Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Донорство крови правовые и медицинские условия. Правовой статус донора

Донором вправе быть дееспособное лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо проживающим на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее одного года иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее возраста восемнадцати лет или приобретшее полную дееспособность до достижения им возраста восемнадцати лет в соответствии с законодательством Российской Федерации, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медицинское обследование и не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.

Донор имеет право на:

1. сдачу крови и (или) ее компонентов безвозмездно или за плату в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2. защиту государством его прав и охрану здоровья;

3. ознакомление с результатами его медицинского обследования;

4. полное информирование о возможных последствиях сдачи крови и (или) ее компонентов для здоровья;

5. получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами ее оказания в случаях возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции;

6. возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью в связи с выполнением донорской функции;

7. меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О донорстве крови и ее отдельных компонентов», нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность донорской службы, эффективность ее работы напрямую зависит от донорской активности. В настоящее время можно говорить о наличии у доноров отдельного правового статуса, характеризующегося специфическими правами, обязанностями и ответственностью. Донор крови и (или) ее компонентов - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты. п.2 ст.2 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Анализ правового положения доноров целесообразно начать с рассмотрения его прав в зависимости от сферы их реализации. Прежде всего, это права, непосредственно связанные с процедурой донации. Согласно Закону о донорстве, взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред. Лицо, сдающее кровь, имеет право на информацию о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов. Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции.

Часть специальных правомочий доноров-работников входят в трудо-правовую сферу. Так, в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ донор имеет право на освобождение от работы:

· в день медицинского обследования в связи со сдачей крови;

· в день сдачи крови;

· после каждой сдачи крови в дополнительный день отдыха. ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

Дополнительный день отдыха пожеланию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Важно, что работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Поощряя и поддерживая развитие добровольного безвозмездного донорства, государство закрепляет ряд прав доноров в сфере социального обеспечения. Однако в настоящее время объем указанных правомочий существенно сокращен. При этом сохраняется дифференциация прав в зависимости от статуса донора. Так, любой донор в день сдачи крови обеспечивается бесплатным питанием.

Однако не уточняется, о каком питании идет речь и с какой целью установлено данное право. Тем не менее, указанное право доноров можно отнести к основным мерам социальной поддержки.

Более широкий перечень мер социальной поддержки предусмотрен для лиц, награжденных знаком “Почетный донор России”.

Доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз, либо кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови сорок раз, либо кровь и (или) ее компоненты менее двадцати пяти раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови шестьдесят и более раз, либо плазму крови шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1. предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством;

2. внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

3. первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;

4. предоставление ежегодной денежной выплаты.

Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР" и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на меры социальной поддержки, определенные для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".

Правила учета донаций в целях определения возможности награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Донации, совершенные лицом за плату, не учитываются при определении возможности награждения нагрудным знаком "Почетный донор России". ст.23 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", устанавливается в размере 10 557 рублей.

Ежегодная денежная выплата индексируется один раз в год с 1 января текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период прогнозного уровня инфляции.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежегодной денежной выплаты, является расходным обязательством Российской Федерации. ст.24 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Существенная поддержка Почетных доноров России в целом справедлива, учитывая, что донорство - свободно выраженный безвозмездный акт.

Вознаграждение за сдачу крови, полученное работником-донором в медицинском учреждении, не облагается НДФЛ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. п. 4 ст. 217 НК РФ от 05.08.2000 (ред.05.10.2015)

Доход донора в виде сохраненного среднего заработка за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.1 ст. 210 НК РФ), а также признается объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 1 ст. 236 НК РФ) и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

На средний заработок, выплаченный донору, организация также начисляет страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184

Расходы на оплату труда доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови, учитываются в составе расходов в целях обложения налогом на прибыль (п. 20 ст. 255 НК РФ).

Благодаря развитию медицинской науки появляются новые методы восстановления и сохранения здоровья людей, обусловливающие особые взаимоотношения между пациентами, организациями здравоохранения и государством. Это в полной мере применимо и к отношениям в области донорства. Законодательно закреплены несколько видов донорства: органов, тканей, крови человека. В настоящей статье проанализировано нормативное регулирование общественных отношений в сфере донорства крови.

Базовым нормативным актом в данной области следует считать Закон РФ от 09.06.1993№ 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов” (далее – Закон о донорстве). Механизм реализации положений Закона конкретизирован во множестве подзаконных актов. Важное место в системе правового регулирования донорства крови занимают нормы, посвященные организации донорской службы .Полномочия органов власти ››

При рассмотрении вопросов донорства, прежде всего, следует обратиться к положениям, закрепляющим полномочия органов власти различного уровня по обеспечению медицинских организаций донорской кровью.

Согласно ст. 4 Закона о донорстве, финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения, является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Фактически в статье нет разграничения полномочий между органами власти, указан лишь их различный объем. В этой же статье говорится о возможности финансирования мероприятий, связанных с донорством, за счет средств местных бюджетов. Несмотря на отсутствие конкретики в анализируемой норме, все же можно сделать вывод о государственном характере финансовых обязательств в сфере донорства.

Положения, разграничивающие полномочия органов власти в области обеспечения медицинских организаций донорской кровью, содержатся и в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы). Так, в соответствии со ст. 5 Основ к полномочиям федеральных органов государственной власти относится организация обеспечения донорской кровью и ее компонентами федеральных организаций здравоохранения.

В свою очередь, органы власти субъектов РФ ответственны:
1) за организацию заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и еекомпонентов;
2) организацию безвозмездного обеспечения учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных учреждений, а также иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.

Таким образом, региональные власти должны выполнять две функции:
1) обеспечивать донорской кровью организации здравоохранения субъектов РФ, муниципальные и иные (очевидно, частные) организации;
2) организовывать заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности (далее – заготовка) донорской крови и ее компонентов.

При буквальном толковании нормы получается, что заготовка донорской крови входит в функции исключительно учреждений субъектов РФ. В то же время в соответствии со ст. 13 Закона о донорстве данный вид деятельности осуществляют государственные учреждения здравоохранения, а значит, к их числу относятся и федеральные организации. Практика подтверждает подобный вывод: одним из крупнейших учреждений федерального значения в сфере донорства является государственное учреждение здравоохранения “Центр крови Федерального медико-биологического агентства России”. Таким образом, положения Основ нуждаются в корректировке с целью расширения полномочий органов власти федерального уровня.Требования к учреждениям ››

Деятельность по заготовке, переработке, хранению, обеспечению безопасности донорской крови требует специальных условий ее осуществления. Во-первых, такая деятельность указывается как основная в учредительных документах соответствующих организаций. Во-вторых, законом предусмотрены ограничения, касающиеся формы собственности таких учреждений. Как было сказано выше, это только государственные организации или их структурные подразделения. Исключение сделано для муниципальных учреждений, осуществлявших такую деятельность до 1 января 2006 г. При этом применяются правила, предусмотренные для случаев наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

В соответствии с номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения организации, занимающиеся заготовкой крови, могут называться центрами крови или станциями переливания крови (приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 “Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения”). Имущество указанных учреждений не может быть приватизировано.Обеспечение безопасности деятельности ››

Деятельность учреждений по заготовке крови исключительно важна. Нарушение технологии забора, хранения, переработки крови может привести к серьезным, а порой необратимым последствиям для здоровья людей. Для предотвращения подобных последствий постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 № 29утвержден технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии. Для реализации указанного регламента постановлением Правительства РФ от 31.12.2010№ 1230 установлены правила и методы исследований и правила отбора образцов донорской крови.

Целям обеспечения безопасного донорства служит и Инструкция по применению компонентов крови, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 25.11.2002№ 363. В ней, в частности, определены обязанности врача при осуществлении трансфузии в общем и специальном порядке. В первом случае врач должен определить группу крови АВ0 и резус-принадлежность реципиента и донора (по эритроцитам в контейнере) и провести пробу на индивидуальную совместимость крови реципиента и донора. Во втором случае речь идет о переливании компонентов крови по жизненным показаниям в случае, если группа крови и резус-принадлежность реципиента неизвестны. Врач, выполняющий трансфузию, может перелить реципиенту переносчики газов крови (эритроцитная масса, взвесь) группы 0(I) резус-отрицательная при обязательном проведении проб на индивидуальную совместимость и биологической пробы.

Еще одним элементом системы обеспечения безопасности донорства следует считать проведение медицинского обследования потенциальных доноров. Порядок медицинского обследования доноров крови и ее компонентов утвержден приказом Минздрава России от 14.09.2001 № 364 . Объем медицинского обследования донора зависит от вида донорства и от категории донора.

Наибольший объем исследований предусмотрен для лиц, сдающих кровь нерегулярно.Контроль качества ››Порядок организации контроля за качеством донорской крови и ее компонентов определен приказом Минздравсоцразвития России от 22.02.2008 № 91-н. Государственный контроль крови осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общие функции контроля и надзора в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Для координации действий этих двух органов утвержден Регламент взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по осуществлению мероприятий по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (приказ ФМБА РФ № 533, Росздравнадзора № 9600-Пр/08 от 03.12.2008).Правовой статус донора ››

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность донорской службы, эффективность ее работы напрямую зависит от донорской активности. В настоящее время можно говорить о наличии у доноров отдельного правового статуса, характеризующегося специфическими правами, обязанностями и ответственностью. Согласно ст. 1 Закона о донорстве, донор крови – это совершеннолетний гражданин, прошедший медицинское обследование и добровольно сдающий кровь и ее компоненты.

Анализ правового положения доноров целесообразно начать с рассмотрения его прав в зависимости от сферы их реализации. Прежде всего, это права, непосредственно связанные с процедурой донации. Согласно Закону о донорстве, взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред. Лицо, сдающее кровь, имеет право на информацию о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов. Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции.

Часть специальных правомочий доноров-работников входят в трудо-правовую сферу. Так, в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ донор имеет право на освобождение от работы:
в день медицинского обследования в связи со сдачей крови;
в день сдачи крови;
после каждой сдачи крови в дополнительный день отдыха.

Дополнительный день отдыха пожеланию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Важно, что работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Поощряя и поддерживая развитие добровольного безвозмездного донорства, государство закрепляет ряд прав доноров в сфере социального обеспечения. Однако в настоящее время объем указанных правомочий существенно сокращен. При этом сохраняется дифференциация прав в зависимости от статуса донора. Так, любой донор в день сдачи крови обеспечивается бесплатным питанием.

Однако не уточняется, о каком питании идет речь и с какой целью установлено данное право. Тем не менее, указанное право доноров можно отнести к основным мерам социальной поддержки, поскольку дополнительные установлены только для доноров, сдавших в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам.

Перечень дополнительных мер социальной поддержки сегодня ограничивается правом донора на первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения. Помимо сомнений в эффективности этих мер по количественному показателю, вызывает вопросы их качественная характеристика. Дело в том, что получить путевку в санаторий может только ограниченный круг лиц, например те, кто занят на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если донор работает в нормальных условиях, то упомянутая мера социальной поддержки на него не распространяется.

Более широкий перечень мер социальной поддержки предусмотрен для лиц, награжденных знаком “Почетный донор России”. Это граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз.

Они имеют право:
на внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время года;
ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти.

Существенная поддержка Почетных доноров России в целом справедлива, учитывая, что донорство – свободно выраженный безвозмездный акт. Однако наличие в Законе о донорстве статей, устанавливающих основные, дополнительные и специальные гарантии донорам, требует реального их наполнения.

Обязанности и ответственность доноров связаны, прежде всего, с обязательством сообщать достоверную информацию о состоянии здоровья. При его нарушении донор может быть привлечен к уголовной ответственности. В целом законодательство в области донорства крови развивается неравномерно, поскольку в настоящее время сформирована обширная база подзаконных нормативных актов и не устранены существенные недостатки базовых законов. Это предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в сфере донорства.

Конституция Российской Федерации закрепила за каждым человеком право на жизнь. Традиционно право на жизнь рассматривается в двух аспектах: во-первых, как право человека на гарантированную защиту от любых незаконных посягательств на его жизнь со стороны третьих лиц (государства, его представителей и т.д.); во-вторых, как правомочие на свободное распоряжение своей жизнью. Современные достижения медицины, которые направлены на сохранение и появление жизни, такие как трансплантация, применение вспомогательных репродуктивных технологий, позволяют выделить такую форму реализации этого права как донорство.

Социальная значимость донорства в России определена его целями -- спасение жизни и восстановление здоровья людей.

Донорство занимает важнейшее положение в системе реализации конституционных прав и свобод как самого донора, так и иных лиц.

Донорство направлено на обеспечение реализации конституционного права на жизнь реципиента. В частности, оно необходимо для спасения жизни и восстановления здоровья людей, широко применяется для зарождения новой жизни.

Кровь - цельная кровь, заготовленная от донора и обработанная либо для переливания, либо для дальнейшего производства;

Компонент крови - используемые для лечебных целей составляющие крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, составляющие плазмы), которые могут быть приготовлены из цельной крови различными методами;

Препарат крови- лекарственное средство, полученное из крови или плазмы человека с применением химических технологий;

Виды донорства:

Донорство крови- подразумевает забор крови, которая далее ресуспендируется в специальном консервирующем растворе, разделяется на компоненты, переливается или перерабатывается. По действующим в России правилам сдавать кровь можно не чаще 1 раза в 60 дней.

Донорский плазмаферез

Процедура забора плазмы крови:

  • 1. При ручном плазмаферезе кровь забирается в стерильный пакет (как при обычной процедуре кровосдачи), центрифугируется, разделяется на эритроцитарную массу и плазму с использованием плазмоэкстрактора, после чего эритроцитарная масса возвращается донору. Объем циркулирующей крови восполняется введением адекватного количества физиологического раствора.
  • 2. При автоматическом плазмаферезе донор через специальную систему подключается к сепаратору, забирается непосредственно плазма крови.

Донорский тромбоцитоферез - с помощью специального аппарата (сепаратора) из крови выделяется тромбоцитарная масса.

Донорство иммунной плазмы - доброволец заражается безопасным штаммом какого-либо инфекционного агента. Плазма, полученная от такого донора, содержит антитела к данному возбудителю и может быть использована для изготовления медицинских препаратов. Иногда она переливается в чистом виде ослабленным больным в профилактических целях или как компонент поливалентной терапии.

Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ. "О донорстве крови и ее компонентов". Настоящий Закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

Искусственных заменителей крови с такими же многосторонними лечебными воздействиями на организм больного, как донорская кровь, нет. Единственным источником крови является донор. Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, могут быть получены только от человека. Стать донором может практически любой здоровый человек, если он старше 18 лет, не имеет противопоказаний к донорству, а его вес больше 50 кг. Целиком донорскую кровь не используют. Каждую дозу крови разделяют на компоненты. Пациент получает именно тот компонент, который ему необходим. Препараты донорской крови используются при:

  • - сложных операциях
  • - родах
  • - лечении пациентов при кровотечениях
  • - тяжёлых травмах
  • - анемии
  • - лейкемии
  • - раковых заболеваниях
  • - болезнях печени и во многих других случаях.

Донорство крови и ее компонентов безопасно для здоровья. Это одна из составных частей здорового образа жизни. Доноры: проходят тщательное обследование на наличие инфекционных заболеваний, инфекционных заболеваний, имеют постоянный контроль состояния своего здоровья. здоровья. Каждая кроводача улучшает обмен веществ в организме. Систематическое донорство: снижает риск заболеваний сердечно - сосудистой системы в пять раз, в пять раз, увеличивает продолжительность жизни человека.

Почетный донор

Несколько изменился порядок получения этого звания. Раньше нужно было сдать кровь не менее 40 раз или плазму не менее 60. Теперь же, кроме плазмы, учитывается сдача прочих компонентов крови (цитодача). А также планируется присвоение звания «Почетный донор России» тем гражданам, которые осуществляют смешанные донации (плазма, кровь и ее другие компоненты). Условие будет такое: их суммарное количество должно быть либо 40 (из них сдач крови 25 и более), либо 60 (сдач крови - менее 25). Донации, сделанные за деньги, в эту формулу подсчета не включаются.

Почетный донор имеет право:

  • 1. выбирать, в какое время года ему идти в очередной оплачиваемый отпуск;
  • 2. получать вне очереди бесплатные медицинские услуги в мед. организациях;
  • 3. приобретать в первую очередь путевки на санатории по льготным ценам; закон донорство социальный кров
  • 4. получать ежегодно денежную выплату.

Представим себе, что 55-летний житель города Архангельска обратился за помощью к медикам из-за проблем с сердцем еще в ноябре. Пожилому человеку успешно провели операцию, которая требовала переливания крови. Во время операции человеку перелили ВИЧ-инфицированную кровь. Донорский материал попросту не проверили на наличие вирусов, опасных для жизни. И лишь спустя несколько месяцев плановый анализ крови неожиданно показал, что пациент ВИЧ-инфицирован. Следовательно, кровь не проверили на наличие вирусов перед переливанием, однако в сопроводительных документах указали, что донорский материал чист. Ответственность за качество плазмы донорской крови несет сотрудник городской станции переливания. Он должен был проверить материал, в том числе, на наличие вирусов. Сотрудникам медучреждения светит статья за халатность ч.1статья 293 УК РФ. Получается,что сотрудники нарушили кодекс РФ об административных правонарушениях, и им светит статья 6.31. Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: «Правовое регулирование донорства крови в РФ»

Введение

1.1 Права донора крови

1.2 Обязанности донора крови и принципы донорства крови

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение№1

Введение

Проблему донорства крови можно отнести к международной. Потребность в донорской крови существовала многие годы и существует на сегодняшний день во всех странах. Для лечения многих заболеваний крови необходима кровь доноров. Кровь представляет собой сложный по составу органический материал. Кровь - это жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных и осуществляющая в организме транспорт химических веществ (в т.ч. кислорода), благодаря которому происходит интеграция биохимических процессов, протекающих в различных клетках и межклеточных пространствах, в единую систему. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых Комментарий к федеральному закону от 20 июля 2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» / Юстиц информ Кровь состоит из жидкой части - плазмы и взвешенных в ней клеточных (форменных) элементов. Объем крови в норме составляет в среднем у мужчин 5200 мл, у женщин 3900 мл.

Ранее в нашей стране, которая на своей территории вела две мировые войны, потребность в донорской крови была очень высока. Современная медицина так и не смогла создать искусственную кровь, существуют лишь способы по ее хранению. Кровь не только может "пропасть", но и свернуться (окислиться). Как известно, в мире каждый день растет напряжение, эскалация вооруженных конфликтов велика по многим причинам. В то же время в 21 веке в мире актуализировалась проблема терроризма. Террористические акты совершались и на территории РФ, и сейчас спецслужбами России предотвращаются угрозы совершения таких терактов у нас в стране. Кроме того, в нашей стране, которая по протяженности занимает 11 часовых поясов и является крупнейшей во всем мире, ежегодно происходят катастрофы природного характера. На территории РФ возможны и землетрясения, цунами, торнадо, наводнения.

Все выше перечисленные факторы оказывают влияние на увеличение потребности нашей медицины в донорской крови. В советский период отечественной истории доноров было много. Никто не наказывал за отказ от донорства крови, но существовало негласное осуждение и порицание, когда весь рабочий персонал цеха завода или госучреждения шел сдавать донорскую кровь, а отдельные "элементы" отказывались от участия в этом массовом "мероприятии".

В настоящее время острая потребность в донорской крови обоснована еще и тем, что именно из крови получают многие лекарственные препараты, а учеными постоянно исследуются свойства крови, делаются попытки клонировать (вырастить искусственным путем) органы человека из стволовых клеток.

Исходя из актуальности выбранной темы, перед работой стоит задача - изучить правовые аспекты донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать законодательство о донорстве крови и ее компонентах.

2. Определить основные принципы донорства крови и ее компонентов.

3. Изучить права и обязанности донора.

4. Исследовать порядок взятия крови и ее компонентов у донора, а также контроль за их качеством.

5. Исследовать вопрос об ответственности должностных лиц организаций здравоохранения в сфере донорства крови и ее компонентов.

Глава 1. Правовой статус донора

1.1 Права донора крови

Донором вправе быть дееспособное лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо проживающим на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее одного года иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее возраста восемнадцати лет или приобретшее полную дееспособность до достижения им возраста восемнадцати лет в соответствии с законодательством Российской Федерации, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медицинское обследование и не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.

Донор имеет право на:

1. сдачу крови и (или) ее компонентов безвозмездно или за плату в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2. защиту государством его прав и охрану здоровья;

3. ознакомление с результатами его медицинского обследования;

4. полное информирование о возможных последствиях сдачи крови и (или) ее компонентов для здоровья;

5. получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами ее оказания в случаях возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции;

6. возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью в связи с выполнением донорской функции;

7. меры социальной поддержки, установленные ФЗ «О донорстве крови и ее отдельных компонентов», нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность донорской службы, эффективность ее работы напрямую зависит от донорской активности. В настоящее время можно говорить о наличии у доноров отдельного правового статуса, характеризующегося специфическими правами, обязанностями и ответственностью. Донор крови и (или) ее компонентов - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты. п.2 ст.2 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Анализ правового положения доноров целесообразно начать с рассмотрения его прав в зависимости от сферы их реализации. Прежде всего, это права, непосредственно связанные с процедурой донации. Согласно Закону о донорстве, взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред. Лицо, сдающее кровь, имеет право на информацию о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов. Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств организаций, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции.

Часть специальных правомочий доноров-работников входят в трудо-правовую сферу. Так, в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ донор имеет право на освобождение от работы:

· в день медицинского обследования в связи со сдачей крови;

· в день сдачи крови;

· после каждой сдачи крови в дополнительный день отдыха. ст.186 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

Дополнительный день отдыха пожеланию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. Важно, что работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Поощряя и поддерживая развитие добровольного безвозмездного донорства, государство закрепляет ряд прав доноров в сфере социального обеспечения. Однако в настоящее время объем указанных правомочий существенно сокращен. При этом сохраняется дифференциация прав в зависимости от статуса донора. Так, любой донор в день сдачи крови обеспечивается бесплатным питанием.

Однако не уточняется, о каком питании идет речь и с какой целью установлено данное право. Тем не менее, указанное право доноров можно отнести к основным мерам социальной поддержки.

Более широкий перечень мер социальной поддержки предусмотрен для лиц, награжденных знаком “Почетный донор России”.

Доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз, либо кровь и (или) ее компоненты двадцать пять и более раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови сорок раз, либо кровь и (или) ее компоненты менее двадцати пяти раз и плазму крови в общем количестве крови и (или) ее компонентов и плазмы крови шестьдесят и более раз, либо плазму крови шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1. предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством;

2. внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

3. первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;

4. предоставление ежегодной денежной выплаты.

Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР" и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на меры социальной поддержки, определенные для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".

Правила учета донаций в целях определения возможности награждения нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Донации, совершенные лицом за плату, не учитываются при определении возможности награждения нагрудным знаком "Почетный донор России". ст.23 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", устанавливается в размере 10 557 рублей.

Ежегодная денежная выплата индексируется один раз в год с 1 января текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период прогнозного уровня инфляции.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежегодной денежной выплаты, является расходным обязательством Российской Федерации. ст.24 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

Существенная поддержка Почетных доноров России в целом справедлива, учитывая, что донорство - свободно выраженный безвозмездный акт.

Вознаграждение за сдачу крови, полученное работником-донором в медицинском учреждении, не облагается НДФЛ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. п. 4 ст. 217 НК РФ от 05.08.2000 (ред.05.10.2015)

Доход донора в виде сохраненного среднего заработка за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.1 ст. 210 НК РФ), а также признается объектом налогообложения по единому социальному налогу (п. 1 ст. 236 НК РФ) и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

На средний заработок, выплаченный донору, организация также начисляет страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184

Расходы на оплату труда доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови, учитываются в составе расходов в целях обложения налогом на прибыль (п. 20 ст. 255 НК РФ).

2.2 Обязанности донора крови

Донор для выполнения донорской функции обязан:

1. предъявить паспорт или иной удостоверяющий личность документ;ё

2. сообщить известную ему информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, нахождении в контакте с инфекционными больными, пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий, об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до даты сдачи крови и (или) ее компонентов;

3. пройти медицинское обследование;

Медицинское обследование донора является для него бесплатным и осуществляется до донации. Медицинское обследование не является обязательным в случае аутологичной трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов.

Информация о персональных данных донора не подлежит разглашению реципиенту, равно как и персональные данные реципиента не подлежат разглашению донору.

Донор, умышленно скрывший или исказивший известную ему информацию о состоянии здоровья при выполнении донорской функции, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь за собой нанесение вреда жизни или здоровью реципиентов.

На донора при аутологичной трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов не распространяются меры социальной поддержки.

Меры социальной поддержки:

· В день сдачи крови и (или) ее компонентов донор, безвозмездно сдавший кровь и (или) ее компоненты, обеспечивается бесплатным питанием за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови и ее компонентов.

· Донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам крови и (или) ее компонентов, предоставляется право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение. Объем максимально допустимой дозы крови и (или) ее компонентов определяется врачом при медицинском обследовании донора.

Донорство крови и (или) ее компонентов основывается на следующих принципах: ст.4 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

1. безопасность донорской крови и ее компонентов;

2. добровольность сдачи крови и (или) ее компонентов;

3. сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции;

4. обеспечение социальной поддержки и соблюдение прав доноров;

5. поощрение и поддержка безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.

Различают следующие основные категории доноров:

· активные доноры (безвозмездные и платные),

· резервные доноры (безвозмездные),

· доноры-родственники (как правило, безвозмездные).

К активным донорам относят людей, обратившихся в учреждения службы крови, 3 раза и более в течение года дающих кровь, плазму или клетки крови. Они могут давать их безвозмездно или получать денежную компенсацию в соответствии с нормативными документами.

Резервные доноры - люди, индивидуально или в организованном порядке привлеченные к донорству, дающие кровь и ее компоненты нерегулярно (не более двух раз в год) или давшие однократно добровольно безвозмездно кровь, плазму или клетки крови в учреждениях службы крови.

В группу доноров-родственников включают людей, давших кровь и ее компоненты для лечения родственников, близких знакомых, друзей.

Как правило, кроводача у доноров-родственников бывает безвозмездной. Но если они желают получить оплату, то ее осуществляют по тем же нормативным документам, что и для активных доноров.

В службе крови имеются следующие виды донорства: донорство крови, донорство плазмы, донорство иммунной плазмы, доноры клеток крови -- тромбоцитов, лейкоцитов, эритроцитов, доноры редких групп крови, доноры с редкой антигенной структурой эритроцитов и установленной антигенной структурой лейкоцитов, дающих кровь малыми дозами для приготовления стандартных эритроцитов и лейкоцитов, доноры эритроцитов с точной антигенной структурой для изоиммунизации, доноры костного мозга, доноры стволовых клеток периферической крови.

Среди доноров, сдающих кровь добровольно, отмечаются самые низкие показатели распространенности ВИЧ, вирусов гепатита и других переносимых кровью инфекций по сравнению с людьми, сдающими кровь для членов своих семей или за вознаграждение. Достаточные запасы безопасной крови могут быть обеспечены только благодаря регулярной сдаче крови добровольными безвозмездными донорами. Отмечается некоторое улучшение в области такого донорства крови во всем мире, однако многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой все еще в значительной мере зависят от относительно небезопасных семейных/заместительных доноров и платных доноров.

Глава 2. Государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов

2.1 Обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

Государственный контроль в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов включает в себя:

1. лицензионный контроль при осуществлении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере здравоохранения, и в рамках переданных полномочий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензирования медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

2. государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации деятельности службы крови, контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Дела об административных правонарушениях рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этого органа, вправе:

1. руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, его заместители;

2. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, их заместители;

3. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, их заместители.

Ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови ст.27 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014) :

1. Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющие заготовку, хранение, транспортировку, клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов, несут ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови.

2. Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющие их клиническое использование, несут ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови, а также за несообщение или сокрытие информации, предусмотренной частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов требований безопасности технического регламента о безопасности крови при заготовке, хранении, транспортировке, клиническом использовании донорской крови и (или) ее компонентов влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Конституции РФ «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В Российской Федерации финансируются соответствующие федеральные программы укрепления здоровья населения. Стихийные бедствия, террористические акты, локальные войны стали реалиями наших дней. При ликвидации их последствий одновременно требуются технические средства спасения, лекарственные препараты, а также кровь и ее компоненты. Поэтому донорство крови является важным государственным мероприятием, а донору, рискующему собственным здоровьем в интересах охраны жизни и здоровья других людей, государство гарантирует комплекс специальных прав и льгот.

2.2 Транспортировка крови и ее компонентов

В обозримом прошлом подходы к транспортировке крови существенно изменялись. С 2007 г. транспортировка крови стала медицинской? деятельностью. Лицензию на этот вид деятельности получали негосударственные компании, обеспечивавшие поставки крови из регионов в московские клиники.

При создании нового закона о донорстве было предложено распространить на транспортировку крови государственную монополию. Однако депутаты Государственнои? думы обратили внимание на то, что:

· при этом лишатся работы деи?ствующие перевозчики крови;

· перевозка грузов автомобильным транспортом в России вовсе не лицензируется

· медицинские знания и навыки для транспортировки крови не нужны, достаточно соблюдать установленные условия.

В итоге законом определено, что заготовка, клиническое использование и даже хранение донорской? крови являются медицинскои? деятельностью, тогда как транспортировка донорскои? крови и (или) ее компонентов - деятельность, связанная с доставкои? крови и (или) ее компонентов от субъектов обращения донорскои? крови и (или) ее компонентов в медицинские организации, научные организации, образовательные организации, а также в организации, осуществляющие производство лекарственных средств и медицинских изделии?.

Всего в деи?ствующем Федеральном законе от 20.07.2012 № 125-Фз «О донорстве крови и ее компонентов» (далее - закон о донорстве) транспортировка крови упомянута 13 раз.

Организацию транспортировки крови закон о донорстве относит к полномочиям органов государственной? власти и уполномоченных органов местного самоуправления (ст. 9-11).

Если заготовка и хранение крови осуществляется медицинскими организациями, то «транспортировка донорскои? крови и (или) ее компонентов осуществляется субъектами обращения донорскои? крови и (или) ее компонентов» (ст. 15 закона о донорстве).

На всех этапах транспортировки донорской? крови и ее компонентов необходимо обеспечить:

1. идентификацию продуктов;

2. установленные условия хранения;

3. раздельное хранение компонентов крови по статусу, видам компонентов крови, группам крови ABО и резус-принадлежности;

4. защиту от повреждения;

5. помешивание тромбоцитов;

6. контроль условии? внешнеи? среды;

7. регистрацию данных наблюдения (п. 55 приложения 3 Регламента).

Транспортировка донорскои? крови и ее компонентов должна осуществляться в специальных транспортных термоизоляционных контеи?нерах или рефрижераторах с соблюдением санитарно-гигиенических требовании? при условии обеспечения сохранности продукта при транспортировке (п. 56 приложения 3 Регламента).

Финансовое обеспечение расходов, связанных с безвозмездным обеспечением донорскои? кровью, осуществляется организациями-получателями на транспортировку и хранение донорскои? крови за счет субсидии?, предоставляемых в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса России?скои? Федерации, в случае если эти организации являются бюджетными или автономными, или в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на обеспечение выполнения функции? указанных организации?, в случае если организации являются казенными учреждениями.

Наказание за нарушение транспортировки крови:

5 мая 2014 г. Кодекс России?скои? Федерации об административных правонарушениях дополнен первои? «медицинскои?» статьеи? - 6.31 «Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов», которои? предусмотрено, что:

«1. Несоблюдение субъектами обращения донорскои? крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование, требовании? безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионнои? терапии, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублеи?; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублеи? или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Заключение

Служба крови является однои? из важнеи?ших составных частеи? отечественного здравоохранения. Она обеспечивает оказание трансфузиологическои? помощи населению, как в мирное время, так и при чрезвычаи?ных ситуациях. Эта служба имеет общегосударственное стратегическое значение, ибо затрагивает проблемы стратегическои? безопасности страны.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании задач трансфузиологии, связанные с осознанием риска переливания крови и ее компонентов, с однои? стороны, и необходимостью их переливания для оказания помощи пациентам - с другои?. В соответствии с решением Коллегии Минздрава СССР от 18 мая 1988 года в стране осуществлен переход на компонентную терапию пациентов, цельная кровь практически перестала использоваться в клиническои? практике. Потребность в компонентах крови меняется с изменениями протоколов ведения больных. В условиях современнои? хирургии, прежде всего, возрастает нужда в свежезамороженнои? плазме, снижается потребность в эритроцитах. В онкогематологии и при острои? лучевои? болезни терапия невозможна без использования больших количеств тромбоцитарнои? массы.

В России острого дефицита донорскои? крови нет. Как и нет массовои? отмены хирургических операции? из-за необеспеченности кровью, а также случаев отказа в гемотрансфузионнои? терапии онкогематологическим пациентам.

Более того, около 13 % заготовленных эритроцитов (более 80 тонн) списывается из-за истечения срока годности, т.е. остаются невостребованными.

Прямых показании? к переливанию цельнои? крови не существует. Центр крови должен разделить кровь на компоненты: эритроциты, плазму, тромбоциты. Дефицит эритроцитов редких групп крови периодически ощущается в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д.), где сконцентрированы специализированные медицинские организации и больные, но не доноры.

В общем-то, это не значит, что ситуация с донорством абсолютно благополучна. К сожалению, донорство по-прежнему остается делом больных и врачеи?, а не делом всего общества. Вспоминается о донорстве, как правило, лишь в период катастроф и трагедии?.

В современном обществе переливание крови в течение жизни необходимо каждому третьему человеку.

Здоровым людям нужно быть донорами. Принцип работы банка крови аналогичен финансовому банку, где мы можем получить свои деньги, но не те же купюры, которые мы сдали на хранение, а такие же, того же или еще большего достоинства. Если в стране достаточно доноров, то каждыи? может быть уверен, что в случае болезни или травмы кровь наи?дется.

Многие аналитики говорят о том, что в ближайшее время мы столкнемся с серьезным дефицитом доноров. На это две причины:

1. Программа национальных приоритетов предполагает увеличение в разы количества высокотехнологичных агрессивных операции?: в кардиохирургии, ортопедии, онкологии. Эти технологии предполагают использование компонентов и препаратов крови.

2. Для запуска заводов по фракционированию плазмы необходимы сотни тысяч плазмы. Получить их можно только от значительного количества доноров.

К этому должны быть готовы и общество, и Служба крови.

Цель данной работы достигнута по средствам выполнения поставленных задач, а именно - исследование законодательства о донорстве крови и ее компонентах, определение основных принципов донорства крови и ее компонентов, изучение прав и обязанностей донора, исследование порядка взятия крови и ее компонентов у донора и исследование вопроса об ответственности должностных лиц организаций здравоохранения в сфере донорства крови и ее компонентов.

В данной работе были представлены данные из актуального законодательства РФ. №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014) - основополагающий нормативно-правовой акт в данной работе, который был принят менее четырех лет назад.

Инициаторы принятия этого закона отмечали, что назрела необходимость в разработке нового законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных актах, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему донорства крови и ее компонентов.

Закон ввел обширный понятийный аппарат, устанавливает основные принципы донорства крови, определяет основы государственного регулирования отношений в сфере обращения донорской крови и ее компонентов, уточняет полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и ее компонентов, устанавливает ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови. В целях обеспечения государственного регулирования отношений в данной сфере законом предусмотрено создание единой базы данных донорства крови и ее компонентов и осуществление государственного контроля.

законодательство донорство кровь здравоохранение

Список источников и использованной литературы

Источники:

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

4. №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 (ред. От 04.06.2014)

5. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 (ред. от 13.07.2015)

6. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4.05.2011 (ред. от 13.07.2015)

7. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008

8. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184

9. Приказ Минздрава России от 08.10.2002 №299 //Российская газета, 2002, 4 декабря. (Зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2002 за № 3943)

10. Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 N 29 (ред. от 04.09.2012)

11. Приказ Минздрава РФ от 14.09.2001 N 364 (ред. от 06.06.2008)

12. Постановление Правительства РФ от 17.01.2013 №9

13. Постановление Правительства РФ от 06.08.2013 №674

Литература:

1. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых Комментарий к федеральному закону от 20 июля 2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» / Юстиц информ

2. Е.Б. Жибурт, В.З. Кучеренко, В.А. Максимов «Состояние и перспективы нормативно правового регулирования донорства и службы крови Российской Федерации»

3. Жибурт Е.Б., Мадзаев С.Р., Султанбаев У.С. Особенности транспортировки крови// Главная медицинская сестра № 6, 2015

4. Е.Б. Жибурт, В.З. Кучеренко, В.А. Максимов «Состояние и перспективы нормативно правового регулирования донорства и службы крови Российской Федерации»

Приложение №1

Где сдать кровь в Санкт-Петербурге:

1. Городская станция переливания крови

2. Александровская больница

3. Больница Святого Великомученика Георгия

4. Больница Святой Елизаветы

5. Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

6. Городская больница №2

7. Городская больница №15

8. Городская больница №26

9. Городская клиническая больница №31

10. Городской клинический онкологический диспансер

11. Клиническая больница №122 им. Л.Г. Соколова

12. Мариинская больница

13. НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта

14. НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова

15. Отделение переливания крови Ленинградской областной больницы

16. Российский НИИ гематологии и трансфузиологии

17. Станция переливания крови ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, этапы развития и правовое содержание института донорства, сравнительный анализ правового регулирования донорства в России и зарубежных странах. Особенности правоотношения донорства: его элементы, ответственность, пути и направления развития.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2011

    Формы, методы государственного и муниципального финансового контроля. Правовое регулирование отношений между субъектами, объектами контроля. Осуществление контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Сущность и нормативное регулирование государственного управления; его институты, формы и принципы. Рассмотрение Конституции Российской Федерации как правовой основы законодательства страны. Основы деятельности, функции и полномочия Правительства РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2011

    Правовое регулирование осуществления валютного контроля в Российской Федерации. Характеристика органов валютного контроля и их полномочий. Центральный банк Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.

    презентация , добавлен 06.06.2015

    Современное состояние и основные направления развития уголовно-правового регулирования посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации, медико-правовые основы развития трансплантологии. Условия и порядок получения согласия лица на донорство.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2010

    Характеристика основных положений Конституции Российской Федерации о религии. Исследование государственно-конфессиональных отношений в сфере передачи имущества религиозного назначения. Изучение проблем правового статуса некоммерческих организаций.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2011

    Осуществление валютного контроля в Российской Федерации. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Общие и специальные условия ответственности банков и предприятий за нарушение правил совершения расчетных операций.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2013

    Законодательные основы государственного контроля в Российской Федерации, формы и средства осуществления. Понятие государственно-контрольного правоотношения и особенности его возникновения. Процессуальные документы государственных контрольных органов.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Сущность, виды и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав. Правовое регулирование и практика применения конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Банковская система Российской Федерации. Государственная регистрация кредитных организаций, лицензирование деятельности. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Гражданско-правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации.

20 июля 2012 года был принят новый ФЗ РФ «О донорстве крови и ее компонентов» № 125-ФЗ. Данный закон устанавливает правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав.

В законе используются следующие основные понятия:

Донация крови и (или) ее компонентов - процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов.

Донор крови и (или) ее компонентов - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты.

Донорская кровь - кровь, взятая от донора и предназначенная для клинического использования, производства компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях.

Донорская функция - добровольное прохождение донором медицинского обследования и донации.

Донорство крови и (или) ее компонентов - добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов.

Заготовка донорской крови и (или) ее компонентов - совокупность видов медицинского обследования донора, а также донация, процедуры исследования и переработки донорской крови и (или) ее компонентов.

Клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов - медицинская деятельность, связанная с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов реципиенту в лечебных целях, в том числе создание запасов донорской крови и (или) ее компонентов.

Компоненты донорской крови - составляющие части крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат), взятые от донора или произведенные различными методами из крови донора и предназначенные для клинического использования, производства лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях.

Мобильный комплекс заготовки крови и ее компонентов - специализированное транспортное средство службы крови для осуществления заготовки крови и ее компонентов.

Обращение донорской крови и (или) ее компонентов - деятельность по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, а также по безвозмездной передаче, обеспечению за плату, утилизации, ввозу на территорию Российской Федерации и вывозу за пределы территории Российской Федерации донорской крови и (или) ее компонентов.

Реципиент - физическое лицо, которому по медицинским показаниям требуется или произведена трансфузия (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов.

Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов - организации, осуществляющие деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов - деятельность, связанная с доставкой крови и (или) ее компонентов от субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов в медицинские организации, научные организации, образовательные организации, а также в организации, осуществляющие производство лекарственных средств и медицинских изделий.

Хранение донорской крови и (или) ее компонентов - медицинская деятельность, связанная с обеспечением целостности крови и ее компонентов, доступности и защиты донорской крови и (или) ее компонентов в целях сохранения их биологических свойств.

Донорство крови и (или) ее компонентов основывается на следующих принципах:

1) безопасность донорской крови и ее компонентов;

2) добровольность сдачи крови и (или) ее компонентов;

3) сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции;

4) обеспечение социальной поддержки и соблюдение прав доноров;

5) поощрение и поддержка безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.

В целях обеспечения на территории Российской Федерации единства организационных основ деятельности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов создаются службы крови объединенные в единую систему на функциональной основе:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) медицинские организации, образовательные организации, научные организации, подведомственные соответственно федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным академиям наук и осуществляющие деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов;

3) организации федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

4) медицинские организации, которые подведомственны уполномоченным органам местного самоуправления и соответствующие структурные подразделения которых (осуществляют заготовку, хранение, транспортировку донорской крови и (или) ее компонентов) созданы не позднее 1 января 2006 года.

Государственное регулирование отношений в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов осуществляется посредством:

1) установления в техническом регламенте о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, требований безопасности донорской крови и ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании;

2) ведения единой базы данных по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов;

3) государственного контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

Донором вправе быть дееспособное лицо, являющееся гражданином РФ либо проживающим на территории РФ на законных основаниях не менее 1 года иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее возраста 18 лет или приобретшее полную дееспособность до совершеннолетия, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медицинское обследование и не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.

Донор имеет право на:

1) сдачу крови и (или) ее компонентов безвозмездно или за плату в соответствии с законом;

2) защиту государством его прав и охрану здоровья;

3) ознакомление с результатами его медицинского обследования;

4) полное информирование о возможных последствиях сдачи крови и (или) ее компонентов для здоровья;

5) получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами ее оказания в случаях возникновения у него реакций и осложнений, связанных с выполнением донорской функции;

6) возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью в связи с выполнением донорской функции;

7) меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Донор для выполнения донорской функции обязан:

1) предъявить паспорт или иной удостоверяющий личность документ;

2) сообщить известную ему информацию о перенесенных инфекционных заболеваниях, нахождении в контакте с инфекционными больными, пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий, об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до даты сдачи крови и (или) ее компонентов;

3) пройти медицинское обследование.

Донор, умышленно скрывший или исказивший известную ему информацию о состоянии здоровья при выполнении донорской функции, несет ответственность, установленную законодательством РФ, если такие действия повлекли или могли повлечь за собой нанесение вреда жизни или здоровью реципиентов.

Донор бесплатно до донации проходит медицинское обследование.

Информация о персональных данных донора не подлежит разглашению реципиенту, равно как и персональные данные реципиента не подлежат разглашению донору.

При трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов необходимым предварительным условием указанного медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия реципиента или его законного представителя на трансфузию (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов на основании предоставленной в доступной форме полной информации о целях и методах трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов, в том числе о возможных последствиях для здоровья в связи с предстоящей трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов.

Заготовку и хранение донорской крови и (или) ее компонентов осуществляют следующие субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов:

1) медицинские организации государственной системы здравоохранения;

2) организации федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

3) медицинские организации, которые подведомственны уполномоченным органам местного самоуправления и соответствующие структурные подразделения которых созданы не позднее 1 января 2006 года.

Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов осуществляют заготовку и хранение донорской крови и (или) ее компонентов на основании лицензии на медицинскую деятельность с указанием заготовки и хранения донорской крови и (или) ее компонентов в качестве составляющих частей лицензируемого вида деятельности.

Ввоз на территорию РФ и вывоз за пределы территории Российской Федерации донорской крови и (или) ее компонентов допускаются по решению Правительства Российской Федерации при оказании гуманитарной помощи. Продажа донорской крови и (или) ее компонентов, полученных в пределах территории РФ, в другие государства запрещается.

Государственный контроль в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов включает в себя:

1) лицензионный контроль при осуществлении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в сфере здравоохранения, и в рамках переданных полномочий уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензирования медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

2) государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов при осуществлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации деятельности службы крови, контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В целях обеспечения контроля в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов в РФ осуществляются создание и ведение базы данных донорства крови и ее компонентов, в которую вносятся биометрические персональные данные донора и в которой они обрабатываются при наличии его согласия в письменной форме.

База данных донорства крови и ее компонентов обеспечивает:

1) возможность установления личности донора и личности реципиента;

2) идентификацию донорской крови и ее компонентов;

3) учет результатов исследования донорской крови и ее компонентов на этапах заготовки, хранения, транспортировки, клинического использования, результатов утилизации;

4) наблюдение за последствиями трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (посттрансфузионные реакции и осложнения).

В базе данных донорства крови и ее компонентов в режиме реального времени содержится информация:

1) об объеме заготовленной донорской крови и ее компонентов;

2) о запасе донорской крови и ее компонентов с указанием группы крови, резус-принадлежности и фенотипа;

3) о посттрансфузионных реакциях и об осложнениях у реципиентов;

4) об обращении донорской крови и (или) ее компонентов;

5) о деятельности субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов;

6) о количестве случаев безвозмездно переданных в организации, находящиеся за пределами территории РФ, донорской крови и (или) ее компонентов и об их объеме;

7) о лицах (персональные данные), у которых выявлены медицинские противопоказания (временные или постоянные) для сдачи крови и (или) ее компонентов.

База данных донорства крови и ее компонентов содержит федеральный регистр доноров в целях обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

В регистр вносится следующая информация о каждом доноре после выполнения донорской функции:

1) фамилия, имя, отчество и в случае их изменения иные фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

4) информация о регистрации по месту жительства или пребывания;

5) реквизиты паспорта или иного удостоверяющего личность документа;

6) дата включения в регистр;

7) группа крови, резус-принадлежность, информация об исследованных антигенах и о наличии иммунных антител;

8) информация о предыдущих донациях;

9) информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, нахождении в контакте с инфекционными больными, пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий, об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до даты сдачи крови и (или) ее компонентов;

10) информация о награждении нагрудными знаками "Почетный донор СССР" и "Почетный донор России".

Информация, содержащаяся в базе данных донорства крови и ее компонентов, является государственным информационным ресурсом.

В день сдачи крови и (или) ее компонентов донор , безвозмездно сдавший кровь и (или) ее компоненты, обеспечивается бесплатным питанием за счет организации, осуществляющей деятельность по заготовке донорской крови и ее компонентов. Замена бесплатного питания денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев, установленных законом.

Донору, безвозмездно сдавшему кровь и (или) ее компоненты в течение года в объеме, равном двум максимально допустимым дозам крови и (или) ее компонентов, предоставляется право на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение. Объем максимально допустимой дозы крови и (или) ее компонентов определяется врачом при медицинском обследовании донора.

Доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз или плазму крови шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право на следующие меры социальной поддержки:

1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством;

2) внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

3) первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;

4) предоставление ежегодной денежной выплаты.

Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор СССР" и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на меры социальной поддержки, определенные для лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России".

Ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", устанавливается в размере 9 959 рублей . Денежная выплата индексируется один раз в год с 1 января текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период прогнозного уровня инфляции.

Субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющие заготовку, хранение, транспортировку, клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов, несут ответственность за несоблюдение требований безопасности технического регламента о безопасности крови.

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью человека вследствие деятельности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов или противоправных действий субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме