Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исповедь и причастие: Как составить записку с грехами и что говорить священнику видео. Полный перечень грехов на исповеди! Пример исповеди в церкви: какие грехи говорить

Церковь приносит в душу каждого верующего человека чувство умиротворения. Особенно если очистить свою душу перед Богом во время исповеди. Исповедь – это таинство, в котором человек кается в своих грехах, а Всевышний прощает покаявшегося через своего слугу – священника. Как же правильно подготовиться к исповеди, чтобы в церкви вы вместо успокоения не чувствовали неловкости и не отвлекались на лишние вопросы.

Согласно Священному Писанию, на исповедь полагается ходить с 7 лет, когда ребенок переходит из младенца в отроки. Но не стоит сразу вести своего ребенка на исповедь. К покаянию своих грехов нужно прийти самостоятельно. Поэтому не давите на неокрепшую детскую психику. Приобщите ребенка к церкви своим примером. Если по каким-то причинам вы давно или вообще никогда не каялись в своих грехах, но уже чувствуете острую потребность в этом, выберите церковь, где вы хотели бы исповедаться. Главное, что вам нужно знать – это дни, по которым проходит таинство. Поговорите об этом со священником, расскажите о том, что давно не каялись или вообще никогда не приобщались к таинству. Он назначит вам «генеральную» исповедь. Время такой исповеди тоже определит сам священник, так как таинство может получиться долгим. Если душа ваша неспокойна и вы чувствуете потребность общения с Богом, исповеди перед ним в своих грехах, подумайте и изложите на бумаге свои прегрешения. Исповедь – это неформальное перечисление ваших отступлений от заповедей Божьих, но если вы давно не исповедовались, вы должны припомнить все. Не пишите на лист и не рассказывайте священнику душещипательных историй о скандалах с соседями, близкими. Покаяние в грехах – это признание своей вины, а не оправдание своего поведения. Скандалили, значит, желали зла ближнему своему, сквернословили. Вспоминая и осознавая свои грехи, ориентируйтесь на 10 Заповедей Божьих. Первыми в список ставьте самые тяжелые грехи – убийство (аборт церковь тоже приравнивает к лишению жизни), кровосмешение, блуд.


За несколько дней до исповеди почитайте религиозную литературу, которая поможет вспомнить вам о ваших прегрешениях и настроить душу на покаяние. Специальных молитв перед покаянием нет. Читайте перед иконами «Отче наш», «Радуйся, Мария, слава», Псалом 51 (50). Можете просто своими словами просить прощения за согрешения перед иконами.


Хотя бы за 3 дня до таинства придерживайтесь поста. Будьте умерены в еде, не ешьте животную пищу. Постарайтесь не участвовать в развлечениях, шумных компаниях. Откажитесь от алкоголя. Насыщайте душу и тело духовной пищей и готовьтесь к раскаянию.


Одежда для похода в церковь не должна быть вызывающей. Для мужчин – брюки или джинсы, рубашка с длинным или коротким рукавом и закрытая обувь. Для женщин – юбка ниже колен, закрытые плечи и платок на голову. Если вдруг вы забыли, что церковь нужно посещать в юбке или длина вашей выше колен, то лучше оденьте брюки, а сверху повяжите большой платок. В некоторых церквях у входа в храм есть несколько длинных юбок, но лучше об одежде позаботьтесь заранее.


Нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. Исповедуясь, не стесняйтесь священника. Он всего лишь ваш посредник в разговоре с Богом. За долгое время службы батюшка слышал о многих грехах. Поэтому открывайте свою душу без стеснения. Если же вы стесняетесь или преднамеренно утаиваете какой-то грех, ваша исповедь станет для вас еще большим прегрешением.

Бывают случаи, когда после исповеди может вспомниться какое-нибудь отступление от Божьих заповедей. Не пугайтесь и не спешите снова становиться в очередь покаявшихся, это ваша совесть начинает просыпаться и подсказывает вам ваши беззакония. После окончания исповеди в церкви читается молитва о прощении забытых грехов. Духовно подготовить себя к исповеди можно .

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23.

Таинство исповеди

Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных . Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.

Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 - «Если мы говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.

Перечень грехов против Иисуса Христа

Перечень грехов против близких

Перечень грехов против себя

Все перечисленные грехи разделяются на три категории , в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.

Правильная подготовка к исповеди

К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух . Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе - осуждение соседей и близких.

В этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл - чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь - это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя . Оправдание себя в грехах - это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.

Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило - Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.

Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб .

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство , пример - чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:

Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей - за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.

Как исповедоваться в церкви

Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование . В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.

Вести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника . В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.

В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь» . Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.

В первый раз следует посетить частную исповедь , если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.

Правильная подготовка к причастию

В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты . В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь . Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила. Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.

Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно увеличивать количество молитвенных правил . Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.

Таинство причащения осуществляется натощак , не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.

Причастие

Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное , поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству , а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.

Когда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон . Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа. По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.

В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.

Как правильно исповедоваться? Многие священники требуют вдумчивости, а не формальный подход, в то же время меня очень смутил наш священник, когда я после череды исповедей "кое-как" , которые не приносили облегчения, наконец-то вдумчиво подошла к этому вопросу, написала все на листик, зачитала, а он сказал, что это пустое многоглаголание, Бог все видит и знает, надо говорить кратко и по существу, что это была исповедь не для Бога, а для себя. В общем, остался осадок, получается зачем тогда вообще к нему ходить- можно и дома покаяться. Я всегда думала, что главное на исповеди заглянуть себе в душу, а оказывается, главное не напрячь священника многоглаголанием. Почему так? Получается, надо продолжать говорить стандартный набор грехов, потому что он так требует? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Исповедь действительно должна быть вдумчивой, но «вдумчивая» не означает «длинная». Потому что чаще всего исповедь затягивается по нескольким причинам. Во-первых, когда мы пытаемся объяснить священнику все обстоятельства, при которых был совершен грех, но чаще всего этими ненужными подробностями или пытаемся себя оправдать, или не каемся, а пересказываем какой-то эпизод из нашей жизни. Например, человек кого-то обидел. На исповеди нужно так и сказать: каюсь, грешен, обидел человека. А не рассказывать, что такой-то человек сказал мне то-то, а я ему ответил так-то, и он обиделся, но я совсем не хотел этого, а хотел как лучше, потому что…. Ну, и так далее. Вот так каяться совершенно неправильно. Нужно помнить, что исповедь – это важная часть покаяния, но покаяние не должно сводиться только к исповеди. Сначала, действительно, нужно подумать, понять, в чем мы согрешили, помолиться, покаяться перед Богом, затем нужно попросить прощения у тех, перед кем мы согрешили, примириться с ними, и постараться по возможности исправить совершенное нами – или твердо решить, как в дальнейшем мы будем поступать в подобных ситуациях. И вот тогда уже идти на исповедь.
Во-вторых, исповедь бывает длинной, но не вдумчивой, когда человек перечисляет огромное множество мелких, повседневных грехов, но за этим перечислением теряет собственно покаяние – главным становится все назвать, ничего не пропустить, все перечислить. Конечно, можно записать грехи на бумажку, но один из священников говорил, например, что если у меня где-то болит – я сразу на это доктору смогу указать, так и на исповеди должно быть: если я в чем-то искренне каюсь, то мне не нужно зачитывать это по бумажке, этот грех для меня так болезненен, что забыть о нем я просто не смогу.
В-третьих, иногда у нас исповедь превращается в «разговор по душам» со священником, и это тоже неправильно. Нужно разграничивать очень четко: вот сейчас я исповедуюсь, а вот сейчас я хочу священника о чем-то спросить, попросить совета, и т.п.
И дело тут не в том, чтобы не утомить священника многоглаголанием, а в том, чтобы мы учились правильно каяться.
В Вашей же ситуации я бы посоветовал следующее. Во-первых, не обижаться на священника. Если Вы исповедуетесь у этого священника давно и регулярно, то можно просто побеседовать с ним, рассказав о Вашем смущении. Во-вторых, если Вы хотите подробно исповедоваться, то нужно выбрать для этого время удобное и для Вас, и для священника. Потому что если исповедоваться утром, во время Литургии, да еще в воскресный день или в день праздника, когда в храме много народу, то нужно понимать, что священник может от силы уделить 2-3 минуты каждому исповедующемуся, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься, и служба не растянулась бы из-за исповеди. В-третьих, я бы советовал Вам прочитать или послушать беседы об исповеди, например, митрополита Антония Сурожского, которые наш сайт сейчас, во время поста, предлагает среди других материалов для ежедневного чтения постом. Возможно, Вы найдете в этих беседах ответы на свои вопросы и недоумения. Помощи Вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов).

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме