Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды мировоззрений: понятие и формы. Философия кратко: Мировоззрение

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Взглядов на мир и человека, общества и человечества в нем, на человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, . М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая », «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».
Общественное М. меняется от эпохи к и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи.
Важную роль в формировании М. играет . «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, » (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, М. - «управляющий всей культурой или одной личностью селекции и членения, в котором (мировоззрение) фактически вбирает чистую физических, психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их и даже происходит это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия - диалектический и ) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм-ленинизм.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

система взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.- это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное . Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.- существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.- обществ.-политич. , возникший с появлением человеч. общества.

М. есть понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич., филос. , религ. , нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.- житейское (обыденное) , философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое , охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт , что такое , по каким законам развивается человеч. . Гносеологич. М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос. знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это людей и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира) , а общественных - социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный М. Для М. же характерна ещё более высокая знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.

Понятие М. соотносится с понятием « », но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия) . Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.

М.- это не только , но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие деятельности. Важнейший М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым приковывает нашу ,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118) . М. имеет огромный практич. жизненный . Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его , вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё . Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во определ. идеалов.

В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый (напр., в капиталистич. обществе - , буржуазия, ) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит М. Носителями передового М. являются те , которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое действительности, тормозит общества. В нём господствуют , апология капитализма, наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.

В бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия - диалектич. и историч. . Марксистско-ленинское М.- мощное революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.- коммунистического и буржуазного, в ходе которой растёт влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.

В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейновоспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил общество. Важнейшей задачей является коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.

Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС ) , М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС , М., 1981 ; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964 ; Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970 ; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Дpыгин В. И., Науч. М., его и функции, Саратов, 1981 ; Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер); см. также Картина мира. Согласно М. Шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ

обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос. политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т.п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно. Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас – это " , ставшая человеком", и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через , науку, мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит. самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем – одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная есть и на других мирах. Это все мировоззренч. вопросы.

Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ. отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ. целым и вместе с тем свою относит. самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т.д. Все это мировоззренч. вопросы.

Человек не только действует, но и мыслит. И издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. . Те или иные воззрения на мир имеет каждый человек – это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть обыденным (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ. бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ. отношений.

Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ. класса, к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека составляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое . В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ. значимости М. может быть последовательно научным, т.е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях – коммунистич. или буржуазным. В наше последоват. революционным и единственно науч. М. является M. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии – марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.

М. не спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.

Характерная черта М. – единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют социально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т.е. становятся основой всего образа его жизни.

В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны познават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на . Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.

Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: "Стою на этом и не могу иначе!" Именно передовое М. придало поразительную социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности. Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.

Сила личного убеждения – это важное практич. и теоретич. деятельности. Корифеи и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.

Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и преобразованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.

В чем состоит могучая и неотразимая марксистско-ленинского М.? "Учение Маркса, – писал Ленин, – всесильно потому, что оно верно" (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коренные интересы трудового народа, открывает смысл человеч. истории и жизни людей.

Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее – темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. – благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ. идеалов, смысла и целей жизни, моральный и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным – вот основные черты совр. реакц. бурж. М.

В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.

В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ. развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. M. y всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.

Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспитание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой возможен лишь на основе марксистской философии.

А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (\\feltanschauung,W)ridouUook, vision du monde) -система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Термин “мировоззрение” впервые появляется в нач. 18 в. в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера “Речи о ре лиши”. Гегель анализирует “моральное мировоззрение” в “Феноменологии духа” (Соч., т. 4. M., 1959, с. 322-330). В “Лекциях по эстетике” (книга первая) Гегель рассматривает “религиозное миросозерцание” (Соч., т. 12. M., 1938, с. 329-330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием “теоретическое мировоззрение” для характеристики идейной позиции художника (Соч., т. 14. M., 1958, с. 192). Т. о., Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение - это “космотеория”, призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разя. типами мировоззрений. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний знания и представляет собой философское мировоззрение.

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй носит предметный характер: вдет о реальности - природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое в том или ином мировоззрении. Третий критерий - универсально-синтетический, τ. в. охватывающий и природную, и социальную , благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т. д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это - активная за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Так, для естествознания вплоть до конца 19 в. было характерно механистическое мировоззрение.

Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики 20 в.) подчеркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: “Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность” (Собр. научных трудов. М., 1967, т. 4, с. 142). M. Планк в докладе “Физика в борьбе за мировоззрение” подчеркивает: “Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы” (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttg., 1949, s. 285). Мировоззрение, в особенности его естественнонаучные, социально-политические и религиозные формы, играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Лит.: Дшьтеи В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах.-^ В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912; БроильЛ.де. Революция в физике. М., 1965; Дорн М. Размышления и воспоминания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Метафора

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная . Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая . Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная . В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое


Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы


Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит , предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

1. Дайте определение мировоззрения…………………………………………………3

3. Покажите особенности философского учения славянофилов…………………...5

4. Какие классические формы движения материи выделил Энгельс?......................5

5. Что изучает антропология?........................................................................................6

6. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки………………………………………………………………………………………...7

7. Какова структура политической системы общества?.............................................8

1. Дайте определение мировоззрения

Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

- религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иноймере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания . Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений . Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы . Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными . Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Протагор . Ему принадлежало более десятка сочинений, но ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важнейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона "Протагор " и "Теэтет " и трактаты Секста-Эмпирика "Против ученых " и "Три книги пирроновых положений ". В этих трактатах проводится мысль Протагора о том, что главное свойство материи это ее относительность и текучесть .

Человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: «человек есть мера всех вещей». Полностью эта фраза Протагора звучит так: «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного – благо, то для другого – зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность . Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.

Так как человек в качестве субъекта вообще есть мера всего, то сущее есть не изолированно: сознание по существу своему есть то, что в предметном производит содержание, субъективное мышление, следовательно, принимает в этом самое существенное участие. И это положение доходит вплоть до новейшей философии; так, Кант говорит, что мы знаем лишь явления, т. е. что то, что нам представляется объективной реальностью, должно рассматриваться лишь в его отношении к сознанию и не существует вне этого отношения. Важным является утверждение, что субъект, как деятельный и определяющий, порождает содержание, но все зависит от того, как определяют дальше это содержание; ограничивают ли его партикулярной стороной сознания или его определяют как всеобщее, само в себе и для себя сущее. Дальнейший вывод, содержащийся в положении Протагора, он развил сам, говоря: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной », т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.

Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. "Объективная истина" – это точка зрения Бога (для религиозного человека это понятно). Человеку до этой точки зрения дотянуться трудновато, но, как норма, эта точка зрения должна присутствовать. Для христианина это не должно вызывать проблем: у нас всё является моделью Бога (должны друг друга любить, как Бог любит людей и т. д.).

3. Покажите особенности философского учения славянофилов

Славянофильство, как духовное явление, выходит за рамки философии, однако именно славянофильская идея составляет основу оригинальной русской философии. Оно возникло как реакция на западничество, утверждавшее, что, только следуя в фарватере западной цивилизации, Россия может решить свои политические, экономические и прочие проблемы. Славянофильство (в буквальном смысле: любовь к славянству) убеждено, что Запад подошел к пределу своего развития, он уже не может дать ничего нового и только славянский этнос и Россия в особенности, опираясь на идеи Православия, могут предложить ориентиры и ценности для дальнейшего развития человечества.

Черты философии славянофилов

Славянофильство имеет глубинную связь с религией и рассматривает православную религию и церковь в качестве основы всех философских и социологических построений.

Для него характерна резкая квалифицированная критика западной культуры и западной философии. Острие этой критики направлено против основополагающего мировоззренческого принципа Запада - рациональности.

Для философии славянофильства характерна такая черта, как идея целостности духа. Не только мир и человек являются целостными, но и познание. Чтобы понять мир, познание должно быть цельным, а не раздробленным на логические фрагменты.

Общим метафизическим принципом бытия в славянофильской философии является соборность, под которой понимают множество, силой любви объединённое свободное и ограниченное единство.

Славянофилы противопоставляли внутреннюю свободу и внешнюю необходимость.

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Взгляды - это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют ос­нову мировоззрения. Это не все знания, а лишь наиболее общие положения и принципы. Ком­понентами мировоззрения они становятся тогда, когда превраща­ются в убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеж­дения - не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика.

Мировоззрение включает настроения, чувства, пережива­ния, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую по­зицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-пси­хологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости.

Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это - основа мировоззрения, на нее опирается деятельность че­ловека. А так как эта деятельность является осмысленной и це­лесообразной, она направлена на достижение идеала как органи­зующего и направляющего начала человеческой активности.

Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом.

Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов (условий жизни, национальной принад­лежности), но и от ее субъективных особенностей. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по от­ношению к людям - эгоистом или альтруистом, по своим поли­тическим взглядам - консерватором или революционером. Существенную роль в формировании личности играет ее при­надлежность к определенной социальной группе или обществен­ному классу.

Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие цен­ности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии.

В качестве основных выделя­ются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религи­озное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззре­ние - формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить проис­хождение и устройство мира, появление на земле людей и жи­вотных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обыч­но как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В резуль­тате появляются три мира: небесный, земной и подземный.


Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытно­го человека мифические существа - боги, духи, герои - наде­лены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и приро­ды; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представле­ния, включали зачатки знаний и религиозных верований, соче­тали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Ре­акционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «не­полноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравни­тельно высокой стадии развития древнего общества. Религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в су­ществование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное - ос­нова религиозного мировоззрения. Рели­гиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестествен­ный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое пережива­ние проявляется в поклонении неким высшим сверхъестествен­ным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами, богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога - творца всего существующего, блюстителя обычая, тра­диций, нравственности, духовных ценностей. Возникают моноте­истические религии - иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Религиозное мировоззрение включа­ет общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Философское мировоз­зрение от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представле­ния о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре­тического рассмотрения и логического анализа. Философское ми­ровоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоз­зренческий характер, всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.

Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отме­тить, что в его содержание входят не только собственно фило­софские проблемы, но также обобщенные экономические, поли­тические, правовые и естественнонаучные представления, нрав­ственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако тео­ретической основой этого типа мировоззрения является философия. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего цент­рального вопроса всякого мировоззрения - отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоз­зрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической ос­новой которого является философия.

В особый тип следует выделить обыденное, или эмпиричес­кое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повсе­дневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологичес­кого мировоззрения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме