны .

Перспективным видится направление к увеличению тяжести наказания, так как одним из самых действенных средств и правовых инструментов в борьбе с экологической преступностью является наказание. Применение мер наказания должно учитывать мотивацию противоправного поведения, его причины и условия, соответствовать степени общественной опасности, причиненному вреду природе, обществу.

В силу этого требуется ужесточить уголовноправовые санкции за совершение экологических преступлений путем внесения изменений и дополнений как в Общую, так и Особенную части УК РФ предусматривающие уголовную ответственность как физических, так и юридических лиц, установить уголовно-правовые санкции в виде наказаний: штраф, афиширование судебного постановления в СМИ, возмещение причиненного ущерба, приостановление деятельности

Литература:

1. Курс уголовного права. Учение о преступлении. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. Общая часть. Том 1. М., 2012. 489 с.

2. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 2013. 55 с.

3. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник; под ред. А.И. Рарога. Изд-во Проспект, 2013. 750 с.

4. Анисимов АЛ. «Развитие эколого-правовой культуры в России: Проблемы и перспективы. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2014 год, ноябрь № 4 (29), С. 255-259.

на срок до шести месяцев, конфискация имущества, ликвидация, контроль за деятельностью юридического лица сроком до пяти лет.

Кроме того, высокую эффективность профилактики таких преступлений может оказать комплексная система предупреждения в рамках полного взаимодействия государственных и общественных мер, направленных, прежде всего, на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.

Необходимо повышение государственного контроля и надзора, создание экологических судов, прокуратур. Полагаем, в целях подготовки высококвалифицированных специалистов и учитывая специальные особенности экологических норм, необходимо введение в вузах, готовящих юристов, специального курса посвященного внимания проблемам квалификации экологических преступлений.

Данная модель поможет в решении повышения социально-патриотического уровня населения и скажется на уменьшении экологических преступлений.

1. The doctrine of the crime. The criminal law course. ed. N.F. Kuznetsova and I. M. Tyazhkova. The General part. Volume 1. M., 2012. 489 p.

2. Leikina N.S. The identity of the offender and criminal liability. L., 2013. 55 p.

3. Criminal law of Russia. Part of General and Special: textbook; ed. by A.I. Rarog. Prospect, 2013. 750 p.

4. Anisimov A.P. Development of environmental and legal culture in Russia: Problems and prospects. Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Institute of Business, 2014, November. № 4 (29). P. 255-259.

Это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее и законные интересы субъектов экологического права.

Виды экологических правонарушений в зависимости от степени общественной опасности:

  • преступления ;
  • проступки (менее общественно опасные деяния по сравнению с преступлениями, являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями).

Состав экологического правонарушения :

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые . Эти отношения по своему содержанию касаются:

  • собственности на природные ресурсы;
  • природопользования;
  • охраны окружающей среды от вредных воздействий;
  • экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

  1. противоправность поведения;
  2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда , либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;
  3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и , совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины :

  1. (прямой или косвенный);

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Функционирование общества неразрывно связано с преобразованием природной среды, извлечением и потреблением ее полезных свойств, созданием благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для приумножения и воспроизводства природных богатств. Однако деятельность человека нередко сопряжена с такими нарушениями, которые причиняют серьезный, порой невосполнимый ущерб природной среде. Научно-технический прогресс, способствующий появлению новых технологических систем, иногда приводит к тому, что экологический вред, причиняемый природе человеком, приобретает опасные размеры, угрожающие самой биологической основе существования человечества. В красную книгу уже занесено более 150 видов животных, которые практически перестали существовать на земле, тысячи видов животных и растений находятся под угрозой уничтожения в результате загрязнения атмосферы земли, вод ядерными, химическими, иными производственными и бытовыми отходами. Все это порождает необратимые негативные изменения генофонда человечества и создает опасность существования самой цивилизации. Поэтому благополучие окружающей среды требует постоянной заботы человека о ее сохранении. Это обстоятельство было подтверждено на Международной конференции ООН по окружающей среде в июне 1992 г.

Общественная опасность предусмотренных в главе 26 УК РФ преступлений состоит и в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования. Экологические преступления, кроме того, нарушают закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации право человека на здоровую окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", в котором четко определены требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий. строений, сооружений и иных объектов (ст.38), при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст.41), при обращении с отходами производства и потребления (ст.51) и в других сферах.



Виды экологических правонарушений предусмотрены в КоАП (гл.8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования") и УК (гл.26 "Экологические преступления"). Экологические преступления имеют свои отличительные признаки, определяющиеся спецификой родового (отношения в сфере обеспечения общественной безопасности), видового (отношения по охране природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности), непосредственного (конкретные отношения по охране, использованию отдельных видов природных ресурсов и по обеспечению экологической безопасности) объектов посягательства, а также предмета (природная среда в целом, ее ресурсы, особо охраняемые территории, редкие и достопримечательные объекты) и объективной стороны преступления (экологичность деяний, нарушение общеобязательных правил природопользования и охраны окружающей среды, последствия в виде вреда природе и здоровью человека).

Экологические преступления - группа преступных посягательств на окружающую среду и ее компоненты, ответственность за совершение которых предусмотрена гл.26 УК РФ "Экологические преступления", (ст.246-262) и некоторыми другими статьями УК РФ, касающимися причинения вреда окружающей среде. Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.

Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен и проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Поскольку подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулировано с использованием бланкетных диспозиций, в частности оборота "нарушение правил" охраны окружающей среды, безопасности и т.п., общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природоресурсового, административного и иного законодательства (федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, стандартах и иных нормативных документах регламентирующих охрану, окружающей среды, ее использование, параметры воздействия, санитарных и строительных правилах и т.п.).

Уголовная противоправность определяется наличием в УК РФ статей, предусматривающих ответственность за совершение преступного деяния. Она не является стабильной по ряду причин: появляются и фиксируются новые виды экологически значимого поведения, наносящего значительный ущерб окружающей среде, возрастает и часто бывает неконтролируемым и неустранимым вред, наносимый объектам природы. Создаются, и внедряются новые средства потребления или воздействия на окружающую среду, в принципе возникают новые сферы человеческой деятельности (атомная энергетика, генно-инженерная деятельность, биологическое оружие, незаконная торговля окружающей средой и пр), что приводит к необходимости криминализации ряда действий (бездействии).

В то же время общество и специалисты в области уголовного права не всегда правильно оценивают происходящие изменения, а законодатель по субъективным либо объективным причинам не отражает их в текстах уголовного закона. Общественная опасность не сводится к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а (с качественной стороны) определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения умалением экологических интересов общества и нарушением права каждого человека на благоприятную окружающую среду, снижением уровня безопасности населения и территорий и т.д. С количественной стороны общественная опасность экологических преступлений выражается в ее степени и учитывается законодателем в санкциях, содержании ответственности с помощью определения размеров причиненного вреда, набора квалифицирующих признаков и др. (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, отравление окружающей среды, тяжкие последствия и т.п. совершение преступлений на территории заповедника в зоне экологического бедствия и др.),

Например, состояние земель в РФ оценивается специалистами как угроза национальной безопасности, вызванная техногенным загрязнением, истощительным сельскохозяйственным землепользованием, деградацией значительных площадей земельных угодий (на l января 1996 г. общая площадь деградированных оленьих пастбищ составила 230,6 млн. га эрозированных почв, 51 млн. га нарушенных земель - 1138,4 тыс. га). На 1 января 2000 г. площадь деградированных оленьих пастбищ составила более 60% общей площади, а запасы кормов на них по сравнению с 1950 г. уменьшились в два - три раза. При суммарном заборе воды из водных объектов объемом более 80 куб. км, сброшенные, в них сточные воды составляют в 2002 г.54,7 куб. км, т.е. две трети.

В результате большая часть населения России употребляет воду, не отвечающую санитарно-гигиеническим и иным стандартам. Морская среда загрязнена опасными, в первую очередь радиоактивными веществами и отходами из-за затопления и сброса контейнеров с отходами, аварийных реакторов, слива нефтепродуктов и т.п. Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом правовые блага, связанные с использованием отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечением правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, сохранением состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

А также общественные отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов природных богатств. Например, непосредственным объектом незаконной охоты (ст.258 УК) являются общественные отношения по охране и рациональному использованию диких зверей и птиц. Видовым объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологического правопорядка и безопасности населения.

Важным признаком экологических преступлений является предмет, в качестве которого выступают различные компоненты природной среды (дикие животные, птицы, рыба и т.д.). Эти компоненты природной среды не обособлены предшествующим человеческим трудом от природных условий своего существования, находятся в состоянии естественной свободы (например, дикорастущий лес, рыбы в естественных водоемах), а потому не являются имуществом. Предметом экологических преступлений могут быть так же элементы природной среды, хотя и аккумулирующие в себе определенное количество человеческого труда, но остающиеся в природной среде или внесенные в нее для выполнения восстановительных функций (например, искусственно выращенные и выпущенные в водоемы мальки рыб). Именно по предмету экологические преступления отличаются от преступлений против собственности.

Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т.е. лица, в обязанности которого нормативными правовыми или правоприменительными актами, по договору или иному уполномочию включаются: выполнение определенных действий, по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи, с использованием, окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия либо установлен специальный порядок деятельности в целом в силу должностного положения лица, или данного ему служебного поручения Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, осуществляющие отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, оказывающие определенные услуги, например по транспортировке животных.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме