Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

При какой статической нагрузке испытывают спасательную веревку. Методика испытания пожарно-технического вооружения (ПТВ): поясов пожарных, спасательных веревок, пожарных лестниц, рукавных задержек, пожарных рукавов

Водосборники рукавные* (ГОСТ Р 53249-2009)

Водосборник рукавный (далее – ВС) – устройство, предназначенное для соединения двух потоков воды из пожарной колонки и подвода ее к всасывающему патрубку пожарного насоса, испытывается один раз в год на прочность и герметичность.

Проверку прочности водосборника и герметичности соединений проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 15 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: на выходной патрубок водосборника диаметром 125 мм устанавливают головку-заглушку со сливным краном. К одному (поочередно) из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса) используемой для создания гидравлического давления. Доведя давление до 0,5 атмосферы, проверяется герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивается давление до 10 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут.

Затворное устройство водосборника должно обеспечивать перекрытие, незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений. Пропуск воды через затворное устройство допускается не белее 50 миллилитров в минуту.

Гидроэлеваторы* (ГОСТ Р 50398-92)

Гидроэлеватор пожарный эжекторного типа – устройство, предназначенное для забора воды из водоисточника с уровнем, превышающим максимальную высоту всасывания насосов, а также для удаления из помещений воды, пролитой при тушении пожара.

Для проверки работоспособности собирают рабочую схему гидроэлеватора с подачей ручного ствола с производительностью 10 л/с, при этом гидроэлеватор должен быть погружен в воду на глубину 0,5 метра до оси диффузора. Гидроэлеватор считается годным, если корпус, соединения, сетка гидроэлеватора не имеют повреждений и обеспечена устойчивая работа водяного ствола.

Головки соединительные (переходы)* (ГОСТ Р 53279-2009*)

Переходная пожарная соединительная головка (ГП): пожарная соединительная головка для быстрого соединения в коммуникациях пожаротушения пожарного оборудования разных условных проходов.

Переходные головки соединяют друг с другом, после этого соединенные головки присоединяют одним концом к насосу, другой конец заглушают. Повышают гидравлическое давление до значения в 9 атмосфер и выдерживают при этом давлении не менее двух минут. За все время испытаний не должно быть выделения воды через соединения и материал головки. Далее давление снижают до нуля и осматривают головки. Не должно быть видимых деформаций, трещин, выдавливания резиновых колец, а также разрушения элементов конструкции.

Переходные головки и насадки на стволы испытываются один раз в год. Допускается испытывать одновременно с пожарными стволами.

Колонки пожарные* (ГОСТ Р 53250-2009)

Колонка пожарная – устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.

Пожарные колонки испытываются один раз в год.

Конструкция пожарной колонки должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении в 1,5 раза превышающем рабочее и сохранять герметичность соединений и уплотнений при давлении в 1,2 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускается появление следов влаги в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Время выдержки под давлением не менее 2 минут. Рабочее давление принимается равным 10 атмосфер.

Разветвления рукавные* (ГОСТ Р 50400-92)

Разветвления рукавные – устройства, предназначенные для разделения потока и регулирования количества проходящей воды или раствора пенообразователя. Разветвления в зависимости от числа выходных патрубков и условного прохода входного патрубка подразделяют на типоразмеры:

трехходовые разветвления;

четырёхходовые разветвления.

Рукавные разветвления испытываются один раз в год гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 3 минут.

Прочность и герметичность проверяют при открытых затворных клапанах разветвления. Перекрывающие устройства и соединения разветвлений должны обеспечивать герметичность. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Стволы пожарные воздушно–пенные* (ГОСТ Р 53251-2009)

Ствол пожарный воздушно-пенный – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров. Стволы пожарные воздушно-пенные подразделяется на следующие типы:

ствол воздушно-пенный (СВП) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности;

ствол воздушно-пенный комбинированный (СВПК) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены как низкой, так и средней кратности;

ствол воздушно-пенный эжектирующий (СВПЭ) – предназначен для формирования и направления струй воздушно-механической пены низкой кратности.

стволы воздушно-пенные с перекрывным устройством (СВПП);

ГПС, «Пурга» (и их аналоги) – генераторы пены средней кратности.

Воздушно-пенные стволы испытываются на работоспособность и внешним осмотром один раз в год.

Проверка на работоспособность проводится в следующем порядке: собирается рабочая линия с присоединенным стволом, подается требуемое рабочее давление согласно паспортной документации, при этом работоспособность должна соответствовать заявленным характеристикам на заданное изделие.

Сетки стволов (при их наличии) должны быть равномерно натянуты, прогиб сеток после испытания не должен превышать 5 мм.

При внешнем осмотре проверяют вид и качество изготовления стволов, соответствие изделий конструкторской документации (рабочее давление, условный проход, исполнение), применяемые материалы, равномерность натяжения сеток, наличие органов управления, крепление деталей, наличие и содержание маркировки.

Стволы пожарные лафетные* (ГОСТ Р 51115-97)

Стволы пожарные лафетные предназначены для формирования сплошной или сплошной и распылённой с изменяемым углом факела струй воды, а также струй воздушно-механической пены низкой кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные лафетные подразделяются на следующие типы:

стационарные, монтируемые на пожарном автомобиле или промышленном оборудовании (С);

возимые, монтируемые на прицепе (В);

переносные (П).

В зависимости от функциональных возможностей стволы подразделяются на следующие типы:

универсальные с индексом У – формирующие сплошную и распылённую с изменяемым углом факела струи воды, а также струю воздушно-механической пены;

без индекса У – формирующие сплошную струю воды и струю воздушно-механической пены.

В зависимости от вида управления стволы могут изготавливаться с дистанционным (Д) или ручным (без индекса Д) управлением.

Лафетные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов проверяют в следующей последовательности: к входным патрубкам диаметром 77 мм подсоединяются напорные рукава диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления. Постепенно увеличивается давление в напорных рукавах до 12 атмосфер и выдерживается в течение 2 минут, испытания проводят при открытом перекрывающем устройстве (при его наличии) и заглушенном выходном отверстии.

При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений.

После проведения испытания основное внимание уделяется получению ровной, компактной струи воды.

Проверку герметичности затворного устройства проверяют в следующей последовательности: к одному из входных патрубков диаметром 77 мм подсоединяется напорный рукав диаметром 77 мм от автоцистерны (гидравлического пресса), используемой для создания гидравлического давления.

Доведя давление до 0,5 атмосферы проверяют герметичность затворного устройства в течение 2 минут, далее постепенно увеличивают давление до 8 атмосфер и выдерживают в течение 2 минут. Затворные устройства стволов должны обеспечивать перекрытие незадействованного входного патрубка. При этом не должно быть течи в местах соединений.

Стволы пожарные ручные* (ГОСТ Р 53331-2009)

Ствол пожарный ручной – устройство, предназначенное для формирования и направления струй воды, воздушно-механической пены низкой кратности или низкой и средней кратности при тушении пожаров.

Стволы пожарные ручные подразделяются на следующие типы:

распылитель – предназначен для формирования распыленной струи воды;

стволы с защитной завесой – предназначены для формирования водяной завесы для защиты ствольщиков от теплового излучения;

универсальные стволы – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации;

комбинированные стволы – предназначены для формирования как водяных струй, так и струй водных растворов огнетушащих веществ;

автоматические стволы (двойной ступени) – предназначены для формирования как сплошной, так и распыленной струи воды, а так же защитной завесы и (или) их комбинации и подачи пенообразующих, солевых растворов.

Ручные пожарные стволы испытываются гидравлическим давлением один раз в год.

Проверку прочности корпуса и герметичности соединений стволов (без пенного насадка или вставки) проверяют гидравлическим давлением 9 атмосфер в течение 2 минут, при этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружной поверхности стволов и течь воды в местах соединений (испытание проводится с закрытым перекрывающим устройством).

Сетки всасывающие (ГОСТ Р 53253-2009)

Сетки классифицируются в зависимости от условного прохода и основных показателей и могут иметь следующие типоразмеры:

СВ-80 - с условным проходом DN 80;

СВ-100 - с условным проходом DN 100;

СВ-125 - с условным проходом DN 125;

СВ-200 - с условным проходом DN 200.

Всасывающая сетка испытывается один раз в год. К всасывающей сетке подсоединяют водосборник, к одному из входных патрубков водосборника подсоединяют напорный рукав диаметром от автоцистерны, используемой для создания гидравлического давления.

Надклапанная часть сетки должна выдерживать гидравлическое давление 2 атмосферы в течение 2 минут. Появление следов воды, течи на наружных поверхностях деталей и в местах соединений не допускается.

Верёвки пожарные спасательные (ГОСТ Р 53266-2009)

Веревка пожарная спасательная – предназначена для страховки пожарных при тушении пожаров и для проведения связанных с тушением пожара аварийно-спасательных работ.

Коуш – конструктивный элемент веревки, предназначенный для заделки ее конца с целью образования петли.

Спасательные веревки испытываются один раз в шесть месяцев, должны соответствовать требованиям ГОСТ, нормативно-технической документации, иметь коуши, храниться в чехлах. На чехлах и одном из концов спасательной веревки у обвязки петли наносится маркировка с указанием учетного номера, длины веревки и даты последнего испытания, при этом маркировка должна четко просматриваться.

Прочность спасательной веревки проверяется путем приложения к ней статической нагрузки, равной 350 кг, для чего спасательную веревку разматывают на всю длину, один конец закрепляют неподвижно, а к другому прикладывают нагрузку, замеряемую динамометром, и выдерживают в течение 5 минут. Веревка к дальнейшей эксплуатации не допускается, если:

произошло полное или частичное разрушение хотя бы одной из прядей веревки;

произошло разрушение хотя бы одной из заделок концов веревки (коуша), включая металлические детали;

относительное остаточное удлинение, измеренное через 20 минут после испытания статической нагрузкой, составило более 10 процентов, относительно первоначальной длинны веревки.

Динамическое испытание спасательной веревки проводят в следущем порядке: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Лицо, возглавляющее караул на дежурных сутках, не реже чем 1 раз в 10 дней проверяет спасательные веревки, находящиеся в расчете и резерве, внешним осмотром с занесением результатов в «Журнал учета результатов испытаний ПТВ».

Пояса пожарные спасательные (ГОСТ Р 53268-2009)

Пояс пожарный спасательный – предназначен для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.

Пояс пожарный спасательный включает в себя следующие элементы:

поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии;

пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине;

карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина;

страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом;

хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня;

шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

Пояса пожарные спасательные испытываются на прочность один раз в год.

Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию, диаметром не менее 300 миллиметров и застегивается на пряжку.

Испытание пояса на прочность проводят путем приложения к карабинодержателю нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм, и выдерживают в течение 5 минут. После снятия нагрузки пояс не должен иметь разрушений, деформаций деталей и разрывов швов, а перемещение поясного ремня в пряжке за время испытания не должно превышать 5 мм. В противном случае дальнейшая эксплуатация пояса запрещается.

Карабин пожарный (ГОСТ Р 53267-2009)

Карабин пожарный – входит в состав снаряжения пожарного и предназначен для страховки пожарного при работе на высоте, а также для спасания и самоспасания с высот.

Карабин пожарный включает в себя следующие элементы:

крюк – силовая скоба карабина, воспринимающая рабочие нагрузки;

затвор – механизм, предназначенный для замыкания крюка;

шарнирное соединение – узел крепления затвора к крюку карабина;

замковое соединение – узел соединения крюка и откидной части затвора;

замыкатель – подвижная муфта, закрепленная на откидной части затвора, предназначенная для запирания замкового соединения.

Карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год.

Испытание карабина на прочность (при закрытом затворе) проводят путем приложения нагрузки, равномерно возрастающей до значения 350 килограмм и выдерживают в течение 5 минут.

После снятия нагрузки нарушение нормальной работы замкового устройства карабина или изменение его формы не допускается.

В местах шарнирного и замкового соединений затвора карабина должно быть обеспечено плотное прилегание сопрягаемых поверхностей, при этом допускаемый зазор должен быть не боле 0,2 миллиметра.

Лестницы ручные пожарные (ГОСТ Р 53275-2009)

Лестница ручная пожарная – переносная лестница, входящая в состав ПТВ пожарной машины и предназначенная для обеспечения действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на высотах. Существуют следующие типы лестниц ручных пожарных:

лестница выдвижная – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из нескольких параллельно связанных колен, и оборудованная механическим устройством перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины. Отсчет колен ведется с верхнего.

лестница штурмовая – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных ступенек, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность;

лестница-палка – лестница ручная пожарная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных поперечными ступеньками.

Все ручные пожарные лестницы испытываются один раз в год.

Лестница выдвижная при испытании устанавливается на твёрдом грунте, выдвигается на полную длину и опирается на стену под углом 75 градусов к горизонту (2,8 метра от стены до башмаков лестницы). Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольных грузов по 100 килограмм посредине каждого колена с помощью скоб, размещенных на ступеньках вплотную с тетивами. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь повреждений, остаточной деформации. Выдвигание колен должно быть плавным, без рывков и заеданий. Сдвигание колен должно происходить под действием собственного веса.

Испытание лестницы штурмовой производится путем подвешивания на опорной поверхности за большой концевой зуб крюка. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 160 килограмм ко второй снизу ступеньке с помощью скоб, установленных вплотную к тетивам лестницы. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции.

Лестница-палка при испытании раскладывается в рабочее состояние и устанавливается на твёрдом грунте, с опорой на стену под углом 75 градусов к горизонту. Производится нагрузка лестницы путем подвески контрольного груза 120 килограмм к средней ступеньке лестницы с помощью скоб, расположенных вплотную к тетивам. Время воздействия нагрузки должно составлять 2 минуты. После испытания лестница не должна иметь остаточной деформации и разрушения элементов конструкции, должна легко и плотно складываться.

Допускается проводить испытания с использованием стенда для испытания спасательных устройств.

Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)

Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.

Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.

После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.

Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.

«Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)

ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):

ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;

ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.

Разделение по функциональному назначению:

инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;

инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;

инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;

инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;

устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) - расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.

Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.

Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:

100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;

80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.

Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.

Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.

Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.

Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.

Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.

Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.

Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:

Перчатки резиновые диэлектрические;

Галоши (боты) резиновые диэлектрические;

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;

Переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.

Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями (мы испытываем в Северных электрических сетях).

Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.

На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;

боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;

ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.

Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;

для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.

Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:

длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;

боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;

коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.

«Пожарный инструмент и инвентарь»

К пожарному инструменту и инвентарю относятся: ведра, ключи торцевые для открывания гидрантов, крюки для открывания крышек пожарных гидрантов, кувалды, лопаты (штыковые, совковые), нож (резак) для резки ремней безопасности, подставки для стабилизации автомобилей (при проведении АСР), шланги для забора ПО из промежуточной емкости и т.д.

Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.

  • III. Порядок организации и проведения туристического слета

  • Периодичность : Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность ОДИН РАЗ В ГОД.

    Параметры: Нагрузка Р = 350 кг, время испытаний = 5 мин.

    Карабин испытывается совместно с поясом. Нагрузка создается без рывков. Испытания проводятся с применением груза или при помощи универсального модернизированного станка .

    Схемы испытаний приведены на рисунках 1 и 2.

    Требования после испытаний: После снятия нагрузки на поясе не должно быть:

    • разрывов;
    • повреждений поясной ленты;
    • повреждений пряжки;
    • смятия заклепок и др.

    Карабин не должен иметь изменений формы и целостности материала. Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться.

    Испытания спасательных веревок устройств

    Схемы статических испытаний спасательной веревки и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунках 5 и 6.

    Схема динамических испытаний спасательных веревок и страхующих устройств учебной башни приведены на рисунке 7.

    Требования после испытаний: После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины.

    Ручные пожарные лестницы

    Периодичность :

    Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75°.

    Нагрузка прикладывается на обе тетивы между 4 -5 ступенями Р = 120 кг. Время – 2 мин.

    Схемы испытаний приведены на рисунках 8 и 9.

    Требования после испытаний: После снятия нагрузки лестница не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

    Испытание штурмовой лестницы

    Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

    Параметры: Нагрузка на две тетивы на уровне 2-ой ступени снизу Р = 160 кг. время испытаний = 2 мин.

    Требования после испытаний: После снятия нагрузки не должно быть трещин и остаточной деформации крюка.

    Штурмовая лестница подвешивается свободно за последний зуб крюка. Схемы испытаний приведены на рисунках 10 и 11.

    Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД и после ремонта.

    Параметры: Угол наклона к горизонтали a = 75° (2.8 м от стены до башмаков лестницы)

    Нагрузка на каждое колено Р = 100 кг Время испытаний = 2 мин.

    Требования после испытаний : После снятия нагрузки лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

    Лестница выдвигается на полную высоту. Схемы испытаний приведены на рисунках 12 и 13.

    Периодичность: Испытания проводятся ОДИН РАЗ В ГОД.

    Требования после испытаний : После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации.

    Для испытаний задержка подвешивается крюком на ПЛОСКУЮ поверхность балки (подоконника). Груз подвешивается за петлю. Схемы испытаний приведены на рисунках 14 и 15.

    Испытание пожарных рукавов

    Периодичность: Испытания проводятся:

    новых рукавов:

    – при постановке в боевой расчет.

    – при ТО-1;

    – при обнаружении изменений в качестве рукавов;

    – после ремонта.

    Параметры: Для рукавов I и II групп:

    Испытания на разряжение: Рраз = 0,08 ± 0.01 МПа

    Падение разряжения не должно превышать DР = 0,013 МПа за время t = 3 мин

    Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 1- ой группы (всасывающих) приведена на рис.16.

    Схема испытаний на разряжение всасывающих рукавов 2 – ой группы (напорно-всасывающих) приведена на рис.17


    Испытание на давление.

    После испытаний: рукав не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслаиваний.

    Возможны случаи, когда при исправной вакуумной системе, герметичном пожарном насосе, вода в насос с открытого водоисточника не забирается. Причиной в этом случае как правило, является отслоение внутреннего слоя резины всасывающего рукава. Обнаружить которую возможно при использовании специальной заглушки и вставки с лампочкой подсветки (см. рис. 20)

    Периодичность: Испытания проводятся:

    новых рукавов:

    – при постановке в боевой расчет

    рукавов находящихся в эксплуатации:

    – один раз в 6 месяцев (при сезонном обслуживании);

    – после ремонта

    Параметры: Испытания на давление Р = 1,0 МПа (10 кгс/см 2)

    Время испытаний t £ 3 мин

    Примечание:

    1. Рукава непрореэиненные перед испытанием замачивают под давлением 2-4 атм в течении 5 мин.

    2. Рукава высокого давления испытывают под давлением 30 атм.

    Допускается на рукаве:

    1 сорта – прорезиненного – отсутствие свищей;

    – непрорезиненного < 3 свищей;

    2 сорта – прорезиненного < 3 свищей;

    – непрорезиненного < 5 свищей.

    Высота пылевидного свища не должна превышать 150 мм.

    Методика: рукава присоединяются к напорным патрубкам, на конце рукавов закрепляется ствол либо разветвление. С помощью насоса создается давление.

    Учет и порядок списания пожарных рукавов

    Документами для учета рукавов, их состояния и списания являются:

    1. Паспорт рукава

    2. Ведомость состояния рукавного хозяйства. Заполняется 2 раза в год после испытания рукавов и направляется в УГПС

    3. Акт на списание рукава.

    В акте указывается дата пожара (учения…), адрес, обстоятельства повреждения или неудовлетворительный результат испытания.

    4. Книга службы.

    Вышедшие рукава на пожаре (учении…) регистрируются и не позднее 10 дней направляются на ремонт.

    5. Суточная ведомость движения рукавов. При централизованном обслуживании.

    6. Контрольный лист движения рукавов.

    Рукава подлежат списанию , если:

    1. неремонтнопригодны;

    2. не прошли гидравлическое испытание после последовательного 3-х кратного ремонта (ремонт – испытание – ремонт…) Непригодные рукава к боевой работе могут быть переведены в категорию “Учебный” или “Хозяйственный” по решению комиссии УГПС.

    Требования безопасности при ликвидации горения в жилых домах.

    При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

    перекрытию задвижек на газопроводе;

    отключению подачи электроэнергии;

    снижению температуры и удалению дыма из помещения;

    охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

    Определение и классификация пожарных насосов.

    Насосами называются машины для перемещения жидкостей или газов, в которых механическая энергия двигателя преобразуется в гидравлическую энергию движущейся среды.

    · Объёмные – поршневые, плунжерные, роторные (шиберные, шестерённые)

    · Струйные – гидроэлеваторы, эжекторы и инжекторы.

    · Лопастные – центробежные, осевые, вихревые.

    Понятие о ликвидации пожаров.

    Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его повторного возникновения.

    Обязанности РТП.

    РТП обязан:

    обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

    устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

    проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), привлекать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

    принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

    определять решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

    производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

    принимать решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (ГДЗС), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб пожарной охраны;

    организовывать связь на пожаре;

    сообщать дежурному диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

    докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

    обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом пожарной охраны, участвующего в тушении пожара и привлеченных к тушению пожара сил, доводить до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

    обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

    принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества, к установлению причины пожара;

    составлять акт о пожаре;

    выполнять обязанности, возлагаемые настоящими Указаниями на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

    5. Тушение пожаров самолётов в аэропортах и ангарах.

    При пожаре возможны:

    быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

    угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

    быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

    интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

    взрывы баллонов со сжатым газом;

    быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

    при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ведении боевых действий необходимо:

    сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

    организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

    осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

    ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

    подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

    производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

    ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

    ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

    развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру.

    При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

    Тушение летательных аппаратов на стоянках а в ангарах:

    организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

    задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

    использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.

    6. Дайте определение понятию «Пожар».

    Пожар – комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат нестационарные (изменяющиеся во времени и пространстве) процессы горения, тепло- и массообмена. Пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

    Веревка спасательная. Назначение, порядок испытания.

    Спасательная верёвка предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно – спасательных работ, а также при тренировках.

    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

    Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Читайте также:
    1. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE - пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE - средств.
    2. Абсорбционный способ подготовки газа. Технологическая схема, назначение и устройство аппаратов. Параметры работы,
    3. Авиационные радиопередающие устройства. Назначение, основные параметры.
    4. Агрегатный индекс как форма общего индекса. Выбор весов при построении общих индексов. Индексы цен Г. Пааше и Э. Ласпейреса, их практическое применение.
    5. Акции акционерного общества, их классификация, назначение и роль.
    6. Акции акционерного общества: классификация, назначение и роль.
    7. Амортизационная политика: назначение, суть и методы проведения

    Спасательные веревки

    Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

    Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

    Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

    На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

    Веревка пожарная спасательная - предназначена для вооружения подразделений противопожарной службы, используется для страховки пожарных при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Веревка пожарная спасательная обычного исполнения (ВПС) - предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работ, а также при тренировках пожарных

    Термостойкая пожарная веревка (ТПВ) - предназначена для выполнения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в зонах возможного воздействия на нее открытого пламени и высоких температур.

    В целях сохранности физико-механических свойств веревка должна храниться в чехле из водонепроницаемой ткани, смотанной в клубок, и иметь защиту от воздействия влаги, прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей. Один из концов веревки у обвязки петли обматывается белой тесьмой (2 - 5 см ширины) с указанием инвентарного номера. В концы веревки вплетают металлические коуши.

    В комплект поставки входят:

    веревка - 1 шт;

    сумка-чехол для переноски веревки - 1шт;

    паспорт-инструкция - 1шт.

    Веревка пожарная спасательная «Барьер-С»

    Предназначена для обеспечения проведения спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций в помещениях и на свежем воздухе при температуре окружающей среды от минус -40 о до 50 о и относительной влажности воздуха 98 % при температуре 20 о С

    Веревка термостойкая пожарная (ЗАО «АСО»)



    Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанными в клубок. Один из концов веревки (на котором указан инвентарный номер)у обвязки петли обшивается белой тесьмой 2-5 см ширины. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

    Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов (помощниками начальников караулов) - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

    Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

    После каждого использования спасательной веревки на пожаре (занятии, учении) под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (можно через блок) веревке подтягиваются и зависают на 1-2 с три человека. Если после снятия нагрузки удлинение веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.



    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

    Статическое испытание: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать веревку. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение веревки не должно превышать 5 % первоначальной длины.

    Динамическое испытание: к концу веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Пневматические прыжковые спасательные устройства

    ППСУ – предназначено для гашения энергии падающих с высоты людей при пожарах и других безвыходных аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях, когда использование других средств и способов спасания людей не представляется возможным.

    Эксплуатация, хранение и ремонт ППСУ осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

    Веревка пожарная спасательная — это веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

    Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

    Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

    На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

    Бирка на чехле

    Периодичность проверок

    Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

    Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

    Форма журнала испытаний ПТВ

    Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

    Характеристика

    Характеристика

    Порядок испытаний

    На прочность

    Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

    Схема испытания веревки на прочность

    Статическое испытание

    Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

    Статическое испытание

    Динамическое испытание

    Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

    Динамическое испытание

    Требования правил по охране труда

    Запрещается :

    • мокрые или имеющие большую влажность спасательные веревки;
    • спасательные веревки не состоящие в боевом расчете;
    • веревки предназначенные для других целей.

    Спасание и самоспасание можно начинать только убедившись, что:

    • длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.);
    • спасательная петля надежно закреплена на спасаемом;
    • спасательная веревка закреплена за конструкцию здания и правильно намотана на поясной карабин пожарный.

    ЛИТЕРАТУРА:

    • Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012;
    • Учебник М.Д. Безбородько «Пожарная техника». АГПС Москва 2004;
    • Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И., Кузнецов Л.M., и др. «Эксплуатация пожарной техники». — М.: Стройиздат, 1991 . — 415 с.


    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме