Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кносский дворец для невежды 5 букв. Кносс - это один из древнейших городов на планете

Кносский дворец - уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос - столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец - это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...

Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона . На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира . Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад - помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг - точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ - глубоких подземных помещений - находились и в западном, и восточном крыльях дворца.


Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную - мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.


Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново - наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие - о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.


Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность - Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это - греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Кносский дворец - лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра : чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими... Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога "посвящения" на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита .
Вспомним и знаменитую фреску "Акробаты. Игры с быком" (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

Фрески Кносского дворца

и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. "Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование", - писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную "Парижанку", например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.


Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали "праздничным обществом". Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс - заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.


Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность - выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Минойский дворец в Малии
  • Малия - оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами

Вот они - те развалины, которыми так гордился Артур Эванс, осуществивший раскопки минойских артефактов. Вот колодцы, в которых держали зерно, огромные кувшины, камень для жертвоприношений, первая в мире система водопровода, купальня Царицы, первый в мире трон, охраняемый грифонами, красные иррациональные колонны, расширяющиеся к верху, каменные бычьи рога и лабиринт - сложная система комнат и коридоров дворца. Согласно мифу, жена Миноса родила от быка - Минотавра - чудовище с телом человека и головой быка, которого Минос поместил в лабиринт, выстроенным Дедалом. В лабиринт можно было зайти, но невозможно выйти. Минотавру ежегодно поставляли 7 девушек и 7 юношей на растерзание. Убил чудовище Тесей, которому помогла дочь Миноса - Ариадна, придумавшая хитрость с клубком ниток, благодаря которому Тесей выбрался из лабиринта целым и невредимым. Вероятно, миф о Минотавре связан с человеческими жертвоприношениями, ведь в фундаменте северного крыла Кносского дворцового комплекса были обнаружены человеческие костей с отметинами, сделанными острым клинком. Специалисты утверждают, что следы оставлены при отделении плоти от кости.
Тем же, кто будет "крутить носом", утверждая, что в развалинах Кносса нет ничего интересного и смотреть там нечего, хочется сказать только одно: эти развалины (естественно, огромный дворцовый комплекс, а не его развалины), на минуточку, были построены около четырех тысяч лет тому назад !!! Для сравнения: римский Колизей , афинский Парфенон , равно как и древний город Иераполис , аж чуть ли не в два раза моложе, а пирамида Хеопса старше всего-то на пять-шесть веков. И не прикоснуться к таким древностям прямо-таки нельзя! А для начала надо глянуть, как, по мнению археологов, выглядел Кносский дворец во времена своего расцвета (фотография позаимствована из недр Википедии).
1.


Кносс - древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, в 4 км от моря. Главный город острова во времена минойской цивилизации (в греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса), затем бывший под властью ахейских греков во времена микенской цивилизации. В эпоху классической античности - средоточие культа критского Зевса. По легенде, в окрестностях Кносса находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр (по другим данным, лабиринтом Дедала являлся сам дворец, в котором было легко заблудиться).
Первым, кто определил местонахождение Кносского дворца и начал раскопки, был грек Минос Калокеринос, среди прочего обративший внимание на холм характерной формы с сельскохозяйственными угодьями, а также находки различных предметов местными жителями. Работы начались в 1878 году, однако вскоре были остановлены турками, под чьей властью находился Крит в то время.
В наши дни с Кносским дворцом неразрывно связано имя сэра Артура Эванса В 1900 г. он организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия «критские иероглифы», «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б». Надеясь самостоятельно дешифровать критское письмо, долгое время задерживал публикацию критских надписей. Придерживался неверной (как оказалось впоследствии) гипотезы, что ни одна из этих письменностей не могла служить для передачи греческого языка. Раскопки Кносса продолжались до 1931 года, в то время как раскопки самого дворцового комплекса завершились через 5 лет - срок, который является невероятным по сегодняшним меркам. За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящён в рыцари. Тем не менее, предпринятое им «воссоздание» дворца в Кноссе в соответствии с собственными, зачастую неверными представлениями о его первоначальном облике, вызывает критику со стороны современных учёных.
Бюст сэра Артура Эванса [35.2979907N 25.1623929E ]
2.

Полностью пост

Самый простой вариант – в составе экскурсионной группы. Экскурсия в Кносс – самая популярная на Крите. Сюда возят туристов с любого курорта острова. Посещение Кносса часто комбинируют с осмотром других достопримечательностей, и вы всегда сможете подобрать самую удобную комбинацию. Мы рекомендуем вариант “Кносс и ”, так как он обеспечит, по нашему мнению, самое полное погружение в атмосферу античности.

Если вы приехали на машине, то найти Кносс не сложно. Дорога ведет прямо от порта города Ираклион на юг. На картах она обозначается под номером 99. Езжайте по этой дороге и вы не пропустите Кносс, следите за указателями.

Так как Кносс – самая популярное туристическое место на Крите, сюда ходят автобусы общественного транспорта. В Ираклионе есть два крупных автобусных вокзала, они называются A и B. Автобус к Кноссу отходит каждые 20 минут от вокзала A. Сюда же прибывают регулярные автобусные рейсы из других городов острова Крит, что удобно для туристов.

Пожалуй, Кносс – это единственная достопримечательность Крита, куда легко можно добраться на общественном транспорте. Автобус к Кноссу вы легко узнаете по надписи “Knossos” на табличке на лобовом стекле. Стоимость проезда составляет 1,3 евро в расчете на одного человека (примечание: состояние на 2014 год, к моменту вашего посещения Греции цены могут измениться)

Цена входа и время работы

Входной билет стоит 6 евро. Если вы решили познакомиться с археологией на Крите “по полной программе”, то можете купить билет за 10 евро, по которому можно посетить Кносс и археологический музей Ираклиона.

На раскопки дворца Кносс можно попасть каждый день с 8:00 утра до 19:30 вечером, но это время действует только в туристический сезон, который начинается в апреле, и заканчивается в сентябре. В остальные месяцы часы работы – с 8:30 до 15:00.

Важно знать перед тем, как смотреть дворец Кносс

Не все, что вы увидите внутри, имеет возраст 3,5-4 тысячи лет. Часть строений совсем новая.

Раскопки начал в 1900 году англичанин Артур Эванс. В начале 20-го века археология еще не сформировалась, и каждый занимался ею так, как считал правильным. Вспомнить хотя бы Генриха Шлимана – знаменитого “копателя” (его сложно назвать археологом, так как он погубил больше важных артефактов, чем раскопал).

Артур Эванс считал, что древние памятники нужно не только раскапывать, но и восстанавливать, чем он и занялся незамедлительно. Часть дворца построена им. У него не было точных данных о том, как дворец выглядел 3 500 лет назад и он руководствовался больше своим воображением.

Что смотреть внутри – Вход и “западный двор”

Это был центральный вход во дворец. Сейчас туристы также входят внутрь через него.

Тут можно увидеть два примечательных объекта. Первый – это три больших каменных колодца. Смотрите не упадите в них случайно. Колодцы огорожены перилами, но они не очень высокие.

Их назначение до сих пор вызывает споры у историков. Основная версия гласит, что эти колодцы были предназначены для хранения зерна. Напомним, что на Крите в те времена выращивали не пшеницу, а ячмень.

По второй версии, в колодцы сбрасывали остатки жертвоприношений. Она кажется менее правдоподобной, так как колодцы достаточно большие по размеру. Сомнительно, что жертвоприношения у минойских греков могли иметь настолько большие масштабы, чтобы остатками заполнить эти колодцы. Рядом с колодцами были найдены остатки алтаря, что может являться подтверждением этой догадки.

Западный двор дворца был местом проведения церемоний. Впрочем, почти на любом месте дворца какая-либо церемония проводилась. У минойских греков было много обрядов, об этом свидетельствуют фрески.

Второе, что сразу видят туристы после входа, – это большая площадка треугольной формы. Ее назначение точно не установлено, вероятно, это была церемониальная площадь в Кноссе.

Легендарный дворец

Великий город Кносс, резиденция легендарного царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова, в нескольких километрах от современного города Ираклион. Именно в городе Кносс, по преданию, герой Тесей убил Минотавра, чудовище, живущее в лабиринте и пожирающее людей. Помогла ему в том Ариадна, дочь царя, подарившая Тесею волшебный клубок.

Лабиринт Минотавра мог находиться недалеко от Кносского дворца

Более того — по одной из версий, Кносский дворец как раз и был тем самым лабиринтом. С этой идеей согласны далеко не все исследователи, многие из них указывают на разницу во времени между появлением мифа и постройкой дворца. Некоторые исследователи предполагают, что тот самый лабиринт Минотавра должен был находиться где-то в стороне от дворца.


Восстановленные руины Кносского дворца

Чудесное открытие

Впервые на развалины Кносса обратил внимание греческий купец Милос Калокеринос. Но напряженные отношения с Турцией помешали ему приняться за дело. Раскопки на Крите планировал и Генрих Шлиман, тот самый, который открыл Трою. Но и ему помешали обстоятельства. Именно поэтому первооткрывателем Кносса считается вовсе не грек и не немец, а английский ученый Артур Эванс.

Англичанин Артур Эванс раскопал город Кносс

Археолог лично скупил все земли, на которых, по предположению, находился Кносский дворец. Раскопки начались в 1900 году. За несколько месяцев Эванс и его помощники буквально достали из-под земли огромный архитектурный комплекс, который англичанин окрестил «дворцом Миноса». Формально раскопки закончились уже в 1905, но небольшие частные работы продолжались вплоть до 1931.


Ванная комната во дворце, иллюстрация из книги Эванса «Дворец Миноса»

Реставрация дворца

Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос.

Эванс выделил три формы древней письменности

Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б.



«Мегарон царицы», реконструкция

Восставший из пепла

Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н. э. Около 1700 года до н. э. дворец был разрушен землетрясением. Спустя некоторое время его восстановили. «Новодворцовый период» считается временем расцвета минойской цивилизации.



Тронная во дворце, реконструкция Эванса

Между 1648 и 1500 г до н. э. на остров обрушилось сильное цунами из-за извержения вулкана на острове Санторин. Город был разрушен. На протяжении нескольких десятилетий он был покрыт слоем пепла. В 1450 Кносский дворец погиб от пожара. Интересно, что при раскопках в городе не были обнаружены останки людей или животных. Вероятно, жители Кносса были предупреждены об извержении и надвигающемся землетрясении и вовремя покинули город, расселившись на побережье.

Архитектура и живопись


Фрески «Парижанки»

Кносский дворец считается «первым небоскребом» древнего мира: некоторые его части были пяти этажей в высоту. Освещение использовалось естественное, но окон не было: в крыше были проделаны отверстия, которые освещали все, вплоть до первого этажа. Они же служили и вентиляцией. Дворец также был оснащен водопроводом и канализацией.

В Кносском дворце были водопровод и канализация

Интересны фрески, обнаруженные во дворце. Рисовали их на сырой штукатурке красками. В основном на них изображались растения и различные орнаменты, но были портреты людей. Фигуры на них не выглядели застывшими, а Кносского дворца — так называемые «парижанки». На них изображены женщины с элегантными прическами.

Кносский дворец на острове Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода — 2700 до 1420 года до н.э. По своему архитектурному строению Кносский Дворец царя Миноса представляет собой настоящий Лабиринт, напоминающий нам множество древних легенд, рассказывающих о том, что в многочисленных лабиринтах дворца жил , который смог выйти из лабиринта с помощью нити Ариадны.

Кносский дворец была не просто резиденцией царя Миноса и высших сановников государства, но и административным и экономическим центром, вокруг которого раскинулся древний город Кносс.

По легенде дворец в Кноссе построил Дедал, отец легендарного Икара в 2000 году до н.э., Кносс по-гречески - Κνωσσός, по-латински - Cnossus, исконное название города на минойском языке - KA-NU-TI. Несколько веков — 2000-1700 г. до н. э. — Кносский дворец оставался экономическим и административным центром острова, но был разрушен сильнейшим землетрясением в 1700 году до н.э.

Согласно исследованиям, Кносский дворец на Крите был восстановлен 1700-1450 гг. до н. э . - во время высочайшего расцвета Минойской цивилизации. Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением своего времени, ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев, которых Гомер называл «Eteocretans» («истинными критянами») , потомками царя Миноса.

Восстановленный Кносский дворец пережил свой второй период расцвета, он просуществовал ещё 250 лет, но вновь был разрушен землетрясением, вызванным извержением вулкана на острове Санторини. Сильнейшие приливные волны нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей Минойской цивилизации, прекратившей своё существование. Многие жители Крита переселились в Микены, Кносский дворец не восстанавливался, но сам город Кносс отстроился заново.

Многие учёные, изучая запутанный план дворцового комплекса, уверены, что сам дворец и является сложнейшим легендарным лабиринтом. Дворцовый комплекс правильнее называть древним городом, а не просто дворцом, на площади 16 000 кв. метров расположилось более 1300 различных помещений.

Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан английскому археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на Крите и масштабные раскопки Кносского Дворца и его окрестностей. Увлечённый своим открытием, Эванс не только руководил всеми археологическими работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части дворцового комплекса, за что его впоследствии многие критиковали.

Видимо, оттого, что Кносский дворец был разрушен, а затем через сотни лет его восстанавливали совершенно другие строители, возникает ощущение невероятного хаоса всего комплекса.

Планировка всего сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.
В постройке дворца очень мало симметричных деталей, некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом, многие фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, но технология строительства находилась на высочайшем уровне.

Некоторые архитектурные элементы очень эффектны и привлекают внимание современных архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, имеющие необычную форму и сужение снизу, колонны выкрашены в красный цвет охры и чёрный цвет окантовки сверху и снизу.

Не менее интересны большие каменные лестницы, выполненные из цельных выпиленных блоков.

В Кносском дворце археологи обнаружили такие гидротехнические сооружения 20 - 21 веков до н.э., как водопроводы в толще стен дворца, сточные системы канализации, проходящие под полом дворца, а также на лестницах имеются специальные сточные каналы для воды, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система для банные помещения, туалетов, выходящая далеко за пределы дворцового комплекса.

Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологоги обнаружили залы для торжественных приёмов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, арена для боя быков.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.в стенах дворца была сделана вентиляция.

Кносский Дворец это сложная система храмов, залов, театра, различных комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами, в которых можно заблудиться, как в лабиринте.

Артур Эванс был изумлён красотой , и отметил удивительное сходство между фресками дворца минойского Крита и египетским изобразительным искусством. Дальнейшие исследования доказывают самобытность , самостоятельно сформировавшейся на Крите . Минойцы пользовались сверхточным календарём, превосходившим египетский, минойцы были лучшими мореходами своего времени.

Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме