Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Культурная аномия. Культурно-национальная автономия

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: одна автономная область - Еврейская автономная область; и десять автономных округов - Агинский, Бурятский, Коми-Пермятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов РФ - национально-государственным образованием. Хотя ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 года автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовались Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч.4 ст.66), что в отношении автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч.3 ст.67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс.кв.км (Ненецкий) до 860,2тыс.кв.км (Таймырский) , причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; В Чукотском - чукчи, эскимосы эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных в компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономий пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется Федеральными органами государственной власти РФ.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

Автономия как способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития нашла свое отражение в Федеральном законе «О национально- культурной автономии» (в редакции от 21 марта 2002г.). Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия имеет право:

Получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

Обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

Создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством РФ, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

Следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

Устанавливать на основании законодательства и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры. Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав гражданина РФ, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

В Законе четко зафиксировано, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.

Задание № 1

Конституционный Суд Российской Федерации признал несоответствующим Конституции РФ договор между Украиной и Россией о признании двойного гражданства для граждан этих государств.

В каком случае это решение Конституционного Суда РФ вступит в законную силу?

В соответствии со ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

В данном случае договор между Украиной и Россией признан несоответствующим Конституции РФ, он не подлежит введению в действие и применению.

Задание № 2

Группа депутатов Государственной Думы численностью в 100 человек обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании ст. 136 Конституции РФ.

Должен ли Конституционный Суд принять к своему смотрению данный вопрос?

В соответствии со ст.105 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» Государственная Дума имеет право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации, следовательно, Конституционный Суд РФ должен принять к своему рассмотрению данный вопрос.

Задание № 3

За многочисленные ошибки при вынесении решений и приговоров квалификационная коллегия судей решила уменьшить судье районного суда Тамбовской области Л. Зарплату на 30% сроком на три месяца.

Законно ли такое решение?

Данное решение незаконно.

На судью районного суда может быть наложено дисциплинарное взыскание только в виде: предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии со ст.12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Национально-культурная автономия(НКА) представляет собой форму этнонациональной идентификации определенного народа, отличающегося от любого другого многовековыми традициями и укладами жизни, религиозными взглядами, который представляет собой национальное меньшинство на соответствующей территории. Такая форма позволяет объединить национальные меньшинства с целым государством, при этом сохранив самобытность такой малочисленной нации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)(ред.от 08.05.2010) закрепили право граждан Российской Федерации на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей и собственно право на национально-культурную автономию. Национально-культурная автономия трактовалась как право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

«Цит.по Т.Н.Литвинова: « В 1994 г. Президент России Б. Н. Ельцин в послании Федеральному Собранию РФ сказал: «Самоорганизация этнических общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований на территории

Российской Федерации или проживающих за пределами таких образований, возможна в различных формах национально-культурной автономии». Позднее в 1996 г. был принят нижеуказанный Федеральный Закон.

Согласно ст.1 ФЗ от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» под НКА понимается «форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». 14

Законодатель наделяет национально-культурной автономии статус общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Данный факт ограничивает правоспособность национально-культурной автономии по сравнению с национально-государственной как субъекта публичного права. Такая форма организации национальных меньшинств создает определенную правовую основу для взаимодействия государства с определенными этническими обществами, что прежде всего способствует применению нормы ст.26 Конституции Российской Федерации. Также законодатель четко разграничивает право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальную. На наш взгляд это норма права имеет место быть и зиждется на пресечении сепаратистского отношения какой-либо малочисленной этнической группы и делает невозможным отделения и преобразования такой группы в новый субъект РФ. Можно полагать, что содержание права на национально-культурную автономию значительно уже чем содержание права на национально-государственную, т.к. НКА может входить в состав республики, автономной области или автономного округа.

Говоря о национально-культурных автономиях следует сказать,что они делятся на виды в зависимости от специфики расселения граждан одной этнической принадлежности. В РФ они делятся на три вида: местные, региональные и федеральные.

Местная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Наряду с гражданами учредителями могут быть общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Региональная национально-культурная автономия может быть учреждена на конференции(съезде) делегатами местной национально-культурной автономии, относящих себя к определенной этнической общности.

Федеральная НКА также может быть учреждена на съезде делегатами, но только уже региональной НКА.

Государственная регистрация национально-культурных автономий всех уровней производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждая НКА как любая некоммерческая организация имеет свой устав.

Таким образом гражданам гарантируется конституционное право на национально-культурную автономию, а также право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и в целом право на национальное самоопределение. Другой вопрос состоит в том, что граждане в России не пользуются данным конституционным правом в той мере, в которой это позволяет законодатель. Мы бы хотели привести статистические данные из доклада М. В. Мосина: « К сожалению, в большинстве регио­нов России с компактным проживанием мордовского населения национально- культурных автономий регионального и местного уровней нет. Их у нас всего 5: в Московской, Пензенской, Ульяновской областях, республиках Татарстан и Башкортостан. Нет мор­довских национально-культурных ав­тономий в Оренбургской, Самарской, Саратовской, Нижегородской областях и еще в 41 регионе, где численность мокшан и эрзян превышает 1 000 чел. А ведь, как минимум, в 50 регионах с такой численностью мордвы они должны быть. Приведу примеры. Всего в регионах России 50 этниче- ских общностей имеют 521 местную национально-культурную автономию. У татар их – 96, евреев – 75, немцев – 53, казахов – 25, украинцев – 23, чу­вашей – 15, у мордвы – 5». 15 Факты позволяют судить нам о низком правосознании в России и развитию правового нигилизма,что в свою очередь тормозит создание национально-культурных автономий и как следствие может привести к полному исчезновению какой-либо определенной малочисленной этнической группы. А ведь любая нация даже самая маленькая входит в состав государства и последнее за счет таких наций является мультиэтническим, что свидетельствует о наличии в одном государстве множества различных культур, обычаев и традиций, в таком случае государство в целом представляет собой высокоразвитое, культурно обогащенное и морально устойчивое общество, что влияет на политику национально-государственного строительства, но в то же время наряду с такой политикой государству важно не перегнуть палку и не настроить против себя многонациональные народы России, либо что еще хуже не послужить почвой для разжигания ненависти между этими народами.

Также в Федеральным Законом от 17.06.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» обеспечивается право граждан на сохранение, развитие и использование национального(родного)языка, и гарантируется право на сохранение и развитие национальной культуры.

Согласно «Основам законодательства Российской Федерации о культуре» за государством закреплены определенные обязанности в культурной сфере общества, в частности: Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Отличительной особенностью национально-культурной автономии является то,что она не привязана к территории и объединяет граждан посредством единства культурных и этнических ценностей, а не по территориальному признаку, что способствует уменьшению конфликтов между народами за право находиться на определенной территории. Тем более вхождение в какую-либо административно-территориальную единицу обеспечивается преимущественным проживанием на данной территории, в свою очередь вхождение в состав национально-культурной автономии происходит не машинально, а весьма осознано и основывается на личностных особенностях индивида и на его принадлежности к соответствующей народности, этносу.

И.Б.Гоптарева полагает,что законодатель не точно отрегулировал правовой механизм института НКА, т.к. по мнению автору таким автономным образованиям в идеале должно предоставляться право законодательной инициативы и возможность обладать избирательным правом т.е. быть избранными, а также участвовать в работе местного самоуправления. По мнению автора расширение правомочий НКА на местном уровне поспособствует максимальному урегулированию конфликтов в повседневной жизни людей. Мы с приведенным мнением автора не совсем согласны и попытаемся привести свои доводы по этому поводу:

Во-первых, если наделить НКА вышеуказанными правами, то чем они будут отличаться от местного самоуправления, разве что только по способу образования, имеется ввиду по национальному или территориальному принципу;

Во-вторых, НКА регламентируются в законодательстве как общественные объединения,которые регистрируются в организационно-правовой форме как общественные организации и соответственно НКА выступает не как субъект РФ, а как некоммерческое юридическое лицо, что еще раз делает невозможным пункт первый;

В-третьих, не будем забывать о том, если изменив статус НКА и предоставив им право законодательной инициативы, то тогда увеличится создание НКА но не для сохранения самобытности определенных народов, а с целью использовать право законодательной инициативы. В таком случае каждая автономия будет тянуть одеяло на себя и представлять свои интересы в органах государственной власти, а государство в свою очередь фактически не сможет удовлетворить интересы всех НКА и учесть и пожелания, тогда становится актуальной проблема сепаратизма и разжигания национализма, с чем активно пытается бороться российское государство на всех уровнях.

На наш взгляд законодатель попытался максимально, на сколько это позволяет развитию правового государства в Российской Федерации, отрегулировать правовой статус НКА, здесь можно упомянуть и о трехзвенной системе НКА в России, о праве на сохранение и развитие национального языка и национальной культуры, а также финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий. Однако с последним можно и поспорить, т.к. в законодательстве закреплен круг лиц, которые могут участвовать в финансировании деятельности НКА: собственно национально-культурные автономии, их учреждения и организации, частные лица, иные,не запрещенные законом источники, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Но так как финансирование от федеральных органов исполнительной власти носит не обязательный характер, то на деле оказывается,что НКА не достаточно обеспечены финансово и те платежи которые поступают от органов государственной власти являются некой данью, а не регулярными выплатами, отсюда нехватка финансов и естественно регистрировать больше национально-культурных автономий не станут. Но мы надеемся, что в дальнейшем этот вопрос будет решен на уровне закона и каждый гражданин, считающий себя частью какой бы то ни было малочисленной этнической группы, сможет стать участником НКА, сохранив культуру и самобытность своего народа.

Автономные округа и автономные области - это так называемые национально-территориальные образования, виды автономии, под которой принято понимать широкое внутреннее самоуправления отдельной части государства (региона, административной единицы), а также предоставление проживающим на этой территории этническим группам населения (национальным меньшинствам) особых прав в сфере местного самоуправления и культуры. Соответственно, национально-культурная автономия есть форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В соответствии с Федеральным законом «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 г. национально-культурная автономия имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. Закон специально оговаривает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоуправление (ст. 4). Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. Местные национально-культурные автономии учреждаются на общих собраниях (конференциях) делегатами национальных общественных объединений; региональные - на конференциях (съездах) делегатами местных национально-культурных автономий; федеральные - учреждаются на съездах делегаций региональных национально-культурных автономий. В соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях национально-культурные автономии образуют органы внутреннего управления. Регистрация национально-культурных автономий осуществляется органами юстиции, после чего они включаются в реестр национально-культурных автономий, который является открытым для всеобщего ознакомления.

Для оказания содействия национально-культурным автономиям при Правительстве РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления создаются консультативные советы по делам национально-культурных автономий, являющиеся совещательными органами и действующие на общественных началах. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры, национально-культурные автономии вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке; создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры, театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др.


Для осуществления уставных целей и деятельности национально-культурным автономиям органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки национально-культурных автономий в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; национально-культурным автономиям предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РФ - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия - вид общественного объединения. Ее организационно-правовой формой является общественная организация.

Национально-культурная автономия основывается на принципах: свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизации и самоуправления; многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законности. Национально-культурная автономия имеет право:

1) получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

2) обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

3) создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

4) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

5) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

6) создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ;

7) участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

8) устанавливать на основании законодательства РФ и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств. Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Виды национально-культурной автономии:

1) местные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности;

2) региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов РФ могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями;

3) федеральная национально-культурная автономия граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности.

Названные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов РФ. Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О национально-культурной автономии», а также «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 323.

Национально-культурная автономия - это правовая форма удовлетворения культурных, языковых потребностей и запросов этнических групп, национальных меньшинств, сохранения и выражения их самобытности. Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В отличие от национально-территориальной автономии национально-культурная автономия имеет экстерриториальный характер, она объединяет людей данной национальности на основе их приверженности к своей культуре вне зависимости от места их проживания.

Впервые идея национально-культурной автономии получила разработку в трудах австрийских социал-демократов К. Реннера и О. Бауэра. В основу их концепции положена мысль о том, что источником и носителем национальных прав должны служить не территории, борьба за которые лежит в основе всех межнациональных распрей, а сами нации, точнее - национальные союзы, создаваемые на основе добровольного личного волеизъявления. В конституировании нации по персональному признаку и в предоставлении ей, а не территории, публично-правового статуса К. Реннер и О. Бауэр усматривали оптимальный способ разрешения национальных противоречий и прежде всего обеспечения прав национальных меньшинств.

В.И. Ленин и его сторонники выступили против идеи национально-культурной автономии, рассматривая ее как способ разделения и обособления трудящихся по национальному признаку. Они считали, что при таком решении национальной проблемы игнорируется фактическое территориальное расселение народов и этнических групп, а сама идея основана на неправильном понимании нации (как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы). Поэтому в Советской России возобладал тип национально-территориальной автономии, а принцип национально-культурной автономии считался неприемлемым и даже вредным.

Национально-культурная автономия широко применяется для этнических меньшинств во многих государствах современного мира. В конце 1980-х гг. в СССР проявился активный интерес к идее национально-культурной автономии. Позже в Российской Федерации началась разработка проекта Закона о национально-культурной автономии. Закон этот был принят в июне 1996 г.

Национально-культурная автономия является формой действенной реализации прав и интересов этнических групп как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Такая персональная (личностная) автономия, основными чертами которой являются экстерриториальность, персональность и признание за субъектом права этноса, а не территории, может гарантировать защиту прав национальных меньшинств, не вступая в противоречие с правами личности, но напротив, подтверждая их.


Национально-культурная автономия направлена на удовлетворение духовных, культурных потребностей национальных меньшинств, сохранение и развитие традиций, специфических черт образа жизни, языка, искусства, этнической идентичности. Национально-культурная автономия реализуется через самоорганизацию и общественную инициативу заинтересованных граждан. Применительно к этническим группам это означает право образования своих общин (в том числе по принципу землячества), создания языково-культурных центров (клубов), организации школ с преподаванием на родном языке и учетом этнических традиций и т. п. Такая практика существует в странах с полиэтническим составом населения, с большими группами иммигрантов (например, в США, Великобритании, ФРГ и других государствах).

Согласно Закону РФ "О национально-культурной автономии" национальным меньшинствам предоставлено право получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры; обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме