Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Афины и Спарта. Афинская демократия

В Древней Греции существовало множество полисов, но два из них - самые крупные и известные всем, Афины и Спарта. На этом уроке вы узнаете об укладе в этих полисах и попытаетесь их сравнить и понять, в чем разница между ними. Также вы узнаете о кровопролитных греко-персидских войнах, которые проходили на протяжении многих лет, и о Пелопонесской войне, которая велась между двумя полисами, Афинами и Спартой.

Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население - примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта .

Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240-250 тысяч человек.

Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200-220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.

Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2) . Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.

Рис. 2. Великая Греческая колонизация ()

Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) - это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы - колония Горгиппия.

Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.

Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия , там одновременно правили 2 царя.Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.

Спартанскую общину называли общиной равных : все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.

Такая система общественного устройства была ориентирована , главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.

Рис. 3. Спартанский воин ()

Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами , принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием . Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V-VI вв. до н. э.

Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы , что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.

Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом . В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея , который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм - законы Драконта . Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности . Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.

Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией . Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. - Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм - политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название - остракизм.

Рис. 5. Бюст Клисфена ()

Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.

Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500-449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества . Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу - город Сарды . Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города - Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.

Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э . Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.

Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.

Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э . Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6) . Битва окончилась поражением персов.

Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. ()

В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс . Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.

Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. - Саламинское морское сражение (рис. 7) . Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город - ведь персы подожгли Афины - понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.

Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. ()

Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.

После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн . Формально эти войны закончились вничью . Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки - в персидские. Но фактически это было поражение персов . Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.

Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки - приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200-220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10-15 тысяч человек.

Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора . Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы . Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы . Были стратеги - военачальники, а также флотоводцы - навархи , чиновники, следившие за правильностью мер и весов - метрономы .

В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.

Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз , в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.

Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8) , который руководил городом на протяжении 15 лет.

В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война . Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.

Список литературы

  1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. - СПб., 2008.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  3. Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. - М.: Эксмо, 2009.
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. )
  6. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

  1. В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
  2. Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
  3. Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
  4. Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.

Тема 2. История развития педагогики.

План:

1. Донаучный этап.

2. Этап возникновения теоретических концепций воспитания, обучения.

3. Этап развитой педагогической науки.

Донаучный этап.

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап, донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался:

· накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики;

· теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах;

· возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.

Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции.

Уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Во времена «золотого века» греческой цивилизации Афины были центром культурно-политической и экономической жизни Аттики.

История Афин в Древней Греции

Город Афины являлся одним из наиболее влиятельных в Древней Греции. Его образование уходит корнями в глубокую древность еще до Микенского периода. Одним из наиболее почитаемых правителей Афин был царь Солон - эталон мудрого политика, он приложил много усилий для благополучия горожан. Его реформы стали основой для формирования могущественного государства.

В 490 году до н.э. в период недалеко от города произошло известное Марафонское сражение, в котором греки во главе с Мальтиадом одержали победу над многочисленными войсками персов. В 431 году до н.э. началась афино-спартанская война, в которой армия Афин была разгромлена. Крепостные стены пали, их руины и сегодня можно увидеть вдоль берега Пирея. После этого Афины всё же оставались образовательным и культурным центром вплоть до 86 года до н.э., когда войска под командованием Суллы взяли осажденный город и он был разграблен.

Значение города Афины в Древней Греции

Громадную значимость Афин для сложно переоценить. Они стали колыбелью для всего европейского мира. Именно здесь зародилась и развилась демократия как главный политический строй, только в своей античной рабовладельческой форме. Афины - центр искусств и интеллектуальной жизни. Знаменитые философы, политики и поэты тех времен до сих пор цитируются и считаются классикой.
Также полис был центром торговли, кораблестроения и ремесленного производства. Ремесленники древних славились качественной обработкой металлов и керамики. Их изделия, продукты питания(оливки, вино) и материалы (медь, шерсть, мрамор) поставлялись на рынки других стран. Через крупный афинский порт Пирей в город поступали рабы, скот, хлеб и другие важные товары.

Древняя Греция: Спарта и Афины

Спарта и Афины - крупнейшие государственные образования на территории античной Греции с четко оформившимися принципами управления. Они участвовали в совместных военных походах и часто были союзниками. В 146 году до н.э. они вошли в состав Римской Империи на правах самоуправления.
Тем не менее, между Спартой и Афинами было очень много различий в плане внутреннего уклада жизни. В то время, когда в Афинах сложился демократический порядок управления, в Спарте была военная аристократия.
Общественный строй городов-государств кардинально разнился. В общество делилось на аристократию и демос - свободный народ. В Спарте же были рабы-илоты и дорийцы, причем последние не занимались производственным трудом, посвящая жизнь военному ремеслу. Поля дорийцам возделывали илоты, а торговали париэки, с которых взимался налог.
В Афинах приветствовали свободу проявления личности. На народных собраниях с речами выступали выдающиеся мыслители той эпохи, развивались риторика и искусство. Возникновению Олимпийских игр мир обязан Афинам. В , напротив, борьба для развлечения публики была запрещена, как и право на частную собственность. И в общем, здесь диктовались очень строгие правила существования в общине без «излишеств». Отсюда и произошло выражение - «спартанский» образ жизни.


Миф об основании города: Афина

В Аттику пришел Кероп - сын земли и, пораженный здешней красотой, он основал город. После перед ним стал выбор покровителя этого места, тогда Кероп обратился к главному культу . Тот назначил двух богов на роль покровителя-божество моря Посейдона и свою любимую дочь Афину. Претенденты должны были принести городу пользу.
Первым сделать это выпало Посейдону, он ударил жезлом, и из скалы потекла вода. Кероп возрадовался такому дару для жаркой страны, но попробовав воду, оказалось что она соленая и непригодна для употребления.
Пришла очередь и, ударив своим посохом, она даровала городу оливковое дерево. Тень от листвы оберегала от невыносимой жары, а само древо приносило плоды и масло. Победа Афины была очевидна, она стала покровительницей города, который назвали в ее честь. Гнев Посейдона позже проявился в проблемах с водой в Афинах.

Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам . К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей).

Социальная структура полиса:

Граждане (члены общины)

Знать демос (крестьяне, ремесленники)

метеки (переселенцы)

должники чужеземцы

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е складывались своды законов, разделяющие права и обязанности членов общества, их социальный статус.

Привилегированное положение занимали граждане. Только они принимали участие в политической жизни полиса.

Полисы достигли своего развития на рубеже 6-5 вв. до н.э.

Возглавляли греческие полисы Афины и Спарта. Централизованного государства в Греции не было. Все полисы были самостоятельными. Объединялись лишь во время войн с Персией.

Пункты сравнения Афины Спарта
Географическое положение Юг Балканского полуострова, область Аттика, много полезных ископаемых, мало плодородных земель, удобная гавань Юг Пелопоннесского полуострова, долина реки Эврот, область Лаконика, плодородные земли
Экономика Торговля и кораблестроение, гавань (порт Пирей, Длинные стены), активное градостроительство (Акрополь, Парфенон) Завоевание земель и сбор дани с населения, не было частной собственности на землю - принадлежала общине, земледелием, торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки. «община равных»
Политическое устройство Демократия (власть народа) Реформы Солона (594 г. до н.э.): Народное собрание (все граждане, кроме женщин) решало все вопросы войны и мира, избирало

Ареопаг народный суд

(богатые афиняне)

Олигархия (власть немногих, аристократии) Два царя (военачальники) Герусия (совет старейшин – не моложе 60 лет) Народное собрание
Социальный строй Граждане (члены общины) Знать демос (крестьяне, ремесленники) метеки (переселенцы) рабы должники чужеземцы Спартиаты (полноправные) Периэки (свободные, жили в округе и платили дань) Илоты (рабы, возделывали земли спартиатов, принадлежали общине)
Культура и идеология Развитие наук, образования, искусства. Главное занятие война, ремесла, торговля, земледелие, искусства презирались, были недостойны спартиата.

Афины и Спарта противостояли друг другу. В войне с персами они объединились и отстояли независимость Греции. Афины возглавили Делосский морской союз и превратились в Афинскую морскую державу. Спарта в противовес создала Пелопоннесский союз. Началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Победила Спарта (с помощью персов). Афины создали второй морской союз, их поддержали Фивы. Спарта была побеждена. Т. О. объединить Грецию не удалось. Демократия в полисах была восстановлена.

В Древней Греции существовало множество полисов, но два из них - самые крупные и известные всем, Афины и Спарта. На этом уроке вы узнаете об укладе в этих полисах и попытаетесь их сравнить и понять, в чем разница между ними. Также вы узнаете о кровопролитных греко-персидских войнах, которые проходили на протяжении многих лет, и о Пелопонесской войне, которая велась между двумя полисами, Афинами и Спартой.

Количество древнегреческих полисов до сегодняшнего дня окончательно неизвестно. Можно предполагать, что их было не менее 100. Однако не стоит забывать, что эти города-государства были очень небольшими. Стандартная площадь такого полиса включала около 100 кв. км, а население - примерно 5, 10, максимум 12 тысяч человек. Самый маленький полис, который нам известен, насчитывал всего 800 человек. Двумя самыми крупными греческими полисами были Афины и Спарта .

Территория Спарты в период ее максимального расцвета достигала 8400 кв. км. На территории Спарты можно было разместить 84 обычных полиса. Население Спарты определяется в 240-250 тысяч человек.

Афины были меньше, чем Спарта, в несколько раз. Площадь ее составляла около 2700 кв. км. Население Афин определяется в 200-220 тысяч человек, хотя, конечно же, точными данными история не располагает.

Небольшие греческие полисы постоянно сталкивались с проблемой перенаселения. На протяжении всей архаической эпохи с середины VIII до конца VI в. до н. э. идет процесс, известный как Великая Греческая колонизация (рис. 2) . Греческие города выводят многочисленные колонии на другие территории в бассейне Средиземного и Черного морей. Только крупных таких колоний было выведено около 200 штук. Их население по численности приближалось к территории материковой Греции. За время архаического периода население греческих городов удвоилось. Люди, которым не хватало земли, должны были уезжать в колонии. Колоний было настолько много, что территория Южной Италии даже получила название Великая Греция, поскольку греков там проживало чуть ли не больше, чем на территории самой Греции, а количество городов там составляло несколько десятков.

Рис. 2. Великая Греческая колонизация ()

Некоторые из греческих колоний существуют до настоящего времени. Например, колония Массилия (Массалия) - это нынешний Марсель на территории Франции, Сиракуза находится на территории Италии, Неаполь тоже имеет греческое название. Если говорить о греческих колониях на территории России, то некоторые из этих городов существуют до сегодняшнего дня. Например, Феодосия, Евпатория, на месте Севастополя существовала колония Херсонес, а на месте Анапы - колония Горгиппия.

Однако эти колонии были лишь временным выходом из ситуации. Те города, которые особенно активно сталкивались с перенаселением, вводили больше колоний. Были города, которые решали проблему иным способом: искали новые источники сырья и новые рынки сбыта. Именно благодаря этому в Греции совершаются многочисленные шаги на пути создания единого пространства по обмену товарами и сырьем.

Спарта считается более древним полисом, чем Афины. Она возникла в IX, возможно, в X веке до н. э. Спартанцы были дорийцами, их предки пришли на территорию Древней Греции с севера и принесли с собой искусство выплавки железа. Особый характер положения Спарты среди других греческих городов был обусловлен тем, что Спарта долго сохраняла свой архаичный общественный строй. Например, царская власть в других греческих городах была только в ранней древности, а спартанцы царскую власть сохранили до самого конца независимого существования Спарты. В Спарте была не монархия, а диархия , там одновременно правили 2 царя.Такая форма правления характерна для некоторых народов, которые находятся в процессе перехода от первобытности к классовому обществу. В Спарте этот процесс затянулся.

Спартанскую общину называли общиной равных : все должны были быть равны как с политической, так и с экономической точки зрения, но речь шла только о гражданах. Была единая мода, единая форма бороды и усов, единая форма причесок, а также пищу все принимали вместе, проводились так называемые совместные трапезы.

Такая система общественного устройства была ориентирована , главным образом, на войну (рис. 3). Спартанских детей воспитывали так, чтобы из них получались настоящие воины. Существует легенда, что мальчиков, которые были слабыми, в младенчестве сбрасывали с высокой скалы. Но возможно, что это просто легенда, иначе в Спарте бы не осталось детей. Спартанских детей учили выносливости, силе, умению сражаться. Все испытания были ориентированы на то, чтобы юноши в последствие стали воинами и принесли Спарте славу.

Рис. 3. Спартанский воин ()

Отсталый характер общественного строя Спарты, по сравнению с другими греческими городами, проявлялся в характере, в котором в Спарте проявлялось рабство. Рабство было и в других греческих полисах, но там рабство носило индивидуальный характер (каждый раб принадлежал одному человеку и подчинялся только ему). В Спарте рабство было коллективным. Коллективные рабы, которых называли илотами , принадлежали всей спартанской общине в целом. Илоты в основном занимались земледелием . Такой строй в Древней Спарте вызывал недоумение у современников Спарты, у греков из других полисов, которые жили в V-VI вв. до н. э.

Именно в это время, хотя историки считают, что еще раньше, в Спарте возникла легенда о царе Ликурге (рис. 4). Историчность этого царя ставится под сомнение историками даже в наши дни. Существовал он или нет, до сих пор не ясно. Считалось, что он провел в Спарте серию реформ для того, чтобы закрепить в Спарте такой строй. Именно он ввел в Спарте единую моду, единые трапезы и спартанскую систему воспитания, создал систему управления, которая просуществовала в Спарте до самого конца ее независимой истории. Считается, что именно Ликург приказал спартанцам отказаться от золотых и серебряных монет и использовать монеты железные. Железных монет у них не было, а обмен происходил с помощью оболы , что в переводе с греческого означает «палка, вертел». Это были большие железные прутья, от которых отламывался кусок в соответствии с ценой того или иного товара.

Афины с самого начала называли себя не аграрным, а торгово-ремесленным полисом . В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из разных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея , который был основателем этого города. Фигура Тесея остается легендарной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах правил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм - законы Драконта . Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказал подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности . Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности.

Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией . Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. - Солона и Клисфена (рис. 5). В ходе реформ Клисфена, которые проводились в конце VI в. до н. э., был введен такой политический порядок, как остракизм - политическая процедура, в рамках которой лица, представлявшие опасность для Афинского государства, изгонялись из страны сроком на 10 лет. Для того чтобы эта процедура осуществилась, необходимо было набрать 6000 черепков, на которых было бы написано его имя, как человека, угрожающего стабильности и безопасности Афин. Такие черепки по-гречески назывались «острака», отсюда и название - остракизм.

Рис. 5. Бюст Клисфена ()

Несмотря на все противоречия, существовавшие между Спартой и Афинами, им пришлось объединить свои усилия в самом начале V века до н. э. Это было связано с тем, что Персидская империя расширилась до границ с Грецией и теперь представляла угрозу независимости греческих городов-государств. Все греческие города должны были объединиться против столь серьезной угрозы.

Эта эпоха получала название греко-персидских войн. Речь шла о целой серии военных столкновений, которые происходили между 500-449 гг. до н. э. Начались эти войны с Милетского восстания. Греческий город Милет, находившийся на западном побережье Малой Азии, восстал против персидского владычества . Воспользовавшись тем, что персидской армии на западных рубежах державы не было, милетцы подняли восстание. Милетцы сумели собрать войско и напасть на персидскую столицу - город Сарды . Когда милетцы поняли, что персы стремятся подавить это восстание, то они прибегнули к помощи других греческих городов. Они отправили туда послов с просьбой предоставить им военную помощь. Но греческие города не хотели помогать Милету. Они понимали, что военные столкновения между греками и персами не могут закончиться в пользу греков. Персидская армия была намного больше, и справиться с персидским флотом для греков было затруднительно. В итоге помощь Милету прислали только 2 греческих города - Афины и Ирифы. Однако помощь была очень небольшой, и серьезного значения она не имела. Разумеется, восстание было подавлено, а те корабли, которые прислали Афины, послужило поводом для нападения на греческие государства.

Первый поход персов на территорию Греции был предпринят в 492 году до н. э . Войско возглавлял советник Мардоний. Поход закончился ничем, так как природа помешала добраться персам даже до Средней Греции. Когда персидский флот двинулся вдоль мыса Афон, вдруг налетел ветер и разметал персидские корабли. Армия, стоявшая на берегу, ничем не могла помочь персидскому флоту. Им пришлось возвращаться назад.

Греки восприняли катастрофу при мысе Афон как божественную волю. Персы сделали из этого выводы, и, когда в следующий раз персидский флот отправился вдоль греческих берегов, по полуострову Афон был простроен канал, который помог бы персидским кораблям перебраться через этот мыс.

Следующий поход на Грецию был предпринят в 490 году до н. э . Царь Дарий отправил войско под командованием полководцев Датиса и Артаферна. Мощный персидский флот приблизился в Греции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уничтожены, персы решили захватить Афины и высадились на побережье Аттики. Именно здесь 12 сентября 490 года до н. э. состоялась знаменитая Марафонская битва (рис. 6) . Битва окончилась поражением персов.

Рис. 6. Карта Марафонской битвы, 490 год до н. э. ()

В 480 году до н. э. в Грецию свои войска привел царь Ксеркс . Огромная армия персов вторглась на территорию средней Греции. Греки объединились для того, чтобы противостоять этому вторжению. В историю вошло сражение у Фермопильского ущелья, которое предприняла спартанская армия. Спартанцам сначала удавалось удерживать персов в этом узком ущелье, которое представляло собой единственную дорогу из средней Греции на юг. Но персам удалось справиться с этим отрядом. По легенде, среди греков нашелся предатель, который провел персов обходной тропой.

Также известно еще одно сражение 480 года до н. э. - Саламинское морское сражение (рис. 7) . Войско персов к этому времени уже заняло город Афины. Жители Афин были эвакуированы на остров Саламин, который находился на расстоянии нескольких километров от афинского порта Пирея. Сюда подошел и персидский флот. Именно здесь, в бухте Афин, состоялась знаменитая битва. Греки обладали гораздо меньшими силами, чем персы. У них было меньше кораблей, а также менее численное войско. Но на стороне греков был патриотизм. Жители Афин, стоя на острове Саламин и видя, как догорает их город - ведь персы подожгли Афины - понимали, что, если они не победят, Афины существовать больше не будут.

Рис. 7. Саламинское морское сражение, 480 год до н. э. ()

Благодаря патриотизму и тому, что афиняне лучше знали свою бухту, а персидские мощные корабли были малоповоротливы, афинянам удалось одержать победу в этом сражении. В 479 году до н. э. персы были вновь разгромлены в сражении при Платеях на территории полиса Биотия.

После этого сражения греко-персидские войны еще продолжались. Но на территории самой материковой Греции они уже не шли. В 449 году до н. э. был подписан Каллиев мир, который закрепил окончание греко-персидских войн . Формально эти войны закончились вничью . Персы обещали не вмешиваться в греческие дела, а греки - в персидские. Но фактически это было поражение персов . Для Персидской империи победа в этой войне была очень важна. Персы нуждались в новых землях и богатствах, для того чтобы содержать огромную армию и такой же большой чиновничий аппарат. Не получив всего этого, Персидская держава вступила в полосу упадка.

Период стабильного развития греческих государств, начавшийся после того, как были завершены греко-персидские войны, был очень недолгим. Этот период вошел в историю как эпоха расцвета афинской демократии. Однако только небольшая часть людей, живших в Афинах, являлась гражданами и могла оказывать влияние на политическую борьбу в этом городе. Считается, что рабы в Афинах составляли как минимум половину населения города. Немалую часть населения составляли метеки - приезжие, которые не имели гражданских прав и не могли принимать участие в управлении государством. Также из числа граждан нужно было вычесть женщин, поскольку они не обладали политическими правами в Греции. Дети также составляли немалую часть населения Афин, и их участие в политической жизни было исключено. Поэтому из 200-220 тысяч жителей города Афины гражданами, принимавшими участие в политической борьбе в Афинах, могли являться только 10-15 тысяч человек.

Народное собрание в Афинах представляло собой интересы только очень небольшой части населения города. Оно собиралось регулярно: каждые 9 дней на рыночной площади, которая называлась агора . Народное собрание избирало многочисленных чиновников, которые должны были следить за порядком в городе. Люди, следившие за санитарным состоянием в городе, назывались астиномы . Чиновники, проверявшие соблюдение правил торговли, назывались агораномы . Были стратеги - военачальники, а также флотоводцы - навархи , чиновники, следившие за правильностью мер и весов - метрономы .

В Афинах существовали и постоянные органы управления, такие как ареопаг (совет старейшин) и совет пятисот, в который выбирали жителей из разных районов полиса Афины. Совет пятисот представлял собой своеобразный парламент и заседать мог гораздо чаще, чем народное собрание.

Такой расцвет афинской демократии во многом связан с победами в греко-персидских войнах. Именно Афины получили от этой войны максимальные преимущества. Был создан афинский морской союз , в рамках которого смогли принудить своих прежних союзников по греко-персидским войнам к подчинению афинской политической линии.

Однако такой процесс расцвета оказался недолгим. Греция вступает в новый кризис. Дало себя знать противоречие между Афинами и Спартой. Афины считали себя не только главным торгово-ремесленным полисом Греции, но они также считали, что именно Афинам должна принадлежать ведущая роль в политике всех греческих государств. Спарта была с этим не согласна. Такой позиции Афины были обязаны своему стратегу Периклу (рис. 8) , который руководил городом на протяжении 15 лет.

В период с 431 по 404 гг. до н. э. в Греции шла война между Афинами и Спартой, вошедшая в историю как Пелопонесская война . Афины в этой войне проиграли. Спарта была гораздо слабее, чем Афины, с экономической точки зрения. Но вот армия Спарты была гораздо сильнее. Афины тяжело переживали свое поражение, затем начался период их упадка. Для Спарты этот момент тоже оказался негативным. После поражения Афин в Пелопонесской войне в 404 году до н. э. Греция вступила в полосу кризиса.

Список литературы

  1. Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. - СПб., 2008.
  2. Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Дрофа, 2012.
  3. Вэрри Дж. Войны античности от греко-персидских войн до падения Рима. - М.: Эксмо, 2009.
  4. Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Мясникова В.С. Всеобщая история для 10 класса. - М.: Вентана-Граф, 2013.
  5. )
  6. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

Домашнее задание

  1. В чем было отличие двух полисов, Афин и Спарты?
  2. Расскажите о причинах, ходе и итогах греко-персидских войн.
  3. Что такое афинская демократия? Каждый ли афинянин мог принимать участие в управлении Афинами?
  4. Расскажите о причинах и итогах Пелопонесской войны.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме