Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конституционно правовые отношения методы регулирования. Современные проблемы конституционного права российской федерации

Нестерова И.А. Методы конституционного права // Энциклопедия Нестеровых

Конституционное право, будучи уникальной отраслью, не обладает собственными методами. Методологическая основа конституционного права включает в себя методы из других отраслей права.

Понятие метод в правовой науке

Прежде чем приступать к изучению методов, которые используются конституционным правом, следует рассмотреть само понятие метод и его особенности в рамках правовых наук.

Сам термин "метод" понимается как путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности .

В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования . Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых "мягких" средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом . Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий .

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации , никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Литература

  1. Философский словарь // URL: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html
  2. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015.

Метод выступает дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права и представляет собой совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. Если предмет любой отрасли сугубо индивидуален, то один и тот же метод может иметь отношение к нескольким отраслям права. Например, метод волевого воздействия (императивный) характерен как для конституционного, так и для административного, уголовного, земельного права.

Под методами конституционно-правового регулирования следует понимать совокупность приёмов и средств воздействия конституционно-правовых норм на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Приёмы и средства как проявление методов регулирования охватывают :

выбор субъекта , регулирующего общественные отношения;

пределы охвата общественных отношений при их нормативно-правовом регулировании;

учёт специфики различных групп общественных отношений при их регламентации;

использование различных по форме нормативных правовых актов в процессе регулирования;

сочетание разных групп предписаний в воздействии на общественные отношения;

выбор языка (стиля) оформления предписаний.

В пособии белорусских авторов В. А. Кодавбовича и В. А. Круглова под методами конституционного права понимаются «особые приёмы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм» .

Вопрос о методах в правовой науке один из самых дискуссионных. И теоретики права, и представители отраслевых наук много написали по данному поводу (А. М. Витченко, А. А. Дёмин, В. Д. Ломовский, С. П. Маврин, А. И. Процевский, В. Д. Сорокин, В. Ф. Яковлев и др.), но суть проблемы мало прояснилась. Не обсуждая все аспекты проблемы в учебном пособии, лишь обозначим исходные моменты, на которые следует обратить внимание .



Одни авторы пишут о едином правовом методе, общем для всего права, который может лишь иметь специфику проявления в той или иной отрасли. Другие говорят о наличии нескольких (многих) правовых методов, причём одни проявляются – и по-своему – в соответствующей отрасли права, другие в той же отрасли права могут вообще не проявляться. Разновидностью второго подхода можно считать утверждения о наличии в каждой отрасли своих методов, в чём-то сходных с аналогичными методами в иных отраслях, в чём-то – своих, специфических.

При характеристике методов правового регулирования следует чётко представлять их связь с предметом правового регулирования, поскольку от этого зависит правильный выбор приёмов и средств воздействия на соответствующие общественные отношения. Образно выражаясь, С. А. Авакьян отмечает, что «можно достичь их идеального сочетания, а можно допустить ошибки и переносы при выборе приёмов и средств регулирования, и это навредит самим общественным отношениям, станет тормозом в их развитии» . Однако методы не могут встать вровень с предметом регулирования, поскольку именно последний является определяющей характеристикой той или иной отрасли. Как уже говорилось, большинство (если не все) отраслей права используют одни и те же методы, только со своей спецификой.

Как и любая другая отрасль права, конституционное право основано на трех основных методах регулирования:

· запрете (ч. 2 ст. 23 Конституции Республики Беларусь)

· предписании (ст. 56 Конституции Республики Беларусь)

· дозволении (ст. 30 Конституции Республики Беларусь).

Принципиально иначе проблема методов регулирования представлена в работе Т. Я. Хабриевой и В. Е. Чиркина . По мнению авторов, «конкретные методы конституционного регулирования связаны главным образом с действием норм-правил. Нередко говорят о двух главных методах правового регулирования: убеждении и принуждении или о двух других, тоже главных, методах: экономическом (создание экономически благоприятных условий) и административном (директивный, приказной метод). Можно, однако, классифицировать методы конституционного регулирования более детально. К числу таких методов относятся стимулирование, дозволение, охрана, обязывание, требование, запрещение, возложение ответственности, санкции, в том числе неблагоприятные» . Своеобразную «масштабность» в понимании методов у указанных учёных можно объяснить тем, что ими отмечены не только конституционно-правовые, но и многие иные (неправовые по своей сути) методы воздействия на общественные отношения.

Отметим, что в целом конституционно-правовое регулирование общественных отношений основывается на властно-императивных началах, поскольку субъектом конкретного правоотношения чаще всего выступает субъект государственной власти, наделенный юридически властными полномочиями. Он выступает от имени государства и выражает публичный интерес.

Однако в конституционном праве находится место и диспозитивному методу регулирования. Он обнаруживается, в частности, в том, что в конституционном судопроизводстве стороны и их представители обладают равными процессуальными правами. В то же время диспозитивность прямо не выделена в перечне принципов конституционного судопроизводства, зафиксированных в Законе «О Конституционном Суде Республики Беларусь» , она проявляется посредством закрепления отдельных элементов данного принципа в нормах Закона (более подробно по данному вопросу см. Ж. И. Овсепян , С. Э. Несмеянову ).

Проблема особенностей проявления методов регулирования общественных отношений в конституционном праве наиболее полно представлена в работе С. А. Авакьяна . Мы обратим внимание на следующие моменты.

1. Поскольку конституционно-правовые отношения – всегда публично-политические, их регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера. Этим конституционное право принципиально отличается от отраслей частного права (гражданское, брачно-семейное), где основным является договорное регулирование.

В своё время немецкий философ Ф.-Г.-В. Гегель отмечал: «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности» .

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь не применяется договорной метод регулирования конституционных отношений, в то время как в Российской Федерации этот метод имеет место, например – при заключении договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов (впрочем, и договоры между субъектами публично-правовых отношений заключаются в рамках, указанных конституцией или законом; они не заменяют регулирование, осуществляемое этими актами, а являются дополнением к нему).

2. Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений.

Как говорилось выше, одна из задач конституционного права – установить общие основы существования и развития всех политических отношений. Естественно, что решение данной задачи возможно именно методом общего нормирования, т. е. принятием актов основополагающего характера. Но метод общих установлений вызывает далее метод детального регулирования – в одних случаях отраслевой, в других – конституционно-правовой.

3. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений опирается на широкое использование метода установления статусов.

Действительно, нормы конституционного права закрепляют статусы как соответствующих органов, так и институтов (например, статусный (статутный) характер имеет специальный акт о Президенте, а также закон о гражданстве и т. д.). Не случайно в западной науке конституционное право рассматривают в качестве органического права, поскольку оно закрепляет статусы органов государства. В Республике Беларусь категория «органического закона» не нашла нормативного подтверждения.

4. Спецификой методов конституционно-правового регулирования является использование актов очень значимой юридической силы – конституции, закона.

Во многом это объясняется тем обстоятельством, что политические отношения являются важнейшей частью общественных отношений, и их закрепление в нормах основополагающих актов способствует упрочнению отношений и их длительному существованию.

Обратим внимание, что в конституционном праве Беларуси с 2000г. стала использоваться кодификация как способ организации нормативного материала (Избирательный кодекс ; Кодекс о судоустройстве и статусе судей ; рассматривается вопрос о принятии Кодекса о местном управлении и самоуправлении). Это обусловлено тем, что наиболее важные отношения следует выделять из общей массы (поскольку они обуславливают все иные отношения) и регулировать их актами более высокой юридической силы.

5. Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал.

Конечно, всё зависит от видов конституционных правоотношений, когда материального и процессуального будет соответственно больше или меньше. Например, при установлении конституционных общих основ политических отношений гораздо больше материальных и очень мало процессуальных норм. Иное дело, когда речь идёт о деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, где большинство норм имеют процессуальную природу. К слову, формирование самостоятельной отрасли конституционного процессуального права находится в Республике Беларусь лишь на самом начальном этапе, что во многом связывается с принятием Закона «О конституционном судопроизводстве».

6. В конституционном праве используются и переплетаются все три общеизвестные группы нормативных предписаний – дозволения, предписания и запреты.

Специфика заключается в том, что в конституционном праве зачастую эти приёмы выглядят в виде формулирования единых правил определённого поведения, содержащих все названные три начала, т. е. дозволение поведения есть и его предписание, а запрет выглядит как формально императивное правило («запрещено…»), как невозможность иного поведения. Очевидно, что в этой отрасли всегда налицо общерегулятивное воздействие, когда в одной норме – независимо от её конкретного предназначения – могут выражаться разные грани воздействия на действительность.

7. В конституционно-правовом регулировании проявляется и метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права для субъектов данных общественных отношений, который вместе с тем имеет ряд особенностей.

Поэтому следует считать ошибочным суждение о том, что спецификой метода конституционного права является отсутствие собственного вида ответственности и своих санкций, что предполагает обращение к мерам ответственности других отраслей права, когда надо обеспечить действие норм отрасли конституционного права. Современные авторы признают существование конституционно-правовой ответственности и ряда специальных санкций, предусмотренных именно в конституционном праве (отмена неконституционного нормативного правового акта, роспуск палат Парламента, отзыв депутата, отказ в доверии Правительству и др.).

Для конституционного права, как отрасли права метод понимается как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа - запрет, дозволение, обязывание .Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания . Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конституции РФ); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы : "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ). Конституционному праву известен и способ дозволения : "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ). Итак, конституционное право как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования. Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права. Отличительными чертами частно-правового метода являются: равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение; автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности юридического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право; самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями. Примерами использования вышеописанного метода регулирования конституционного права является закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частности ярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан. Следующий метод – публично-правовой метод . Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Характерными чертами данного метода являются: - Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы; - Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий; - Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормативной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);- Императивный метод может выражаться также в запрещении каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область. В литературе отмечается, что «в отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранное явление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который, выражая также соответствующие способы регулирования, существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования». Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений. В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.


Метод правового регулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения.

Метод правового регулирования выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение, позитивное обязывание и запрещение. Дозволение - это предоставление субъективных прав, прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.

Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых, конституционное право является частью публичного права* , для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений** , основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых, как уже отмечалось, конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно, что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом, метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.


* Публичное и частное право - две основные части системы права, в основе разграничения которых лежит характер интереса. Для частного права преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, для публичного - общественные и государственные интересы.

** Вторым основным методом правового регулирования является диспозитивный метод, основанный на координации (равенстве) участников общественного отношения. Этот метод является преобладающим в частноправовых отраслях.

Основными признаками конституционно-правового метода регулирования являются:

1) широкое использование властеотношений , отношений подчинения одного субъекта другому в сфере отношений, определяющих устройство государства и организацию государственной власти; ограничение полномочий субъектов конституционного права, наделенных властными полномочиями, строго установленными правовыми пределами, в рамках которых они осуществляют свою деятельность. В качестве способов воздействия используются позитивное обязывание (например, обязанность Президента РФ приносить присягу при вступлении в должность - ст. 82 Конституции РФ) и запрещение (например, запрещение Государственной Думе принимать федеральные законы, которые противоречили бы федеральным конституционным законам, -ст. 76 Конституции РФ);

2) использование диспозитивных начал , выражающихся в том, что на их основе возникают отношения с равным положением участников.

В целом, ввиду большего удельного веса в конституционном праве властеотношений, отношений по организации государственной власти можно констатировать преобладание императивного метода правового регулирования в этой отрасли права.


Смотрите также:

Конституционное право России выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права – конституционное право – представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Конституционное право РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.

Наука конституционного права РФ подробно изучает отрасль «Конституционное право РФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования конституционного права РФ составляют две основные сферы общественных отношений:

Отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);

Властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).

Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России.

Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:

Императивный метод;

Диспозитивный метод.

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.

^ Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.

Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

2.Конституционно-правовые нормы и их особенности.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.В качестве одной из особенностей норм, конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций.) Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.Нормы конституционного права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают. Первичным является деление норм этой отрасли на регулятивные и охранительные.Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.). Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны. Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосованияУправомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и диспозитивные.Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27).Наряду с императивными и диспозитивными нормами необходимо выделять нормы, сочетающие в себе признаки первых и вторых. Данные нормы предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Федерации, актах органов государственной власти, актах муниципальных образований и их органов, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, средств массовой информации. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме