Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Итоги и последствия перестройки таблица. Ссср в период «перестройки

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.

    В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Причины перестройки:

      Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

      Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

      Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

      Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

      Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

    Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

    После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

      Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

      Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

      Отказ от монополии внешней торговли.

      Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты.

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

      Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

      Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

      Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

      Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

      Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

      Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

      Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

    В середине 80-х гг. в СССР произошли радикальные изменения в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации, начались глубинные изменения в отношениях собственности и социальной структуре. Крушение коммунистического режима и КПСС, распад Советского Союза, образование на его месте новых независимых государств, в том числе и самой России, становление идеологического и политического плюрализма, зарождение гражданского общества, новых классов (среди них и капиталистического) — вот только некоторые из новых реалий современной российской истории, начало которой можно датировать мартом — апрелем 1985 г.

    Стратегия “ускорения”

    В апреле 1985 г. , на Пленуме ЦК КПСС, М.С. Горбачев

    М.С.Горбачев

    изложил стратегический курс реформ. Речь шла о необходимости качественного преобразования советского общества, его “обновлении”, о глубоких переменах во всех сферах жизни.

    Ключевым словом реформаторской стратегии стало “ускорение ”. Предполагалось ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже деятельность партийных органов.

    Термины “перестройка ” и “гласност ь” появились позднее. Постепенно акцент был перенесен с “ускорения” на “перестройку” и именно это слово стало символом курса, производимого М.С. Горбачевым во второй половине 80-х гг.

    Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”. А перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.

    Для обеспечения реализации новых задач была проведена смена части партийных и советских руководителей. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, председателем Президиума Верховного Совета СССР — Э. А. Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК Компартии Грузии. В декабре 1985 г. секретарем Московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов.

    В центр экономических преобразований в 1985 г. была поставлена задача технического перевооружения, модернизации предприятий. Для этого было необходимо ускоренное развитие машиностроения . Так формулировалась главная цель в народном хозяйстве. Программа “ускорения” предполагала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня к началу 90-х гг. Успех ускорения связывался с активным использованием достижений науки и техники, расширением прав предприятий, улучшением кадровой работы, укреплением порядка дисциплины на предприятиях.

    Встреча М.С.Горбачева с трудящимися Пролетарского района Москвы. Апрель 1985 г.

    Курс, провозглашенный в 1985 г. на апрельском пленуме, был подкреплен в феврале 1986 г . на XXVII съезде КПСС .

    В зале заседаний XXVII съезда КПСС. Кремлевский Дворец съездов. 1986 г.

    Нововведений на съезде было немного, но главным была поддержка Закона о трудовых коллективах . Закон провозглашал создание на всех предприятиях советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости в оплате труда и даже определении цены выпускаемой продукции.

    На XXVII съезде КПСС советскому народу, были даны обещания: удвоить к 2000 г. экономический потенциал СССР, в 2,5 раза повысить производительность труда и обеспечить каждой советской семье отдельную квартиру.

    Большинство советских людей поверило новому Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и с энтузиазмом его поддержало.

    Курс на демократизацию

    В 1987 г . начались серьезные корректировки реформаторского курса.

    Перестройка

    В политическом словаре руководства страны произошли изменения. Слово “ускорение” постепенно вышло из употребления. Появились новые понятия, такие как “демократизация ”, “командно-административная система ”, “механизм торможения ”, “деформация социализма ”. Если прежде предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров, и нужно только “ускорять” его развитие, то теперь “презумпция невиновности” с советской социалистической модели была снята, и у нее обнаружены серьезные внутренние недостатки, которые нужно было устранить и создать новую модель социализма.

    В январе 1987 г . Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а причину этих неудач увидел в деформациях, произошедших в СССР к 30-м гг.

    Поскольку был сделан вывод о “деформации социализма ”, то предполагалось эти деформации ликвидировать и вернуться к тому социализму, который был задуман В.И. Лениным. Так появился лозунг “Назад к Ленину ”.

    Генеральный секретарь ЦК КПСС в своих выступлениях доказывал, что в “деформации социализма” были отступления от идей ленинизма. Особую популярность приобрела ленинская концепция НЭПа. Публицисты заговорили о НЭПе как о “золотом веке” советской истории, проводя аналогии с современным периодом истории. Экономические статьи по проблемам товарно-денежных отношений, аренды, кооперации публиковали П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелев, Л. Абалкин. Согласно их концепции, на смену административному социализму должен был прийти хозяйственный социализм, который бы основывался на хозрасчете, самофинансировании, самоокупаемости, самоуправлении предприятий.

    Но главной , центральной темой перестроечного времени в средствах массовой информации стала критика Сталина и командно-административной системы в целом.

    Эта критика велась гораздо более полно и более беспощадно, чем во второй половине 50-х гг. На страницах газет, журналов, на телевидении начались разоблачения сталинской политики, раскрывалось непосредственное личное участие Сталина в массовых репрессиях, воссоздавалась картина преступлений Берии, Ежова, Ягоды. Разоблачения сталинщины сопровождались выявлением и реабилитацией все новых и новых десятков тысяч безвинных жертв режима.

    Наибольшую известность в это время получили такие произведения как “Белые одежды” В. Дудинцева, “Зубр” Д. Гранина, “Дети Арбата” А. Рыбакова. Вся страна читала журналы “Новый Мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Огонек”, где печатались ранее запрещенные произведения М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Л. Замятина.

    XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

    В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Новая доктрина политической демократии получила практическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции , где впервые провозглашалась цель создания в СССР гражданского общества и исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и передача этих функций Советам.

    На конференции развернулась острая борьба сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство депутатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о необходимости экономической реформы и преобразования политической системы страны.

    Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства . Были одобрены и конкретные реформы политической системы, подлежащие реализации в ближайшее время. Предполагалось избрать Съезд народных депутатов СССР , высший законодательный орган страны из 2 250 человек. При этом две трети Съезда должны были избираться населением на альтернативной основе, т.е. не менее чем из двух кандидатов, а еще одна треть депутатов, также на альтернативной основе, избиралась общественными организациями. Съезд, созываемый периодически для определения законодательной политики и принятия высших законов, формировал из своей среды Верховный Совет , который должен был работать на постоянной основе и представлять собой советский парламент.

    Расстановка политических сил в стране стала резко меняться с осени 1988 г. Главная политическая перемена заключалась в том, что прежде единый лагерь сторонников перестройки стал раскалываться: в нем выделилось радикальное крыло , быстро набиравшее силу, превратившееся в 1989 г. уже в мощное движение, а в 1990 г. начавшее решительно оспаривать у Горбачева власть. Борьба между Горбачевым и радикалами за лидерство в реформаторском процессе составила главный стержень следующего этапа перестройки, который продолжался с осени 1988 г. до июля 1990 г.

    В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, председателем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началось преобразование советского общества, которое должна было осуществляться в рамках социалистической системы.

    В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (политика «ускорения »). Его рычагами должны были стать технологическое перевооружение производства и повышение производительности труда. Повысить производительность предполагалось за счет трудового энтузиазма (возрождались социалистические соревнования), искоренения алкоголизма (антиалкогольная компания – май 1985 г.) и борьбы с нетрудовыми доходами.

    «Ускорение» привело к некоторому оживлению экономики, но уже к 1987 г. начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем – и в промышленности. Ситуацию осложняли огромные капиталовложения, необходимые для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.) и продолжающаяся война в Афганистане.

    Руководство страны было вынуждено пойти на более радикальные преобразования. С лета 1987 г. начинается собственно перестройка. Программу экономических преобразований разрабатывали Л. Абалкин, Т. Заславская, П. Бунич. Образцом для перестройки стал НЭП.

    Основное содержание перестройки:
    В экономической сфере:

    1. Происходит перевод государственных предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Поскольку оборонные предприятия были не способны действовать в новых условиях, проводится конверсия – перевод производства на мирные рельсы (демилитаризация экономики).
    2. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.
    3. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Директивный государственный план сменился госзаказом.

    В политической сфере:

    1. Расширяется внутрипартийная демократия. Возникает внутрипартийная оппозиция, связанная, прежде всего, с неудачами экономических преобразований. На октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразований выступил первый секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин. На XIX Всесоюзной конференции КПСС было принято решение о запрете безальтернативных выборов.
    2. Существенно перестраивается государственный аппарат. В соответствии с решениями XIX конференции (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин (май 1990 г.). В марте 1990 г. В СССР был введен пост президента. Первым президентом СССР стал М.С. Горбачев.
    3. С 1986 г. проводится политика «гласности » и «плюрализма », т.е. в СССР искусственно создается некое подобие свободы слова, предполагающее возможность свободного обсуждения строго определенного партией круга вопросов.
    4. В стране начинает складываться многопартийная система.

    В духовной сфере:

    1. Государство ослабляет идеологический контроль над духовной сферой жизни общества. Свободно издаются запрещенные ранее литературные произведения, известные читателям только по «самиздату» - «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Дети Арбата» Б. Рыбакова и т.д.
    2. В рамках «гласности» и «плюрализма» проводятся «круглые столы» по некоторым вопросам истории СССР. Начинается критика «культа личности» Сталина, пересматривается отношение к Гражданской войне и т.д.
    3. Расширяются культурные связи с Западом.

    К 1990 г. идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падение производства. Попытки развить частную инициативу – движения фермеров и кооператоров – обернулись расцветом «черного рынка» и углублением дефицита. «Гласность» и «плюрализм» - главные лозунги перестройки – к падению авторитета КПСС, развитию националистических движений. Тем не менее, горбачевская администрация с весны 1990 г. переходит к следующему этапу политических и экономических преобразований. Г. Явлинским и С. Шаталиным была подготовлена программа «5оо дней», предусматривающая относительно радикальные экономические преобразования с целью постепенного перехода к рынку. Эта программа была отвергнута Горбачевым под влиянием консервативного крыла КПСС.

    В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике. Предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Однако эти меры уже не могли спасти социалистическую систему и СССР.

    Уже с середины 80-х фактически намечается распад государства. Возникают мощные националистические движения. В 1986 г. происходят погромы русского населения в Казахстане. Межнациональные конфликты возникли в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С 1988 г. начинается вооруженный армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. В 1988-1989 гг. выходят из-под контроля центра Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Молдавия. В 1990 г. они официально провозглашают свою независимость.

    12 июня 1990 г. I Съезд Советов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации .

    Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Чтобы придать легитимность этому процессу в марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Большинство населения высказалось за сохранение СССР, но на новых условиях. В апреле 1991 г. начались переговоры Горбачева с руководством 9 республик в Ново-Огареве («Новоогаревский процесс»).

    К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. Подписание договора было намечено на 22 августа.

    Именно намеченное подписание Союзного договора спровоцировало выступление ГКЧП (19 августа–21 августа 1991 г), пытавшегося сохранить СССР в старой форме. В Государственный Комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП) вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков.

    ГКЧП был издан приказ об аресте Б.Н. Ельцина, избранного 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР. Было введено военное положение. Однако большинство населения и военнослужащих отказались поддержать ГКЧП. Это предрешило его поражение. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора уже так и не состоялось.

    В результате августовского путча был окончательно подорван авторитет М.С. Горбачева. Реальная власть в стране перешла к руководителям республик. В конце августа была приостановлена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ) – «Беловежские соглашения ». 21 декабря к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

    Внешняя политика СССР В 1985-1991 гг

    Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе «нового политического мышления ».

    Основное содержание «нового политического мышления»:

    1. Признание современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о расколе мира на две противоположные идеологические системы.
    2. Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.
    3. Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

    Для нового внешнеполитического курса требовались новые кадры – министр иностранных дел, символ успешной советской внешней политики, А.А. Громыко был заменен Э.А. Шеварднадзе.

    Исходя из принципов «нового мышления» Горбачев определил три основных направления внешней политики:

    1. Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.
    2. Урегулирование региональных конфликтов (начиная с Афганистана).
    3. Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации.

    После встреч в верхах (практически ежегодных) СССР и США были подписаны соглашения об уничтожении ядерных ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г., Вашингтон) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г., Москва).

    Одновременно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных вооруженных сил на 500 тыс. человек.

    Разрушена берлинская стена. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М. С. Горбачев дал согласие на объединение Германии. 2 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ.

    В странах социалистического содружества с лета 1988 г. и до весны 1990 г. происходит серия народных революций («Бархатные революции »), в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) от компартий к демократическим силам. Начинается форсированный вывод советских войск с военных баз в Центральной и Восточной Европе. Весной 1991 г. оформляется роспуск СЭВ и ОВД.

    В мае 1989 г. М. С. Горбачев нанес визит в Пекин. После этого была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

    Несмотря на некоторые успехи, на практике, «новое мышление» стало политикой односторонних уступок СССР и привело к краху его внешней политики. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро потерял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики стран НАТО.

    Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990- 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к странам «Большой семерки».

    К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

    Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

    По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

    В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

    • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
    • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
    • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
    • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

    В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

    В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

    Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

    В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

    В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
    Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

    В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

    В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

    Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
    В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

    Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
    В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

    Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

    Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

    Исполнительная власть -> Президент СССР

    На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

    В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

    Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

    Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

    В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

    Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

    1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

    В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

    В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.

    В конце 1980-х гг. в СССР наблюдалось «пробуксовывание» преобразований, фактическая неудача в реформировании экономики, осложнение экономических и социальных проблем, рост недовольства в обществе, оппозиция «перестроечному» курсу со стороны партийно-государственного аппарата.

    Старшее поколение вспоминают времена перестройки так называемого экономического кризиса, к сожалению, не с улыбкой на лице, а с горечью и печалью, т. к. тот период времени нельзя назвать «периодом жизни» ему уместно название «время выживания».

    Я много читала и слышала об этом времени из различных источников, но конкретных ответов я не получила. И поэтому у меня появилось желание более углублённо заняться этим вопросом.

    Как будущего экономиста меня волнуют вопросы: « Как правительство сумело довести Россию до такого ужасного состояния?» и «Почему реформы направленные на совершенствование системы, привели к её краху?»

    По воспоминаниям людей старшего поколения, то время было тяжело переносимым. Когда падала производственная дисциплина, росла расхлябанность, договорные обязанности не выполнялись, росло число убыточных предприятий. Время - дефицита, когда остро ощущалась нехватка товаров, пустели полки магазинов, снижался покупательский вес рубля. Был дефицит не только продуктов, но и всех товаров потребления.

    По рассказам родителей время перестройки у меня ассоциируется: с огромными очередями, когда люди вставали рано утром, а иногда и с ночи стояли по пять и более часов, с невозможностью покупки нужных товаров, а брали-то, что можно было «достать», время несправедливости, ужаса за настоящее и страха перед будущим.

    А как простую ученицу 11 класса, меня интересует вопрос: «Как люди выживали во времена перестройки?»

    В ходе исследования я обращалась к различным источникам. Кинохроника, публицистика, архивные данные помогли мне представить общую картину событий. Особый интерес вызвали источники личного происхождения. Конечно, эта работа имеет свои сложности и особенности, так как такую оценку происходящих событий объективной назвать трудно. Но всё-таки в ходе исследования я попыталась дать объективную оценку, несмотря на своё негативное отношение к тому времени.

    II. Реформы 1990-х годов глазами моих родных и близких.

    1. Предыстория «ПЕРЕСТРОЙКИ»

    Прежде чем начать расследование о политике М. С. Горбачёва и его группы, меня заинтересовала начальная стадия кризиса. Может быть, предпосылки кризиса начались не с М. С. Горбачева, а ранее?

    Обратившись к источникам, я узнала очень интересные факты.

    После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь1982 г.) в высших эшелонах власти началась борьба за лидерство. О её остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. - К. У. Черненко.

    Ю. В. Андропов коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с коррупцией, и к укреплению трудовой дисциплины – «от министра до рабочего». И тут же перепуганные чиновники поспешили довести это благое дело до абсурда (например, в крупных городах днём устраивались облавы на людей якобы для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали опасный для них курс нового генсека.

    К. У. Черненко личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».

    Сразу подчеркну: освещать этот этап намного сложнее, чем предшествующие десятилетия. Причины очевидны. Пока недоступны источники, позволяющие вскрыть подоплёку событий недавних лет, истинные мотивы решений, принимаемых государственными мужами. К тому же многие из них продолжают в наши дни свою политическую карьеру, активно воздействуют на общественное мнение, предлагая собственную версию того, что случилось в годы «перестройки», да и позднее. Поэтому неизбежны, с одной стороны, неполнота и даже субъективизм в оценке отдельных исторических явлений и фактов, с другой – неоднозначность восприятия этих оценок, расколотой ныне, как и общество в целом, по политическим пристрастиям и интересам.

    Как и каждое явление, перестройка имела свои серьёзные предпосылки.

    1. Объективные:

    Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;

    Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс;

    Подталкивали к переменам апатия и негативные явления в духовной сфере общества.

    2. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х-начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых политиков (М. С. Горбачёв, Е. К. Лигачёв, Э. А. Шеварднадзе, Н. И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества.

    Перестройка вызвана к жизни грузом накопившихся проблем, не подлежащих решению полумерами косметического характера. Неудовлетворённостью населения СССР своим положением и нарастанием социально-экономических и внешнеполитических трудностей.

    Люди, раньше довольствовавшиеся малым, теперь хотели не только покупать качественные продукты, но одеваться модно, а неповоротливая промышленность не могла угнаться за новыми потребностями людей. Это и явилось одной из причин усиления проблемы дефицита товаров, которые люди хотели, но не могли приобрести из-за недостаточного количества произведённой продукции. Дефицит вызвал недовольство населения. А одной из причин необходимости перестройки стал кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более что в партийных документах и постановлениях констатировалось: в СССР существует демократия и хозяином страны является народ. Эти факторы были вызваны целой группой кризисов, с которыми столкнулся СССР. Прежде всего, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что развитие советской экономики тормозилось гонкой вооружений, явившейся следствием постоянного соперничества с США и всем западным миром. Население страны всё сильнее разочаровывалось в достижениях советской экономики, сравнивая их с достижениями стран Запада. В результате чего началось постепенное становление неформальных общественных течений, выступавших за демократизацию социализма. В советском обществе вызревали предпосылки подлинно революционных преобразований. Как и для всех модернизаций в России, переход к перестройке оказался вынужденным.

    2. Начало экономических реформ.

    Из истории известно, что в марте 1985 г. На пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачёв. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоятельств этого избрания. Как бы то ни было, избрание М. С. Горбачёва – самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства – свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему. И предстояло начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по существу, о начале политики перестройки.

    М. С. Горбачёв решился на реформы, которые должны были вывести СССР из предкризисного состояния: остановить падение темпов роста промышленности, обеспечить модернизацию экономики, прекратить разбазаривание природных богатств страны, распродажей которых она жила в 1970-1980-е, предотвратить потерю Советским Союзом статуса великой державы, имевшей военно-стратегический паритет с блоком НАТО.

    В ходе своего исследования, я заметила, что по своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера. Также провозглашённый курс с самого начала не был подкреплён чётко разработанной программой преобразований. Конечно, руководство страны понимало, что общественные отношения должны быть изменены. Но направление перемен было неясным даже для самих реформаторов.

    Я считаю, что одной из причин необходимости перестройки стал кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более что в партийных документах и постановлениях констатировалось: в СССР существует демократия и хозяином страны является народ. Всеобщее возмущение вызвали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция. В результате началось постепенное становление неформальных общественных течений, выступавших за демократизацию социализма. В советском обществе вызревали предпосылки подлинно революционных преобразований.

    И 23 апреля Пленум ЦК КПСС взял курс на «перестройку и ускорение». Тем самым предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику. Одной из главных задач была реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы.

    Резервами «ускорения» стали:

    Повышение качества продукции;

    Рационализация и механизация производства;

    Активизация «человеческого фактора».

    Но новые меры предполагалось вводить в рамках старой системы.

    Первые годы перестройки показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Я считаю, что существовало две альтернативы развития СССР:

    1) опыт, основанный на приёме Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа;

    2) осуществление демократизации и экономических реформ одновременно.

    Но Горбачёвым и его ближайшим окружением был избран второй вариант развития. Понимая важность экономических вопросов, Горбачёв созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике.

    В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, предоставлявший заводам и фабрикам большую самостоятельность. Трудовые коллективы могли выбирать директора (позднее от этой идеи отказались). На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Несмотря на все принятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений экспорта нефти. Многим знакомый факт, что в середине 80-х гг. по всей стране развёртывались две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». И опять в этих, казалось, благих инициативах возобладали чиновничье рвение и азарт. Определив, что это зло губительно действует на обстановку в стране, на социально-психологическое состояние общества, встретив на первых порах значительную поддержку населения, политическое руководство не учло, что бюрократический стиль проведения в жизнь намеченных мероприятий может привести к побочным последствиям, которые не улучшат обстановку. И действительно, вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них без насыщения рынка продукцией, на которую можно было бы потратить освободившиеся в семьях средства, привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварения, «сахарному» буму. В борьбе же с нетрудовыми доходами оказался реально задет слой людей, выращивавших и продававших свою продукцию на рынках, в то время как воротилы «теневой экономики», связанные с коррумпированной частью аппарата, по-прежнему процветали. Могу сказать, что первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь страны. Многие люди с энтузиазмом трудились, надеясь получить более высокую зарплату. На прилавках появились более дорогие, но и более качественные кооперативные товары.

    Однако в 1988 г. разразился кризис. Производство в ряде отраслей стало падать. Обострился дефицит товаров. И начался перевод экономики на хозрасчёт – предоставление предприятиям ограниченной хозяйственной самостоятельности. Конечно, предполагалось, что средства, ранее отдаваемые предприятием в бюджет и нерационально используемые государством, самим предприятием будут использованы рациональнее. Однако если заметить, предоставление предприятиям финансовых ресурсов не было дополнено созданием оптовой торговли; материально-технические ресурсы по-прежнему распределялись преимущественно централизованно. Именно их централизованное распределение было источником власти среднего слоя управления – министерств и ведомств, и они не могли расстаться с ним. В результате единственным направлением использования средств предприятий стало стимулирование работников.

    В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений.

    1 Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

    На рубеже 80-90-х гг. были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения.

    Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Предусматривалась постепенная децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. Однако сроки реализации правительственных мер были намечены в программных документах приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка необходимых для оптимизации производства вопросов ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьём, энергоносителями.

    Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная «Программа 500 дней», подготовленная группой экономистов. В ней намечалось провести в этот сжатый срок кардинальную поэтапную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Но правительство отклонило её.

    На мой взгляд, правительство провело достаточно грамотные и «полезные» для общества реформы, но, эти реформы отличались непоследовательностью и половинчатостью, что только усилило кризис народного хозяйства и не привело к значительным позитивным результатам.

    3. Перестройка глазами очевидцев.

    В Тверской области, в которой я проживаю, перестройка также сказалась и на народном хозяйстве и на предприятиях.

    По воспоминаниям своего папы, я узнала о развитии перестройки на предприятиях. В 1986 г. перестройка в народном хозяйстве набирала силу, совершенствовалась. Коснулись ли процессы обновления нашего предприятия? В какой-то степени да. Люди стали работать добросовестнее, у большинства повысилось чувство ответственности, крепче стала дисциплина. Но многое оставалось, как и было. Фабрики проявляли робость, мало влияли на положение дел. С трибун собраний нередко звучали призывы к работе по-новому, а на деле проявлялась инертность и безразличие. Профком мало заботился о развитии предприятия и его совершенствовании. Недостаточно внимания уделялось и условиям труда рабочих. Сквозняки, никуда не годное освещение.

    А ведь было время, когда фабрика выпускала отличную мебель, занимала классные места в республиканском соревновании. А за одиннадцатую пятилетку она в этом соревновании ни разу не заняла классного места. Все эти годы постоянными спутниками в работе были авралы из месяца в месяц, из года в год. И после работы приходилось оставаться, и субботу прихватить. Глядишь, хоть и с большими потугами, а план выполнен. Но за счёт чего? За счёт авралов и послабления в качестве.

    Из воспоминаний моих родителей о том, как же всё-таки выживал народ во время перестройки, я узнала много интересного.

    Мои родители ездили постоянно в Москву, благо наш город Конаково, находится не далеко от неё. Постоянные толпы в электричке, люди ехали с огромными рюкзаками и сумками, набирали еду на целую неделю вперёд. Москвичи приезжих из-за этого называли мешочниками. Вспомнился даже анекдот: зелёная, длинная, колбасой пахнет, тогда так люди шутили над электричкой.

    А в магазинах разрастался дефицит товаров. Люди записывались в очередь, им писали на руке номер, и каждый ждал своей очереди, а через каждые два часа велась перекличка. Поражаюсь, люди настолько были терпимыми, что приходилось им даже стоять сутками, иногда приходилось сменять друг друга, но они стояли, и какое их ждало разочарование, когда подходила их очередь, но нужного им товара уже не было, и брали всё, что осталось. Представить трудно какие стрессы испытывал народ.

    Жили хорошо только москвичи, у кого был блат или знакомые, и родственники работали в магазине. Весь товар из городов направлялся в Москву. Например, в Торжке находился мясокомбинат, а вот только на прилавках магазинов ни колбасы, ни других мясных продуктов не было. То время можно назвать «временем предпринимательства и продавцов», они так ликовали, пока простой народ искал способ выжить. В магазинах, нужный и дефицитный товар, тогда продавался с неходовым или просроченным товаром, и то с большими наценками. Сложнейшее время было тогда.

    В НОГУ С ПЕРЕСТРОЙКОЙ.

    Перестройка прямо коснулась всех отраслей народного хозяйства, всех сторон нашей жизни. Для народных контролёров перестройка состояла в том, чтобы поднять работу комитетов и групп на уровень новых задач, обеспечить гораздо большую её результативность, чтобы вклад народного контроля в общее дело был весомее. У каждого человека своё мнение о времени перестройки, об экономических изменениях и преобразованиях. Письма и статьи помогли мне представить общую картину того времени. Вот, например, из воспоминаний председателя группы народного контроля колхоза «За мир» Сандовского района Н. А. Соловьёвой. Она с радостью замечала первые шаги перестройки. Считала, что в колхозе стало больше порядка, люди стали работать веселее. Колхоз значительно перевыполнил планы продажи льна, зерна, картофеля. Заметно перестроились и народные контролёры. Проверки стали проводить не только по сигналам, не от случая к случаю, а систематически, начатое дело старались доводить до конца. И всё-таки перестройка шла не так энергично, как хотел народ. Кое-кого тянуло в старую колею, не хотелось переломить себя, взглянуть на свою работу по-новому. Это касалось и народных контролёров. Их не удовлетворяли дела в животноводстве. Продукции стали производить больше, а качество её? Много молока продавали вторым сортом, портились особенно в летнее время, теряли деньги, подрывали колхозную экономику. Не все были активны, некоторые руководители постов и секторов не желали обострять отношения, действовали лишь по заданию да по указке.

    А вот председатель группы народного контроля Селижаровского леспромхоза Л. Н. Батазова вспоминает, что перестройку на предприятии они, к сожалению, по-настоящему не прочувствовали. Мало, что было сделано по улучшению организации и условий труда, укреплению дисциплины. Не были изжиты случаи халатного отношения к своим обязанностям, злоупотреблений.

    Все недостатки, народные контролёры, относили и на свой счёт, потому что перестраивались тоже медленно. Однако свою ответственность перед коллективом понимали и старались изо дня в день действовать более активно, быстрее перестраивали свою работу в соответствии с требованиями партии. Путём чёткого распределения обязанностей удалось активизировать дозорных, провести ряд действенных проверок по качеству выпускаемой продукции, рациональной разделке древесины, хранению готовой продукции, расходованию горючесмазочных материалов.

    Л. Н. Батазова вспоминает, что главное как им казалось в том, что они стали жёстче, принципиальнее требовать с должностных лиц. Проводили проверку, принимали решения, определяли сроки исполнения, доводили до администрации. И потом старались от своего не отступать.

    По требованию народных контролёров были лишены премии бригады по производству комплектной тары, так как в их работе было вскрыто немало недостатков.

    Очень мало получали помощи от парткома и профкома. Не всегда и администрация своевременно и, как положено, реагировала на сигналы народных контролёров, зачастую акты проверок оставляли без внимания. А ведь перестройка коснулась всех и каждого. Просто нужно было понять, что перестройка приняла необратимый характер, и что возврата к старому не будет.

    Сложившаяся ситуация, как мне кажется, вполне убедительно свидетельствует о том, к чему может привести многолетняя практика работы экстенсивным путём, без учёта главных факторов ускорения.

    4. Результат перестройки.

    Ознакомившись с мнениями историков по поводу кризиса перестройки, некоторые точки зрения я поддерживаю.

    Я заметила, что курс на перестройку, провозглашённый горбачёвским руководством, сопровождался лозунгами ускорения экономического развития страны и гласности, свободы слова в области общественной жизни населения СССР. Но экономическая свобода деятельности предприятий, расширение их самостоятельности и возрождение частного сектора обернулись для большинства населения страны ростом цен, дефицитом основных товаров и падения уровня жизни. И конечно политика гласности, на первых порах воспринимавшаяся как здравая критика всех негативных явлений советского общества, привела к неуправляемому процессу очернения всего прошлого страны, возникновению новых идеологических и политических течений и партий, альтернативных курсу КПСС.

    Я считаю, что разложение административно-командной системы, порождённое перестроечными процессами в СССР, упразднение прежних рычагов управления страной и её экономикой только ухудшило жизнь советских людей и радикальным образом повлияло на дальнейшее ухудшение экономического положения. Москва уже не могла жёстко контролировать ситуацию в стране. Рыночные реформы, провозглашённые в ряде решений руководства страной, не могли быть поняты простыми людьми, так как они ещё больше ухудшили и без того низкий уровень благосостояния народа. Усилилась инфляция, росли цены на «чёрном рынке», не хватало товаров и продуктов. Частыми явлениями были забастовки трудящихся, межнациональные конфликты.

    По воспоминаниям моих родителей начало осени 1990 г. ознаменовались, с одной стороны, нарастанием массового недовольства, вызванного ухудшением материального и социального положения, а с другой - сплочением консервативно-партийных группировок. К марту 1991 г. ситуация ещё более обострилась. Старый центр, а с ним и унитарный Союз ССР рушились. Страна оказалась на грани безвластия и анархии. Горбачёв окончательно лишился как личного влияния, так и реальных рычагов управления. Провал путча августа 1991 года показал невозможность реанимирования прежней политической системы. Лично моё мнение что, сам факт попытки государственного переворота стал результатом непоследовательной и непродуманной политики Горбачёва, ведущей страну к краху.

    25 декабря М. Горбачёв подписал указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своём уходе с поста Президента СССР. В этот же вечер с флагштока над Большим Кремлёвским дворцом был спущен красный флаг СССР и поднят восстановленный бело-сине-красный российский стяг.

    III. Заключение

    Что дала мне работа над очерком?

    Во-первых, я получила хорошую практику в работе с различными источниками, обогатившись теоретическими сведениями о них, умением извлекать нужную информацию, давать собственную оценку событиям.

    Во-вторых, обращаясь к различным источникам, я сумела взглянуть на проблему изнутри, понять, насколько тяжело было людям переживать то время. Я для себя ответила на вопросы, которые меня интересовали. Были трудности в объективной оценке событий, но я точно знаю, что силы народа, его безграничное терпение, вера и надежда на лучшее не дало им «пропасть» и открыло новый путь в счастливое будущее.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме