Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Публичные земельные правоотношения. Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводу земли как особого имущественного объекта.

Тем самым они обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах.

Земельно-правовые нормы можно определить как установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению к земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер, состав участников, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Обязательным признаком земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений. Например, целевой характер использования земель - это норма, а совокупность прав и обязанностей землевладельца, который должен соблюдать эту норму, - это один из видов правоотношений.

В зависимости от способа воздействия на участников отношений нормы, регулирующие земельные отношения, подразделяются на нормы материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников земельных отношений. Так, ими определяется система прав на землю, компетенция органов управления землями, составы земельных правонарушений и санкции за их совершение. Процессуальные нормы регулируют порядок реализации материально-правовых норм. Например, чтобы получить земельный участок в собственность, владение или пользование, необходимо пройти специальную процедуру предоставления участка, установленную законодательством.

По виду воздействия на участников земельных отношений нормы могут быть регулятивными - запретительными (нарушать права пользователей земельных участков), обязывающими (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате), компенсационными (при изъятии земель для государственных и общественных нужд); нормами-гарантиями - поощрительными (направленными на повышение заинтересованности в рациональном использовании и охране земель) и карательными (предусматривающими принуждение к выполнению предписаний регулятивных норм и ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний).

Виды земельных правоотношений. В силу того, что объектом земельных правоотношений является земля как предмет, по поводу которого устанавливаются права и обязанности участников земельных отношений, эти отношения характеризуются определенным единством, в рамках которого проводится классификация земельных правоотношений на виды. Критерии деления на виды могут быть различными, но важнейшим из них является содержание - соотношение прав и обязанностей участников правоотношений. По этому критерию можно выделить несколько видов земельных правоотношений.

1. Правоотношения земельной собственности, участники которых обладают определенной совокупностью правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Содержание этих правоотношений зависит от формы и вида права собственности на землю.

С отменой монополии государственной собственности на землю и включением ее как недвижимости в систему рыночных отношений отношения собственности на землю приобрели характер имущественных, рыночных отношений, регулируемых гражданским законодательством с учетом земельного и иного специального законодательства. В настоящее время не только государство, но и частные собственники получили право распоряжения землей. Государство перестало быть обязательным участником земельных правоотношений собственности. Правовой режим земельной собственности постоянно претерпевает изменения.

2. Правоотношения землевладения и землепользования, содержание которых составляют правомочия владения и пользования землей, предоставленной собственником другим лицам.

Правоотношения землевладения возникают на основе предоставления земельных участков во владение. Право пожизненного наследуемого владения граждан имеет самостоятельное значение и может быть классифицировано по определенным группам:

Для строительства и обслуживания жилого дома;

Для ведения личного подсобного хозяйства;

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

Для ведения коллективного садоводства;

Для дачного строительства;

Для традиционных народных промыслов;

Правоотношения землепользования - традиционная группа самостоятельных земельных отношений. Их отличает свой основной круг субъектов: сельскохозяйственные организации, промышленные и транспортные предприятия. Это одна из форм гарантированного пользования землей. Из числа субъектов данной категории в настоящее время исчезли собственники и владельцы земли, появились новые участники земельных отношений - совместные предприятия, международные организации.

Сравнительно недавно в земельном законодательстве появились нормы, регулирующие право аренды земли и право ограниченного пользования соседним земельным участком (сервитуты). Правоотношения по аренде земли - группа отношений по поводу использования земли, участники которых пользуются ею временно, возмездно и на договорной основе.

3. Правоотношения по государственному управлению землями, которые по форме выступают как административно-правовые и участники которых находятся в отношениях власти и подчинения. К ним относятся правоотношения по ведению государственного земельного кадастра, планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию (выкупу) земель для государственных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель, разрешению земельных споров.

4. Охранительные земельные правоотношения, которые возникают в результате неправомерного поведения и в рамках которых обеспечивается применение мер ответственности за нарушение земельного законодательства. Типичными земельными правонарушениями являются:

Несвоевременный возврат временно занимаемых земель;

Невыполнение мероприятий по приведению земель в пригодное для использования состояние;

Уничтожение межевых знаков, границ землепользований и землевладений;

Использование земельных участков не в соответствии с целями предоставления.

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус. В зависимости от правового статуса участников можно выделить следующие категории субъектов земельных правоотношений.

1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь. Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями.

2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.

3. Государственные органы обладают специальной компетенцией по регулированию земельных отношений. Они участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Не наделенные самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, они осуществляют их от имени государства.

Однако, в том случае, если органы местного самоуправления используют земельные участки, предоставленные им в пользование (аренду), они являются также и субъектами отношений в области использования земель. В охранительных правоотношениях субъектами правоотношений выступают государственные правоохранительные органы, прокуратура, судебные органы.

4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Понятие юридического лица как субъекта земельных отношений получило свое признание в связи с включением земли как недвижимости в систему гражданского оборота и приданием земельным правоотношениям имущественного, рыночного характера.

Для того чтобы юридические и физические лица могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правоспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

Земельная правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения (регистрации) его устава (положения) и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями и задачами деятельности данного юридического лица.

Сельскохозяйственные предприятия всегда реализуют свою земельную правоспособность, так как земля в сельском хозяйстве является основным средством производства, и без нее их деятельность вообще невозможна.

Что касается физических лиц, то их земельная правоспособность возникает в момент рождения, а земельная дееспособность, как правило, по достижении 18-летнего возраста.

Земельную правоспособность граждане могут осуществлять индивидуально, когда отдельный гражданин выступает субъектом права на земельный участок, а также в составе групп, объединений граждан, не имеющих организационного единства, например при общем пользовании земельным участком собственниками жилого строения.

Свою земельную правоспособность граждане могут реализовать в составе коллектива - садоводческого товарищества, сельскохозяйственного кооператива, акционерного общества и т. д. Для того чтобы коллектив граждан мог быть признан субъектом земельных правоотношений, он должен быть юридически оформлен, обладать специальной земельной право- и дееспособностью.

В этом отношении от коллектива отличается группа граждан, имеющая, например, общую собственность на строение. Она не является субъектом земельных правоотношений по поводу земельного участка, на котором размещено это строение, так как не обладает организационным единством, который был бы закреплен в уставе (положении).

Объектом земельных правоотношений является земля. В зависимости от вида земельных правоотношений в качестве объекта может выступать как государственный земельный фонд в целом, так и его определенная часть или конкретный земельный участок. Согласно законодательству, выделены следующие виды объектов:

Индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений, даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю;

Земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком. Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида;

Все или частъ земелъ Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

Объектом материальных земельных отношений всегда служит земля, а процессуальные земельные правоотношения своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие. Таким результатом могут быть данные земельного кадастра, сведения мониторинга земель, решение компетентного государственного органа о предоставлении земельного участка и т. д.

В правоохранительных земельных правоотношениях объектом является установленный законом земельный правопорядок, т. е. права и законные интересы участников земельных правоотношений.

В основе возникновения и прекращения земельных правоотношений лежат юридические факты - обстоятельства, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений. Они зависят от вида земельных правоотношений и состава их участников.

В зависимости от юридических последствий, факты подразделяются на правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды земельного участка); правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение правоотношений; правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (истечение срока аренды, прекращение деятельности предприятия и др.).

При этом если для возникновения одного вида земельных правоотношений достаточным является наличие простого юридического факта (совершение земельного правонарушения), то для некоторых других необходима совокупность двух или более фактов (принятие решения государственного органа о предоставлении участка, отвод земельного участка на местности, правовое оформление права на участок).

Основаниями возникновения и прекращения земельных правоотношений могут служить действия субъектов, их бездействие или какие- либо события. Действия могут быть правомерными (если речь идет о возникновении правоотношений земельной собственности, землепользования, по управлению землями) и неправомерными (являются основанием возникновения охранительных земельных правоотношений).

Правомерные действия, приводящие к возникновению земельных отношений, могут совершаться в форме:

* административного акта;

* судебного решения;

* международного договора.

Одним из оснований, с которым закон связывает возникновение земельных правоотношений, является правовой акт индивидуального значения. В отличие от нормативно-правовых актов, предписания которых обычно носят общий характер, акты органов государственного управления, имеющие индивидуальный характер, влекут возникновение лишь конкретных земельных правоотношений. Это могут быть решения органов исполнительной власти о предоставлении земельного участка данному лицу, изъятии земельного участка для государственных или муниципальных надобностей. Статус индивидуально-правового акта имеют приказы администрации предприятий (о предоставлении работнику служебного надела), решения судебных органов (признание права наследования земельным участком, решение о разделе садового участка между супругами).

В последнее время в качестве основания возникновения земельных правоотношений все большее значение приобретают договоры сделки. Договор может быть как самостоятельным основанием установления земельного правоотношения, так и дополнением к соответствующему административному акту. Как дополнение к административному акту он может быть заключен, например, в соответствии с решением уполномоченного органа о предоставлении субъекту земельного участка в аренду из земель, составляющих государственную или муниципальную собственность. Составленный согласно утвержденной форме и зарегистрированный в установленном порядке, договор конкретизирует права и обязанности сторон правоотношения, предусматривает ответственность сторон в случае нарушения ими договора и т. д.

Неправомерными действиями, прекращающими земельные правоотношения, могут быть нерациональное использование земельного участка, использование участка способом, приводящим к снижению плодородия, ухудшению экологической обстановки, использование земли не по целевому назначению. Бездействием, влекущим прекращение земельных правоотношений, признается, например, систематическая неуплата налога за землю в течение установленного срока.

Юридические факты, относящиеся к категории событий, в основном служат основаниями изменения или прекращения земельных правоот-

ношений отдельных видов (истечение срока временного землепользования; смерть гражданина как правоизменяющее основание для перехода земельного участка его правопреемникам и др.).

1. Понятие и виды земельных правоотношений.

2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.

3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Смотри монографию Аксененка 1957 года

Вопрос № 1. Понятие и виды земельных правоотношений.

Земельное правоотношение – юридическое выражение фактических общественных отношений, возникающих поп поводу использования и охраны земли.

По мнению Аксененка, земельное правоотношение – это юридическая форма выражения и закрепления экономических отношений в области использования земли как своеобразного объекта собственности.

Красов земельные правоотношения определяет как общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Первично именно общественное отношение.

Земельное правоотношение – это юридическая связь между субъектами, выраженная в наличии у субъектов прав и обязанностей.

Аксененок выделил следующие группы земельны правоотношений:

1. Правоотношения собственности на землю;

2. Правоотношения, производные от собственности – по пользованию землей.

Современная классификация земельных правоотношений:

1. Правоотношения в сфере собственности на землю:

a. Правоотношения, возникающие в сфере государственной собственности;

b. Частной собственности;

c. Муниципальной собственности и т.д.

2. Правоотношения, производные от права собственности:

a. Правоотношения вещного характера (по поводу пожизненного владения земельным участком, сервитута, постоянного бессрочного пользования и т.д.).

b. Правоотношения, имеющие обязательственный характер (например, возникающие в результате совершения договоров аренды, залога и т.д.).

c. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением права общего землепользования – граждане могут свободно осуществлять своего право природопользования.

3. Правоотношения, возникающие в сфере управления использования и охраны земель.

a. Правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.

b. Правоотношения государственного кадастра.

c. Территориального планирования, использования и охраны земель.

d. Изъятия земель.

e. Мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.

4. Охранительные правоотношения – их цель – обеспечение земельного правопорядка, в этих правоотношениях выражается правоохранительная функция права, они направлены на регламентацию юридической ответственности за земельные правонарушения.

Правоотношения материальные и процессуальные. Например, правоотношения, которые возникают в процессе предоставления земельных участков.

Вопрос № 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Согласно статье 5 ЗК субъектами являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения – т.е., это только физическое лицо;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

В качестве объекта гражданского оборота выступают именно земельные участки как индивидуализированные объекты.

Земельный участок – предмет субъективного права.

Индивидуализация земельного участка осуществляется через его индивидуализирующие признаки: место положения, размер, границы, качество – эти характеристики фиксируются в правоустанавливающих, правоудостоверящих документах.

Согласно статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Индивидуализация земельного участка осуществляется также путем перенесения землеустроительного проекта в натуру с обозначением границ межевыми знаками.

Специальные определения земельного участка даны в ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со статьей 11.2. ЗК выделяют 5 способов образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель предусматривает, что за вновь образованными земельными участками сохраняется целевое назначение и разрешенное использование тех участков, из которых они образуются. Обязательным условием является согласие правообладателей, выраженное в письменной форме. Согласие не требуется только в двух случаях: 1) при образовании участков из земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям; 2) по решению суда.

Вопрос № 3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Основаниями возникновения являются юридические факты:

1. Правовые акты индивидуального значения, которые, в свою очередь, подразделяются на:

a. Решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка.

b. Приказ, распоряжение о выделении земельного участка в качестве служебного земельного надела (ЗК предусматривает земельные наделы – служебные наделы для некоторых категорий профессий).

2. Договоры, сделки, порождающие возникновение прав на землю.

3. Судебные решения.

4. Причинение вреда (например, в результате загрязнения земли – земельно-охранительное правоотношение).

5. События (стихийное бедствие может послужить основанием для реквизиции земельного участка).

Основания прекращения земельных правоотношений:

1. Добровольный отказ.

2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел.

4. Неправомерные действия – нерациональное использование, использование участка не по целевому назначению, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки. Такое правоотношение происходит помимо воли правообладателя.

5. Бездействие – невнесение платежей за пользование земельным участком и др.

6. Событие – например, смерть пользователя и др.


Тема № 2. Право собственности на землю.

1. Общие положения права собственности на землю. Понятие формы собственности на землю.

2. Формы собственности:

a. Публичная собственность на землю. Проблемы разграничения права собственности на землю.

b. Право частной собственности.

Вопрос № 1. Общие положения права собственности на землю.

Собственность – общественно производные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства.

Право собственности – это юридическое закрепление данных общественных отношений.

В свою очередь, право собственности рассматривается в объективном и в субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой комплексный межотраслевой институт.

Функции права собственности на землю как института:

1. Закрепляет право собственности на конкретный земельный участок к конкретным субъектам.

2. Нормы этого института закрепляют правомочия собственника по поводу земельного участка, принадлежащего лицу.

3. Нормы этого института устанавливают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности в субъективном смысле представляет собой меру возможного поведения собственника: владение, пользование и распоряжение. Владение – это правомочие, основанное на титуле, означающее возможность фактически обладать земельным участком. Пользование означает возможность эксплуатировать земельный участок, получать доходы, извлекать полезные свойства данного земельного участка и т.д., однако лишь в связи с целевым назначением земель. Распоряжение означает возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка, но также без изменения целевого назначения земельного участка.

Пользование собственника земельного участка, в соответствии со статьей 40 ЗК РФ, заключается в том, что собственник имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны :

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Общие ограничение правомочий собственника земли определены в статье 36 Конституции РФ: можно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей при соблюдении двух условий:

1. Непричинении вреда окружающей среде – «Экологический императив».

2. Собственник не вправе нарушать права и законные интересы других лиц.

Формы собственности на землю. Суханов считает, что форма собственности – это экономическая категория. Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является субъектом (отдельный индивид, группа лиц, государство, общество в целом), соответственно, различают индивидуальные, групповые и общественные формы присвоения. ЭТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ.

В действительности, в содержании права собственности нет никакого различия в зависимости от форм собственности.

В зависимости от способа присвоения выделяют публичную и частную собственности.

В соответствии со статьей 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю :

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель. Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например, платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям. По виду земельных отношений, урегулированных нормами земельного права, можно различать правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель и т.д. В зависимости от категории земель складываются правоотношения по использованию и охране земель поселений, земель лесного фонда, земель водного фонда и др.

По функциональному назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения выражаются в совершении их участниками правомерных (положительных) действий - использовании земельного участка по целевому назначению; выполнению мероприятий по охране земель и т.д. Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения требований земельного законодательства и могут повлечь применение к правонарушителю мер юридической ответственности.

Субъекты земельных правоотношений, как отмечал Н.А Духно, могут быть классифицированы: а) по их юридическому перечислительному методу. К ним могут быть отнесены граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования; б) по гражданско-правовому основанию к ним относятся собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы .

Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Согласно под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Это, так сказать, врожденное качество, принадлежащее человеку по естественному праву.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Снижение возраста полной дееспособности допускается также в случае эмансипации (). Данные правила действуют и в сфере земельных отношений.

В связи с этим выглядят оправданными предложения, прозвучавшие в научной юридической литературе, о закреплении в ЗК РФ нормы - дефиниции «земля». Предлагается нормативно закрепить, что земля - «это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции» .

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать (п. 2 ст. 6 ЗК РФ) часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данный подход корреспондирует с положениями п. 2 , из которого следует, что если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ). При этом в части права собственности на лес Лесной кодекс РФ предусматривает иное правовое регулирование. Согласно ст. 20 ЛК РФ, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или частного юридического лица, принадлежит ему на праве собственности. Относительно понятия лес ст. 7 ЛК РФ устанавливает, что все леса, кроме лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Согласно ст. 19 ЛК РФ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Особым объектом земельных отношений является почва - верхняя часть плодородного слоя. Наряду с землей, почва является компонентом природной среды и отдельным объектом охраны окружающей среды (ст.ст. l, 4 Закона об охране окружающей среды). Указанный закон, разделяя земли и почвы как объекты правовой охраны, отдельно предусматривает необходимость принятия мер по сохранению земель и почв при размещении объектов энергетики (ст. 40), эксплуатации сельскохозяйственных объектов (ст. 42), мелиорации земель (ст. 43), размещении отходов (ст. 51) и т.д. Не менее важно и установление мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в отношении которых ведется Красная книга почв (ст. 62). .

Содержание земельных правоотношений составляют взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право - предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного поведения в сфере использования и охраны земель, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством. В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.

Юридическая обязанность - возложенные на обязанное лицо вид и мера должного поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченной стороны, так и государства в целом, в связи с чем, ее реализация имеет властный, императивный характер. Юридические обязанности бывают активными (необходимость совершения действия) и пассивными (необходимость воздержания от действий).

Содержание прав и обязанностей субъектов земельных отношений определяется принадлежностью участка к определенной категории и субкатегории земель, особенностями целевого назначения и разрешенного использования участка, иными условиями и правилам и использования земельного участка, предусмотренными градостроительной документацией, экологическими и другими требованиями и ограничениями, титулом прав на землю. .

Возникновение, изменение и прекращение земельных. правоотношений происходит в результате наступления предусмотренных законом юридических фактов (событий или действий) - конкретных жизненных обстоятельств, с наступлением которых закон связывает возникновение юридически значимых последствий. При этом в отдельных случаях для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусмотрено, а соответствующие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды, либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).

Возникновение земельных правоотношений обычно связано не столько с событиями, сколько с принятием административных актов органами публичной власти, вытекает из договоров и иных сделок, а также из судебных решений. Допускается и сочетание таких юридических фактов (фактический состав). Например, орган публичной власти своим актом выносит участок на торги, с победителем которых заключается договор купли-продажи (аренды) земельного участка. Типичным административным актом является решение органа местного самоуправления о переоформлении (приватизации) гражданину принадлежащего ему на праве пользования земельного участка. Судебные решения могут выступать как основание возникновения прав на землю по спорным участкам либо в случае установления земельного сервитута.

Изменение земельных правоотношений может происходить как по волеизъявлению его субъектов, так и по иным причинам. Например, стороны могут внести изменения в договор аренды земельного участка; собственник делимого земельного участка может в соответствии с действующим порядком разделить его на две части и одну продать; гражданин-землепользователь может приватизировать (переоформить) земельный участок и т.д. Другим случаем изменения правоотношений может являться образование по решению органов публичной власти особо охраняемой природной территории, резервирование земельного участка, установление публичного земельного сервитута либо зоны с особыми условиями использования территорий, в которых правообладатели земельных участков будут правомерно ограничены в возможностях по их использованию с внесением соответствующих записей в правоустанавливающие документы о правах на земельный участок

Основания прекращения земельных правоотношений могут быть безусловными (событие - смерть собственника, уничтожение земельного участка в силу природных факторов, истечение срока договора аренды), а также обусловленными совершением определенных действий (в результате исполнения договора купли-продажи земельного участка происходит прекращение для продавца правоотношений собственности на землю) либо бездействий (неиспользование землепользователем либо землевладельцем земельного участка может повлечь принудительное прекращение прав на землю).


См. Бакунина Т.С . Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. № 10. С. 86.

См. подробнее: Анисимов А.П., Мелихов А.И. О некоторых теоретических проблемах земельной правосубъектности иностранных граждан и юридических лиц // Право и политика. 2005. № 6. С. 4-7.

Дёгтев А. Земля – объект земельных и гражданских правоотношений // Право и экономика. 2005. № 8. С. 55.

Предыдущая

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Субъекты земельных правоотношений - понятие и виды



ЗК РФ, Статья 5. Участники земельных отношений. Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии гос. собственности на землю, появлением многообразных форм земельной собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами Федерации, - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты - обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений - органы гос. власти и местного самоуправления, граждане и юр. лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юр. лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю.

Органы гос. власти и местного самоуправления выполняют в пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

Охрану земельных прав осуществляют гос. правоохранительные органы - суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.

Субъекты - лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством.

Участники земельных отношений (субъекты) - граждане, юр. лица, РФ, субъекты РФ, муницип. образования (граждане в данном случае - граждане как РФ, так и иностранные граждане и лиц без гражданства (т. е. физич. лица)):

  • - собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • - землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • - землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • - арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • - обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Субъективные земельные права и обязанности юр. лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными.

Субъективные права и обязанности иных участников правоотношений – физ. лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства РФ.

На иностранных граждан и юр. лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, согласно ФЗ об обороте земель с/х назначения земли с/х назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юр. лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗКРФ, ФЗми.

Полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований определяются в соответствии с ЗКРФ и иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения. В ст. 9-11 ЗКРФ установлены основы полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в земельных отношениях. Вступление публичных образований в отношения собственности на землю, в том числе по совершению сделок, осуществляется с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме