Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Факторы при выборе сценария ролевой игры. Деловая и ролевая игра

Слово «роль» (role) происходит от лат. rotula - небольшое колесо или круглое бревно, которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Понятие «ролевые игры» впервые появилось лишь в двадцатом веке. Прототипом ситуационно-ролевых игр явились импровизированные драматические игры на заданную тему, разработанные в 1946 г. Дж. Морено.

С середины 1950-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста, социометрию, психодрамму, гештальт-терапию, а также группы встреч.

Другой областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, задачи которых - саморазвитие и самосовершенствование, а не психотерапия. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, конструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других.

Ролевые игры позволяют активно вовлечь обучаемых в процесс научения, вызвать интерес. Они создают отличные условия для установления обратной связи сразу же по окончании игрового взаимодействия. С помощью ролевых игр легче принимаются новые идеи и изменяются установки обучаемых.

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек - предмет, человек - человек.

Специфика ролевой игры обусловливает ее предпочтительное применение в психотерапевтических и личностных тренингах. Ролевая

игра может использоваться также в обучающих или организационных целях, если ее содержанием становится управленческая ситуация, т.е. если игра принимает деловой характер и направлена на развитие умений взаимодействовать с другими людьми.

Ролевая игра - способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Таким образом, ролевая игра является методом психологического моделирования, направленным на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения и выполнения совместной деятельности людей в условиях игровой имитации реальных или вымышленных ситуаций.

В современной педагогической практике ролевой метод - это действенное диагностическое, прогностическое и коррекционное средство социально-психологической подготовки специалистов. Такая игра дает возможность выявить индивидуальность каждого обучаемого, его творческие возможности, развивает умение входить в положение других, лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения, общения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов в управлении другими людьми и во взаимодействии с ними. Кроме того, приобретается значимый социально-психологический опыт более объективного анализа как своего собственного поведения, так и поведения других, развивается психологическая компетентность специалиста.

К основным характеристикам ролевых игр относят:

  • - наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей, библиотека или подразделение какой- либо организации;
  • - наличие ролей;
  • - различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
  • - взаимодействие ролей;
  • - наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • - многоальтернативность решений;
  • - наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
  • - наличие управляемого эмоционального напряжения.

Основное отличие ролевых игр от метода разыгрывания ролей прежде всего заключается в том, что тому, кто исполняет роль участника анализируемой ситуации, наряду с описанием выдается инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.

Инструкция к ролевой игре должна, с одной стороны, детально описывать все аспекты ситуации. Вместе с тем с другой стороны, она не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях.

Таким образом, ролевые игры - это игры по заданному сценарию, который требует не только знакомство с материалом, но и вхождение в заданный образ, т.е. в какой-то степени даже перевоплощения, актерского мастерства.

Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующей в ролевой игре, - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей. Следует подчеркнуть, что именно поведение, а не просто проявление талантов выступающих будет основой последующей дискуссии. Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены.

Методы разыгрывания ролей являются интерактивными, как правило, они используются в программах по изучению руководителями и специалистами сферы человеческих отношений. Проигрывание ролей может быть приятным и недорогим средством получения многих новых навыков. Участники занятия могут также отказаться от правил и экспериментировать. Например, играющий может поэкспериментировать со стилями руководства или стратегиями взаимодействия, демонстрирую то конкуренцию, то уступку, то компромисс при принятии решений.

При внедрении этой технологии занятия проводятся в форме либо совещания, либо свободно развивающегося ролевого общения (диалога) между участниками.

В заключении занятия слушатели обсуждают итог и ход решения проблемы (конфликта), оценивают поведение в данной ситуации каждого из ее участников, его продуктивность. При этом начинают дискуссию «зрители», а заканчивает - педагог, который проводит критический разбор итогов ролевого общения, отмечая достижения и потери.

Наблюдения могут быть более эффективными, если будет сделана видеозапись ролевой игры, которая в случае необходимости может быть использована для обеспечения обратной связи и подтверждения тех или иных положений, а также консультирования.

Метод ролевых игр позволяет слушателю «походить в чужих ботинках», посмотреть как бы со стороны на себя и своего «героя», чью роль он исполняет, что имеет большое значение для перцептивного обучения руководителей и специалистов, развития у них навыков адекватного восприятия деловых партнеров и достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения.

В обучении обычно используют три типа ролевых игр.

  • 1. Прямые игры - моделирование элементов профессиональной деятельности.
  • 2. Стратегические симуляции - принятие решений в определенных условиях («Экологическая катастрофа», «Полет на Луну», «Происшествие в пустыне» и др.).
  • 3. Собственно ролевые игры - участники игры раздельно получают различные индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях .

Ролевая игра используется как самостоятельная технология обучения, а также применяется в коммуникативных тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, необходимых для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, деятельность по связям с общественностью и даже проведение самих тренингов.

Эффективность ролевых игр обусловлена их жизненностью и новизной переживаний. Однако метод следует использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удобном случае, то ее ценность как игровой технологии может быть значительно снижена.

Инвертированная игра - один из вариантов ролевой игры. При помощи этого метода участник игры может достичь глубокой оценки проблем и преимуществ других людей. Это происходит следующим образом: в ходе игры преподаватель предлагает участникам занятия остановится и поменяться ролями, представив эту же ситуацию с противоположной точки зрения - с такой позиции, которая зачастую будет в корне противоречить убеждениям и привычному образу действий участников ролевого общения.

Ролевые игры следует применять творчески, импровизируя. Лучше всего строить процесс обучения так, чтобы после теоретической части следовала ролевая игра, дающая возможность на практике применить только что изученные принципы или техники. В случае, когда всем участникам учебного процесса необходимо справиться с некоторой практической ситуацией, можно устроить одну ролевую игру на всех. В этом случае нужно разделить одну большую группу на несколько малых, каждая из которых разыгрывает свою ситуацию.

Грамотное проведение ролевой игры приносит несомненную пользу ее участникам. Такие инсценированные игры целесообразно проводить уже после того, как группа преодолела скованность, сопротивление и психологический дискомфорт.

Преподаватель, внедряющий ролевые игры, должен тщательно разработать план ролевой игры. Он должен выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые условия игры максимально соответствуют специфике основной деятельности участников ролевого взаимодействия.

Обучаемых сначала знакомят с самой ситуацией, а затем предлагают распределить между собой роли ее участников. Роли каждого участника (в соответствии с общими условиями ролевой игры) могут привести обучаемых к живой дискуссии, особенно, когда каждый вживается в роль, а не просто исполняет обязанности.

Как правило, возможны два варианта распределения ролей.

  • 1. Роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют роль арбитра, записывая особенности поведения участников и затем оценивая его последствия.
  • 2. Участники анализа ситуации разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берт на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.

Небольшая численность участников способствует созданию спокойной неформальной остановки, необходимой для успешного обучения.

Возможность использовать ролевую игру в качестве программы тренинга остается и тогда, когда в группе больше десяти человек. Большие группы можно разделить на несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ролевых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так, чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты своей деятельности в общей дискуссии.

Преимущества ролевых игр:

  • 1) «обучение через действие» - один из самых эффективных способов научения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени;
  • 2) ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения: оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным способом;
  • 3) хотя использование ролевой игры содержит в себе элемент педагогического риска, последний относится, главным образом, к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее; ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить и закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является коммуникативная среда тренинга, свободная от риска, связанного с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.

Ограничения ролевых игр:

  • 1) суть успешной ролевой игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты;
  • 2) если цели ролевого упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упраж-

юз нения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения;

  • 3) как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включится. Если члены группы боятся потерять лицо, участвуя в игре, или стесняются процесса ролевого общения, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение;
  • 4) если преподаватель имеет слабую психологическую и коммуникативную компетентность, он может вызвать у исполнителей ролей чувство тревожности, беспокойства за свое реноме и самооценку. Отсутствие психологической поддержки взрослых обучаемых также усиливает это состояние и снижает мотивацию к обучению.
  • 2. Структура занятия с проведением ролевой игры может быть следующая:
  • 1) погружение (мини-лекция);
  • 2) представление ролевой игры участникам и формулирование учебных задач;
  • 3) распределение ролей;
  • 4) инструкции для участников игры и группы;
  • 5) проведение игры;
  • 6) подведение итогов экспертной группы;
  • 7) дебрифинг.
  • 3. Структура инструкции к ролевой игре (для игроков):
    • - название персонажа;
    • - описание явных элементов ситуации - информация, которой в равной степени обладают и активный, и пассивный игроки;
    • - описание скрытых элементов ситуации - информации, которой обладает данный игрок, но не обладает другой, и может быть, группа;
    • - цель - для активного игрока;
    • - линия поведения - для пассивного игрока.

Структура инструкции к ролевой игре (для наблюдателей):

  • - название персонажей;
  • - описание контекста игры, информации, которой владеют наблюдатели (возможно предоставление инструкции игроков, если группа владеет информацией в полном объеме);
  • - задачи для наблюдателя.
  • 4. Ролевую игру рекомендуется закончить дебрифингом, в котором проясняется смысл проделанного, подводится черта под пройденной темой и устанавливаются связи между усвоенными знаниями и новыми, которые понадобятся обучаемым в будущем. Дебрифинг позволяет абстрагироваться от содержания ситуации и дает возможность проанализировать происходящее, проверить свои аналитические и наблюдательные возможности. Сопоставляя поставленные цели и полученные результаты, участники осваивают миссию специалиста, чей труд, оценивается по результату.
  • 5. Практическое занятие по теме «Ролевые игры».
  • 6. Ролевая игра «Дилемма узника».
  • 7. «Дилемма узника» - ролевая игра, используемая для изучения диадного взаимодействия. Название возникло от ситуации, которую предлагается представить играющим.
  • 8. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание:
    • - если никто из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат незначительное наказание;
    • - если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровой наказание;
    • - если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше того, что они могли бы получить, если бы оба промолчали.
  • 9. Исход игры можно представить в виде таблицы, с которой обычно знакомят участников перед игрой.

Таблица 6

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и некооперативным (г) поведением, учитывая при этом мотивы выбора другого.

С точки зрения индивидуального результата игрока А ему все выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата они должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотребить доверием.

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не вступая в контакт (на листке бумаги написать только одно слово «молчать» или «рассказать»), в других случаях разрешается общаться (отслеживается как раз воздействие коммуникации на выбор решения).

Если первый играющий написал слово «молчать», это означает, что он решил ничего не рассказывать о совершенном преступлении. Если и партнер по игре решит молчать, то оба они получат по +3 балла. Но если первый написал слово «молчать», а его партнер решит все рассказать, то первый решит все рассказать, то первый получает -1, а второй +5 баллов.

Если первый написал слово «рассказать», это означает, что он решил рассказать все правду об этом преступлении. Если также решит действовать его партнер, то оба они получат по +1 баллу, а если он будет молчать, то первый получит максимально возможный балл +5, а партнер лишь -1.

Игра может проигрываться многократно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.

Ролевая игра проводится в двух вариантах:

  • 1) с двумя участниками;
  • 2) с двумя группами участников.

Во втором варианте в предмет анализа входит поведение группы в ситуации необходимости принятия решения при неопределенном исходе и равных альтернативах.

Отличие варианта 1 от варианта 2 заключается в том, что первый вариант требует от участников игры мышления вслух и последующей интроспекции (самонаблюдения); во втором преподаватель может сам непосредственно наблюдать взаимодействие в группе. Однако игра во втором варианте осложняется в связи со значительным расширением диапазона значимых факторов: разная коммуникативная компетентность и активность участников, дополнительные трудности из-за неодинакового понимания задания всеми участниками и т.п.

В начале игры участникам сообщается, что один из них (определяется кто) будет играть за узника, а другой за охранника. Далее «узник» условно помещается в камеру, имеющую следующую форму:

Все углы камеры, так же как и стороны приблизительно одинаковы. В прямоугольнике находится узник, охранник находится снаружи.

Инструкция для узника:

Ваша задача - выбрать один из углов для «побега». «Побег» будет считаться удачным, если охранник не догадается, какой угол вы выбрали. Запишите выбор и его обоснование в протокол.

Инструкция для охранника:

Ваша задача - догадаться, в каком углу готовит «побег» узник и предотвратить побег. Запишите ваш выбор и обоснуйте его в протоколе.

После первых записей они сверяются руководителем игры с объявлением результатов участникам. Затем анализируются основания выбора. Если оказывается, что на первом этапе игры участники исходили из формальных оснований и не учитывали персоны противника, т.е. не пытались моделировать именно его поведение, руководитель подчеркивает это в обсуждении и приступает ко второму этапу.

На втором этапе игра повторяется (участники могут поменяться местами).

Руководитель игры должен учитывать, что любое решение участников неудовлетворительно с точки зрения формальной рационализации. Поэтому очень важно точно формулировать вопрос при построении гипотезы. А именно - перед кем стоит дилемма?

Часто путают подлинную дилемму, которая в подобном случае возникает перед игроком-участником, с задачей, возникающей у руководителя игры, который должен рекомендовать оптимальное решение.

В данной ситуации оптимального решения нет, выход же из конфликта для участника заключается в получении достаточной для моделирования поведения противника оснований. Игра может дать дидактическую функцию, отчетливо демонстрируя ситуации, когда обыденные представления о рациональном поведении оказываются неприменимыми.

С помощью игры «Дилемма узника» можно создать ситуацию для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т.д.

Игра позволяет диагностировать и прогнозировать межличностные отношения.

  • Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студентоввузов / Панфилова А. П.; под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : Издательский центр «Академия», 2008.
Учитель русского языка и литературы

МКОУ Карымской СОШ

Иркутской области

Сорокина Ирина Алексеевна

Использование ролевых и деловых игр
Современные преобразования в обществе , открытость общества, информатизация и

динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапною воспроизведения.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые. Игровые технологии относятся к активным формам обучения.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной, монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда

осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты:

1. Картина моделируемого мира;

2. Правила игры;

3. Командные и (или) индивидуальные вводные.

От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры.

1. Картина моделируемого мира

Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова:

А) место действия;

Б) время действия;

В) действующие лица и занимаемое ими положение;

Г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду

Времени;

Д) ситуация, сложившаяся на начало игры.

2. Правила игры

Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются в большинстве игр:

А) военная сфера:

Нормативы по видам оружия и фортификаций,

Военные действия,

Техника безопасности;

Б) политическая сфера:

Политическое устройство моделируемого мира,

Моделирование социальных отношений,

Моделирование политической и юридической деятельности;

В) экономическая сфера:

Ориентация экономики,

Моделирование отраслей экономической деятельности,

Моделирование финансово-экономической деятельности;

Г) физические и метафизические законы моделируемого мира:

Структурирование времени,

Перемещения по игровой территории,

Магические способности,

Магические персонажи и предметы;

Д) духовная сфера:

Культура (традиции, обычаи, искусство),

Религиозные культы моделируемого мира.

3. Командные и индивидуальные вводные

Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию:

Командная вводная:

А) название команды (группы, народа, страны);

Б) легенда команды:

Происхождение,

Важные исторические события,

Легенды, предания,

Обряды, религия,

Командные тайны;

В) структура команды:

Управление,

Социальный состав,

Отношения между слоями и членами команды;

Г) отношения команды с окружающими:

Друзья,

Нейтральные силы;

Д) цели команды в игре.

Индивидуальные вводные:

А) игровое имя;

Б) возраст;

В) официальные биографические данные;

Г) нынешнее положение в обществе;

Д) отношение к окружающим;

Е) предметы и личные тайны;

Ж) игровая информация;

З) цели в игре.

"Метод ролевой игры в тренинге"

Метод ролевой игры в тренинге является одним их базовых, он применяется в большинстве тренингов любой направленности и для любой аудитории.

Проведение ролевой игры

Этот этап является наиболее интересным для участников и наиболее сложным для ведущих. Какой бы полной и всеобъемлющей не была картина моделируемого мира, как бы не были хороши правила и подготовка игроков - все равно, проведение игры требует от ведущих большого физического и интеллектуального напряжения.

При проведении игры, ведущий должен регулировать ее ход, контролировать соблюдение правил и выполнять роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. Чаще всего необходимо обслуживание игры несколькими ведущими, особенно при проведении масштабных игр. В этом случае важны единодушие и компетентность ведущих в трактовке правил и картины мира. Авторитет ведущего должен быть непререкаем.

Для проведения масштабных игр необходимо наличие главного ведущего или координатора, имеющего постоянное место пребывания и контролирующего весь ход игры; региональных ведущих, курирующих определенные участки игровой территории; и группы игротехников, воздействующих на ход событий по указаниям ведущих.

В зависимости от требований игры, ведущие могут иметь индивидуальные роли или находиться вне игры. Их основная задача поддерживать динамичность событий. С другой стороны, нельзя допускать, чтобы отдельная команда или игрок устраивали сильный прессинг, когда основная масса игроков не выдерживает жесткого темпа игры. В этих случаях необходимо установить причину накладок и восстановить нормальный ход событий, введя новые игровые факторы или организовав силовое вмешательство.

Необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. За особо грубые или систематические нарушения возможно удаление игрока из игры. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

При проведении игры важно организовать отлаженное информационное обеспечение ведущих в течении всей игры. Полная информированность о происходящих событиях поможет грамотно регулировать ход игры и предотвращать возникновение нештатных ситуаций.

Нештатные ситуации возникают при проведении даже хорошо организованной игры. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом случае, прежде всего необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира. Если вопрос выше компетентности регионального ведущего, необходимо срочно связаться с координатором, во избежание недоразумений.

В заключение стоит отметить, что необходимо стремиться свести к минимуму силовое регулирование игры, которое вызывает болезненную реакцию у игроков, а в случае систематического применения силовых методов, может привести к враждебности по отношению к ведущим. Нужно стремиться заложить регулирующие элементы в разработку игры. Главная задача ведущих - сделать игру интересной для игроков.

"Корпоративные деловые игры. Методика разработки и проведения"

В книге представлен эксклюзивный материал, основанный на 16-летнем практическом опыте автора . Даны весь необходимый инструментарий и полные сценарии двух корпоративных деловых игр, практическое проведение которых началось в 2001 году.

Книга рекомендована бизнес-тренерам, консультантам по организационным изменениям, менеджерам по управлению персоналом, руководителям предприятий всех форм собственности и видов деятельности как инструмент решения задач по образованию команды, комплексной оценки персонала, его обучения и развития.

В книге представлены все необходимые инструменты для проведения и анализа корпоративной деловой игры. Сценарии игр максимально приближены к бизнес-реальности и вовлекают в игровой процесс всех участников, от начала и до конца игры. Рекомендуем!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Выбор метода тренинга

ролевой тренинг игра информация

Одна из основных проблем, возникающих при подготовке тренинга, - проблема выбора метода, при помощи которого передается информация участникам.

Существует большое количество разнообразных видов обучения, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы, и в течение какого периода времени эффекты тренинга будут сохраняться после его завершения.

В распоряжении тренера имеется множество способов подачи материала. Подобно тому, как разные дороги ведут к одному пункту назначения, существует ряд различных подходов, способствующих достижению целей тренинга. Ни одна из дорог не является единственно верной, и какая-нибудь незаметная тропинка может оказаться кратчайшим путем к достижению целей обучения.

Тренеру не следует ограничиваться лишь одним методом на протяжении всего курса. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности группы, но и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения. Например, если надо разобрать важный практический пример с использованием только что изученной процедуры, чтобы оценить, хорошо ли усвоили ее участники, можно с равной эффективностью использовать либо метод моделирования, либо метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой.

Ролевые игры

Описание

Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуаций, в которой предлагается принять роль кого-либо из участников и выработать способ, позволяющий привести ситуацию к завершению.

Лекционная форма работы позволяет контролировать время занятия. Не всегда возможно оценить, сколько времени займет та или иная сессия вопросов и ответов, но можно с большой точностью подсчитать, сколько времени будет длиться вся лекция.

Подход

Для того чтобы получить максимальную пользу от ролевой игры, предлагаемые ситуации должны быть как можно более близкими к реальности. Необходимо выделить время для подготовки краткого описания задействованных персонажей и удостовериться, что создаваемые условия игры максимально соответствуют специфике основной деятельности участников.

Инструкция к ролевой игре должна детально описывать все аспекты ситуации.

Вместе с тем, эта инструкция не должна ставить жестких границ, препятствующих участникам сыграть свои роли в соответствии с их собственными представлениями о том, как необходимо действовать в таких случаях,

Задача, к решению которой стремятся члены группы, участвующие в ролевой игре, - создание модели поведения, характерного в повседневной жизни для реальных людей.

Именно поведение, а не проявлению талантов выступающих будет основой последующей дискуссии.

Группа должна наблюдать за содержанием каждой разыгрываемой сцены. Тем, кто не принимает участия в игре, следует предложить занять роли наблюдателей и записывать особенности поведения участников и его последствия.

Наблюдение может стать еще более полезным, если сделать видеозапись ролевой игры и в случае необходимости использовать ее для обеспечения обратной связи или индивидуальных консультаций.

1. Тщательная подготовка плана.

Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам. Подобные упражнения следует использовать ближе к середине курса, когда группа уже способна преодолеть сопротивление, которое может возникать в начале тренинга.

2. Использовать ролевые игры корректно.

Эффективность ролевой игры обусловлена ее жизненностью и новизной переживаний. Это значит, что этот метод следует использовать осторожно. Если проводить игры при каждом удобном случае, их ценность может быстро сойти на нет.

3. Лучше делать группы маленькими.

Процессу преодоления сопротивления группы можно помочь, ограничив численность группы до десяти человек. Небольшая численность участников способствует созданию спокойной неформальной обстановки, необходимой для успешности упражнения.

Возможности для использования ролевой игры в качестве части программы тренинга остаются и тогда, когда в группе больше десяти человек, большие группы можно разделить ни несколько малых, в каждой из которых будут свои наблюдатели, наборы ролевых игр и инструкции. Время в таких случаях рассчитывается так, чтобы все члены малых групп смогли обсудить результаты деятельности своих коллективов в общем кругу.

4. Применять ролевые игры надо творчески.

Нет причин изолировать ролевые игры от других методов обучения. Лучше всего строить процесс так, чтобы после теоретической части следовала ролевая игра, дающая возможность на практике применить только что изученные принципы.

В случаях, когда всем участникам тренинга необходимо справиться с некоторой практической ситуацией, можно устроить ролевую игру для всех. В этом случае нужно разделить одну большую группу на несколько малых. Каждая из них разыгрывает свою ситуацию.

Преимущества ролевых игр

1. Приобретенный опыт сохраняется надолго.

«Обучение через действие» - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

2. Удовольствие.

В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.

3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.

Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.

4. Безопасные условия.

Использование ролевой игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.

Недостатки ролевых игр

1. Искусственность.

Суть успешной ролевой игры - создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.

2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.

Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.

3. Элемент риска.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.

Группа не должна быть слишком большой, чтобы не создавать дискомфорт. Ролевую игру можно применять только тогда, когда члены группы справились со своей тревожностью, и чувствуют, что их самооценке ни что не угрожает.

Применение

Ролевая игра наиболее часто применяется в тренингах, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, необходимых для успеха в таких сферах, как интервьюирование, предоставление обратной связи и оценки, переговоры, продажи и даже проведение тренингов.

Нет логической причины, согласно которой этот метод нельзя было бы применять и в остальных тренингах.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения. Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу. Специфика обучения и учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2010

    Новообразования дошкольного возраста (память, мышление, воображение) и их значение для игровой деятельности. Психологические особенности ролевой игры, ее содержание. Эволюция действий ребенка по Д.Б. Эльконину. Применение игровых терапевтических техник.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Вхождение нового сотрудника в организацию. Роль работника в ней. Ролевой конфликт как вид внутриорганизационного конфликта. Типы ролевых конфликтов. Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2008

    Ролевая игра как форма межличностного взаимодействия. Результаты исследования типов межличностного взаимодействия у участников ролевых игр и не участвующих в играх. Воздействие на коммуникативность человека применения успешных ролевых установок.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2016

    Природа ролевых игр и ее проявление в компьютерных играх. Основные виды компьютерных ролевых игр и их влияние. Эмпирическое формирование компьютерной зависимости у людей с разными типами акцентуаций характера. Понятие кибераддикции и ее проявление.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Психология игрока, играющего в ночные городские экстремальные игры (на примере игры Encounter). Эмпирическое исследование влияния ролевых ночных городских экстремальных игр на личностные характеристики игроков. Обзор полученных результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2015

    Ролевая теория личности как подход к ее изучению. Стадии освоения ролевых функций. Понятие социальных ролей и их разновидности. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли. Ролевой конфликт как столкновение ролевых требований.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Анализ факторов, влияющих на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни. Исследование особенностей распределения семейных ролей. Изучение взаимосвязи ролевых ожиданий молодежи и установок от брака в паре. Смещение ролевых обязанностей.

    реферат , добавлен 22.10.2015

    Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Анализ сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Разработка схемы современных сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2015

    Сущность памяти как психического явления, ее содержание, психологическое и физиологическое обоснование, типы и формы, развитие в старшем дошкольном возрасте. Содержание сюжетно-ролевых игр в старших возрастных группах, оценка их влияния на память.

Описание: Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к решению задачи. В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь вид игры или упражнения. Обычно она вклю­чает элемент соревнова­ния или обмена ролями. Во многих случаях между участниками тренинга распределяются роли сотрудников некоторой организации (продавцов, менеджеров, руководителей и т.п). Участники получают данные “входа в игру” – условие, описание ролевого поведения. Обязательна инструкция каждому участнику.

Влияние на групповую динамику:

Повышает: жесткие временные рамки, видеокамера, обратная связь только от тренера, неграмотная обратная связь, если не затянуто и четко, если есть ограничения по времени. Когда игра – как итог занятия.

Снижает: деролинг (выход из роли), мягкий формат, положительная ОС (Обратная Связь) от участников, юмор, отреагирование, вовлечение других участников. Растянутость во времени. Неясность задач, кто что делает. Нельзя превращать игру в сельскую самодеятельность. Участники начинают скучать.

Количество участников: до 5 человек в одной игре.

Алгоритм проведения ролевой игры:

1) Выбираете активного участника. Вручаете инструкцию.

2) Выбираете подыгрывающего участника.Вручаете инструкцию.

3) Группе зачитываете задания.

4) Даете время на подготовку (2 -3 мин).

5) Обозначаете сколько времени длиться игра. (не более 5 мин)

6) После - деролинг (обозначаете выход из роли игроков, «Ты теперь не менеджер, а участник тренинга - Вася»)

7) Спрашиваете у активных игроков, все ли они сделали как хотели. Даете возможность «самим назвать ошибки», снять негатив.

8) Обсуждение в группе. Анализ действий по заданным критериям (соблюдали ли технологии вступления в контакт, невербальное поведение и т.п.

9) Даете экологичную обратную связь.

Если кратко – вот сводная таблица для сознательного использования ролевой игры во время тренинга. А не для того, чтобы “время занять”.

Ролевая игра – это системное действие. Неправильно сразу после подачи информации давать ролевую игру!

Помним порядок действий во время классического модуля по отработке навыка:

элементное упражнение
комплексное действие РОЛЕВАЯ ИГРА
1 элемент: например фраза приветствие и контакт. 2 элемента:
контакт+вопрос для выяснения потребности
3 элемента:
Контакт + потребность + презентация

Пример ролевой игры к тренингу торговых представителей: «Вступление в контакт во время визита в торговую точку

  1. Инструкция активному участнику: Вы – торговый представитель.

Вы приезжаете в торговую точку, и выясняете, что владелец точки внезапно уехал по неотложным делам на месяц.

На его месте – его сын (28 лет), он наделен всеми полномочиями. Но вы его не знаете. Сын владельца не в курсе, того, что вы почти договорились о поставке 100 комплектов.

2. Инструкция подыгрывающему участнику: Вы — сын владельца торговой точки.

Вам 28 лет. Вы наконец то получили возможность руководить делами отца. У вас сегодня второй рабочий день. С утра был неприятный разговор с арендаторами торгового комплекса. Сейчас вы беседуете с торговым представителем, вы видите его впервые, и ничего не знаете ни о нем, ни о товаре, ни о прошлых договоренностях.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите начало беседы торгового представителя с новым хозяином торговой точки. Это их первая встреча, они должны установить контакт. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия каждого собеседника, которые способствовали установлению контакта.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж : “Примерка и завершение продажи”

Вам нужно завершить продажу, предложив примерить ботинки мужчине средних лет. Мужчине приглянулись конкретные ботинки, но он ведет себя немного странно.

2. Вы — мужчина, которому понравились ботинки линии Спорт актив.

Желаете примерить, пока есть сомнения в целесообразности приобретения. Карта дисконтная имеется. На левом носке дырка. В конкретном магазине в первый раз. Если Ваши ноги в ботинках похвалят, купите. Оплачивать будете картой.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе примерки и завершение продажи. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствовали завершению продажи.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж: “Выяснение потребности”. (Продажа кондиционеров)

  1. Инструкция активному участнику. Вы – продавец – консультант.

Ваша задача — выяснить потребность клиента и предложить ему вариант оборудования, удовлетворяющий его потребности.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы – женатый мужчина. У вашей жены недавно стало плохо с сердцем. Так как целую неделю, стоит жара, а квартира на южной стороне. Врачи сказали, что этот приступ был метеообусловленным, что именно повышенная температура в комнате привела ее к такому состоянию. Вы обставили ее со всех сторон вентиляторами, но она недовольна на нее сильно дует горячим воздухом, при этом, как она говорит, все вокруг громыхает и шумит, и ей невозможно уснуть. Вам нужен кондиционер, удовлетворяющий вашим потребностям. Так как покупка внеплановая, вы планируете купить простой кондиционер. Вы принимаете решение, о покупке в зависимости от действий продавца!

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе выяснения потребности и презентации предложения. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствоваливыяснению потребности и формированию предложения.

Пример ролевой игры к тренингу управленческих навыков: “Управленческая беседа”

  1. Инструкция активному участнику. Вы – управляющий розничным магазином.

Вам нужно провести мотивационную беседу с продавцом Петровой А.П.. Она регулярно опаздывает на работу. Вы заинтересованы в данном сотруднике. Она проявила себя как активный и компетентный сотрудник. Вам известно, что у нее маленький ребенок, и вы предполагаете, что причина опозданий в этом. Тем не менее, вам необходимо добиться соблюдения режима работы всеми сотрудниками без исключения.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы — продавец Петрова А.П.

Вы довольны своей работой. У Вас есть маленький ребенок 3,5 лет. Он не любит ходить в детский сад, часто затягивает сборы в связи с чем Вы опаздываете на работу.Вы надеетесь, что управляющий магазином, войдет в ваше положение, т.к. знаете, что он в вас заинтересован.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите беседу управляющего розничным магазином и продавца. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте приемы ведения управленческой беседы.

—> Хочешь получить реальные инструменты для проведения тренинга за 7 дней?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме