Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все дороги ведут к людям очарованный странник. Анализ повести “Очарованный странник” Лескова

(По повести "Очарованный странник" Николая Лескова)

Версия для печати

В конце своего жизненного пути Николай Семёнович Лесков писал: «Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться». Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог и ошибок, исканий и потерь. И главный герой его повести «Очарованный странник», Иван Северьяныч Флягин, словно повторяет судьбу автора. Максим Горький считал, что Лесков обладает особым художественным талантом «неутомимого охотника за своеобразным, оригинальным человеком». Таковым и является его герой - человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с детства «предназначенный» для монастыря, постоянно помнящий об этом, но, однако, не способный преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Всю свою творческую жизнь Лесков тяготел к народной теме и обнаруживал редкое знание народной жизни, поэтому в его повести представитель народа становится основным героем. «Очарованный странник» - хроника жизни простого человека. В ней нет какого-то центрального события, к которому стягивались бы остальные, разнообразные эпизоды здесь свободно следуют друг за другом. Сюжет повести, действительно, пёстр: приключения следуют за приключениями, как в сказке или былине. Но характер героя всегда даётся в реалистическом ключе. И, сопоставляя Флягина с Дон Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергает идею чисто приключенческого сюжета. «Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? – говорит писатель. – Почему не идти рядом и среде и герою?» Жанр «Очарованного странника» Лесков определяет как рассказ, хотя большинство литературоведов считают его повестью. Сам же писатель не видит резких границ между ними. Свои повести и рассказы он часто называет очерками. Для него главнейшим принципом является художественность, «искусность» произведения, а не определение его жанра. Поэтому в «Очарованном страннике» читатель может найти и увлекательнейший сюжет, и великолепные картины среднерусской природы, и колоритную речь людей различных сословий, профессий и национальностей.

События произведения, о которых повествует автор, типичны для того времени. Типичен и Иван Северьянович – народный богатырь крепостнической эпохи. Именно как русского богатыря Лесков и представляет читателю своего героя: «… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Флягин обладает необычайной физической силой, он смелый и мужественный, бескорыстный и отзывчивый к чужому горю. Пройдя через суровые испытания, герой Лескова сохраняет чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности. Талантливость Ивана Северьяныча связана с обострённым восприятием красоты. Он интенсивно ощущает прекрасное и в природе, и в песне, и в пляске, и в слове. Речь его поражает своей поэтичностью. Рассказывает странник о себе «с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен». Дела свои Иван Северьяныч согласует лишь с собственной совестью. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», - говорит он. Поступая по совести, герой часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в «большие грешники». Но хотя по его вине погибает монах, хотя он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, всем содержанием повести Лесков утверждает, что в «житейской трагикомедии» Иван Северьянович – самый лучший и честный актёр. Образ его вовсе не идеален. С душевной теплотой и тонкостью чувства в нём уживаются грубость, драчливость, пьянство, моральная недоразвитость. Подравшись с офицером, он затем пытается выпросить у него несколько пощёчин. «Для моей совести», - объясняет Флягин. Ивану Северьянычу, как и многим героям Лескова, свойственны сомнения в религии. «Не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости сказать, хотя не неверую, а смущаюсь», - говорит он. Да и в монастыре Флягин оказывается только потому, что ему «деться было некуда».

Именно там, в монастыре, приходит он в состояние «страха за народ свой» и готовности «помереть за него». Но опасность Иван Северьяныч видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о протесте против врагов внутренних, хотя нотки иронии по отношению к ним иногда проскальзывают у него: « Наши князья…слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная». Лесков показывает нам крепостного мужика стойкой и яркой личностью, а господ-дворян – людьми неблагородными и «безнатурными».

Как всякий народный богатырь, Иван Северьяныч горячо любит родину. Это проявляется в смертной тоске по родной стороне, когда десять лет ему приходится пробыть в татарских степях. К пожилым годам патриотизм его становится шире и сознательнее. Его томит предчувствие грядущей войны, и он мечтает принять в ней участие и умереть за землю русскую. Последние слова, завершающие диалог героя со слушателями, звучат значительно, почти торжественно:

Разве вы и сами собираетесь идти воевать?

А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.

Как же вы: в клобуке и в рясе пойдёте воевать?

Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.

«Очарованный странник» был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -

Л. Суворова

Тема нравственного совершенствования человека
в русской литературе Х I Х века
на примере повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Люди искусства и философы утверждают, что становление человека происходит через его нравственное совершенствование. Природа, в частности животный мир, не знает ни морали, ни страданий совести, ни стремления к высотам духа. Там работают механизмы эволюционного отбора особей – выживает сильнейший, лучше приспособленный к суровым условиям жизни.

Человек, как утверждал Платон, тоже биологическое животное: так же хотим утолить голод, спать, так же устаем и заботимся о продолжении рода. Но Всевышний, сотворив человека по «образу и подобию», подарил ему возможность нравственного совершенствования, что приблизило бы его, человека, к самому Творцу.

Жизнь Ивана Флягина показательна в плане нравственного совершенствования человека.

На судне, плывшем по Ладожскому озеру, пассажиры затеяли разговор. Поводом послужила реплика одного путешествующего о том, что высланный за грубость из семинарии «молодец» самовольно повесился. Разговор подхватили, пожалев юношу, потому что за самоубийц «даже и молиться никто не может». Но за несчастного вступился пассажир, по виду напоминавший «доброго русского богатыря». Чуть позже пассажиры уже слушали историю пятидесятитрехлетнего Ивана Флягина, черноризца.

Был он «молитвенным» сыном своей родительницы, которую почти не знал, потому что рано осиротел. Отец его был кучером из дворовых людей графа К. Именно приучил сына к коням, успев передать многие хитрости в приручении и выхаживании лошадей.

Крепостное право отменили, и Голован, Иван Флягин, был представлен самому себе и русской вольнице. Он не был ни купцом, ни крестьянином, ни чиновником. По сути это русский человек, который ищет истину; он всегда в пути.

В критической литературе неоднократно писали, что будто бы Флягин жесток и своенравен. Но Флягин другой.
Его «жестокость» подтверждают только два факта: неумышленное убийство монаха и не совсем милосердное наказание кошки Зозиньки, которой он отрубил кончик хвоста. Убийство монаха, конечно, грех. Но Голован оправдывал себя так называемым «форейторским озорством»: едешь по дороге – не спи, не плошай. Полностью оправдать Ивана в этом случае нельзя, но понять можно. Если представить, что дорога – это есть и символ жизни, то по-другому трактуешь поступок Флягина. Жизнь жестока. Если ты выпустил поводья из рук, то это может закончиться для тебя плачевно. Побеждает более «озорной», который зорче видит вокруг, который ловчее управляет своими лошадьми – судьбой.

А в отношении наказания кошки Зозиньки более точными будут слова о «справедливом возмездии». Ведь съела же эта пушистая хищница голубенка. Вот Иван и отомстил зверюге. Эпизод с кошкой характеризует Голована все-таки как человека с сердцем и совестью. Пусть в дни Страшного суда на чашу весов будут положены против Ивана эти два факта. Но вторая чаша – «за» - все же перевесит. Вот факты.

Повез Иван как-то графа с графиней да косолапую графиньку к «новоявленным мощам» на исцеление. Кони понесли. Хватило у конэсера силы, умения и ловкости удержать их почти над самой пропастью. «Передовые» кони, правда, упали в пасть природы, а коренные с экипажем и людьми были спасены. Думал он тогда, наверное, о людях, за жизнь которых отвечал как профессионал. Молодец, Иван!

Был отличной нянькой для девочки , хотя своей семьи никогда не имел. Были, правда, и у Флягина дети: Наташки да Кольки, рожденные от него татарскими женщинами. Ну а если бы бог послал ему хорошую женщину христианской веры, смог бы он стать и любящим мужем, и нежным отцом.

Он был единственным человеком, который понял и пожалел странного магнетизера – бывшего барина , опустившегося на дно жизни и ставшего беспробудным пьяницей. Не пожалел своей «шкуры», чтобы добыть для нового хозяина-ремонтера славную лошадь. Поролся с Савакиреем и выиграл. И сделал это не за деньги, а по причине собственной большой сердечной привязанности к человеку. Ну какие еще Базаров или Рахметов так отдадут себя в «жертву»?

Живет себе человек. Не имеет даже паспорта, но живет полной жизнью. Какое отношение все поступки Ивана имеют к нравственному совершенствованию? Самое прямое.

Философский словарь разделяет понятия мораль и нравственность . Мораль – это нормы поведения, принятые в том или ином социальном кругу. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Нормы поведения светского общества не позволили когда-то Онегину перешагнуть через собственную спесь, высокомерие и чванство! Эти нормы «не опустили» пистолет Печорина, который убил глупого позера.

Иван не вписан ни в какой социально-общественный слой. Он живет как обыкновенный человек. И внутренним регулятором его поступков является его совесть. Какую дорогу выбрать, в какую сторону пойти: налево или направо? Над ним только солнце днем, звезды ночью. Помочь старикам, которые не в силах были отпустить единственного сына в армию, или равнодушно пройти мимо – это решал сам Иван. Он руководствовался нравственностью, подаренной родителями, воспитанной им самим.

Однокоренными со словом нравственность являются слова нрав, норов. Чтобы стать полезным и приятным для людей, надо научиться укрощать свой норов. Это понял Иван.

Татары по своей азиатской хитрости подщетинили Флягина – он пришелся им по душе . Десять долгих лет Иван пробыл в Рынь-песках, но не сорвал зло на степных людях. Вынашивал лишь думку о побеге. Он только однажды бесхитростно обманул их при побеге, но помыслы его были чисты в отличие, например, от многочисленных эмиссаров да жидовина, которые приходили к татарам с потаенными коварными замыслами.

Иван украл для цыгана коня . Цыган, продав последнего, несправедливо оценил долю подельника. Сам бы цыган, наверное, уничтожил обманувшего его человека, а Флягин только посетовал и укорил черноволосую бестию. И ушел с миром.

Не всякий способен быть таким добродушным, незлобивым.

Может быть, самым трудным моментом в жизни героя был тот, где он взял на себя ответственность и святой грех – выполнил просьбу Грушеньки. Нелегко ему дался тот поступок. Но он понял, что Груше еще тяжелее будет жить в качестве «стыдной женщины».

На Страшном суде на чашу весов «за» встанут старики, и душа Груши в виде легкокрылой девочки, и актриса, за честь которой вступился Иван, и генерал, который стал свидетелем героического поступка солдата Ивана. Мог Иван Северьяныч Флягин быть чиновником, продающим за десять рублей паспорта, мог опуститься до уровня пропойцы-магнетизера. Не стал, не опустился. Может быть, ему душа матери помогала? Он сумел укротить жизнь и выбрать путь единственно верный – путь совершенствования своего нрава.

Символами его души, праведности нрава являются и кони – «красоты совершенство», и вольница степей, и гармония – бескорыстный дар спасенных им людей. В копилку «мудрых мыслей» можно взять советы Ивана: «… перво-наперво стань на колени… Как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх, … изнуряй себя постом… Дьявол опасается такого человека». И тогда дорога ко Христу прямее станет.

Иван Флягин - человек, который сотворил себя сам. Он хоть и жестокий по ситуации, но и добрый, жалостливый, «должностной и верный». Он никогда никого не обманывал, он далеко не «премного-малозначащий» и уж никогда не станет «препустейшим-пустым». Он поднялся из «подвала» жизни, он жил по совести, он соединял людей с добром, как соединил берега для переправы.

Он стал духовником. Настоящий духовник не тот, кто получил церковное образование, как, например, Филарет, пришедший во сне попику. Духовник не тот человек, который не совершает грешных дел, а тот, кто проходит через земные круги ада и остается человеком. Именно он будет молиться за повесившегося семинариста и просить у небесного воинства прощения и пощады. Причем Иван взял эту миссию на себя добровольно.

Мы прощаемся со славным, не похожим ни на одного героя русской литературы человеком. Он еще не стар. И нацелен на дальнейший путь. Его конечная цель – служение обществу: «Мне за народ очень помереть хочется… Я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Вспомнили пассажиры судка про попика, «прегорчающего пьяницу», который «ведал и исправлял дела самоубийц» после смерти. Сам владыко Филарет хотел наказать его. Но к Филарету во сне пришел не кто иной, как Сергий Радонежский – святой русский духовник.

Не в русском ли мужике Иване Северьяновиче Флягине поселился дух «пресвятого отче Сергие»? Буду стоять на своем, добытом в тяжелых раздумьях: да. Тяжела жизнь, искушений много. Но есть и победители, которые сумели преодолеть крутую лестницу нравственного совершенствования. Один из них – герой повести Н. Лескова – «очарованный странник» с русским именем Иван.

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.


Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный...» заключается в том, что оно раскрывает сущность героя. Очарованным странником является главный герой произведения. «Очарованный странник» - Иван Флягин. Слово странник подходит к Ивану по двум причинам: герой и правда всю свою жизнь посвятил странствованиям, он искал свое место в жизни, но так же он искал душевного равновесия, спокойствия, успокоения для своей души.

А очарован он любовью к жизни. Всю свою жизнь он странствовал и пытался найти свое предназначение.

Особенности композиции:

В повести есть как внешняя, так и внутренняя композиция. Внешняя композиция – это своего рода самостоятельность глав, в которых происходит действие повести, основной вид композиции – ретроспектива, то есть воспоминания о прошлом Кроме того можно отметить элементы кольцевой композиции и свободной. Первая заключается в том, что все события в произведении идут по кругу.

Внутренняя композиция характеризуется отражением процесса формирования личности данного героя, особенности эмоциональной характеристики.

Особенности сюжета «Очарованный странник»: сюжет в повести создается и показывается особым образом.

Сюжет представляет собой как бы калейдоскоп истории «бусы, нанизанные на нитку». Критики говорят, что эти «бусы» вообще не связаны между собой, то есть являются отдельными моментами воспоминаний героя.

Автор в «Очарованном страннике» использует прием многосюжетности, что связано с особенностями жанра – это путешествие героя, который в пути оказывается в различных жизненных ситуациях. Каждая ситуация характеризует его как личность, раскрывает его внутренний мир для читателя. В произведении представлены следующие темы и проблемы: тема верности/измены своим убеждениям, тема нравственного выбора, тема свободы, тема Родины, тема греха и покаяния, тема святости. Одна из главных проблем - поиск смысла жизни, путь духовных исканий героя.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме