Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие добрые дела совершил илья муромец. Русский богатырь илья муромец

  • Победа над Соловьем-разбойником.
  • Царь Калин и битва за Русь.
  • Победа над Идолищем.

Битва с Соловьем-разбойником

Как-то раз Илья решил помочь простому люду дорогу через лес проложить. Взял свою тяжелую дубинку и пошел ломать деревья. Так он прошел до речки Смородиной, где сидел Соловей-разбойник. Возмущенный тем, что богатырь ходит по его лесу, разбойник набрал в легкие по-больше воздуха и засвистел что есть силы. Однако Илья Муромец не испугался, он взял лук деревянный, взял стрелу, натянул тетиву посильнее и выстрелил в разбойника. Соловей, сраженный метким выстрелом Ильи, прекратил свистеть и упал. Тогда Илья взял разбойника и понес его к царю в Киев. Тот решил проверить, действительно ли Соловей-разбойник так силен. Приказал царь засвистеть разбойнику не жалея сил. Соловей набрал воздуха и свистнул, да так, что все в зале попадали от сильного ветра. Царь испугался такой силы и спрятался за Илью. Богатырь же разозлился, подошел к Соловью и отрубил своим мечом разбойнику голову.

Илья Муромец и царь Калин

Поссорился однажды Илья с царем Владимиром, да так, что царь решил в тюрьму его посадить. Тут же беда случилась. Царь Калин на Русь войною пошел. Не было у Владимира войска хорошего и пришел к Илье, прощения просить да врага помочь победить. Сжалился богатырь над царем Киевским, снарядился в бой и пошел к врагу. Царь Калин не знал о мощи богатыря и всячески усмехался над ним. Разозлился Илья, взял тщеславного царя за ногу и принялся им войско вражеское громить. И конечно же наш славный воин одержал победу.

Победа над Идолищем

Решил Илья границы Руси проверить. А пока он его не было, столицу захватил Идолище поганое. Вернулся богатырь в город, одел простую рубаху и пошел молиться. Но по пути его поймали, связали и принесли к Идолищу. Знал Идолище о подвигах Илья Муромца, однако подумал, что перед ним обычный житель стоит. Принялся захватчик смеяться и издеваться над ним. Не выдержал богатырь, взял Идолище и разбил его о пол. Затем и слуг перебил его. Так Илья освободил город от Идолища поганого.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец (по прозванию Чоботок) был родом из Мурома. Герой многочисленных былин про русских богатырей жил в 12 веке и скончался иноком Киево-Печерской Лавры около 1188 года.

Крайне мало сохранилось до нашего времени достоверных сведений о житии этого святого. Известно, что происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, не мог передвигаться. Однако, в тридцателетнем возрасте был чудесным образом исцелен. До монашеского пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Илия Муромец является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм 13 века, основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.

Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую Лавру.

Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, поступивший так.

Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Один из самых популярных былинных героев, богатырь Илья Муромец, обладал не только невероятной физической крепостью, но и был необычайно силен духовно. Все сохранившиеся сказания говорят о его христианской добродетели, вере и непоколебимом спокойствии. Истории о самом значимом русском богатыре уже много веков подряд передаются из поколения в поколение. Существует множество вариантов сказаний, отражающих образ Ильи Муромца в неизменном виде. Связано это, с тем, что народ полюбил великого богатыря, прежде всего, за огромную духовную мощь.

Русский богатырь, согласно сказаниям, появился на свет около 1143 года. Это произошло недалеко от древнего города Мурома, в селе . И по сей день сохраняется название родного села богатыря. Кроме того, многие его жители носят фамилию Гущиных, из рода которых происходил Илья. Народ сохранил и имена родителей богатыря: Ефросинии Яковлевны и Ивана Тимофеевича.

В отличие от других богатырей, имеющих знатное происхождения, Илья Муромец — единственный, кто вышел из крестьянского рода. Возможно, именно поэтому именно он был наделен народом самой большой телесной и духовной силой.

Историк и литературовед Д.С. Лихачев, считал, что в те времена придуманных героев не существовало, и все повести отражали исторические события с участием реальных людей. И даже, если в рассказах встречались фантастические моменты, то их нельзя считать вымыслом, так как сам автор искренне верил в то, о чем писал.

Сказание о чудесном исцелении богатыря

Самым удивительным является то, что Илья с самого рождения был болен, и не мог ходить, пока ему не исполнилось тридцать лет. Но, видимо, именно благодаря болезни, он воспитал в своей душе огромное терпение, кротость и смирение, за что получил от Бога великое предназначение встать во главе войска, чтобы защищать землю русскую.

Вместе с ним защищали Русь и другие богатыри, реально жившие в то время, но именно Илья, несмотря на свое крестьянское происхождение, сумел возглавить их. Другие богатыри были молоды и горячи, в их душах кипели страсти, которые выливались в открытое противостояние. И им нужен был именно такой предводитель, значительно превосходящий их в телесной силе и мудрости, готовый объединить и примерить.

Художник Васнецов, в своей известной картине «Три богатыря», запечатлел образы троих русских богатырей.

«Под славным городом под Киевом… стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша».

Именно эти слова отражаются на полотне, символизируя значимость каждого персонажа.

То, что Илья Муромец избран Богом, очевидно. Свою силу он приобретает чудесным образом: от святых старцев. Однажды, в дом к Илье, где он, как обычно, лежал, пришли «калики перехожие» и потребовали, чтобы он встал и принес им напиться воды. Илья не мог ходить, но, не посмев ослушаться старцев, попытался встать. И за свою кротость был исцелен Богом.

В этом сюжете очень важен факт испытания веры Ильи. Ведь недаром Господь Бог говорит о том, что каждый получит по вере своей. Если человек полон решимости и обладает сильной волей, то на него непременно снизойдет Божья благодать. И Илья доказал Создателю, что он достоин быть избранным. Потому как нужно иметь истинно великую веру, чтобы по требованию странников, попытаться встать, зная, что это невозможно.

Илья же не только встает, но и приносит им доверху наполненное ведро воды. Но вместо того, чтобы взять воду, старцы велят Илье выпить ее. После чего спрашивают, что он ощущает. На что Илья отвечает, что слышит в себе такую силу, что готов дерево с корнем из земли вырвать.

Тогда старцы просят его принести еще одно ведро воды и так же дают ему его выпить. Илья пьет, а святые опять его спрашивают, что он слышит в себе. На что богатырь отвечает, что смог бы повернуть землю.

Старцы считают, что этой силы будет слишком много для Ильи и просят его принести и выпить третье ведро воды. Илья слушается, сил у него становится меньше, и святые, решив, что ему достаточно будет силы, уходят.

Получив великую силу чудесным образом, Илья не возгордился, а отнесся к ней как к дару, который был послан ему, чтобы защищать русский народ от напастей. Он бескорыстно служил людям до самой старости, став образцом духовной и телесной силы.

Подвиги Ильи Муромца

Илья воспитан в соответствие с законами христианства, а потому и отправляется на подвиги. Кланяясь отцу с матерью до земли, он просит благословить его.

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».

Из сказаний понятно, что родители понимают великое предназначение сына. Несмотря на то, что они уже не молоды, и им самим нужна помощь сына, родители отпускают Илью. Они благословляют его и берут обещание, чтобы сын не губил людей христианской веры. И ни в одном из сказаний мы не встречали, чтобы богатырь нарушил завет или вступил в битву из хвастовства или в злости. Полученную от Бога силу, он применяет лишь для защиты своей земли и восстановления правды.

После получения родительского благословения Илья отправляется в Киев к великому князю Владимиру. То время было очень неспокойное, и никто не пытался доехать до града прямым путем. Богатырь же решил ехать напрямую, а встретив разбойников, он не стал с ними вступать в бой, а просто выпустил стрелу в дуб, после чего дерево разломалось на черенки. Разбойники, удивившись такой невероятной мощи, пропустили его с поклоном.

Известно, что затем Илья Муромец победил Соловья-Разбойника, который, по мнению ряда исследователей, не был реальным лицом, а олицетворял язычество. Поэтому Илья как истинный христианин вел с ним борьбу. И в доказательство христианской веры, многие сказания описывают его оружие как копье с крестом.

Илья, не забывая обещания данного матери, перед битвами пытался уговорить врага уйти добровольно, дабы не проливать крови. Все эти поступки говорят о милосердии и бесконечном христианском терпение богатыря.

Многие былины начинают рассказ о подвигах Ильи с повествования о пиршестве князя Владимира, на который попадает богатырь, оказавшись в Киеве. Всем прибывшим на пир предлагается сесть там, где им захочется. Илья же оказывает всем одинаковую честь, помолившись образам и поклонившись не только князю с княгиней, но и всем гостям.

Крестьянского сына Илию Муромца встречают у князя как равного и воздают ему всякие почести, благодаря за то, что он очистил дорогу к Киеву от разбойников

Стоит уточнить, что Илья приезжал к князю Владимирау Мономаху (1053-1125), а не к равноапостольному Владимиру Святославовичу, как говорится во многих сказаниях. Вывод об этом, можно сделать исходя из того, что христианское учение уже не только распространилось по земле русской, но и закрепилось в душе народа. А это не могло произойти сразу после крещения Руси.

В сказаниях уже присутствует Владыка Черниговский, и в Ростове Великом отстроен храм, где несет службу отец богатыря Алеши Поповича. А ведь христианство в этих землях столкнулось с неприятием со стороны населения и прижилось не сразу.

Благодаря Илье Муромцу и подвластных ему богатырей, сражения с половцами были перенесены далеко в степи. Именно в те времена в сознании народа укоренилась фраза: «Не в силе Бог, а в правде». И эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков.

Мощи святого Илии Муромца

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

Первое упоминание об имени богатыря датируется 1574 годом. В 16 веке в Киев приезжает путешественник Лассота, который повествуя о церкви Софии, упоминает о находившемся там ранее и ныне разрушенном гробе Ильи Муромца. Скорее всего, первоначально богатырь (как особо уважаемый человек) был похоронен в храме святой Софии, а затем его останки переместили в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Здесь и сегодня можно увидеть колоду из дуба, в которой, согласно преданиям, покоился Илья Муромец.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Определен возраст — 40-55 лет, рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста). Также были выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием). И еще была установлена причина смерти: это обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно: 11-12 века.

Образ богатыря Ильи Муромца, с одной стороны, очень светел и недосягаем, а с другой — близок каждому человеку. Вот уже на протяжении 800 лет на сказаниях о его удивительных подвигах воспитываются новые поколения. Через былины о богатыре дети получают образцы смелости, чести, добродушия и любви к своей земле. Так что Святой Илья продолжает нести свой подвиг, наполняя добром, отвагой и справедливостью юные сердца.

В настоящее время на родине Ильи Муромца в селе (сейчас это пригород Мурома) восстанавливается храм. Здесь же находится святой источник, к которому постоянно едут за вкусной и целебной водой жители ближних и дальних городов и сел. Рядом построена часовня и купель, где каждый желающий может трижды окунуться Во имя Отца и Сына, и Святого Духа во здравие души и тела.

Исследователям русского фольклора известно 53 былинных героических сюжета, и в 15 из них Илья Муромец является главным героем. Все эти былины относятся к киевскому циклу, связанному с Владимиром Красное Солнышко – идеализированным образом князя Владимира Святославича.

Дела былинного героя

Начало былинной «биографии» Ильи Муромца связано с весьма типичным для эпического героя мотивом запоздалого возмужания: 33 года герой сидит на печи, будучи не в состоянии двигать ни руками, ни ногами, но однажды, к нему являются три старца – «калики перехожие». В изданиях советских времен из былин «вырезалось» уточнение, кто были эти люди, но традиция намекает, что это Иисус Христос и два апостола. Старцы просят Илью принести им воды – и парализованный человек встает на ноги. Таким образом, даже исцеление героя оказывается связано с готовностью совершить пусть незначительное, но доброе дело.

Обретя богатырскую силу, Илья отправляется совершать подвиги. Примечательно, что ни Илья Муромец, ни другие русские богатыри никогда не совершают подвигов только ради личной славы, как это делают иногда герои западных рыцарских романов. Деяния русских витязей всегда общественно значимы. Таков самый известный подвиг Ильи Муромца – победа над Соловьем-разбойником, который убивал путников своим разбойничьим свистом. «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых», – говорит богатырь, убивая злодея.

Другой подвиг богатыря – победа над Идолищем, захватившим власть в Царьграде. Идолище – собирательный образ врагов-кочевников – печенегов или половцев. Это были языческие народы, и не случайно Идолище грозится «пустить на дым Божьи церкви». Побеждая этого врага, Илья Муромец выступает как защитник христианской веры.

Богатырь всегда предстает защитником простого народа. В «Илья Муромец и Калин-царь» Илья отказывается выходить на бой, обиженный несправедливостью князя Владимира, и только когда дочь князя просит богатыря сделать это ради бедных вдов и малых детей, он соглашается сражаться.

Возможные исторические прототипы

Какими бы сказочными ни казались сюжеты былин об Илье Муромце, историки утверждают: это реально существовавший человек. Его мощи покоятся в Киево-Печерской лавре, но первоначально гробница находилась в приделе Софии Киевской – главного храма Киевской Руси. Обычно в этом соборе хоронили только князей, даже бояре не удостаивались такой чести, следовательно, заслуги Ильи Муромца были исключительными. Исследователи предполагают, что герой погиб в 1203 году во время набега войск половцев на Киев.

Другую версию предлагает историк А.Медынцева, попытавшаяся объяснить, почему эпическая традиция связала образ Ильи Муромца с князем Владимиром Святославичем, жившим намного раньше. Не отрицая связи былинного героя с реально существовавшим Ильей Муромцем, она указывает, что еще одним истоком образа мог стать тот же человек, который послужил прототипом Добрыни Никитича. Это был дядя князя Владимира – брат ключницы, простолюдин, сумевший стать сначала княжеским дружинником, а потом воеводой.

Этот человек сделал немало доброго для своего племянника: настоял, чтобы Святослав именно Владимира дал в князья новгородцам, после смерти Святослава помог Владимиру прийти к власти. Внедряя на Руси христианство, Владимир именно Добрыне поручил крещение Новгорода. После этого события Добрыня больше не упоминается в летописях, хотя о его смерти нигде не говорится. А.Медынцева предполагает, что этот человек, крестившись, получил имя Илья, а впоследствии его стала одним из истоков образа Ильи Муромца.

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромецсовершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре - как самый сильный и могучий.В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, ИльяМуромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.Но если это действительно так, и Илья Муромец - историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский.Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.

Былинные богатыри и их подвиги были для русского народа воплощением героизма. Ведь эти воины ставили защиту Отечества и людей на первое место. Во время и эпохи правления князя Владимира появился целый былинный цикл, главным героем которого стал богатырь Илья Муромец. Он был воплощением справедливости, опытности, мудрости, трезвости, надёжности, верности, мужества, силы и миролюбия. Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил Илья Муромец, поведаем о чудесном исцелении богатыря.

Чудесное исцеление

Русский воин появился на свет в деревне Карачаево (недалеко от Мурома) в крестьянской семье. Мальчик был долгожданным ребёнком, но родился больным, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Удивительное исцеление Ильи Муромца - один из самых главных моментов в его судьбе. Согласно былинам будущий воин пролежал на печи 33 года. Потом к нему пришли калики перехожие и полностью вылечили. Илья должен был вынужден перебарывать себя и носить им воду из колодца.

Кто такие калики? Это странники, которые бродили по сёлам и городам, передавая слухи и новости о том, как живут люди в соседних областях. Под аккомпанементы гуслей они пели былины и сказания. Кстати, в будущем именно благодаря каликам русский народ узнал про подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых вы прочтёте ниже. Но было бы ошибкой считать их лишь бродячими артистами. Калики являлись хранителями магической традиции ещё со времён древних волхвов. Потом их знания трансформировались при влиянии христианства.

Вероятно, они вылечили Илью с помощью наговоров на колодезную воду, православных молитв и гипнотического воздействия гуслярной музыки. Этот колодец существует по сей день рядом с деревней Карачаево. Над ним установлен крест, а местные жители считают его воду целебной.

Подвиги богатыря Ильи Муромца

За свою долгую и интересную жизнь этот воин провёл много боёв и победил немало злодеев. Но наиболее известны три подвига Ильи Муромца, которые передаются из уст в уста уже не одно поколение. Их мы вам и поведаем.

Илья и Соловей-разбойник

Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через Взял он дубину и начал сшибать деревья. Дойдя до речки Смородиной, увидел на том берегу Соловья-разбойника, который прокричал ему: "Что за невежа ходит по моему лесу?" А после стал на богатыря свистеть и рычать по-звериному. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненый Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой.

Приехал наш воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: "Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника". Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. Набрал разбойник побольше воздуху и засвистел во всю мощь. Тут полопались стёкла в горницах, послетали крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю. Сам князь, побледнев, спрятался под кафтан Муромца. Рассердился богатырь, схватил меч и отрубил Соловью голову. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир. А после празднества взял война к себе на службу.

Илья и Идолище поганое

Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Поймали его на улице и привели к Идолищу. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Богатырь просто молча стоял.

Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин. Поэтому стал перед богатырём хвастаться: "Да я за один присест бочку вина выпиваю и быка съедаю, а ты, калека перехожая, можешь только рюмку выпить и калач съесть". Долго издевался над ним Идолище. Не вытерпел тогда Илья, схватил Идолище и расшиб о каменный пол, а потом поднял дубовый стол и перебил им всех его слуг. А после облачился в доспехи и отправился в путешествие по земле русской.

Илья и царь Калин

Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю.

Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря. Осерчал наш воин, схватил татарина за ногу и стал им бить вражеское войско. После того как все полегли, богатырь отрубил царю голову и поехал домой в Киев.

Теперь вам известны три подвига Ильи Муромца. Есть ещё и четвёртый. Он не так популярен, но мы всё же коротко его расскажем.

Илья и Богатырь-захватчик

Однажды поехал Илья Муромец проверить границы Руси. И увидел он на родной земле чужого богатыря, который стал над ним насмехаться и себя нахваливать. Илья очень рассердился. Выхватил он свой булатный меч и ринулся в бой. Дрались они в течение трёх дней, а потом наш воин схватил руками бахвальщика и расшиб его о землю.

Роковое ранение

Про первый бой Ильи Муромца вы уже знаете. Но о последнем ничего не известно, кроме того, что богатырь получил в нём ранение. Учёные, исследовавшие мощи Муромца, обнаружили на груди след от копья. Вероятно, он пытался перехватить его на лету, и это уменьшило глубину и силу удара. Полученная рана не зажила до конца и постоянно воспалялась, что привело к инфекции и последующей смерти Муромца.

Если рассматривать военную историю средних веков, то причина гибели Ильи представляется довольно правдоподобной. Ведь в то время хорошо вооружённого и сильного война, с которым довольно трудно было справиться в открытом бою, убивали на расстоянии с помощью стрелы или копья. Это помогало сохранить жизнь собственным воинам.

Заключение

В наше время подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых было дано выше, по-прежнему привлекают к себе внимание. Остаётся надеяться, что за обличием непобедимого война вы увидите человека, посвятившего всю свою жизнь и поступки во славу русского народа.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме