Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание". Сборник идеальных эссе по обществознанию Как по мнению автора связаны

  1. Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.
  2. Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.
  3. Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.
  1. Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Документ

Из работы современного отечественного психологе В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектности».

    Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что ее можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчет продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности... И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности...

    Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществленных действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

Вопросы и задания к документу

  1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.
  2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
  3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое деятельность?
  2. Какие черты присущи деятельности человека?
  3. Как связаны деятельность и потребности?
  4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
  5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
  6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?
  7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
  8. Как связаны деятельность и сознание?

Задания

  1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчетам работа одного завода может приносить 40 млн р. в областной бюджет и 50 млн р. в госбюджет.

    Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

  2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
  3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, ученого.
  4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание».

    Поясните эту мысль.

Мысли мудрых

«Деятельность - единственный путь к знанию».

Б. Шоу (1856-1950), английский писатель

Приложение 4 .

Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе , постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».

АТ.Спиркин. Сознание и самосознание

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).


С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ , опираясь на текст.

2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).


С3. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

В ответе могут быть названы такие проявления этого влияния, например:

3) неадекватная самооценка приводит к невротическим реакциям (закомплексован­ности, неудовлетворенности собой , озлобленности на других людей, зависти и т.п.).

Могут быть названы и другие проявления.


С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самооп­ределения личности.

Могут быть даны описания таких ситуаций, например:

1) выбор профессии (чем адекватнее самооценка, тем удачнее профессиональное самоопределение);

2) выбор пути образования (чем правильнее оценка своих способностей и возмож­ностей, тем успешнее выбор и его результат);

3) выбор способов (стиля) взаимодействия с окружающими (чем правильнее оценка своих личностных качеств , чем требовательнее и критичнее отношение к себе, тем успешнее складываются отношения с окружающими);

4) выбор супруга или супруги (чем адекватнее самооценка, тем вернее моделирова­ние своих отношений с избранником или избранницей).

Могут быть даны описания и иных ситуаций, иллюстрирующих важность само­оценки для личности.

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 11 класс .

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Как вид духовного __(А) наука включает в себя особую деятельность человека по приращению существующего и получению нового __(Б). Результатом данной деятельности становится __(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития знания. Согласно __(Г) модели наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно __(Д) модели наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс __(Е)».

Список терминов:

1) знание

    эволюционная

    производство

    познание

    теория

    потребление

    образование

    революционная

    система

    Окончив эстрадно-цирковое училище, Пётр и его друзья создали музыкальную группу: они зарегистрировали её в установленном законом порядке, записали альбом и отправились в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

    малая группа

    референтная группа

    неформальная группа

    профессиональная группа

    большая группа

    формальная группа

    В семье гражданки РФ и гражданина страны Z , проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три объяснения.

    Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца -

    СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

    А) премьера телесериала 1) массовая

    Б) фестиваль фольклорных коллективов 2) народная

    В) празднование дня Ивана Купалы

    Г) скандал с участием поп-звезды

    Д) переиздание детектива-бестселлера

    Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

    1) Образность; 2) эмоциональность; 3) фантазия; 4) обоснованность; 5) субъективность; 6) гипотеза.

    Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.

    Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

    Прочитайте текст и выполните задания

    Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...

    Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

    Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

    Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

    (Д. А. Лалетин)

    Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

Правопорядок и правоотношения

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок…

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

Правосознание

«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме