Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гуманитарные профессии. Профессии социально-гуманитарного профиля

Структуру современного научного знания образуют два типа наук: 1) естественные, или науки о природе; 2) социально-гуманитарные, или науки о духе, объектом исследования которых являются человек и общество.

В основе такого деления наук, предложенного немецким философом В. Дильтеем (1833-1911), лежит различие объектов естественнонаучного и социально-гуманитарного типов познания. Впоследствии немецкие философы В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) провели различие между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания на основании используемых ими методов. Согласно В. Виндельбанду, естествознание использует номотетический метод (греч. nomos - закон; tetio - устанавливаю), т. е. законоустанавливающий; для социально-гуманитарного познания характерен идиографический метод (греч. idios - особенный, необычный; grapho - пишу), т. е. описывающий единичное, индивидуальное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет своей целью выявление и формулировку общих законов, выражающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (в первую очередь история) видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных, единичных фактов. Согласно Г. Риккерту, наукам о природе присущ генерализующий (обобщающий) метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия природы лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно в науках о духе используется индивидуализирующий метод, заключающийся в фиксации и объяснении единичных явлений. Рассматривая данные методы как взаимодополняющие, немецкие философы, однако, полагали, что номотетический, или генерализующий, метод в европейской культурной традиции воспринимается в качестве универсального метода научного познания, а его использование выступает критерием научности познавательной деятельности вообще.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, а также трактовка их специфических особенностей варьируется в классическом, неклассическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Классическая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; она абсолютизировала обобщающий метод, рассматривая его в качестве единственного метода научного познания. Для классического естествознания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и выражающего презумпцию (предположение) всеобщей гармонии природы. В качестве такого универсального закона мироздания выступил открытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, составивший основу классической механистической картины природы. Сама идея единичного, индивидуального, неповторимого, не укладывающегося в рамки жестких закономерностей, отвергалась классическим естествознанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, которым - именно в силу этого обстоятельства - было практически отказано в научном статусе. Таким образом, различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассматриваются в классическом типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.

Характерная для классической науки абсолютизация естественнонаучного идеала рациональности с его стремлением свести (редуцировать) многообразие реального бытия к конечному числу наиболее общих законов, фиксирующих повторяющиеся связи между явлениями, нашла свое выражение в экспансии естественнонаучных методов в общественные науки и формировании в них номотетической традиции. Механистическая методология классического естествознания рассматривалась как универсальная научная методология, пригодная для объяснения не только природы, но и человека и общества. Возникновение и дисциплинарная организация в XIX в. таких социальногуманитарных наук, как социология и психология, были связаны с ориентацией на естественнонаучный идеал рациональности, т. е. со стремлением к объяснению социально-гуманитарной реальности по аналогии с природной, путем усмотрения в ней причинно-следственных связей, фиксируемых в законах. Примером тому, в частности, может служить марксистская интерпретация истории, которая пыталась увидеть в историческом процессе действие универсальных законов и рассмотреть историю в виде жестко детерминированной, инвариантной причинно-следственной связи событий.

Особенности гуманитарного знания нагляднее всего могут быть продемонстрированы при его сопоставлении с классическим типом естественнонаучного знания. Различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания обусловлены, во-первых, спецификой объекта научного исследования; во-вторых, отношением познающего субъекта к познаваемому объекту; в-третьих, методологией исследования.

1. Природа как объект естественнонаучного познания не создается человеком, не нуждается в нем для своего бытия и существует независимо от его воли и сознания. В этом смысле можно говорить о том, что природа как объект исследования представляет собой объективную, т. е. существующую без человека, реальность. В мире природы действуют законы бытия, законы сущего, которые человек не властен изменить, но может лишь познать.

Общество, социальный мир, являющееся объектом социальногуманитарного познания, создается самим человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, т. е. коммуникации, и существует благодаря постоянному воспроизводству актов коммуникации. Вместе с тем в процессе межсубъектного взаимодействия социально значимые акты коммуникации порождают социальные институты (примером такого института являются нормы права), которые, будучи результатом человеческой деятельности, начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу своего энергетического воздействия.

Таким образом, объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная реальность; объектом познания социально-гуманитарных наук является общество как субъективно-объективная реальность, т. е., с одной стороны, как реальность, создаваемая и поддерживаемая человеком в процессе межсубъектного взаимодействия, с другой - как объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В классическом естествознании отношения ученого и объекта исследования характеризуются определенной дистанцией между ними. Здесь ученый противостоит миру наблюдаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, используя различный инструментарий и определяя условия эксперимента. Ученый- естествоиспытатель никогда не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а наблюдает за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта своего исследования. Это связано с тем, что исследователь социальных отношений сам является их участником, т. е. включен прямо или опосредованно в те объекты и процессы, которые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социальногуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Соответственно социально-политическая, национальная, конфессиональная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных проблем, стратегию и даже результаты их исследования. Поэтому социально-гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, весьма часто оказывается подверженным влиянию той или иной разделяемой исследователем идеологии.

Итак, естественнонаучное познание характеризуется дистан- цированностью познающего субъекта от познаваемого объекта, а социально-гуманитарное познание, напротив, - включенностью познающего субъекта в познаваемый объект.

Кроме того, в классическом естествознании природа рассматривается как объект, пассивно поддающийся безграничной познавательной активности субъекта. В социально-гуманитарном познании объект познания прямо или опосредованно обнаруживает себя как деятельный субъект. Следовательно, познавательная активность субъекта в общественных науках принципиально ограничена и связана с самораскрывающейся активностью «объекта».

Таким образом, познавательное отношение в естествознании, являясь субъект-объектным, имеет монологический характер; познавательное отношение в социально-гуманитарных науках, являясь субъект-субъектным, имеет диалогический характер.

3. Для классического естественнонаучного способа познания в качестве метода исследования характерен редукционизм, т. е. сведение многообразия наблюдаемых явлений к конечной совокупности наиболее общих законов, которые позволили бы прогнозировать закономерное протекание каких-либо процессов в будущем. Классическое естествознание стремилось каталогизировать мир, при этом все индивидуальное, ситуационное, не вписывающееся в принятые исследователем принципы каталогизации, рассматривалось как несуществующее, как погрешность, которой можно пренебречь. В естественнонаучном познании главную роль играет монологичное объяснение действительности в ее причинно-следственной обусловленности. Гуманитарные науки, напротив, как уже отмечалось, характеризуются обращением к действительности во всей ее полноте и неисчерпаемости индивидуальных проявлений. Здесь главное значение принадлежит уже не монологичному объяснению, а пониманию, «схватывающему» в процессе исследования индивидуальные особенности изучаемого явления.

Таким образом, если для естествознания важнейшим является обобщающее объяснение повторяющихся фактов, то для общество- знания - различающее понимание социальных явлений.

Важная особенность понимания, отличающая его от объяснения, заключается в присущей человеку способности к перевоплощению, воображению и интуиции, с помощью которых интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Чтобы интерпретировать цели, намерения, мотивации авторов текстов, как и любые действия людей как сознательных существ, необходимо понять их (встать на место Другого). Совершенно иначе обстоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где поэтому отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Именно по этой причине в естественнонаучном знании главное внимание уделялось вопросам объяснения, ибо они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Объясняющее знание не следует противопоставлять пониманию. Они взаимодополняюг друг друга. Знание всегда текстуально и носит общий характер, понимание - контекстуально и носит в силу этого индивидуальный характер. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и индивидуальное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр особенностей классического естественнонаучного знания, что привело к возникновению тенденции к снятию жесткого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что создает широкие возможности для междисциплинарного диалога.

Под социально-гуманитарными науками понимается цикл научных дисциплин, направленных на изучение общественных явлений. Они изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.

Объектом социально-гуманитарного познания в широком смысле слова выступает совокупность социальных феноменов: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в памятниках материальной и духовной культуры, событиях и исторических фактах.

Так же как и объекты других наук общество существует независимо от воли и сознания людей. В то же время имеется специфическое отличие объекта социально-гуманитарных наук: Если процессы физического мира полностью независимы от сознания человека, то процессы, происходящие в обществе, связаны с деятельностью людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, их поступки, которые требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностям и целями (носят объективно-субъективный характер).

Субъектом социально-гуманитарного познания выступает сообщество ученых или отдельный индивид. Научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают характерными профессиональными знаниями и навыками.

Особенности социально-гуманитарного познания:

Как одна из сфер общего научного познания, социально-гуманитарные науки имеют все признаки науки вообще. Но они имеют и свою специфику.

Одна из важных особенностей социально-гуманитарных наук – необходимость учета в них феномена свободы. Науки о природе изучают естественные процессы. Эти процессы просто происходят. Социально-гуманитарные науки изучают человеческую деятельность в экономической, юридической, политической, художественной сферах. Человеческая деятельность не происходит, а совершается. Процессы природы не обладают свободой. Человеческая же деятельность свободна. Поэтому она менее предсказуема, чем природные процессы. В связи с этим в социально-гуманитарных науках меньше определенности и больше гипотетичности, чем в естественных науках



Вторая особенность социально-гуманитарных наук – необходимость изучения субъективной реальности. Естественные науки изучают материальные объекты. Социально-гуманитарные науки тоже исследуют материальные системы, то есть объективную социальную реальность. Но существенным компонентом всех объектов социально-гуманитарных наук служит субъективная реальность – сознание человека. Два фактора обусловливают трудности в изучении сознания. Первый из них – суверенность сознания. Она состоит в том, что сознание непосредственно дано только данному субъекту. Для других людей сознание данного человека ненаблюдаемо. Для них наблюдаемы лишь внешние проявления сознания – речь и действия человека. По ним мы судим о содержании сознания другого человека, но он может маскировать свои истинные переживания. Вторая трудность заключается в том, что сознание не материально, а идеально, т.е оно не обладает физическими и химическими свойствами, какими обладают материальные объекты, например такими свойствами, как заряд, масса, вес, валентность. Сознание бесплотно и бестелесно, оно есть информация как бы в чистом виде.

Само же сознание дано человеку исключительно в виде субъективных внутренних переживаний. Его нельзя зафиксировать прибором, его можно только чувствовать. Однако отмеченные трудности в изучении духовного мира человека не являются непреодолимыми. Изучение деятельности и речи людей, их мозговых процессов позволяют науке и философии получать определенные знания о составе, структуре и функциях сознания.

Третья особенность социально-гуманитарных наук – высокая степень уникальности изучаемых объектов. Уникальность – это неповторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уникальным является каждый объект. В качестве объектов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные и духовные), и события, и явления, и свойства – все, что может изучаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов намного выше, чем объектов природы или техники. Например, физик имеет дело с двумя атомами, инженер – с двумя автомобилями одной марки, юрист или педагог – с двумя людьми. Однако, больше различий между объектами социально-гуманитарных дисциплин.

Т. к. изучаемые социально-гуманитарными дисциплинами объекты и события - уникальны, то необходимо использовать в этих науках индивидуальный подход. В естественных и технических науках он необязателен, там изучаемые объекты в основном однотипны, и от различий их между собой можно абстрагироваться, поскольку они несущественны. А вот юрист, психолог, педагог от различий между людьми и их особенностей абстрагироваться никак не может.

Четвертая особенность социально-гуманитарных дисциплин – необходимость учета характера законов функционирования изучаемых объектов. В природе действуют и динамические, и статистические законы; в социально-гуманитарных объектах – как правило, статистические законы. Динамические законы в своей основе имеют однозначную причинность, а статистические – вероятностную причинность, при которой причина может порождать одно из нескольких следствий. (Закон равенства действия и противодействия. Материальные тела действуют друг на друга с силами, равными по величине и противоположными по направлению)

Знание динамических законов позволяет осуществлять точные (однозначные) предсказания, а знание статистических законов открывает возможность только вероятностных предсказаний, когда нельзя знать, какое из возможных событий произойдет, а можно вычислить лишь вероятности этих событий. В связи с этим предсказание в социально-гуманитарных науках является менее точным, чем в науках о природе и технике.

Пятая особенность социально-гуманитарных наук – ограниченность применения в них эксперимента. Во многих случаях эксперимент просто невозможно провести, например в изучении истории страны, где события уже совершились. Нельзя провести эксперименты в социологии при изучении межнациональных отношений, в демографии при изучении, скажем, миграции населения. Невозможно с экспериментальной целью переселять народы и другие социальные группы, изменять им зарплату, жилищные условия, состав семьи и т. п.

Критерии научности: доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая (опытная, практическая) проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность, эссенциальность.

Доказательность в социально-гуманитарных науках является менее строгой, чем в естественных науках. Это связано с недостатком фактов и достоверных теоретических положений. По этой причине в социально-гуманитарных науках по сравнению с естественными науками более значительную роль играет интуиция, и многие положения социально-гуманитарного знания вводятся интуитивно. Социально-гуманитарные науки стремятся к непротиворечивости своего знания, однако из-за многосторонности объектов изучения критерий непротиворечивости в них нарушается чаще, чем в науках о природе.

Эмпирическая проверяемость в естественных науках реализуется главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в социально-гуманитарных науках преобладают методы наблюдения, анкетирования, интервью, тестирования.

Воспроизводимость фактов в науках о природе устанавливается в основном повторением экспериментов для получения статистически достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках, когда имеются условия, эксперимент тоже применяется. В тех же областях гуманитарного познания, где эксперимент невозможен, используют анализ свидетельств многих источников, например в истории, юриспруденции, педагогике. Множество источников или много свидетелей – это аналог множества наблюдений и большого числа экспериментов.

Общезначимость в социально-гуманитарных науках значительно меньше, чем в естественных науках. Многообразие научных школ и направлений в этих науках очень велико, но имеется тенденция к их синтезу.

На сегодня классификация социально-гуманитарных наук проработана слабо ввиду обширности и разнородности области их применения, а также тесной взаимосвязи сфер общественной жизни. Например, история может быть классифицирована и как наука, и как социальная.

Все три метода классификации разделяют эти науки на социальные и гуманитарные.

Классификация по предмету изучения:

В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.

Изучение человека в целом и общества в частном, которое подразумевает философская наука, предполагает дробление социальных систем на сферы жизни общества и человека. Социальная является одной из четырех таких сфер и имеет одно из важнейших значений для философии.

Что включает в себя социальная сфера

Наряду с экономической, политической и духовной сферами социальная сфера подразумевает:
- характерный вид человеческой деятельности (это может быть образовательная деятельность, политическая и т.д.);
- существование системы социальных институтов (рабочий коллектив, школа, семья, церковь, политическая партия);
- отношения, сложившиеся в результате взаимодействия между людьми (к примеру, отношения между родителями и детьми, между друзьями, между врагами, между учителем и учеником).

Следует отметить, что человек существует и взаимодействует во всех сферах одновременно, не только в социальной. К примеру, если вы продаете телевизор своему родственнику, вы одновременно находитесь как минимум в двух сферах – социальной и экономической. А если при этом вы являетесь политическим деятелем, а ваш родственник религиозен, то и во всех четырех сразу.

Каким образом через социальную сферу трактуется существование человека

Философия называет социальной ту сферу жизни общества, в которой возникают всевозможные общности, взаимодействующие между собой на уровне социальных отношений. Таким образом, человек в обществе может выполнять ряд социальных ролей: начальник или подчиненный, горожанин или крестьянин, отец семейства, сын, брат. Собственно, даже такой факт, как половая принадлежность, накладывает на человека определенные социальные права и обязанности – поведение мужчин и женщин в любом обществе отличается. Исходя из социальных общностей, в которые входит человек, и социальных ролей, которые ему приходится выполнять, возможно выстроить философский портрет как отдельно взятого человека, так и «среднего» члена общества, а также всего общества в целом. Исследования социальной сферы проводятся как правило в форме . Наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при составлении социологической картины, следующие:

Демографическая структура (сюда могут входить мужчины и женщины, холостые и женатые, пожилые люди );
- этническая структура (определяется национальной принадлежностью);
- профессиональная структура (продавцы, экономисты, врачи, учителя, дворники и т.д.);
- образовательная структура (люди с высшим образованием, студенты, школьники);
- поселенческая структура (городской или деревенский житель);
- сословная структура (здесь значение имеет социальное положение, происхождение индивида, а также всевозможные касты, классы и сословия, если они приняты в данном обществе).

Желание проникнуть в суть мыслей других людей незаметным для них образом будоражит умы миллионов людей. В свое время известный психолог Вольф Мессинг даже выступал на публике с номерами, где отгадывал задания, написанные кем-то на листочке бумаги и спрятанные от него. Умение читать мысли нередко опутано тайной, причисляется к оккультным наукам или парапсихологии. Это ошибочное мнение, так как психологи «читают мысли» при помощи наблюдений за видимыми поведенческими реакциями.

Вам понадобится

  • Для развития в себе способности видеть людей насквозь вам понадобятся наблюдательность и терпение, а также немного знаний относительно того, как интерпретировать различные жесты и поведенческие реакции.

Инструкция

Развивайте наблюдательность, анализируйте увиденное. Не зря существует поговорка «Психологи развлекаются, наблюдая». Скучные конференции, неинтересные мероприятия и вечеринки, неторопливые прогулки в парке, кинофильмы… Жизнь дает так много возможностей развивать наблюдательность! Смотрите , попытайтесь понять их реакции, попробуйте разгадать их жизненный и образ

Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам. Но гуманитарная сфера имеет разные направления. Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека - психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее. Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход. Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа. Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями. Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее. Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции. Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью. Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах. Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором. Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом. Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму. Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать. Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее. Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах. Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках. Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью. Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время. Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

Размышляя о специфике социального и гуманитарного знания, отметим следующее (см. Таблицу № 1 ).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество

Объект: человек

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, экономика

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); - приобретает характер прикладных исследований; - включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: - рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; - рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; - предполагает диалогичность.

Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Часть этого знания входит в компетенцию науки, отвечая всем критериям предмета научного познания. Есть, однако, и другая часть, которая связана с понятиями чувствования, интуиции, веры, или, например, эзотерическое знание. Поэтому понятие гуманитарного знания - более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом смысле научным знанием не являются. Обращение к таким понятиям как “бытие”, “любовь”, “жизнь”, “смерть”, “истина”, “красота” и т.п. предполагает многозначность, так как такого рода категории не имеют и не могут иметь “по определению” единственно верного смысла.

Для социальной науки главное - выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ глубинных структур, влияющих на поведение людей, когда мотивация этого поведения для них неочевидна.

С этой точки зрения социология , экономика , политология , право , политическая экономия - социальные науки, но не гуманитарные области, а филология, искусствоведение, история - классические образцы гуманитарного знания (хотя в них и используются ныне точные методы исследования). Если данное утверждение вряд ли кто-нибудь станет оспаривать, то относительно культурологии споры подобного рода довольно часты в профессиональном сообществе. Тому есть, по крайней мере, две причины: во-первых, в российском обществе идет становление новой области знания, границы которой еще четко не очерчены, и, во-вторых, это связано с многозначностью понятия культуры: выбор той или иной базисной позиции диктует соответствующую исследовательскую процедуру. На наш взгляд, культурология принадлежит к междисплинарным наукам и имеет оба этих пласта.

Своеобразие гуманитарного знания, однако, выводится не только из предмета исследования и, может быть, не столько из него, сколько из ведущей познавательной ориентации.

Для гуманитарного типа познания важен текст как основа для рефлексии по поводу социокультурного смысла данного факта, исследователь пытается выяснить не только то, что история говорит о себе, сколько то, о чем она умалчивает, зашифровывая в своих текстах. Гуманитарное и социальное соотносятся так же, как природа и естествознание.

В частности, социальная наука должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Кроме того, для современного состояния социальных наук становится выраженной тенденция перехода к их новому качеству, когда они все более приобретают характер прикладных исследований, включая в свой методологический арсенал процедуры не только аналитические, но и разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Разумеется, интересующие нас сферы взаимодействуют между собой и взимодополняют одна другую. В свое время выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии .

Во второй половине ХХ века начинает проявляться тенденция на комплексное изучение человека и социальных систем, культурных объектов и процессов в ходе совместной жизни и деятельности. Появляется термин «социогуманитарное знание». Сравним естественнонаучное и социогуманитарное знание (см. Таблицу № 2 ).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Естественнонаучное знание

Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер

Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора

Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез

    В сфере социально-гуманитарного знания особое место принадлежит философским методам .

    Феноменологический метод направляет ученого на выявление смыслов и значений, которые придаются социальным явлениям участниками социальных действий.

    Общенаучных методы : наблюдения, социальный эксперимент, методы описания и сравнения, историко-сравнительный метод, методы идеализации, моделирования, мысленного эксперимента.

3) Частнонаучные методы – это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной либо в нескольких отраслях социально-гуманитарного знания . Среди специфических методов социально-гуманитарных наук можно выделить наиболее значимые:

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей; различают письменные опросы (анкетирование) и устные опросы (интервьюирование);

Монографический метод – метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений;

Биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на личных документах, в которой кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего;

Идиографический метод – метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий социальные факты на основе их отнесения к той или иной ценности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме