Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком порядке и кто осуществляет помилование в рф. Порядок применения помилования Помилование в рф осуществляет

Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).

Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость.

Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ.

Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но есть и ряд принципиально важных различий: акт помилования, в отличие от амнистии, не носит нормативного характера; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании Указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время Постановление Государственной думы об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его издание инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии много сложнее и требует достаточно продолжительного периода.

В стародавние времена акты о помиловании принимались в исключительных случаях. Соответственно не требовалось принятия специального разработанных правил и процедур по их принятию и реализации. В настоящее время, когда помилование стало неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества, число обращений к главе государства с просьбой о помиловании исчисляется десятками тысяч. Чтобы в такой сложной ситуации избежать возможных ошибок, в России была установлена строго регламентированная процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование.

Эта процедура определена в Указе Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (Утверждено Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. №1500).

В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовноисполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением Указов Президента по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не мене 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на одну треть раз в два года.

Комиссии по вопросам помилования, другие органы, составляющие механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения

ходатайств о помиловании. Особую значимость этому документу придает то обстоятельство, что Положение утверждено Указом Президента РФ.

Положение предусматривает, что в Российской Федерации помилование применяется в отношении трех групп граждан: осужденных судами РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающих наказание на территории РФ; осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; лиц, отбывших наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осужденного; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет это ходатайство в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание, которая в свою очередь не позднее чем через 20 дней после подачи ходатайства о помиловании направляет его с необходимыми документами (см. п. 5 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации) в территориальный орган Министерства юстиции в субъекте РФ. Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее чем через семь дней после получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования, которая не позднее чем через 30 дней после получения ходатайства о помиловании представляет губернатору заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Губернатор не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Чтобы избежать случаев всякого рода волокиты и злоупотреблений на региональном уровне, Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации. В этом списке также указывается статья уголовного закона, по которому осуждены обратившиеся с ходатайством о помиловании. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ, в настоящее время правом помилования осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное лицо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», на территории всех субъектов Российской Федерации созданы свои комиссии по помилованию, что облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.

Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. (Приложение В)

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Обращает на себя внимание то, что данный этап осуществления помилования рассчитан на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в системе Министерства юстиции РФ.

Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.).

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.

Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. В прошлом такого ограничения не существовало, поэтому Комиссия по делам о помиловании при Президенте РФ была наводнена повторяющимися ходатайствами, причем, как правило, очередное обращение не содержало какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение.

В частности, определено, что должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбытия или исполнения наказания; совершение осужденным преступлений в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; применение ранее в отношении осужденного акта амнистии или помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, число судимостей, семейное положение, возраст и т.д.); другие обстоятельства, если комиссия найдет их существенными, имеющими значение для решения вопроса о помиловании. В приведенном перечне обстоятельств, с учетом которых комиссии должны принимать решение о поддержании ходатайства осужденного о помиловании, встречаются предписания, противоречащие некоторым рекомендациям ст.2 Положения. В силу требований этой статьи комиссиям следует, как правило, не поддерживать ходатайства осужденных о помиловании, если они несут наказание за совершение новых умышленных преступлений во время испытательного срока при условном осуждении или условно-досрочном освобождении. А статья 12 Положения, напротив, предписывает комиссиям принимать во внимание при рассмотрении ходатайств о помиловании эти обстоятельства. Следовательно, комиссии по своему усмотрению, с учетом обстоятельств дела, оценивают факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время испытательного срока как обстоятельство, исключающее поддержку ходатайства осужденного, или не считают его таковым и поддерживают такое ходатайство. Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбыли при этом более или менее значительную часть срока наказания, совершили какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

Многие юристы полагают, что помилование необходимо применять после отбытия осужденным определенной части срока наказания. Отметим, что в ст. 6 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1961 г. «О порядке рассмотрения Президиумом Верховного Совета СССР ходатайств о помиловании» предписывалось применять помилование не ранее отбытия осужденным половины срока назначенного судом наказания.

Ю.М. Ткачевский полагает, что установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования, противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути, приближает его к разновидности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания.

Однако, на наш взгляд, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем обоснованнее (при наличии особых, исключительных обстоятельств) применение помилования, так как от отбытой части срока наказания зависит уровень достижения стоящих перед ним целей, степень изученности личности осужденного.

Для обеспечения обоснованности применения помилования в ст.1 Положения комиссиям рекомендовано, как правило, не поддерживать ходатайства о помиловании в отношении следующих категорий осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении; б) злостно нарушающих режим исполнения наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно (в течение испытательного срока); г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актами амнистии и помилования (если была сохранена судимость - в ее течение); д) которым суд ранее заменял наказание более мягким (в течение срока отбывания замененного наказания и судимости). Подчеркнем, что к перечисленным категориям лиц применять помилование не следует: им ранее оказывалось большое доверие, но они его не оправдали. Однако в порядке исключения Президент РФ все же может помиловать таких лиц.

Итак, на основании изложенного мы можем сделать следующие выводы. Вопросы амнистии и помилования не урегулированы отдельными законодательными актами. Но если урегулирование амнистии отдельным законом с нашей точки зрения представляется правильным, так как при применении амнистии возникает много вопросов. Например, эффективность проведения амнистии, социальные последствия ее проведения. Часто акты амнистии носят откровенно разгрузочный характер и преследуют одну единственную цель - в виду переполненности исправительных учреждений освободить как можно больше осужденных. Поэтому четкое законодательное урегулирование порядка проведения и процедуры амнистии поможет снять эти противоречия. Помилование же является безусловным правом Президента Российской Федерации, предусмотренным Конституцией. Ограничивать каким-либо законом конституционное право президента представляется нам неверным.

Жизненные обстоятельства у каждого человека складываются по-разному, но не все способны своевременно принимать правильные решения. Выбранный путь иногда вынуждает совершать преступления, за которыми следует наказание. Однако помилование позволяет бывшему заключенному стать законопослушным гражданином и начать жизнь с чистого листа.

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

При каких обстоятельствах преступник не может быть помилован

Как уже говорилось выше, помилование в РФ осуществляет глава государства. Личность и история его жизни подлежат детальному изучению и анализу, что позволяет установить истину и разобраться в ситуации.

Однако не всем заключенным целесообразно подавать прошение, поскольку учитываются такие факторы, как:

  • нарушения закона в период испытательного срока человеком, осужденным условно;
  • многократное нарушение общественного порядка в исправительных учреждениях;
  • условно-досрочное освобождение в предыдущие периоды отбывания наказания;
  • амнистирование в более ранние периоды;
  • освобождение актом помилования ранее за совершенное преступление;
  • смягчение меры пресечения осужденного иными решениями.

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

В заключение

Как бы там ни было, нарушение закона всегда влечет за собой наказание, которое предполагает проведение ряда мероприятий: арест – судебное заседание – отбывание срока в исправительном учреждении. Незнание того факта, кто осуществляет помилование в государстве, не освобождает от ответственности правозащитников, которые до последнего обязаны отстаивать во всех инстанциях правоту и невиновность своего подзащитного.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный имеет право просить о помиловании. По Конституции РФ (п. «в» ст. 89), осуществление помилования отнесено к компетенции Президента РФ.

Помилование - это акт высшего должностного лица РФ, полностью или частично освобождающий конкретных лиц от наказания, а также снимающий судимость.

Институт помилования является частным выражением принципов справедливости и гуманизма.

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица путем издания Указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В Российской Федерации помилование применяется в отношении лиц, осужденных судами в РФ либо судами иностранного государства к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ, а также в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500, на территориях субъектов России образованы комиссии по вопросам помилования; этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ. Министерство юстиции РФ ежемесячно представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

До завершения формирования на территориях Республики Крым и г. Севастополя комиссий по вопросам помилования установлен временный порядок представления ходатайств о помиловании, подаваемых осужденными, отбывающими наказание на этих территориях.

Состав комиссий по вопросам помилования и председатели комиссий утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти), при этом в состав комиссии входят не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию, причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами комиссии по вопросам помилования являются предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании и осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования.


Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, и направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются копия приговора и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора, извещение о вступлении приговора суда в законную силу, а также, по просьбе осужденного, иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования по месту жительства заявителя.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), которые вносят Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении каждого конкретного лица с приложением ходатайства о помиловании, заключения комиссии и других документов.

Список лиц, рекомендованных к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения, что является выражением принципа демократизма, открытости в деятельности государственных органов.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

Поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

Срок отбытого (исполненного) наказания;

Совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

Применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно - досрочного освобождения от наказания;

Возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

Данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

Другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Согласно Указу Президента, помилование в отношении отдельных категорий осужденных, как правило, не применяется, это правило распространяется на лиц:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно - досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Конституция РФ (статья 50, часть 3) предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т.е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреплено непосредственно в Конституции РФ (статья 89, пункт «в»). В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Уголовный закон не регламентирует, от каких видов наказания возможно освобождение в порядке помилования. Отсутствие в законе каких-либо ограничений полномочий Президента в данной сфере позволяет сделать вывод, что помилование может касаться любых видов наказания, включая дополнительные. Представляется, что применение помилования возможно и в отношении осужденных к штрафу (учитывая установленный законом максимальный размер штрафа и возможность отсрочки (рассрочки) его исполнения).

Помилование имеет некоторые сходства с амнистией: каждый из указанных видов освобождения от уголовно-правовых последствий преступления допускает освобождение от дальнейшего отбывания наказания, сокращение его срока (размера) или замену более мягким видом наказания, а также снятие судимости. Вместе с тем помилование отличается от амнистии по кругу лиц, к которым оно применяется (помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица), по органу, его осуществляющему (акт амнистии издается Государственной Думой, акт помилования - Президентом), а также по характеру правовых последствий (амнистия допускает освобождение от уголовной ответственности).

Институт помилования существует почти во всех странах мира, помилование берет истоки еще со времен Древнего Рима. Различие лишь в лицах, которые были наделены правом помилования. Так, в Древнем Риме данным правом обладали коллегии весталок, в США данным правом наделены и президент, и губернаторы штатов.

В России же согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент от имени Российской Федерации, это является его исключительной прерогативой, который самостоятельно определяет его основания и пределы в отношении конкретного лица исходя из принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и уголовном законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

Отечественный правовед Чичерин Б.Н. рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, криминалист Кистяковский А.Ф. придерживался такого же мнения.

Кто имеет право просить о помиловании?

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

На основании ст. 19 Конституции РФ, никто не может быть дискриминирован в своем праве на подачу ходатайства о помиловании.

Это означает, что право просить о помиловании вовсе не зависит от таких обстоятельств как категория преступления, за которое отбывает наказание осужденный, от размера назначенного ему наказания и условий его исполнения (Постановление Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. N 16-П).

В настоящее время никакими нормативными актами не предусмотрена возможность помилования осужденного без его ходатайства. Однако, несмотря на это ни Конституция РФ, ни Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г., ни ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не содержит никаких правил по поводу того, кто должен обращаться с ходатайством о помиловании.

Означает ли это, что ходатайство о помиловании может подать не только сам осужденный, но и его родственники и адвокат?

Из практики региональных правозащитных центров, известны случаи отказа в рассмотрении ходатайств о помиловании, причиной таких отказов является подача ходатайства только родственниками без соответствующей просьбы самого осужденного. Поэтому лучше всего ходатайство о помиловании подавать одновременно с просьбой самого осужденного.

В каком порядке подается ходатайство о помиловании?

Согласно ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании.

Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которая уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Никому не может быть отказано в рассмотрении прошения о помиловании, но ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.

Президент в Положении к Указу «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г. в редакции от 25.06.2012 г. четко определил порядок представления ходатайств о помиловании, согласно которому, осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме.

- территориальный орган уголовно-исполнительной системы;
- комиссия по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (представляет заключение о целесообразности применения акта помилования);
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования);
- Президент РФ.

Основными функциями комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

Предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных;

Подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

Осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования;

Подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по вопросам помилования осужденных.

Какие сведения принимаются во внимание при рассмотрении ходатайства о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

Характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
- поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
- срок отбытого (исполненного) наказания;
- совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
- применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
- возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
- данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
- другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Что прикладывается к ходатайству о помиловании?

Самому осужденному кроме ходатайства о помиловании никаких документов прикладывать не нужно , так как остальные документы, такие как: копия приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию – к ходатайству прилагает сама администрация исправительного учреждения.

По желанию осужденного к ходатайству может быть приложены такие документы как ходатайство трудового коллектива, положительные характеристики, справки о здоровье близких родственников и другие.

Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

- совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
- злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
- ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
- которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год , за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме