Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий игровой программы для фольклора средней группы. Фольклорная игровая программа "жили- были, хоровод водили"

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

Калининского района Санкт-Петербурга

Сценарий игровой программы

«По страницам русского фольклора…»

Санкт-Петербург

учебный год

Пояснительная записка

Цель:

· Развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа,

· Формирование дружеских отношений в классе в процессе игрового взаимодействия.

Задачи:

· Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству,

· Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся,

· Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать формированию сплоченного классного коллектива ,

· Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую команду, поддержать тех, кто не стал победителем игры.

· Вызвать положительные эмоции и радость от общения со сверстниками во время игры.

Условия и особенности реализации:

Данная игровая программа рассчитана на один класс (не более 30 человек). Для проведения отдельных игр требуется пространство для активного взаимодействия: целесообразно проводить в актовом зале или игровой комнате. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и почувствовать быт и культуру русского народа всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах (или элементах костюма).

Оборудование:

· Мультимедийное устройство и ноутбук,

· Магнитофон или музыкальный центр,

· Музыкальные записи народных мелодий,

· Игровое поле для подсчета баллов,

· Карточки с заданиями для ведущего,

· Корзинка,

· Маски-шапочки для игры «Теремок», теремок.

Ход игры:

Василиса Прекрасная: Девчонки и мальчишки!

Оставь на парте книжки!

Петрушка: Бегом, скорее, все сюда

У нас веселая игра!

Ведущий: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Давайте посмотрим, что они в корзинке с собой принесли?

Герои показывают, что в корзинке у них находятся карточки с загадками.

Василиса Прекрасная: А Вы любите загадки отгадывать?

Ведущий предлагает ребятам разделиться на две команды согласно эмблеме, которая прикреплена заранее каждому ребенку. После этого каждая команда по очереди вытягивает по одной загадке и отгадывает. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл. По итогам игры «Загадки» выставляется общее число баллов за этот конкурс в игровое поле.

Игра «ЗАГАДКИ»

Василиса Прекрасная

Петрушка:

1. Слаще меда, мягче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (ЛЕНЬ)

2. В каждой книжке и тетрадке

Можно встретить эти грядки. (СТРОЧКИ)

3. Одной ручкой - всех встречает,

Другой ручкой – всех провожает. (ДВЕРЬ)

4. Межи деревянные, а поля стеклянные. (ОКНО)

5. Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

6. Из избы идут – пляшут,

А в избу идут – плачут. (ВЕДРА)

7. У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. (САМОВАР)

8. Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах. (СИТО)

9. Маленький Ерофейка

Подпоясан коротенько,

По полу скок-скок

И сел в уголок. (ВЕНИК)

10. В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (ЗЕРНО)

Петрушка и Василиса раздирают последнюю одиннадцатую загадку, пытаясь завладеть ей.

Ведущий: Дорогие наши герои, разве можно так? Ребята, давайте рассудим ситуацию, ведь любой конфликт надо решать мудро! Где мы черпаем народную мудрость?

Игра «ПОСЛОВИЦЫ»

Ведущий выдает каждой команде разрезанные на две части пословицы и предлагает их соединить. Каждая правильно собранная пословица оценивается в один балл.

1. Учись смолоду, пригодится в старости.

2. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

3. Где смелость, там и победа.

4. Делаешь наспех – сделаешь на смех.

5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

6. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

7. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

8. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

10. Умел ошибаться, умей и поправиться.

Ведущий вместе с детьми проверяют, правильно ли ребята составили пословицы. И на игровом поле устанавливают общее число правильно составленных пословиц.

Игра «БЛИЦ-ТУРНИР»

На экране появляются зашифрованные слова – названия видов устного народного творчества. Право ответа получает та команда, которая первая поднимет руку и назовет верное слово. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.

1. П. . . Ш. И (потешки)

2. З АИ (загадки)

3. П. . .И (песни)

4. Ч АИ (частушки)

5. ПЦЫ (пословицы)

6. С К. И (скороговорки)

7. ПР. И (поговорки)

8. Б. Л. . И (былины)

9. С К. . . И (сказки)

10. С ЧИ (считалки)

Игра «СКАЗКИ»

Дети встают в круг, чередуясь с игроками другой команды. Игроки передают мяч по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, мяч остается в руках одного ребенка. Ведущий говорит первое слово из названия русской народной сказки, а игрок договаривает. Если ответ правильный, команда получает балл.

1. «Петушок и …» (бобовое зернышко)

2. «У страха …» (глаза велики)

3. «Лиса и …» (журавль)

4. «Каша из …» (топора)

5. «Гуси - …» (лебеди)

6. «Король - …» (дроздобород)

7. «Поп и …» (мужик)

8. «Как мужик …» (гусей делил)

После этой игры ведется общий подсчет баллов и выявляется команда-победитель.

Чтобы все ребята почувствовали себя единым дружным и сплоченным коллективом, завершить игровую программу предлагается игрой, направленной на формирование доверительных отношений, взаимодействие со всеми одноклассниками.

Игра «ТЕРЕМОК»

Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанище, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!». Из класса выбираются герои сказки, которые произносят слова «Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить». Все остальные ребята обращаются к мышке-норушке «Дорогая мышка!» и приводят разнообразные аргументы в пользу персонажа. Только после этого мышка пускает их жить в свой теремок.

После игры, все участники игровой программы встают в круг. Ведущий благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы:

· Было ли Вам интересно?

· Что понравилось больше всего?

· Что Вы узнали нового?

· Когда Вам было весело?

Список литературы

1. «Школьные игры и конкурсы» №3-2008 год. Приложение к газете «Педсовет».

2. «Сборник загадок» Пособие для учителя. Карпенко. Москва, «Просвещение», 1988 год.

3. «Собранье пестрых дел», Смоленск, 1996 год.

4. «Литературные чтения» 2 класс, часть1. Программа «Школа России», Москва, «Просвещение», 2010 год.

5. «Стихи, рассказы, сказки…», под редакцией, Москва, «Просвещение», 1985 год.

Сценарий

познавательно- игровой фольклорной программы

« Русские лапти »

для детей младшего школьного возраста

Цели и задачи : Познакомить детей с историей русского народного ремесла плетения лаптей, их назначением. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. мастерам.

Участники программы : Ведущий- Вед., Скоморохи: Скоморох 1-С 1, Скоморох 2-С 2.

Учащиеся начальной школы.

Реквизит: лапти для проведения конкурсов- 2 пары, лапти сувенирные -2 пары- для оформления и демонстрации, канат, листы бумаги с надписями пословиц и поговорок. обручи 4 шт., кегли 4 шт.. мел, картошка 10 шт.

Звучат русские балалаечные наигрыш / выход скоморохов.

Выбегают скоморохи.

С1 Всем привет! Чего сидите?

Развлечения хотите?

То ли делать неча вам?

Шли б, ребята, по домам

Да хозяйством занялись.

А они, глянь, собрались!

Можно думать, что вам тут

Лапти даром раздают.

Можно думать, за бесплатно

По мороженке дадут!

Даже чаю не нальют!

Так что все домой! Адью!

С2 Эй, ты, что это творишь?!

Ты про что тут говоришь?

Вы не слушайте, ребята,

Он обманывает вас!

Развеселый праздник лаптя

Проведем мы сей же час.

С1 Люди добрые полу женского и мужского,

Не желаете ли лаптя барского?

Лапти русские, не широкие и не узкие,

А в самый раз для всех вас!

Вот лапти рисованные,

Никем еще не надеванные!

А вот плетеные из лыка ядреного!

С2 А вот лапти сувенирные

Для интерьера квартирного!

Гляньте сюда, здесь лапти- игрушки

Для вашей подружки!

С1 У нас лапти всякого размера

Для гнома и Гулливера!

И от всяких мастеров,

Покупай- и будь здоров!

Но мы не даром торгуем сим товаром.

продаем лапти за веселье, а не за безделье!

Вед. За знание, умение и старание!

Будут конкурсы, будут игры!

Всяк получит заряд бодрости!

А для начала, деточки, девочки- мальчики, скажите, что такое лапти?

(Плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок- косичек, называющихся «Оборотами»).

С1 Носим мы сейчас туфли, босоножки, кроссовки, да сапожки. А раньше на Руси…

С2 «Липовые корытца» носили многие лица!

С1 Да не лица! А ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам да по кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти пять пар лаптей плести».

С2 Лапти плести- не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Вед. Да, лапти плели из лыка. А что такое лыко?

(Лыко – это тонкий слой мягкой корыпод толстой основной корой дерева. Лыко драли вначале лета или в конце весны. В эту пору оно легко снимается с деревьев. Для одной пары лаптей надо было ободрать три молодые липки.)

В ту пору легко плели подошву, обувник (бока) и оборы (Демонстрирует на лапте). Запятник- трудное дело, давался он самым умелым. Порою лапти плели всей семьею. Плели и пели песню, ух и интересную!

Выступление ансамбля «Завлекаши».

Вед. Любили лапти в народе! Даже названия давали им разные, например, шептуны, курпы, крутцы. На Черниговщине лапти называли дубочарами, так как плели их из коры молодых дубов. Там где лыка не было, лапти плели из веревок, даже из тонких корней. Такие лапти называли коренниками. А из конского волоса плели волосяники в горячей воде. подогревая, лапти розовели и становились твердыми. На гуляния и в праздники деревенские девушки надевали писанки- «писаные» лапти избелого и розового вязового лыка. А сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях.

Конкурс «Собери пословицы и поговорки».

Играют 2 команды по 4 человека.

Вед. Об удачливом, но хвастливом человеке говорили:

« В один лапоть…(две ноги обувает)».

На никчемного, шатающегося без дела кивали:

«Звонит…(в лапоть)».

Про тех, у кого спеси, хоть отбовляй, народ верно подметил:

«Сидит, надувается. да три дня…(в лапти обувается)».

О завистливом и угодливом человеке судачили:

«Чужие шаги считал, а свои…(лапти изодрал)».

Про непростое дело народ сложил такую пословицу:

«Это вам не лаптем…(щи хлебать)».

А о ловком, пронырливом человеке народ говорил:

« И из лаптей …(выскочит)».

Дети садятся на свои места.

Лапоть передается из рук в руки под музыку.

На ком музыка остановится, тот выходит и садится на скамейку.

Приглашаются 5 человек.

С1 Ловкачи наши пусть сейчас попляшут. Кто в лаптях, кто без лаптей- выходи плясать скорей!

С2 У кого душа не узкая,

Все, кто любит пляску русскую,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов!

Вед. Вот сейчас мы и увидим.

Кто умеет отдыхать.

На скамье обычной сидя,

Нужно что- нибудь сплясать.

Проводится конкурс плясунов.

Вед. Нам веселые девченки

Пропоют частушки звонко,

Ведь в народе каждый знает:

Жить частушки помогают.

Частушки:

Ах, Алеша ты, Алеша,

У тебя гармонь хороша.

Лапти новые скрипят,

Танцевать ему велят.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерет-

Лапти новые сплетет.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

лапти новые надену-

Милого стану завлекать.

Ах, Егорка, ты, Егор,

Ты бы съездил за бугор.

Мне привез желанные

Лапти иностранные.

Попляшите, мои лапти,

Ведь недолго вам плясать.

Выйду замуж- буду плакать,

Вам- под лавкою лежать.

Мы частушки вам пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья. В лапоточках

Мы потопаем сейчас.

Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех!

Вед. И девчонок, и ребят

Вызываем на канат.

Десять – слева, десять – справа.

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

2 команды по 8 человек. посреди каната привязывается лапоть, чертится линия, за которую нужно перетянуть канат и удержать 10 сек.

Вед. Вот царевна Несмеяна,

То ли Дуня, толь Татьяна,

Толи даже Марианна.

Очень грустная она.

Рассмешите Несмеяну,

То ли Дуню, толь Татьяну,

То ли даже Марианну.

Засмеется-тому аплодисменты сполна!

Конкурс «Рассмеши Несмеяну»

Вызываются желающие. Шуткой, танцем, пантомимой рассмешить девочку.

Вед. К нам на праздник пожаловали гости.

Вед. Ой. вы, гой еси, люди добрые,

В деле славные и хоробные!

Продолжаем игрища народные!

Не для дела. не для славы

Продолжаются забавы.

Конкурс новый. интересный,

Вам пока что неизвестный.

Конкурс «Канатоходцы».

Приглашаются 2 команды по 5-6 человек. Параллельно друг другу на пол кладутся две веревки/ скакалки одинаковой длины на расстоянии 2-3 метра. Каждой команде выдается одна пара лаптей. Первые участники надевают их на руки и по сигналу ведущего, наклонившись, «идут руками» по веревке, поочередно переставляя руки так, чтобы один лапоть прикасался к другому- сплошным шагом. («Ход руками» в лаптях).

Вед. Подходи со всех сторон!

Вот еще аттракцион!

Надо лаптем взять картошку,

Опустить ее в лукошко.

Лапоть другу передать,

Чтоб он мог картошку взять.

Опустить ее в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку.

Это вам не щи хлебать,

А картошку доставать.

Проводится конкурс «Перетащи картошку лаптем».

2 команды по 10 человек.

Каждая получает лапоть. Первые игроки Бегут к корзинам, в которых находится мелкая картошка, и стараются лаптем с единственной попытки подхватить ее и положить в стоящее рядом лукошко. Потом возвращаются и передают лапти следующим игрокам. побеждает команда, первой закончившая перекладывать картошку из своей корзины.

Вед. Сейчас состязание с лаптем для тех,

В ком сила играет для разных потех.

Кто взглядом прицельным пространство окинет

Бросать можно слева,

Бросать можно справа.

Кому по плечу богатырская слава?

Проводится конкурс «Закинь лапоть подальше».

Участвуют все желающие. Лапоть бросают не прямо, а через плечо или через голову.

Вед. Лапти- лапоточки,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Легкие, удобные,

Лапти скороходные.

Лапотки плетеные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!

Что ж, закончим праздник

Мы стихом красивым:

Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России.

Дед лапти плел и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином.

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой-нибудь осины,

А из березы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплел, остатки лыка

Забрал и я, чтоб сплесть оборы,

И что- то плел,а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры.

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска

Фольклорная игровая программа

«УНИКАЛЬНОСТЬ КАЗАЧЬЕГО БЫТА »,

(по истории, традициям и обрядам Донского казачества)

Разработал: Артюшина Н.Н., методист

туристско- краеведческого структурного

подразделения ДПШ

2012 г.

Состав игровой команды: команда краеведов обучающихся 7-11-х классов (обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек.

Форма проведения: игровая программа.

Цель - Формирование у обучающихся высокого уровня общей культуры и толерантного сознания на основе нравственных ценностей.

Создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, стремление изучать историю и культуру Дона; показать уникальность и значимость этих знаний в духовном и личностном развитии;

Расширять кругозор детей, приобщать к жизни, быту и культурным традициям;

Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества обучающихся посредством привлечения к активной творческой деятельности;

Прививать любовь к родному краю; сохранять бережное и уважительное отношение к историческому наследию своего народа.

Оборудование, материал:

ПК,экран, магнитофон, аудиозаписи;

Слайдовые презентации к этапам игровой программы;

Игровой инвентарь к разыгрыванию традиций: сабли, фуражки, платок, пуля др.

Набор «пословиц» (в разрезанном виде).

Тихим фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит...». Заставочные слайды (№ 1)

Ведущий : - Дон, земля донская... Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. 75 лет Ростовской области – веха не малая! А скажешь «Дон – батюшка», образы казаков встают: Ермака, Платова, Разина да Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и Россию своими славными деяниями. Сколько почестей воздали казакам, но сколько незаслуженной хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, но осталась память потомков неугасимая и неистребимая.

На фоне музыки ведущий читает отрывок из стихотворения «ДОН» Анатолия Софронова.

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течет

Века идут… Но не мелеет

Донское русло на пути;

Все выше ростом, все смелее

Казачье воинство в степи.

К нему идут Донец и Маныч –

Меньшие братья с двух сторон…

Мой тихий Дон, ты, Дон Иваныч,

И от меня прими поклон.

- В исполнении вокальной группы юношей Сальского казачьего кадетского профессионального лицея звучит казачья песня ______________________________________________________

Ведущий: - «Веселы привалы, где казаки запевалы». Любят, поют, создают и хранят песни у нас на Дону. Жизнь – она нелегкая, всякое в ней бывает. Песня людям помогает жить. Людям без песни нельзя. Песня... она нужна как ключевая вода в нестерпимую жару. И если песня по нраву была, то «гутарили» казаки «ЛЮБО!» А вам, друзья эта песня «Люба»? (все отвечают, ведущий представляет исполнителей)

Итак, «Делу время – потехе час», познакомимся сейчас. Команды будут по очереди представляться, удивлять нас поэтическим словом да казачьим фольклором. А оценивать их визитные карточки будут люди бывалые и уважаемые (представление гостей, членов жюри)

- Традиция велит слово говорить.

    Визитная карточка объединения(команды) «Приветствие в казачьем стиле» (до 3-х минут)

Ведущий просит членов жюри при оценке выступления команд обратить внимание на выразительное, оригинальное преподнесение материала, использование в своем выступлении фольклорного и современного творчества (песен, попевок, пританцовок, шуток и прибауток). Оценка визитки – 5-ти бальная.

Ведущий: - История у донскогоказачества славная, давняя, традиции веками складывались. И нам с вами негоже про то забывать, чай на Донской земле живем, вольным воздухом дышим. Про то и ведать должны. Не правда ли?

Ведущий раздает командам сигнальные карточки и объясняет правила игры. В викторине команды участвуют парами .

По правилам викторины право на ответ имеет та команда, которая первой заявится на ответ. Полный ответ оценивается в 1 балл. Вторая команда имеет право на дополнение или вторую версию. Полное дополнение также

оценивается в 1 балл. Право на ответ имеет только один игрок команды, обсуждают всей командой. Если ответ не полный, обрывочный, команда получает 0,5 балла.

Играем по принципу «Кто смел, тот два съел» (вызывается первая игровая пара команд)

II . Вопросы к викторине «ДОНЦЫ – МОЛОДЦЫ»:

    Какие промыслы испокон – веков кормили донских казаков?

Ответ: - Охота, рыболовство, виноградорство, коневодство, промыслы и ремесла: лозоплетение, пчеловодство, овощеводство, торговля, в меньшей степени земледелие и скотоводство.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ведущий : - Казаки той поры вообще были людьми завидного здоровья и долголетия. Основными занятиями их дома были охота и рыболовство, они не знали, как русские крестьяне, тяжести непосильного труда. По большей части они еще были старообрядцами, не курили, воздух и вода были еще кристально чисты. Многие из казаков жили так долго и насыщенно, что никак не могли дождаться естественного ухода, и однажды заявляли, что - хватит, пора и честь знать , ложились в уединенном уголке и, по сути, усилием воли заставляли жизнь покинуть свои тела. Казакам, как условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Вся жизнь их была напряженным и никогда не прекращавшимся учением. Сначала казачонок, затем молодой казак внимательно слушал старших, напитываясь их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников , сохраненным и донесенным до него в былинах, песнях и преданиях. Кто плохо учился, погибал в первом же бою

(вызывается вторая игровая пара команд)

2 Что символизируют цвета казачьего флага ?

(принимаются все версии, главное, чтобы они были доказательными)


ОТВЕТ: ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

А/ Флаг Всевеликого Войска Донского был утверждён в мае 1918 года на Кругу спасения Дона. Он состоял из трёх продольных полос равной ширины: синего, желтого и красного. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: « Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, у калмыков - жёлтый и у русских - алый» . В 1996 году решением Законодательного собрания Ростовской области к левой стороне флага были добавлены белая полоса , составляющая 1/5 часть ширины полотнища и символюзирующая единство Ростовской области и России.

Б/ Флаг выдержан в традиционных цветах донских казаков: Золотой означает в поисках славы и богатства. Красный -кровь, пролитую в борьбе за свободу. Синий - таинственый цвет Бога и Крови, готического наследия.

В/ По другой версии синий и жёлтый цвета - это , а малиновый - это цвет казачества. Ведь и язык казаков – это симбиоз украинского и русского. на заседании «Круга спасения Дона» под председательством были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Г/ Флаг Всевеликого Войска Донского


…Донской казачий флаг впервые был поднят над в мае г. До этого у донских казаков были лишь войсковые знамена, пожалованные русскими царями. Флаг 1918 г. был символом независимого государства Всевеликое Войско Донское. Всего два года просуществовало оно, дав казакам («Основные законы Всевеликого Войска Донского»), двух - Краснова и Богаевского и трехцветный национальный флаг, сине-желто-красный. Если флаг Российского государства (под которым сражались белогвардейцы) символизировал единство трех славянских народов: русского, белорусского, украинского, то флаг Дона символизирует единство, проживающих в крае, казаков, и русских. Синий - казачество. Желтый - калмыки, тоже включенные в казачье сословие. И красный цвет - все иногородние ( , , )…

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы. И куда бы казака ни забросила служба, всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей – «свое люби, цени и защищай»

Вызывается следующая пара игроков.

3. Назовите все столицы Всевеликого войска Донского?

1. Раздоры . Раздорский городок (1571 – 1620 гг., 1643 - 1644 г.).

Раздорский городок являлся столицей донских казаков вплоть до 1620 года.

2. Монастырский городок (1620 – 1637 гг., 1642-1643 гг.).
3. Черкасский городок Старочеркасск (1644-1805 гг.).

4. Неоднократно Черкасск подвергался стихийным бедствиям виде наводнений и пожаров. В августе 1744 года Черкасск практически весь сгорел и позже уже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была пересена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском .

5. С приходом Советской власти столицей был объявлен г.Ростов-на-Дону (1918 г.), однако казаки не признали его столицей и открыто об этом заявили

4. Кто мог стать казаком и с какого возраста принимали в казаки?

Ответ: Ошибочно полагать, что казаками были только исключительно русские и украинцы – на самом деле это была многонациональная община . Именно это и стало основой будущего казачества. Ведь когда коренные люди смешались с приезжими, то это очень сильно отразилось на формировании культурной и духовной составляющей зарождающегося в тот момент казачества, что и дало такие узнаваемые этнические приметы.

Здесь были люди отовсюду – татары, украинцы, поляки, ну и, конечно же, в основном, выходцы из разных российских городов, в том числе и москвичи, среди которых были даже бояре. Сюда убегали от прошлой жизни, от преследования властей и просто к безграничной свободе. Они сами избирали себе атаманов и каждый имел право голоса. Сами же решали все дела общины, а также споры – никто им не был указом – даже царь. Каждый знал, что если уеден на Дон, то его там примут, и никогда не отдадут в руки властей.

Т.о. казаки – это не национальность, а общность народов, делом, ратным подвигом доказавшие свою принадлежность к казачеству. В казаки принимали по делам, по заслугам. Принимали в казаки с 16 лет на казачьем кругу.

Ведущий: - Смотришь на настоящего казака и невольно радуешься их гордой осанке, бравому виду, знающих себе цену людей. Как тут не вспомнить сказанное в «Картинах былого Дона»: - Была у них сила неуемная, веселье в боях и пляске лихой, в песнях звонких и раздольных. Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое зерно, словно мякина на ветру, отлетало. А молодцы добрые, надежные, сердцами твердые оседали на Дону.

5. Что собой представляет древний герб Донских казаков?

Ответ: ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков .

Войсковой герб Войска Донского есть в голубом щите черный, стилизованный степной «"Елень"(олень) пронзен стрелой» - старый герб до-Петровского Донского казачества. Этот герб изображается на печати Войсковой в круге, надписью кругом: «Всевеликое Войско Донское». Олень, пронзенный стрелой (символ непокоренности).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Голый казак - прежний символ Всевеликого Войска Донского. По легенде, когда Петр I был на Дону, ему встретился местный воин, который предстал перед императором в чем мать родила. Царь был поражен наглостью «нудиста» и спросил его, куда тот подевал свою одежду?
- Пропил, - признался казак.
- А шашку почему оставил?
- Как же без нее?! Я ж казак!
Такая преданность тронула царя, и он велел увековечить образ казака на гербовой печати Донского войска. Однако в 1918 году образ голого мужика со спиртным в государственной символике посчитали аморальным, и заменили на более романтичный ранний - оленя, пробитого стрелой, но не упавшего.

На заседании Всевеликого Войска Донского в мае 1918 года на Кругу спасения Дона.
ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою.

6. Кто из трех богатырей, изображенных на картине В.Васнецова «Богатыри» был добрым старым казаком? Расскажите о нем.

Ответ: Казаки, которые сугубо почитают преподобного Илию Муромца как своего предка

1 января (по новому стилю) всем Православным миром совершается память преподобного Илии Муромца, Печерского, что позволяет наполнить этот выходной и праздничный для всей страны день не менее праздничным христианским смыслом и содержанием. Могучий богатырь, герой древних былин, Илия Муромец закончил свой жизненный путь в стенах Киево-Печерской Лавры, зримо соединив в своей жизни жертвенное служение ближним, Отечеству и Богу.

Славянская гипотеза

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

Ведущий : - Для казака Дон Иванович-батюшка был хранителем. Ему в прощальной молитве оставлял свою семью казак. Его поминал он в далеких

краях. Не случайно сказано «Тихий Дон». Именно за тишину, за мир и порядок ценится семья. Дон - символ справедливости, мира и семейного счастья. В основе казачьей семьи всегда лежал «домостроевский уклад», уважение традиций:

1. Безмерное почитание гостя.

2. Уважительное отношение к старшим является внутренней потребностью любого казака.«Господа старики – первейшие казаки».

3. Уважение к женщине. «Нет такого дружка, как родная матушка».

В основе морально-нравственных устоев казаков находятся 10 заповедей Христа.

Наряду с Господними заповедями в казачьей среде чрезвычайно строго соблюдались обычаи, поверья, традиции, связанные с повседневной жизнью. Их несоблюдение осуждалось всеми жителями станицы, хутора, поселка.

III . Разыгрывание обрядовых традиций

(с помощью предложенных атрибутов)

Ведущий предлагает разыгрывать традиции по очереди двум командам. Кто сможет показать интереснее и более полнее. Очередность устанавливается по жребию (тянут из мешочка фишки красного и синего цвета).

    Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? (выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Ответ: Рождение мальчика у казаков, так же как и у русских, считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал еще при рождении надел земли, так называемый «пай». Однако в материалах есть указание на то, что мальчику делались особые подарки «на зубок»: «Дед с бабкай идуть, тетка там, абизательна нисуть какой-та падарак. Или авечку дорють, или худобу какую-та там, чи телка. «Это тибе внучик! Это тибе на твае щастя!» Типерь жы ни носят. А раньшы ище кастюмы дарили. Саблю дарили гадов в семь-восимь. Сабля та ж ни маленькая, она ж па зимле будит» . На девочек это все не распространялось.

Приносили в подарок: Стрелу, патрон, пулю, ружье и развешивали все это на стене.

    Казачья мудрость гласит «Сумел родить – сумей на коня посадить». Какая традиция и ритуал лежат в основе этой народной мудрости?

Ответ: -Сажали ребенка на коня с раннего возраста, что можно расценивать как элемент мужской инициальной обрядности: «Кагда сидеть он можыт, посодють иво на каня, да придерживають, чтоб ни упал» . Но начиная с двух лет его регулярно сажали на коня. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то это всегда примечали: «Сразу видна, что он будит наезьник хороший, сразу видна, что он будит настоящий салдат! . Таким образом, посажение на коня является способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.

Назовите основную цель воспитания у казаков детей, особенно мальчиков.

Ответ: Сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.

Ведущий: - Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря.

    1. Как совершался обряд женитьбы по казачьим традициям? Где это происходило? (разыграть, можно показать варианты)

Ответ: - 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе. Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания (т.е. на казачий Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством». Здесь, в этой редуцированной свадьбе XVI-XVII вв., уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: - Конечно, в то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Дело дошло до того, что в своё время грозный атаман Степан Разин выгнал с Дона попов и велел играть свадьбы «у вербовых дерев», т.е. вернул донскую свадьбу едва ли не к языческой («умыкание невесты у воды») традиции. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко» обязан был приискать.

- С установлением церковной составляющей свадебного обряда (икона в храбром поезде, венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха) ведун стушевался и постепенно трансформировался в свадебного колдуна. Но обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом.

    1. Покажите развод по-казачьи. А могла разведенная казачка выйти замуж вновь?

Ответ: - патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода ». Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины.

    1. Какие виды наказания недобрых казаков существовали в разные времена? (покажите атрибуты)

Ответ : битье розгами, плетью, «в куль да в воду» (в 16-17 веке), выгоняли из казаков.

Ведущий ( берет в руки фуражку ): - Как и все другие части казачьей одежды, казачья шапка - предмет особого сакрального мистического смысла. И пусть этот смысл для большинства казаков был потерян давным-давно - ритуал соблюдался и соблюдается до наших дней!

За курганом пики блещут, пыль клубится, кони ржут,

И повсюду слышно стало, что донцы домой идут.

Они к Дону подходили, Сразу кивера долой!

Они Дону говорили: «Здравствуй, наш отец родной».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Это не просто художественный образ. Это зарисовка с натуры. Во многих книгах, статьях встречается сцена - со станции казаки в пешем или конном строю или поодиночке, возвращаясь в родные места,

идут не домой, а прежде всего к Дону, к Хопру, к Донцу… Здесь, на берегу, казаки срывали с голов фуражки и бросали их в волны реки. Затем, умывшись, а то и искупавшись, напившись родной водицы, насухо утирались свежим полотенцем и доставали из тороков или заплечного «сидора» новенькую фуражечку и только тогда шли домой.

    Показать, как атаман отбирал казаков а дальний поход? (использование атрибутов)

Ответ: СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, серьгу в правом ухе. Две серьги в обоих ушах - единственный ребёнок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Вторая версия : Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

IY . «В пословице не зря слово молвится»

Условие : каждой команде предлагается по одной разрезанной на части казачьей пословице, которую они должны собрать и объяснить ее смысл.

Ведущий предлагает сравнить ответ команд с эталоном на экране.

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

Жюри оценивает это задание в 2 балла (правильно собрать – 1 балл; суметь объяснить – 1 балл)

(собрать пословицу из отдельных частей воедино и объяснить ее смысл)

ПОСЛОВИЦЫ:

    Кому Дон тих, а кому – лих (своим на Дону хорошо, врагам – туго)

    Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны )

    Казак молодой, а сноровка старая. (казак пользуется опытом старших, усваивает опыт поколений)

    Пироги на кустах терна не растут (чтобы что-то в жизни иметь, надо трудиться)

    И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. (о военной выправке, об умении воевать...)

    Донская земля дармоедов не кормит. (о трудолюбии, только трудом будешь сыт)

    Коня гладь не рукой, а овсом с мукой. (хороший корм – лучшая ласка )

    Казан проверяют по звону, а казака по слову.

    Где тревоги, туда казаку и дороги. (казак по первому зову встает на защиту своей земли, семьи...)

    Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору. (казак всегда стремится к славе, быть достойным, лучшим, не ищет легких путей)

    Без атамана казак сирота. (атаман казаку как отец родной )

Ведущий: - Нынешнее казачество славно лишь тем, что петь и плясать умеет не хуже своих дедов. И не зря говорено « Казак – донец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец!»

Выступление танцевальной группы Сальского казачьего лицея.

    «Казачий перепляс» (мастер – класс)

Мастер – класс ведет _____________________________________________

Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет,

Али эти подошьет.

Данный конкурс проводится при условии, если возникает спорная ситуация с 2-мя командами, претендующими на призовое место (в форме перетанцовки «кто лучше и правильнее» по образцу танцора) либо проводится как МАСТЕР – КЛАСС для всех желающих ребят в зале, пока подводятся итоги.

Ведущий : - «Казаки сыграли большую роль в становлении и укреплении российской государственности и всегда отважно защищали Родину. Для современной России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к Отчизне»

Подведение итогов : жюри подводит итоги суммируя баллы команд после выполнения заданий на каждой станции. Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Слово предоставляется председателю жюри ___________________________________________________________________

Награждение: команды, занявшие 1-3 места в игре-путешествии награждаются почетными грамотами.

Игровой классный час 7класс

Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

Цель:

Привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

Активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Предварительная работа:

Классный руководитель формирует 6-8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время - потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа - к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

Конкурс 1: «Пословицей - правда молвится»

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки - самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей - правда молвится»,

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак - рыба»),

4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время - потехе час»),

5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот - золотой рот» («Слово - серебро, молчание - золото»).

7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»),

9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность - к злу» («Поспешишь - людей насмешишь»).

Конкурс 2: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Конкурс 3: «Удача»

Для проведения главного конкурса сегодняшней игры - «Удача» - приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

Русская кухня (зеленый);

Быт русского народа (синий);

Русские народные праздники (желтый);

Славянская мифология (оранжевый);

Русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

Народное декоративно-прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы - украшения.)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Славянская мифология

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица - по поговорке «Не все коту Масленица».)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу - с 23 на 24 июня по старому стилю)

6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

Русские былины

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

Конкурс 4: «Логическая цепочка»

Мы приступаем к проведению очередного конкурса - «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

Задача команд - как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

Я называю старинное слово - любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

Алтын - старинная русская медная монета в 3 копейки.

Вершок - старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

Аршин - русская мера длины, равная 71 см.

Полтина - монета достоинством в 50 коп.

Грош - старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

Сажень - старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

Косая сажень - старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

Верста - русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

Полушка - старинная медная монета, равная 0,25 коп.

Десятина - русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

Фунт - старая русская мера веса, равная 409 г.

Пуд - русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

Конкурс 5: «Блиц-турнир»

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке - начинаем конкурс.

Вопросы для первой команды

1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

4. Что не родится без языка? (Язык)

5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

6. Без чего дом не построить? (Без угла)

Вопросы для второй команды

1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

Вопросы для третьей команды

1. Чего языком не достанешь? (Носа)

2. Какой в воде камень? (Мокрый)

3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ для детей и подростков «Приданье старины глубокой…»

Автор работы: Ледовская Ольга Владимировна, педагог – организатор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Подросток».
Целью данного сценария является приобщение детей и подростков к русским народным традициям и культуре своего народа через театрализованную игровую деятельность.
Задачи:
познакомить с традициями народного праздника Святки и в игровой форме
закрепить знание русских народных святочных обрядов;
воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа;
развивать активность детей в игровой деятельности;
поддерживать стремление детей к добрым поступкам;
формировать чувство сотрудничества друг с другом и со взрослыми в театрализованной деятельности.
Описание работы:
в сценарии обыгрываются традиции празднования Сочельника, Святок и обряда колядования. В связи с этим мероприятие несет бытовой характер, отображает уклад жизни народа.

Методическая разработка
предназначена для работы педагогов-организаторов детских клубов с детьми и подростками младшего и среднего школьного возраста во внеурочное время. Данный сценарий содержит материал, способствующий формированию уважительного отношения детей к традициям и культуре своего народа. Интересные сведения, игры и конкурсы помогут организовать и сделать запоминающимся досуг детей и расширить их кругозор.

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«Придание старины глубокой…»
Трек 1.(Сигнал к началу)
Трек 2. (Музыка меняется на хороводную).
Под музыку друг за другом выходят персонажи: группа девушек (6 человек) в народных костюмах, у двух девушек мешок, который они ставят возле елки и заводят хоровод. В конце хоровода одна из девушек останавливается и восклицает.
Девушка 1 : Девчонки! Подружки мои, как хорошо, что Святки наступили!
Рассматривают содержимое мешка: достают коробочки и обратно складывают.
Девушка 2 : Ой, Святки!!! Как я люблю этот праздник. Давайте посмотрим, что мы на колядовали! Да тут какие-то красивые коробочки, кто-то нам сюрприз приготовил.
Девушка 3 : Девушки, скорее берите мешок, ведь нам на праздник пора!
А то вон уже и ряженые идут!
Со смехом убегают.
Трек 3. (Звуковой эффект «Шаги по снегу»).
На сцене появляется еще один персонаж: Черт.
Он съежился и дрожит от холода..
Черт: Эх! Веселится народ…Мне бы их попугать, ужас наводить, ведь раз в год такой шанс для нас, для нечисти бывает. А я злодей со стажем занимаюсь не понятно чем! А все потому, что моя хозяйка «Ее Злодейшество» свой рабочий инструмент потеряла, а мне приказала его найти, да пригрозила лишить меня моего хвоста. А какой я Черт без хвоста.
Смотрит на детей с подозрением.
Черт: Эй вы, ребятня, вы тут ничего не находили?
Дети: «Нет!»
Трек 4. (Звуки веселой мелодии). Черт поворачивается на звук.
Черт: А эти все веселятся! Вот я им свою сейчас коробочку с сюрпризом подкину. Вот тогда они и повеселятся. Ха-ха!
Кидает коробку возле елки. Грозит детям кулаком.
Черт: А я пойду дальше искать, а вы смотрите мне, ни слова.
Уходит.
Трек 5. (Народная ритмичная мелодия).
Выбегают девушки, в руках у одной мешочек с сюрпризами.
Девушка 1: Здравствуйте, ребята!
Девушка 2: Здравствуйте, дорогие гости!
Открывайте окна, двери.
Святки к нам уж прилетели.
В зимнюю седую стужу.
Очень праздник этот нужен.
Девушка 3 : Зима – не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – новогодние святки - «Васильев день», так его еще называют.
Девушка 4 : Вот и мы сегодня с вами попоем, да поиграем!
Девушка5 : Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
Девушка6 :Приходили на веселые святки,
На песни всем миром, да загадки.
Девушка 1 : А что такое Святки?
Девушка2: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Девушка3 : От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощение,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Девушка4 : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Увидев коробочку в стороне, вскрикивает.

Девушка 1 : Вот ты растеряха, мы не успели еще мешок открыть, а ты уже все подарки растеряла.
Берет коробочку, бросает в мешок.
Девушка 5 : Ребята, мы вот что узнали, что мешок - то наш не простой, в нем полно коробочек с сюрпризами. Хотите узнать, что это за сюрпризы?

Девушка 6: Давайте выберем помощника, и он откроет первую коробочку.
Давай-ка не затягивай, а наш мешок развязывай!
Выбирает одного ребенка, который достает коробочку, в ней записка. Ребенок читает записку из коробочки.
Помощник: «На Святки обязательно колядовали. Основная цель колядования - пожелание счастья, богатства и важнецкого урожая. По улицам и по домам ходили ряженые и пели песни, в которых желали разных благ в наступившем году. А хозяева, в свою очередь, щедро одаривали и угощали гостей. Вот и вам, ребята, сейчас предстоит посоревноваться в красноречии и пожеланиях.
Трек 7. (Народная веселая музыка, звучит фоном). Игра «Святочные желалки».
Ребята произносят пожелания всем присутствующим с праздником.
Девушка1: Святки – радостное время,
На дворе мороз,
В доме – праздник и веселье,

Подарков целый воз.
Пора смотреть, что еще интересного есть в нашем мешке.
Вызывают следующего ребенка, он достает коробочку из мешка. Читает записку.
Помощник: «Этот праздник знаменит еще тем, что всякая нечисть, под видом добрых граждан, могла пробраться и испортить своими проделками все веселье».
Девушка 2: Ой! А как они могут к нам пробраться?
Девушка 3: К нам! Ну, ты глупая. К нам они не проберутся, а я вот, пока бежала к ребятам на праздник, метлу нашла. Вот!
Показывает.
Девушка 1: А мы только что говорили о нечисти, а не метла ли это какой-нибудь злой колдуньи? А вдруг она ее потеряла? А если она волшебная?
Пугает метлой ребят.
Девушка 4: Давайте тогда поколдуем!
Девушка 5: Да ну тебя! Даже страшно стало, давай вернем ее на место?
Девушка 1: Вот ты, трусиха. А вы, ребята, тоже напугались? Но мы - то с вами в безопасности. Ну что, сыграем?
Трек 8. (Народная ритмичная мелодия). Игра «Ведьмина метелка».
1. Участники становятся в круг и, передавая метлу по кругу, перескакивают через нее, пока играет музыка. Участник, у которого останется в руках метла, когда остановится музыка, должен отгадать загадку о зиме. По окончании игры ребятам предлагают занять свои места в зале. Я вода, да по воде же и плаваю (лед).
2. Гуляет в поле, да не конь,
3. Летает на воле, да не птица (метель).
4. Летом спят, а зимой бегут (сани).
5. В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).
6. Упрятались голышки во мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
7. Идет Егорка – бела шубенка (снег).
8. Глянули в оконце - лежит белое суконце (снег).
9. Трескуч, ядрен, намостил мостов; по дворам пробежал, все окна расписал (мороз).
10. Текло, текло и легло под стекло (лед).
Девушка 6 : Ну, вот и метла пригодилась. Хорошая метла в хозяйстве всегда нужна. Отнесу-ка я ее кузнецу, да попрошу у него взамен гребешок.
Убегает.
Девушка1: Веселое время - зимние Святки!
Можно немножко нарушить порядки,
И погулять, и пошалить,
И про игры не забыть.
Ребята, давайте скорее откроем еще одну коробочку. А можно я теперь открою? Ну, пожалуйста? Ой, какая странная коробочка, я такой не припомню.
Достает ту коробочку, которую подбросил Черт.
Трек 9. (Тревожная мелодия с нарастающим развитием). Открывает коробочку, свет гаснет и загорается. Слышен шум, свист. Появляется Черт. Девушки испуганно смотрят на него. Черт обходит их, величественно делает поклон головой девушкам и ребятам.
Черт: Ха-ха!-ха! Ну что замолчали, язык проглотили? А где ваше здрасьте?
Девушки здороваются, не отрывая глаз от Черта.
Девушка 2 : Ззздрасте…
Черт: Чего уставились? Сюрприза ждали? Праздничка захотели? А мне не до праздника! Я Черт в тысячном поколении прибыл по специальному поручению: найти и вернуть утерянную секретную вещь самой ведьмы с регистрационным номером АК 1122334455. Вы
случайно ее не видели?
Д[ b]евушка 3: Ой! Нет, не видели. Простите, а вы черти всегда так без приглашения врываетесь?
Черт: Так дело срочное! Уж скоро полночь, а без этой вещи мы как без рук! Мы, знаете ли, в отличие от вас, работаем в такой праздник.
Девушка 4: Ой! Ой! Да разве это работа людей пугать! Простите, а это правда, что когда вы черти злитесь, у вас рога краснеют?
Черт злится и его рога краснеют (рожки с подцветкой), пугает девушек. Они удивлены, но не испуганы.
Черт: Сколько лет людей пугаю, а таких бесстрашных впервые встречаю. И чего я с вами время теряю. Ох, и дети пошли….
Трек 10. (Спокойная мелодия).
Черт уходит, ворчит. Девушка облегченно вздыхает.
Девушка 2: Ой! Ребята, не знаю как вы, а я очень испугалась. Это же надо сама нечистая сила нас посетила.
Вбегает другая девушка, радостно вскрикивает.
Девушка 1 : Отдала! Отдала метлу кузнецу, а он нам за это смастерит из хрусталя гребешки.
Девушка 2 : Ой! Как хорошо! А у нас тут такое произошло… Нас так напугали…
А в прочем, кто нам праздник может испортить. Давайте скорей играть. Ну, кто следующий в мешок полезет?
Выбирают помощника. Ребенок открывает коробочку.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Помощник: «Детвора в этот праздник соревновалась в строительстве самого большого замка из снега»
Приглашает поиграть в игру.
Трек 10. (Народная стилизованная мелодия).
Игра «Снежный замок».
Две команды по 5 человек, у всех по 10 снежков. Задание: построить замок из снежков. Ведущая подходит и дует на них, чей замок не распадется, та команда и победит.
Девушка 3: Кто еще желает достать следующую коробочку?
Выбирают помощника.
Трек 6. (Волшебный перезвон).
Открытие коробочки. Достает и читает записку.
Помощник: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная Новый год, все стремились узнать, что их ждет в будущем.
Вот и мы сегодня с вами погадаем
и свою профессию будущую узнаем.
Сейчас тот, к кому я подойду, достанет из мешочка любой предмет, он и определит твою профессию.

Девушка берет мешок с гаданием.
Трек 12. (Ритмичная мелодия в народном стиле).
Игра «Гадание».
Дети, не глядя, достают из мешка разные предметы. Ведущие, увидев, что достал ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «Сапожником» (ботинки), «врачом» (бинт), «Учителем» (указка), «Шофером» (руль), «Писателем» (очки), «Бухгалтером» (калькулятор), «Банкиром» (кошелек)
Девушка3: Святки, святки наступили,
Нас весельем покорили!
Мы играем, колядуем,
И поем мы и танцуем!
Выходите к нам, ребята, на веселый танец, но сначала отгадайте загадку.
Дети отгадывают загадку и становятся в круг.
Девушка4: Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днём – домой. (Валенки)
Девушка 3: Конечно, это валенки! А теперь задание для вас: оденьте воображаемые валенки и приготовьтесь танцевать. Повторяйте все движения за мной.
Трек 13. Игра - танец «Валенки».
Во время исполнения танца Черт пробирается в зал и садится на стул.
После исполнения танца, дети остаются в кругу. И вдруг первая девушка, вскрикивает и указывает в зал на Черта.
Девушка 4: Ой, смотрите! Опять этот Черт на праздник к нам явился? И что тебе от нас все нужно?
Девушка 5: Да не у нас вашей, как ее … АК 112233… или как ее еще там…
Не там вы ее ищете, вы ошиблись.
Черт : А моя хозяйка говорит, что это я ошибся и позволил себя обдурить. Не хотите по хорошему отдавать, значит, не видать вам больше новогодних праздников, верну вам старый год.
Черт: делает три хлопка.
Трек14. (Нагнетающая мелодия, подразумевающая опасность).
Выход ведьмы. Свет гаснет, воет ветер. Раздается жуткий смех.
Девушка 1 : Ой, ой! Что ты наделал, нечисть! Как тебе не стыдно лишать ребят такого праздника!
Черт: А это не я! Я ничего не делал!!! Спрячьте меня! Спрячьте! Это моя хозяйка сама идет!!!
Черт пугается и прячется за ребятами. Медленно появляется сама Ведьма, она величественно обходит ребят, ищет Черта, но не найдя, останавливается
Ведьма: Где он?
Девушка 2: Ну, во-первых, здравствуйте!
Ведьма: Шутить со мной вздумали!
Девушка 3 :Да, уж какие шутки! А если вы о Черте, то вот он, забирайте. Он нам весь праздник испортил.
Девушка отходит в сторону, а за ней сидит Черт. Увидев ведьму, Черт падает на колени и бормочет, заикаясь. Показывает на детей.
Черт: Ваше Зззлейшество… Я ее пооочти нашел, а они ее не ооотдают…
Ведьма: С детьми справиться не можешь?
Черт: Ваше Злейшество! Да я старался… Устал я, мне бы в отпуск …
Ведьма: Я тебе сейчас такой отпуск устрою, да я тебя в жабу превращу
Начинает колдовать (делает круговые движения руками) Девушка перебивает Ведьму.Черт, тем временем, прячется за девушку.
Девушка 4: Стойте! Зачем же так сразу?
Девушка 5: Ой! Не надо его в жабу превращать. Может, мы вам с ребятами поможем найти вашу потерю…
Черт: АК1122334455, она у вас, это точно…
Девушка 6: Ребята, мы сейчас во всем разберемся!
Ведьма: Но если и вы мне ее не вернете, то не видать вам вашего праздника! Это секретное летающее средство было утеряно в ваших краях, регистрационный номер которого АК 1122334455. Оно мне 1000 лет служило, а теперь ….
Девушка 1: Почти шепотом. Кажется, я знаю, что это…
Это же метла, которую мы нашли и отнесли кузнецу. Как же я сразу не догадалась.
Девушка 2: Ой, а он нам за нее гребешки обещал…
Девушка 3: Тут праздник нужно спасать, а ты все о побрякушках думаешь. Отвлеки их, а я мигом...
Девушка убегает.
Девушка 4: Ваше Злейшество, вы, наверное, устали с дороги, присаживайтесь, да песню нашу праздничную послушайте.
Концертный номер.
Ведьма: В ярости. Ну, довольно с меня! Вижу, обмануть меня вздумали! Ведь скоро полночь, а моего летательного аппарата все нет!
Девушка выносит целую охапку метелок и кладет возле Ведьмы.
Девушка 3: Вот, это все, которые у нас есть!
Ищет Черта и обращается к нему.
Ведьма: Ну, что ж, будем искать. Черт!
Черт: Я здесь!
Ведьма: Искать!
Черт пытается найти метлу и не находит.
Девушка 3: Да что ж он один - то будет, мы поможем вам найти метлу.
Трек 15. (Народная быстрая мелодия). Игра «Найди метлу».
Две команды по 4 человека. Метлы лежат в одной стопке, участники из разных команд по очереди подбегают, берут метлу (на каждой метле индивидуальный номер) и возвращаются к ведьме, сообщая ей номер метлы. Игра продолжается, пока будет найдена метла Ведьмы. Метла найдена.
Ведьма радуется, обнимает метлу.
Ведьма : Вот она моя, родимая!..
Обращается к Черту.
Ты прощен и можешь быть свободен … до следующего года! И чтоб мои глаза тебя не видели!
Ведьма грозит Черту метлой, он прячется за елкой.

Обращается к ребятам.
Ведьма: Ну что ж, ребятушки, нашлась моя пропажа. Прощайте, не до вас мне! Неси меня моя метла в дом на Лысой горе! И-хо-хо!
Звуковой эффект: свист, шум.
Ведьма садится на метлу и «улетает»
Трек16. (Спокойная мелодия)
Девушка 1: Как хорошо, что ведьма улетела и не испортила наш праздник! А где же Черт?
Черт выбирается из-под елки, пятится спиной и сталкивается с Девушкой.
Оба вскрикивают.
Девушка 2 : Так ты еще не ушел?
Черт: Спасибо вам, если бы вы мне не помогли, я бы тут сейчас квакал.
За это я вас отблагодарю, загляните в последнюю коробочку. (Убегает).
Девушка 3: Ой, что-то не доверяю я Черту!
Девушка 4: А, была, не была!
Девушки достают последнюю коробочку, открывают ее и находят там конфеты.
Девушка 5: А Черт не обманул. Вот вам сладости от Черта!
Трек16. (Спокойная народная мелодия). Девушки раздают конфеты, а они не настоящие.
Девушка 6 : Ну, Черт! Ну, попадись нам.
Не расстраивайтесь, ребята. Мы сегодня целый мешок наколдовали, и без угощения вы не останетесь.
Девушка машет кулаком в сторону, куда убежал Черт. Девушки поднимают мешок со сладостями. Раздают конфеты.
Трек 17.(Финальная ритмичная мелодия, звучит фоном)
Девушка 1: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье!
Девушка 2: Такими были на Руси Святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. Но и мы от них не отстали, правда?
Девушка 3 : Веселитесь и гуляйте, Вот он праздник без забот. И пусть вам и вашим близким. Будет радость круглый год.
Девушка 4: Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья!
Девушки : С праздником вас! До новых встреч!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме