Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Табу обычаи традиции мораль. Формы социального контроля в обществе

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

  • внимательно прочитайте задание;
  • если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.

Максимальное количество баллов – 100.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха !

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

Задание 1

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер.

1.1. Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства – это

  1. девальвация
  2. ревальвация
  3. деноминация
  4. дефляция

1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле – здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса?

  1. корпоративные и моральные
  2. моральные и правовые
  3. правовые и корпоративные
  4. моральные и политические

1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного

  1. ограничение прав и свобод граждан
  2. отсутствие ответственности власти перед обществом
  3. применение репрессий к противникам режима
  4. контроль государства за всеми сферами общественной жизни

Ответ :

1.1 1.2 1.3
2 1 4

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 3 балла .

Задание 2

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

2.1. Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности.

  1. Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва.
  2. Бухгалтер В. ушёл на пенсию.
  3. Майору присвоено звание подполковника.
  4. Продавец назначена директором магазина.
  5. Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический.
  6. Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей.

2.2. Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов?

  1. Государственная Дума
  2. Совет Федерации
  3. Председатель Правительства РФ
  4. Президент РФ
  5. Генеральный Прокурор РФ
  6. законодательные органы субъектов Российской Федерации
  7. органы местного самоуправления

2.3. К направлениям философии относятся

  1. идеализм
  2. кубизм
  3. позитивизм
  4. марксизм
  5. абстракционизм
  6. классицизм

2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае

  1. возражений одного из супругов против расторжения брака
  2. наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
  3. признания одного из супругов недееспособным
  4. несовершеннолетия одного из супругов
  5. осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет

Ответ :

2.1 2.2 2.3 2.4
346 246 134 12

По 2 балла за полностью верный ответ , 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов , или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный ).

Максимум за задание 8 баллов .

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Вексель, акция, облигация, чек.

Ответ : Ценные бумаги.

3.2. Обычай, традиция, табу, мораль.

Ответ : Виды социальных норм.

По 2 балла за каждый верный ответ .

Максимум за задание 4 балла .

Задание 4

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

4.1. Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ

Ответ : вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент – федеральный округ.

4.2. Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал

Ответ : факторы производства, лишний элемент – налоги.

По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование , 1 балл за указание лишнего ).

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 5

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

5.1. Все мировые религии возникли в Древнем мире.

5.2. Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики.

5.3. Большинство государств мира являются унитарными.

5.4. «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США.

Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто… едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над тёмной клеветою. –
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда – беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальётся сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрёк,
И всё тошнит, и голова кружится.

(А.С. Пушкин)

В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль.

Ответ:

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5
Нет Да Да Да Нет

По 1 баллу за каждый верный ответ .

Максимум за задание 5 баллов .

Задание 6

Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам.








Ответ :

1 балл за обобщающее понятие . По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 7

Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении».

Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого… И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом – для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа.

7.1. Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права.

7.2. Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста.

7.3. Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия.

Ответ :

7.1. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность.

По 1 баллу за каждое названное право . Всего 3 балла .

7.2. Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.»

3 балла за верно названную теорию . 3 балла за обоснование . Всего 6 баллов .

7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия).

Ответы могут быть даны в иных , близких по смыслу формулировках .

2 балла за каждое названное последствие . Всего 6 баллов .

Максимум за задание 15 баллов .

Задание 8

Решите задачу

15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию?

Ответ:

Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ.

1 балл за ответ на первый вопрос . 3 балла за приведённое обоснование .

2 балла за верное указание нормативно правового акта .

Максимум за задание 6 баллов .

Задание 9

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем ______(А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является ______(Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и ______(В).

Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного ______(Г) общества, когда накопившиеся ______(Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит ______(Е). Она предполагает ______(Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного ______(З), определял их как локомотивы ______(И). В то же время многие подчёркивали их ______(К), разрушительное воздействие на общество.

Список терминов

А Б В Г Д Е Ж З И К
2 11 5 9 1 6 8 10 18 14

По 1 баллу за каждую верную вставку .

Максимум за задание 10 баллов .

Задание 10

Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.)

Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация.

Ответ :

По 1 баллу за каждый верный элемент .

Максимум за задание 9 баллов .

Задание 11

Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы.

Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул – дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись:

– А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь?

Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом…

Жеглов положил руку мне на плечо и сказал:

– У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко:

– А почему же вам «языки» без надобности?

Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами:

– Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, – противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше.

– Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, – убеждённо сказал я.

Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима:

– На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают?

– Как что? – удивился я. – Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени.

– Вот именно, – согласился Жеглов. – А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств…

– А бандит без оружия, что ли? – упирался я.

– На встречу вполне может прийти без оружия.

– А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже – написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать!

Вопросы

11.1. Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»?

11.2. В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка?

11.3. Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ.

Элементы ответа Баллы
11.1. Должны быть названы: уголовно-процессуальное право, международное гуманитарное право По 2 балла за каждую верно указанную позицию.

Максимум 4 балла

11.2. Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип
11.3. Могут быть названы следующие положения.

· Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

· Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

· Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

По 3 балла за каждое верно приведённое положение.

Максимум 9 баллов

Максимум за задание 16 баллов

Задание 12

Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.

Высказывания Понятия
А ) Наполеон Бонапарт )

Н . Макиавелли )

Б ) Р . Даль )

У . Черчиль )

В ) Время – это ***. (Б . Франклин )

*** – хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф . Бэкон )

Г ) *** – это кража. (Ж . Прудон )

Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д . Локк )

Ответ

Высказывания Понятия
А ) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт )

Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н . Макиавелли )

армия
Б ) Безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р . Даль )

**** – худшая форма правления, не считая всех остальных. (У Школьный / Год: / Город: /

35.место и роль морали в культуре. Мораль-совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, исполнение которых является следст­вием внутреннего убеждения человека или воздейст­вия на него силы общественного мнения

Мораль воз­никла задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания.Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личностиМоральное (нравственное) сознание включает два ви­да нормативов - нормы морали и принципы морали.Нормы морали - это правила поведения людей в кон­кретных жизненных ситуациях.(гуманизм, добро, долг, совесть, стыд, честность и прочие)Принципы морали – понятия более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жиз­ненной ситуации, а в целой системе общественных от­ношений.(«чти отца своего», «не укради» и иные.)

Моральная культура -- это исторически сложившая­ся система традиционных, устоявшихся фикси­рованных, нормативных отношений между людьми. Элементы моральной культуры - обычаи, правила по­ведения, нравы данной культуры.

К основным понятиям морали (нравственности) относятся: добро и зло долг совесть и гума­низм.

Целью моральной деятельности является объе­динение человеческих усилий, направленных на гума­низацию всей социальной системы.

36. аномия в культуре. Суть аномии в том, что когда невозможно достичь определяемых культурой целей законными, одобряемыми обществом средства­ми, тогда их осуществление реализуется незаконным образом.По Талконту Парсонсу аномия -- явление фрустрации, возни­кающее в ситуации, когда не выполняются ожидания человека, оказывается невозможным удовлетворить значимую для него потребность и тогда возникает разрыв между мотивом деятельности и его результа­том.По Роберту Мертону аномия на уровне общества -- это конфликт между социальными подсистемами, а индивид -- это элемент данных подсистем, иллюстрирующий законо­мерности общесоциологического плана.Понятие аномии рассматривается и в историческом аспекте. Любому обществу свойственна некоторая сте­пень аномии, разброс в истолковании норм и правил поведения, т. к. в противном случае резко ограничива­ется индивидуальная свобода (К. Бэй)

37. формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация культуры -- это процесс нарабатывания и усвоения культурных норм, умений, знаний и освоения соци­альных ролей. В результате социализации человек культурно взрослеет, превращаясь в социокультурную личность.



Воспитание является важной частью процесса социализации. Воспитание -- целена­правленная передача интеллектуально-мировоззренческих (этических) норм, правил и технологий достой­ного поведения, орудийно-хозяйственной деятельности от старших поколений младшим.Семья -- институт первичной социализации, так как она первое, с чем сталкивается ребенок при ро­ждении, и основное место, где формируются довери­тельные личные отношения.

Школа -- главный агент (институт) вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в общественных и гражданско-политических процессах.

Важное место в социализации личности выполняет и искусство, развивая в личности творческий потенциал, художественное восприятие и оценку самой себя и окружающей среды – природы и социума.

Школа как феномен культуры.

Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятель­ности общества, и в то же время отражает в себе основные про­тиворечия общества.Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования.

Культурная динамика. Культурная динамика - это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла - обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.



40.Время как формообразующий фактор культуры. Время в культуре выражает определенные ритмы и по­следовательность действий, закрепляет ориентации на определенный модус времени, превалирующий в данной культуре.

Время -- то посредствующее звено, через кото­рое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. время в культуре -- это:

последовательность действий, которая переписыва­ется через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях);

смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятель­ности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Формообразующая роль време­ни в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения.

41. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окру­жающую действительность в области человече­ской чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). Искусство -- явление социальное. Оно участвует в со­циальном преобразовании общества оказывая эстетиче­ское воздействие на личность. Многогранна и практика искусства. Но главной его це­лью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг соци­альной жизни, влияя на самые личные стороны человече­ского существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) зна­чимость искусства, как вида человеческой культуры.

42.виды искусства. Изобразительное искусство раскрывает многооб­разие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д.

Литература включает в себя все оттенки твор­чества, реализуемые в слове.

Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с раз­нообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музы­кальными инструментами).

Архитектура и прикладное ис­кусство реализуется через существующие в пространстве матери­альные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практи­ческие и духовные нужды людей.

Каждый из видов искусства сложно и мно­гообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования.

43. Социальные функции искусства Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в созна­нии человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслажде­ние и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.

Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участ­вует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.

Компенсаторная функция -- искусство как утеше­ние имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собствен­но компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутрен­нюю гармонию личности, способствуя сохранению и вос­становлению психического равновесия.Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении обще­мировых проблем, например экологических. Прогностическая функция -- искусство как предсказание,предвосхищение. Коммуникативная функция -- искусство как обще­ние, состоит в том, что оно является средством художественного обще­ния. Информационная функция -- искусство как сооб­щение, состоит в том, что искусство слу­жит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.

Воспитательная функция -- искусство как катар­сис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.

Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом вос­питательного воздействия искусства на личность. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внуше­нии и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую пси­хику.

44.наука и искусство . В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры.

Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных об­разов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В осно­ве специфики искусства -- его специфический объект от­ражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни.

Законы науки не могут содер­жать непосредственного соотношения прошлого, настоя­щего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфиче­ским объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний.

46 Концепция культуры И. Г. Гердера. В своем фундаментальном четырёхтомном сочи­нении «Идеи философии истории» (1784-1791) он представил свое видение об­щей истории развития человечества, как органичный эволюционный процесс.

По Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, являетсяеепродолжением, постепенно достигая более высокихступеней. Высшее звено в этой эволюции -- человек. Именно наработка социокультуры отличает его от животного. Формирование социокультуры -- это второе рождение человека. В феномене культуры проявляют себя два начала: надприродная сущность культуры и историче­ские причины развития основных элементов культуры – языка, государств, семейных, трудовых и иных социокультурных от­ношений: религии, искусств, наук и т. д. При этом культура «захватывает человека и фор­мирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого че­ловеческого сообщества.

Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он считал, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой стороны - представляютегокак этап развития человеческой культуры вообще.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует евро­пейскую культуру

Различные типы культуры, утверждал Гердер, не должны разделять людей на «просвещенные» и «непросвещен­ные» народы.

Постоянно подчеркивая единство челове­ческой (мировой) культуры, Гердер объясняет его об­щей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».

По Гердеру, ис­тория развития культуры крайне неравномерный процесс, который может состоять из динамичных и статичных периодов. Культуре свойственны взлеты, падения и состояние инерции.

47 Концепция культурно-историчес­ких типов Н. Я. Данилевского В своем науч­ном труде «Россия и Европа» сторонник течения славянолюбов Н. Я. Данилевский противопоставляет свою позицию теориям европоцентристского и однолинейного развития мировой культуры.

Создатель философско-исторической системы типологии культур, Н.Я.Данилевский выдвинул пять законов «культурно-исторического движения» и детально проанализировал два культурно-исторических типа: славянский и германо-романский.Общечеловеческого в действительности нет, считал он. Каждая из отдельно разви­вающихся цивилизаций вносит свой вклад в общую куль­туру человечества. Он ввёл понятие «культурно-исторический тип», который характеризуется своей собственной спецификой религиозного, социального, бытового, промышленного, по­литического, научного, художественного и исторического развития.Данилевский назвал 10 народов-творцов, народы разрушители, а так же племена составляющие этнографический материал.

Данилевский выделял в исторической культурной жизни народов три периода: этнографический политический цивилизационный,

Философ называет пять основных законов возникновения, развития и заката цивилизации:

1. Семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культур­но-исторический тип, если они духовно способны к истори­ческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для рож­дения и развития культуры народ должен достичь полити­ческой независимости. 3. Основные принципы цивилиза­ции одного культурно-исторического типа не передаются наро­дам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивили­заций.

4. Цивилизаций достигает своего расцвета, когда народы, составляющиеее, образуют федерацию или по­литическую систему государств.

Россия, по Данилевскому, не является европейской страной. Она представитель иного, славянского, мира. Философ выступал с идеей славянского единения, консолидации славян и создания Всеславянского союза

45 Возникновение искусства Зарождение искусства восходит к перво­бытной эпохе, когда человек впервые попытался отра­зить свои представления об окружающем мире в художественном творчествеОсновные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекамен­ного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад.В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовав­шими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в на­скальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по прису­щим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в истори­чески более позднее время, втягиваясь в систему эсте­тических отношений, оказались восприняты как худо­жественные творения.

Лишь в XIX в. эти изображения посте­пенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества.

Палеолитическое искусство выступает как индика­тор возникновения нового мощного фактора человече­ской эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека.Вопрос о возникновении искусства и его роли в об­щей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного объяснения.

48 Культурологическая концепция Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844 --1900) - немецкий философ и культуролог из основоположников «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу кого образует воля.

Взгляды Ницше на протяжении творческой деятельно­сти претерпевали эволюцию. На раннем этапе для немец­кого мыслителя была характерна эстетизация жизни и воли.Понять импульсы воли, выразить ее характер возможно только с помощью искусства, которое представляется Ниц­ше как дополнение и завершение бытия.

В искусстве Ниц­ше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисийское (чувствен­ное, вакхическое, опьяненное). При этом Ницше исходит из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противопо­ложные символические типы.

По мнению Ницше борьба аполлонического и дионисийского начал, позволила древним грекам добиться огромных успехов. Рационализация же культуры, связан­ная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процве­тания. Отсюда, задача современного искусства восстановить тра­гический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиле­ние социально-нравственного аспекта. Жизнь истолковы­вается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры он видит в формировании носителя этой воли к власти -- сверхчеловека («белокурой бестии»).

Философско-культурологическая Ницше трактуется как атеистическая.

49 Философия культуры О. Шпенглера, ее влияние на культурологию. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое Время» Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания.Шпенглер предлагает циклическую историю возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской - «магическая», западной - «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.

50 Культурологическое учение Альфреда Вебера. Основные проблемы его работ - кризис ев­ропейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис евро­пейской культуры».

Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он свя­зывает с возрождением ее европейского центра - Герма­нии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внут­реннего развития, который позволит им преодолеть склон­ность к внешней экспансии и дать Европе огромное про­странство для развития духовной жизни.

Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированно­му (3-ему человеку), грозит уничтожением 4-ый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегу­манизацию общественной жизни вследствие развития бю­рократии, господства техники и разложение человеческой личности.

Вебер выделял 3 основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеев­ский, на смену которым приходит человек 4-ого типа. Этот пе­реход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовно­сти, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники ирра­ционального мира в мире реальном.

Вебер возвращается к идее «души культуры», а фено­мены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существо­вание культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, ко­торые характеризуют исторические образования Европы.

А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневе­кового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуаль­ность, но одновременно открывается путь к противостоя­нию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое раз­грабление мира, а в политике и религии - в кровавую рез­ню.

51 Культурологическое учение Макса Вебера. Труды немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера представляют интерес не только в социально-экономическом плане, но и в культурологическом аспекте. В кризисное время, когда ра­зум уже не казался всемогущим, когда на место «фи­лософии мысли» пришла «философия жизни», став­шая очень популярной, М.Вебер с позиции рациональ­ности обращается следовать трудным путем интеллектуальной честности и добросовестности.

Он, в своих исследованиях, проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры и считал, что рационализация социального действия - это не просто методологиче­ский прием, а тенденция развития исторического про­цесса. А то, что помимо европейцев на путь индуст­риализации стали и другие народы свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Им рационализируется буквально весь способ ведения хозяйства, управление всеми сферами жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. В этой ситуации возрастает социальная роль науки. Человек уже потерял веру в богов, авторитеты, идеалы и ос­тался наедине с самим собой и наука должна помочь человеку выжить в этом «земном» мире.

По Веберу смысл современного социокультурного развития со­стоит в «расколдовании» мира, то есть освобождении человечества от «магических суеверий и предрассудков».

Предпосылкой для формирования современного индустриального общества, по М.Веберу, был протестан­тизм. В этой религии упор делается не на догматиче­ские занятия, а на моральную практику, включающую воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бе­режливость, честность и расчетливость. Протестан­тизм стимулировал возникновение специфических форм поведения в быту и хозяйственной жизни.По М.Веберу всякая «культура» представляется выхо­дом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни. Косвенное влияние соци­альных отношений, институтов и групп людей, испыты­вающих давление «материальных» интересов, распро­страняется на все области культуры без исключения на события повседневной жизни, на «исторические» события, на искусство, различные массовые движения и тому подобное.

52 Культурфилософская концепция Э. Гуссерля. В творчестве Э.Гуссерля основной темой является тема культурного декаданса(культурного кризиса).

Э.Гус­серль с философской позиции рассуждает о причине кри­зиса европейской культуры и возможностях его преодоле­ния, развивает идеи феноменологии (проблема сознания, утверждение его бытийной самоценности) и приходит к развитию проблематики европейского рацио­нализма, который он определяет как основу европейской духовности, европейской культуры.

Э.Гуссерль рассматривает культурологическую проблему с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии евро­пейской культуры и ее «телеса» - внутренне присущей исто­рии разумность цели.

Важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отводит наукам (в том числе - философии), подвергшимся трансформации.

Задача философа - рассмотреть европейскую культуру с точки зрения не натурализма, который утверждает укорененность проявлений духа в телесном, а универсальность «науки о духе».

Феноменология по Гуссерлю является чистой, замкнутой в себе «наукой о духе». При рассмотрении европейского ду­ха, обнаруживается присущая лишь Европе врожденная «телеология», внутренне связанная с историей филосо­фии и ее ответвлений - наук в древнегреческом духе. Натурализм же вынес духовность за рамки теоретического рассмотрения.

Культура, вмещающая в се­бя и духовный, и материальный элемент, не интересует Гуссерля. Его задача - построить чистую «науку о духе», его истории. Философ обращается к понятию «духовного образа», не соотносящегося ни с чем материальным, а черпающим свое содержание в стихии чистого духа.

53 Концепция культуры Ясперса Карл Ясперс - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзи­стенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия.

Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории иеецель».

По Ясперсу мир истории культуры для евро­пейского (христианского) сознания заключен между грехопаде­нием человека и наступлением «гармонического созву­чия душ» «в царстве вечных духов». Центральным со­бытием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории.

Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпириче­ских фактов. В качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фи­гурирует «осевое время». Самая ост­рая проблема, обсуждаемая в философии истории Яс­перса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. В концепции Ясперса культура и история -- сино­нимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура».В этом контексте определялосьосевоевремя, в котором выделялись следующие черты - уни­версализм, рефлективность, гуманистичность. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной исто­рии», а осевой эпохой называет эпоху «духовной осно­вы нашего человеческого бытия».

Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обла­дающие исторической спецификой - архаическая куль­тура, культура цивилизаций доосевого пе­риода и уни­версалистская культура осевого времени.

54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3. Фрейда) Психологическая теория культуры начинаетсвоетеоретическое оформление со 2-ой половиныXIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ ЗигмундФрейд

Проблемам культуры посвящены следующие работы 3 Фрейда «Сон и миф», «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я»и др. Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипахее поведения, во взаимодействии лично с окружающей средой.

Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют 3 слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических ин­стинктов и влечений человека, социокультурная среда « сверх- Я», являющаяся внутренним цензором сове­стью личности и содержащаявсебе общественные правила, нормы, законы).

Между <Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосре­доточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми.Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - суб­лимация (от лат sublimare - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сек­суально-биологической энергии в сферуразума и куль­туры.

55 Культурологические идеи К. Юнга Ярким наследником фрейдов­ских принципов был основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг Основные культурологические идеи изложены им в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке» и др. К. Юнг предложил психоаналитический метод изучения человека. Центральное место в «глубинной психологии» Юнга занимает теория бессознательного, которое реально существует и всегда активно проявляется как внутри индивида, так и в отношениях между людьми.

Особую роль он отводил «кол­лективному бессознательному», которое, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхлич­ным. «Коллективное бессознательное», считал Юнг, передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики.

Анализируя культуру, К.Юнг считал, что главным вееразвитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.

Бессознательное воспроизводит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Эти схемы-символы Юнг называет архетипами, они представляют собой образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, напол­ненные содержанием образы, соответствующие сте­реотипам сознательной деятельности человека.

Архе­типы нельзя полностью осмыслить и адекватно выра­зить в языке. Их можно только писать.

Бессознатель­ное - это совокупность архетипов, осадок всего, что было пережито человечеством, но этоне мертвый осадок, а живая система реакции, которая невидимо опре­деляет всю нашу жизнь.Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет чело­веку адаптироваться как к внешнему, так и к собствен­ному внутреннему миру, духовно его обогатит.

56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А. Тойнби Ученый из Великобритании Арнольд Тойнби в своем фундаментальном сочинении «Постижение ис­тории» культурологическим объектом анализа ставил бытие людей в процессе исторического обновления и в контексте меняющегося исторического времени.

Тойнби расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каж­дая из которых - это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир.

Тезис о "единстве цивилизации», по Тойнби, - ложная концепция, которая имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством.

Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию, из которых ныне, как утверждают его последователи, якобы осталось семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (Корея и Япо­ния), иранская, арабская.

Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит ста­дии возникновения (генезиса), роста, надлома и рас­пада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, т. е. происходит процесс своеобразного истори­ческого круговорота цивилизаций.

По Тойнби, в основе истории лежит взаимодей­ствие мирового закона -- Бога («вызов») и Человечест­ва («ответ»).

развитие религиозного сознания людей является главной основой их духовного совершенства.Цивилизации же являются лишь эта­пами, преодолевая которые человечество вступает в диалог с Богом и постигает волю Божию. Вэтом за­ключается подлинная социальная история, понимае­мая А.Тойнби как единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.

57Структуралистские исследования культуры Структурали

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-щественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-сертации. По мнению К. Лоренца , ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу.


Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Законы - нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Чем различаются между собой норма, право и обычай ? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Новости:

Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле. Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.

Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу - это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.

С развитием общества возникали обычаи - исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение. Обычай - привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений - личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию - многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.

Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что "так принято". Традиции же облекаются эмоциональной окраской - стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.

Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:
- регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
- мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать. Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
- ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
- конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
- координационная - мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;

Воспитательная - мораль влияет на воспитание человека.

Многие учёные смешивают понятие морали и нравственности. Тем не менее, можно проследить тонкости различий в их понимании. Мораль - это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность - конкретные принципы реального поведения человека.

Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования - общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру - включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.

Однако, можно выделить и различия норм морали и права:
- мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
- нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
- за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
- нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
- моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.

Моральные принципы, - правила поведения, - являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности - степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.

Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить "золотое правило нравственности", высказанное ещё Иммануилом Кантом: "Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе". Важнейшим моральным принципом является также гуманизм - человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии. Другой нравственный принцип - моральная автономия личности. Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм - человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.


табу и ограничений, основных ценностей и воззрений различных социальных групп, ограни-ченный доступ к СМИ и ограниченное информационное обеспечение. Все это неизбежно материализуется в повышении общей степени риска при принятии тех или иных управленческих решений. Международная маркетинговая деятельность обусловливается также требованиями принятых под эгидой ООН международных правил и кодек сов,

  • табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз мы, обеспечивающие их выполнение [Норт, 1997а]. В этом опре-делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор-тивных играх (например, в футболе).
  • 3.4.2. Коллективная (общинная) собственность
    табу. Члены группы, которые нарушают правила, регулирующие доступ к ре сурсу и распределяющие издержки, связанные с сохранением ре сурса, подвергаются санкциям, зависящим от тяжести проступка. Так, поддержание в исправном состоянии и производственное использование ирригационных систем в японской деревне тре бовало тяжелого труда по удалению грязи и сорняков из водных каналов, чистки дренажной
  • 13.1. Подходы к государственному стимулированию экономического роста.
    табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста1. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия - изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с це лью достижения лзолотого правила. Важным является также
  • 15.7. Россия в лпровале рынка
    табу, не афишировал ся. Доход высших звеньев пролетарской элиты второго поколения, по подсчетам того же Восленского, превосходил средний уровень трудящихся примерно в де сять раз, однако не во многие сотни, как на Западе. И именно такое положение элиту начало угнетать. Пролетарская элита третьего поколения являлась уже полной противополож ностью, антитезой поколения первого. Произошла переоценка
  • 1. Основные характеристики родового строя
    табуированном) и бе зусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу) , относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бы товым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм,
  • 1.3. КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ?
    табу, социальные перегородки, ка стовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламента ция многих сторон частной жизни). Но и в современном обществе традиции и обычаи оказывают влияние на многие стороны эко номической жизни - деление профессий на лмужские и лжен ские, приемлемый обществом уровень дифференциации дохо дов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в
  • 2.4 Трудовые ресурсы мира
    табу и т.д.), а также как партнеры по бизнесу. Если Вы причастны к организации зарубежного производства или хотя бы представительства фирмы, к организации совместной деятельности или найму на работу представителей некоренных народов или зарубежных стран, Вам небезразличны такие качества будущих работников, как уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и
  • 3.5. Структура занятости и качество трудовых ресурсов
    табу и т.д.), партнёров по бизнесу (обязательность, сочетание государственных и личных интересов, роль личных связей в деловых отношениях), будущих работников (уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, а также присущие им человеческие слабости и национальные привычки). Для бизнеса важнейшей
  • Возникновение денег
    табу на добыгую дичь или зверя: охотник не мсжет есть то, что он подстрелил или поймал, поэтому он должен обменять своо добычу на другую пишу у когсенибудь из сопламенни- ков. Английский социолог и этнограф Б. №линовский упоминает занятный обычай жителая острюва Трюбриан отдавать часть урожая и охотничьей до- бычи лMI/жу сестры, даже когда сестры в действительности нет. Американский востоковед
  • 1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    табу исчерпали свое влияние. Более того, в городах женщины работали вдали от своего очага. Они очень быстро переставали кормить грудью ребенка, что создавало возможность для беременности13. Другие же обычаи продолжали сохранять свое влияние. Не могло быть и речи об абортах, стерилизации и контрацепции, так как это ставило под вопрос в этих обществах сам смысл существования женщины. Экономическое
  • 2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую
  • 3. Теории, учитывающие социальные и политические изменения.
    табу - одни из тех правил, которые очень четко соблюдались в первобытных обществах. Если вы, женившись на девушке из другого племени, по какой-то причине напали на ее соплеменника, вы тем самым автоматически нападаете на какого-то ее родственника (отца, брата, деда и т.д.), что порождает дополнительные издержки по нарушению прав собственности людей того племени. Кстати, этот сюжет встречался и в
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. Распространение только на данный родовой коллектив. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. Специфические санкции - осуждение поведения
  • ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы. Вышеперечисленные плюс нормы моды. Тест 10. Каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе? Толкование и правотворчество. Санкционирование и правотворчество. Систематизация и санкционирование. Тест 11. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества? Общеобязательная нормативность, формальная
  • 2.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА
    табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; выражали интересы всех членов рода и
  • 12.2. Внелегальный рынок как институциональная система
    табу на ис-пользование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чем у легального предпри-нимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как
  • 13.1. Три вида институциональных рамок
    табу) К Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным образом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и лфокальных точек2. Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть


  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме