Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Военная служба и порядок ее прохождения. Воинская обязанность и формы ее реализации Понятие и формы реализации воинской обязанности

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой нормой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины. Она определена Конституцией Республики Казахстан статья 36 и законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», законом Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и законом Республики Казахстан "О военной службе по контракту" которые регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан.

В Главе 1. закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, Статье 1. даны определения основных понятий, используемых в настоящем Законе:

1) воинская служба - особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

2) военнослужащие - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

3) военнообязанные - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;

4) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному;

5) воинская обязанность - конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан;

6) военная форма одежды - установленная законодательством Республики Казахстан форменная одежда с погонами (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, другим войскам и воинским формированиям;

7) военнослужащие , проходящие воинскую службу по призыву , - граждане Республики Казахстан, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;

8) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту , - граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

9) воинская должность - структурная единица государственного учреждения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные законодательством Республики Казахстан должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;

10) воинские сборы - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;

11) воинский учет - система учета и анализа военнослужащих, призывных и мобилизационных ресурсов;

12) войсковая стажировка - приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров;

13) воспитанник и - граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях среднего общего, начального и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке;

14) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан Республики Казахстан начальной военной подготовке в период введения военного положения;

15) допризывники - граждане мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет;

16) запас военнообязанных (запас ) - военнообязанные, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, развертывания и восполнения потерь Вооруженных сил, других войск и воинских формирований;

17) контракт о прохождении воинской службы в добровольном порядке (далее - контракт) - договор, устанавливающий обязательства и ответственность сторон в интересах обеспечения и несения воинской службы по контракту:

18) курсанты - военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;

19) мобилизация - комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);

20) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;

21) организационно-штатные мероприятия - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по созданию, ликвидации, передислокации, переформированию, переподчинению, увеличению и сокращению штатов;

22) отсрочка - перенос призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

23) отставка - увольнение военнослужащих с воинской службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

24) офицеры - военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;

25) поверочные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени;

26) призывники - граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной воинской службы;

27) призывной участок - участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва и приписки граждан к призывным участкам;

28) призывной пункт - пункт проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на воинскую службу, а также военно-патриотической и спортивно-массовой работы;

29) пребывание в запасе - исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на воинских сборах в период пребывания на воинском учете;

30) сборный пункт - пункт проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, медицинской помощи, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

31) сержанты (старшины ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);

32) солдаты (матросы ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);

33) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;

34) специальные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;

35) срочная воинская служба - воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;

36) учебные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных.

В Статье 2. определено Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе

1. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. устанавливает Содержание воинской обязанности

1. Воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях подготовки граждан по воинским специальностям и обеспечения комплектования Вооруженных сил, других войск и воинских формирований в мирное и военное время.

2. Воинская обязанность включает :

1) подготовку граждан к воинской службе;

2) воинский учет и приписку граждан к призывным участкам:

3) призыв на воинскую службу;

4) прохождение воинской службы;

5) пребывание в запасе;

6) прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе;

7) всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

Выполнение воинской обязанности не зависит от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства.

4. От воинской обязанности освобождаются граждане по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

5. По отношению к воинской обязанности граждане подразделяются на категории - допризывники, призывники, военнослужащие, военнообязанные и невоеннообязанные.

Статья 4. Содержание воинской службы

1. Воинская служба устанавливается для граждан Республики Казахстан в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях.

2. Воинская служба включает в себя :

1) воинскую службу по призыву;

2) воинскую службу по контракту.

К воинской службе по призыву относятся :

1) срочная воинская служба составов солдат (матросов), сержантов (старшин);

2) воинская служба офицеров, призванных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

3) воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.

К воинской службе по контракту относятся:

1) воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров;

2) воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.

3. Военнообязанные, призванные на воинские сборы, исполняют обязанности воинской службы.

4. К прохождению срочной воинской службы приравнивается Время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы и пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы.

5. Военнослужащие принимают военную присягу на верность народу Республики Казахстан.

Военнообязанные ранее не принимавшие военной присягу, принимают ее при призыве на воинские сборы и мобилизации.

6. Гражданам может быть предоставлена отсрочка или освобождение от воинской службы в порядке, определяемом настоящим Законом.

Статья 5. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований

1. Личный состав Вооруженных сил, других войск и воинских формирований состоит из военнослужащих и лиц гражданской персонала.

2. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов и путем добровольного поступления на воинскую службу (по контракту) в порядке, установление настоящим Законом.

Гражданский персонал принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде.

3. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований при введении военного положения, в военное время осуществляется на основе призыва на воинскую службу.

Для доукомплектования и развертывания Вооруженных сил других войск и воинских формирований до состава и численности военного времени в мирное время создается военнообученный резерв из числа военнообязанных.

Утверждаю

Начальник военной кафедры

При ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Полковник С.Байгазин

« » _________20__

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ВОЕННОМУ ПРАВУ для студентов, обучающихся по специальности

«Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2008 года

Тема №2. Воинская обязанность в Республике Казахстан. Воинская служба в Республике Казахстан и порядок её прохождения.

Учебные и воспитательные цели:

1.Изучитьтребования законов РК, руководящих документов по организации воинской обязанности и воинской службы

2. Рассмотреть особенности прохождения воинской службы

Метод: лекция

Место занятия: учебный класс

Время: 2 часа (80 минут)

Литература:

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» (Опубликован в печати 21 июля 2005 года)

Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (УПРК от 25 мая 2006 года № 124),

Закон Республики Казахстан от 20 января 1993 года № 1901-XII «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей»

Материальное обеспечение: компьютер, слайды по теме, конспект, лекция.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вводная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода (дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.



Введение

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты, мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой формой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества, основным способом комплектования Вооруженных Сил личным составом. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины, способных в составе Вооруженных Сил дать сокрушительный отпор любому агрессору. Воинская обязанность занимает одно из первых мест среди других конституционных обязанностей граждан. По увольнении из Вооруженных Сил, проходя в обязательном порядке службу в запасе, каждый военнообязанный должен поддерживать свою воинскую квалификацию и совершенствовать военную подготовку на учебных и поверочных сборах.

Вопрос №1 Воинская обязанность и формы её реализации

Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого её гражданина. Граждане Республики Казахстан несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Социальным назначением воинской обязанности является обеспечение кадра и запаса Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований (Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Республиканской гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям), а также подготовки населения к защите Республики как в мирное так и в военное время достаточным количеством личного состава всех категорий, отвечающего необходимым требованиям.

Воинская обязанность не распространяется на граждан других государств.

Граждане, на которых распространяется воинская обязанность, должны исполнять установленные для них правовые предписания по реализации этой обязанности. Какая-либо замена одного гражданина другим для исполнения воинской обязанности не допускается. Воинская обязанность ограничивается временем ее исполнения, возрастным пределом, а также обусловлена определенным состояние здоровья гражданина.

Порядок и форма исполнения гражданином воинской обязанности зависят от ряда обстоятельств. Например, от возраста, пола, состояния здоровья, семейного положения, профессии, образования, а также времени ее исполнения (мирное или военное время).

Законодательством установлены следующие формы реализации гражданами Республики Казахстан воинской обязанности:

Подготовка граждан к воинской службе; воинский учет и приписка к призывным участкам; призыв на воинскую службу; прохождение воинской службы; пребывание в запасе; прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе; всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

Наиболее активной и основной формой исполнения воинской обязанности является прохождение воинской службы.

Таким образом, под воинской обязанностью понимается конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан.

Воинская обязанность в Республике Казахстан регламентируется соответствующим законодательством. Данное законодательство является составной частью военного законодательства и представляет собой совокупность правовых норм, объединенных по признаку регулирования однородных общественных отношений, возникающих в связи с исполнением гражданином Республики Казахстан воинской обязанности.

Основным критерием, определяющим структуру законодательства о воинской обязанности, является юридическая сила нормативно-правовых актов. Следовательно, рассматриваемое законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативно-правовых актов. Все это законодательство представляет собой системное образование, имеющее общий предмет правового регулирования, общественные отношения, возникающие в связи с исполнением воинской обязанности.

Юридической базой законодательства о воинской обязанности является Конституция Республики Казахстан. В конституционных положениях в концентрированной форме нашли свое выражение и правовое закрепление положения военной доктрины Республики Казахстан. Среди конституционных норм важное значение с точки зрения комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан прохождения воинской службы принадлежит ст. 36, определившей, что защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, а также закрепившей основную форму реализации воинской обязанности - воинскую службу. Конституционные положения имеют высшую юридическую силу, служат правовой основой для развития текущего законодательства о воинской обязанности.

Важное значение для регулирования воинской обязанности в Республике принадлежит Закону Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах». В данном Законе закреплено, что Вооруженные Силы РК предназначены для: отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Вооруженные Силы Республики Казахстан формируются на основе воинской обязанности и контрактной системы. Кроме того, в военное время в состав Вооруженных Сил входят внутренние войска МВД; Пограничная служба Комитета национальной безопасности; Республиканская гвардия; органы управления и части гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее другие войска и воинские формирования)

Конкретное содержание воинской обязанности раскрывается в Законе Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе». В нем определены: -формы воинской обязанности; -основные положения воинского учета; - правовые основы подготовки гражданина к воинской службе; порядок призыва граждан, прохождение воинской службы; ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушение законодательства Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе.

Нормы Закона РК «О воинской обязанности и воинской службе» регулируют деятельность органов исполнительной власти, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с исполнением воинской обязанности.

Значительное место в правовом регулировании воинской обязанности принадлежит нормативно-правовым актам, издаваемым Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Министром обороны РК.

Воинский учет.

(Закон РК «О воинской обязанности и воинской службе, статья 16)

1. Граждане Республики Казахстан подлежат воинскому учету, за исключением:

1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;

2) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом;

3) отбывающих наказание в виде лишения свободы;

4) постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан.

2. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства местными органами военного управления районов (городов областного значения), а в населенных пунктах, где их нет, воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульного (сельского) округа.

3. Порядок воинского учета определяется Правилами о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан (далее - Правила воинского учета).

4. Военнообязанные и призывники, назначенные на должности рядового или начальствующего состава либо зачисленные в кадры органов внутренних дел, финансовой полиции, таможенных органов, органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, включая курсантов и слушателей специальных учебных заведений, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете указанных органов в порядке, установленном Правилами воинского учета.

5. Военнослужащие, проходящие воинскую службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, подлежат учету в соответствующих воинских частях и учреждениях. Порядок их учета устанавливается Министром обороны Республики Казахстан, а также первыми руководителями других войск и воинских формирований.

6. Должностные лица государственных органов и организаций обеспечивают воинский учет граждан в соответствии с настоящим Законом и Правилами воинского учета.

Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны и др.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности

По правовой основе воинская обязанность является конституционной. Административное право регулирует порядок ее осуществления и в значительной степени -- ее содержание.

Эта обязанность требует осуществления очень нужных для общества и определенных действий: овладение военным мастерством, подготовка к защите, защита Отечества. Государственная администрация организует исполнение воинской обязанности.

Обязанность готовиться к защите и защищать Отечество распространяется не на всех граждан, проживающих в России, а только на граждан России мужского пола, достигших 17 лет. И при этом только на лиц, годных по состоянию здоровья к военной службе. Лишь частично она касается женщин и юношей в возрасте до 17 лет. Иными словами, ограниченный характер обязанности состоит в том, что она относится лишь к гражданам РФ мужского пола в возрасте от 17 лет. Ее содержание применительно к отдельным лицам зависит от гражданства, пола, возраста, состояния здоровья и ряда других признаков индивидуального субъекта административного права.

Правовую основу воинской обязанности, наряду с Конституцией, образует ряд федеральных актов. Это Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и др.

В осуществлении воинской обязанности можно выделить три стадии:

Допризывная подготовка (тех, кто ею занимается, называют допризывниками и призывниками);

Действительная военная служба (ее несут военнослужащие);

Пребывание военнообязанных в запасе.

С иных позиций можно говорить о трех способах реализации воинской обязанности. И в зависимости от круга обязанностей и прав лиц на этих стадиях различают статусы призывников (и допризывников), военнослужащих и военнообязанных.

Всю совокупность обязанностей, входящих в воинскую обязанность, можно поделить на такие группы:

Готовиться к военной службе;

Соблюдать правила воинского учета;

Соблюдать правила призыва на военную службу;

Проходить действительную военную службу;

Выполнять обязанности, связанные с зачислением в запас;

Выполнять обязанности, связанные с мобилизацией.

Несомненно, что главное в воинской обязанности -- это действительная военная служба, обязанность быть военнослужащим. Все остальные лишь обеспечивают ее эффективное выполнение.

На первой стадии осуществления воинской обязанности допризывники должны приобрести знания по военному делу в учебных заведениях. Юноши, достигшие 16-летнего возраста, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военных знаний в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям, специально организуемым для этого. С 17 лет юноши по программам учебных заведений могут привлекаться к подготовке по военно-учебным специальностям. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия, чтобы допризывники на добровольной основе могли заниматься военно-прикладными видами спорта.

Юноши, за исключением тех, которые постоянно проживают за пределами России или лишены свободы за преступления, а также девушки, имеющие военно-учетные специальности, обязаны соблюдать правила воинского учета, а значит, прежде всего встать на воинский учет в военкомате по месту жительства в первом квартале года, в котором им исполняется 17 лет. Первоначальная постановка на учет девушек, получивших военно-учетные специальности после того, как им исполнилось 17 лет, и лиц, получивших российское гражданство, производится в течение всего года.

Допризывники обязаны по повестке военкомата прибыть на комиссию по постановке граждан на воинский учет.

При первоначальной постановке на учет гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию. Комиссия по постановке граждан на воинский учет вправе направить допризывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование и даже на лечение в медицинское учреждение.

Правила воинского учета обязывают гражданина:

Явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет;

Сообщить этому органу в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы, должности, места жительства в пределах района, города;

Сняться с учета при переезде на новое место на срок более трех месяцев, а при выезде из России -- на срок более шести месяцев и в течение двух недель встать вновь на воинский учет при возвращении в Россию, при прибытии на новое место жительства;

Бережно хранить выданное ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву, а в случае утраты в двухнедельный срок сообщить об этом в военкоматы.

В паспорте гражданина Российской Федерации военкоматом делается отметка о его отношении к воинской обязанности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Военная администрация»

Тема № 2. «ВОЕННАЯ СЛУЖБА И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Занятие 1. Лекция.

Учебные и воспитательные цели:

Довести до обучаемых понятия воинской обязанности и формы ее реализации. Законодательство о воинской обязанности в Республике Казахстан.

Источники комплектования ВС РК рядовым и офицерским составом.

Довести до слушателей порядок ведения делопроизводства в воинских частях, других военных организациях;

Порядок прохождения службы по призыву и пол контракту. Определения начала состояния на воинской службе.

Воспитывать у студентов высокие профессиональные качества

Время : 2 часа

Место : Учебный класс

Метод : Лекция

Учебно -материальное обеспечение :

Слайды, плакаты, альбом-схем, таблицы, слайды, методическая разработка

Литература:

Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

Военная доктрина РК., Указ ПРК № 299 от 21.3. 2007 г.

Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» от 8.7.2005 года.

Закон Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей».

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики;

Организация занятий и расчет времени:

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
Вводная часть Принимаю доклад дежурного по взводу. Проверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, время, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.
Основная часть Введение 1 учебный вопрос: Военная служба и порядок ее прохождения. Правовое положение военнослужащих. Категория граждан и формы выполнения воинской обязанности. Отличие прохождения воинской службы солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами. 2. учебный вопрос: Предельный возраст состояния на военной службе и выслуга лет. 3. учебный вопрос: Порядок увольнения из Вооруженных Сил. 4. учебный вопрос: Прохождение службы в запасе. Вывод по теме
Заключительная часть Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На изучение данной темы отводится - 2 часа, в том числе на лекцию - 2 часа.

В ходе занятия со студентами изучить:

Необходимо обратиться к основополагающим документам по требованиям предъявляемым к воинской обязанности и формам ее реализации. Правовое положение военнослужащих. Категории граждан и формы выполнения воинской обязанности. Изучение материала осуществляется на лекции с использованием учебных технических средств передачи информации (графа-проекторы, проекторы для демонстрации компьютерных слайдов на экран), учебных плакатов, схем и образцов документов. Для студентов организуются индивидуальные и групповые консультации, обзоры правовых актов, информация о правовой и служебной литературе. Для повышения активности студентов целесообразно применять методы дискуссии.

После окончания курса студенты проходят контрольную проверку полученных знаний с выставлением оценок.

Вопрос-1. Воинская обязанность и формы ее реализации. Понятие воинской обязанности. Законодательство о воинской обязанности в Республике Казахстан.

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой нормой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины. Она определена Конституцией Республики Казахстан статья 36 и законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», законом Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и законом Республики Казахстан "О военной службе по контракту" которые регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан.

В Главе 1. закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, Статье 1. даны определения основных понятий, используемых в настоящем Законе:

1) воинская служба - особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

2) военнослужащие - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

3) военнообязанные - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;

4) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному;

5) воинская обязанность - конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан;

6) военная форма одежды - установленная законодательством Республики Казахстан форменная одежда с погонами (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, другим войскам и воинским формированиям;

7) военнослужащие , проходящие воинскую службу по призыву , - граждане Республики Казахстан, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;

8) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту , - граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

9) воинская должность - структурная единица государственного учреждения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные законодательством Республики Казахстан должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;

10) воинские сборы - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;

11) воинский учет - система учета и анализа военнослужащих, призывных и мобилизационных ресурсов;

12) войсковая стажировка - приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров;

13) воспитанник и - граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях среднего общего, начального и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке;

14) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан Республики Казахстан начальной военной подготовке в период введения военного положения;

15) допризывники - граждане мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет;

16) запас военнообязанных (запас ) - военнообязанные, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, развертывания и восполнения потерь Вооруженных сил, других войск и воинских формирований;

17) контракт о прохождении воинской службы в добровольном порядке (далее - контракт) - договор, устанавливающий обязательства и ответственность сторон в интересах обеспечения и несения воинской службы по контракту:

18) курсанты - военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;

19) мобилизация - комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);

20) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;

21) организационно-штатные мероприятия - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по созданию, ликвидации, передислокации, переформированию, переподчинению, увеличению и сокращению штатов;

22) отсрочка - перенос призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

23) отставка - увольнение военнослужащих с воинской службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

24) офицеры - военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;

25) поверочные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени;

26) призывники - граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной воинской службы;

27) призывной участок - участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва и приписки граждан к призывным участкам;

28) призывной пункт - пункт проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на воинскую службу, а также военно-патриотической и спортивно-массовой работы;

29) пребывание в запасе - исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на воинских сборах в период пребывания на воинском учете;

30) сборный пункт - пункт проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, медицинской помощи, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

31) сержанты (старшины ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);

32) солдаты (матросы ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);

33) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;

34) специальные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;

35) срочная воинская служба - воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;

36) учебные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных.

В Статье 2. определено Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе

1. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. устанавливает Содержание воинской обязанности

1. Воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях подготовки граждан по воинским специальностям и обеспечения комплектования Вооруженных сил, других войск и воинских формирований в мирное и военное время.

2. Воинская обязанность включает :

1) подготовку граждан к воинской службе;

2) воинский учет и приписку граждан к призывным участкам:

3) призыв на воинскую службу;

4) прохождение воинской службы;

5) пребывание в запасе;

6) прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе;

7) всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

3. Выполнение воинской обязанности не зависит от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства.

4. От воинской обязанности освобождаются граждане по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

5. По отношению к воинской обязанности граждане подразделяются на категории - допризывники, призывники, военнослужащие, военнообязанные и невоеннообязанные.

Статья 4. Содержание воинской службы

1. Воинская служба устанавливается для граждан Республики Казахстан в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях.

2. Воинская служба включает в себя :

1) воинскую службу по призыву;

2) воинскую службу по контракту.

К воинской службе по призыву относятся :

1) срочная воинская служба составов солдат (матросов), сержантов (старшин);

2) воинская служба офицеров, призванных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

3) воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.

К воинской службе по контракту относятся:

1) воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров;

2) воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.

3. Военнообязанные, призванные на воинские сборы, исполняют обязанности воинской службы.

4. К прохождению срочной воинской службы приравнивается Время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы и пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы.

5. Военнослужащие принимают военную присягу на верность народу Республики Казахстан.

Военнообязанные ранее не принимавшие военной присягу, принимают ее при призыве на воинские сборы и мобилизации.

6. Гражданам может быть предоставлена отсрочка или освобождение от воинской службы в порядке, определяемом настоящим Законом.

Статья 5. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований

1. Личный состав Вооруженных сил, других войск и воинских формирований состоит из военнослужащих и лиц гражданской персонала.

2. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов и путем добровольного поступления на воинскую службу (по контракту) в порядке, установление настоящим Законом.

Гражданский персонал принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде.

3. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований при введении военного положения, в военное время осуществляется на основе призыва на воинскую службу.

Для доукомплектования и развертывания Вооруженных сил других войск и воинских формирований до состава и численности военного времени в мирное время создается военнообученный резерв из числа военнообязанных.

Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме