Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое инсоляция: для чего учитывают ее уровень и каковы ее нормы. Что такое инсоляция: для чего учитывают ее уровень и каковы ее нормы Область применения и общие положения

ОТКАЗ ОТ ГАРАНТИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
Текст представлен для ознакомления и может быть не актуальным
Печатное издание полностью актуализировано на текущую дату

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01

(С изменением № 1)

Минздрав России
Москва 2002

1. Разработаны: Российской медицинской академией последипломного образования (Бобкова Т. Е.); Научным центром здоровья детей РАМН (Текшева Л. М.); НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина (Губернский Ю. Д., Калинина Н. В.); Центром госсанэпиднадзора в г. Москве (Фокин С. Г., Черный В. С.); Научно-исследовательским институтом строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (Земцов В. А., Шмаров И. А.).

3. Утверждены 19 октября 2001 г. и введены в действие с 1 февраля 2002 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко от 25 октября 2001 г. № 29.

4. С момента введения в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 считаются недействующими «Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки», утвержденные Минздравом СССР от 02.07.82 №2605-82, и раздел 5 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 15 декабря 2000 г.

5. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2001 г. Регистрационный № 3026.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39, п. 3).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 55, п.1).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25.10.01 Москва №29

О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Ввести в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 октября 2001 г., с 1 февраля 2002 г. Г.Г.Онищенко

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации - Первый

заместитель Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г. Г. Онищенко

2.2.1/2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий

Санитарные правила и нормы СанПнН 2.2.1/2.1.1.1076-01

1. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (далее - санитарные правила ) устанавливают гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки.

1.2. Санитарные правила предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией жилых, общественных зданий и территорий жилой застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.3. Гигиеническая оценка инсоляции и солнцезащиты жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам.

Расчеты инсоляции являются обязательным разделом в составе предпроектной и проектной документации.

1.4. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов.

1.5. Контроль за выполнением нормативных правовых актов санитарного законодательства осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

2. Общие требования к инсоляции

2.1. Требования к облучению поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами (инсоляции) предъявляются при размещении объектов, в проектах планировки и застройки микрорайонов и кварталов, проектов строительства и реконструкции отдельных зданий и сооружений и при осуществлении надзора за строящимися и действующими объектами.

2.2. Выполнение требований норм инсоляции достигается размещением и ориентацией зданий по сторонам горизонта, а также их объемно-планировочными решениями.

4.2. К основным функциональным помещениям* относятся:

в зданиях ДДУ - групповые, игровые;

в учебных зданиях - классы и учебные кабинеты;

в ЛПУ - палаты (не менее 60 % общей численности);

в учреждениях социального обеспечения - палаты, изоляторы.

* Инсоляция помещений детских домов, домов ребенка, школ-интернатов, лесных школ, школ-санаториев и т. п. определяется набором помещений соответствующего функционального назначения.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.3. Инсоляция не требуется в следующих помещениях:

патологоанатомических отделениях;

операционных, реанимационных залах больниц, вивариев, ветлечебниц;

химических лабораториях;

выставочных залах музеев;

книгохранилищах и архивах.

4.4. Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения.

5. Требования к инсоляции территорий

5.1. На территориях детских игровых площадок, спортивных площадок жилых домов, групповых площадок дошкольных организаций, спортивной зоны, зоны отдыха общеобразовательных школ и школ-интернатов, зоны отдыха ЛПО стационарного типа совокупная продолжительность инсоляции должна составлять не менее 2,5 часов, в том числе не менее 1 часа для одного из периодов в случае прерывистой инсоляции, на 50 % площади участка независимо от географической широты.

7.5. При расчете продолжительности инсоляции участка территории принимается расчетная точка, которая расположена в центре инсолируемой половины участков территории.

7.6. В расчетах продолжительности инсоляции не учитывается первый час после восхода и последний час перед заходом солнца для районов южнее 58° с. ш. и 1,5 ч для районов севернее 58° с. ш.

7.7. Допускаемая погрешность метода определения продолжительности инсоляции по инсоляционным графикам может составлять не более ± 10 мин.

7.8. Определение продолжительности инсоляции проводится в следующей последовательности:

на плане и вертикальном разрезе помещения определяют горизонтальные и вертикальные инсоляционные углы светопроема и расчетную точку «В» помещения в плане ();

на генплане участка застройки определяют положение расчетной точки помещения ();

центральную точку «О» инсоляционного графика совмещают с расчетной точкой «В» помещения;

инсоляционный график ориентируют по сторонам горизонта;

отмечают расчетную высоту противолежащего здания по условному масштабу высот зданий на инсоляционном графике;

по инсоляционному графику определяют продолжительность инсоляции помещения в пределах горизонтальных и вертикальных инсоляционных углов светового проема.

При этом продолжительность суммарной инсоляции равна сумме часов по графику в пределах углов АВР и ЕВО ().

8. Термины и определения

Ось окна - прямая, проходящая через центр окна перпендикулярно его плоскости. Служит для определения ориентации окна по азимутальной шкале круга горизонта.

Расчетная высота противостоящего здания (Н, м) - отсчитывается от расчетной точки исследуемого помещения до карниза (парапета) или конька кровли противостоящего здания. При расчетах инсоляции и затенения территории Н отсчитывается от уровня земли до карниза затеняющего здания.

Расчетные помещения - жилые комнаты и помещения общественных зданий, в которых нормируется продолжительность инсоляции.

Инсоляционные углы светопроема - горизонтальные и вертикальные углы, в пределах которых на плоскости светопроема возможно поступление прямых солнечных лучей. При расчете инсоляционных углов глубина световых проемов принимается равной расстоянию от наружной плоскости стены до внутренней плоскости переплета.

Расчетная точка - точка на пересечении горизонтальных лучей солнца, определяющих начало и окончание инсоляции без учета окружающей застройки. . 5

Я согласен с

Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь с (далее - Департамент), а также со следующей информацией.


1. Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в Департамент и рассматриваются сотрудниками Департамента - уполномоченными на то лицами.


2. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо его написать.


2.1 в обязательном порядке указав в электронной анкете:

2.1.1. либо наименование государственного органа, в который Вы направляете обращение в форме электронного документа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего лица, либо должность соответствующего лица, кому Вы направляете обращение в форме электронного документа;

2.1.2. свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

2.1.3. адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

2.2.изложив в поле ввода текста обращения в форме электронного документа суть предложения, заявления, жалобы.


3. Ответ на Ваше обращение в форме электронного документа либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами в обращении в форме электронного документа.


4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения. Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вредоносного кода.


5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме в форматах: .txt, .doc, .pdf, .jpg. Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Департамента. Информируем Вас, что передача файла(ов) вложения на почтовый сервер зависит от пропускной способности сети "Интернет", а получение - от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов. При подключении Вашего оборудования к сети "Интернет" по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети "Интернет", передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:
- до 5 Мб осуществляется, как правило, без задержки во времени;
- от 5 Мб до 10 Мб может осуществляться с задержкой во времени;
- свыше 10 Мб может быть не осуществлена.


6. Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения в форме электронного документа, не изложено предложение, заявление или жалоба, а только ссылка на приложение (файл вложение) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


7. Обращаем Ваше внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее. Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.


9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.


10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.


Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки

1. Настоящие нормы и правила являются обязательными при проектировании жилых, общественных зданий и районов, вновь строящихся и реконструируемых городов, поселков и сельских населенных пунктов, а также при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора за ними.

2. Инсоляция является важным оздоравливающим фактором и должна быть использована во всех жилых и общественных* зданиях и на территории жилой застройки. Оптимальная эффективность инсоляции - ее общеоздоровительного, психофизиологического, бактерицидного и теплового действия достигается при обеспечении ежедневного непрерывного 3-4-часового облучения прямыми солнечными лучами помещений и территорий. Нормирование производится на весенне-осенний период года, с учетом светоклиматических особенностей разных районов страны и характера застройки. Требования норм достигаются соответствующим размещением, ориентацией и планировкой зданий.

3. Размещение и ориентация основных функциональных помещений детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений, санаторно-курортных и других оздоровительных учреждений должны обеспечивать продолжительность непрерывной инсоляции помещений в нормируемые периоды не менее 3 часов в день.

* Отдельные помещения общественных зданий не должны инсолироваться. К таким помещениям относятся: операционные, реанимационные залы больниц, выставочные залы музеев, химические лаборатории ВУЗов и НИИ, книгохранилища, архивы и т. п.

4. Нормируемая продолжительность инсоляции должна быть обеспечена:

а) не менее, чем в одной жилой комнате 1-, 2-, 3- комнатных квартир и не менее, чем в двух жилых комнатах 4-5- комнатных квартир, в спальнях общежитий (не менее, чем в 60%);

б) в следующих помещениях общественных зданий: игральных и групповых дошкольных учреждений;

в классах начальных общеобразовательных школ, школ-интернатов и спальнях школ-интернатов;

в) на территориях детских игровых площадок и игровых устройств спортивных площадок жилых домов; групповых площадок дошкольных учреждений; спортивной зоны, зоны отдыха и учебно-опытной зоны общеобразовательных школ и школ-интернатов.

5. Размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за исключением перечисленных в п. 3) должны обеспечивать следующую продолжительность непрерывной инсоляции помещений и территорий:

для центральной зоны (в диапазоне географических широт 58 - 48 с.ш.) не менее 2,5 часа в день на период с 22 марта по 22 сентября;

для северной зоны (севернее 58 с.ш.) не менее 3 часов в день на период с 22 апреля по 22 августа;

для южной зоны (менее 48 с.ш.) не менее 2 часов в день на период с 22 февраля по 22 сентября.

Примеч а ния: 1. В условияхмногоэтажной застройки (9 и более этажей) допускается одноразовая прерывистость инсоляции жилых и общественных зданий (за исключением перечисленных в п. 3) при условии увеличения суммарной продолжительности инсоляции в течение дня на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.

2. В жилых домах меридионального типа, где инсолируются все комнаты квартиры. а также при реконструкции жилой застройки или при размещении нового строительства в особо сложных градостроительных условиях (исторически ценная городская среда, дорогостоящая подготовка территории, зона общегородского и районного центров) допускается сокращение продолжительности инсоляции на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.

6. Требования по ограничению избыточного теплового действия инсоляции на человека и окружающую его среду распространяются на:

а) жилые комнаты и кухни квартир, спальные комнаты общежитий, помещения общественных зданий, детских дошкольных учреждений, учебные помещения общеобразовательных школ, школ-интернатов, ПТУ и других средних специальных учебных заведений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и т. п., в которых требуется это ограничение согласно соответствующим СНиП;

б) на территории жилой застройки, расположенной в III и IV климатических районах, защита от перегрева должна быть предусмотрена не менее, чем для половины игровых площадок, мест размещения игровых устройств, спортснарядов и скамей для отдыха и не менее, чем для двух третей тротуаров и пешеходных дорожек.

В жилых домах, расположенных в III и IV климатических районах, не допускается ориентация квартир, в которых все окна жилых комнат выходят на одну сторону дома, в пределах сектора горизонта 200 - 290. Указанная ориентация допускается в III и IV климатических районах в одно- и двухэтажных домах, все окна и балконные двери которых оборудованы наружными регулируемыми солнцезащитными устройствами. В одноэтажных домах солнцезащиту допускается обеспечивать средствами озеленения.

В общественных зданиях, размещаемых в IV климатическом районе, должны быть предусмотрены солнцезащитные устройства в проемах окон, балконных дверей, лоджий и веранд, обращенных на сектор горизонта в пределах 200 - 290. В общественных зданиях с повышенным процентом остекления наружных стен солнцезащитные устройства должны предусматриваться для помещений с ориентацией на 200 - 290 во всех климатических районах, расположенных южнее 58 с.ш.

Проектами общественных зданий, предназначенных для IV климатического района, при ориентации окон в пределах 70 - 200, для III климатического района - в пределах 70 - 290 и для ПВ климатического подрайона республик Закавказья и Средней Азии (в помещениях с длительным пребыванием людей) - в пределах 200 - 290, должны предусматриваться устройства, обеспечивающие возможность установки в последующем солнцезащитных средств.

7. Ограничение избыточного теплового действия инсоляции помещений и территорий в жаркое время года должно обеспечиваться соответствующей планировкой и ориентацией зданий, благоустройством территорий, применением солнцезащитных устройств, а при необходимости - кондиционирования и внутренних систем охлаждения. Ограничение теплового действия инсоляции территорий должно обеспечиваться затенением от зданий, специальными затеняющими устройствами и рациональным озеленением.

Меры по ограничению избыточного теплового действия инсоляции не должны приводить к нарушению норм естественного освещения помещений.

8. Круглогодичное затенение фасадов зданий и территорий жилой застройки не допускается. Полугодичные тени (с 22 сентября по 22 марта) не должны превышать по общей площади 10 % свободных от застройки территорий жилых массивов, комплексов лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений в районах, расположенных южнее 58 с.ш. и 20 % - севернее 58 с.ш.

9. В составе типовых проектов жилых домов и блок-секций должны содержаться характеристики допустимой ориентации зданий.

10. Обеспечение в проектах планировки и застройки городов (ПДП жилого района, проектах микрорайонов, проектах застройки сельских населенных мест и других поселков) требуемых настоящими нормами условий инсоляции должно быть изложено в специальном подразделе пояснительной записки, раздела охраны окружающей среды.

11. Определение условий инсоляции или затенения помещений и территорий в условиях застройки должно выполняться методами (графиками и приборами) на основании Методических указаний, утвержденных Министерством здравоохранения СССР по согласованию с Госгражданстроем.

Условия круглогодичного затенения рассчитываются на день летнего солнцестояния (22 июня), а полугодичного - по дням весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября).

Продолжительность инсоляции помещения рассчитывается по нижнему этажу здания через центральную точку светопроемов, размеры которых соответствуют требованиям норм естественного освещения помещений. При этом необходимо учитывать расположение и размеры элементов здания, затеняющих светопроемы (навесов, балконов, лоджий, портиков, жалюзи и т. п.).

В расчетах продолжительности инсоляции для районов южнее 58° с.ш. не учитывается первый час после восхода солнца и последний час после захода солнца; для районов севернее 58 с.ш. - соответственно первые и последние 1,5 часа солнечного сияния.

Нормы естественного освещения
и инсоляции


ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ ИНСОЛЯЦИИ 2017

Изменения норм инсоляции, принятые в мае 2017 года, касаются двух положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01:

  • Перенос расчетных дат для центральной географической зоны с 22 марта / 22 сентября на 22 апреля / 22 августа.
  • Нормы и расчет инсоляции участков территорий.

Что для проектирования, строительства и расчетов инсоляции означает перенос расчетных дат ближе к летнему солнцестоянию?


1. Перенос расчетных дат увеличивает угловую высоту положения солнца в эти дни на 11 градусов. При этом укорачиваются тени, и соблюдение норм инсоляции обеспечивается при существенно большей высоте противостоящего здания, чем при расчетах по нормам 2001 года. Так, например, при расположении противостоящего здания в 50 метрах к югу от затеняемых окон, его высота теперь может быть увеличена на 10-12 метров, то есть на 3-4 этажа.

2. 22 апреля / 22 августа солнце восходит раньше и заходит позже, чем в дни равноденствия (март/сентябрь). Увеличение продолжительности светового дня по нормам 2017 года добавляет к суткам 2 часа расчетно значимой инсоляции в восточном и западном секторах горизонта. Это в первую очередь дает больше свободы при ориентации фасадов проектируемых зданий по сторонам света - западные и восточные фасады с односторонними квартирами теперь могут быть развернуты примерно на 12 градусов севернее.

3. Привычную для проектировщика "плоскую" инсоляционную линейку, построенную на дни равноденствия, при расчетах в центральной географической зоне сменит непривычная (по крайней мере первое время) "кривая" инсоляционная линейка, ранее применявшаяся в северной географической зоне.


ВНИМАНИЕ!

Не во всех случаях Изменения в нормах инсоляции дают большую свободу при проектировании. В проектах, в которых нормы инсоляции обеспечивались при расчетах на март/сентябрь, расчеты на апрель/август могут показать нарушения в следующих случаях:

    Новые нормы (2017 г.) могут создать проблемы с инсоляцией в комнатах с южной ориентацией, имеющих глубокие лоджии. Это связано с тем, что при более высоком стоянии солнца (относительно дней равноденствия) лоджии будут препятствовать его попаданию на подоконник.

  • Из-за того, что угол между часовыми линиями инсоляционной линейки на апрель/август шире на несколько градусов (между 12.00 и 13.00 - на 3,5 град.), расчет по новым нормам покажет нарушение в случаях, когда минимально допустимая инсоляция обеспечивалась в просвет между высокими корпусами. В южных секторах горизонта период инсоляции в этом случае сократится на 5-7 минут.

Второе изменение, касающееся инсоляции участков территорий (в первую очередь придомовых детских и спортивных площадок), не столь радикально, но вместе с рассмотренным выше переносом расчетных дат даёт очень существенное изменение расчетной ситуации:

1. По нормам инсоляции 2017 года нормативный период инсоляции сокращается на полчаса - до 2 часов 30 минут.

2. При прерывистой инсоляции, в отличие от норм 2001 года, оговаривается, что один из периодов должен быть не менее 1 часа.

3. Ранее расчетную точку следовало располагать на наиболее инсолируемой половине площадки. Теперь оговаривается только площадь, обеспеченная нормативной инсоляцией. По нормам инсоляции 2017 это 50 % территории без фиксированной расчетной точки.

Итог.
Если смотреть на происходящее без эмоций и лирики, то по нормам 2017 года:

а) Строительство станет дешевле (что вряд ли скажется на стоимости квартир).

б) Качество световой среды на нижних этажах в плотной застройке, особенно в новых кварталах, существенно ухудшится.

в) Выполнять расчеты инсоляции в центральной географической зоне по "кривой" инсоляционной линейке будет некоторое время непривычно.

г) В проектах, выполненных по нормам 2001 года, могут возникнуть проблемы в квартирах с глубокими лоджиями, ориентированными на юг (как в проектируемых, так и в затеняемых существующих жилых домах), а также в квартирах, инсолируемых в просвет между высокими зданиями.

Что же касается архитектуры, то при любых нормах инсоляции проблемы проектировщиков останутся прежними, поскольку любые нормы, хорошие или плохие, жесткие или мягкие, всегда противоречат интересам заказчика и законам красоты. Особенно, если танцор плох.


Юрий Поповский
Главный специалист ООО "ИНСОЛЯЦИЯ"
Доцент кафедры Архитектурной физики МАрхИ

Нормы инсоляции и естественного освещения являются узкоспецифической областью права на пересечении санитарно-гигиенического, строительного и экологического законодательства, опирающейся на инженерный расчетно-методический инструментарий. Нормы естественного освещения и инсоляции регламентируют параметры световой среды, обеспечивающие санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую безопасность искусственной среды обитания человека. При этом нормы естественного освещения обеспечивают минимально допустимые параметры освещенности помещений, обеспечивающие приемлемый для среднестатистического человека психофизиологический и общеоздоровительный эффект, а также условия позволяющие (при достаточной наружной освещенности) выполнять зрительные работы. Нормы инсоляции обеспечивают психофизиологический эффект и лишь частично бактерицидный (санирующий) и общеоздоровительный. Оновной объём научных медицинских исследований, легших в основу нормирования естественного освещения и инсоляции был выполнен в 50-70 годы XX века.

Контроль за соблюдением норм инсоляции и естественного освещения осуществляют органы Роспотребнадзора, а также надзора за проектированием и строительством (строительная экспертиза и Госстройнадзор). Решение по факту возможного нарушения законодательно закрепленных норм инсоляции и естественного освещения принимается Прокуратурой и рассматривается в суде.


Общие принципы нормирования инсоляции и освещения


Структуру светоклиматического нормирования можно представить в виде вертикальной и горизонтальной схем:

Вертикальная схема нормирования инсоляции и освещения

Чем ниже уровень законодательного акта, тем более конкретны требования к инсоляции и естественному освещению, изложенные в нем. В Конституции РФ содержатся гарантии защиты благополучия населения и охраны среды, в ФЗ и ТР – общие принципы и пути реализации этих гарантий. В СНиП, СанПиН и СП оговариваются случаи, в которых необходимо обеспечить особый режим инсоляции и естественного освещения, указаны конкретные показатели, характеризующие этот режим, и методы их контроля. В повседневной практике специалисты-расчетчики и эксперты надзорных органов пользуются ведомственными документами, однако в конфликтных ситуациях и при решении общих нормативных и процедурных вопросов часто требуется привлечение положений законов более высокого уровня. Чаще всего такая необходимость возникает из-за противоречий между различными нормативными актами и в случаях, не оговоренных нормами. В подобных ситуациях необходимо не только знание отдельных нормативных актов, но и понимание их места в системе федерального законодательства.

Горизонтальная схема нормирования инсоляции и освещения



Элементы этой схемы находятся в безусловном взаимодействии, однако обладают определенной свободой, исторически обусловленной их методологической спецификой. На протяжении последних 20 лет центр нормирования инсоляции и естественного освещения переместился из области проектирования и строительства в область санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, методика расчета инсоляции была впервые законодательно утверждена именно в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 (2001 г.), хотя до этого более 50 лет использовалась в повседневной проектной практике. В настоящее время большинство нормативных актов, регламентирующих проектирование и строительство, в вопросах инсоляции и естественного освещения ограничиваются ссылками на соответствующие СанПиН. Однако многие вопросы, связанные с конструктивными и инженерно-техническими решениями по обеспечению и контролю требуемых параметров инсоляции и естественного освещения, монопольно остаются в рамках архитектурной и строительной науки. Это прежде всего относится к расчетно-методическому инструментарию нормирования и проектирования естественного освещения. Некоторые положения СНиП при этом частично противоречат требованиям СанПиН, что приводит к путанице при проектировании и проблемам при согласовании проектов.
Экологическое нормирование до сих пор имеет косвенное отношение к инсоляции и естественному освещению, однако, учитывая быстрое развитие экологии как науки и мировоззрения, а также её интегрирующую роль во всех вопросах, касающихся среды обитания человека, положения экологического нормирования оказываются также весьма существенны для норм инсоляции и естественного освещения. В решении вопросов светоклиматического нормирования важно не только знать содержание нормативных документов и уметь ими пользоваться, необходимо также понимать их место в общей системе законодательства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме