Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предметом конституционного права является совокупность. Предмет конституционного права российской федерации

И свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права .

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права . С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит - составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других - предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды . В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, - сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства , подчиненные главной цели - охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов.

КПРФ Лекции Плотников обзорные в феврале

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

С консти­туционного права начинается формирование всей системы нацио­нального права, всех отраслей, и в этом его системообразую­щая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связа­но с политикой и политической системой. Властные отноше­ния соприкасаются не только с индивидуальными проявлени­ями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объедине­ния, которые путем выборов участвуют в формировании ор­ганов государственной власти, а затем в функционировании этих органов.

Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Конституционное право призвано закреплять осно­вы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современ­ная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. В де­мократическом государстве это право непрерывно развивает­ся, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной Рос­сии, в которой многие демократические институты еще не окрепли.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

По сравнению с другими отраслями права предмет данной отрасли имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что КП регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни.

Другая особенность предмета КП состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

В одних сферах жизни общества нормы КП регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом КП охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего отношения, связанные с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества, т.е. те, посредством правового регулирования которых обеспечивается единство, целостность, управляемость общества как единой социальной системы. Таким образом, предметом КП являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими.


Предмет КП охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охраны прав и свобод человека (отношения между чело­веком и государством): т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества;

Разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами;

Основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Итак, можно сделать следующий вывод. Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления

Понятие и предмет КПРФ как ведущей отрасли. Уставное право города Москвы как подотрасли конституционного права.

В постсоветский период в отечественной юридической литературе господствует институциональный подход к формированию предмета конституционного права, который означает, что внутри указанной отрасли права выделяют важнейшие государственно- правовые институты, система которых формируется исходя из логики законодателя, заложенной в определении структуры Конституции.

Анализ названия и содержания разделов и глав Конституции позволяет выделить следующие группы общественных отношений, составляющие предмет конституционного (государственного) права как отрасли российского права:

1) основы конституционного строя Российской Федерации (политические, экономические и социальные);

2) основы взаимоотношений между государством и личностью;

3) основы федеративного устройства России;

4) основы организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Таким образом, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права. Конституционное (государственное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Актуальные проблемы.

Проблема определения наименования данной отрасли права как конституционного или как государственного права , по которой в отечественной науке государствоведения до сих пор не утихают споры. До появления первой российской конституции во времена империи рассматриваемая отрасль носила наименование «государственное право » , заимствованное из немецкого права. В первые десятилетия советской власти неоднократно предпринимались попытки отказаться.



И. П. Трайнин писал о полнейшем тождестве государственного и конституционного права, так как государственное право включает в свой состав лишь нормы конституции. Одновременно он предлагал компромиссный вариант наименования отрасли: конституционное (государственное) право.

В. Ф. Коток отмечал, что наука государственного права изучает не вообще нормативные предписания, а лишь те из них, которые закрепляют общественные отношения, определяющие основы общественного и государственного строя.

Представляется компромиссной позиция О. Е. Кутафина - предмет изучаемой отрасли по своему содержанию носит скорее конституционно- государственный, чем просто конституционный или просто государственный характер. По его мнению, были правы те участники дискуссии, которые предлагали назвать отрасль конституционным (государственным) правом.

Проблема определения предмета конституционного права.

М. В. Баглай считает, что предмет конституционного права охватывает две сферы общественных отношений: охрану прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством); устройство государства и государственной власти (властеотношения). С его точки зрения, основы общественного строя не могут быть предметом правового регулирования конституционного права, поскольку гражданское общество не зависимо от государства, стоит над ним и строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.

С. А. Авакьяна , который под предметом конституционного права России понимает: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

О. Е. Кутафин пришел к выводу что предмет конституционного права зависит от содержания конституции или других основополагающих документов, действующих в государстве на данном этапе его развития.

Таким образом, он подтверждает верховенство в отечественной правовой институционального подхода к определению предмета отрасли права, в том числе конституционного.

Предполагается, что уставное право города Москвы может рассматриваться в качестве подотрасли конституционного права Российской Федерации в силу того, что включает в себя несколько государственно- правовых институтов данной отрасли .

Среди отечественных ученых не вызывает возражений утверждение о том, что конституционное право является наиболее крупной, ведущей, основополагающей отраслью права, определяет основы и принципы других отраслей российского права. Б.Н. Страшун полагает нецелесообразным конституционное право считать только отраслью права поскольку оно скорее «не ветвь, а ствол национального права, из которого растут ветви- отрасли, чьи основные принципы коренятся в конституционном праве ».

О единстве двухуровневой системы конституционного законодательства свидетельствуют положения Конституции России, закрепляющие следующие основы (начала) конституционного (уставного) права субъекта Российской Федерации в целом и города Москвы в частности:

· во-первых , федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15);

· во-вторых , разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в соответствии c Конституцией, Федеративным и иными договорами (ч. 3 ст. 11);

· в-третьих , статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и конституцией или уставом такого субъекта (ч. 1 и 2 ст. 66);

· в-четвертых , город Москва как столица Российской Федерации имеет особый конституционно- правовой статус (ч. 2 ст. 70);

· в-пятых , в Конституции определяется перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, совместной компетенции России и субъектов и ведению субъектов Российской Федерации (ст. 71–73).

Отталкиваясь от анализа структуры Устава города Москвы от 28 июня 1995 г., можно выделить следующие государственно- правовые институты, образующие уставное право города :

1) основ уставного строя города Москвы (глава 1);

2) основ правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации (главы 2 и 11);

3) основ территориального деления города Москвы (глава 3);

4) финансово- экономических основ уставного строя города Москвы (главы 4, 5);

5) организации и функционирования системы публичной власти в городе Москве (главы 6–9);

6) форм осуществления непосредственной демократии (гла- ва 10);

7) правового статуса жителя города Москвы (глава 1)2.

Приведенные положения Устава города Москвы имеют производный характер от указанных выше положений Конституции и образуют соответствующие государственно- правовые институты конституционного права и уставного права города Москвы.

На основании изложенного можно констатировать, что Уставное право города Москвы является подотраслью конституционного права Российской Федерации в силу следующих системообразующих факторов :

· во-первых, указанная подотрасль содержит общие принципиальные положения, присущие таким государственно- правовым институтам данной отрасли, как институты основ конституционного строя; федеративного устройства; организации публичной власти и др.;

· во-вторых, исходя из единства и общности конституционно- правовых норм, не только образующих указанные государственно- правовые институты, но и обеспечивающих согласованное функционирование двух уровней конституционного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, под уставным правом города Москвы следует понимать совокупность государственно- правовых норм, установленных и санкционированных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города и закрепляющих основы: уставного строя города Москвы, правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации, городского территориального деления, организации и функционирования системы публичной власти, финансово- экономические основы уставного строя Москвы, основы правового статуса жителя города.

Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

· 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

· 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

· 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

· 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Классификация конституционно-правовых норм.

Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

· а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;

· б) закрепляющие статус человека и гражданина;

· в) федеративное устройство России;

· г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

· а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;

· б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;

· в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

· а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;

· б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

· в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

· а) федеральные конституционно-правовые нормы;

· б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

· а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

· б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· а) материальные;

· б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

· а) общие - неопределенный круг лиц;

· б) специальные - определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

· 1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

· 2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

· 3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

· 4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

· 5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Предмет науки конституционного права

Наука конституционного права - система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.

Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.

Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития, т.е. вся сфера общественных отношений. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии. Таким образом, наука "конституционного права" изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук. Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука конституционного права опирается на систему источников.

Источники науки конституционного права:

· 1. Нормативные правовые акты, в том числе и ранее действовавшие.

· 2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.

· 3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).

Методы науки конституционного права

Наука изучает также конституционно-правовые институты, динамику их становления и развития, практику функционирования. Особое внимание уделяется основам положения человека и гражданина, организации гражданского общества, механизма осуществления государственной власти. Таким образом, наука конституционного права дает анализ и оценку состояния отрасли конституционного права, выявляет общие тенденции и закономерности.

Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны. Среди них:

· - метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;

· - сравнительно-правовой метод, являющийся важным инструментом выявления наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования;

· - исторический метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в их историческом развитии;

· - системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли права как систему взаимосвязанных составных частей;

· - статистический метод, позволяющий выявить эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов;

· - конкретно-социологические методы, с помощью которых изучается общественное мнение, проводятся эксперименты и т.д.

Изучая конституционно-правовые нормы и институты, наука КП опирается на систему источников, которыми являются: труды отечественных и зарубежных ученых; конституции и другие нормативные акты, содержащие нормы конституционного права; практика функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

Система конституционного права

Система права в РФ состоит из многих отраслей - гражданского, уголовного, трудового, административного и т.д. Среди них конституционное право занимает ведущее место.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе конституционного права выделяют институты:

· 1. Основы конституционного строя.;

· 2. Основы правового статуса человека и гражданина;

· 3. Федеративное устройство государства;

· 4. Система государственной власти и система местного самоуправления.

Такая роль КП предопределяется следующими факторами:

· 1. Общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права;

· 2. Источником является конституция РФ - основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права;

· 3. Устанавливает основополагающие принципы конституционного строя, являющиеся важнейшими нормами и для других отраслей права;

· 4. Фиксирует основные права и свободы человека и гражданина, реализация которых порождает правоотношения в других отраслях права;

· 5. Устанавливает принципы государственно-территориального устройства, а в федерациях - разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами;

· 6. Учреждает систему ОГВ, наделяет их полномочиями и определяет основные начала их деятельности;

· 7. Регулирует сам процесс создания права, определяет виды правовых актов.

Являясь ведущей отраслью права в системе отраслей права РФ, КП не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ – правовой институт, т.е. группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является:

· 1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

· 2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).

· 3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.

· 4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

· 6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

· 7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.

· 8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.

· 9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

· 10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

· 11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.

· 12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

· 13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

Виды законов в РФ

Закон - наиболее распространённая форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Закон – нормативный акт высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

· 1. По юридической силе;

· 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

· 3. По порядку принятия;

· 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ.

Классификация:

· 1. по юридической силе: конституция РФ (закон высшей юридической силы); ФКЗ РФ; ФЗ РФ.

· 2. по территориальному действию: ФЗ; законы субъектов РФ.

Федеральный закон – основной вид закона РФ – принимается ГД и СФ ФС РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

ФКЗ – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с ФЗ. Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии ФЗ.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и федерации конституцией РФ предусмотрена возможность принятия законов субъектов РФ. Законы субъектов принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

Закон как источник конституционного права

Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются ГД и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с федеральным законом. Для принятия и изменения федерального конституционного закона предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии федерального закона:

· - он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов СФ.

· - принятый в таком порядке федеральный конституционный закон должен быть подписан президентом РФ в 14-дневный срок; президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы РФ:

· -о конституционном суде РФ;

· -об арбитражных судах в РФ;

· -о референдуме РФ;

· -о судебной системе РФ;

· -об уполномоченном по правам человека в РФ;

· -о правительстве РФ;

· -о военных судах РФ;

· -о государственном флаге РФ;

· -о государственном гербе РФ;

· -о государственном гимне РФ;

· -о чрезвычайном положении;

· -о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ;

· -о военном положении.

Тенденции развития конституционного права на современном этапе

Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

· 1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

· 2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;

· 3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

· 4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

· 5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

· 6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

· 7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

· 8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

· 9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.

Понятие и сущность конституции

Два основных значения понятия Конституции:

· 1. фактическая - это общественные отношения между субъектами конституционного права, которые выражаются в поведении субъектов КП;

· 2. юридическая - это особый юридический документ, правовой акт, источник конституционного права.

Конституция – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Сущность конституции:

· 1. Составляет общественный договор, согласно которому составляются правила поведения граждан и государства.

· 2. Есть воплощение духа народа, его многовекового уклада.

· 3. Нормативистская концепция: состоит в том, что она является проявлением высших устоев миропорядка, который организован; формирует систему миропорядка.

· 4. Мусульманская теория: документ, выражающий волю Аллаха.

· 5. Марксистсткая теория: выражение воли господствующего класса, рассматривает конституцию как механизм диктатуры господствующего класса.

Основные этапы развития российской Конституции

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3. Конституция 1937 г. Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

4. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5. Конституция 1993 г. – действующая конституция.

Юридические свойства конституции

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит как правило стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами. Выделяют основные признаки конституции, которые определяют её главные черты, как юридического документа, отличного от других источников КП.

1.Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, - утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).

2.Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.

3. Легитимность - она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из:

· - преамбулы;

· - раздела первого – собственно текста Конституции, включающего 137 статей;

· - раздела второго – заключительных и переходных положений.

Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

· - ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

· - осознание России частью мирового сообщества;

· - гражданский мир и согласие;

· - государственное единство;

· - равноправие и самоопределение народов;

· - незыблемость прав и свобод человека;

· - демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в 9 главах:

· - основы конституционного строя;

· - права и свободы человека и гражданина;

· - федеративное устройство;

· - президент РФ;

· - правительство РФ;

· - судебная власть;

· - местное самоуправление;

· - конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Порядок пересмотра Конституции РФ (ст. 135 Конституции)

Конституция РФ 1993г. стабильна и имеет сверхжесткий характер – нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью и практически не могут быть изменены. За 10 лет действия Конституции РФ в неё не было внесено ни одной поправки, кроме изменения в тексте Конституции названий некоторый субъектов федерации. Такой характер обеспечивается очень сложным порядком её изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.

Инициатива о пересмотре Конституции, внесения в неё изменений может исходить от президента РФ, правительства РФ. ГД ФС РФ, СФ ФС РФ, законодательных органов субъектов РФ.

Изменение Конституции:

Федеральным Собранием – Парламентом РФ – могут быть внесены изменения в Конституцию, кроме глав 1, 2, 9 – путём принятия поправки не менее, чем 2/3 голосов общего числа депутатов ГД и не менее, чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета федерации при условии, если данную поправку ратифицируют не менее чем 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

Гл.1, 2, 9. «Основы конституционного строя», «права и свободы человека и гражданина», «конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов ГД и СФ созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов от общего числа участников конституционного собрания или выносится на всенародное голосование (референдум).

На референдуме Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.

Поправки можно вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "Закон РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида закона, это федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта федерации. Следовательно закон о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию нужно вносить в соответствии с процедурой принятия ФКЗ.

Чтобы поправка была внесена, она должна быть ратифицирована 2/3 субъектами федерации, затем этот закон должен быть представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае.

Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или может быть изменен статус субъекта РФ. Поправки могут быть приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.

А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование должно быть внесено в ст. 65. Сейчас Постановлением КС РФ эти изменения вносятся указом Президента.

Рассмотрим понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционное право представляет собой одну из отраслей правовой системы России. раскрывает его сущностные черты.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Понятие конституционного права раскрывается в его основополагающих правовых нормах.

Общественные отношения, которые регулируются нормами отрасли, в юридических науках принято называть её предметом .

В сравнении с остальными правовыми отраслями предмет конституционного права имеет существенные особенности . Они заключаются в том, что оно регулирует отношения, которые складываются почти во всех сферах : политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Важной отличительной чертой предмета конституционного права является то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в разных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, имеет различное объемное наполнение.

В части общественных сфер нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права. Так, в экономической сфере являются лишь те отношения, которые характеризуют основные начала, понятия и принципы экономики. А в целом правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизнедеятельности общества охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. К ним относятся отношения, связанные с устройством государства, органов государственной власти, всей политической системы общества. То есть это сферы, посредством правового регулирования которых обеспечивается целостность, полноценность, управляемость общества как единой социальной системы.

Таким образом, предметом конституционного права являются базовые, основополагающие отношения, создающие фундамент сложной системы социальных связей, которые подлежат правовому воздействию. Эти базовые отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, которая основана на общих началах политического, экономического и социального устройства.

По причине подобного всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права , они характеризуются огромным многообразием и сложностью системы.

Нормы рассматриваемой отрасли закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и местного самоуправления . К ним следует отнести:

Виды органов государственной власти;

Правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты;

Систему органов местного самоуправления.

Подобной правовой регламентацией обеспечивается такое управление обществом, которое построено на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в реализации властных правомочий по управлению обществом.

Конституционно-правовое регулирование порядка организации и деятельности различных органов власти производится с разным уровнем глубины.

К предмету конституционного права можно отнести почти всю область общественных отношений, которая связана с установлением правового статуса представительных и законодательных органов государственной власти .

Это объясняется тем, что именно данными институтами в большинстве своем обеспечивается самоорганизация общества как единого политического организма. Ими создается каркас механизма управления общественными процессами и принимаются законы, при помощи которых производится правовое регулирование самых важных общественных отношений.

Конституционно-правовым регулированием в полной мере охватываются и общественные отношения, которые связаны с функционированием института главы государства - Президента Российской Федерации .

К предмету отрасли конституционного права в сфере регулирования деятельности исполнительной власти относятся только те правоотношения, в которых выражаются конституционные основы и принципы, определяющие порядок формирования и статус исполнительных органов. Прежде всего, это касается Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов РФ.

Подробная и точная компетенция правительства и всех остальных органов исполнительной власти регламентируется нормами административного права.

Схожим образом рассматриваются пределы конституционно-правового регулирования судебных учреждений . Однако правоотношения в сфере конституционного судопроизводства, которые связаны с деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации, в полном объеме охватываются предметом конституционного права.

Предметом конституционного права в области органов местного самоуправления охватываются отношения, которые устанавливают основы их правового статуса, принципы их организации и деятельности, механизм взаимоотношений с органами государственной власти. В целом правоотношения, которые возникают в сфере местного самоуправления, относятся к предмету муниципального права.

Таким образом, понятию конституционного права можно дать следующее определение. Конституционное право - это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества. К ним относятся: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом конституционного права являются базовые отношения, возникающие в процессе формирования основ жизнедеятельности общества и государства.

  • Вперёд


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме