Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игры на уроках географии. Занимательные вопросы по географии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Интеллектуальная игра

«Магистр географии»

(для учащихся 6-9 классов)

Выполнил:

учитель географии

МОБУ СОШ с.Тюрюшля

Пластовец Валентина Николаевна

Интеллектуальная игра «Магистр географии»

Цель игры:

1.Привитие навыков групповой и индивидуальной работы учащихся.

2.Развитие логического мышления, памяти.

3.Закрепление знаний географической терминологии.

Задачи:

Развитие любознательности,познавательного интереса.

Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

глобус, «ромашка»,плакат, бочонок, музыкальный фон, эпипроектор,

картины природы, медаль «Магистру географии», призы, грамота.

Оформление зала:

Название игры «Магистр географии»

Эпиграф игры:

«География! Какая емкость слова!

География – опора и основа

Всех без исключения наук!»

Плакат:

Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся Вода,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семёновых- Тяньшанских

Пржевальских, Миклухо - Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!»

(Ю.Ефремов)

Участники игры:

По 1 участнику от 6-9 классов, ведущие игры, жюри.

Вступление.

1 ведущий: Откуда начинается Россия?

С курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза её степные

Над камышами всех её озер?

2 ведущий: Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, доброте.

Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

1 ведущий: Отсюда все дела еще большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берет начало, а с тебя!

2 ведущий: География! Какая емкость слова!

География для нас не просто звук!

География - опора и основа

Всех без исключения наук!

Ход игры.

Учитель географии:

Добрый день! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, кто из участников игры достоин звания «Магистр географии». Представление ведущих, участников игры, жюри: - Сейчас уважаемое жюри поклянется в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на глобус. 1 ведущий (зачитывает клятву жюри): «Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем великих умов человечества, положа руку на святая святых на модель Земли – единственной из обитаемых во Вселенной планете, торжественно клянёмся судить по совести!»

Жюри (хором): «Клянемся!»

2 ведущий: « Клянемся судить, невзирая на лица!»

Жюри: «Клянемся!»

1 ведущий: « Наш приговор будет так же неоспорим, как неоспорим закон чести, верен так же, как верен закон вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца!»

Жюри: « Клянемся! Клянемся! Клянемся!»

2 ведущий : А теперь я обращаюсь к болельщикам:

Вы можете морально поддержать своих участников, активно за них болеть, внимательно следить за их продвижением к званию Магистра.

Ведущие поочерёдно задают вопросы каждому участнику, жюри отслеживает их работу.

Ведущие: Мы начинаем! Наш 1-ый конкурс

«Что такое? Кто такой?»

1.Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар- гейзер

2.Потухший вулкан на Кавказе – Эльбрус

3.Земная кора- литосфера

4.Прибор для измерения высоты холма - нивелир

5.Пересыхающие русла рек в Африке - вади

6.Пересыхающие русла рек в Австралии - крики

7.Чад - озеро, государство в Африке

8.Сельва – лес в Южной Америке

9.Пампа - степи в Южной Америке

10.Сахара - пустыня

11.Виктория - озеро, водопад в Африке

12. Гевея- дерево

13. Гольфстрим - океаническое течение

14. Игольный - мыс, крайняя точка Африки

15. Пигмеи- жители тропических лесов

16. Драконовы - горы

17. Гибралтарский - пролив

18. Канада - страна

19. Исландия -остров

20. Везувий - вулкан

Ведущие: 2-ой конкурс – «Заморочки из бочки»

I. О каких природных явлениях идёт речь?

1. Магма по жерлу рвётся наружу,

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Значит, проснулся грозный…(вулкан)

2.Рядом, рядом острова,

Ни один, даже не два, а десятки, сотни сотен.

Жить в соседстве им охотней.

Все родные, как – никак.

Значит, здесь…(архипелаг)

3 .Если господствует он,

Порядки свои установит:

Давление высокое, воздух сухой,

Ветер ослабнет. Тишь и покой.

Зимою при солнце крепчает мороз.

Летом на «ясно» укажет прогноз (антициклон )

4. В атмосфере снизилось давление,

Воздух переходит в наступление.

Сильный ветер, в тучах небосклон,

Когда надвигается он.

Пробежит со скоростью большой,

Летом – дождь, и снегопад- зимой (циклон)

5. Зимой дует с суши на море он,

А летом все делает наоборот:

С моря на сушу берет разворот (муссон)

II . О ком речь? О чем речь?

6. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя (о циклоне )

7.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась?.. (о циклоне)

8. Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный… (об антициклоне )

9. В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного в дали

Четыре товарища жили на льдине,

У самой вершины Земли (Папанин, Кренкель, Федоров, Ширшов

высадились на льдину у северного полюса в 1937г. и пробыли на ней

272 дня, проплыв 2,5 тыс. км.)

10. Был новогодний день.

Праздничный. Середина лета!

Возможно ли это? (Да, в тропических странах Южного полушария)

11. На улицах встречаются неровности,

Названия которых состоят из местоимений.

Как они называются? (Ямы)

12. Безлесные территории, покрытые травянистой растительностью.

Климат засушливый, осадков выпадает около 500 мм в год.

Лето жаркое и сухое. Почвы черноземные или каштановые.

Растительность - преимущественно злаки. Из животных наиболее

распространены грызуны (Зона степей)

Ведущие: Наш 3-ий конкурс –

«Самый, самый…»

1. Самый большой материк (Евразия)

2. Самый сухой материк (Австралия)

3. Самый малый материк (Австралия)

4. Самый влажный материк (Южная Америка)

5. Самый высокий материк (Антарктида)

6. Самый высокий на Земле водопад (Анхель)

7. Самый большой полуостров (Аравийский)

8. Самое глубокое озеро в мире (Байкал)

11. Самый большой в мире остров (Гренландия)

15. Самое большое по площади озеро (Каспийское)

18. Самый маленький крокодил (аллигатор)

19. Самый высокий действующий вулкан в нашей стране (Ключевская сопка)

Ведущие: Наш очередной конкурс называется

«Карта – язык географии».

1. Известнейший древнегреческий ученый, «отец истории и географии»…

(Геродот)

2. Кто впервые научно доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

(Аристотель, IV в. до н.э.)

3. Древнегреческий математик и географ, живший во II-III в.в. до н.э.,

впервые ввел термин «география»… (Эратосфен)

4. Немецкий географ и путешественник, создатель одного из первых,

дошедшего до нас, глобуса… (Мартин Бехайм)

5. Известный мореплаватель, стремившийся открыть морской путь в Индию,

плывя из Европы на запад, открыл множество островов и даже целую

часть света, хотя до конца жизни был убежден, что достиг Индии

(Христофор Колумб )

6. Этот английский мореплаватель совершил II кругосветное путешествие.

Его именем назван самый широкий пролив Земли (Френсис Дрейк )

7. Португальский мореплаватель, прошел в 1497 – 1498 г.г. морским путем

из Европы в Индию, уточнил контуры Африки, установил, что Индийский

океан – не внутреннее море, как полагали раньше…(Васко да Гама )

8. Кто из русских казаков со своей дружиной перешел через Урал и положил

начало эпохе русских географических открытий в Сибири? (Ермак

Тимофеевич).

Ведущие: Следующее испытание: вашему вниманию мы предлагаем

«Географические загадки»

1. Тот камень нежный с Урала

Нежным цветом зеленым манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут… (малахит)

2. В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит.

И рядом с медью малахиты,

Железо, мрамор и…(гранит)

3. Найдем в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом -… (изумруд)

4. Я был когда-то смолою,

Из трещин стволов вытекал.

Искрился на солнце корою

И липкой слезой застывал (янтарь)

5. В таежных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней,

Найдены россыпи драгоценных камней.

По твердости нет им равных (алмазы)

6. Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл…(алюминий)

7. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (соль)

8.Черен, как ворон,

А греет, как солнце (уголь).

Мы задаем игрокам поочередно вопросы. Если ответа нет, игрок передает

задание следующему игроку, сопровождая его словом «дальше».

1. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы )

2. Изменение горных пород под действием высокой температуры и давления

(метаморфизация)

3. Погода без ветра (штиль)

4. Изменение свойств воздушных масс (трансформация)

5. Мелководная часть моря (шельф)

6. Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой (изотерма)

7. Сорняк для щей (крапива)

8. Вода в твердом состоянии (снег, лед)

9. Количество тепла, поступающего на земную поверхность (солнечная ради-

ация)

10. Туман на большой высоте (облака)

11. Модель Земли (глобус)

12. Сосновый лес (бор)

13. Наука о населении (демография)

14. Место регистрации безработных (биржа труда)

15.Рощи из дуба (дубравы)

16. Карта с изображением стран мира (политическая)

17. Она видна по полету (птица)

18. Преданность интересам Родины (патриотизм)

19. Страна, родина спагетти (Италия)

20. Форма Земли (геоид).

Ведущие : Быстроту мышления наших претендентов на звание «Магистра»

мы выявим в результате конкурса под названием

«Загадочное слово»

Подберите слово, соответствующее по смыслу данному слову

1.Растение- женское имя (Лиана)

2.Часть дерева- композитор (лист)

3.Широколиственное дерево- глупый человек (дуб)

4.Широколиственное дерево- обман (липа)

Ведущие: В нашей программе есть «молчаливый» конкурс, название

которому «Да, нет, нет, да» (т.е. игра без слов, в которой каждый отвечает

кивком головы)

1.Что такое атмосфера?

- Может, это литосфера? (нет!)

- Может, это гидросфера? (нет!)

- Может, это просто точка? (нет!)

- Значит, это оболочка? (да!)

2.Из чего она?

Из камня? (нет!)

Состоит из смеси газов? (да!)

Той, что воздухом зовут? (да!)

Они жизнь для нас дают? (да!)

Ведущие: Предпоследним испытанием под названием

«Закодированное слово» игроки продемонстрируют нам свое внимание.

Задание: Внимательно слушать, постараться запомнить слова в том же

порядке, назвать слово, которое получится из первых букв в ряду слов.

1.С афари, т етерев, е хидна, п ума, и гуана (степи)

2.П очва, а ромат, м ох, п ух, а гония (пампа)

3. Г епард, и рис, л еопард, е ль, я гуар (гилея (саванна))

4. Т ень, у тка, н авес, д розд, р ысь, а ист (тундра)

Дополнительно очко тому, кто первым назовет слово:

5.С лон, а брикос, в орона, а пельсин, н ора, н ебо, а рия (саванна)

Ведущие: Конкурс «Ромашка»- заключительный этап в выявлении

магистра. Вашему вниманию предлагается «ромашка», на лепестках

которой географические термины.

Ваша задача- разъяснить их, отрывая лепестки по очереди:

Атмосферный фронт

Местное время

Рекультивация земель

Солнечная радиация

Платформа

Эрозия почв

Поясное время

Сточное озеро

Бессточное озеро

Экстремальные условия.

Подведение итогов игры.

Ведущие: Вот и приблизились мы к финалу нашей игры.

Слово уважаемому жюри.

Кто же, по его мнению, сегодня удостоился почетного звания

«Магистр географии»?

Жюри объявляет результаты конкурсных заданий, выявляет Победителя-

Магистра географии.

Вручение призов игрокам.

Награждение грамотой и медалью Победителя.

Ведущие: (берут интервью у победителя):

- Трудно было состязаться?

- Какими были соперники в игре?

- Что ты взял для себя в плане познания географии?

- Изменилось ли твое отношение к географии после победы?

- Чему обязывает почетное звание «Магистр географии»?

- Что ты хочешь пожелать соперникам состязания? Болельщикам твоим?

Мы желаем тебе дальнейших успехов, удачи, новых побед!

Фото на память.

Литература.

1. Болотникова Н.В. География: Уроки – игры в средней школе.-

Волгоград: Учитель, 2004.

2. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии.-

М.: Просвещение, 1987.

3. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии.- Волгоград: ИТД

«Корифей», 2005.

4. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.- М.:

Просвещение, 1994.

5. Петрусюк О.А., Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по

географии.- М.: Новая школа, 1994.

6. Пивоварова Г.Н. За страницами учебника географии. 6 класс.-

М.: Просвещение; Учебн. лит., 1997.

7. Романова А.Ф. Предметные недели в школе: География.- Волгоград:

Учитель, 2007.

8.Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых.- Киев:

«Альтерпресс», 1996.

Интернет- ресурсы.

Игровые технологии на уроках географии как средство развития познавательной активности у школьников.

Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.

После изучения многих разделов географии возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили основные понятия, определения, карту.

Обыкновенный опрос скучен, не вызывает должного интереса, поэтому я применяю различные нестандартные формы занятий – конкурсы, игры, соревнования.

Игры вызывают у учащихся повышенный интерес к предмету, к знаниям. Ведь во время игры учащиеся могут свободно излагать свои мысли, не боясь ошибиться и получить неудовлетворительные оценки.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении следующих условий:

    соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

    доступность для учащихся данного возраста;

    умеренность в использовании игр на уроках

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм.

Технология универсальна. Любая из организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

Привожу примеры некоторых игр, которые проверены мною на практике, их можно использовать на уроке.

"Переводчик» (целесообразно использовать для проверки домашнего задания).

Учитель задает вопрос, ученики должны его «перевести» назвав термин. Например

Полуденная линия – меридиан

Покрывало – мантия

Густая мазь - магма

Чаша - кратер

Сочетание – комплекс

Основная часть целого – компонент и т.д.

"Омонимы ". Напоминаем ученикам, что омонимами являются слова одинакового звучания или написания, имеющие несколько значений.

Например, омонимы «Река в Сибири»:

    та, что пьют до дна (Чара)

    средство передвижения по воде трех мудрецов (Таз)

    о себе лично дважды с любовью (Яя)

    небольшое парнокопытное (Олененок)

и т.д.

"Устами младенца" . Учащимся дается несколько подсказок, если отвечают с первой подсказки 5 баллов, если со второй -4 балла и т.д.

Например «Назовите эти географические объекты»:

    По этой территории протекают 3-я, 4-я, 6-я и 7-я по величине реки континентов.

    Эта территория занимает большую часть одного государства.

    Эта территория омывается водами шести морей и двух океанов.

    У Василия Сурикова есть картина, посвященная завоеванию части этой территории.

    На этой территории расположены такие города, как Томск, Красноярск, Якутск, Магадан и многие другие.

(Территория Сибирь)

"Филателист" каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и показать их на политической карте.

"Географический кроссворд" . Учитель или учащиеся составляют кроссворд (ребус, чайнворд) на изучаемую тему или её повторение. Например, географический кроссворд "Смешанные и широколиственные леса"

Вопросы к кроссворду

1. Теплолюбивые деревья с мелкими листочками. Например: береза, осина.

2. Леса, образованные теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

3. Мелколиственное дерево.

4. К югу от... расположены смешанные леса.

5. Мелколиственное дерево, символ России.

6. Лес, в котором смешались и хвойные и лиственные деревья.

7. Теплолюбивое дерево с широкими, крупными листьями.

8. Зона, пролегающая между тундрой и зоной лесов.

9. Широколиственное дерево.

10. Дерево широколиственного леса.

11. Дерево широколиственного леса.

"География на все 100" .

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

СТО - сторона света. (Восток.)

СТО - начало реки. (Исток.)

СТО - главный город страны. (Столица.)

СТО - государство в Прибалтике. (Эстония.)

СТО - город "Золотого кольца" России. (Ростов.)

СТО - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

(Севастополь.)

СТО - город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток.)

СТО - столица Ямайки, порт на Карибском море. (Кингстон.)

СТО - город США, порт на Атлантическом океане. (Бостон.)

СТО - город в Германии, порт на Балтийском море. (Росток.)

"Геологика" . По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

    Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной ... (дождь),

    Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной ... (поток),

    Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся ... ( вулкан),

    Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной ...(песок),

    Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),

    Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые ...(облака),

    Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный ... (ветер),

    Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),

    Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная ... (атмосфера).

"Географическое домино" . Из плотной бумаги вырезают небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяют наполовину, на обеих частях записывается текст. Правила игры: карточки перемешиваются и раздаются поровну играющим. Игру начинает тот, у кого карточка "пусто-пусто"; дальнейший её ход - как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие. Рассмотрим пример текстового домино на тему " Атмосфера Земли " (рис. 3).

Игра «Домино» (количество комплектов зависит от количества команд)

Воздушная оболочка Земли

Большие объемы воздуха с одинаковыми свойствами…..

Разные тепловые пояса

Какой пояс служит «броней» планеты?

Воздушные массы

Почему на Земле есть разные пояса давления?

Озоновый

Какими линиями на климатической карте показаны осадки?

Линия, которая соединяет территории с одинаковой температурой

Слои атмосферы?

Термосфера

Мезосфера

Стратосфера

Озоновый слой

Тропосфера

Ветры умеренных широт?

Западные

Что такое атмосфера?

Климат

Основные элементы погоды?

Изолинии

Многолетний режим погоды это - . ……

Температура

Осадки

Давление

Ветра

Изотерма это - ……

"Географический диктант"

1.Что такое атмосфера?

2. Климат это -

3.Изотерма – это линия…

4.Как на климатической карте показано направление ветров?

5. Чем объясняется неравномерное распределение осадков на Земле?

6. Почему образовались пояса атмосферного давления?

7. Какое движение совершает холодный воздух?

8.Низкое или высокое давление в районах полюсов?

9. Как называются ветры, дующие от тридцатых широт к экватору?

10.. Как с греческого переводится слово «климат»?

Игра «Морской бой»

Разбить класс на две команды с учетом учебных способностей учащихся, каждая команда на своих листах маскируют 10 кораблей, как в игре «Морской бой» и дубликаты сдают учителю.

Команды должны найти корабли противника и «уничтожить их», т.е. ответить на вопрос. При правильном ответе корабль уничтожен, и команда продолжает ход. Если же отвечает неверно, то ход переходит к противнику. Процесс боя отражается на доске кораблями разного цвета. При непопадании в цель ход передается противнику, а в клетку ставится крестик.

Игра «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса (среди 9–11-х классов) выдвигается 1 представитель в состав сборной. Учителя химии, биологии, географии, экологии готовят вопросы для учащихся. Учащиеся готовят вопросы для учителей. Игра проводится в два тура. Первый тур – за стол игроков приглашаются учащиеся 9–11-х классов, разыгрываются первые 10 вопросов. Второй тур – за стол игроков приглашаются учителя. Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.

«Своя игра»

В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Это лишь небольшая часть игр, которые можно использовать на уроках.

Использованы материалы с сайта инфоурок и журнала «Современный урок» №5, 8 2009 г.

Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения существует множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит занимательности. Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера, развивающие и познавательные игры и множество других средств помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.

Известно, что в играх дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В коллективной игре почти всегда есть элемент соревнования (кто быстрее, правильнее ответит, кто больше знает), а значит, есть и усилие воли, настойчивость, внимание. “В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли” (А. С. Макаренко).

В познавательной географической игре закрепляются умение применять полученные раннее знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.

Но при этом нельзя забывать, что игра всегда “ свободна”. Следовательно, от учителя требуется терпение, такт, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать её.

Цель географических игр прежде всего- учебная: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познать.

Игры можно включать и в урок, и в занятия кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях в природу, школьных переменах.

Предлагаю несколько подвижных географических игр.

Игра “Раз! Два! Три!”

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто- нибудь промолчит, то он выбывает из игры.

Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра “Широта и долгота”

Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар; приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры.

Игра “Верх - вниз”

Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший две ошибки выбывает из игры.

Ведущий не только называет страны, но и сам выполняет движения, иногда намеренно ошибаясь. Те, кто невнимателен и копирует действия ведущего, скоро выбывает из игры. Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.

Предлагаю познавательные игры, логические задачи как средство развития мышления учащихся.

“Логическая задача”

Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.

Задание. Определите, на каких кораблях плавали знаменитые российские мореплаватели М. П. Лазарев, Г. Я. Седов, В. М. Головин, если известно, что:

1). “Святой Фока” был построен последним из этих кораблей;

2). Во времена плавания “Святого Гавриила” М. П. Лазарев и В. М. Головин ещё не родились;

3). В. Беринг совершил своё путешествие раньше остальных;

4). Корабль “Мирный” участвовал в русской кругосветной экспедиции, открывшей Антарктиду;

5). Г. Я. Седов сдавал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе вместе с внуком В. М. Головина.

В клетках с неприемлемыми вариантами необходимо расставить минусы, и оставшиеся свободными клетки покажут, каким кораблём командовал каждый из мореплавателей.

Мореплаватель

“Святой Фока”

“Святой Гавриил”

“Диана”

“Мирный”

М. П. Лазарев

Г. Я. Седов

В. Беринг

В. М. Головин

“Географический детектив”

Гарри-фальшивомонетчик в Америке.

Мы напали на след Гарри-фальшивомонетчика, - сказал капитан Винтерс инспектору Рафу.

Вы его взяли?

Нет. Но ещё вчера он был здесь, в Лос - Анджелесе. Гарри выехал из своего номера за час до того, как мы приехали в гостиницу. Зато в номере нашли вот это.

Раф прочитал записку, написанную карандашом:

“Париж-14 августа. Афины- 21 августа. Лондон-3 сентября. Одесса-12 сентября. Москва-21 сентября”.

Представляешь, теперь мы точно знаем, где его искать. Я завтра же вылетаю во Францию!

К сожалению, - сказал Раф, ты полетишь не в ту сторону, где надо ловить Гарри. Ближайшие два месяца он не покинет пределов США.

Почему Георг Раф в этом убеждён?

“Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.

Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники каждой группы поднимают руки и отвечают.

Географические вопросы

В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.

После этого капитан команды №2 предлагает 10 вопросов команде №1. Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.

1. Назовите известного русского путешественника- географа.

1. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.

2. Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.

4. Какая река протекает в Южной Америке?

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.

5. Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?

6. Пиренейский.

7. Какую вы знаете горную страну?

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?

8. Папанин.

9. Назовите известный вам канал.

9. Панамский.

10. Какие горы расположены в Англии?

10. Пеннины.

“Географический лабиринт”

Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки “ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ”.

Приведу в качестве примера задание по теме “Южная Сибирь”.

Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать и в начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Учитель географии МОУ ООШ № 6 г. Аткарска Пантюшина Е.В.

Предлагаю вашему вниманию такие игры:

  1. Игровые звёздочки.

На лучах звёзд пишется вопрос и варианты ответов. Ученики выбирают любую из звёздочек и отвечают на вопрос. Эту игру можно использовать и в младших ив старших классах, особенно в младших. Дети хотят подержать звёздочки в руках, с удовольствием отвечают на вопросы. На всём протяжении обучения (до X класса) ученики вспоминают эту игру с удовольствием. Вопросы могут быть любые (обобщение знаний, повторение, актуализация знаний).

  1. Составление кроссвордов.
  1. Отгадывание кроссвордов.
  1. «Почта».

Изготовить несколько бумажных карманов (почтовых ящиков) с надписями «Африка», «Азия», «Евразия»… или «тундра», «тайга», «степи»…или «арктический пояс», «субарктический пояс», «умеренный пояс», «субтропический пояс». Участникам игры раздаются карточки с признаками климатических поясов, природных зон, с названиями географических объектов материков. Эти карточки ученики должны положить в карман и не ошибиться адресом.

  1. Риск – благородное дело.

Эту игру можно проводить после индивидуального ответа ученика у доски, особенно если ответ был неуверенный, неполный. Ученику предлагаю ответить на вопросы разной степени сложности, называю эту игру «риск – благородное дело». Ребятам эта игра нравится.

  1. «Один лишний».

Эта игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект карточек на которых написаны названия географических объектов (островов, полуостровов рек, озёр и т.д.). один из объектов лишний, т.к. относится к другой группе объектов. Например:

7 класс

Тема: «Океаны Земли».

Сахалин (остров)

Шри – Ланка (остров)

Индостан (полуостров)

Мадагаскар (остров)

Гвинея (остров)

8 класс

Тема: «Внутренние воды».

Кама (бассейн Каспийского моря)

Печора (бассейн Ледовитого океана)

Северная Двина (бассейн Ледовитого океана)

Объ (бассейн Ледовитого океана)

Лена (бассейн Ледовитого океана)

Индигирка (бассейн Ледовитого океана)

9 класс

Тема: «Отрасли промышленности».

Мыло (продукция химической промышленности)

Шампунь (продукция химической промышленности)

Отбеливатель (продукция химической промышленности)

С.М.С. – стиральный порошок (продукция химической промышленности)

Лекарство (продукция химической промышленности)

Турбина

Азотное удобрение (продукция химической промышленности)

Ребята должны выделить лишний объект, назвать критерии по которым объекты объединяются.

  1. «Найди затерянные буквы».

Её также можно использовать на этом этапе урока, для проверки географической номенклатуры, знания учащимися географических объектов, например:

8 класс

Тема: «Внутренние воды».

Аскунча - к

Л - - -жск - -

А – ы

Х - - - а

Ай – ыр

И – д – г – р – а

Я - -

Е – ч – р – а

Ту - - - - кА

Р - - ш

Если в игре участвуют слабые ученики им можно разрешить использовать карту, сильные ученики работают без неё.

  1. «Узнай силуэт».

Для этой игры необходимо приготовить силуэты островов, полуостровов, морей, стран. Учитель показывает их учащимся или раздаёт отдельным ученикам на парты. Ребята по силуэту определяют географический объект. Силуэты можно вырезать из контурной карты, желательно сохранить обозначения градусной сетки для определения места объекта на земном шаре. Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры и их географическое расположение. Более сложная модель игры – «Собери карту». Учитель разрезает контурную или географическую карту на кусочки, в виде неправильных очертаний, эти кусочки раздаются играющим. Необходимо по кусочкам собрать всю карту. Эта игра может быть индивидуальной или парной.

  1. «Правильно собери» или «Найди соответствие».

Суть игры в том, что ученик, получив несколько открыток, рисунков, названий горных пород, названий субъектов Российской Федерации и др. сумел правильно отобрать нужные для какой либо природной зоны группы горных пород, экономического района, природного района России.

  1. «Поставь флажки».

Эту игру я использую для проверки умения учащихся определять географические координаты. Ученику выдаётся карточка с перечнем географических координат. Ученик должен поставить флажок на нужный географический объект (остров, полуостров, устье реки, отдельную вершину в горах и т.д.)

  1. «Угадайка».

Учитель зачитывает или выдаёт учащимся на карточках описание природных зон, городов, стран, экономических районов. Одни и те же описания можно дать 2 или 3 учащимся в классе. Выигравшем считается тот, кто быстрее узнает объект.

  1. «Найди ошибку».

Игра эта очень простая, но она активизирует познавательную деятельность учащихся, т. к. заставляет думать, вспоминать, анализировать, сравнивать, обобщать. Ученику даётся карточка с текстом.ученик должен в течение 8 – 10 минут найти и выписать в тетрадь ошибки из текста. Можно указать сколько ошибок в этом географическом диктанте.

Класс делится на группы, каждой из которых учитель готовит задания в форме вопросов для самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает, используя при этом текст учебник, карты атласа, заполняя таблицы (путевые заметки). Затем представители групп выступают с сообщениями. При этом учащиеся из других групп должны заполнить кратко следующую таблицу

Очень важным этапом урока является закрепление и изученного материала (рефлексия). Проведение игр на этом этапе бывает достаточно эффективным. Я использую следующие игровые моменты:

· Игра «Шифрограммы».

Использую её в VI классе в процессе изучения географических координат и в последующих темах. Ребятам игра очень нравится, вызывает интерес. Многие хотят расшифровать послания, например, такое:

Отэ йыньлидор мод оголеб ядевдем

71 с.ш.

180 в.д.

(это родильный дом белого медведя)

Точка с координатами отмечается на контурной карте, название острова подписывается (о. Врангеля)

Игра «Кто такой, что такое».

На лист ватмана или на доску написать названия объектов, растений, животных, исследователей, с которыми ребята познакомились на уроке, на предшествующих уроках, например:

Веспуччи

Пампа

Ягуар

Сельва

Пиранья

Гумбольт

Кебрачо

Игра «Кто лучше знает и помнит?»

Из плотной бумаги нарезать необходимое число пар карточек прямоугольной формы. На одной стороне карточки пишут определение понятия, другая сторона остаётся чистой. В парной карточке пишут название этого же понятия, вторая сторона пустая, например, образец пары:

Игра «Пять подсказок»

Учитель зачитывает первой команде признак какого либо объекта и задаёт вопрос, например: о каком озере России идёт речь?

Если команда объект не угадывает по первой подсказке, учитель зачитывает вторую подсказку, третью…с каждой подсказкой число баллов уменьшается. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.

Но если вы не хотите убить в своих учениках тягу к знаниям, нужно на уроках хоть изредка играть.

Задачи по географии.

1. Можно ли объехать земной шар кругом и вернуться на тоже место, двигаясь все время с запада на восток? С севера на юг? Двигаясь все время на северо – восток? (Ответ: совершить кругосветное путешествие и вернуть в исходную точку можно только строго с запада на восток)

2. Самолет потерпел аварию по 80 0 с. ш. и 130 0 в. д. и сел на льдину. Под какими приблизительно широтой и долготой должна искать самолет прилетевшая сюда через месяц спасательная экспедиция, если известно, что в этих местах льда дрейфуют на северо-запад со скоростью 6 км в сутки? (Ответ: около 81 0 с. ш. и 123 0 в. д.)

3. Пароход отплыл из Сан-Франциско, США в четверг 18 августа, прибыл в Токио, Япония ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Токио? (Ответ: 3 сентября, суббота).

4. Долина Смерти – самое низкое место на американском континенте и самое жаркое место в мире. Здесь температура может держаться около 50 0 С в течении нескольких дней. Казалось бы, что в долине должно быть прохладно, поскольку ее окружают горы, где воздух холодный, и, как известно, он опускается вниз, а горячий поднимается в вверх. В действительности же все наоборот. Объясните данное явление? (Ответ: скопление горячего воздуха в долине Смерти определяется адиабатическим процессом, являющимся следствием быстрого спуска с гор воздушного потока. Разность давлений в долине и на вершине горы при адиабатическом процессе обуславливает сильный нагрев воздушного потока. Возникает сухой и горячий ветер, который превратил долину Смерти в пустыню.

5. Чем объяснить, что в экваториальном климатическом поясе Южной Америки осадков выпадает больше, чем в экваториальном поясе Африки? (Ответ: к экваториальной области в Южной Америки – бассейну Амазонки с запада примыкает горная система Анд, на склонах которых конденсируется значительная часть испаряющейся над экватором влаги. В Африке экваториальная область не имеет такой защиты –влажный воздух беспрепятственно относится в сторону Атлантического океана.)

6. Город А расположен в 50 км. к востоку от города Б, но в тоже время как в А выпадает в среднем 1500 мм. осадков в год, в Б – 650 мм. в год. Возможная причина различия осадкой в том:

А)Город А окружен морем с трех сторон, а Б только с двух.

Б)Ветры с моря никогда не достигают Б

В)Поблизости от Б нет водоемов, с поверхности которых могла бы испарятся влага

Г)Между А и Б пролегла гряда холмов

Д)Преобладающие ветры дуют с востока на запад

(Ответ: под Д главная причина)

7. В пустыне Намиб в июне заблудившийся путешественник видит отбрасываемую им тень впереди себя. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему океаническому побережью? (Ответ: путешественник в июньский полдень видит собственную тень перед собой, значит солнце находится сзади от него, то есть к северу от пустыне Намиб. Следовательно, путешественник шел на юг и чтобы добраться до берега атлантического океана, ему нужно повернуть на запад, то есть вправо.)

8. Только в одной части света нет пустынь. В какой? (Ответ: в Европе)

9. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительном температуре? (Ответ: вода может замерзнуть в тропических пустынях, где большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, оно способствовать сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности.)

10.Где и насколько дольше полярный день на Северном или Южном полюсе? (Ответ: расстояние от солнца до Земли, движущейся вокруг него по эллиптической орбите колеблется от 147 млн. км в январе, до 152 млн. км в июле. Поэтому полярный день длится дольше в северном полушарии на четверо суток).


Игра в обучении играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Оно стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы.

Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира. У него закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности.

Однако учебная географическая сюжетно-ролевая игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

  • - наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;
  • - наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  • - понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;
  • - психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;
  • - психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  • - отсутствие в сценарии и сюжете учебной игры фрагментов, неприемлемых с точки зрения социокультурного опыта каждого из учащихся в классе;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;
  • - формирование игровых микрогрупп с учётом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;
  • - соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного развития;
  • - соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;
  • - соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
  • - стабильность игрового пространства, плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;
  • - наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Очевидно, что вне зависимости от тщательности проработки сюжета игры, сценариев отдельных игровых действий, элементов игрового пространства, психологическая готовность учащегося к учебной игровой деятельности на этапе включения его в такую деятельность не будет соответствовать указанным условиям. Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность.

Прежде всего, необходимо сформировать у учащегося мотивацию к такой деятельности. Сложившийся у основной массы детей стереотип восприятия нередко заставляет их отрицательно относиться к игровой деятельности на уроке. С одной стороны, им кажется, что деятельность, предлагаемая в стенах школы, учителем, в урочное время не может быть эмоционально привлекательной. С другой стороны, учащиеся могут придерживаться той точки зрения, что игра на уроке «несолидна», не соответствует их возрастному и социальному статусу, не способствует более успешному усвоению материала. Необходимо, следовательно, «реабилитировать» игру в глазах подростка, как обычную, «легитимную» и удобную форму обучения.

При этом мы исходим из того, что игра как форма обучения предполагает согласие учащихся на участие в игре, не может быть директивно навязана учителем, должна быть эмоционально принята играющими. Одновременно необходимо обучить школьника практическому участию в игре, дать ему опыт совершения игровых действий, связанных с принятыми игровыми правилами. Организуемая учителем учебная игра не может и не должна быть сведена к обучающей игровой манипуляции со стороны обучающего взрослого. Для успешного усвоения материала в ходе учебной игры, а также для продуктивного накопления и осмысления творческого опыта учащийся должен владеть навыками анализа проведённой игры. Он должен понимать, какие учебные задачи ставились перед ним как участником учебной игровой деятельности. Учащийся должен, в конечном счёте, уметь оценивать соответствие результатов учебной игры предварительно поставленным учебным задачам.

Предпосылки для этого целесообразно создать уже на стадии обучения учащихся учебной игровой деятельности, применяя для этого также отдельные обучающие приёмы. Начиная с учащимися учебную игровую деятельность, учитель географии может одновременно использовать как неигровые, так и игровые формы обучения. Эти формы используются на одном и том же учебном материале. Учащиеся получают возможность сравнить применение игровых и неигровых форм, проанализировать их с точки зрения сравнительной эффективности усвоения учебного материала и эмоциональной привлекательности. Далее, на стадии включения учащихся в учебную игровую деятельность происходит постепенная смена игровых форм с усложнением требуемых от учащихся игровых действий, которая должна происходить безотносительно конкретного содержания изучаемого в данный момент раздела курса. Сначала учащиеся включаются в учебную игровую деятельность исключительно на индивидуальной основе, получая от учителя учебно-игровые (причём, возможно, не идентифицируемые ими как игровые) индивидуальные задания по изучаемой теме. Например, это могут быть задания по составлению географических ребусов. Выполнение такого игрового задания оценивается как выполнение учебного задания. Затем выполнение таких же заданий, но в увеличенном объёме может быть поручено уже небольшой группе учащихся. Это поможет сформировать навык коллективного участия в совместной игровой деятельности. В дальнейшем учащимся предлагаются уже командно-коллективные формы игры, которые, однако, пока ещё не требуют индивидуально-ролевых действий от каждого учащегося, например игровой диалог, дискуссия между микрогруппами. Когда у учащихся накоплен достаточный опыт участия в таких командных играх, им предлагается участие в сюжетно-ролевой игре с индивидуально-ролевой деятельностью каждого участника в рамках микроколлектива, то есть с заранее распределёнными ролями и чётко очерченными ролевыми функциями. Например, речь может идти о формировании экипажей в ходе игры-«путешествия». Такая игра может пока ещё не предполагать продолжения за пределами одного изучаемого раздела курса, не требовать большой длительности.

После освоения учащимися ролевых действий им предлагается имитационная игра, детально воспроизводящая изучаемую проблемную ситуацию, требующая самостоятельного исследовательского целеполагания, теоретического анализа и осознанной поисковой деятельности каждого из участников. Одно из затруднений, возникающих при включении учащихся в сюжетно-ролевую игру, и особенно в длительную игру, состоит в неготовности многих детей к вхождению в ролевой образ. Это связано с распространённой у многих подростков боязнью выделиться, показаться сверстникам в необычном для них свете. Необходимо научить учащихся свободно чувствовать себя в рамках ролевого статуса. Система игровых критериев оценки учебно-игровых действий учащегося должна быть представлена в эмоционально значимой для обучаемого. Должна быть гибким инструментом, способным адекватно отобразить разнообразные стороны командной деятельности, разноплановые, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся, вклады каждого из учащихся в эту деятельность. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность ситуации, когда педагогически целесообразно поощрить, чей реальный вклад в совместную деятельность незначителен или отсутствует. Вводя критерии и шкалу игровых оценок, необходимо вместе с учащимися утвердить принципы её соотнесения со шкалой школьных отметок, возможность или невозможность в различных игровых ситуациях «конвертации» игровой оценки в текущую оценку по предмету в журнале.

При этом, как это ни кажется парадоксальным, необходимо постепенно переходить к снижению эмоциональной значимости игровой оценки в восприятии обучаемого. Противоречие в данном случае лишь кажущееся. Во-первых, непродуктивно было бы обуславливать уровень мотивации учащегося к познавательной деятельности лишь желанием достижения игрового выигрыша. Постепенно необходимо формировать в восприятии учащихся самоценность формирования новых знаний и эмоциональных отношений как результата игры. Во-вторых, необходимо преодоление эмоциональной зависимости учащегося от игровой оценки (как, впрочем, и от школьной) с целью снижения риска. В-третьих, необходимо формирование у учащегося опыта понимания внешней оценки как условной, вторичной по отношению к реальной оцениваемой ситуации, вторичной по отношению к адекватной самооценке. Исходя из сказанного, целесообразно при подведении итогов учебной игры, если её правила предполагают игровую конкуренцию групп участников, вводить дополнительную систему игровых оценок, основанную на одобрении игровой микрогруппой учебных игровых действий «соперников». Например, каждой команде участников игры предлагается назвать наиболее активных и знающих, с их точки зрения, участников из «соперничающей» команды. При этом в некоторых случаях целесообразно делать такую оценку эмоционально более значимой, чем «основной» выигрыш. Таким образом, объективный результат игры становится, более эмоционально значим, чем итог игрового соперничества, а иметь право одобрить действия «соперника» становится более эмоционально значимо, чем одержать над ним «победу».

При проведении учебных игр любой степени сложности, как правило, предлагаю учащимся игровые способы оценки выполнения заданий, а также соотнося их со шкалой школьных оценок, одновременно даю игровым действиям оценку, не основанную на своих преподавательских функциях или принятых вместе с классом правилах игры. Критерием такой в неигровой и внеучебной оценки служит объективная адекватность игрового выхода проблемной ситуации такой же ситуации в реальной действительности. В некоторых случаях такая оценка основывается на этических, ценностных критериях, которые в отдельных ситуациях могут не совпасть с общеигровыми или общегеографическими. Например, учебная игра «Пересадочная станция», предполагает оценку решений экологических, межнациональных, социальных и иных проблем той или иной территории Земли делегацией «Кольца миров», «межгалактического союза цивилизаций», на основе принятой в «Кольце» этической шкалы. В зависимости от соответствия предлагаемых решений этой шкале «Кольцо» принимает решение в пользу «строительства галактической пересадочной станции» на той или иной территории или об отказе от контакта с землянами.

В дальнейшем предлагаю учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку успешности этих действий. При анализе итогов учебной игры у учащегося формируется представление о том, что, в конечном счете, он остаётся с собственной оценкой достигнутого в ходе учебной игры, будь то с точки зрения приобретения знаний или социального опыта, и что он несёт собственную, личностную ответственность за адекватность такой оценки. Например, при проведении в 9-м классе игрового «круглого стола» «Проект „Казахстан“» внимание учащихся было акцентировано на том обстоятельстве, что данная дискуссия является игровой лишь отчасти. Выбор модели развития страны, заявленный участниками дискуссии, является не только игровым выбором, но и личностным, реализации которого учащемуся в очень скором времени предстоит способствовать уже с выбранных профессиональных позиций. В этом случае оценка на игровом табло, в классном журнале или даже в аттестате является вторичной по отношению к тем социально-экономическим и социально-политическим показателям жизни в стране, родном городе, которые будут характеризовать отстаиваемую сейчас учащимся модель развития. Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой краткий анализ должен завершать каждый игровой урок или же серию из таких уроков. Анализироваться должны положительные результаты игры, возникшие трудности и проблемы, вклад каждого участника. В процессе такого краткого обсуждения учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, которые должны были быть реализованы в ходе учебной игры, и оценивают, насколько успешно эти задачи были выполнены.

Учебная игра, предполагающая взаимодействие всех участников в едином эмоционально значимом игровом пространстве предъявляет высокие требования к уровню культуры общения каждого из участников, к его умению понять партнёра, с уважением отнестись как к его точке зрения, так и к его эмоциональным потребностям в игре. Если соответствующие навыки ранее не были сформированы у учащихся, то требуется применение определённых психолого-педагогических техник, направленных на развитие коммуникативных навыков детей. В частности, большое число конкретных игровых приёмов обучения коммуникативным навыкам, повышения уровня культуры общения и уровня коммуникативной компетентности изложено в работе К. Фопеля. Например, к числу таких игровых приёмов относятся упражнения «Будь дружелюбным», «Друзья, непохожие на меня», «Маленький начальник», «Ты слишком много говоришь!».

Задавая условия игры, вводя игровые атрибуты, формулируя содержание ролевых действий, акцентируем внимание учащихся на соотнесении игрового и реального плана действий, реальных понятий и объектов и их символических отображений в игровом пространстве. Тем самым учащиеся лучше понимают механизм игрового восприятия, двуплановость игровой деятельности. Периодически возвращаясь к этому вопросу, формируем у учащихся понимание принципа моделирования как способа познания реальности, что делает возможным самостоятельное применение такого подхода в познавательной деятельности учащегося в дальнейшем, будь то в игровой или неигровой форме. Например, по завершении проведения игр «Я -- гора» и «Я -- вулкан» просила учащихся самостоятельно предложить аналогичную игру, направленную на исследование изучаемой в одном из разделов курса географии среды. Постепенно формируемое у учащегося понимание механизма воздействия игровых, ролевых действий на восприятие человека даёт ему возможность понять сходные механизмы воздействия, осуществляемые в отношении его самого и его сверстников (в молодёжной субкультуре, в политической жизни и пр.). В частности, если говорить об изучении географии, такое понимание помогает учащемуся при усвоении учебного материала об этнокультурных и общественно-политических особенностях.

Уже на той стадии развития учебной игровой деятельности, когда становится возможным проведение среднесрочной сюжетно-ролевой игры (охватывающей целый раздел учебного курса), необходимо закрепление традиции коллективного анализа по итогам проведённой игры. Такой круг жизни различных стран и народов. Например, при проведении описанной ниже сюжетно-ролевой учебной игры «Турагентство» игровым группам предстоит предложить рекламу своего «туристического бизнеса», которая была бы воспринята различными группами населения у нас в стране и за рубежом. При этом, помимо чисто географических материалов, учащиеся рассматривают и социокультурные ассоциации, возникающие у людей при рассмотрении тех или иных зрительных образов, в данном случае используемых как игровые символы.

Когда учебная игровая деятельность становится для учащихся одной из привычных форм учебной, познавательной деятельности, учитель может поставить перед некоторыми из учащихся задачи самостоятельной разработки, подготовки, проведения и подведения итогов игр с педагогических позиций. При этом учащиеся сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно в его присутствии, формулируют цели и задачи, решаемые при разработке и проведении учебной игры, причём эти цели и задачи рассматриваются ими и как дидактические, и как цели и задачи содействия личностному развитию их товарищей. Через опыт самостоятельного планирования и проведения фрагментов учебной игры вполне реально провести всех или большинство учащихся класса. Если для некоторых из них этот опыт оказался особенно продуктивен, целесообразно закрепление за такими учащимися функций разработчиков и организаторов учебных игр. При этом возможно, что такие функции они будут выполнять по отношению к классу, только приступившему к изучению курса географии. Такое решение оптимально, чем выполнение учащимися таких функций в собственном классе. В этом случае у таких учащихся формируются навыки педагогического целеполагания в учебно-игровой деятельности. Они приобретают умение самостоятельно анализировать соответствия технологических параметров той или иной игры поставленным целям и задачам. Такого рода способам организации учебной игры можно отнести, например, игру «Экзамены в навигацкой школе», разработанную автором. При организации этой игры каждый «экзаменатор» -- учащийся 9 или 10 класса -- самостоятельно готовил свой раздел вопросов и заданий, не только с точки зрения изучаемой тематики, но и педагогической целесообразности. Затем, при подготовке к проведению игры, данный «экзаменатор» обосновывал содержание своего раздела игры перед коллегами-учащимися и перед учителем географии. Применение целого ряда приёмов обучения длительной совместной учебной игровой деятельности позволяет предварить введение учащихся в игровое пространство освоением ими навыков игровой деятельности, а также не утратить игровые навыки в последующем развитии такой деятельности. Системное, долговременное применение игровых технологий даёт возможность учащемуся переходить от простых типов учебных игр к более сложным. Когда сюжетно-ролевая игра начнёт восприниматься учащимися как привычный вид деятельности и эффективная форма усвоения материала, можно попытаться приступить к организации длительной сюжетно-ролевой учебной игры, в которую органично перерастёт очередная среднесрочная игра, учебные игры. Опыт участия, в которых уже накоплен учащимися, теперь организуются и проводятся как составные части «большой» игры, при сохранении общей сюжетной нити, общих этических традиций игрового взаимодействия, общих для каждого этапа форм накопления и использования географической информации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме