Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Персональные данные детей: что к ним относится, как защищать. Передача персональных данных сотрудников по запросу полиции Запрос информации полицией

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» - приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Перечень персональных данных, обрабатываемых в Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций ().

1.2. Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных ().

1.3. Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным ().

1.4. Типовую форму согласия на обработку персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных субъектов персональных данных ().

1.5. Типовое обязательство сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта, трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей ().

1.6. Типовую форму разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные ().

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:

2.1. Организовать работу по получению согласия на обработку персональных данных от сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России.

2.2. Обеспечить включение в должностные регламенты (должностные инструкции) по соответствующим должностям положения об ответственности за организацию обработки персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России.

2.3. Определить круг лиц, имеющих доступ к персональным данным и осуществляющих их обработку, а также ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, 4243.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1626; 2013, № 30, ст. 4116; 2014, № 37, ст. 4967.

52. Иные сведения, которые субъект персональных данных пожелал сообщить о себе.

_____________________________

* Статья 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2010, № 52, ст. 7002; 2012, № 14, ст. 1553; 2015, № 1, ст. 42; № 29, ст. 4363).

_____________________________

* В случае, если в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих данные должности, входит проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных.

2. В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:

все должности рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы .

_____________________________

* В случае, если в служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и должностные обязанности федеральных государственных гражданских служащих, замещающих данные должности, входит обработка персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным, либо если сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и федеральные государственные гражданские служащие, замещающие эти должности, реализуют права субъектов персональных данных в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

иные сведения, которые субъект персональных данных пожелал сообщить

Предоставляю право обработки вышеуказанных персональных данных в

целях обеспечения соблюдения в отношении меня законодательства

Российской Федерации в сфере отношений, связанных с поступлением на

службу, работу в органы внутренних дел Российской Федерации,

прохождением службы и работой в органах внутренних дел Российской

Федерации, для реализации полномочий, возложенных на органы внутренних

дел Российской Федерации законодательством Российской Федерации.

Я ознакомлен(а), что:

1) настоящее согласие действует с даты его подписания в течение

всего срока службы, работы в системе Министерства внутренних дел

Российской Федерации;

2) настоящее согласие может быть отозвано на основании письменного

заявления в произвольной форме;

3) в случае отзыва настоящего согласия Министерство внутренних дел

Российской Федерации вправе продолжить обработку персональных

данных без согласия при наличии оснований, указанных в

пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11

4) после увольнения со службы, прекращения трудовых отношений

личное дело сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации,

федерального государственного гражданского служащего системы МВД России

направляется в архивные подразделения системы МВД России по последнему

месту службы, работы для хранения в течение сроков, предусмотренных

законодательством Российской Федерации;

5) персональные данные, представляемые в отношении третьих лиц,

будут обрабатываться только в целях осуществления и выполнения

возложенных законодательством Российской Федерации на Министерство

внутренних дел Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей.

Дата начала обработки персональных данных _________________________

(число, месяц, год)

_________________________

(подпись)

_____________________________

* Статья 331.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2010, N 52,

ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363).

Типовое обязательство
сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта, трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей

Я, _______________________________________________________________,

обязуюсь прекратить обработку персональных данных, ставших мне

известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в случае

расторжения со мной контракта, служебного контракта, трудового договора.

N 152-ФЗ "О персональных данных" я уведомлен(а) о том, что персональные

данные являются конфиденциальной информацией и я обязан(а) не раскрывать

третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия

субъекта персональных данных.

Положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие

2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", мне разъяснены.

"__" ________ 20__ г. ____________________

(подпись)

Типовая форма
разъяснения субъекту персональных данных юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные

Мне, _____________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

разъяснено, что без представления мною персональных данных в

службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",

Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации контракт о

прохождении службы, служебный контракт, трудовой договор не может быть

заключен.

Я предупрежден(а), что в случае отказа от представления своих

персональных данных Министерство внутренних дел Российской Федерации не

сможет осуществлять обработку персональных данных.

Мне известно, что Министерство внутренних дел Российской Федерации

для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской

Федерации функций, полномочий и обязанностей в соответствии с

"О персональных данных" вправе продолжить обработку персональных

данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в

пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11

вышеуказанного Федерального закона.

Обязанность представить доказательства наличия вышеперечисленных

оснований возлагается на Министерство внутренних дел Российской

Федерации.

"__" __________ 20__ г.

________________________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Обзор документа

Определен перечень персональных данных, обрабатываемых в МВД России в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также при оказании госуслуг и выполнении госфункций.

Также составлен перечень госслужащих и сотрудников, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных. Обозначены должности, замещение которых предусматривает обработку сведений.

Представлены типовая форма согласия на обработку персональных данных, типовое обязательство прекратить обработку персональных данных, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в случае расторжения с ним контракта, служебного контракта.

Утверждена типовая форма разъяснения субъекту юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные.

Полагаю, коллеги, если не все, то очень многие из ваших клиентов-предпринимателей получали запросы от излишне любопытных правоохранителей, в которых от них требовали предоставить информацию, практически, обо всей организационной и финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Прежде, чем рассказать, как бороться с этой напастью, хотелось бы пояснить - как эти запросы рождаются.

Не секрет, что нынешний ОЭПиПК - наследник УБХСС советского периода, но с существенными отличиями; во-первых, данная служба работала на государство и боролась с хищениями социалистической собственности на предприятиях государственной и колхозно-кооперативной форм собственности; во-вторых, в отличие, скажем, от уголовного розыска, деятельность которого была направлена на раскрытие готовящихся или совершенных преступлений, деятельность УБХСС была направлена на выявление различных хитрых, и не очень, схем хищения, что требовало, зачастую, ювелирной работы.

Нынешние же «борцы» за сохранность многообразия форм собственности, во-первых, не факт, что всегда преследуют интересы государства (про права и законные интересы граждан, вообще говорить несерьезно); во-вторых, действуют более примитивно и схематично, в основном, рассчитывая на психологический эффект от своего появления на горизонте, нашего, и так достаточно забитого и запуганного «малого и среднего» предпринимателя.

Итак, допустим, в процессе оперативной проверки предприятия «А» выясняется, что у него были деловые связи с организациями «Б», «В», и т.д.

При этом, совсем не имеет значения - было ли привлечено руководство предприятия «А» к уголовной или административной ответственности - достаточно того, что оно попало в поле зрения правоохранителей в связи с каким-нибудь, предположим, уголовным делом, к которому предприятие «А» имеет самое косвенное отношение.

Вот, именно для этого и рассылаются подобные запросы - получить как можно больше информации по принципу «хочу все знать».

Достаточно часто получение такого запроса вызывает панику у владельцев небольших производств, магазинов, кафе, и т.д.

Самые же пугливые, или же, в силу особенностей психологии, скажем так - странные, либо, безропотно передают все требуемое, либо, надеются «договориться», как именно - уточнять не будем…

Предприниматель, передавший документы по такому запросу, смутно догадываясь, что у него возникли проблемы, но в силу правовой неосведомленности, даже не подозревает объем этих неприятностей, и, что немаловажно - их денежный эквивалент.

Я, сейчас, не о коррупционной составляющей, хотя и ее сбрасывать со счетов нельзя.

Редко кто анализирует нормы права, на которые имеются ссылки в запросе - само упоминание ФЗ «О полиции» и ФЗ об «Оперативно-розыскной деятельности» повергает нашего предпринимателя в дрожь; мысль же о том, что адвокаты и существуют, как раз для того, чтобы подсказать выход из данной ситуации, приходит в голову в последнюю очередь, если приходит вообще.

Предположим, что некий предприниматель решился, и посетил адвоката, с вопросом - что можно сделать в этой ситуации, и можно сделать что-нибудь, вообще?

Первое, на что должен обратить внимание адвокат - на реквизиты запроса - не только номер и дату исходящего, но и на то, кто подписал данный запрос.

Здесь нам поможет Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 (ред. от 29.09.2016) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», в котором определена компетенция сотрудников органов внутренних дел, обладающих правом принимать решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, руководители подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, а для этого лицо, подписавшее запрос на получение информации должно указать свою должность полностью, а не ограничиваться словами «начальник» «заместитель начальника», и т. д.

Могут возразить - но на бланке-то запроса указано, какое именно подразделение направляет запрос.

На такое возражение можно ответить, что, во-первых, эти бланки, используя современные методы, можно изготовить в неограниченных количествах; во-вторых, адресат такого запроса не должен гадать - начальник, или заместитель, какого именно подразделения подписал этот запрос. Вполне возможно, что должностное лицо, подписавшее запрос, просто, использовало бланк подразделения, к которому никакого отношения не имеет.

Но это только присказка - теперь начнется самое главное - оценка обоснованности направления запроса.

В предлагаемом вниманию примере запроса имеются ссылки на ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции».

Иногда, на вопрос об обоснованности направления запроса, «простодушные» оперативники отвечают, что, мол, указанные нормы и есть это самое обоснование. Отнюдь - ответим мы - это обоснование для проведения оперативно-розыскных действий, а не направления запроса, в данном, конкретном случае.

Теперь, чтобы наши возражения, носили неопровержимый характер, обратимся к тем нормам, на которые ссылается врио заместителя начальника, не идентифицированного подразделения.

Начнем со ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой:

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  1. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  2. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
  3. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Если отсутствуют обстоятельства для проведения оперативно-розыскного действия (кстати, направление запроса является только инструментом для проведения таких оперативно-розыскных действий, как наведение справок, исследование предметов и документов), нет и оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия.

Теперь обратимся к п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция вправе:

проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации

Но, если, как сказано выше, отсутствуют основания для проведения оперативно-розыскных действий, в силу специальной нормы, не может применяться и общая норма, позволяющая их осуществлять.

К слову, ранее в запросах о получении информации полицейские ссылались на п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», согласно которому полиция имеет право:

…в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан…

Почему – спросите вы – в запросах о предоставлении информации, изменилась ссылка на норму, касающуюся прав полиции?

Весь «секрет» кроется в том, что п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции», при истребовании информации, требует наличия возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении, а вот п.10 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» говорит только о праве проводить оперативно-розыскные мероприятия, что полицейскими, по только понятной им логике, воспринимается в качестве безусловного права истребовать любую информацию без какого-либо правового основания.

А что будет, если запрашиваемая информация, все же, не будет представлена?

По сравнению с тем, что может случиться с предпринимателем, если она была бы представлена – всего лишь привлечение к административно ответственности по , санкции которой предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Но мы же с вами люди законопослушные, и действуем в рамках правового поля, поэтому, лучше всего, через адвоката, направляем свой запрос должностному лицу, требующему предоставить ему информацию – а чем, собственно, вызван интерес к нашей организации, или предпринимателю, в рамках какого уголовного дела, или дела об административном правонарушении?

Здесь на нашей стороне, кроме уже упомянутой ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», выступает целый ряд статей Конституции РФ:

Часть 2 ст.24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Часть 2 ст.45 Конституции РФ: Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Часть 1 ст.51 Конституции РФ: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Примерно, в 80% случаев, после получения такого запроса, интерес правоохранителей к предпринимателю пропадает.

Если же попадаются совсем уж «упертые» граждане-полицейские, воспринимающие действия по защите предпринимателей против творимого им произвола, как личное оскорбление, тут уж вступает в силу «тяжелая артиллерия» в виде жалоб в прокуратуру, а в особо «запущенных» случаях, в виде сообщений в подразделения Следственного комитета РФ.

Разумеется, в рамках одной публикации, я не могу подробно описать все способы противодействия незаконным действиям должностным лицам полиции, действующих за гранью своих полномочий, или злоупотребляющих ими – при всей внешней схожести каждый из случаев незаконных действий давления на бизнес индивидуален – в данной публикации, всего лишь, сделан легкий «набросок» таких способов.

Поэтому, мой совет – если вам принесли запрос о предоставлении информации, не спешите увязывать папки с документами для передачи по такому запросу, и, уж, тем более, не пытайтесь «договориться» о возможности не предоставлять требуемые документы или их копии; помните – закон на вашей стороне, а адвокат всегда придет на помощь.

Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами из полиции о предоставлении документации и информации. Как вести себя в такой ситуации? Нужно ли предоставлять истребуемую документацию? Законны ли требования сотрудников полиции? Давайте вместе разберемся в этом.

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее - Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
  • 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

1. Закон «О полиции»

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций , должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии),иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса. Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу. Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы , необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права - в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ - за непредставление сведений (информации). Данной нормой установлена ответственность - для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан - от ста до трехсот рублей; для юридических лиц - от трех до пяти тысяч рублей.

IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки - Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Роскомнадзор и его территориальные органы, которые:

1. Осуществляют контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

2. Ведут реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а также осуществляют проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных;

3. Рассматривают обращения субъектов персональных данных, а также принимают в пределах своих полномочий решения по результатам их рассмотрения.

В условиях активного использования интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, предполагающих размещение в них определенного объема личной информации, особое значение приобретает защита прав субъектов персональных данных в Интернете. Особенно это касается детей и подростков.

Сегодня хотелось бы обратить Ваше внимание (внимание родителей) на необходимость защиты персональных данных детей.

Что такое персональные данные:

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" говорит о том, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Говоря простым языком, можно сказать, что персональные данные – это набор данных, их совокупность, которые необходимы и достаточны для идентификации какого-то человека.

18 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Детского совета при уполномоченном при Губернаторе Вологодской области по правам ребенка на тему: «Интернет-безопасность несовершеннолетних». При подготовке к заседанию члены Совета провели анкетирование школьников по данному вопросу, результаты которого доказали актуальность проблемы и необходимость родительского контроля за нахождением детей в сети Интернет. По данным анкет большинство детей с 14 лет находятся в Сетях без родительского контроля, у малой доли старшеклассников установлена контентфильтрация, более 40% несовершеннолетних сталкивались в сети с угрозами и оскорблениями, 22% просматривали ролики со сценами насилия и жестокости, 11 % получали непристойные предложения.

Нам, как родителям прежде, чем позволить детям самостоятельно посещать различные сайты, необходимо обсудить с ними правила информационной безопасности и договориться об их выполнении.

Дети должны понимать, что «Интернет» это своего рода «общественное место». Опасности, которые возникают при общении с незнакомыми людьми, одни и те же. Если дети лично не знают человека, с которым общаются в сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни.

Необходимо объяснить, что не следует размещать в Интернете личную информацию о себе и своей семье: полные анкетные данные (свои, своих несовершеннолетних друзей), номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, место работы родителей, любую другую личную информацию, а также демонстрировать фотографии (свои и семьи). Это могут увидеть и использовать в своих противоправных целях злоумышленники.

Регистрационные данные лучше заполнять вместе, исключая всю информацию, которая в будущем может быть использована злоумышленниками.Кроме того, следует обращать внимание на настройки приватности аккаунта в соцсетях. Если личная страница доступна "всем" или "друзьям друзей", то доступ к персональным данным ребенка будут иметь посторонние лица.

Дети должны знать, что люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают, должны знать, почему не стоит добавлять «в друзья» незнакомых людей – они могут быть не теми, за кого себя выдают.

Кроме того, мы должны интересоваться, на какие сайты заходят дети. Установка пароля доступа к Интернету позволит контролировать их во время общения в сети. Периодически необходимо проверять историю браузера, чтобы видеть, какие ресурсы они посещают. Контролировать деятельность детей в Интернете можно и с помощью современных программ.

В рамках принятой Роскомнадзором Стратегии институционального развития и информационно-публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года с сентября этого года сотрудники Управления Роскомнадзора по Вологодской области ежемесячно проводят «Открытые уроки» в образовательных учреждениях.

Данные мероприятия направлены на восприятие детьми информации о необходимости защиты своих персональных данных в сети Интернет. Мы разъясняем детям, что такое персональные данные, как безопасно использовать личные данные в сети Интернет и как защитить свои персональные данные в социальных сетях. Мы показываем обучающие видеоролики, приводим примеры правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием личных данных.

Кроме того, Роскомнадзором открыт портал (сайт) для детей и подростков http://персональныеданные.дети, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных. На сайте размещены информационные материалы для детей, которые разрабатывались с учетом их ошибок в онлайн среде, размещены информационные тексты, презентации, тесты и интерактивные игры. Помогают детям разбираться с миром безопасного обращения со своими персональными данными, помогают красочные и интересные персонажи сайта Вася, Галя, а также Хакер и Агент. Портал насыщен полезной информацией, очень удобен и мы уверены, что он интересен как детям так и взрослым.

Существуют и простые правила для родителей:

1. Не ставить геолокации на снимках. Не указывать места частого времяпрепровождения ребенка (школа, спортивный зал, кружок).

2. Не выкладывать фотографии, раскрывающие увлечения ребенка. Узнав, что любит и чем увлекается ребенок, его легко обмануть и заманить совершенно в любом месте и ситуации.

3. Не загружать фотографии детей рядом с машиной. Эта информация более важна для безопасности самих родителей.

4. Не делиться фотографиями, которые в будущем заставят краснеть ваших детей. В эпоху Интернета любой снимок может стать общедоступным компроматом или припоминанием на всю жизнь.

5. Удалить все изображения, которые могут предоставить официальные данные ребенка. Имея в руках полное имя или важный номер документа, легко можно вычислить, где учится и живет ребенок.

6. Избегать публикаций фотографий вашего ребенка с другими детьми. Перед тем как выкладывать фото вашего ребенка с друзьями и одноклассниками, подумайте, не будут ли против их родители.

Давайте вместе приложим все усилия, чтобы персональные данные наших детей были под надежной защитой!

КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей. Легальное подозрение Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет. Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции. Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст.

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Практические рекомендации Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.

Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации и документов

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии оснований, указанных в его статье 7. Соответственно, данный Федеральный закон не допускает сбора, хранения, использования и распространения информации, в том числе, содержащей персональные данные, если это не связано с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, и другими законными задачами и основаниями оперативно-розыскной деятельности.


Из этого следует, что задачи оперативно-розыскной деятельности, связанные с получением документов, при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий решаются с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.

Предоставление персональных данных по запросу мвд рф

Невыполнение законных требований сотрудника полиции о предоставлении документов и информации влечет за собой ответственность по ст. 19.7КоАП РФ (непредставление сведений, информации), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — до пятисот рублей; на юридических лиц — до пяти тысяч рублей. Закон о полиции содержит нормы, в соответствии с которыми полиция обладает специальными полномочиями по получению необходимой информации.
Например, полиция обладает правами: — при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 4 ч. 1 ст.
Перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут выполняться при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, приведен в ст. 6 названного Закона. Данный список носит закрытый характер, согласно прямому указанию может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Направление запросов к числу оперативно-розыскных мероприятий не отнесено. Возможность получения интересующей информации подобным образом предусмотрена ч.
4 ст. 13 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ, но только в случаях, прямо определенных п. п. 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26 и 27 ч. 1 настоящей статьи.
А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ. В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.


Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п.


п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, ст.

Обосованность запросов мвд по персональным данным

Внимание

Законодатель не раскрывает понятие «мотивированный запрос», но представляется целесообразным понимать под ним наличие в запросе информации о том, в рамках каких мероприятий проводится проверка: — по делам об административных правонарушениях либо в процессе проверки зарегистрированных сообщений и заявлений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; — в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. ст. 144-145 УПК РФ); — по расследуемым уголовным делам; — в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в случае, если дело или материал заведены в связи с наличием признаков преступления либо иного правонарушения в действиях того лица (лиц), у которого запрашивается информация, то в запросе должны содержаться ссылки на них.

Закона «О полиции». Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.
Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.
Порядок обработки персональных данных, в том числе их передачи, регламентирован Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Далее — «Федеральный закон № 152-ФЗ»). В положениях статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что согласия субъекта персональных данных на передачу (распространение) этих данных не требуется в ряде случаев. Одним из них является обработка персональных данных на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора (пункт 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ). При предоставлении персональных данных по запросам органов внутренних дел следует руководствоваться Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции).

Инфо

Часто подобные запросы содержат в себе достаточно обобщенные и скупые преамбулы типа «На основании п.10 части 1 ст.13 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ, ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ, просим Вас предоставить информацию..». В соответствии с требованиями Закона «О Полиции», критерием правомерности истребования информации является ее необходимость для решения возложенных на органы полиции задач.


Обязательным для исполнения являются законные требования сотрудников полиции. Исходя из перечня задач, возложенных на органы полиции в соответствии со ст.2 Федерального Закона «О Полиции», основанием для истребования информации может быть осуществлении органами полиции мероприятий (проверок), направленных на пресечение преступлений и административных правонарушений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме