Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Участники стадии возбуждения уголовного дела. На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Р.З. Шамсутдинова

К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ УЧАСТНИКОВ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Рассматривается порядок производства процессуальных действий при проверке заявлений и сообщений о преступлении. Подробно рассмотрены изменения и дополнения, внесенные в содержание ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые сводились к значительному расширению объема полномочий дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении. В статье поднимается вопрос о необходимости законодательного закрепления перечня прав и обязанностей лиц, участвующих при проверке сообщения о преступлении, порядок их разъяснения и исполнения. Автор считает, что четкая регламентация в законе прав и обязанностей лиц, участвующих при производстве проверки сообщения о преступлении, порядок их разъяснения, предупреждение об ответственности за неисполнение обязанностей и порядок привлечения к ответственности будут способствовать более тщательной проверке заявлений и сообщений о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, проверка сообщений о преступлении, полномочия, объяснения, ответственность, участвующие в деле лица, следователь, дознаватель.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена процедура проверки заявлений о преступлении и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии в заявлении или сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусмотрено, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Определяя границы компетенции указанных органов и должностных лиц, УПК РФ 2001 г. установил следующее: «При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов ».

Федеральным законом от 9 марта 2010 г. № 19-ФЗ при проверке сообщения о преступлении органам и должностным лицам предоставлено также право исследования документов, предметов и трупов.

В дальнейшем Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ расширил полномочия органов и должностных лиц, предоставив им право давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако, надо отметить, что не органы дознания проводят оперативно-розыскные мероприятия, а оперативные подразделения ведомств, наделенные УПК РФ полномочиями органа дознания .

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуального кодекса РФ» внес существенные дополнения в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, значительно расширив круг полномочий указанных органов и должностных лиц при проверке сообщения о преступлении.

Новая редакция ч. 1 ст. 144 УПК РФ предоставляет право при проверке сообщения о преступлении дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа получать объяснения, образцы их сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Вызывает удивление то обстоятельство, что до внесения указанных дополнений органы и должностные лица при проверке сообщения о преступлении не обладали правом получения объяснений от участвующих лиц. Однако предоставив такие полномочия, законодатель не разрешил целый ряд вопросов: каков процессуальный порядок получения объяснения; какова форма содержания протокола объяснения; какой статус приобретают лица, дающие объяснения, и в какой форме им разъяс-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

няются их права и обязанности. На наш взгляд, эти вопросы должны быть разрешены законодателем, для того чтобы права лиц, участвующих при проверке сообщений о преступлении, обеспечивались возможностью их осуществления в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы .

В частности, Федеральным законом № 23-Ф3 от 04.03.2013 г. введена ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, которой предусмотрено, что лица, участвующие в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ.

Здесь же предусмотрено, что участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

В уголовно-процессуальном законе необходимо предусмотреть четкий порядок получения объяснения, порядок вызова лица и последствия его отказа от дачи объяснений, определить содержание объяснения.

Следует особо отметить, что в ходе доследственной проверки сообщения о преступлении законодательством не предусмотрено право органов или должностных лиц предупреждать заявителя и других лиц об ответственности за отказ от дачи объяснения и за дачу заведомо ложного объяснения. Исключением следует признать положение ч. 6 ст. 141 УПК РФ, в которой предусмотрено, что заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Однако подобная ответственность предусмотрена только в отношении заявителя и только за заведомо ложный донос, а об ответственности за дачу заведомо ложных объяснений ни заявитель, ни другие лица не предупреждаются. При таких обстоятельствах указанные лица не несут какой-либо ответственности за дачу заведомо ложных объяснений, следовательно, достоверность сведений, изложенных в их объяснениях, может быть сомнительной. В случае, если в подобных объяснениях содержатся данные, указывающие на признаки преступления, это может привести к необоснованному возбуждению уголовного дела с последующим его прекращением. Для того чтобы исключить возможность подобных ошибок при принятии решения о возбуждении уголовного дела, полагаем необходимым расширить круг полномочий органов и должностных лиц, предоставив им следующие права в ходе проверки сообщений о преступлении: предупреждать лиц, у которых отбирается объяснение, об ответственности за отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ; проводить проверку полученных объяснений путем выхода на место происшествия; проводить очные ставки при наличии существенных противоречий в объяснениях лиц, участвующих при производстве проверки сообщений о преступлении, а также проводить опознание лиц и предметов.

Приобретение статуса участника производства проверки сообщения о преступлении имеет значение для возможности реализации его прав и законных интересов, а также для обеспечения его безопасности . В ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ законом предусмотрено, что при необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

Лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает статус потерпевшего, когда в рамках возбужденного уголовного дела следователь, дознаватель, суд свое решение о признании лица потерпевшим оформят соответствующим постановлением и разъяснят ему права и обязанности, предусмотренные ст. 42 УПК РФ. Законодатель на стадии проверки сообщения о преступлении признает лицо, пострадавшее от преступления, либо заявителем (ст. 141 УПК РФ), либо потерпевшим (ч. 2,3 ст. 20 УПК РФ, ст. 147 УПК РФ).

На наш взгляд, необходимо определить статус лица, пострадавшего от преступления, и законодательно определить, какие права и обязанности потерпевшего ему необходимо разъяснить при проведении доследственной проверки сообщения о преступлении.

Права и обязанности должны быть указаны в протоколе объяснения либо в отдельном протоколе, а факт ознакомления должен быть удостоверен подписями лица, пострадавшего от преступления, и должностным лицом, получившим объяснение.

Полагаем, что лицу, которому преступлением причинен вред, в соответствии со ст.42 УПК РФ должно быть разъяснено, что оно имеет право:

1) давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

Р.З. Шамсутдинова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2) отказаться свидетельствовать против себя самого, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. При согласии потерпевшего дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих объяснений;

3) представлять доказательства;

4) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

5) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

6) иметь представителя;

8) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198 УПК РФ;

9) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч.3 ст. 11 УПК РФ.

При этом лицо, которому преступлением причинен вред, не вправе:

2) разглашать данные досудебного производства, если оно было об этом заранее предупреждено в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

За отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных объяснений лицо, которому преступлением причинен вред, несет ответственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ. За разглашение данных предварительного расследования лицо, которому преступлением причинен вред, несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Новая редакция ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусматривает, что при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и на установление лица, совершившего преступление. Такое лицо, заподозренное в совершении преступления, может быть задержано на месте преступления, непосредственно после его совершения или явиться с повинной (ст. 142 УПК РФ).

Процессуальный статус подозреваемого лицо приобретает только при возбуждении уголовного дела в порядке ст. 46 УПК РФ. Какие права разъяснять лицу, задержанному на месте преступления или непосредственно после его совершения, а также явившемуся с повинной при проверке сообщения о преступлении, в том числе и при явке с повинной? Понятие «заподозренный в совершении преступления» в законе не предусмотрено.

Полагаем, что «заподозренному в совершении преступления» должны быть разъяснены следующие права:

1) знать, в чем он заподозрен;

2) давать объяснения по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от дачи объяснений;

3) пользоваться помощью защитника с момента дачи объяснений;

4) представлять доказательства;

5) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

7) знакомиться с протоколом объяснения;

8) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта.

В соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ к ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний могут быть привлечены свидетели и потерпевшие. Ответственность подозреваемых и обвиняемых за указанные действия уголовным законодательством не предусмотрена, следовательно, они не предупреждаются об ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний. Исходя из анализа указанных положений закона, следует признать, что лицо «заподозренное в совершении преступления» также не может быть привлечено к какой-либо ответственности за заведомо ложное объяснение или за отказ от дачи объяснения, следовательно, не должно и предупреждаться о такой ответственности.

В то же время, согласно ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. Законодатель при этом не ограничил круг участников досудебного производства, то есть лицо, «заподозренное в совершении преступления», также может быть предупреждено о неразглашении данных досудебного производства.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что лицо, «заподозренное в совершении преступления», не вправе лишь разглашать данные досудебного производства, если оно было об этом заранее предупреждено в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

При получении объяснений от других лиц (очевидцев, должностных лиц и др.) им, по нашему мнению, должны быть разъяснены следующие права:

1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен в п.4 ст.5 УПК РФ. При согласии свидетеля дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих объяснений;

2) давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

3) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ. Указанные лица не вправе:

1) давать заведомо ложные объяснения или отказываться от дачи объяснений;

2) разглашать данные досудебного производства, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Полагаем, что четкая регламентация в законе прав и обязанностей лиц, участвующих при производстве проверки сообщения о преступлении, порядка их разъяснения, предупреждения об ответственности за неисполнение обязанностей и порядка привлечения к ответственности будут способствовать более тщательной проверке заявлений и сообщений о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Считаем, что такой подход позволит снизить уровень необоснованно возбужденных уголовных

дел, которые впоследствии органы следствия вынуждены прекращать.

1. Луковников Г.Д. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2013. Вып. 3.

2. Ряполова Я.П. Участие адвоката в стадии возбуждения уголовного дела в свете новых изменений уголовно-процессуального закона // Рос. юстиция. 2013. № 11.

3. Медведев Е.В. Основания и момент приобретения процессуального статуса участниками уголовного судопроизводства // Рос. судья. 2013. № 9.

Поступила в редакцию 12.02.14

R.Z. Shamsutdinova

ON THE ISSUE OF THE STATUS OF PARTICIPANTS OF THE STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE

The article considers the order of court proceedings when checking crime reports. The article also studies changes and additions made to the content of Part 1 of Art. 144 of the Criminal Code of the Russian Federation which have extended the powers of investigator, investigation bodies, investigator and head of the investigative body when checking crime reports. The author raises the question of the need for a legal list of rights and responsibilities of persons involved in checking crime reports, as well as the need for the procedure of their interpretation and performance. The author thinks that the precise legal regulation of rights and responsibilities of persons involved in checking crime reports, determination of procedure for their interpretation, warning about liability in case of a breach of duty and a strict order of prosecution will contribute to a more accurate check of crime reports when solving the question of the institution of criminal proceeding.

Keywords: institution of criminal proceeding, check crime report, the authority, explanation, responsibility, persons involved in the case, investigator, inquiry officer.

Шамсутдинова Рушана Закировна, кандидат юридических наук,

зав. кафедрой гражданского и арбитражного процессов

Ижевский юридический институт (филиал) Российской Правовой Академии Минюста России 426052, Россия, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, 23

Shamsutdinova R.Z., candidate of law,

Head of Department of civil proceedings and arbitration

Izhevsk Law Institute (branch)

of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice 426034, Russia, Izhevsk, Zarechnoye highway st., 23

Бутенкова В. - студентка 3 курса Омского юридического института

Руководитель: Сергей Владимирович Супрун - доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Омского Юридического Института, кандидат юридических наук, доцент

Субъектный состав участников стадии возбуждения уголовного дела характеризуется в целом тем, что перечень и процессуальный статус задействованных в ней лиц законодателем четко не определен. В уголовно-процессуальном законе отсутствуют также перечень и процессуальный статус лиц, которые могут быть вовлечены в уголовное судопроизводство на данном этапе.

Круг участников стадии возбуждения уголовного дела достаточно широк, на это указывает нормативная база. В соответствии главами 19 и 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , участниками данной стадии помимо правоприменителей (дознавателя, следователя, начальника органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора и суда) и заявителя являются лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся к совершению преступлении. Некоторые из этих лиц обозначены в нормах указанных глав - специалист, редакция, главный редактор, лицо, предоставившее информацию СМИ, потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения (ст. 144 УПК РФ); конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение (ст. 148 УПК РФ).

О наличии других возможных участников уголовно-процессуальных правоотношений в данной стадии свидетельствует формулировка ч. 1 ст. 144 УПК РФ, закрепляющая обязанность правоприменителя проводить проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Это позволяет сделать вывод, что лицо, привлекаемое к участию в проводимой проверке заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях, которая законодателем отнесена к уголовно-процессуальной деятельности (в противном случае в уголовно-процессуальном законе отсутствовала бы регламентация стадии возбуждения уголовного дела), должно обладать уголовно-процессуальным статусом. Имеющийся в этой части пробел может быть восполнен посредством толкования и применения аналогии закона.

Участников стадии возбуждения уголовного дела можно классифицировать исходя из их законных интересов по следующим группам.

Первая группа - участники проверочных действий, заинтересованные в возбуждении уголовного дела: заявитель (ст. 141 УПК РФ); пострадавший; представитель пострадавшего; лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным.

Вторая группа - участники проверочных действий, заинтересованные в защите от возможного уголовного преследования. К таким лицам можно отнести: лицо, подвергнутое фактическому задержанию; лицо, явившееся с повинной (ст. 142 УПК РФ); лицо, на которое указывают очевидцы или заявитель (пострадавший) (ст. 144 УПК РФ); ревизируемое лицо.

В третью группу можно выделить участников, обладающих специальными познаниями: эксперт(ст. 57 УПК РФ), специалист (ст. 58 УПК РФ), ревизор, переводчик (ст. 59 УПК РФ).

Четвертую группу могут составить лица, лично не заинтересованные в принятии решений по итогам проверки сообщений о преступлении: лица, располагающие информацией о совершенном или готовящемся преступлении; понятые (ст. 60 УПК РФ).

Все лица, заинтересованные в принятии решений по итогам проверки, должны обладать правами: а) знать о принятом решении; б) получать копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; в) знакомиться с материалами предварительной проверки; г) заявлять ходатайства; д) заявлять отводы; е) пользоваться родным языком; ж) представлять дополнительные материалы; з) обжаловать решения компетентных органов; и) обжаловать действия должностных лиц; к) не давать компрометирующих себя объяснений.

Конституция РФ, закрепляя право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым. Данное конституционное право возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным, в том числе и при проведении в отношении его оперативно-розыскных мероприятий.

Представляется, что право на получение квалифицированной юридической помощью имеют и другие участники данной стадии, например те, процессуальный статус которых аналогичен свидетелю. В противном случае будет иметь место ограничение конституционных прав и свобод, соблюдение которых, как отмечено выше, является обязательным условием проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Мотивы, по которым законодатель уделил недостаточно внимания процессуальному статусу участников стадии возбуждения уголовного дела, не вполне ясны. Однако представляется, что в качестве этих причин можно указать восприятие законодателем модели нормативного закрепления этого статуса, предусматривавшегося ранее действовавшим законодательством. Отсутствие норм, более широко определяющих процессуальный статус этих лиц, можно расценивать как пробел, который законодатель предполагал восполнять посредством толкования закона и его аналогии, основываясь на нормах институтов уголовно-процессуальных принципов и участников уголовного судопроизводства.

Важными условиями применения аналогии являются незначительность пробела и недопустимость ограничения конституционных прав и свобод личности. В связи с этим возникает как минимум два вопроса: 1) можно ли рассматривать отсутствие процессуального статуса как незначительный пробел; 2) позволяет ли подготовка современного правоприменителя грамотно интерпретировать закон и конструировать статус участников стадии возбуждения уголовного дела?

2. Состязательная модель возбуждения уголовного дела предполагает, что решение о начале официального производства по делу принимает суд по ходатайству стороны обвинения. При этом обвинитель, как правило, руководствуется принципом целесообразности. Судья связан требованием обвинителя, и может отклонить его заявление о возбуждении дела только в тех случаях, когда для этого со всей очевидностью отсутствуют материально-правовые основания. Например, действия обвиняемого, указанные в требовании, явно не содержат признаков какого-либо уголовно-наказуемого деяния, истекли сроки давности, имеются неотмененные преюдициальные решения, препятствующие началу производства по делу и т. п. Однако заинтересованная сторона должна иметь возможность обжаловать это решение судьи в вышестоящий суд.

Заявитель, будучи осведомленным об обстоятельствах события с признаками состава преступления и возможных источниках доказательственной информации, будет иметь реальную возможность сопоставить содержание собранного проверочного материала с его собственными сведениями.

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Вы получаете авторскую работу , проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru . При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности . При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Реферат: Возбуждение уголовного дела 10

Непосредственным обнаружением признаков преступления следует считать факты выявления кем-либо из названных лиц в процессе осуще­ствления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указы­вающих на совершение или подготовку к совершению уголовно нака­зуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщени­ем) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п 1 и 2 ч. 1 ст. 140. Согласно ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела .

Участие лиц, являющихся потенциальными свидетелями, на стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности — Государство и право

В ходе проверки поступивших материалов должностные лица могут получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Тема 8

Содержание данной стадии состоит в процессуальной деятельности органа дознания, дознавателя, следователя (а в некоторых случаях прокурора и суда) по рассмотрению первичной информации о преступлениях (ее приему, регистрации, проверке и принятию решения). Кроме того, на стадии возбуждения дела могут участвовать заявитель, явившиеся с повинной лицо, специалист, эксперт, понятой, лицо, дающее объяснение, адвокат.

Стадия возбуждения уголовного дела

10) Наличие неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению… (окончание данной правовой нормы признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2000 г. № 1-П и применению не подлежит!).

Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела

4. Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Стадии возбуждения уголовного дела и определение процессуального положения лиц на стадии возбуждения уголовного дела

Практика показывает, что с этим мнением следует согласиться. В связи с этим необходимо тщательно проанализировать действующий УПК РК, чтобы исключить процессуальные предпосылки, способствующие возникновению такой проблемы, начиная с самой ранней стадии уголовного процесса — со стадии возбуждения уголовного дела. С данной стадии процесса начинается всё уголовное судопроизводство, следовательно, основное направление расследования по уголовному делу, его эффективность и оперативность тесно взаимосвязаны с тем, насколько правильно в законе определено процессуальное положение субъектов, участвующих на данной стадии уголовного процесса.

Вопрос 1

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты. Для этого и предназначено досудебное производство — та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК). Досудебное производство состоит из стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Уголовно-процессуальное право

Сущность этой стадии заключается в установлении наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок предварительного расследования. Сопряженное с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, предварительное расследование производится лишь в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан в Российской Федерации.

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Не согласны мы и с указанием на «лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным», так как если задерживают пострадавшие, то они будут отнесены к одноименной группе участников, если другие граждане, то на наш взгляд речь идет о «лицах, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению».

Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела в современном российском уголовном процессе

Монополия государственных органов на возбуждение уголовного дела не гарантирует потерпевшему право на доступ к правосудию. Поэтому за потерпевшим признается возможность обжалования в суд решений об отказе в возбуждении дела. В мировой практике доступ к правосудию иногда обеспечивается значительно более радикальным способом — наделением потерпевшего правом самому возбуждать уголовное преследование в суде (субсидиарное, или замещающее обвинение). В этих случаях используется вторая — состязательная — модель возбуждения уголовного дела. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. — СПб.: Питер, 2009. С.175.

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Однако отсутствие специального решения о возбуждении уголовного дела, из­начально открывающего сам процесс расследования и фиксирующего наличие данных, указывающих на признаки преступления, способно негативно сказаться на сроках расследования, которые могут непомерно затягиваться; на обоснован­ности производства следственных действий; на соблюдении законных интересов

На стадии возбуждения уголовного дела в процессе может участвовать понятой

Неявка законных представителей подсудимого не приостанавливает рассмотрения дела, если суд с учетом конкретных обстоятельств не найдет их участие необходимым (ст. 420 УПК РФ). Суд может, учитывая отрицательное воздействие на несовершеннолетнего со стороны законного представителя, отстранить последнего от участия в деле или ограничить его участие в той или иной части заседания (например, законный представитель явился в суд в состоянии алкогольного опьянения). В случае отстранения законного представителя суд выносит об этом мотивированное определение. Допущенному в судебное заседание законному представителю председательствующий разъясняет его права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.

На каждой стадии уголовного процесса решаются свои, специфические задачи, в связи с чем возникает и четко определенный круг субъектов. Однако в уголовно-процессуальном законе отсутствует перечень и процессуальный статус лиц, которые могут быть вовлечены в уголовное судопроизводство на стадии возбуждения уголовного дела.

Исходя из смысла норм глав 19-20 УПК РФ, участниками стадии возбуждения уголовного дела являются: дознаватель, следователь, орган дознания, руководитель следственного органа, прокурор, суд и заявитель, а также лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении: специалист; редакция; главный редактор; лицо, предоставившее информацию СМИ; потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения; конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение.

А. Верещагина замечает, что для определения круга участников стадии возбуждения уголовного дела следует обратиться не только к уголовно-процессуальному закону, но и к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", что позволит идентифицировать их процессуальный статус "сообразно форме проведения проверки"Верещагина А. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела // Российская юстиция. - М., 2003. - № 8. В нем законодатель перечисляет лиц, участвующих в проверке информации о совершенном, совершаемом или готовящемся к совершению преступлении:

лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее противоправное деяние; лицо, которое может располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях; лица, по заявлению которых или с их согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и т.д.

Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом (ч.3 ст.40 УПК РФ) также предоставлены:

  • 1) капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;
  • 2) руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • 3) главам дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Что касается органов дознания, которым при наличии определенных условий предоставлено право принимать процессуальные решения на стадии возбуждения уголовного дела, то к этой категории органов и должностных лиц закон относит:

органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Следует отметить, что прокурор в соответствии с УПК РФ не имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела. Однако, в исключительном случае, предусмотренном ч.4 ст.20 УПК РФ его согласие на возбуждение уголовного дела необходимо дознавателю, в отличие от руководителя следственного органа и следователя.

Кроме того, законодатель не предоставил право принимать решения по заявлению и сообщению о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела суду. Так, например, мировой судья в случае подачи заявления потерпевшим или его законным представителем (ч.2 ст. 20, ч.1 ст.318 УПК РФ) не возбуждает уголовное дело частного обвинения, а выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Таким образом, можно выделить субъектов, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела: лица, вовлеченные в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении (заявитель; пострадавший; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела; явившийся с повинной; специалист; понятой; представитель пострадавшего; переводчик; лицо, которому могут быть известны какие либо обстоятельства, подлежащие выяснению); государственные органы и должностные лица, уполномоченные на принятие решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

  • Приостановление производства по уголовному делу возможно при наличии одного из четырех оснований (ч. 1 ст. 238 УПК РФ):
  • По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений (ч. 1 ст. 236 УПК РФ):
  • Непосредственность
  • Гласность
  • Равенство прав сторон
  • Секретарь судебного заседания
  • Государственный и частный обвинитель
  • Защитник
  • Потерпевший
  • Решение иных правовых вопросов
  • К иным правовым вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, можно отнести: отложение или приостановление судебного разбирательства, прекращение уголовного дела, избрание, изменение или отмена меры пресечения.
  • Порядок вынесения судом решений
  • Глава 24. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА
  • 24.1. Понятие, значение и сущность стадии исполнения приговора
  • 1) Суд, постановивший приговор, в том числе мировой судья, если им постановлен приговор, разрешает следующие вопросы:
  • 2) Суд по месту отбытия наказания либо по месту применения принудительных мер медицинского характера рассматривает вопросы:
  • 3) Суд по месту жительства осужденного разрешает вопросы:
  • 4) Суд по месту задержания осужденного решает вопросы:
  • В указанных случаях проводится судебное заседание и выносится решение в виде постановления на основе имеющихся данных, подтверждающих факт нарушения порядка отбывания наказания.
  • Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
  • Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Согласно ст. 447 УПК РФ к категориям лиц, в отношении которых применяются особенные процедуры в уголовном судопроизводстве, относятся:
  • судьи Конституционного Суда РФ; судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда; мировые судьи; судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ; присяжные и арбитражные заседатели на период осуществления ими правосудия;
  • Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;
  • члены избирательных комиссий; члены комиссий референдумов с правом решающего голоса;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ; зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
  • Указанный перечень лиц можно классифицировать. Так, в зависимости от должностного, служебного и иного положения в обществе следует выделить такие, например, группы:
  • 1) лица, обладающие должностными полномочиями (судьи, прокуроры, следователи, Председатель следственного комитета РФ и т.д.);
  • 2) лица, занимающие важное социальное положение (депутаты Государственной Думы, члены избирательных комиссий и т.д.);
  • 3) лицо, ранее занимавшее высокопоставленный пост в государстве (Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий).
  • Особенности, предусмотренные в УПК РФ, относительно отдельных категорий лиц, имеют следующее значение:
  • Анализ положений главы 52 УПК РФ позволяет все особенности производства в отношении указанных категорий лиц сгруппировать по таким вопросам.
  • 1. Подследственность.
  • 2. Возбуждение уголовного дела.
  • 3. Привлечение в качестве обвиняемого.
  • 4. Задержание по подозрению в совершении преступления.
  • 5. Избрание меры пресечения.
  • 6. Производство следственных и иных процессуальных действий.
  • 7. Рассмотрение уголовных дел в суде.
  • Вопреки этим требованиям уголовное дело в отношении гр. К. в период обладания им статуса депутата было возбуждено и расследовано следователем ОВД.
  • члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;
  • судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
  • судей Верховного Суда РФ, судов уровня субъекта РФ, военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (например, с согласия квалификационной коллегии судей Челябинской области);
  • депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
  • депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
  • зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия Председателя Следственного комитета РФ;
  • зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
  • Как видим, для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении специальных субъектов установлены различной степени «жесткости» фильтры.
  • Но из этого правила имеется ряд исключений:
  • 31.1. Понятие и значение международного сотрудничества
  • Значение международного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:
  • 31.2. Основные положения международного сотрудничества
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • лишне говорить о том, какую моральную травму получают лица, незаконно привлеченные к уголовной ответственности, и их близкие.

    В то же время необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие от регистрации заявлений и сообщений о преступлениях приводит к негативным последствиям, среди которых:

    нарушение принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление;

    потворствование лицам, не изобличенным и не наказанным за совершение преступления, к совершению новых преступлений и т.д.

    10.2. Участники стадии возбуждения уголовного дела

    Уголовно-процессуальное законодательство в гл.гл. 5–8 УПК РФ выделяет участников уголовного судопроизводства, наделяя их соответствующих правовым статусом. Однако круг лиц, участвующих в стадии возбуждении уголовного дела, может быть гораздо шире. В зависимости от правового статуса и места, которое эти лица занимают в рассматриваемой стадии их условно можно классифицировать на две группы.

    К первой группе следует отнести лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении:

    – заявитель;

    лицо, пострадавшее от преступления;

    представитель лица, пострадавшего от преступления;

    лицо, в отношении которого производится проверка по заявлению или сообщению о преступлении;

    лицо, явившееся с повинной (явкой с повинной);

    лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению;

    лицо, которое задержало того, кто совершал преступление;

    очевидец происшествия;

    – понятой;

    – специалист;

    – эксперт;

    – переводчик.

    Ко второй группе следует отнести должностных лиц и государственных органов, которым законом предоставлено право осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и, в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления, принимать соответствующее

    процессуальное решение. Это относится к органу дознания, дознавателю и следователю, которые в соответствии с принципом публичности (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) обязаны осуществлять уголовное преследование путем возбуждения уголовного дела публичного и частно-публичного обвинения. К этой же категории лиц закон относит руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания.

    Прокурор так же является активным участником данной стадии. Так, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании может быть поводом для возбуждения уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Дознаватель должен получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела о преступлении, указанном в ч. 4 ст. 20 УПК РФ.

    Кроме того, признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

    Следует отметить, что закон не предоставил суду права принимать решения по заявлению и сообщению о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела. Исключением следует считать право мирового судьи принять к производству по уголовному делу частного обвинения заявление о преступлении (ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Хотя эту процедуру нельзя назвать «классическим» вариантом возбуждением уголовного дела, но по факту принятие заявления к производству мировым судьей «открывает» уголовно-процессуальную деятельность и схоже с возбуждением уголовного дела.

    10.3. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

    Возбуждение уголовного дела должно быть законным и обоснованным. Для выполнения данного условия законом определены поводы и основание для принятия такого решения (ст. 140 УПК РФ). Тем не менее, в УПК РФ

    не дано определение понятия «повод для возбуждения уголовного дела». Толковый словарь русского языка определяет повод как «обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь»1 . Учитывая сказанное, следует отметить, что повод может служить отправным моментом к совершению каких-либо действий, а применительно к уголовному процессу – побуждать должностных лиц, уполномоченных законом, приступить к проверке информации (заявлений, сообщений), позволяющей предполагать наличие в деянии признаков преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

    Наличие повода само по себе еще недостаточено для возбуждения уголовного дела. В случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Кроме того, в уголовном процессе повод и основание четко разграничиваются.

    Повод для возбуждения уголовного дела – это закрепленный в уголовно-

    процессуальном законе источник, из которого дознавателю, следователю или иному компетентному лицу становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении, и наличие которого обязывает их принять меры к проверке информации о признаках преступления.

    В ч. 1 ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела:

    заявление о преступлении;

    – явка с повинной;

    сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

    постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;

    материалы, которые направлены Центральным банком РФ, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 172.1 УК РФ (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации).

    Заявление о преступлении – наиболее распространенный в практике правоохранительных органов повод к возбуждению уголовного дела, который представляет собой адресованное должностным лицам правоохранительных органов сообщение о совершенном или готовящемся преступлении от пострадавшего или иного лица.

    Правила принятия заявлений о преступлениях регламентированы в ст. 141 УПК РФ. В соответствии с положениями данной статьи заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается

    1 Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997. – С. 254.

    заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное заявление о преступлении сделано во время производства следственного действия или в ходе судебного разбирательства, оно заносится соответственно в протокол следственного действия (к примеру, в протокол допроса или очной ставки) или в протокол судебного заседания.

    При составлении протокола лицо, обращающееся с заявлением о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос, о чем делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Если же письменное заявление о преступлении доставлено в орган, компетентный принять по нему соответствующее решение, не лично заявителем, а иным способом (почтой, другим лицом и пр.), то в ходе проверки этого заявления заявитель предупреждается об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чем в его же заявлении делается отметка, подтверждаемая его подписью.

    Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не может служить таким поводом. Данный запрет является защитой граждан и должностных лиц от клеветы и ложных доносов. Заявление (сообщение) признается анонимным, если в ходе его проверки установлено, что в качестве заявителя указано лицо, не обращавшееся в территориальный орган МВД России, либо в заявлении и сообщении названы вымышленные адрес и (или) фамилия, имя, отчество. Личность заявителя должна быть установлена соответствующим документом. В противном случае это может стать предметом обжалования принятых решений.

    Осужденная Ч. обратилась с апелляционной жалобой и просила признать заявление о преступлении анонимным, так как в протоколе устного заявления не установлена личность заявителя. Суд, рассмотрев жалобу, указал, что отсутствие правоустанавливающего документа гр. П.. при оформлении протокола заявления не является препятствием для принятия от гражданки заявления. К тому же в дальнейшем ее личность была установлена, свидетельством чего являются копии паспорта гр. П. в материалах дела (Апелляционное постановление Судебной коллегии по уголовным делам Челябинской области по делу № 4594/2013).

    По решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России анонимные заявления и сообщения о преступлении и материалы их проверки направляются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности1 .

    1 Приказ МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» от 29 августа 2014 года № 736.

    В случае подтверждения анонимной информации о преступлении поводом

    к возбуждению уголовного дела будет не само анонимное заявление, а непосредственное обнаружение сотрудниками правоохранительного органа, осуществляющего проверку этого заявления, признаков преступления, о чем в соответствии со ст. 143 УПК РФ составляется рапорт. Этот рапорт и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ.

    Явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении (ст. 142 УПК РФ). В случае явки с повинной лицо, совершившее преступление, лично является в правоохранительный орган и делает устное заявление либо может обратиться с повинной в письменном виде. При этом его действия носят исключительно добровольный, то есть инициативный характер.

    Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела юридически будет возможной лишь тогда, когда органам предварительного расследования не известен сам факт совершения преступления (к примеру, одно из латентных преступлений, не зарегистрированное в установленном законом порядке), либо факт преступления известен, но неизвестно лицо, причастное

    к его совершению. Например, в больницу с ножевым ранением поступил гражданин, о чем было сообщено в полицию. В этот же день в полицию с заявлением о явке с повинной обратилось лицо, которое причинило ножевое ранение указанному гражданину.

    Явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела имеет место и в случаях, когда лицо задержано по подозрению в совершении конкретного преступления, после чего это лицо сообщает об иных совершенных им преступлениях. Например, задержанный по подозрению в совершении квартирной кражи сообщает о других эпизодах преступной деятельности, которые не были известны правоохранительным органам в связи с тем, что потерпевшие не обращались с заявлениями о преступлениях.

    В суде явка с повинной может рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание. Но этого может и не произойти, если, например, сообщение о преступлении было сделано лицом после его задержания, а органы следствия располагали сведениями о совершенном преступлении.

    По приговору Омского областного суда от 8 мая 2013 г. гр. З. был признан виновным в совершении разбойного нападения на потерпевшую с причинением тяжкого вреда ее здоровью, а также в покушении на ее убийство, сопряженное с разбоем. В апелляционной жалобе осужденный просил приговор в части назначенного наказания изменить, поскольку суд необоснованно не признал в качестве смягчающего наказание обстоятельства его явку с повинной. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 23 июля 2013 г. приговор оставила без изменения, а апелляционную жалобу – удовлетворения, указав следующее.

    Из материалов уголовного дела следует, что после совершенного на потерпевшую нападения она выскочила из автомашины и остановила проезжавших мимо мужчин,

    вызвавших сотрудников полиции. После этого осужденный, управлявший похищенной автомашиной, был задержан сотрудниками дорожно-патрульной службы.

    В протоколе явки с повинной, составленном после задержания, гр. З. признал, что нанес ножевые ранения потерпевшей, а затем похитил ее автомобиль. При таких данных суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания явки с повинной смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2013 г. № 50-АПУ13-13).

    В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной мо-

    жет быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном при принятии от гражданина заявления о преступлении.

    Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, получен-

    ное из иных источников , в соответствии с требованиями ст. 143 УПК РФ, принимается управомоченным законом лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Сообщение, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной.

    Информация о преступлении может поступать из государственных органов, в том числе из медицинских учреждений, отделов и управлений вневедомственной охраны, а также в случае непосредственного обнаружения правоохранительными органами признаков преступления. К примеру,

    медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в полицию о случаях доставления лиц с наличием телесных повреждений насильственного характера 1 .

    Правоохранительные органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе своей деятельности вправе и обязаны выявлять преступления и по своей инициативе проверять наличие признаков преступления.

    Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Действующий УПК РФ не наделяет прокурора правом возбуждения уголовных дел. Однако, в силу того, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности во многих сферах деятельности, нередко прокурорам становятся известны факты, которые подлежат проверке на предмет наличия оснований для возбуждения уголовных дел и

    1 Инструкция о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел РФ при поступлении (обращении) в учреждения здравоохранения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Утв. приказом Минздрава России и МВД России 9 января 1998 года № 4/8 // Данилов Е.П. УПК РФ: Комментарии. Постатейные материалы. Судебная и адвокатская практика. – М., 2003. – С.

    осуществления расследования. Поэтому законодатель в качестве повода к возбуждению уголовных дел предусмотрел такой вариант инициирования прокурором возбуждения уголовных дел как вынесение постановления о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений. Кроме того, с учетом статуса прокуратуры как гаранта за законностью в УПК РФ предусмотрено осложнение процедуры отказа в возбуждении уголовного дела по прокурорским обращениям. Дело в том, что такое решение (отказ в возбуждении уголовного дела) может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

    Материалы, которые направлены Центральным банком РФ, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 172.1 УК РФ (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации). Возбуждение уголовного дела и предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ, отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ. Закон запрещает следователю возбуждать уголовные дела по ст. 172.1 УК РФ при поступлении любых иных поводов к возбуждению уголовного дела, в том числе заявления потерпевшего, явки с повинной, сообщения, полученного из иных источников (например, в виде результатов ОРД).

    Законодатель относит к компетенции Банка России установление обоснованности предположений о наличии в деянии признаков преступления, предусмотренного ст. 1721 УК РФ. Об этом свидетельствуют положения, внесенные в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ ст. 751 и ст. 768 о том, что при неисполнении кредитной организацией или некредитной финансовой организацией в срок, установленный требованием (предписанием) Банка России, обязывающим ее устранить нарушения, связанные с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчетности, и при обоснованных предположениях о наличии деяний, предусмотренных ст. 1721 УК РФ, Банк России обязан в течение трех рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 1721 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Для возбуждения уголовного дела, кроме повода, необходимо наличие

    основания, то есть достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Эти данные могут содержаться в документах, собранных по результатам проверки заявлений и сообщений о преступлениях (справках, рапортах, протоколах, заключениях экспертов и т.д.), фотографиях, аудио- и видеозаписях. Кроме того, данные об обстоятельствах совершенного преступления могут содержаться в материалах прокурорских проверок проводимых не в связи с совершенным преступлением, а в пла-

    новом порядке и выявивших противозаконную деятельность конкретных лиц, содержащую признаки преступления.

    Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела обязательно были выявлены все элементы состава преступления, поскольку это, главным образом, задача последующих стадий уголовного процесса. Достаточно установить наличие события, содержащего признаки преступления, относящиеся к элементам объективной стороны и объекту преступления. Этого достаточно для обоснованного вывода о существовании общественно опасного деяния, содержащего признаки конкретного преступления.

    10.4. Процессуальный порядок приема, регистрации, проверки заявлений (сообщений) о преступлениях и принятие по ним решений

    Рассмотрение заявлений или сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения уголовного дела и включает в себя: прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ее результатам решения. Эти вопросы регулируются наряду с нормами УПК РФ подзаконными актами МВД России, СК России и других правоохранительных органов. Общий надзор за их исполнением осуществляет прокуратура1 .

    В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и, в пределах установленной компетенции, принять по нему соответствующее решение. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ.

    Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени его совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. Круглосуточный их прием осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

    Для приема заявлений о преступлениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях. Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД Рос-

    1 Более подробно об этом см.: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 05.09.2011

    277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. – 2011. – № 12.

    сии или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками ОВД.

    Сотрудник ОВД, принявший заявление (сообщение) о преступлении, обязан незамедлительно передать в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого заявления (сообщения) для регистрации в КУСП. Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Заявителю выдается талон-уведомление. По каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Передача не зарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается 1 .

    В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ и другими законами орган дознания, дознаватель, следователь в ходе проверки заявлений (сообщений) о преступлениях вправе осуществлять лично или инициировать использование следующих средств:

    проведение осмотра места происшествия;

    производство осмотра трупа, его исследование;

    проведение освидетельствования;

    назначение и производство судебной экспертизы, участие в ее производстве, получение заключения эксперта;

    получение объяснений;

    получение образцов для сравнительного исследования;

    исследование предметов, документов и веществ;

    истребование, изъятие предметов и документов (п. 4 ч. 1 ст. 271 КоАП РФ);

    досмотр (ст.ст. 271 , 277 , 279 КоАП РФ);

    проведение ревизий и документальных проверок;

    поручение о проведении ОРМ (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности).

    Таким образом, в целях проверки поступивших заявлений (сообщений) о преступлениях могут быть использованы уголовно-процессуальные, админи-

    стративно-правовые и оперативно-розыскные средства, предусмотренные действующим законодательством.

    Результаты ОРД могут стать как поводом, так и основанием принятия решения на стадии возбуждения уголовного дела.

    В г. Кургане применение оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» позволило выявить покушение на незаконный сбыт ядовитого вещества, не являющегося наркотическим средством или психотропным веществом. Преступление совершено в г. Кургане при следующих обстоятельствах. Гр. Мурзин, находясь на территории АЗС, действуя умышленно, руководствуясь корыстным мотивом, незаконно сбыл лицу, участвующему в ОРМ «Проверочная закупка», этиловый спирт в концентрации от 87,2 до 87,6 % об. в количестве шести полимерных бутылок общим количеством 23070,8 грамма, который не отвечает требованиям. При этом спирт этиловый по органолептическим показателям, крепости и микрокомпонентному составу не пригоден для производства алкогольной продукции, и является ядовитым веществом. Проведение данного мероприятия сопровождалось ОРМ «Наблюдение» с использование видеозаписи, что легло в основу принятия решения о возбуждении уголовного дела и в дальнейшем использовалось как доказательство в суде (Архив Курганского городского суда Курганской области. Дело № 1-266/2014).

    Уголовно-процессуальный закон (ч. 2 ст. 144 УПК РФ) предусматривает особенности проверки сообщения о преступлении, распространенного в СМИ. Сам факт распространения в СМИ сообщения не является поводом к возбуждению уголовного дела, пока оно не обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом в соответствии со ст. 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления передается прокурору, руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При недостаточности данных о признаках преступления или их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение органу дознания, а руководитель следственного органа – следователю провести предварительную проверку сообщения о преступлении. По требованию указанных органов редакция (редактор) обязана передать документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем редакции указанные материалы и документы, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

    Действующее законодательство (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года1 и ч. 2 ст. 144 УПК РФ) не дает права органу дознания и следователю настаивать на выполнении своего требования в этом случае, так как имеется запрет на период предварительной проверки сообщений о преступлениях в начальной стадии уголовного судопроизводства на какие-либо принуждения. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации о преступлении только по

    запросу суда по делу, находящемуся в его производстве, но не по запросу органов дознания или следствия, проверяющих сигналы о преступлении. Однако после возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель) вправе на основании ч. 3 ст. 183 УПК РФ произвести в редакции принудительную выемку документов, содержащих охраняемую законом о СМИ тайну.

    Законом установлены особенности возбуждения уголовных дел по делам о «налоговых» преступлениях, предусмотренных ст. 198–1991 УК РФ. Так, при поступлении из органа дознания сообщения об этих преступлениях следователь, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, не позднее трех суток с момента поступления сообщения, направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

    По результатам рассмотрения этих материалов налоговый орган, не позднее 15 суток с момента их получения: 1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения; 2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу; 3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

    Вместе с тем, уголовное дело об этих преступлениях может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа вышеуказанного заключения (информации) при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    Уголовно-процессуальный закон четко устанавливает сроки принятия решения по сообщению о преступлении. Так, в соответствии со ст. 144 УПК РФ предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть окончена принятием процессуального решения не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Однако многие сообщения о преступлениях нуждаются в более длительной проверке. Закон допускает продление данного срока по письменному ходатайству дознавателя, следователя

    до 10 суток (ходатайство рассматривается соответственно начальником органа дознания или руководителем следственного органа). В тех же случаях, когда по сообщению необходимо проведение проверочных действий в виде документальных проверок, ревизий, исследований предметов, трупов допускается продление срока до 30 суток (ходатайство дознавателя рассматривается прокурором, следователя – руководителем следственного органа). Этот срок устанавливается и для следователя по преступлениям, предусмотренным ст. 198–1991 УК РФ, после получения заключения налогового органа.

    В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам проверки и рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем может быть принято одно из следующих решений:

    о возбуждении уголовного дела;

    об отказе в возбуждении уголовного дела;

    о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - мировому судье

    в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

    О принятом решении должно быть сообщено заявителю, ему же разъясняется право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

    Виды принимаемых решений на стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на окончательные и промежуточные (рис. 1).

    Решения, принимаемые на стадии возбуждения уголовного дела

    Окончательные решения

    Промежуточные решенияоснования ), орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело , о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Следует отметить, что принятие этого решения должно быть основано на твердом убеждении, основанном на собранных фактических данных, об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Эти обстоятельства перечислены в ст. 24 УПК РФ (отсутствие события или состава преступления, истечение сроков давности уголовного преследования и др.).

    Уголовное дело может быть возбуждено в отношении конкретного лица , предположительно совершившего преступление, или по факту установления события преступления при отсутствии сведений о лице, его совершившем. В первом случае материалы проверки заявлений и сообщений о преступлениях должны содержать достаточные данные, изобличающие конкретное лицо в совершении криминального деяния. При этом следователю (дознавателю) должны быть известны биографические данные лица (фамилия, имя, отчество, год рождения). В некоторых случаях очевидность изобличения лица в совершении преступления обнаруживается в связи с задержанием его на месте преступления, или при опознании его очевидцами преступления, или, если данные о лице известны в силу родственных, приятельских, служебных отношений. В противном случае уголовное дело возбуждается без указания на конкретное лицо, совершившее преступление (по факту преступления).

    В некоторых случаях преступления совершаются вдалеке от органов государственной власти, в частности, от правоохранительных органов (на судах в море, на антарктических станциях и т.п.). При этом, нередко, промедление с закреплением следов преступления может привести к их утрате и невозможности установить обстоятельства произошедшего. Закон наделяет ряд должностных лиц правом на возбуждение уголовных дел и проведение неотложных следственных действий.

    Таким правом наделены: капитаны морских или речных судов в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания. В ситуации, когда преступление совершено на территории дипломатических представительств или консульских учреждений, указанными правами наделены главы данных представительств и учреждений.

    Вышеуказанные лица выполняют функции органа дознания (ч. 3 ст. 40 УПК РФ). После возбуждения уголовного дела они обязаны незамедлительно уведомить прокурора о начатом расследовании. Постановление о



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме