Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Срок привлечения к административной ответственности 5.27. Нарушение законодательства об охране труда

Любой работодатель в ходе своей деятельности должен соблюдать нормы трудового законодательства. Если он нарушил положение ТК или правовых актов, то к нему будет применено наказание в виде привлечения к административной ответственности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что говорится в статье

В ст.5.27 регулирует ситуации, в ход которых происходит нарушение трудового законодательства или нормативных актов.

В статье указываются следующие положения:

  • за нарушение законодательства или иных актов, гражданин может получить предупреждение или будет привлечен к ответственности в виде наложения административного штрафа;
  • при совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27, гражданином, который уже ранее был привлечен к ответственности за аналогичное нарушение, назначается штраф или дисквалификация. Размер штрафа и срок дисквалификации зависит от вида лица, совершившего нарушение;
  • административные штрафы, которые связаны с условиями труда, относящимися к предпринимательской деятельности;
  • штраф в случае фактического допущения к работе посторонним лицом, которое не относится к руководителю и не имеет полномочий;
  • штрафы при неправильном оформлении трудовых отношений или отсутствии отношения;
  • повторное административное правонарушение из 3, 4, 6 частей настоящей статьи;
  • неуплата или задержка положенной зарплаты.

В новой редакции указываются такие пункты, как необеспечение средствами защиты индивидуального характера, а также отсутствие подготовки или обучения у работников при допусках к работам различного типа.

По законодательной базе статья регламентирует различные моменты, которые относятся к охране труда и взаимодействию руководителя с работником, а также штрафные санкции за нарушения. Вся административная ответственность прописана и имеет денежное выражение.

Комментарии к ней

В течении своего существования статья несколько раз подвергалась реакции в связи с изменениями в охране труда и ужесточении штрафных санкций в отношении работодателей, а также частично работников.

По статье можно выделить основные моменты:

  • имеется разграничение по тяжести нарушения;
  • различная ответственность у разных типов предпринимателей, а также зависимость от возможного рецидива в нарушении трудового законодательства;
  • для каждого пункта нарушения существует своя шкала штрафа, которая также регламентирована законодательно;
  • фактически статья регламентирует все нарушения по трудовой деятельности со стороны руководителя или организации.

Именно ст 5.27 КоАП РФ с комментариями 2019 года регламентирует весь порядок нарушения, то есть при фиксации любого момента на виновное лицо накладываются санкции административного типа.

Виновное лицо может быть выражено как в качестве ИП, так и в качестве организации, которая нарушила трудовое законодательство или любой момент из охраны труда.

Чаще всего виновное лицо оформляется в качестве непосредственного руководителя, который должен был соблюдать законы и правила.

По статье регламент касается в основном административной ответственности, которая будет выражаться в денежном эквиваленте установленной штрафной шкалы.

При постоянных нарушениях, в том числе тех, которые могли угрожать жизни и здоровью работников, возникает возможность полноценной дисквалификации с отсутствием возможности занимать руководящие должности в течении жизни.

При постоянной систематике нарушений, которые не имели серьезных последствий, возможна небольшая дисквалификация. Также требуется помнить, что при серьезных нарушениях дело может быть передано в другую юрисдикцию и виновное лицо получит реальное наказание в виде уголовного.

Статью требуется знать предпринимателям, так как именно она является регламентом действий трудовой инспекции при выявлении нарушений. При небольших нарушениях выписывается штраф.

При систематических или грубых трудовая инспекция может передать полученные данные проверки в судебную инстанцию, которая уже будет разрабатывать возможность лишения права деятельности. При систематических грубых нарушениях дело также передается в судебную систему.

При знании пунктов статьи предприниматель может заранее знать, как будет действовать трудовая инспекция, а также как обжаловать результат или штраф.

Штраф

В ст. 5.27 предусмотрено наказание за правонарушение трудового законодательства в виде штрафа в размере:

При более серьезных нарушениях, совершенных государственными или муниципальными служащими, а также директором или гендиректором, предусмотрено наказание в виде дисквалификации на 1-3 года.

Различные нарушения имеют свою штрафную планку. При судебных постановлениях возможны различные административные штрафы, а также варианты дисквалификации.

Судебная практика

При различных нарушениях трудовая инспекция передает данные в судебную инстанцию, которая решает, какие штрафные санкции ввести в отношении руководителя или предпринимателя.

Есть два важных момента, о котором многие предприниматели не знают. Статья 5 27 регламентирует все нарушения и ответственность за них. Это позволяет обжаловать любое судебное решение, которое было излишним.

В судебной практике большинство предпринимателей соглашаются с тем решением, которое суд вынес. Но при желании и наличии доказательств, которые не были учтены во время проверки трудовой инспекцией, можно снизить не только сроки дисквалификации, но и значительно уменьшить штраф.

Часто обжалование заканчивается переводом нарушения другую категорию, которая финансово менее наказуема.

Штраф не может быть больше, чем установлен в статье. При превышении верхнего порога предприниматель должен самостоятельно обратиться в суд.

Статья 5 27 КоАП РФ систематизирует нарушения и является регламентом по ответственности административного типа. Именно на основе этой статьи выписываются штрафы за тот или иной проступок.

Кроме этого, прописываются различные моменты, которые могут повлиять на дальнейшее ведение предпринимательской деятельности.

Действующие положения кодекса об административных правонарушениях, в частности ст. 5.27, предусматривают обязательное назначение определенной ответственности в отношении виновного лица. В данной статье собрано наибольшее количество различных правонарушений в этой сфере. Именно это положение используется во время установления различных мер ответственности, как в отношении юридических лиц, так и в отношении индивидуальных предпринимателей.

С недавних пор ст. 5.27 была существенно отредактирована. В ней были изменены некоторые положения, а также добавлены определенные поправки. Как показывает существующая статистика, случаи нарушения действующего трудового законодательства регулярно обнаруживаются в самых разных организациях, именно поэтому применение данной статьи происходит достаточно часто. Как правило, нарушения могут касаться самых различных сфер трудового законодательства - от задержки в выплате заработной платы до порядка назначения и взыскания материальной ответственности с сотрудника, который своими неправомерными действиями причинил ущерб определенному имуществу работодателя.

Виды нарушений

Статья 5.27 действующего КоАП РФ включает в себя две равноценные части, в каждой из которых описываются определенные правонарушения в области трудового права, которые влекут за собой установление мер ответственности. В первой части нарушения касаются обычных руководителей и иных ответственных лиц компаний и организаций.

Вторая же часть включает в себя несколько иные меры ответственности, которые могут быть применены исключительно к должностным лицам, при обнаружении и подтверждении самого факта нарушения. Поскольку эти две части статьи обладают кардинальными отличиями, их рассмотрение также стоит осуществлять отдельно.

Нарушения, указанные в части 1 ст. 5.27 КоАП РФ

В соответствии с положениями данной части, виновное лицо, в обязательном порядке, будет привлечено к определенной ответственности. При этом тот факт, какое именно нарушение было совершено, здесь значения иметь не будет. Наказание последует в любом случае. Единственным исключением станет тот факт, что в некоторых случаях мера ответственности может быть выбрана по другим статьям действующего кодекса. Например, отдельными пунктами идут нарушения, непосредственно связанные с порядком заключения коллективного договора, а также с соблюдением всех его условий, в частности:

  • неправомерный и необоснованный отказ от заключения коллективного договора;
  • невыполнение важных условий ранее заключенного коллективного договора при отсутствии на это правомерных оснований либо серьезных причин;
  • отказ в предоставлении обязательной информации, которая требуется для последующего возникновения правовых коллективных отношений с помощью подписания коллективного договора;
  • намеренное уклонение от получения официальных требований, которые предъявляются сотрудниками. Необоснованные отказы от рассмотрения представленных требований, а также игнорирование определенных примирительных процедур, которые могли бы привести к первоначальному исчерпанию появившегося спора или правового конфликта;
  • необоснованное увольнение сотрудников, причиной которого указывается их отказ от подписания договора;
  • игнорирование законных право работников на проведение правомерных и санкционированных забастовок, предусмотренных действующими положениями трудового законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами.

Перед выбором какой-либо меры ответственности уполномоченное лицо должно доказать и подтвердить сам факт наличия правового нарушения. Для этого проводится подробный анализ текущей деятельности организации, проверка ее документов, личных дел сотрудников, внутренних нормативно-правовых актов и т.д. Анализ деятельности проводится за определенный временной период. Чаще всего, данным периодом является один календарный год либо месяц.

Только после сравнения текущей деятельности организации с существующими и действующими нормами в области трудового права можно сделать окончательные выводы о наличии либо отсутствии каких-то нарушений. Все нарушения, которые были выявлены в ходе проверок уполномоченными лицами, должны быть зафиксированы и подтверждены документально. Любая проверка требует составления соответствующего акта после ее окончания. В документе подробно указываются все найденные нарушения, а также вносятся иные важные обстоятельства проведенной процедуры. Акт обязательно подписывается независимой комиссией, которая была предварительно создана.

Ответственное лицо - работодатель - обладает законным правом по ознакомлению с текущими результатами проверки. Если ему было отказано в данном праве, он имеет полноценную возможность на подачу заявления об аннулировании результатов ранее произведенной проверки по причине нарушения условий ее проведения и действующих правил.

Как показывает существующая практика, большинство выявляемых нарушений касаются таких распространенных случаев, как:

  • постоянные задержки в выплате положенной заработной платы сотрудникам либо неверная схема самой выплаты, например, только один раз за календарный месяц. Сюда также можно отнести несоблюдение установленного государством минимального размера заработной платы;
  • нарушения в организации последнего рабочего дня увольняющегося сотрудника. Сюда можно отнести игнорирование обязанности по обязательному расчету работника в полном объеме, выдачи ему трудовой книжки в последний день работы, а также иных документов;
  • задержки в оплате законного и регулярного отпуска работника. В таком случае задержка будет считаться, если выплаты не были произведены в течение трех последующих дней после ухода работника в отпуск;
  • необоснованный отказ в оплате больничного листа, который предоставил сотрудник. При этом сам лист должен быть заполнен надлежащим образом и иметь все необходимые сведения, которые позволяют произвести его обязательную оплату в установленные сроки;
  • принуждение к обязательным работам в выходные либо в праздничные дни, а также игнорирование процедуры по правомерному оформлению сверхурочных работ;
  • оформление сверхурочных работ в отношении лиц, которых запрещено задействовать в нерабочее основное время. Сюда входят особые категории работников, например, беременные женщины, несовершеннолетние сотрудники и т.д.;
  • несоблюдение действующей формы трудового договора, невключение в него важнейших пунктов, таких как: оплата труда, обязанности сторон, сроки действия документа и т.д.;
  • неправомерный отказ в выплате регулярной дополнительной материальной компенсации за особо опасные либо вредные условия труда, которые имеются на предприятии. При этом сам факт наличия вредных либо опасных условий должен быть подтвержден соответствующим документальным заключением, полученным после проверки уполномоченной организацией;
  • подписание с сотрудником срочного трудового договора при отсутствии на это действие веских причин и правомерных обстоятельств;
  • несоблюдение установленного порядка процедуры по привлечению виновного сотрудника к дисциплинарной ответственности, отсутствие важных документов и т.д.

Часть вторая ст. 5.27 КоАП РФ

Как уже было сказано выше, меры ответственности, указанные во второй части, могут быть применены только в отношении должностных лиц и только в тех случаях, если конкретное лицо ранее уже было привлечено к ответственности за аналогичное нарушение действующих законодательных норм.

При этом, для исключения возможных споров и дополнительных вопросов, законодательство РФ устанавливает точное описание понятия «аналогичное правонарушение». Им будет признано не любое нарушение трудовых норм, а именно точно такое же нарушение, которое имеет одну сущность и смысл. Например, если ранее должностным лицом было осуществлено нарушение в ходе увольнения сотрудника, то повторное нарушение должно быть связано только с таким же увольнением. Тем не менее, несмотря на разъяснения, споры о признании тех или иных правонарушений идентичными регулярно разрешаются в порядке судебного производства.

Помимо этого, особое внимание следует обратить и на установленные сроки в отношении привлечения того или иного должностного лица к ответственности. Такая ответственность за повторное нарушение может быть применена не позднее, чем спустя один календарный год с момента вынесения соответствующего решения уполномоченным органом о назначении первой ответственности.

Важным моментом также является тот факт, что повторное нарушение должно быть совершено уже после назначения официального наказания за первое нарушение. При этом решение уполномоченного органа уже обязательно должно вступить в свою законную силу. Также по данному решению должно быть исполнено и соответствующее наказание. Например, если за проявленное ранее нарушение уполномоченная организация установила такую меру ответственности, как денежный штраф, на момент повторного совершения нарушения он уже должен быть выплачен виновным лицом.

Возможные виды наказаний по ст. 5.27 КоАП РФ

В большинстве случаев, в первой части статьи наказания за проявленные нарушения будут представлять собой денежные штрафы, точный размер которых будет зависеть от различных обстоятельств и дополнительных факторов. Например, в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф может составлять до 5 тыс. рублей, юридических лиц - до 50 тыс. рублей. В отдельных случаях, помимо назначения денежного штрафа, в качестве меры наказания может быть выбрано и приостановление деятельности организации на определенный срок - до 90 календарных дней. Во время выбора точного размера денежного штрафа уполномоченная организация должна учесть все аспекты ситуации. Нередко в расчет принимается текущее финансовое состояние виновного лица, его семейное положение, а также непосредственная серьезность совершенного правонарушения.

Вторая часть предусматривает единственный вид ответственности - остановка деятельности на срок до 3 лет. Решение о назначении данной ответственности может быть вынесено только уполномоченным государственным либо муниципальным органом. Фактически оно означает, что должностное лицо теряет право заниматься своей профессиональной деятельностью в течение определенного временного периода. Точный срок при этом также будет зависеть от множества дополнительных факторов, включая серьезность совершенного правонарушения, а также последствия, которое оно повлекло за собой.

Действующие сроки давности

Привлечение к административной ответственности в сфере трудового законодательства обладает своим обязательным сроком давности. Согласно действующим правилам, он равен двум календарным месяцам. При этом у заинтересованных лиц нередко появляются трудности с тем, с какого именно момента можно начинать непосредственное исчисление данного срока. Основываясь на действующих нормах, можно сделать выводы о том, что схема расчета всегда будет выглядеть по-разному, в зависимости от обстоятельств правонарушения.

В тех случаях, когда речь идет о запрещенном либо неправомерном действии, которое было запрещено, датой отсчета следует считать число, в которое данное действие и было совершено. Сюда же относятся случаи, когда определенное действия ответственного лица должно было быть выполненным, но по каким-то причинам этого не произошло. Например, правила, действующие на предприятии, предусматривают обязательную выплату заработной платы 10-го числа каждого месяца. Но в этот день работодатель не выполнил своего обязательства. Следовательно, отсчет следует начинать именно с 10-го числа.

Во всех остальных случаях отсчет следует начинать с того момента, когда сам факт нарушения был должным образом зафиксирован. При этом привлечение к административной ответственности может быть осуществлено еще в течение года с момента начала истечения срока давности. Например, если проверка выявила определенные нарушения, датой отсчета необходимо считать сам день проведения данной проверки, а также дату составления акта о результатах проведенной процедуры.

Лица, уполномоченные на возбуждение дела по ст. 5.27 КоАП РФ

Прежде всего, права на возбуждение административного дела принадлежат уполномоченным инспекторам по труду. Помимо этого, такими правами обладает прокурор либо его заместитель. Из этого следует, что если вышеуказанные лица организуют соответствующую проверку деятельности той или иной организации, и в ходе нее будут выявлены серьезные нарушения, они будут иметь полноценные права на последующее возбуждение административного дела.

Рассмотрение дела

Рассмотрение дела об административном правонарушении в сфере трудового законодательства входит в компетенцию соответствующего федерального органа исполнительной власти, то есть инспекции по труду. Вынести решение по рассмотренному делу имеют право федеральные трудовые инспекторы, их заместители, руководители структурных подразделений, а также территориальных отделений. Помимо этого, сюда также можно отнести главных государственных и старших федеральных трудовых инспекторов, которые обладают соответствующими полномочиями.

Рассмотрение того или иного дела по административному нарушению в области трудового законодательства также может быть осуществлено и в судебном органе. Сделать это может как районный суд, так и иной суд общей юрисдикции. Определенные дела, также предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ, могут быть рассмотрены и мировыми судьями.

Порядок процедуры обжалования ранее принятого решения

Как только уполномоченной организацией было принято решение о назначение соответствующей меры наказания, у заинтересованного лица сохраняется законное право на его обжалование, с целью защиты собственных интересов. Документ об обжаловании может быть направлен как в государственную трудовую инспекцию, так и в судебный орган, в зависимости от того, где именно происходило рассмотрение дела.

Ранее возникало огромное количество споров по поводу того, в какие именно организации следует обращаться. Кто-то пытался подавать документы по обжалованию в арбитражные суды, а кто-то - в суды общей юрисдикции. Результатом таких несогласованных действий нередко становились отказы в рассмотрении представленных документов. Это влекло за собой потерю огромного количества времени, а также нервов заинтересованных лиц. Сейчас, после получения официальных и многочисленных разъяснений, ситуация немного стабилизировалась. Верховный суд дал окончательные разъяснения, которые заключались в том, что документы для обжалования, вне зависимости от сущности дела, а также от иных обстоятельств следует подавать в суды общей юрисдикции в установленные сроки. При этом, как и раньше, допускается направление документов для обжалования определенному должностному лицу, которое имеет соответствующие полномочия для повторного рассмотрения требований заинтересованного лица.

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Полный текст ст. 5.27 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 5.27 КОАП РФ.

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ.

Комментарий к статье 5.27 КоАП РФ

1. Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На федеральном уровне в первую очередь к ним относятся: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп.); Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" и от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" (с изм. и доп.); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании трудовых отношений отводится законодательству субъектов РФ, а также актам органов местного самоуправления. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен. Применение данного наказания возможно в том случае, если должностное лицо было подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

3. Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности в виде дисквалификации предусматривает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.

5. Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 - судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация (см. комментарий к ст. 3.11).

Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.27 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.27 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Дело № 12-11/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2015 г.

В окончательной форме решение изготовлено 12.08.2015 г.

Судья Шарлыкского районного суда Оренбургской области Росляков Е.А., при секретаре Томиной О.И.,

с участием помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области - Давлетшиной Е.Р.,

– Сергеева А.А., и его представителя Е.В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу » Сергеева А.А., на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.3 ст. РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Вышеуказанным постановлением » Сергеев А.А., признан виновным в том, что в нарушение ст. , приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года №302н, являясь работодателем, не организовал в установленные сроки прохождение периодического медицинского осмотра работников то есть в административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере

Считая постановление незаконным и необоснованным » Сергеев А.А., просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку, административным органом не установлено наличие надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила и нормы. Кроме того считает, что поскольку ст. ст. РФ введена в действие только с 01.01.2015 г. ему не может вменяться ответственность за совершение административного правонарушения за 2013-2014 г.г., поскольку полагает, что в силу ст. РФ закон обратной силы не имеет. На 2015 год заключило договор срок действия договора не истек, в связи с чем, привлечение его к ответственности за 2015 год противоречит ч.1 ст. РФ.

В судебном заседании » Сергеев А.А., доводы жалобы и уточнения к ней поддержал, на ее удовлетворении настаивал, пояснив, что ч.3 ст. РФ вступила в действие с 01.01.2015 года, а потому его действия не могли быть квалифицированы по данной статье, поскольку ДД.ММ.ГГГГ учреждением заключен договор на проведение периодического медицинского осмотра. В виду того, что 2015 год еще не окончен, то привлечение его к ответственности за нарушения установленные в 2015 г. не законно. Привлечение его к ответственности за совершение административного правонарушения за 2013-2014 г.г., считает незаконным поскольку закон обратной силы не имеет. Пояснил суду, что все работники работают в учреждении давно, периодические медицинские осмотры ранее не проходили в связи с отсутствием финансирования для заключения договора с медицинским учреждением. Ежедневные медосмотры проходят только водители, первичный медосмотр проходят также вновь принятые работники. Списки работников для прохождения не составлялись и не согласовывались. В настоящее время на 2015 год » заключило договор с работники медосмотр еще не проходили.

Представитель Сергеева А.А. – Е.В.Н., в судебном заседании, доводы жалобы и пояснения поддержал, суду пояснил, что поскольку в соответствии с п.3 перечня работ, при выполнении которых проводятся в том числе обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного в качестве приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года №302н, при работах, связанных с охраной и восстановлением лесов, обязательный периодический медицинский осмотр проводится один раз в два года, а договор заключен в 2015 г., то соответственно работники имеют время для прохождения периодического медосмотра. Просил, постановление отменить и производство по делу прекратить. Подержал доводы Сергеева А.А., о том, что административная ответственность по ч.3 ст. РФ введена только с 01.01.2015г. в связи с чем отсутствие периодических медицинских осмотров в течение 2013-2014г. не может расцениваться как административное правонарушение. Срок проведения осмотров в 2015г. ещё не истек. Просил жалобу Сергеева А.А. удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении отменить.

В представленном письменном отзыве, должностное лицо административного органа, вынесшее обжалуемое постановление, возражало против удовлетворения жалобы Сергеева А.А.

Помощник прокурора Шарлыкского района Оренбургской области - Давлетшина Е.Р. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Суду пояснила, что ею ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка на предмет исполнения законодательства по охране труда. В ходе проверки установлено, что работники учреждения периодические медицинские осмотры в 2013 г., 2014 г., 2015 г. не проходили, списки работников и графики прохождения работниками медицинского осмотра отсутствовали, договора с медицинским учреждением не заключались, акта о прохождении медицинского осмотра представлены не были. » Сергеев А.А. выявленные нарушения признал в полном объеме и обязался устранить их в ближайшее время. По результатам проверки прокурором Шарлыкского района было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое вместе с материалами дела переданы на рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области. Считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. РФ является законным и обоснованным поскольку ответственность должностного лица наступает с 01.01.2015г. за допуск работника с исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических медицинских осмотров. Факт допуска работников » к работе в период с 01.01.2015г. по день составления постановления при отсутствии периодического медицинского осмотра подателем жалобы не оспаривается.

Выслушав » Сергеева А.А., его представителя Е.В.Н., помощника прокурора Шарлыкского района Оренбургской области - Давлетшину Е.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Оснований для применения ч.2.2 ст. РФ не имеется.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" target="_blank">30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Вместе с тем, суд полагает, что должностным лицом Государственной инспекции труда в, излишне вменено » Сергееву А.А., совершение административного правонарушения в части допуска работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров, поскольку данные нарушения не подтверждены материалами дела. В связи с этим указание на данные нарушения подлежат исключению из постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области.

В связи с чем, жалоба » Сергеева А.А., надлежит удовлетворить частично.

РЕШИЛ:

Жалобу » Сергеева А.А., удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.3 ст. РФ в отношении » Сергеева А.А. – изменить, исключив из него указание на нарушение Сергеев А.А. нарушение ч.3 ст. РФ за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучение по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных при поступлении на работу медицинских осмотров.

В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г., оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Росляков

Суд:

Шарлыкский районный суд (Оренбургская область)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме