Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основная мысль рассказа бедные люди толстой. Бедные люди

Урок по произведению Л.Н.Толстова «Бедные люди»
Урок № 1 Любимое произведение Л.Н.Толстова – урок проявления любви к ближнему
Задача урока: ответить на вопрос о том, почему Л.Н.Толстой высоко ценил и любил это
произведение В.Гюго?
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце
Виктор Гюго

1. Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
2. Что такое, по­вашему, доброта?
3. Какие ассоциации вызывает у вас слово ДОБРОТА? (ЧТО? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?)
(Составление кластера)
Формулирование собственного определения на основе полученных слов. В это время один
учащийся работает со словарём Ожегова.
Запись на доске: Доброта ­ это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро. Сравнение полученных формулировок.
­ Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Творческая история рассказа
­ Какие чувства у вас вызвал рассказ?
­ Почему возник этот рассказ? Рассказ "Бедные люди" – прозаическое переложение
стихотворения В.Гюго "Les pauvres gens" (из книги "La legende des siecles"), которое Толстой
высоко ценил и любил. В трактате "Что такое искусство?" Толстой относит это
произведение Гюго к числу "образцов высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему,
религиозного искусства". (Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная
литература, 1983. Т. 15)
"Это такая классическая вещь, что портить ее грех", – писал Толстой И.И.Горбунову­
Посадову 3 марта 1905 г.Ч
Чтение фрагмента стихотворения Гюго
Теперь обратимся к содержанию рассказа в переложении Толстова.
Сформулируйте и запишите сюжет произведения в трех предложениях. (Суть содержания
передается по принципу композиции: завязка­кульминация­развязка)
­Почему выбрали именно эти эпизоды?
­ Определите тему рассказа. Через какие подтемы раскрывается общая тема рассказа?
­ На сколько частей можно разделить рассказ? На три и три предложения в пересказанном
сюжете. Какие смысловые части отражает ваш текст?
 Ожидание мужа.
 Смерть соседки.
 Добрый поступок.
­Кто является носителем доброты? главная героиня рассказа – Жанна.
­Что оно означает ее имя? Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
Работа в 4­х группах в соответствии с приемом:




прием 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности
прием 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа.
Сравнить описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова
«Буря». 1886 г, «В бурю» 1872г
прием 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей
раскрывает образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе
и на репродукции картины В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), Л. Галле. «Семья
рыбака» (1848), И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)
прием 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна.
(синтаксические средства, лексические средства). Сравните описание событий в рассказе и
на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен­
Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу

­ Является ли жизнь Жанны иллюстрацией проявления доброты?
­ Какую страшную картину увидела Жанна?
­ Раздумывала ли она, как ей поступить?
­ Сделайте вывод о поступке Жанны. Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям.
­ Кто из героев ещё имеет имя? Соседка Симон
­ Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? Симон – заботливая и
любящая мать (чтение текста). Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина­
мать­идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины­матери.
­ На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о главной героине? Она ­ мать. У неё своих
пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей.
­ О чём думает потом? Мысли о муже.
­ Почему боится мужа? Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение.
Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с
ним.
­ Как Жанна относится к мужу в начале произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать...
Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу.
Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле­еле кормятся. А у ребяток все нет
обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, - хорошо и то, что
хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы.
Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре.
- Где­то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится.
­ Как Жанна относится к мужу в конце произведения? Какие она испытывает чувства? О чем
беспокоится? Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и
торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что­то
скажет он?.. - сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало
еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он

меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!... Нет. Опять никого!
Господи, и зачем я это сделала?..Как ему теперь в глаза взгляну?..» И Жанна опять
задумывается и долго сидит у кровати”
­ Как вы можете оценить поступок Жанны и её мужа? Попытайтесь дать собственную оценку
решению Жанны и её мужа. Они проявили любовь к ближнему, милосердие. «Ну, деал! –
проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать? Придется взять, а то
проснутся, каково им будет с покойницей? Ну, да что уж, как­нибудь пробьемся! Ступай же
скорей! Но Жанна не двигалась с места. ­Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна? –
Вот они, сказала Жанна и отдернула полог. (1905) Таким образом, Жанна и ее муж любят и
понимают друг друга. Они хорошо знают: «чтобы быть счастливым, надо одно - любить
людей». Во имя любви к ближнему они готовы на самопожертвование. Они делают добро,
ничего не требуя взамен. В этом поступке проявляется мудрость души героев.
­ А как вы объясните слово милосердие? Работа одного учащегося со словарём Ожегова.
Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
­ Какова главная мысль рассказа? Основа жизни – это желание проявлять любовь к
ближнему, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, если случится беда.
­ Почему рассказ назван «Бедные люди»? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи
Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания.
­ Какое название предложили бы вы?
Письменная рефлексия: Почему Л.Н. Толстой высоко ценил и любил произведение В. Гюго?
Стихотворение А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

Домашнее задание: найти примеры урока доброты в другом художественном произведении (указать
автора, название, сформулировать эпизод), в истории любой эпохи и страны, в 21 веке (пример из
личной жизни или деятельности современного общества). Записать афоризмы со словом добро,
доброта (Л.Н.Толстова и др.)
Дополнительное задание: прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с
рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенева
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю
и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту­племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что
будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
РАБОТА В ГРУППАХ


Группа 1 «Описание состояния» героини. Найти ключевые слова, эпитеты, средства
синтаксической выразительности.
Группа 2 «Пейзаж как способ отражения характера, состояния героя». Найти описание
природы и ответить на вопрос: передает ли природа характер Жанны и ее мужа. Сравнить
описание событий в рассказе и на репродукциях картин И.К.Айвазовскова 1) «Буря». 1886 г, 2)
«В бурю» 1872г.

1
2

Группа 3 «Художественная деталь». Бытовые детали. Как описание жилища, детей раскрывает
образ главной героини, ее семьи. Сравнить описание деталей быта в рас­сказе и на
репродукциях картин 1) В.М. Максимова. «Бедный ужин» (1879), 2) Л. Галле. «Семья рыбака»
(1848), 3) И.Е. Репин. Нищая (Вель) (Девочка рыбачка) (1874)

1
2
3

Группа 4 «Действия и поступки» героини. Какие качества проявляет Жанна. Сравните описание
событий в рассказе и на репродукциях картин 1) А.П. Боголюбов «Вход рыбачьего судна в бурю в
гавань Сен­Валери в Ко (Франция)» (1859), 2) И.К. Айвазовский «Встреча рыбаков на берегу
Неаполитанского залива» (1842)

Урок № 2. Сочинение « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
­Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
­А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

­ Актуальна ли тема рассказа в наше время?
­ Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше сочинение­рассуждение.
Высказывания Л.Н.Толстого:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
«Делая добро, будь благодарен за это».
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание
доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Тема « Добрый поступок – это проявление любви к ближнему»
Вопросный план
1. Что такое доброта?
2. Какие поступки можно считать добрыми?
3. Какой урок преподносит Л.Н.Толстой в произведении «Бедные люди»?
4. Какой автор художественной литературы преподносит нам урок доброты?
5. Совершает ли современное общество добрые поступки?
6. Добрый поступок как проявление любви к ближнему.
Пример сочинения
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Она помогает людям в жизни,
согревает их. Добротой можно решить можно проблем в отношениях между людьми. Доброта несет
радость людям, поэтому заставляет их отвечать добром даже в сторону тех, кого мы по какой­то
причине недолюбливаем. Добрый поступок – это тот поступок, который мы совершаем не ради себя, а
ради других. Например, можно спасти бездомного щенка, стать донором (сдать кровь), перечислить
карманные деньги в фонд для лечения больных детей. А можно всей семьей поучаствовать в акции
Рождественский марафон. Когда мы совершаем добрые поступки, нам становится самим лучше и
приятнее в душе. Наша душа радуется, даже если поступок этот мог навредить тому, кто его
совершил, потому что добрый поступок делает мир лучше.
Доброта учит нас многому: честности, выносливости, смелости в любви. Эти качества очень
важны, только у доброго человека они могут быть.
К сожалению, по­настоящему добрые поступки в наше время чаще можно встретить в
художественной литературе, чем в повседневной жизни. Например, в произведении Л.Н.Толстого
«Бедные люди» мы встречаемся с милосердием и добротой в сердце Жанны. Она забирает
осиротевших двоих детей в свою семью, хотя у самой пятеро ребятишек. Живут они бедно. Еле концы
с концами сводят. Ее урок доброты для нас заключается в любви к ближнему. Не каждый человек
способен на такой серьезный поступок.
Рассказ Платонова «Юшка» учит быть добрым со всеми. Юшка – главный герой произведения,
который был бедняком и работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на
содержание чужой ему девочки­сироты, а сам отказывал себе в покупке насущных, необходимых
вещей.
В 21 веке у людей очень много стресса и забот, на самом деле у них очень мало времени остается
для добрых дел. Но еще есть люди, которые посвящают добру всю свою жизнь. Доктор Лиза многие
годы помогала самым обездоленным и несчастным. Она с группой помощников кормила и лечила

бездомных на московских вокзалах, вывозила из­под обстрелов раненых украинских детей на лечение
в Москву. Она говорила: «Добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия».
Добро – ключ к Миру.

бедные люди, бедные люди смотреть
роман

Фёдор Михайлович Достоевский

Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации: Текст произведения в Викитеке

«Бе́дные лю́ди» - первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Персонажи
  • 4 Критика
  • 5 Примечания

История создания

Работа над романом началась в январе 1844 года, вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака. Работа продолжалась всю весну и лето 1844 года. Всё это время в свой замысел автор никого не посвящал. Наконец, в письме брату от 30 сентября Достоевский решается рассказать, над чем работал, и высказывает намерение в ближайшее время сдать чистовую версию критику и, получив к 14 октября ответ, опубликовать роман в «Отечественных записках».

Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. феврале - марте 1845 года писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен.

Дмитрий Григорович, живший с конца сентября 1844 года на одной квартире с Достоевским, так вспоминает о его работе над «Бедными людьми»:

«Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать». Титульный лист «Петербургского сборника» (1846), где впервые был опубликован роман «Бедные люди»

Окончив в конце мая чистовую переписку финальной версии, Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу. Тот, потрясённый, тут же отправляется с рукописью к Николаю Некрасову. Некрасов хоть и был раздосадован поздним визитом, но согласился прочесть хотя бы десять страниц. Не отрываясь они за ночь перечитывают весь роман и в четыре часа утра возвращаются к Достоевскому, чтобы под свежими впечатлениями от прочитанного сообщить о своём восторге. Утром того же дня Некрасов везёт рукопись в дом Лопатина, где передаёт её Виссариону Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Критик встретил такое заявление с недоверием, но уже вечером того же дня он просит Некрасова о скорейшей встрече с автором. Встретившись на следующий день с Достоевским лично Белинский горячо приветствовал его и высоко оценил произведение. Достоевский всю жизнь считал, что эта встреча стала для него поворотным моментом, писатель укрепился в вере в себя, в свой талант и возможности.

«…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит».

Некрасов решил опубликовать роман в своём новом альманахе, цензурой которого попросил заняться Александра Никитенко. 12 января 1846 года «Петербургский сборник» Некрасова получил разрешение цензора и уже 21 января был опубликован.

Отдельное издание романа вышло в 1847 году. Для этого издания автор немного сократил произведение и внёс некоторые стилистические правки.

Мелкие стилистические правки вносились также в 1860 и 1865 годах при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Сюжет

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев.

Персонажи

Варвара Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрации Петра Боклевского. 40-е годы XIX в.
  • Макар Алексеевич Девушкин
  • Варвара Алексеевна Добросёлова
  • Родители Варвары Алексеевны Добросёловой
  • Анна Фёдоровна
  • Служанка Тереза
  • Студент Покровский
  • Отец студента Покровского
  • Горшков с семьёй
  • Ратазяев
  • Быков
  • Федора

Критика

Ажиотаж, начавшийся уже во время первого чтения рукописи романа, со временем только усиливался. Осенью 1845, ещё до публикации, «о „Бедных людях“ говорит уже пол-Петербурга», «Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное». Тогда Достоевский знакомится с Владимиром Одоевским, Владимиром Соллогубом и Иваном Тургеневым.

После выхода «Петербургского сборника» Булгарин, чтобы унизить новое литературное направление, впервые использует термин «натуральная школа». «Бедные люди» были восприняты как программное для этой школы произведение, поэтому надолго стали предметом острой полемики её идеологов, последователей и противников.

Первые отзывы были крайне полярными. Реакционные критики из осмеиваемой в самом романе «Северной пчелы» и «Иллюстрации» говорили о том, что роман лишён формы и содержания.

Но многие признавали выдающийся талант автора и знаковость произведения. Особенно важный момент (не столько для всей натуральной школы, сколько именно для автора) сам Достоевский выделяет в письме брату от 1 февраля 1846 года, в котором рассказывает о том, как приняли публикацию его романа. Среди прочего есть такие строки:

«Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»

Также показательно сравнение творчества двух писателей Валерианом Майковым, сделанное по итогам 1846 года (когда у Достоевского кроме «Бедных людей» вышло лишь несколько произведений малых форм):

«…Гоголь поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума…»

Сам Гоголь, прочитав роман, тоже хорошо отзывался о нём и об авторе, но, как и некоторые другие современники, называл недостатком большой объём произведения. Достоевский же считал, что в романе «слова лишнего нет», однако при подготовке романа к отдельному изданию всё-таки немного сократил его.

Примечания

  1. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 30 сентября 1844 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 44-46. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  2. 1 2 Григорович Д. В. Литературные воспоминания. - М., 1987.
  3. Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4
  4. Клементий Берман Невский проспект // «Наш Техас»: Газета. - Хьюстон, 2003. - В. № 80, 2 мая.
  5. Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М., 1983. - С. 272.
  6. Г. М. Фридлендер. Примечания. «Бедные люди» // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах. - Л.: Наука, 1989. - Т. 1. Повести и рассказы 1846-1847. - С. 430-442. - 500 000 экз. - ISBN 5-02-027899-8.
  7. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 8 октября 1845 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 51-53. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  8. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 16 ноября 1845 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 54-56. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  9. 1 2 Северная пчела. - 26 января 1846. - № 22
  10. Северная пчела. - 30 января 1846. - № 25. - С. 99
  11. Северная пчела. - 1 февраля 1846. - № 27. - С. 107
  12. Иллюстрация. - 26 января 1846. - № 4. - С. 59
  13. 1 2 Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 1 февраля 1846 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 56-58. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  14. Отечественные записки - 1847. - № 1. - Отд. 5. С. 2-4.
  15. Н. В. Гоголь. Письмо А. М. Вьельгорской от 14 мая 1846 года // Полное собрание сочинений. - М., 1952. - Т. 13. - С. 66.

бедные люди, бедные люди 1 серия, бедные люди 2 сезон, бедные люди актеры, бедные люди достоевский, бедные люди книга, бедные люди скачать, бедные люди смотреть, бедные люди тнт, бедные люди читать

Бедные люди Информацию О

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

(по рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди»)

Цель. Путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

  1. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
  2. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»
  3. Проанализировать художественные особенности рассказа.
  4. Понять авторскую позицию.
  5. Дать собственную оценку решению героев.
  6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Оборудование:

Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма П.И.Чайковский «Старинная французская песня»

Учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Обращаю внимание ребят на тему урока: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

  1. Читаю отрывки из сочинений:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта - это хорошее отношение к людям.

Сострадание - это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Ребята, а вы себя считаете добрыми? Почему?

  1. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди». В начале чтение звучит на фоне «Старинной французской песни» Чайковского.
  1. Поделитесь первыми впечатлениями.
  2. Анализ рассказа.
    1. Составление плана. На сколько частей можно поделить рассказ?

I. Ожидание мужа.

Ii. Смерть соседки.

Iii. Добрый поступок.

    1. На чем акцентируется внимание читателя в 1 части?

Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям.

    1. Когда Жанна вошла к соседке, что она увидела?

Рука матери. Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

    1. Что побудило Жанну взять детей?

Работа в тетради: Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. — Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
  1. Сделайте вывод. Объясните причины такого изменения.
  2. Перечитаем по ролям финал. Если бы мы ставили сценку, как этот отрывок выглядел бы на сцене?
  3. Рассказ называется «Бедные люди» Можно ли придумать другие названия? Учитель или дети предлагают название «Богатые люди» В чем их богатство?

Собираем «богатства» в корзинку: на «Бриллиантах» из цветной бумаги ребята пишут качества, которыми обладали герои рассказа.

  1. Предлагаю проверить, а есть ли среди нас такие богатые люди? Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
  2. Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
  3. После такого разговора какое домашнее задание вы можете предложить?

Варианты д/з:

  1. Отзыв о рассказе.
  2. Статья в газету о добром поступке.
  3. Похожий рассказ на современном материале.
  4. Стихи о доброте.

Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»

Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.

  1. Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)

Учитель

Предположительный ответ ученика

Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали?

«После бала», «Кавказский пленник»)

А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди».

Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его?

Думаю о жизни бедных людей.

А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке?

Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.

Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества.

Ты согласен со мной?

Согласен.

Умница!

Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели.

О чем этими строками нам говорит писательница?

Читает высказывание М.Шагинян.

Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях.

Прочти слова писателя А.М.Горького.

А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький?

Читает слова А.М.Горького.

О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.

  1. Изучение нового материала .Проблемное задание (вопрос 6 на с.103ч.1)

Чтение рассказа.

  1. Осознание и осмысление прочитанного учеником.

Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение.

Читает рассказ 1 абзац.

Нет. Читает: полог – занавеска,закрывающая кровать.

Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато?

Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай.

Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101

Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101

Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем?

К соседке, проведать.

Физкультминутка, гимнастика для глаз

Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам.

Что же увидела она, войдя в избушку соседки?

А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей

Что она предприняла?

Прочти это на стр.102

Стр.102

Читает до конца текст.

Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо?

Ребенок соглашается идет чтение по ролям.

Чем же закончился рассказ? Прочти.

Стр.103 «Вот они…»

Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него?

Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые …

Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл.

Читает, что такое милосердие

Стр.144

Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это?

Да понимаю.

Чему учит нас этот рассказ?

Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем.

Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители

Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью.

  1. Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
  2. Домашнее задание.

Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.


МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему

«Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ «Бабушкинская

СШ» Казунина Татьяна Николаевна

с. им. Бабушкина

2016 год

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л. Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения малой формы.

Задачи урока:

    Познакомить обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и проанализировать его, используя прием «чтение с остановками».

    Путем замедленного прочтения рассказа дать собственную оценку решению героев, понять авторскую позицию (стремление к самопожертвованию во имя добра и любви) и убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

    Формировать коммуникативных навыков, умения составлять устные высказывания на заданную тему.

    Развивать нравственно-эстетических представлений в ходе обсуждения темы урока.

    Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Необходимое оборудование : учебник, презентация к уроку, фонограмма - П.И. Чайковский «Старинная французская песня», бриллианты из бумаги.

Технологическая карта урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

    Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Подготовка рабочих мест

Коммуникативные (слушать и понимать речь других)

    Постановка цели и задач урока (мотивация).

В ходе беседы формулирует цель урока.

В ходе беседы формулируют задачи урока

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: учатся понимать позицию партнера.

3.Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднений.

Проверяет домашнее задание (индивидуальная подготовка сообщения о стихотворении В. Гюго, мини-сочинение о доброте)

Слушают сообщение обучающегося о стихотворении В. Гюго Бедные люди», отвечают на вопросы учителя, зачитывают свои сочинения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивная (оценка результатов домашней работы).

Личностные (нравственно-этическая ориентация).

4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию, предполагаю.

Выразительно читает рассказ на фоне «Старинной французской песни » Чайковского, отслеживает уровень понимания текста

Слушают чтение учителя, рассматривают репродукции в презентации, анализируют чувства, вызванные услышанным и увиденным.

Познавательные осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя), устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения)

Коммуникативные: (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).

6. Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

Анализируют рассказ по вопросам и заданиям учителя, объясняют смысл названия произведения. Представляют результаты работы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно выстраивают монологическое высказывание, замечают допущенные ошибки и исправляют их.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

5.Динамическая пауза

Зачитывает высказывания известных людей о доброте

Встают, если согласны с каждым из них, остаются на местах/ если нет.

Личностные : сознают необходимость заботы о здоровье

7. Рефлексия деятельности.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся (Как бы вы назвали рассказ после его изучения?)

Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: дают оценку поступкам своих одноклассников, учатся понимать позицию партнера. Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей (развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на понравившуюся тему, выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием выбора эпизода).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации при выполнении домашнего задания.

Конспект урока

Доброта – это единственное одеяние,

которое никогда не ветшает.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор на тему «Изображение бедных людей в произведениях русских писателей 19 века». Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

    Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость )

    Я просила вас написать небольшое сочинение «Что такое доброта? Каким будет мир, если в нем будет царить доброта?» Зачитайте ваши высказывания о доброте.

Как варианты:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта – это хорошее отношение к людям.

Сострадание – это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному – вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Предположите, какие цели мы ставим сегодня на уроке, чем будем заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др. варианты)

    Сейчас мы прочитаем текст под названием «Бедные люди». Но вначале послушаем сообщение Ксении Князевой о том, как создавалось это произведение.

    Ребята, о чем, по-вашему, будет этот рассказ? По названию предположите, как будут развиваться события в нем.

На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее.

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

- Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

    Начинаем чтение рассказа. (Чтение учителем рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» - вначале - на фоне «Старинной французской песни» Чайковского) до слов «... говорит она и крестится». 1 остановка

    Что мы узнали о героине рассказа? Какие детали подчёркивают крайнюю бедность семьи Жанны? Назовите ключевые слова и словосочетания. Какую роль в рассказе играет пейзаж? Расскажите об отношении Жанны к мужу.

(Ее зовут Жанна, она жена рыбака. Живет в бедной, но очень опрятной обстановке…)

Ее муж едва зарабатывает на одежду и пропитание, но Жанна не жалуется, а молится за него.)

    Как вы думаете, что произойдет дальше?

    Чтение текста до слов «… Жанна постучала в дверь. Прислушалась …Никто не отвечает ». (2-я остановка)

    Куда направляется Жанна? (Проведать соседку)

    Почему? (Та больна)

    Что же могло случиться в доме соседки?

Чтение текста до слов «Они спят крепко и сладко ».(3-я остановка )

    Какие детали указывают на бедственное положение семьи Симон? Назовите их. Какой изображена мать Симон? Дети?

    Что мы можем сказать о матери детей в этом эпизоде?

(умирая, она укутала своих детей)

    Как вы думаете, а что же сделает Жанна?

(Ребята выстраивают предположения)

Чтение следующего эпизода до слов « Жанна вздрогнула и поднялась со стула». (4-я остановка)

    Чего боится Жанна? Почему произносит слова «Да и поделом, я и стою того…»

Чтение рассказа до слов « Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки …» (5-я остановка)

    А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом?

Чтение рассказа до конца (6-я остановка) .

    Неожиданна ли для вас концовка рассказа?

    Какой момент в рассказе для вас показался наиболее захватывающим?

    Понравился ли вам рассказ Толстого?

(Ребята делятся своими впечатлениями. Для кого-то это был совсем неожиданный финал).

    Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и её мужа.

    Я вам зачитаю высказывания великих людей о доброте, а вы, если согласитесь, то встаньте, пожалуйста, если не согласны, останьтесь на своих местах.

    Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. ()

    Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. ()

    Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. ()

    Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. ()

    Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта. ()

    Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. ()

    Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать также на беду, постигшую соседей?

    О чем этот рассказ? (о доброте, о любви к людям).

Можно сказать, что Жанна и ее муж счастливые люди? Почему тогда название у рассказа «Бедные люди»? (Автор хотел подчеркнуть, что герои, бедные по материальному состоянию, во имя любви к ближнему готовы на

самопожертвование, в этом поступке проявляется мудрость души героев).

    А как еще можно назвать этот рассказ? Поработайте в парах.

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. И среди них, возможно, будет вариант «Богатые люди».

    Почему богатые (а если не будет, предложим его детям на обсуждение).

    Какими сокровищами обладали герои Толстого?

    Давайте напишем на маленьких «бриллиантах» из бумаги душевные качества этих людей. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь будут жить сокровища души.

    А мы с вами обладаем ли этими богатствами? Конечно, каждый из нас старается совершать лишь добрые поступки. Возьмите из коробочки «бриллиант» и подарите его кому-либо из одноклассников, объяснив, почему.

    Если вам не достался бриллиант, не расстраивайтесь, вы, конечно же, обладаете душевными сокровищами, просто окружающие их пока не разглядели…. А чтобы они стали видны всем, нужно уметь ими делиться, ведь «доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

    Итак, попробуем вместе подвести итог нашему разговору. Какие уроки доброты преподает нам Лев Николаевич Толстой? (Мы еще раз убедились в том, что на свете есть люди с добрыми сердцами и что добро всегда побеждает зло).

Возвратимся к эпиграфу и проследим взаимосвязь его с содержанием рассказа (И там, и здесь речь идет о доброте, это качество помогает героям оставаться людьми ).

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? Достигли ли мы с вами поставленных целей?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос, возможно, будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением поэта 20 века А. Дементьева,

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом.

Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

    В качестве домашнего задания хочется предложить вам несколько заданий на выбор:

Написать сочинение-воспоминание о добрых делах (о наиболее интересном случае, свидетелем которого вы стали или произошедшем с вами);

Развернутый ответ на вопрос «Чему научили меня герои рассказа Л.Н. Толстого?

Развернутый ответ на вопрос «Почему доброта так важна в нашем обществе?»

Выразительное чтение отрывка из рассказа с комментарием эпизода.

    Спасибо за работу. До свидания.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме