Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принципы социального государства и их обоснование. Основные положения и принципы социального государства А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

В 1993 г. была принята Конституция Российской Федера­ции, которая провозгласила Россию демократическим феде­ративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция соци­ального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здо­ровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 1 .

Разработка Концепции социального государства в Рос­сийской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, со­здания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объеди­нениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе внутренних - востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и прин­ципам социального государства. Разработка Концепции вызва­на и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимос­тью ратификации Европейской социальной хартии.

В настоящей Концепции сделана попытка изложить тео­ретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм рос­сийской Конституции.

При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зарубежных стран, в том числе ФРГ, Франции, скандинавских стран, являющихся по конституциям соци­альными государствами.

Часть I Основные положения и принципы социального государства

Социальное государство - это правовое демократичес­кое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной за­щиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала лич­ности.

Социальное государство - самостоятельный тип право­вого государства, который обеспечивает установление опти­мальных взаимоотношений личности, коллектива и государ­ства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и сво­бод человека, включая право каждого на достойную жизнь.

В качестве «права на достойную жизнь» в настоящей Концепции понимается предоставление каждому трудоспо­собному гражданину реальной возможности за счет напря­женного, квалифицированного и инициативного труда обес­печить достойный, в меру сложившихся социальных стан­дартов, уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего формируется совме­стными усилиями высокопродуктивная среда обитания и жиз­недеятельности.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспече­ния благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике та­ких положений, как:

Солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных;

Здоровые платят за больных;

Трудоспособные платят за еще или уже нетрудос­пособных;

Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Эти положения должны быть законода­тельно закреплены в виде обязанностей государства перед гражданами, а также прав и обязанностей граждан социаль­ного государства.

Правовая и социальная государственность - категории однопорядковые и существуют в органическом единстве. Ста­новление социально-правового государства в России должно представлять собой единый, целостный, взаимосвязанный процесс.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции правовыми, социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, ка к:

Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе принципа социального парт­нерства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходи­мости, его регулирование (спрос, предложение, ценообразо­вание, конкуренция);

Ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства и соблюдение правил этой «игры», создание соответствующих условий для упорядоче­ния течения экономической и социальной жизни;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь ме­нее трудоспособным;

Тендерное равенство мужчин и женщин 1 ;

Участие работников в управлении производством, об­щественной и государственной жизнью.

Практическая деятельность субъектов социальной поли­тики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.

1 Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях обще­ственной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием граж­данского общества, демократизацией общественной жизни, созданием пра­вового и социального государства.

Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от воз­можностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить тен­дерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.

Критериями для оценки степени социальности государ­ства является также соблюдение:

Права на свободу человека;

Гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возмож­ные инвестиции «в человека»;

Обеспечение стандартов достойной жизни для большин­ства граждан;

Адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;

Гарантии создания благоприятных условий для реаль­ного участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

Соблюдение прав и гарантий, признающих и реализу­ющих систему социального партнерства в качестве основно­го механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регу­лировании социально-экономических и трудовых отношений;

Гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;

Права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи;

На бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие при­оритеты:

1. В сфере занятости:

- структурная перестройка экономи­ки в интересах всех граждан России, современная кадровая политика;

Повышение экономической активности, направлен­ной на созидание и прогресс;

Обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населе­ния;

Создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социаль­ное партнерство;

Содействие общественно полезному и эф­фективному предпринимательству.

В сфере политики доходов:

- создание социально-спра­ведливой и эффективной системы распределения вновь со­зданной стоимости между государством, трудом и капита­лом;

Обеспечение роста реальной заработной платы и дохо­дов населения и на их основе - рост качества и уровня жиз­ни;

Установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство ра­бочей силы;

Социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

В сфере систем жизнеобеспечения населения:

- сохра­нение и приумножение жилого фонда и повышение его ком­фортабельности;

Развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования;

Создание нормальных условий жизни в на­селенных пунктах, не имеющих постоянно действующих ком­муникаций с основной территорией страны.

В сфере социальной защиты населения:

- разработка и осуществление государственной программы борьбы с беднос­тью;

Создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков;

Реформирование системы социально­го страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования;

Осуществление социальной защиты семьи, материнства, от­цовства и дететва, инвалидов, пожилых и других слабо за­щищенных категорий граждан;

Улучшение демографической ситуации в стране.

В сфере охраны окружающей среды:

- создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека;

Обеспечение экологической безо­пасности.

В сфере формирования социокультурной среды:

- куль­тивирование в обществе созидательных ценностей;

Повыше­ние цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей;

Повыше­ние роли и качества общего и профессионального образова­ния;

Сохранение национальной самобытности языка и куль­туры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Проведение региональной социальной политики и ин­тегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при усло­вии упорядочения в разграничении их полномочий.

Развитие комплекса отраслей социального обслужи­вания населения.

Социальное партнерство является важнейшим инст­рументарием социального государства при согласовании про­тиворечивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще соци­альному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», в его теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип об­щественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфичес­кий социально-политический механизм регулирования соци­альных отношений в целом, социально-трудовых и связан­ных с ними экономических отношений, основанный на прин­ципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важней­шую, характерную черту идеологии, соответствующей це­лям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнер­ство - это социальный мир и сплоченность общества, усло­вие его политической стабильности, экономического прогресса.

В-четвертых, социальное партнерство - во всех фор­мах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении орга­низацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фак­тором совершенствования социального государства, повыше­ния уровня его демократичности, развития институтов граж­данского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формиро­вание и развитие служат важнейшим фактором и показате­лем социальной, политической, нравственной и идеологичес­кой зрелости самого социального государства, общества в целом.

В свою очередь, социальное государство является важ­нейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудо­вых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и рав­ноправным субъектом социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти - обязательной и равноправ­ной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых со­глашений с целью регулирования социально-трудовых отно­шений. Именно социальное государство, его законодатель­ные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансирован­ность централизации, децентрализации и самостоя­тельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.

Необходимым условием эффективного функционирова­ния социального государства является реализация социаль­ной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конк­ретной сферы перед обществом.

Социальная ответственность федеральных органов власти

Федеральные органы власти, руководствуясь Конститу­цией, несут социальную ответственность за:

создание и обеспечение исполнения федеральных за­конов, гарантирующих активную социальную политику и эф­фективное функционирование социального рыночного хозяй­ства;

разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни;

разработку и исполнение социальных целевых феде­ральных программ, в том числе повышение занятости насе­ления и обеспечение их источниками финансирования;

координацию работы трехсторонней комиссии по соци­ально-трудовым отношениям;

развитие работы отраслей социальной инфраструкту­ры и их финансирование (образование, наука, здравоохране­ние, культура и др.);

организацию работы Пенсионного фонда, Фонда соци­ального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;

формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнением;

организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихся;

разработку государственных социальных стандартов.

Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации

Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:

разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспеченных источниками финансирования, в том числе программ создания новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;

участие в софинансировании федеральных социальных целевых программ;

определение величины прожиточного минимума, со­става и объема региональной потребительской корзины;

финансирование соответствующих учреждений обра­зования, здравоохранения, культуры;

участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и спорта;

распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.

Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность крупного, среднего и мало­го бизнеса заключается в:

создании условий для воспроизводства рабочей силы;

развитии и софинансировании объектов социальной сферы;

своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;

обеспечении охраны и безопасных условий труда;

поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

софинансировании систем профессиональной подготов­ки кадров и повышении их квалификации;

своевременной и в полном объеме уплате налогов;

обеспечении нормальных условий труда и быта работ­ников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;

отчислении страховых платежей по программам пен­сионного, медицинского и социального страхования;

развитии корпоративного профессионального пенсион­ного страхования;

софинансировании добровольных видов страхования работающих;

осуществлении социальной поддержки наемных работ­ников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

благотворительной деятельности.

Социальная ответственность государства

при ратификации международных правовых норм

и соглашений в социальной сфере

Социальная ответственность государства при ратифика­ции и реализации международных правовых норм и соглаше­ний в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или дол­жна признать Российская Федерация:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская социальная Хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.);

Хартия Европейского сообщества об основных соци­альных правах трудящихся 1989 г.; Кодекс социального обес­печения 1990 г.;

Хартия основных прав Европейского Союза 2000 г.;

Хартия социальных прав и гарантий граждан незави­симых государств 1994 г.;

Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, при­нятая МОТ в 1977 г.;

Актуальность социальной ответственности при ратифи­кации международных норм и соглашений значительно воз­растает в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.

Социальная ответственность гражданина

Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с дру­гой - перед своими близкими.

Перед обществом социальная ответственность выража­ется, прежде всего, в передаче гражданином части собствен­ности (в виде налогов) на общественные и социальные нуж­ды на разные уровни государственного управления и в орга­ны самоуправления.

Перед близкими, в первую очередь перед семьей, - в создании благоприятного психологического климата в обще­житии и при воспитании детей.

Важнейшим фактором и условием развития социаль­ного государства является его финансовое обеспечение. Со­циальное государство реализует свои цели только при нали­чии высокоэффективной социально ориентированной эконо­мики и ответственного отношения к труду всего экономичес­ки активного населения, что предполагает взаимосвязь со­циальных и экономических интересов.

При этом должно обеспечиваться комплексное социаль­но-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию, как своеобразной «корпорации». Это обусловли­вает необходимость объединения некоторой части активов и ресурсов всех территориальных образований для достижения общей цели в масштабах Российской Федерации.

Главная цель функционирования такой «корпорации» - создание для каждого трудоспособного гражданина право­вых условий, при которых он может своим трудом обеспе­чить достойную жизнь себе и своей семье, а в конечном ито­ге - и повышение благосостояния всего российского народа при минимальном истреблении природных ресурсов и мини­мально возможном ущербе для экологии, необходимых для грядущих поколений.

Важнейшим средством для функционирования социаль­ного государства является его правовое обеспечение.

Социальное государство - это современный тип право­вого государства, наиболее целесообразно соединяющий на­чала свободы и власти в целях обеспечения благополучия лич­ности и благоденствия общества.

Интересы личности, ее право на самореализацию, осно­ванное на признании обществом и государством неотъемле­мых прав и свобод человека, находятся в центре внимания социального государства, а благо общества представляет его высшую цель. При этом право выступает не как ограничи­тель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.

Однако в социальном государстве оно не может ограни­чиваться лишь формально-юридическим признанием этих высоких принципов; его влияние должно распространяться и на решение социальных проблем.

Право, задача и сущность которого состоит в охране ин­дивидуальной свободы человека в социальном государстве, призвано взять на себя заботу и о материальных условиях ее осуществления, что должно найти свое конкретное вы­ражение в признании за каждым индивидом конституцион­ного права на достойную жизнь.

Это право должно быть конкретным и обоснованным, независимым от желания органов власти и управления или усмотрения должностных лиц. Границы этого понятия опре­деляют социальными нормами допустимого (нижнего) и воз­можного поэтапного (верхнего) показателей уровня жизни, причем нижняя граница не может быть ниже показателей прожиточного социального минимума. Эти параметры не яв­ляются постоянными, неизменными и всеобщими. Они будут неизбежно изменяться по мере развития экономики, госу­дарства и общества^ привнося новые представления о стан­дартах, уровне и качестве жизни. Именно поэтому право­мерно предположить, что наивысшее свое выражение пра­во на достойную жизнь и свободное развитие человек полу­чает в социальном государстве.

Социальное государство - не раз и навсегда сформиро­вавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество, сохраняя постоянную гармонию между ними.

Наиболее сложная задача при этом - соблюдение по­стоянного баланса между свободной экономикой и устранени­ем явного социального неравенства, порождаемого ею. А ос­новная проблема - установление границ, пределов вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано обеспечить каждому реализацию права на достой­ную жизнь.

В числе базисных, важнейших особенностей социально­го государства - участие общественных объединений, в том числе политических партий, движений, фондов, Русской пра­вославной церкви и других традиционных конфессий в фор­мировании и функционировании социального государства.

В числе общественных объединений возрастает роль проф­союзов в социальном государстве, их участия в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

Часть II

Механизм реализации

«Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

  • - экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  • - доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
  • - развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
  • - социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
  • - гендерное равенство мужчин и женщин;
  • - участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства» Основы социального государства: учебник для вузов под общ.ред.д.е.н.,проф Н.Н.Гриценко,проф А.А.Шулуса:Издательский дом Атисо,2009.-440с..

Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституции российской федерации от 12.12.1993 г(в редакции от 09.06.2001)Российская газета. Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.

Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.


Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества , обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.

Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

1.1. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы , как:

· экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

· доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

· развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

· социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

· гендерное равенство мужчин и женщин;

· участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

1.2. Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:

· соблюдение прав и свобод человека;

· проведение активной и сильной социальной политики;

· обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

· адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

· гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

· соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

· гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

· права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

1.3. На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты :

1.3.1. В сфере демографического развития : разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

1.3.2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

1.3.3. В сфере систем жизнеобеспечения населения : сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

1.3.4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности;создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

1.3.5. В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

1.3.6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

1.3.7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

1.3.8. Разработка и реализация стратегии управления наукой , направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

1.4. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляетсяна основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию.

1.5. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно–коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализации социальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.

1.7. Важнейшим инструментарием при согласовании противоречивых интересов труда и капитала является социальное партнерство , которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в регулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе с другими субъектами этих отношений - работниками в лице их профсоюзов и работодателями ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться админитративно-командным методам управления.

Социальное государство -- форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.

Само понятие «социальное государство» было введено в употребление в XIX в. немецким правоведом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890). Суть такого государства заключается в том, что оно проводит активную социальную политику, направленную на стирание имущественных и социальных различий между людьми и созданию условий, гарантирующих достойный уровень жизни низшим слоям населения.

Развитию современных социальных теорий и становлению реальных социальных государств в Европе во многом способствовали социал-демократические партии и правительства. А такие гуманистические ценности социал-демократии как свобода, справедливость, солидарность, социальная защищенность и др., стали критерием оценки «социальности» того или иного государства. Во второй половине XX века идеи и теории социального государства получили правовое закрепление во многих странах Европы. Впервые понятие «социального правового государства» появилось в конституции ФРГ. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.

Принципы социального государства

Рассмотрим основные принципы социального государства:

1. Принцип свободы предполагает, что человек может заниматься любым видом законной деятельности, не опасаясь экономического и внеэкономического принуждения.

2. Принцип справедливости - недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. Критерии социального государства признают нормальным расхождение в доходах между 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан (децильный коэффициент) не превышающее 1:8 (Конституции государств Европейского союза. М., С. 399).

3. Принцип солидарности - практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным.

4. Принцип социальной защиты - гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013. .

За счет перераспределения материальных благ, социальное государство создает доступные всем гражданам системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Значительные средства выделяются на поддержание малоимущих и неимущих слоев населения. В таком государстве социальная политика является одним из приоритетных направлений.

Однако социальную политику нельзя путать с благотворительностью или раздачей пособий методом администрирования. Когда узкий круг чиновников решает проблемы социально незащищенных граждан, и определяет размеры социальных выплат, то это не социальная политика, а администрирование. Социальная политика возникает в результате взаимодействия институтов власти и гражданского общества по поводу установления определенных социальных гарантий. Другими словами - социальное государство это не благотворительная организация, а результат политических отношений, результат борьбы и компромиссов.

Необходимой материальной предпосылкой возникновения социального государства является высокий экономический уровень развития общества и, в частности, доход на душу населения. Кроме того, социальное государство должно заботиться о росте образовательного (профессионального) уровня своих граждан и о вовлечении их в процесс общественного производства. Критерием оценки социального государства является также уровень развития общественного здравоохранения и общая продолжительность жизни населения. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 2012. № 6.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме