Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Безличное предложение давайте поработаем. Справочник по русскому языку

Безличными являются предложения, сообщающие о таком действии и л іі состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим: Невозможно ответить на вопрос в форме И. падежа существительного или инфинитива, кто производит действие, названное в предложении Его лихорадит, кто испытывает состояние, названное в предложении Стемнело.

Различаются безличные предложения, которые вообще не могут иметь в своем составе компонентов, называющих лицо: Ветрено; Темнеет; Рассветает; безличные предложения, в которых лицо названо или может быть названо существительным (или местоимением) в косвенном падеже; такое лицо представлено как пассивное, не способное управлять действием или состоянием, ср..‘ Ему грустно; Его знобит; Мне холодно. Пассивность лица в безличном предложении особенно ясна при следующем сопоставлении личного и безличного предложений: Я не сплю.-Мне не спится. В двусоставном предложении лицо активно, ср.: Я не хочу (не должен) спать, (и поэтому) я не сплю, в безличном предложении лицо пассивно, ср.: Мне надо заснуть (выспаться), но мне не спится (я не волен заставить себя заснуть).

Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными и именными.

Глагольное сказуемое может быть выражено:

а) безличным глаголом (подлежащего при таком глаголе быть никогда не может, и, следовательно, в двусоставном предложении этот глагол употребляться не может): На улице светает; Ему нездоровится;

б) глаголом, выражающим безличность в том случае, если предикативная конструкция не допускает подлежащего: Наш. теплоход качало; В лесу после грозы по-особому пахнет. Такой глагол может употребляться и в двусоставном предложении.

Именное сказуемое имеет в качестве при- связочного члена слова категории состоя- н и я, специально предназначенные для выражения безличности: Ему плохо; Вам холодно немножко (И. Т.); На душе было легко и грустно (Act.); Выло душно и тихо (Аст.).

Как глагол, так и присвязочный член в безличных предложениях могут иметь при себе зависимый примыкающий инфинитив: Тебе сегодня ни в коем случае не следует опаздывать; Летом хорошо пожить на даче.

Безличные предложения с зависимым инфинитивом следует отличать от двусоставных предложений с независимым инфинитивом- подлежащим. Это различие осуществляется на такой основе: независимый инфинитив-подлежащее обычно предшествует сказуемому, чаще всего он вообще располагается в начале предложения: Купаться в жаркий день - приятно; в безличном

предложении инфинитив располагается после сказуемого: Нам было приятно купаться в оюаркий день.

Как уже сказано, в безличных предложениях называются такие действия и состояния, которые с точки зрения современных языковых представлений не могут быть приписаны активному лицу. Это общее значение подразделяется на следующие частные значения:

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах: В трубах гудело; Воробья понесло вдаль на большой пустой высоте (Плат.); Вдруг как будто ветром колыхнуло девушек и бросило всех к столу (Верес.);

Безличные предложения о состоянии природы: Темнело, в воздухе томило (Верес.); Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! (И. Т.); Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч (Бун.);

Безличные предложения о состоянии человека: Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки (Ес.); Вам дремлется (И. Т.);

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия: Хотелось поехать куда-нибудь на Волгу; Волей-неволей приходилось сокращать хождение по полям и лесам, больше сидеть дома (Рыленк.); И вот наконец собственными глазами удалось мне осмотреть это необыкновенное место (Пол.); [Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить] Приходилось верить (Булг.).

Класс: 8

  • Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
  • Развивать память, речь, образное мышление.
  • Использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
  • Совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Лингвистическая разминка (задания проецируются на доску )

1. В каких словосочетаниях есть числительные?

  1. Пятый элемент
  2. Учиться на пятерки
  3. Современное пятиборье
  4. Пятеро друзей

– В чем особенность употребления последнего словосочетания?
– С какими существительными употребляются собирательные числительные?

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный
5) решить

– Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите их суффиксы.
– Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий

– Назовите суффиксы страдательных причастий.
– Какие их формы вам известны?

3. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока )

– Назовите грамматические основы предложения и чем они выражены.

В избе жарко натоплено, и мне не спится.

– Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?

– Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

– На что указывает приставка без - ? (На отсутствие чего-либо .)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

Задачи (постепенно открываются):

– значение безличных предложений
– особенности сказуемого в безличных предложениях
– роль в речи безличных предложений

3. Новая тема

(Перед каждым учеником на парте лежит художественный текст В.П.Астафьева). см. Приложение 3

Какое сырое утро!

1. За окном мутно. 2. Каплет с крыши. 3. Каплет с черёмух. 4. Окна залеплены серым снегом. 5. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
6. Как болят кости! 7. Ах, как болят кости! 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 10. Мне нездоровится. 11. И нет сил.
12. Наступило утро. 13. В деревне уже выходят на работу. 14. И мне надо работать. 15. В избе жарко натоплено.
16. Но как болят кости! 17. И старые раны болят. 18. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Я вожу ручкой по бумаге. Мне не хочется работать.

– Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. Прочитайте текст про себя.

– О чём этот текст?
– Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
– В каком стиле написан текст?
– Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)
– Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)
– А по составу какие предложения преобладают в тексте? Назовите.

(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)

– На какие две большие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения и напишите их номера в таблице.

– Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные). Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

– Что обозначают безличные предложения? Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствовали, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.

– Обратите внимание на главный член в безличных предложениях.

– Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать .
4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится.
5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.

4. Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)
  2. Личным глаголом в безличном значении.
  3. Инфинитивом
  4. Безличным глаголом (с -ся и без -ся)
  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)
  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-
  7. Возвратным глаголом в безличном значении

5. Работа с учебником. Закрепление темы (работа в группах).

– Прочитайте сведения в учебнике на стр. 94–95.
– Перед вами предложения из миниатюр Астафьева. Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены. (см. Приложение 2 )

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно.
3. Идти дальше некуда. Слов не понять .

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка .
2. В номере было накурено .

6. Проверочный тест по вариантам. (см. Приложение 1)

1 вариант

письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами.
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой.
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно ):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.

7. Итог урока

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

8. Задание на дом (по выбору уч-ся)

1) Упр. 199 или упр. 204.
2) Выпишите безличные предложения из «Капитанской дочки» Пушкина (8 предложений) (для сильной группы). Укажите способ выражения сказуемого.

Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.

Цели урока.

- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).

- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).

- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Задание 1.

Распределите предложения по группам, установите соответствие.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Ведут ко мне коня.

9) В избе жарко натопили.

10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).

Инструкция.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.

Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое.

Односоставные предложения

с одним главным членом- сказуемым.

Определенно-личное

Неопределен

но-личное

Обобщенно-личные

В форме 1 и 2 лица

В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр.

Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо

Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).

Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.Определяю основу предложения.

2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.

3. В предложении один главный член - предложение односоставное.

4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.

Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,

Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное

Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.

Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

3.Фронтальная беседа с классом.

Вопросы.

Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?

Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.

Что получилось?

Вывод – предложения безличные – тема урока.

Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.

Предлагаемые ответы.

Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.

4. Изучение нового материала.

Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.

Задание1 уровня. Установи соответствие.

Предложение

Значение, которое выражает безличное предложение

1) Пахло земляникой и грибами.

а) внутреннее состояние человека

2) Беспощадней огня нет врага.

б) состояние окружающей среды

3) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

в) отрицание

4) У меня на сердце захолонуло!.

г) отсутствие чего-либо

Задание 2 уровня.

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах

Безличные предложения о состоянии природы

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия

Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.

Стихийные явления, состояние природы:

Морозит. Вьюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Бытие:

Случалось.

Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».

2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задания 1 уровня.

Установи соответствие.

Задания для 2 группы (2 уровня).

Инструкция.

1.Прочитайте текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.

3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.

4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Примеры

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).

Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Глагол в 3-м лице настоящего времени.

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами

Глагол в неопределённой форме

Но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Мглы как не бывало.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

Задания для 3 группы (3-й уровень).

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Инфинитивом

Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Вечереет. Мне нездоровится.

Личным глаголом в безличном значении

Пахнет сеном…

Инфинитивом

Да и мне не вернуть этих снов

Мне грустно…

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Мне нужно действовать.

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Уюта – нет! Покоя – нет!

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В комнате накурено.

4. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Вопросы, задания к тексту.

Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

Почему текст назван «Тоска»?

Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

5.Диагностика усвоенного.

Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.

Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.

1) С утра морозит.

2) В избе жарко натоплено.

3) В избе жарко натопили.

4) Вам не видать таких сражений!

5) Приготовьтесь к уроку.

6) Бездонную бочку водой не наполнишь.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

9) Иду, и легко мне дышится.

10) Дерево зажгло грозою.

6. Подведение итогов.

Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

Безличные предложения

Фронтальная беседа с классом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось?

Рефлексия.

Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

Домашнее задание.

Задание 1 уровня.

Выполнить упражнение по учебнику.

Задание 2 уровня.

Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.

Задание 2 уровня.

Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет. По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает. Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет. Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.

По своему строению безличные предложения могут быть различными:

а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит;

б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго;

в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома;

г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом;

д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло.

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении, довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнцу пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом. Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить. Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно.

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно.

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т-.

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету: Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям(Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме