Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что относят к мелкому хулиганству? Примерные фабулы административных правонарушений Статья 20.1 ук рф.

Мелкое хулиганство , то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, на который посягает нарушитель. Данное деяние свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, окружающих его граждан, об игнорировании норм морали и нравственности, сложившихся в обществе.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Таковыми являются действия, указанные в фабуле: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений. Как мелкое хулиганство сложившаяся административная практика рассматривает также: битье стекол на остановках общественного транспорта, учинение малозаметных и быстро стирающихся нецензурных надписей на заборах, домах, в подъездах.

Признаком объективной стороны мелкого хулиганства является общественное место. Мелкое хулиганство совершается, как правило, при непосредственном присутствии граждан, поскольку именно в такой обстановке правонарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Между тем, следует иметь в виду, что для наличия состава мелкого хулиганства признак публичности совсем не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в тех случаях, когда конкретное лицо, например, ночью демонстративно нарушало покой спящих граждан (громко кричало, нецензурно ругалось или пело песни).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок во всех сферах жизнедеятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях, а также в любом месте нахождения людей: на улицах, в квартирах, общежитиях, транспорте и т.д.

Не являются мелким хулиганством действия лица, совершенные в жилом помещении (квартире, общежитии, доме), если они не нарушают спокойствие соседей (жалобы соседей отсутствуют). В тех случаях, когда правонарушитель в результате противоправных действий наносит побои, причиняет физическую боль, и это поведение основано на личных неприязненных отношениях, совершено в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых, то действия такого лица должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, исходя из последствий (ч.1 ст.115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью, ч.1 ст.116 УК РФ – нанесение побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль; ст.117 – истязание).


Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, как правило - прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Мотивы и цели мелкого хулиганства различны, в том числе удовлетворение своих потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Недопустима практика привлечения к ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки других правонарушений при отсутствии признаков самого мелкого хулиганства (например, имеются факты, когда за появление лица в общественном месте в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сотрудники ОВД оформляют два административных протокола - по ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.1 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью общественной опасности: оно совершается без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а»), а также при отсутствии мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивов ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б»).

Мелкое хулиганство следует отличать от акта вандализма, проявляющегося в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст. 214 УК РФ). Отграничение вандализма от мелкого хулиганства состоит в том, что при действиях, образующих состав вандализма, происходит нарушение норм общественной нравственности и эстетики, но нет нарушений общественного порядка, то есть соответствующих отношений между людьми, правил взаимного поведения и т.п., что характеризует объект мелкого хулиганства. Таким образом, при квалификации этих деяний следует различать, например, действия пассажира в вагоне электрички, просто разрезающего в присутствии граждан ножом обивку сиденья, и действия другого лица, громко выкрикивающего нецензурные выражения, либо поющего песни такого же характера.

Под осквернением зданий или иных сооружений следует понимать придание им или их частям вида, оскорбительного для общественной нравственности. К подобным действиям следует относить, прежде всего, размещение на зданиях или иных сооружениях надписей и рисунков непристойного, оскорбительного для граждан содержания. Такие надписи и рисунки должны быть выполнены стойким несмывающимся веществом.

В целях усиления охраны собственности и общественного порядка на территории Краснодарского края введены ограничения на продажу красок в аэрозольных упаковках: в специально отведенных местах, при наличии специального разрешения, запрет на продажу несовершеннолетним.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 20.1 КоАП РФ, характеризуется неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Неповиновение может выражаться в отказе прекратить хулиганские действия, а также в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. Например, лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, чтобы помешать вывести его из помещения.

Если неповиновение законным требованиям было оказано лицом после окончания хулиганских действий, с целью избежать задержания, то все содеянное надлежит квалифицировать по ч.1 ст.ст. 20.1 и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ. В том случае, если неповиновение сопряжено с угрозами или применением насилия в отношении представителя власти (например, с нанесением ударов, повреждением одежды и т.д.), то такие действия лица образуют состав преступления, предусмотренного ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава милиции, состоящие на службе в кадрах органов МВД России; к иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка – граждане-члены народных дружин, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота. Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для пресечения нарушения общественного порядка.

О нахождении работника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника (иная атрибутика) или предъявление соответствующих удостоверений.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать представителю власти или иному лицу выполнению обязанностей по охране общественного порядка или нет.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста – мировые судьи (ч.2 и 3 ст.23.1 КоАП РФ).

Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» № 608-КЗ от 23.07.2003г. к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относит: купание в запрещенных местах (ст.2.2 608-КЗ), приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (ст.2.3 608-КЗ), бесконтрольное содержание скота и птицы (ст.2.4 608-КЗ), нарушение правил содержания собак и кошек (ст.2.5 608-КЗ).

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ)

Объектом правонарушения является общественная безопасность, безопасность жизни и собственности в сфере производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Правила оборота оружия установлены Федеральным законом от 13 ноября 1996г. № 814 «Об оружии», а также регулируются Инструкцией «По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999г. № 288.

Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно подразделяется на огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое и газовое, а в зависимости от целей его использования – на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

После вступления в законную силу Федерального закона № 162 от 8.12.2003г., которым внесены изменения в части 1 и 4 ст.222 УК РФ, из числа уголовно-наказуемых деяний исключено хранение огнестрельного гражданского гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, а также приобретение и ношение холодного и газового оружия. За указанные действия наступает административная ответственность в порядке статей 20.8 (нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему) и 20.12 КоАП РФ (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему).

Следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 45 миллиметра, оборот которого ФЗ «Об оружии» запрещен.

Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 - 223 УК РФ, - "за незаконные производство и оборот оружия". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного части первой, выражается в нарушении правилпроизводства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, ответственность за перечисленные деяния несут должностные и юридические лица.

К правилам , за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона "Об оружии" (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

Объективная сторона части второй - грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Производство оружия, торговля им, коллекционирование и экспонирование оружия подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 9.1 Закона об оружии).

Грубым нарушением лицензионных требований являются:

1. Невыполнение лицензиатом требований, установленных подпунктами «а»-«г» пункта 4, пунктами 5 и 6 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

2. Невыполнение лицензиатом требований, установленных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), повлекшие за собой последствия, предусмотренные частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Субъекты – должностные и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части третьей – нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются постановлением Правительства РФ от 05.09.2011г. № 731. Порядок проведения проверки определяется приказом МВД РФ от 27.04.2012 № 372.

Субъекты – должностные лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части четвертой - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами.

По лицензии граждане России могут приобретать газовое оружие отечественного производства, огнестрельное отечественное бесствольное оружие или холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальным костюмом. Механические и аэрозольные распылители слезоточивых или раздражающих веществ и некоторые другие средства самообороны (например, пневматическое оружие) приобретаются без лицензии. Следовательно, предметом данного правонарушения не являются.

Хранение оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение и ношение оружия.

Принадлежащее гражданам оружие должно храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических ящиках.

Субъект – физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части пятой - Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Граждане могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии». Юридические лица и граждане осуществляют коллекционирование и экспонирование оружия на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры РФ.

Субъекты – физические лица (вменяемые, достигшие 16 лет) и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части шестой – незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия (физическое - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо или юридическое лицо).

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

Протоколы о вышеуказанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 6 ст. 20.8, рассматриваются судьями. Дела административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 ст. 20.8, рассматриваются судьями в тех случаях, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) передают его на рассмотрение судье для применения наказаний в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (ст. 23.1).

Текст статьи 20.1 КоАП РФ в новой редакции.

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 20.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок - установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие "общественное место" не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ч. ч. 2, 3 ст. 20.20 КоАП РФ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений ч. 1 ст. 2.5, ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ.

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков - основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных - названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений"). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях").

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по ст. 7.17 КоАП РФ или ст. 167 УК РФ .

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге").

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками - с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него (ст. 2.4 КоАП РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД России"), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (п. 3 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию".

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания - штраф или административный арест, а назначение административного ареста относится к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории - судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) и органы внутренних дел (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, ст. 29.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; старшие участковые и участковые уполномоченные полиции (п. п. 1 - 3, 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 20.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 20.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК РФ, - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 УК РФ .

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Хулиганство — это действия одного или нескольких людей, нарушающие общественный порядок. Хулиганы привлекаются к ответственности — административной или даже уголовной. В зависимости от того, как выражена степень антиобщественного поведения, хулиганские действия признаются либо правонарушением, либо преступлением.

Что является хулиганством?

Любое общество живет по своим правилам, которые обеспечивают как личную, так и общественную безопасность людей, ритмичную жизнь общества, спокойную обстановку. Правила эти устанавливаются обычаями, традициями и законами. Такую систему взаимоотношений принято называть общественным порядком.

Нарушение этого порядка — хулиганство. С хулиганством можно столкнуться в любой сфере жизнедеятельности: в быту, на производстве, на улице, в квартире, в магазине, в транспорте… Обычно хулиганства совершаются в общественных местах, например в кафе или на улице, в отношении случайных прохожих.

Для поведения хулигана характерно самоутверждение за счет унижения достоинства другого человека, а также стремление бросить вызов обществу в неуважительной форме путем грубости, буйства и жестокости. В зависимости от того, какой вред обществу был нанесен хулиганством , виновник может быть привлечен либо к административной ответственности, либо к уголовной.

При этом нельзя признать хулиганством действия, в основе которых лежит личная неприязнь (к родственникам, знакомым или коллегам), если умысла нарушить именно общественный порядок не было. Например, такие действия, как:

  • семейные ссоры;
  • оскорбления;
  • побои;
  • причинение вреда здоровью.

Административный кодекс о хулиганстве

Статья20.1. Административного кодекса мелкое хулиганство описывает как:

  1. Унижение незнакомых людей, находящихся в общественном месте, путем употребления в речи нецензурной брани и непристойных выражений.
  2. Унижение чести и достоинства людей путем приставания (навязчивого приставания с циничными предложениями, хватания за одежду, за руки, кидания пачкающих предметов в человека, например снежков, и т. п.).
  3. Нанесение вреда имуществу постороннего человека или его уничтожение. Статья за хулиганство уничтожением признает такое повреждение имущества, при котором оно полностью теряет свои функциональные качества; в то время как вред можно исправить, восстановив или отремонтировав имущество.

Действия, не упомянутые в вышеприведенном списке, не могут признаваться хулиганством , так как список этот — исчерпывающий. То есть административный кодекс хулиганство описывает довольно четко.

Не знаете свои права?

Обратите внимание: к ответственности за хулиганские действия нельзя привлечь, если они происходили не в общественном месте! Общественные места вашего населенного пункта четко должны быть перечислены в административном регламенте. Регламент — это документ, доступный для ознакомления любому человеку. Ознакомиться с ним можно либо на официальном сайте вашего города или района, либо лично, в комитете по социальным вопросам.

Наказание за мелкое хулиганство

Наказать за хулиганство подростка до того, как ему исполнится 16 лет, нельзя. Если он нахулиганил, пострадавшие имеют право обратиться в суд лишь с гражданским иском к его родителям с требованием выплатить моральный вред или стоимость испорченной вещи.

Основанием для иска послужат документы, составленные полицейскими, — рапорты и материалы по расследованию; основанием же для начала расследования служит заявление пострадавшего.

Статья за мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ) делится на 2 части, и наказания по ним назначаются разные. Так, по первой части хулигана могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей или арестовать на 15 суток. Если же одновременно с хулиганским поведением нарушитель еще и не подчинился полицейскому, то наказать его могут по второй части статьи, которая предусматривает штраф на сумму от 1000 до 2500 рублей или арест на 15 суток.

УК РФ о хулиганстве

Хулиганство УК РФ описывает крайне расплывчато и неконкретно. Имеющаяся в нем статья за хулиганство (213) не приводит полного перечня действий, которые расцениваются как хулиганские. Состав преступления здесь включает в себя грубое нарушение общественного порядка, которое выражается в четком неуважении к обществу, если при этом:

  • применялось оружие;
  • применялись предметы, которые использовались как оружие;
  • мотивом послужила национальная, расовая, политическая, религиозная или идеологическая ненависть/вражда в отношении конкретных людей или группы.

Причем с момента внесения в Уголовный кодекс изменений в декабре 2003 года законодателей уже не интересует вред, который был причинен в результате хулиганства здоровью потерпевшего или его имуществу.

Предметами, которые используются в качестве оружия, признаются любые вещи, способные нанести физический или психологический вред человеку. Это может быть как сувенирный пистолет, камень, бутылка, или кусок арматуры, так и любой другой предмет, который воспринимается человеком как оружие. Верховный Суд разъяснил, что даже использование при хулиганстве животных считается признаком преступления. Например, виновник, натравивший на человека своего пса, может быть обвинен в хулиганстве именно как в уголовном преступлении.

Уголовное наказание за хулиганство

213 статья УК РФ «Хулиганство » делится на три части, предусматривающие различные наказания:

  1. Если хулиган признан виновным по части 1, его могут:
  • оштрафовать на сумму от 300000 до 500000 рублей (или в размере зарплаты за 2-3 года);
  • приговорить к обязательным работам на срок до 480 часов;
  • приговорить к исправительным работам сроком от года до 2 лет;
  • приговорить к принудительным работам продолжительностью до 5 лет;
  • лишить свободы на срок до 5 лет.
  • Если хулиган совершал преступление не один или оказывал сопротивление полицейскому, то по части 2 статьи ему грозит:
    • штраф от полумиллиона до миллиона рублей (или в размере зарплаты за 3-4 года);
    • принудительные работы на срок до 5 лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет.
  • Если же хулиган применял взрывчатые вещества, то по 3 части статьи его лишат свободы на срок от 5 до 8 лет.
  • В общем случае наказать могут хулигана, которому на момент совершения преступления уже исполнилось 16 лет. Однако если судья усмотрит отягчающие обстоятельства, то судить можно будет и 14-летнего подростка.

    Таким образом, если при хулиганстве применялось оружие или его подобие, виновнику грозит судимость за преступление. Если же он нарушит общественный порядок без такового или испортит вещи другого человека, будет привлечен лишь к ответственности административной.

    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

    4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

    влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -

    влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

    Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

    Комментарии к ст. 20.1 КОАП РФ


    1. Данная статья изложена в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ. В ч. 1 статьи содержится новое понятие мелкого хулиганства. Основным признаком этого правонарушения является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Без этого признака не может идти речь о хулиганстве, в том числе и мелком.

    Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

    2. С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями, указанными в статье, являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. В прежней редакции статьи не было прямого указания на то, что мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Однако это компенсировалось тем, что перечень действий не рассматривался как исчерпывающий.

    Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу. В иных случаях совершение указанных действий влечет административную ответственность, когда это является самостоятельным правонарушением, например образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.17 (уничтожение или повреждение чужого имущества).

    Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом месте нахождения людей - на улице, в лесу и т.д.

    Обычно мелкое хулиганство совершается при непосредственном присутствии людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в большей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава данного правонарушения наличие признака публичности в момент совершения правонарушения не обязательно. Например, мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей.

    3. С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, обычно прямым. Но возможны случаи его совершения с косвенным умыслом. Важным элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуалистических потребностей, самоутверждения за счет игнорирования достоинства других людей.

    4. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    5. Максимальный размер наказания в виде штрафа в настоящей редакции ч. 1 данной статьи - одна тысяча рублей. Наказание в виде административного ареста установлено, как и было, до пятнадцати суток.

    6. В новой редакции статьи есть ч. 2. Она предусматривает ответственность за хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию лиц, указанных в диспозиции этой части статьи.

    Конкретный круг лиц, неповиновение законным требованиям которых влечет административную ответственность по ч. 2 данной статьи, приводится в ст. ст. 19.3 и 19.4 Кодекса.

    При наличии хулиганства, сопряженного с указанными правонарушениями, дополнительной квалификации и по ст. 19.3 или ст. 19.4 не требуется.

    7. Субъект ответственности и субъективная сторона правонарушения, приведенного в ч. 2 статьи, те же, что и по ч. 1. Наказание - в виде штрафа до двух тысяч пятисот рублей. Наказание в виде административного ареста такое же, как и по ч. 1, - на срок до пятнадцати суток.

    8. Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

    9. Ответственность за грубое нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 213 УК РФ, а при совершении того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо если это связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, - по ч. 2 этой статьи УК РФ.

    Является общественный порядок. Новая редакция ст. 20.1 вступила в силу с 16.12.2003 г.

    2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1 дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213 УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.

    1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте.

    1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.

    2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет.

    2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.

    3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу.

    3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.

    4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти...

    4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.

    5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами.

    5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.

    6. Налицо также уничтожение чужого имущества.

    6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.

    7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

    7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

    Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

    3. Субъектом анализируемого правонарушения могут быть только граждане, т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

    4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме