Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий квест игры в школе по биологии. Сценарий квест-игры "кругосветное путешествие"

Из опыта работы Крутько Наталии Михайловны, учителя биологии МКОУ СОШ№1 г.Россошь, Воронежской области

Биология

Раздел

Экология

Класс

7-8

Тема

ЭКО – QVEST

Тип занятия

Экологическая игра

Цели и задачи урока

Образовательная: : привлечь учащихся 7-8 классов, через творческий подход, к познанию тайн природы.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений работать с зашифрованным текстом, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности.

Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни

Формы работы учащихся:

групповая, индивидуальная.

Правила

Экологической игры

ЭКО – QVEST

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения эколого-биологических проблем.

Задачи:

    Выявление эколого–биологический проблем.

    Разработка механизма их решения.

Условия участия:

    Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому перемещаются команды.

    Все участники делятся на конкурирующие друг с другом команды

    Каждая команда состоит из 4 человек: 1 капитан и 3 участника (класс – группа поддержки)

    Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче.

    Задания на станциях могут носить как интеллектуальный, так и интерактивный характер.

    Помочь в выполнении заданий участникам могут школьные доски, объявления на стендах (специально наклеенные заранее), случайные прохожие (игротехники), невзначай роняющие носовой платок с кодом и т.д.

    На основании полученной от игротехника информации и кода следующей станции, команда выясняет адрес следующей игровой станции и двигается туда.

    Побеждает сильнейший!

Задания.

1. Название этого кабинета зашифровано в этих цифрах

235262749

Подсказка:

Обратите внимание, что в номере этого кабинета нет цифры единица

Количество букв соответствует количеству цифр

Эти цифры вы видите чаще, чем своих родителей.

Ответ:

(Цифры в телефоне соответствуют буквам: ГЕОГРАФИЯ, а номер кабинета 22)

Вопрос по теме выполняется в кабинете географии:

Здесь вы найдете портрет ученого, который предложил термин «ЭКОЛОГИЯ».

Назовите его. (смотри приложение №1)

Ответ: Э. Геккель

2.

Молодцы!

Вы сделали первый шаг! Ещё осталось 3 этапа!

В названии этих кабинетов одинаковые корни . На этих уроках исследуются и практикуются активные движения. За падением всегда идет Победа. Узнайте нужный вам Кабинет!

Желаем удачи!

Ответ:

(предполагается кабинет физики, но дети могут предположить, что это спортивный зал. В спортивном зале их ждет конверт с надписью ОШИБКА

Вопрос по теме выполняется в кабинете физики: (приложение №2)

Яблоня домашняя

(лат. Malus domestica) - вид деревьев из рода Яблоня

семейства Розовые.

Широко распространённое плодовое дерево, выращиваемое ради его плодов - яблок.

Что связывает яблоко и этот кабинет?

Ответ:

Сер Исаак Ньютон.

История о том, что однажды, гуляя в саду, Ньютон увидел, как с ветки упало яблоко, и это подтолкнуло его к открытию закона всемирного тяготения, стала уже легендой.

3.

На один шаг Вы стали ближе к заветной цели!

Местопребывания этого конверта следующее:

Окна на север – хозяин там есть

И информации не перечесть.

В нем паутиной все заросло,

«Окна» там есть далеко не одно!

Ответ:

(кабинет информатики)

Вопрос по теме выполняется в кабинете информатики: (приложение №3)

Найдите буквы и прочтите фразу. (буквы расклеены в самых неожиданных местах кабинета).

Ответ:

Фраза: «Ничто не даётся даром»

4.

Название следующего кабинета зашифровано: < bjkjubz

Определите название кабинета и Вы у заветной цели!

Ответ:

(на английской раскладке клавиатуры написана БИОЛОГИЯ)

Вопрос по теме выполняется в кабинете биологии: (приложение №4)

Ха! Да ВЫ Хакеры!

Взломать такой шифр…

Вам предстоит узнать о чём этот биологический закон?

(портрет в кабинете есть).

Закон:

«В борьбе за существование в естественных условиях школы №1 выживают наиболее приспособленные и не переходят в другую школу.

Естественным отбором сохраняются любые жизненно важные признаки, т.е. школьная форма, питание в столовой, сознание и трудолюбие, действующие на пользу организма учащегося и вида Homo sapiens в целом, в результате чего образуются новые формы и виды под названием ученики разумные школы№1 г. Россошь»

Ответ:

Теория естественного отбора (Ч. Дарвин).

Используемые ресурсы:

    Портреты ученых

    Яблоня домашняя ?

    Трафареты букв https://yandex.ru/images/search?p

Приложение№1

Эрнст Геккель

Грегор Мендель

Н.И.Вавилов

Приложение№2

Квест-игра для 5-х классов «Знаешь ли ты родной лес?»

Составитель: учитель биологии МОУ СОШ №7 Ривьер Наталья Юрьевна

Участники: команды 5-х классов по 3-5 человек

Цель: привлечь внимание обучающихся к биологии родного края, привитие интересе и ответственности судьбе лесов родного края

Задачи:

Развивать УУД обучающихся:

1. коммуникативные - умение работать в группах

2. информационные - умение найти нужную информацию из многих предложенных источников

3. логические - анализировать поставленную задачу

4. регулятивные - умение планировать действие

Оборудование: раздаточный материал конкурсам - бумага, фломастеры, маршрутный лист для команд

Ход конкурса.

Команды получают от организаторов (обучающиеся 8-11 классов) инструкцию по проведению конкурса, маршрутные листы, и начинают движение по кабинетам. Необходимо пройти все пять кабинетов-секций, выполнить предложенные задания и вернуться на исходную позицию для подведения итогов и награждения победителей.

Предварительная подготовка.

Учитель выбирает помощников (8-11 класс) в кол-ве 5-10 человек, которые помогают подготовить кабинеты для конкурса, проводят его, оценивают выступление команд, заносят результаты в маршрутные листы. Необходимо подобрать наглядность в каждый кабинет-секцию, грамоты за 1 и 3 места поощрения помощникам.

Используемая литература.

Р.М. Евдокимова Внеклассная работа по биологии. Саратов: Лицей, 2005.-288 с.

С. Красиков Лесная энциклопедия. Москва: ТОО «Человек и природа», 1997.-351с.

В.В. Петров Растительный мир нашей Родины. Москва: Просвещение, 1991.-207 с.

Секция «Зеленая аптека»

Вопросы командам.

А) у каких растений в качестве лекарственного сырья используются цветки или соцветия?

Б) Узнайте растения по описанию. Листья этого растения обжигают нас, а весной спасают от авитаминоза, когда используются для приготовления салата или супа. При мытье волос отваром листьев ускоряется рост волос, а при приеме отвара внутрь - останавливается кровотечение.

2. А) У каких растений в качестве лекарственного сырья используются корни и корневища?

Б) Узнайте растение по описанию. Желтый сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают волосы после мытья.

3. А) У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды?

Б) Узнайте растение по описанию. Для лечения заболеваний используются чуть ли не все части этого растения: нераспустившиеся почки, молодые листья. Наросты гриба чаги на стволе, весенний сок, веники из его веток применяются в бане.

Секция «Деревья нашего края»

Вопросы командам.

А) Определить дерево по листья

Б) Узнать дерево по описанию. В честь его назван большой православный праздник, предшествующий Пасхе. Ветки освящают в церкви, вспоминая как люди встречали Христа в Иерусалиме, бросая ему под ноги молодую зелень.

2. А) Определить деревья нашего края по семенам.

Б) Эти деревья отличаются высокой теневыносливостью , таежные жители зовут такой лес чернолесьем и населяют его лешими, бабами-яками и всем, что по мраке может померещиться человеку.

3. А) Определить деревья нашего края по зимним побегам с почками.

Б) Какое дерево встречает осень рыжими и красными листьями, желтыми до золота, раскаленными до рубина?

Секция «Лесные обитатели»

Вопросы командам.

А) Определить, кем повреждена кора дерева.

Б) Назвать лесных птиц, у которых глаза направлены вперед, а не располагаются как у остальных по бокам.

2. А) Определить, какое животное питалось семенами из еловой шишки.

Б) Назвать лесную птицу, поедающую мохнатых гусениц, вредителей леса, чьих птенцов выкармливают и высиживают приемные родители

3. А) Определить, какое животное питалось семенами из еловой шишки.

Б) Назвать лесную птицу красивого желтого цвета, у которой, то голос лесной флейты, то ужасное мяуканье кошки, которой наступили на хвост.

Секция «За грибами»

А) Определить гриб по муляжу, съедобен он или ядовит.

2. А) Определить гриб по муляжу, съедобен он или ядовит.

3. А) Определить гриб по муляжу, съедобен он или ядовит.

Секция «Охраняем лес»

А) Какие правила поведения в лесу вам известны?

2. А) Какие правила охраны растений леса вам известны?

Б) Изобразите их в виде плаката.

3. А) Какие правила охраны животных леса вам известны?

Б) Изобразите их в виде плаката.

7 команд (

Идея игры (

Начало: Приветственное слово ведущего игры

2017 год – является годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. В этом году очень популярны и актуальны мероприятия экологической направленности. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в эколого-биологическом квесте «Шаги в экологию».

Запомните правила нашей игры:

1. Работайте всегда в команде.

2. Дружно выполняйте все задания.

3. Не перебивайте друг друга.

4. Время прохождения станции – 7 минут.

У каждой команды есть помощники, они будут вас переводить от станции до станции, чтоб вам не запутаться и не терять время на поиск станции.

А мы переходим к заданиям!

Задание № 1. На общем сборе (в актовом зале, в просторном кабинете, в зависимости от общего количества участников) каждая команда в течение 5 минут придумывает тематическое (экологическое, зоологическое) название команды, девиз и выбирает капитана команды. Команды по очереди представляются перед участниками игры.



Задание № 2. Капитанам команды необходимо подойти к распределителю маршрутных листов и взять маршрутный лист для своей команды. (Количество маршрутных листов и площадок должно соответствовать количеству команд).

После знакомства с командами и получения маршрутных листов ИГРА НАЧИНАЕТСЯ.

На каждой станции ведущий говорит команде приветственное слово о своей станции и Заключительное СЛОВО перед выдачей СЛОГА (или подбадривающие слова, если команда не получает слог). Слоги на станциях выдаются в соответствии с цветом команды.

Станции

Станция № 1 «Животные Красной книги»

Необходимые материалы и оборудование : фотографии с изображением млекопитающих и птиц, текст загадок о млекопитающих, буквы для составления названий птиц.

Задача команды : выполнить задание, ответить на все вопросы как можно точно и получить БУКВЫ.

Впервые Красная книга Омской области появилась в 2005 году. В неё включено 126 видов растений и 127 видов животных, которые нуждаются в охране. В 2016 году вышло второе переработанное и дополненное издание Красной книги Омской области. В него включено 27 видов лишайников, 3 вида грибов, 158 видов растений, 70 видов насекомых, 6 видов рыб и круглоротых, 3 вида земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 95 видов птиц и 68 видов млекопитающих. Как видно, кроме насекомых и растений, больше всего в Красную книгу включено птиц и млекопитающих. Вот о них то мы сегодня и поговорим.

Вопрос 1. Чем интересны птицы? / Ответ: это класс теплокровных животных, приспособившихся к полёту. У них красивое оперение, разнообразное питание, откладывание яиц, острое зрение и слух.

Вопрос 2. Чем замечательны млекопитающие, или звери? / Ответ: это класс теплокровных животных, выкармливающих своё потомство молоком. У них развит шерстный покров, живорождение детёнышей, из чувств развиты обоняние и слух.

Изучение нового материала



А) Рассматриваются карточки с изображением:

Описание видов

Журавль-красавка обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей (семенами и зелёными частями растений, крупными насекомыми, иногда грызунами, ящерицами и лягушками), живёт в степи, иногда у воды, очень редкий вид, занесён в Красную книгу Российской Федерации. Весной прилетает с юга в середине апреля, демонстрирует весенние брачные танцы. Живёт только парами, в гнезде бывает от 1-го до 3-х яиц.

Орлан-белохвост обитает по всей территории Омской области, питается разнообразными животными: рыбой, ондатрой, водоплавающими и околоводными птицами. Огромное многолетнее гнездо расположено на дереве у водоёмов. Взрослые птицы всю жизнь живут вместе, в гнезде бывает от 1-го до 3-х птенцов, чаще всего 2. Белый хвост имеется только у взрослых птиц. Молодые птицы полностью тёмно-бурые. Половой зрелости достигают в возрасте 5 – 6 лет. Самая крупная хищная птица Омской области.

Кудрявый пеликан обитает на крупных водоёмах Омской области, в частности, на озере Тенис Крутинского района, где находится самая северная гнездовая колония кудрявых пеликанов в мире. Ежегодно там гнездится от 20 до 60 пар пеликанов. Питается рыбой. Имеет кожистый мешок на подклювье. У взрослых птиц имеется кудрявые перья на голове. Живёт парами, в выводке бывает от 2-х до 4-х птенцов. Занесён в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Омской области.

Задание1: Составь название птицы по вырезанным буквам.

Б) Рассматриваются карточки с изображением:

Задание 3: Назови правильное название птицы или зверя по изображению.

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительные вопросы по теме станции.

1. Назовите птицу, которая обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей, принадлежит к семейству журавлиных. (ЖУРАВЛЬ-КРАСАВКА).

2. Назовите птицу, которая обитает у больших водоёмов, строит огромное гнездо на дереве, крупный хищник. (ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ).

3. Назовите птицу, которая имеет кожистый мешок на подклювье, питается рыбой. (КУДРЯВЫЙ ПЕЛИКАН).

4. Назовите зверька, который имеет ценный мех, на зиму запасает жир и впадает в спячку до весны. Обитает в степной зоне, питается растительной пищей, живёт большими семьями в глубоких до 3-х метров норах. (БАЙБАК).

5. Назовите хищного зверя, который занесён в Красную книгу Омской области. Он обитает в лесной зоне, питается грызунами, зайцами, куропатками и тетеревами, зимой - даже косулями (РЫСЬ).

6. Назовите зверька с иголками на спине, который питается беспозвоночными животными и встречается в степной зоне Омской области (ЁЖ УШАСТЫЙ).

Башмачок пятнистый

Задание 1: Описать своими словами краснокнижное растение, с использованием только прилагательных слов.

Отдел Цветковые

Вопрос 4. Как вы думаете, почему некоторые растения называют «первоцветами»? (ведущий слушает ответы детей).

Краткая информация от ведущего: в Красную книгу Омской области занесён один из первоцветов – Первоцвет мучнистый .

Отвар и настои из этого растения в народной медицине используются при лечении дерматитов. Кроме того, препараты из первоцвета мучнистого, втираемые в кожу головы, способствуют улучшению роста волос. В тибетской медицине это растение применяют при лечении опухолей.

Вопрос 5: А какие водные растения вы знаете? (Ответы детей)

Кубышка желтая

Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Омской области.

Кубышка, или кувшинка, желтая – удивительной красоты растение. Свое русское название оно получило из-за схожести созревшего плода со старинным сосудом с крышечкой, которым пользовались на Руси. Это многолетней представитель водной флоры не просто красивый цветок – он обладает массой полезных свойств.

Лечебные свойства активно используются в народной и традиционной медицине. Так, препараты на основе ингредиентов кубышки желтой оказывают такие действия: болеутоляющее, бактерицидное, вяжущее, желчегонное, легкое снотворное, мочегонное, успокоительное.
Кувшинка чистобелая

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Основная причина сокращения численности растений – загрязнение, обмеление и пересыхание водоемов, сбор корневища растения в лекарственных целях и цветов во время цветения

В медицинских целях используются как корневища, так и листья, цветки и плоды растения. Из них делают болеутоляющие и кровоостанавливающие средства, противовоспалительные настои и средства от угрей и веснушек.

Кувшинка чистобелая также занесена в Красную книгу Омской области.

Задание 2: Ребята, вам необходимо разгадать ребусы, а зашифрованы там лекарственные растения.

Отгадай ребусы

Ответ: Тысячелистник

Ответ: Незабудка

Ответ: Зверобой

Ответ: Череда

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительную информацию и вопросы по теме станции.

Отдел Папоротниковидные

Вопрос 1: Какие папоротники вам известны? (ведущий получает ответы от детей).

Ведущий рассказывает легенды о папоротниках:

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно другой легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

Вопрос 2: Сколько раз в году цветут папоротники? (ответ: папоротники – не цветковые растения, они не цветут).

Вопрос 3: Как вы думаете, сколько видов папоротников занесены в Красную Книгу Омской области? (ответ: 5видов папоротников)

ПАПОРОТНИКИ – доисторические представители флоры царствовали на земном шаре еще в древние геологические эпохи. Ученые утверждают, что папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево. Но видов папоротников существует огромное количество. В мире насчитывается более 10 000 видов, в России их растет более 2 000. Папоротники представляют отдельный биологический вид растений. Главная их особенность в том, что у них нет семян. А размножаются они спорами.

Слайд 3. Причины

1) Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

2) Увеличение количества упаковки;

3) Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Слайд 4 . Существует несколько способов обращения с отходами. Вы их видите на слайде: захоронение, сжигание, вторичная переработка.

Слайд 5. Большая часть ТБО свозится на свалки. Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете. Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров. Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее.

Слайд 6: Проблема отходов на свалках усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.

Например, для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, полиэтиленового пакета­ - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.

Слайд 7: В целом переработка каждого вида ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.

Слайд 8: Самый оптимальный комплексный подход обращения с отходами выглядит таким образом:

1. Предотвращение появления отходов;

2. Вторичное использование материалов;

3. Получение энергии из отходов (сжигание);

4. Захоронение отходов.

Слайд 9: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и ответить на вопросы викторины по теме ТБО.

Викторина по ТБО

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

1. Пластмасса

2. Стекло.

3. Металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать .

2. Собрать в одном месте.

3. Раскрошить.

3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет.

2. 50 лет.

3. 500 лет и более .

4. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

1. 2-10 лет .

2. 15-18 лет.

3. 20 и более лет

5. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. Их захоронение.

2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

3. Повторное использование отходов.

6. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Нью-Йорка

3. Лондона

7. Способом уменьшить влияние на природу является:

1. Рост численности населения,

2. Оосвоение новых территорий,

3. Создание безотходных технологий .

8. Сколько времени разлагается стекло:

1. более 100 лет

2. более 500 лет

3. более 1000 лет

Как экономить воду?

1. Выключать воду, когда она Вам не нужна, например, когда Вы чистите зубы.

2. Для мытья посуды, овощей и фруктов используйте тазик.

3. Отремонтируйте протекающие краны и трубы. При самой небольшой утечке воды в унитазе уходит 40 литров в сутки.

4. Принимайте душ вместо ванны – расход воды почти в 3 раза меньше.

5. Покупайте модели стиральной машины с экономным режимом использования воды: новые модели на 40% эффективнее старых расходуют воду.

6. Не проходите мимо открытых кранов. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.

Как экономить энергию?

1. Выключайте электроприборы, когда Вы ими не пользуетесь, свет, когда он не нужен.

2. Используйте энергосберегающие лампы для освещения. Они потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. За свой длительный срок работы одна энергосберегающая лампочка предотвращает выброс в атмосферу более 200 кг углекислого газа.

3. Помните, что самая дешевая энергия – это та, которую вы не купили. Максимально используете естественное освещение, поддерживайте чистоту окон.

4. Кипятите в чайнике только то количество воды, которое Вам действительно необходимо.

5. Покупайте экономичную бытовую технику.

6. Стирайте белье только при полной загрузке стиральной машины.

7. Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы теплый воздух свободно поступал в комнаты.

Заключительная часть

Команды по очереди (либо вместе) через 1 час – 1 час 10 мин возвращаются в место общего сбора с собранными БУКВАМИ. Командам предоставляется около 5 минут, чтобы собрать загаданное слово. В случае, если команда не может собрать слово из имеющихся букв (или у команды собраны не все буквы), то у неё есть возможность, ответив на дополнительные вопросы получить от ведущего недостающие буквы (для этого у ведущего должны быть вторые комплекты букв для каждой команды ).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя не только знатоками природы, но и творческими личностями. Но помните, что природу и друзей наших меньших не только нужно хорошо знать, но и охранять.

А мы переходим к церемонии награждения.

1-ое место заняла команда «……………….»,

Вручается диплом за 1-ое место

2-ое место заняла команда

Вручается диплом за 2-ое место

И т.д.

Вручаются сертификаты участников.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций ) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры : Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме ). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Экологический квест

Подготовила и провела:

Андриенко Светлана Евгеньевна

УВК «Уютненская ош I - III ступеней-гимназия»

Неуловимые виражи!

Мальчевский В.

Окружающая нас природная среда прекрасна и хрупка. Сегодня и детям, и взрослым, необходимо больше знать о том, как сохранить и защитить природу, ведь она источник нашей жизни. Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных подростков? Есть много эффективных способов: акции, тематические газеты, плакаты, конкурсы рисунков и поделок, составление экологических кроссвордов, написание сообщений и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все их участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый будет осознавать, что именно от него, от его знаний, принятых решений, действий зависит успех команды! В процессе таких деятельных игр можно решать многие воспитательные задачи. Идея экологического квеста "Полёт стрижей" появилась после того, когда я познакомились с положением о конкурсе Центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи республиканской природоохранной акции «Птица года». Цель квеста:
    совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию обучающихся через вовлечение в занимательное интерактивное действие;
развитие бережного отношения к окружающей среде.

Задачи квеста:

    привлечение внимания подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды;

    ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды;

    научить участников экологически грамотному образу жизни; помочь освоить новую полезную информацию;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала участников, возможности для их самореализации.

Правила проведения экологического квеста "Полёт стрижей" :
за определённое время необходимо выполнить ряд заданий и достичь результата – найти стрижей, т.е. собрать все части пазла с их изображением. Экологический квест-игра представляет собой ряд заданий, которые последовательно выполняют все команды. Прохождение каждого этапа дает возможность перейти к следующему этапу. На каждом этапе команда получает определенное количество баллов, которые суммируются для подведения итогов. При подведении итогов учитывается правильность выполнения задания, а также скорость выполнения. Участники квеста:

7 команд по 24 - 28 игроков в каждой.
Организаторы квеста:

учителя всех начальных классов, отвечающие за прохождение учащихся каждой отдельной остановки;

классный руководитель 4-Б класса, Андриенко С.Е. (мать – стрижиха) играет роль куратора команд и отвечает за безопасность членов команды во время движения по маршруту.
Место проведения квеста
: классы, актовый зал.

Оборудование: маршрутные листы (по количеству команд); названия станций (формат А 4); листы оценок жюри (по количеству команд);

реквизит на станциях;

таблички с названиями станций;

49 частей пазла "Стрижата";

призы для награждения; задания на каждую остановку (гнездо). Подготовительная работа: определить кабинеты для остановок; проинструктировать учителей; прикрепить таблички на двери; в коридор определить вожатых для проведения подвижной игры «Стрижи и мошки» и т.д. (в случае наслоения команд на один кабинет – остановку-гнездо). Дата проведения квеста: 22.10.2014 г .
Длительность проведения квеста
: 1 час. Критерии оценки и подведение итогов:

По итогам экологического квеста определяется победитель. Участники команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами, выигравшая команда награждается дипломом победителя.
Сценарий экологического квеста "Полёт стрижей"
Экологический квест начинается с театрализованной сценки.

Взрослый стриж рассказывает участникам игры о таинственном исчезновении из гнезда его маленьких стрижат и обращается к командам с просьбой: найти и спасти стрижат, так как без них мир станет для него жестоким, бессердечным и безрадостным. Капитаны команд получают маршрутные листы с указанием названий станций. Маршрутный лист команды __________________________________

Остановки (гнёзда)


Согласно маршруту команда проходит на все остановки поочередно.
Затем все участники квеста (стрижи) разлетаются по различным гнёздам в поисках маленьких стрижат. I гнездо "Театральное" II гнездо "Крылатые фантазии" III гнездо "Поэтическое"
IV гнездо "А ну-ка, эрудиты!"
V гнездо "Асы воздуха" VI гнездо " Объяснялки " VI I гнездо "Сказочное"
На каждой остановке (гнезде) дети проходят
испытания, где участники команд отвечают на вопросы, решают логические задачи, отгадывают загадки, читают стихотворения о стрижах, выбирают из предложенных вариантов верные, совершают определённые действия. О дальнейшем пути следования команде сообщается после выполнения задания на остановке. За правильные ответы на каждой станции команда получает одну часть пазла "Стрижиное пёрышко" (всего их 49). Во время передвижения (от остановки к остановке) команды знакомятся с выданной на предыдущей остановке полезной информацией о стрижах.
К назначенному контрольному времени все команды прибывают к месту финального сбора с заполненным листом оценок жюри. Лист оценок жюри

Гнездо

Квест завершается составлением общего пазла с изображением стрижат и награждением команд. При подведении итогов отмечаются как командные заслуги, так и индивидуальные успехи игроков.

Приложение к квесту

Гнездо «Театральное»

Участники команды становятся актерами театра-экспромта,

исполняя роли: солнца, двух лучей, двух цветков, ветра, червячка, двух стрижей, кузнечика, петуха.

Ведущий читает текст, участники квеста исполняют свои роли:

Как прекрасно утром в лесу!
Из-за горизонта выплывает яркое улыбающееся солнце.
Оно бросает свои лучи на зеленую поляну.
Цветочки рады солнцу .
Они тянутся к нему, раскрывают свои лепестки, приветливо качают стебельками.
Небольшой
ветерок залетел на полянку, он овевает цветочки со всех сторон. Цветочки колышут своими лепестками.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляются
два веселых быстрых стрижа . Он парят в потоках ветерка, радуются жизни, весело поют. С цветка на цветок скачет зелёный кузнечик. Неподалеку ползет маленький червячок. Он хочет погреться на солнышке.
Тут появился голодный
петух . Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся и поскакал прочь. А червячок не успел спрятаться, и петух схватил его. Цветы , увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух , предчувствуя обед, расправил крылья и гребешок. Он счастливо отправился домой.
Солнце перестало улыбаться, решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить. Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Стрижи стремительно взлетели ввысь под облака.
Петух не ожидал этого, испугался и выпустил из клюва червяка. Червяк тут же скрылся в траве зеленой поляны. А петух расстроился – опять он остался голодным. Он опустил голову вниз и ушел ни с чем.

Вновь выглянуло солнышко. А ветерок -спаситель поднял с земли пригнувшиеся цветочки и весело полетел по полянке. Два весёлых стрижа вернулиль поближе к цветочкам , собирая в полёте комашек.

Гнездо «Крылатые фантазии»

Складывание стрижа из бумаги.

Оригами «Чёрный стриж»

Складываем базовую форму «Блинчик»

1. Нижний левый и правый углы сложите к центру.

2. Заготовку сложите пополам и поверните.

3. Левый угол вогните внутрь, формируя клюв.

4. Выполните надрез по дорожке (по показу).

5. Оба крыла отогните вверх.

6. Вогните внутрь хвост птицы.

Стрижи отправляются в полет, собираются в стаю и улетают.

Гнездо «Поэтическое»

Конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворения


П.Н. Барто « Стриж» Нет, не точильщик На камне зернистом Лезвия точит Звенящих ножей – Вихрем, снижаясь С пронзительным Свистом, Мимо проносится Стайка стрижей. Быстро Взмывают стрижи В высоту, В небе играют, Свистят На лету, Воздух стригут, И пронзают, И режут; Ветер Их носит, Упругий И свежий.

Небесные стрижи

Черный стриж темно-бурого цвета
Ты – посланник солнечного лета.
На земле стриж совсем не бывает,
Он с рассвета до ночи летает,
То ввысь необозримую, взвиваясь,
А то почти земли касаясь.
Пищу только в полете стриж себе добывает,
На лету насекомых черным клювом хватает,
Да и пьет, только грудью воды касаясь.
Жизнь черных стрижей нам почти не видна,
Песен они не поют у гнезда.
Не может он на коротких темно-бурых ногах
Попрыгать по земле.
Лишь резкий характерный крик

Мы слышим часто в вышине,
Когда прицепится к карнизу или стене.
Будучи обитателем скал,
Стриж городской и деревенской птицей стал,
Хотя и селится по-прежнему средь скал.

Гнездо «А ну-ка, эрудиты!»

    Перечислите, как строит гнездо черный стриж в порядке осуществления ( собирает материал в воздухе, подхватывая на лету пушинки, волоски, кусочки листьев; материал попадает в рот; склеивает застывающей в воздухе липкой слюной; готовит гнездо примерно через неделю ).

    Назовите места для гнездования черного стрижа от лесов до городов

( в дуплах, трещинах скал, под крышами, в щелях зданий ).


3. Как подает голос черный стриж? 4.Сколько может находиться в воздухе

черный стриж?

1. стр 1. 1-2 года

2. взз 2. 1-3 года

3. ух 3. 2-3 года

4. кар 4. 2-4 года

5.Какой хвост у черного стрижа? 6. Сколько яиц откладывает в гнездо

черный стриж?

1 . вильчатый 1. 1-2

2. округлый 2. 1-5

3. ступенчатый 3. 2-3

4. хвост отсутствует 4. 1-5


7. Чем питается черный стриж? 8.Сколько достигает в длину черный стриж? 1. летающими насекомыми 1. 10 см 2. рябиной 2. 18 см 3. желудями 3. 25 см 4. семенами растений 4. 50 см 9. Кто высиживает птенцов? 10.На какую птицу по форме похож черный стриж? 1. самка 1. на сокола 2. самец 2. на дрозда 3. самец и самка 3. на свиристель 4. никто 4. на ласточку

Гнездо «Асы воздуха»

Подвижная игра «Поймай мошку»

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними около 5 м. Это стрижи. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами на равном расстоянии от команд ставят кеглю или другой небольшой предмет. Учитель называет какой-либо номер. Игроки-стрижи, стоящие под этим номером, выбегают, стремясь первым схватить кеглю-мошку. Тот, кто сумеет это сделать, убегает. Учитель выкладывает следующую кеглю и называет другой номер, бегут другие игроки. В чьей команде по окончании игры окажется больше кеглей-мошек, та команда и выиграла.

Помимо заботы о пропитании стрижам нужно помнить о врагах, которые им угрожают. Кто эти враги?

«Стриж и кот»

На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – кот, он встает в центре круга. Остальные играющие – стрижи – становятся за кругом у самой черты. По сигналу учителя стрижи начинают «влетать» и «вылетать» внутрь круга и обратно, а кот старается поймать кого-то в тот момент, когда тот находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот – стрижом. Игра повторяется несколько раз.


«Стриж и мошки»

На полу мелом чертится большой круг. Внутри него дети – «мошки» бегают и веселятся. Водящий – «стриж» , пробегая сквозь круг, пытается поймать мошку. Дети разбегаются за пределы круга. Когда стриж пролетел, мошки снова слетаются в круг.

Игра продолжается, пока в кругу не останутся 2-3 мошки.

Гнездо «Объяснялки»

Попробуйте сказать другими словами, но при этом сохраняя смысл пословицы.

    Всякая птица своим пером гордится.

Тело стрижа покрыто однотонным буровато-тёмным оперением с грязно-белым пятном на горле.

    Птичка – невеличка, а коготок остёр.

В отличие от других птиц у стрижей все 4 пальца направлены вперед; пальцы снабжены острыми коготками.

    Всякая птица своим клювом сыта.

Клюв у стрижа небольшой, черный, слегка заостренный, но клевать им стриж не может. Ловят черные стрижи мелких насекомых в полёте, раскрыв клюв, как собирают тралом рыбу рыболовные суда.

Кукушка кукует, сорока стрекочет, журавль курлычет, а стриж визжит.

Визжать, как стриж, не умеет никто.

    Видна птица по полёту .

Черный стриж – самая быстролетная, длиннокрылая птица. Сидит птица на отвесной стене, ухватившись лапками за стену, а потом разжимает лапки, начинает падать и тут же расправляет крылья. Так стрижи отправляются в полёт, а по-другому не могут. Крылья у них слишком длинные для того, чтобы взмахнуть ими, находясь на земле.

    Разминка «Черные стрижи».

Черные стрижи летают, (руки в стороны и назад)

Мошек собирают, (открыть широко рот)

Черные стрижи визжат, (повизжать)

Накормить птенцов хотят. (Наклоны головой вниз – вперед).

    Мало – помалу птичка гнездо свивает.

Стриж ловит на лету соринки, пушинки, обрывки бумаги, и все это склеивает клейкой слюной. Гнездо у черного стрижа невысокое, плоское.

    У каждой пташки свои замашки.

Черный стриж не умеет передвигаться по земле, не умеет с ровного места подниматься на крыло. Стриж, как медведь в берлоге, как барсук в норе, как летучая мышь, как змея с наступлением холодов, может впадать в так называемое оцепенение.

Гнездо «Сказочное»

Продолжить рассказ Сергея Владимировича Михалкова

«Гнездо стрижей»

Дом пансионата стоял на горе. С балкона открывался вид на все ущелье и на поросшие лесами склоны гор, за которые весь день цеплялись ленивые, низкие облака. Внизу шумел горный поток, а над ним, в прозрачной вышине, день-деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну десятки стрижей. В погоне за мошкарой они напоминали маленьких истребителей в воздушном бою. На балконе, в углу, под самым потолком, притулилось стрижиное гнездо. Мое соседство ничуть не смущало его пернатых обитателей, и я, проводивший большую часть времени на балконе за работой, был в курсе всех стрижиных событий. Стриж и стрижиха поочередно, а иной раз вместе возвращались домой с добычей и, стремительно протолкнув что-то в раскрытые клювы двух прожорливых птенцов, так же стремительно ныряли из-под навеса крыши вниз и исчезали из виду. Нетрудно было догадаться, что стриженята - брат и сестра. Братец был крупнее и бойчее; он чаще выглядывал из гнезда, шире раскрывал клюв, встречая родителей, и нахально отталкивал свою сестренку, когда та пыталась тоже подышать свежим воздухом. Как-то, выйдя на балкон, я по привычке поднял голову и увидел братца-стрижонка уже не в гнезде, а около него - может быть, он даже и не выпал, а впервые из него вылез. Легкий ветерок ерошил его мягкие перышки, а сам он неуверенно жался к стенке дома, держась лапками за провод, на котором сидел. Его сестренка, вертя головкой, следила за ним, робким чвириканьем выражая, по-видимому, свое недоумение. Я решил помочь птенцу, встал на стул и хотел было осторожно водворить его обратно в гнездо, как вдруг, самым неожиданным образом, стрижонок вспорхнул и улетел.

Придумайте, что могло дальше произойти со стрижонком (можно в сказочной форме). Ребята по одному предложению придумывают своё продолжение рассказа. Глоссарий
Приключенческая игра (синонимы: Квест (транслит. англ. quest - поиски), Adventure (англ. приключение) - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Участники живого квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель - борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели.

Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная.

Суть игры - выполнить как можно больше целей.


Красная книга - аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные. Памятник природы - охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты . «Стрижиная проблема» – их птенцы нередко преждевременно покидают гнёзда, ещё не умея летать. Такое происходит и у многих других птиц, но у большинства видов родители продолжают заботиться о плохо летающих слетках, защищая их и продолжая выкармливать. У стрижей же вылетевшие из гнёзд молодые птицы сразу начинают самостоятельно питаться и жить без помощи родителей. Поэтому если птенец покидает гнездо, не умея летать – он неминуемо погибнет, если человек не придёт ему на помощь. Выкормить такого стрижонка дома – дело довольно хлопотное, но вполне возможное.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме