Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Управление в древней греции кратко. Государственное управление в древней греции

Древняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии.

2.1 Государственное устройство Древней Греции

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан , обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику , в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

Народное собрание;

Совет пятисот;

Коллегия стратегов;

Коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя , действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла , - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

5. Организация государственного управления

Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот аппарат в действии, хотя многие детали его организации остаются пока неясными ввиду крайнего лаконизма текстов табличек. Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники - коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа (в состав податей входил прежде всего металл: золото и бронза, а также различные виды сельскохозяйственных продуктов). В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти.

Дворец постоянно напоминал о себе местной администрации, рассылая во все стороны вестников и курьеров, инспекторов и ревизоров.

Кто же приводил в движение весь этот сложный механизм и направлял его работу? Таблички микенских архивов дают ответ и на этот вопрос. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». К сожалению, в надписях ничего не говорится о политических функциях и правах ванакта. Поэтому мы не можем с уверенностью судить о том, какой характер имела его власть. Ясно, однако, что среди правящей знати ванакт занимал особое привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел - темен (о нем упоминает один из документов Пилосского архива) - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц: его доходность определяется цифрой в 1800 мер. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник», «царский сукновал», «царский оружейник». Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Как показывает сам титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванакта и лавагета, в надписях упоминаются и другие должностные лица, обозначаемые терминами «телест», «экет», «дамат» и пр. Точное значение этих терминов остается пока неизвестным. Однако кажется довольно вероятным, что в этот круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений. Таким образом, пилосское общество представляло собой подобие пирамиды, построенной по строго иерархическому принципу. Верхнюю ступень в этой иерархии сословий занимала военно - жреческая знать во главе с царем и военачальником, сосредоточившая в своих руках наиболее важные функции как экономического, так и политического характера. В непосредственном подчинении у правящей верхушки общества находились многочисленные чиновники, действовавшие на местах и в центре и составлявшие в совокупности мощный аппарат угнетения и эксплуатации трудящегося населения Пилосского царства. Составлявшие основание всей этой пирамиды крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством (существует мнение, согласно которому встречающийся в табличках Пилосского архива термин «дамос» (народ) обозначает народное собрание, представляющее все свободное население Пилосского царства. Более вероятным представляется, однако, другое толкование этого термина: дамос - одна из территориальных общин (округов), входящих в состав государства (ср. позднейшие афинские демы). Ниже, чем они, стояли рабы, занятые на различных работах в дворцовом хозяйстве.

Микенские воины

Из книги Пётр Первый - проклятый император автора Буровский Андрей Михайлович

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же

автора Щепетев Василий Иванович

1. Феодальная раздробленность и особенности государственного управления Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII–XV вв. Количество самостоятельных княжеств в этот период не было устойчивым из-за разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2. Развитие государственного управления

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Александр II. Реформы и особенности государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается

Из книги История Венеции автора Бек Кристиан

Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий - как заморских, так и материковых, - проводя, как нам кажется, политику государственного

автора Автор неизвестен

11. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).Основными государственными органами и высшими

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на

автора Керов Валерий Всеволодович

6. Реформа системы государственного управления 6.1. Причины. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Меры по совершенствованию системы государственного управления 2.1. Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, используя идею французского просветителя Монтескье о том, что природная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика в сфере государственного управления 2.1. Общая характеристика и основные этапы. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и

Из книги Сирия, Ливия. Далее Россия! автора Мусин Марат Мазитович

Уничтожение систем государственного и социального управления Не следует думать, что этапом деиндустриализации ограничиваются все проблемы ресурсных стран. Второй этап – это этап, который логично вытекает из первого. Разрыв цепочки добавленной стоимости и встраивание

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения . На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.



2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.



Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

Классический период (V-IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 8

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ в городе СЕ ВАСТОПОЛЕ

Факультет «Экономики и управления»

Отделение «Управления»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГРЕЦИИ

Выполнил:

Манасов Г.М.

Студент группы У-202

Проверил: Росенко М.И.

Севастополь, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Греция — государство в Южной Европе. Население, по оценочным данным на 2010 год, составляет более 11,3 миллионов человек, территория — 131 957 км². Занимает семьдесят третье место в мире по численности населения и девяносто шестое по территории.

Столица — город Афины. Государственный язык — греческий

Унитарное государство, парламентская республика. В марте 2005 года пост президента занял Каролос Папульяс. Подразделяется на 13 регионов.

Расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией. Республикой Македонией и Болгарией, на северо-востоке и востоке — с Турцией.

Около 98 % населения исповедует православие. Современная Греция — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Индустриально-аграрная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности за 2011 год составил 294,339 миллиардов долларов США (около 24 543 долларов США на душу населения). Денежная единица — евро.

Независимость страны провозглашена 25 марта 1821 года. До этого она входила в состав Османского халифата


ГЛАВА I

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРЕЦИИ

Система местного управления в Греции в целом строится по принципу децентрализации, т.е. представляет собой сочетание централизованного руководства и саморегулирования в местном самоуправлении в местном управлении. Региональные органы обладают общей решающей компетенции на своей территории, а центральные – направляют, координируют и контролируют их деятельность. при этом низшие административно-территориальные единицы – общины и муниципалитеты – функционируют на основе самоуправлении. Они пользуются административной самостоятельностью, а их органы власти избираются всеобщим тайным голосованием. Государство осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти, не ущемляя их инициативы, а также заботится об их финансировании. В 1980-1990-е гг. правительство ПАСОК стало проводить активную политику децентрализации в связи с этим претерпело существенные изменения законодательство о местном самоуправлении: органы местного самоуправления получили более широкие полномочия и функции, ранее принадлежавшие государству. В результате система самоуправления вышла на новый уровень: статус самоуправляющихся единиц получили также провинции(номы) . Таким образом, система местного самоуправления в настоящее время делится на два уровня: муниципальный и провинциальный, функционирующее независимо друг от друга.

Особенностью системы государственного управления Греции является наличие категории юридических лиц публичного права, заимствованной, как и сама система децентрализация, из французской государственно-правовой традиции. Эта категория объединяет ведомства и организации, не являющихся частью государственного аппарата, но имеющие отношение к государственному управлению, а также преследующие цели, не являющиеся в узком смысле государственными, но составляющие часть национальной политики. К числу юридических лиц публичного права в Греции относятся муниципалитеты и другие местные органы власти; компании, занимающиеся электро- и водоснабжением, канализацией, связью (как правило, в них значительную долю составляет государственный капитал) , некоторые некоммерческие организации, обладающие административными полномочиями, например, Центр по сохранению наследия Афона.

1.1. Развитие системы местного управления

В этом процессе можно выделить несколько этапов. В 1834г. году королевским указом страна была поделена на димы (муниципалитеты) по территориальному принципу. Они были неравнозначными и делились на три категории в зависимости от численности населения. Эта система в общих чертах просуществовала до 1912г. Когда в русле либеральной политики самоуправляющиеся единицы были поделены на димы и общины (в сельской местности) , причем к числу критериев административного деления помимо территориальных и демографических были добавлены ещё и функциональные, как то: разделение между городскими и сельскими поселениями, наличие у общины средств для содержания начальной школы и т.д. Существенным недостатком этой системы было формирование слишком мелких административных единиц, оказавшихся не в состоянии полноценно исполнять управленческие функции.

1.2 Политико-административное деление

Современное политико-административное деление страны основано на многовековых традициях. Оно учитывает давнее стремление греков к обособлению своих населенных пунктов и областей, во многом обусловленное естественными причинами: значительная часть территории страны расположена на островах, а континентальная Греция изобилует горными хребтами, разделяющими лежащие между ними долины. В связи с этим вполне оправдана тенденция сохранить традиционное деление на области. В настоящее время Греция делится на 13 областей: Восточную Македонию – Фракию, Аттику, острова северной части Эгейского моря, Западную Грецию, Западную Македонию, Эпир, Фессалию, Ионические острова, Центральную Македонию, Крит, острова южной части Эгейского моря, Пелопоннес и Континентальную Грецию. Каждая область делится на провинции (номы), всего их 51. Статус номов имеют такие исторические области, как Беотия, Ахайя, Аркадия и др. Провинции, в свою очередь, состоят из димов (муниципалитетов и общин. В составе области Центральная Македония статус автономии имеет монашеская община полуострова Афон.

1.3 Региональное (областное) управление

Традиционно области в Греции управлялись губернаторами. Но с началом политики децентрализации губернаторские посты были упразднены, а значительная часть их полномочий передана органам местного самоуправления. Однако потребность в сохранении областных управленческих структур всё-таки осталась. Современный вид областное управление приняло в 1986г., некоторые коррективы в него были внесены в 1997г. Теперь губернаторов сменили генеральные секретари областей. Они подчиняются Министерству внутренних дел и в пределах своей области ведают входящими в компетенцию министерства вопросами (предоставление гражданства и пр.) , им подчиняются областная полиция, пожарная и портовая службы. Генеральные секретари возглавляют областные советы, отвечающие за проведение в области политики правительства и выполняющие главным образом координационные и контрольные функции. В состав областных советов входят номархи номов данной области, представители местных организаций димов и общин, представители профсоюзов, Торгово-промышленной Палаты и прочих профессиональных и общественных организаций. Финансово- экономическую сторону деятельность органов областного управления обеспечивает областной Банк развития, который также возглавляет генеральный секретарь. Кроме того, генеральные секретари руководят работой подразделений: с компетенций в пределах области и с компетенцией в пределах отдельного нома. Большая их часть организована по отраслевому принципу и функционально соотносится с соответствующими министерствами.


ГЛАВА II

Органы местного самоуправления

Органами муниципального самоуправления являются муниципальный совет, муниципальный комитет и мэр. Муниципальный совет включает от 11 до 40 членов, в зависимости и от величины дима (муниципалитета) . В состав муниципальных советов также входят местные советы общин и димов, потерявших самостоятельность в ходе реформы. Муниципальные советы осуществляют большинство из вышеперечисленных функций муниципалитетов. Кроме того, перед ними стоит задача взаимодействия с номархиальными органами по вопросам развития региона, поскольку муниципальные органы участвуют в финансировании различных провинциальных программ развития, затрагивающих территорию муниципалитета. Работой муниципального совета руководит президиум, состоящий из председателя совета, его заместителя и секретаря.

Органами самоуправления в общине являются общинный совет и председатель общины. Общинный совет может включать от семи до одиннадцати членов в зависимости от численности населения общины. Полномочия общинного совета в значительной степени совпадают с полномочиями муниципального совета, но все же несколько сужены по сравнению с последним. Так, в вопросах местного развития общинный совет имеет лишь совещательный голос.

Общинный и муниципальный совет собираются на заседания не реже одного раза в месяц, причем мэр присутствует на заседаниях муниципального совета без права голоса. Члены местных советов не имеют права принимать участие в тех заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие материальные интересы их самих или их родственников до второго колена. Муниципальный совет может запрашивать у мэра и муниципального комитета необходимую для его работы информацию, а также приглашать на заседания государственных служащих и частных лиц. Решение некоторых вопросов муниципальный совет может возлагать на создаваемы е им комитеты.

Из числа муниципальных советников избирается муниципальный комитет, включающий от трех до шести членов во главе с мэром или его заместителем. Муниципальный комитет составляет бюджет муниципалитета, рассматривает вопросы, связанные с получением займов подтверждает права получающий наследство или дарении и т.п.

В полномочия мэра входит исполнение решений муниципального совета и комитета, представлении дима в суде и перед государственными органами, руководство всеми муниципальными службами, в том числе и назначение служащих, подписание финансовых документов и договоров, заключающих димом,выдача справок, подтверждающих фактов прописки или постоянного проживания на территории муниципалитета. В больших димах исполнять эти обязанности мэру помогают его заместители (их может быть 5 и более) . Аналогичные функции исполняет и председатель общины.

Старейшим органом народного представительства является народное собрание. Этот институт функционирует в Греции и поныне, однако не является органом управления, а носит совещательный характер. Проведение народных собраний предусматриваются в муниципалитетах и общинах, чьё население не превышает 10 тыс. человек, и не является обязательным. Мэры и председатели общин могут собирать народные собрания для обсуждения животрепещущих вопросов местного развития. Решение народного собрания должны приниматься во внимание органами местного самоуправления.

Надзор за деятельностью органов самоуправления 1 уровня осуществляют генеральные секретари областей. За легитимностью действий органов местного самоуправления следит специальный контрольный комитет, создаваемый на номархиальном уровне и состоящий из судьи первой инстанции, представителем министерства внутренних дел и представителя органов самоуправления.


ГЛАВА IIi

Муниципальное управление

Первый уровень местного самоуправления образуют димы(муниципалитеты) и общины. Деятельность муниципальных и общинных органов регулируется Муниципальным кодексом, принявшим современный вид во второй половине 1980-х первой половине 1990-х гг. Некоторые изменения в него были внесены в 2004г. Общиной признается поселение с числом жителей от 1500 человек, располагающее необходимы средствами для содержания органов самоуправления и некоторых сооружений общественного значения. Несколько небольших поселений также могут образовывать общину с единой системой органов самоуправления. Для получения статуса дима населенный пункт должен насчитывать как минимум 2500 жителей. Димы с населением свыше 150 тыс. человек, к которым на момент создания муниципального законодательства относились Афины, Пирей и Фессалоники, делятся на муниципальные округа.

Основной задачей органов муниципального самоуправления является защита социальных, экономических, культурных и духовных интересов своих граждан. Полномочия димов включают в себя: сооружение и ремонт систем водоснабжения, орошения и канализации, строительство дорог и мостов, освещение общественных мест, создание пастбищ, зеленых зон и спортплощадок, содержание рынков и кладбищ, проведение ярмарок, осуществление мер по поддержанию чистоты. На димы также возложена забота по организации детских садов, различных культурных центров, строительству школьных зданий и доставке учеников в школы. Димы регулируют транспортные потоки, выдают лицензии и предпринимателям и учреждениям культуры, следят за исполнением законодательства об охране природы, а также торгуют топливом(для отопления) . Осуществлять контрольные функции муниципальным властям помогает муниципальная полиция. Димам в некоторых случаях могут делегироваться отдельные полномочия центральных органов власти. Однако все вышеперечисленные функции димы не обязаны исполнять сами: они могут возлагаться на подконтрольные муниципальным органам юридические лица публичного права или на подрядчиков.

3.1 Муниципальные выборы

Выборы в органы местного самоуправления первого и второго уровней проводятся каждые четыре года единовременно по всей стране. Активное и пассивное избирательное право в этом случае регулируется как общим законодательством о выборах, так и законодательством о местном самоуправлении. Избирать органы местного самоуправления первого уровня могут только граждане, прописанные в данном муниципалитете или общине не менее двух лет, второго уровня- прописанные на территории данной провинции. Номархи и члены номархиальных советов избираются из числа избирателей данной провинции. Ко дню проведения выборов кандидаты в нормахиальные органы должны достичь 23-летнего возраста и входить в состав одного из избирательных блоков. Кандидаты на муниципальные посты должны достичь 21 года. При этом один человек не может баллотироваться одновременно в органы самоуправления первого и второго уровня. Занимать выборные должности в системе местного самоуправления запрещается судебным чиновникам, военнослужащим, священнослужителям. Государственные служащие, за исключением преподавателей, не могут баллотироваться в той провинции, где они занимали руководящие посты на государственной службе. Этот запрет распространяется и на предпринимателей, связанных экономическими отношениями с данной номархией или муниципалитетом. Распределение мест в выборных органах самоуправления проводится по пропорциональной системе. При вступлении в должность члены органов местного самоуправления приносят такую же присягу, как депутаты парламента.

ГЛАВА IV

Провинциальное самоуправление

Второй уровень местного самоуправления образуют номархи. Их юридический статус, объем полномочий и порядок функционирования регламентируется Номархиальным кодексом. Номархии являются юридическими лицами публичного права, их цель – экономическое, политическое и культурное развитие соответствующей провинции (нома) . Номархии не являются вышестоящей организацией для органов местного самоуправления первого уровня и не вмешиваются в их полномочия. Как правило, границы номархий совпадают с границами провинций. Исключение составляет провинция Аттика, которая делится на три номархии – Восточной Аттики, Западной Аттики, а также номархию Афин – Пирея, что связано с перенаселенностью Афинского полиса. Другие исключения – номархии, объединяющие несколько малонаселенных номов: Эврос – Родопи и Драма – Кавала –Ксанфи. Номархии Афин – Пирея, Эврос- Родопи и Драма – Кавала – Ксанфи имеют внутреннее деление на две или три номархиальные секции. В органах провинциального самоуправления предусмотрено представительство и более мелких административно-территориальных единиц – епархиальных округов, границы которых, как правило, совпадают с границами церковных епархий. Деление на епархиальные округа не повсеместно: оно используется в соответствии с потребностями некоторых областей.

В компетенцию номархий входят все вопросы провинциального значения за исключением вопросов, связанных с государственной собственностью, вопросов, входящих в компетенцию министерств обороны, иностранных дел, финансов и юстиции, Национальной статистической службы, службы ветеринарного контроля, а также контроля над органами местного самоуправления первого уровня.

4.1 Структура и деятельность номархий

Номархии состоят из номархиального совета, номархиальных комитетов и номарха. Номархиальные советы избираются на четыре года и включают от 21 до 43 членов, в зависимости от численности населения данной провинции. В их компетенцию входят: планирование работы номархиальных служб и комитетов, утверждение бюджетов подотчетных номархии юридических лиц, введение налогов и наложение штрафов, контроль над операциями с недвижимостью, отчуждение недвижимости в предусмотренных законом случаях, вопросы, связанные со строительством общественно значимых объектов, создание центров культурного развития, учреждение юридических лиц публичного и частного права, а также ряд финансовых вопросов. Заседания нормахиального совета проводятся не реже одного раза в месяц и носят открытый характер, но существует возможность проведения закрытых заседаний. Члены совета обязаны принимать участие во всех его заседаниях и могут высказываться по любому вопросу, кроме тех, в которых заинтересованы они лично или их родственники до второго колена.

В каждой номархии может быть от двух до шести номархиальных комитетов по различным вопросам. Комитеты избираются сроком на два года из числа членов номархиального совета и включают от двух до четырех членов. При каждой номархии также действует Социально-экономический комитет, состоящий из представителей димов и общин, союзов предпринимателей и профсоюзов, исследовательских организаций, кооперативов, а также служащих номархии. Данный комитет является совещательным органом, высказывающим мнение по различным вопросам развития нома. Кроме того, для каждого епархиального округа образуются отдельные комитеты, являющиеся по сути епархиальными советами, а их председателями занимают должности епархов. Епархиальные органы составляют часть провинциального самоуправления.

Номарх избирается на четырехлетний срок. Выборы номархов и членов номархиального совета проводятся одновременно с выборами в органы самоуправления первого уровня (муниципальные выборы) . Номарх обладает следующими полномочиями: он исполняет решения номархиального совета и комитетов, представляет номархию в суде и подписывает от ее имени все заключаемые соглашения, возглавляет все номархиальные службы и др. В исключительных случаях он может принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию других номархиальных органов.

Среди юридических лиц, которые могут учреждаться номархиями, - больницы, детские сады, дома престарелых и т.п. Для пополнения своего бюджета номархии могут принимать участие в некоторых видах предпринимательской деятельности, но им запрещается инвестировать предприятия. Другие источники финансирования провинциальных органов самоуправления – налоговые поступления, доходы от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, спонсорские взносы, дотации Евросоюза. Бюджетное финансирование покрывает только расходы, связанные с выполнением функций, возлагаемых на номархии непосредственно государством.

Для контроля над деятельностью органов провинциального самоуправления создаются специальные контрольные комитеты, в которые входят по одному представителю суда первой инстанции, Министерства внутренних дел и номархиального совета. Контрольные комитеты независимы от провинциальных органов власти. но подчиняются Министерству внутренних дел.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная Греция является унитарным и мононациональным государством. Также она не является в строгом смысле ни президентской, ни парламентской республикой, а занимает промежуточное положение между этими моделями (смешанная республика). В установившейся в 1974 г. после падения военной диктатуры и отмены монархии республике президент обладал довольно широкими полномочиями, но с течением времени они всё более урезались в пользу парламента, пока не был достигнут своего рода компромисс между этими ветвями власти.

В целом система местного управления в стране достаточно демократична для того, чтобы привлечь граждан к реальному участию в управлении, но не настолько либеральна, чтобы упустить инициативу из рук государства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В. Пронкин, О.Е.Петрунина. – 3-е изд., доп. и перераб. – М. : КДУ, 2007. – 496с.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греция

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11143. Государственное местное управление в Республике Казахстан 99.49 KB
Основы понятие и особенности развития государственного местного управления в Республике Казахстан. Конституционные и историко-правовые основы государственного местного управления в РК. Реформирования системы государственного управления...
19516. Местное самоуправление в сельской местности 53.58 KB
Сущность местного самоуправления. Законодательные основы местного самоуправления. Модель самоуправления муниципального образования Косо- лаповское Абатского района Тюменской области. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ федеральными законами призванными установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления что в соответствии с ч. Предстоит разработать и принять...
16609. Муниципальное развитие и местное самоуправление в мегаполисах 21.86 KB
Особое место в действующем законе отводится вопросам организации местного самоуправления в таких мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург. Как города федерального значения они могут самостоятельно принимать законы, регламентирующие деятельность муниципальной власти, исходя из особенностей развития города и выполняемых ими функций.
3724. Общая характеристика политической мысли Древней Греции 8.68 KB
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политикоправовой интерпретации. Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода VII в. Так по Теогонии Гесиода от брака Зевса олицетворения всего совершенного и Фемиды олицетворений вечного естественного порядка рождаются две дочерибогини: Дике справедливость и Эвномия благозаконие. Характерные для поэм Гомера и...
20535. Сравнительная характеристика детского и молодежного туризма на примере Болгарии, Греции и Турции 312.91 KB
Именно походы поездки экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня развития наблюдательности способности воспринимать красоту окружающего мира. Цель курсовой работы: Дать сравнительные характеристики детского и молодежного туризма в Болгарии Греции и Турции Для достижения цели я считаю целесообразным решить следующие задачи: Рассмотреть определения виды особенности детского и молодежного туризма. Внутренний туризм: экскурсии для школьников спортивный туризм в т....
4118. Нарушения кровообращения, их классификация. Артериальное и венозное полнокровие. Общее и местное малокровие 4.92 KB
Общее малокровие (анемия) - может быть острым и хроническим. Острое общее малокровие (анемия) обычно развивается после массивных кровопотерь, хроническое - в результате длительных потерь относительно небольших объемов крови или из-за повышенного разрушения крови или нарушения ее образования (белководефицитные, железодефицитные, витаминодефицитные, гипопластические анемии).
20279. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах) 41.57 KB
Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Данная тема работы очень актуальна поскольку любая наука базируется на использовании исторического метода позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Но для того чтобы эти люди могли существовать этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех кто его производил.
15325. Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия 61.05 KB
Для эпохи последовательного зооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержанием мифа о солнце так же как совиный вид Афины Паллады - основное в содержании мифа. Если комплекс-интерполяция пронимается как объединение в одно целое чуждых друг другу элементов без всякой мотивировки то комплекс-компиляция есть объединение элементов также несходных или противоположных но это объединение уже определенным образом мотивировано. Аполлон Артемида иЛето первоначально были демонами совершенно разного прохождения никак между...
3688. Политико-философские взгляды представителей раннего периода политической мысли Древней Греции (Пифагор, Гераклит) 7.93 KB
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мышление согласно Гераклиту присуще всем однако большинство людей не понимают все управляющего разума которому надо следовать.
584. Действие электрического тока на организм человека. Скрытая опасность поражения. Внешнее (местное) поражение, электрический удар (внутреннее поражение). Факторы, от которых зависит степень поражения 12.26 KB
Действие электрического тока на организм человека. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов то есть напряжению на концах участка и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов на пути прохождения тока.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Из Темных веков - периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. - Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город - центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город ("полис"). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.

Афины и Спарта

Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.

В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как "господствующая раса" в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.

Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом - эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили "варварами". Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора - в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.

Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народовДревней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков - бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне - в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.

Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Государственный строй древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.

К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.

Предпосылки и условия формирования полисного строя

Процесс формирования полиса растянулся в общей сложности на полтысячелетия. Не менее длительным был и период распада этого организма. Таким образом, история полиса по сути и являет собой историю всей античности. И хотя полису предшествовали определенные старые общественные структуры, а его распад вызвал к жизни новые - все они так или иначе имели либо своим конечным результатом, либо исходной точкой все тот же полис.

Формирование полиса было результатом длительного развития греческой цивилизации, и истоки этого феномена следует искать в глубокой древности - еще в крито-микенской эпохе. Корни полисного строя исследователи находят в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на западе - взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое микенское время.

Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:

1. Железо. Его освоение и широкое распространение как раз приходится на обозначенный период становления полиса. Использование железа создавало предпосылки для появления более сложной экономики, динамичного товарного производства, которое задавало более быстрый темп хозяйственного и общественного развития, чем консервативное натуральное хозяйство. Железо буквально революционизировало весь экономический и социальный быт в сторону индивидуализации и демократии: в экономике - в сторону развития жизнеспособного хозяйства мелких и средних крестьян и ремесленников, а в социально-политической сфере - в сторону усиления военной мощи и политической роли ополчения вооруженных железным оружием земледельцев-гоплитов, которые пришли на смену аристократической коннице.

2. Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела.

3. Природные условия . Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы с их бюрократией остались лишь эпизодом и были сметены дорийским нашествием, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.

4. Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами-чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия.

5. Великая греческая колонизация . Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.

Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:

от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;

от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;

от власти местных царьков-басилевсов, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом - гражданами.

В историографии нового и новейшего времени учеными высказывались самые различные взгляды на происхождение полиса, его природу и сущность. В XX в. тема полиса стала по существу ведущей в исследовании античности.

Основными чертами полиса как исторического феномена принято считать:

1. Двойственный, противоречивый характер собственности, когда в рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, как замечал еще Аристотель, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. Полис, как коллектив граждан, будучи верховным собственником, тщательно наблюдал за перемещением земельной собственности: он мог устанавливать земельный максимум, осуществлять надзор за наследованием земли, ограничивать права собственников на распоряжение ею. Полис выступал не только как верховный собственник, имеющий право вмешиваться в отношения собственности, но и как гарант земельной собственности отдельных граждан вплоть до наделения землей безземельных граждан из общественного фонда.

2. Совпадение в принципе политического коллектива с коллективом земельных собственников, то есть взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. это означало, что только граждане полиса имели право на участок земли в пределах полисной территории. Таким образом, в античности наблюдается совпадение территории полиса с землей, принадлежащей гражданам. Утрата в силу тех или иных причин участка земли нередко приводила к утрате гражданских прав. Поэтому гражданин полиса был готов лишиться всего в случае нужды, но только не своего участка. К тому же владение участком земли являлось непременным условием социального престижа. Следует отметить, что в некоторых полисах существовала зависимость между размером земельного участка и объемом политических прав. Такую зависимость установил, например, Солон в Афинах, определяя степень полноправия гражданина размером дохода с его земельного участка.

3. Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам, которые формально находились за пределами полисного организма, но реально обеспечивали его существование и благосостояние. Политико-правовая черта между членами полиса и лицами, находящимися за его пределами, подкреплялась в некоторых полисах запрещением порабощать граждан.

4. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Это приводило к тому, что сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

5. Более или менее полное совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

6. Тенденция к простому воспроизводству полиса как в экономическом, так и в социальном плане, в силу чего полис был заинтересован в том, чтобы поддерживать хотя бы относительную однородность гражданского коллектива, в котором были нежелательны ни чрезмерное богатство, ни крайняя бедность. Стремясь к сохранению стабильности, полис ориентировался на "средний класс" и регулярно производил определенное перераспределение богатств внутри гражданского коллектива, облагая повинностями (литургиями) богатых и "подкармливая" путем раздач продовольствия и организации зрелищ и общественных мероприятий бедных.

7. Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность.

8. Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы".

Право в Древней Греции.

Обычно рассматривается на примере Афин, по которым больше всего письменных источников.

Источниками права в Древних Афинах были обычаи, законотворчество верховных органов власти полиса, законы Драконта, реформы Солона. В V-IV вв. до н.э.главный источник - законы, принятые народным собранием.

Право собственности и обязательства . Cобственность делилась на полисную и частную. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом и владение с правом распоряжения. Также греки делили имущество на “видимое”(земля) и “невидимое”(деньги). “Невидимое” было выгоднее, т.к. богатые с “видимым” имуществом несли литургии в пользу полиса.

Существовали обязательства из договоров и из причинения вреда (“вольные” и “невольные”). Исполнение договора предполагало задаток (при нарушении покупатель свой задаток терял, а продавец должен был в случае нарушения договора заплатить двойную сумму). Договор поручительства обеспечивался материальными гарантиями. В Афинах был распространен Залог земли в форме ипотеки : земля находилась в пользовании должника, но при неуплате долга он ее терял.

Существовали договоры займа (под 20%), имущественного найма (движимости и недвижимости, особенно среди метеков), личного найма. Договор товарищества предполагал разделение всех доходов и убытков по договору и пропорционально взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу и предполагали возмещение убытков. Если вред наносился умышленно требовалась уплата убытка в двойном размере. Ответственность наступала и тогда, когда вред имуществу был нанесен в результате действий подвластных лиц (рабов). Раб мог быть отдан новому владельцу в качестве компенсации за ущерб. Если вред причинялся личности, то ответственность как за преступление.

Семейное право. Безбрачие морально осуждалось. Брак заключался по договору, при этом обычно предполагалась плата за невесту. Приданое считалось собственностью жены не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Женщина находилась под властью отца и мужа и находилась в приниженном положении. Развод был свободным для мужа и был затруднен для жены. Власть отца над детьми была абсолютной вплоть до реформ Солона, но и потом значительна. Отец имел право лишить сына наследства.

Уголовное право. Выделялись преступления против личности и против государства. Обвинение возбуждалось или потерпевшим или заинтересованными лицами. Существовал перечень преступлений. Наказание в большинстве случаев предполагало возмещение вреда или штраф в двойном размере. Наиболее тяжкие преступления влекли смертную казнь. За отдельные преступления возможным было наказание в виде обращения в рабство (в т.ч. вор-рецедивист). В качестве наказаний фигурируют также конфискация имущества, изгнание. Телесные наказания применялись по отношению к рабам. Существовало специфическое наказание - атимия (бесчестье) - лишение политических прав. Несмотря на демократическое устройство в Афинах было распространены сикофанты - доносчики, но за ложное обвинение могли отдать под суд.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме