Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13-09-96 1094 О КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

2. Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

3. Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ликвидация региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ___ ___________ 2014года N____

О классификации чрезвычайных ситуаций


В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Классификацию чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций применяется при:

введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

определении границ зон чрезвычайной ситуации;

выдаче информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций, утвержденная настоящим постановлением, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

4. Порядок учета чрезвычайных ситуаций определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

Председатель Правительства
Российской Федерации


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________2014 года N____

Классификация чрезвычайных ситуаций

1. Чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабам чрезвычайных ситуаций и видам чрезвычайных ситуаций в соответствии с перечнем типовых источников чрезвычайных ситуаций (приложение).

Чрезвычайная ситуация характеризуется следующими показателями:

а) количеством пострадавших, в том числе:

погибших - 5 человек и более,

либо получивших ущерб здоровью (травмированных) - 10 человек и более,

либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия) населения на 24 часа и более на определенной территории, где невозможно проживание людей в связи с возникновением угрозы их жизни и здоровью или повреждением (уничтожением) имущества - у 100 человек и более.

б) материальными потерями (материальным ущербом) более суммы, установленной подпунктом ж) пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 27 июля 2010 года N 225 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

2. По масштабам чрезвычайные ситуации подразделяются на:

а) локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории организации (объекта);

б) муниципальные (местные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального образования;

в) региональные (межмуниципальные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и затрагивает территорию двух и более муниципальных образований.

г) федеральные чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух и более субъектов Российской Федерации.

3. По видам чрезвычайных ситуаций различают:

чрезвычайные ситуации природного характера;

чрезвычайные ситуации техногенного характера;

Приложение. Перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций

Приложение
к классификации
чрезвычайных ситуаций

1) природного характера:

опасные геофизические явления, в том числе:

землетрясения;

извержения вулканов;

другие опасные геофизические явления;

опасные геологические явления, в том числе:

оползни, сели, обвалы, осыпи;

другие опасные геологические явления;

опасные метеорологические явления, в том числе:

очень сильный ветер, ураган, шквал, смерч;

сильный дождь, сильный снегопад, крупный град;

сильный мороз;

аномально жаркая погода;

сход снежных лавин;

другие опасные метеорологические явления;

опасные агрометеорологические явления, в том числе:

заморозки, засуха, суховей, пыльные бури;

другие опасные агрометеорологические явления;

опасные гидрологические явления, в том числе:

половодье, паводок, зажор, затор;

сель;

другие опасные гидрологические явления;

опасные морские гидрометеорологические явления, в том числе:

цунами;

сильное волнение, интенсивный дрейф льдов, обледенение судов;

отрыв прибрежных льдов с людьми на внутренних и внешних водоемах;

другие опасные морские гидрометеорологические явления;

природные пожары;

столкновение крупного метеорита, астероида, кометы или иного небесного тела с Землёй и другие источники.

2) техногенного характера:

крушения грузовых и пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

кораблекрушения грузовых и пассажирских судов;

авиационные катастрофы, в том числе ракетно-космические катастрофы;

катастрофы на федеральных автомобильных трассах с грузовым и пассажирским транспортом;

аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах;

взрывы (внезапное обрушение) в зданиях и сооружениях, в том числе на объектах промышленности, социально-бытового и культурного назначения;

выброс опасных химических, радиоактивных, биологических веществ;

аварии на электроэнергетических системах;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе на тепловых сетях в холодное время года;

гидродинамические аварии;

гуманитарная катастрофа (массовое переселение населения из других регионов Российской Федерации и сопредельных государств), связанная с гибелью людей, угрозой их жизни и здоровью в условиях военных конфликтов, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

другие техногенные источники чрезвычайных ситуаций.

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций"


Проект постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций" (далее - проект постановления) разработан в соответствие с п.ж ст.10 федерального закона от 11 ноября 1994 года* N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - закон о защите населения) в целях совершенствования классификации чрезвычайных ситуаций.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 21 декабря 1994 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Положениями проекта постановления устанавливаются:

классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам чрезвычайных ситуаций и по видам чрезвычайных ситуаций;

область применения классификации чрезвычайных ситуаций;

порядок учета чрезвычайных ситуаций;

перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций.

Проектом постановления предусматривается:

установление показателей чрезвычайной ситуации;

конкретизация понятия "пострадавшие в чрезвычайной ситуации", включающее количество погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия);

отмена необходимости корректировки размера материального ущерба от чрезвычайных ситуаций в связи с возможными изменениями экономической обстановки в стране;

отмена понятий "чрезвычайная ситуация межрегионального характера" и "чрезвычайная ситуация межмуниципального характера" как не в полной мере соответствующих требованиям закона о защите населения и уровням реагирования, определенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .

Количественные показатели числа погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, соответствуют подходам, которые формировались с начала 90-х годов, имеют многолетнюю практику применения в статистической отчетности, а также приводятся в аналогичных контекстах в других нормативных правовых актах.

Так, 5 человек погибших является критическим показателем, установленном в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.229) при определении особых условий расследования групповых несчастных случаев, причинами которых часто является воздействие источников чрезвычайных ситуаций.

Понятие "нарушений условий жизнедеятельности" применяется в формулировке п.3 ст.2 федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" . Количественный подход при оценке количества пострадавших (100 человек и более) установлен на основании среднемноголетних значений количества пострадавших при ЧС в пересчете на одну ЧС и соответствует среднему количеству жителей одного пятиэтажного четырех подъездного дома.

Принятие постановления позволит:

конкретизировать процедуру принятия решения руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

повысить эффективность реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе применения классификации чрезвычайных ситуаций для установления соответствующих уровней реагирования, определения границ зон чрезвычайных ситуаций, предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

упорядочить учет чрезвычайных ситуаций и предоставление статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В дополнение, необходимо отметить, что на происшествия, не попадающие под данную классификацию, как чрезвычайные ситуации, оперативное реагирование сил и средств РСЧС будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми документами как на угрозу возможной чрезвычайной ситуации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов и результатах
их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 20.11.2014

«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

Основные вопросы темы

1.

2. Причины аварий и катастроф техногенного характера.

Литература.

1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие // Под ред. В.Я. Сюнькова. М.: Центр инноваций в пе­дагогике. 1996.

2. А.П.Зайцев. Чрезвычайные ситуации. Краткая характерис­тика и классификация. // Библиотечка журнала "Военные зна­ния". М.: 1997.

3. Проблемы базопасности при чрезвычайных ситуациях // М.: ВИНИТИ, 1996, вып.4. С.

1. Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия

Чрезвычайные ситуации (ЧС) возникают на планете Земля постоянно как из-за воздействия природных стихийных явле­ний, так и в результате аварий и катастроф техногенного харак­тера, т.е. являющихся непосредственным следствием деятельно­сти человека.

За 30 лет, с 1962 по 1992 годы, в мире от ЧС пострадало бо­лее 3 млрд человек, из них погибло более 4 млн. Прямой эконо­мический ущерб составил свыше 337 млрд долларов. Среднего­довой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных ЧС составил по числу погибших 43%, по числу пострадавших - 9% и по материальному ущербу - свы­ше 10%.

В России за 1991-1996 гг. от ЧС различного характера (без учета аварий, катастроф на дорогах и бытовых пожаров) постра­дало более 268 тыс. человек. Прямой экономический ущерб со­ставил свыше 9 трлн рублей.

Увеличение материальных потерь от природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, по подсчетам специалистов, приведет к тому, что значительная часть (от 10 до 15 процентов) валового национального продукта будет расходоваться не на экономичес­кое и социальное развитие, а на аварийно-спасательные работы, оказание помощи пострадавшим и восстановление разрушенно­го. Это, в свою очередь, создает определенную угрозу развитию государства. 1 »

На территории России число чрезвычайных ситуаций непре­рывно растет:

1990 г. - произошло 300 ЧС, пострадало 2850 чел;

1991 г. - 353 ЧС, пострадало 6216 чел;

1993 г. - 1182 ЧС, пострадало 11357 чел;

1995 г. - 1474 ЧС, пострадало 49680 чел, их которых 4400 по­гибло;

1997 г. - по сравнению с 1996 г. общее количество ЧС увели­чилось на 20%, произошло 1665 ЧС, пострадал 83051 человек, погибло 1735 человек, материальный ущерб составил 7,976 трлн рублей. 1 "

Приведенная статистика убедительно свидетельствует о необ­ходимости постоянного внимания всех государств, ученых, об­щественности к проблеме защиты людей от аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Совместная борьба с негативными последствиями чрезвычай­ных ситуаций требует единого научного аппарата, однозначного понимания основных понятий. Именно поэтому первая статья российского федерального закона "О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера" называется "Основные понятия".

КУДА ЗВОНИТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Главное управление по делам ГО и ЧС г. Москвы 924-89-53, 229-20-20, Служба спасения 937-99-11.

Базовым понятием при решении различных вопросов науч­ного и практического плана является определение чрезвычайной ситуации.

Известны три основных определения ЧС:

"Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".(Закон "О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятый в 1994г.);

"ЧС - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологичес­ким бедствием, эпидемией, эпизоотией (болезнь животных), эпифитотией (поражение растений), применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским или материальным потерям".

(ГОСТ Р 22.0.02-94. БЧС Термины и определения основных понятий);

"Чрезвычайной называ­ется ситуация, при которой на территории или объекте возникает угроза жизни и здоровью людей и ожидает­ся материальный ущерб при условии, что объект или данная территория не могут самостоятельно справиться со сложившейся обстанов­кой. (Международное опре­деление чрезвычайной ситу­ации).

Закон определяет и другие основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс меропри­ятий, проводимых заблаговременно и направленных на макси­мально возможное уменьшение риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей.природной среде и матери­альных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружа­ющей природной среде и материальных потерь, а также на ло­кализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложи­лась чрезвычайная ситуация.

Каталог основных понятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) содержит полный спектр терминов и определений.

Авария - ЧС техногенного характера, происшедшая по конст­руктивным, производственным, технологическим или эксплуа­тационным причинам, либо из-за случайных внешних воздейст­вий, и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разру­шении технических устройств или сооружении.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человече­ские жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяже­лые последствия.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные челове­ческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тя­желые последствия

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвы­чайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменени­ем (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономи­ку или геносферу. Экологические бедствия часто сопровождают­ся необратимыми изменениями природной среды

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация ЧС производится по различным признакам

В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интен­сивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших (пораженных) людей, величина эко­номического ущерба и степень влияния на природную среду

Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, реги­ональные, федеральные и трансграничные

Постановлением Правительства РФ №1094 от 1309.96 г. ут­верждено "Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера", установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, определению границ их зон и адекватному реагированию на них Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых ока­зались нарушены условия жизнедеятельности, от размера мате­риального ущерба, а также границы зон распространения пора­жающих факторов

1.Локалъные - это ЧС, в результате которой пострадало не бо­лее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не бо­лее 1 тыс минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы объекта производственного или социального назначения

2. Местная - в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 1 тыс, но не более 5 тыс минимальных размеров оп­латы труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситу­ации не выходит за пределы населенного пункта, города, района

3.Территориальная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материаль­ный ущерб составляет свыше 5 тыс, но не более 0,5 млн мини­мальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ

4.Региональная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охавтывает территорию двух субъектов РФ

З.Федеральная - в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн ми-нимальних размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

6.Трансграничная - это такая ЧС, поражающие факторы кото-рои выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, кото­рая произошла за рубежом и захватывает территорию России

Указанная классификация чрезвычайных ситуации по их масштабу играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы испол­нительной власти по финансированию на восстановление объ­ектов экономики и территории, пострадавших в результате чрез­вычайных ситуации, при определении меры ответственности ви­новников ЧС и т п

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по группам, типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий

Согласно базовой классификации ЧС, используемой в Еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации имеются следующие группы ЧС

Страница 2 из 4

1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

С целью единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и выбору формы реагирования на них эти ситуации классифицируют по типам, видам, масштабам распространения, тяжести последствий и некоторым другим признакам. На практике общую классификацию чрезвычайных ситуаций, как правило, производят на основе их причин, источников и важнейших показателей их проявления.
Такая классификация чрезвычайных ситуаций приведена на схемах 1 и 2.

Схема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера

Схема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Кроме того, важной является классификация чрезвычайных ситуаций, отражающая их масштабы и тяжесть последствий. Эта классификация учитывает такие показатели, как количество пострадавших людей, количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, границы зон действия поражающих факторов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” разработано Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому по масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Локальная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности не более чем у 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Местная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 100, но не более чем у 300 человек, либо материальный ущерб составил свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы населенного пункта (города, района).
Территориальная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 300, но не более чем у 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 тыс., но не более 500 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
Региональная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 500, но не более чем у 1000 человек, либо материальный ущерб составил свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения, и ее зона охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
Федеральная ЧС – ситуация, в результате которой пострадало более 500 человек, либо были нарушены условия жизнедеятельности свыше чем у 1000 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день ее возникновения, и ее зона выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.
Трансграничная ЧС – ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.
Принятая в России классификация чрезвычайных ситуаций на практике позволяет оценивать их причины и масштабы, определять силы и средства, финансовые, временные и другие ресурсы, необходимые для их ликвидации.

Вопросы и задания

  1. Перечислите виды чрезвычайных ситуаций, которые относятся к ЧС природного характера.
  2. Какие чрезвычайные ситуации классифицируются как ЧС техногенного характера
  3. Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций в соответствии с масштабом их распространения и тяжестью последствий? Перечислите виды таких ситуаций.
  4. Приведите пример чрезвычайной ситуации, которая имела место в вашем регионе, определите ее место в классификации и подтвердите это цифрами и фактами.

<< Первая < Предыдущая1234Следующая > Последняя >>

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1 . По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.

Рис. 1. Классификация ЧС природного характера

Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера

Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера

2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3 . Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Краткий курс ОБЖ |

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации мирного времени

Чрезвычайными ситуациями принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствии (природные), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, а также массовым инфекционным заболеванием, которое может приводить к людским или материальным потерям.

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей. Такие события требуют экстренных мер по ликвидации их последствий, проведения спасательных и других неотложных работ.

По современным представлениям, предложенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), чрезвычайные события с гибелью или не смертельным поражением 10 пострадавших и более, требующих неотложной медицинской помощи, при­нято называть катастрофами. Это не исключает частного применения других определений, обозначающих чрезвычайные события конкретного свойства.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями.

Развитие общей теории защиты природы и человека, в частности учения В.И. Вернадского о ноосфере, представлений о загрязнении и защите от него всех оболочек биосферы, требует четкого определения и классификации чрезвычайных ситуаций. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

Ноосфера – новый, современный этап эволюции органического мира, связанный с появлением человека, индустриального человеческого общества.

В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений. Научно-технический прогресс, отставание от него общекультурного развития человечества, создает разрыв между повышением риска и готовностью людей к обеспечению безопасности. Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным катастрофам.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам:

– сфере возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации – природная, техногенная, экологическая, социальная;

– ведомственной принадлежности, то есть где, в какой отрасли народного хозяйства случи-лась данная чрезвычайная ситуация:
в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);
в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);
в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);
на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);
в сельском и лесном хозяйствах;

– степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые).

Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации; сложнее – стихийные бедствия; своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

– скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

– масштабу распространения: по масштабу ЧС можно разделить на локальные, объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные. К локальным, объектовым и местным относятся ситуации, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, национальные, глобальные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

– продолжительности действия: по продолжительности действия ЧС могут носить кратко-временный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

– по характеру: ЧС могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными (неумышленными); к преднамеренным следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными; к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлениями стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.

К экологическим ЧС относятся аномальные изменения состояния природной среды; загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превосходящее уровень обычной заболеваемости на данной территории.

Эпизоотия – широкое распространение заразной болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.

Глава 3. Государственная система обеспечения безопасности населения

Эпифитотия – широкое распространение инфекционной болезни растений, охватывающей район, область или страну.

Антропогенные опасности – опасности, источником которых является сам человек.

Среди природных катастроф наиболее частыми (90%) являются четыре вида: наводнения – 40%, тайфуны – 20%, землетрясения и засухи – по 15%. Среди них количественные соотношения существенно меняются в зависимости от географического положения местности. Если учесть приведенную выше классификацию, то для каждого конкретного региона можно составить детальную качественную и количественную характеристику катастроф природного характера.

Чрезвычайные ситуации военного времени

Опасности чрезвычайных ситуаций военного времени характеризуются так:
– они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;
– в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного;
– оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;
– развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты;
– в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты;
– для создания средств нападения всегда используются последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база;
– все это ведет к тому, что от некоторых средств нападения практически невозможно найти средств и методов защиты; в частности, это относится к ракетно-ядерному оружию.
– современные и будущие войны все чаще носят террористический, антигуманный характер;
– мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление.

Таким образом, современные войны имеют следующие характерные особенности:
1. Применение различных форм и методов боевых действий, в том числе нетрадиционных.
2. Сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами военной науки) с партизанскими и террористическими действиями.
3. Широкое использование криминальных и других иррегулярных формирований.
4. Скоротечность военных действий.
5. Избирательность поражения объектов.
6. Сочетание мощного огневого поражения, экономического, политического, дипломати-ческого и информационно-психологического воздействия.
7. Повышение роли высокочастотных радиоуправляемых средств.
8. Нанесение точечных ударов по ключевым объектам.

Иррегулярные формирования – формирования, не имеющие твердой и постоянной организации или отличающиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождением службы.

По данным литературы к современным видам оружия, основанного на новых физических принципах, относятся:
– лазерное оружие;
– источники некогерентного света;
– СВЧ–оружие;
– инфразвуковое оружие;
– средства радиоактивной борьбы;
– оружие электромагнитного импульса;
– биотехнологическое оружие;
– средства информационной борьбы;
– высокочастотное оружие нового поколения;
– метеорологическое, геофизическое оружие;
– биологическое оружие нового поколения, включая психотропные средства;
– химическое оружие нового поколения;
– психотропное оружие;
– парапсихологические методы воздействия на человека.

Некогерентные колебания – колебания, у которых разность фаз изменяется беспорядочно и быстро по сравнению с их периодом.

Инфразвук – не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты. При больших амплитудах инфразвук ощущается как боль в ухе.

Катастрофические последствия для цивилизации представляет возможность применения оружия массового поражения. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запасов и уничтожении химического и биологического оружия снижают возможности его применения, но полностью не исключают их.

Основные принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738.

В соответствии с указанным постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
– население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
– руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
– население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются:
– обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
– обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
– выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;
– практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздей-ствия поражающих факторов.

Одним из важнейших принципов защиты населения в ЧС является накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использование средств коллективной защиты населения (защитных сооружений).

Таким образом, обязательным является комплексность проведения защитных мероприятия, использование одновременно различных способов защиты. Это связано со значительным разнооб-разием опасных и вредных факторов и повышает эффективность имеющихся в настоящее время способов защиты.

К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся:
– укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты);
– использование средств индивидуальной и медицинской защиты;
– рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны.

Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях.

З. Характеристика ЧС на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

ЧС на пожаро-взрывоопасных объектах и в очагах пожара.

Характеристика ЧС, связанных с использованием транспорта.

Значительная часть ЧС, происходящих в России — техногенного характера. Οʜᴎ подразделяются на: производственные и транспортные .

ЧС на транспорте – серьёзная социальная и техническая проблема.

Οʜᴎ составляют более 50% всœех техногенных катастроф

Ведущее место по частоте и числу пострадавших и погибших занимают

ЧС, связанные с использованием автомобильного транспорта .

В нашей стране смертность в ДТП в 10-15 раз выше, чем во всём мире.

В РФ внедряется ФЦП ʼʼПовышение безопасности дорожного движенияʼʼ.

Наиболее распространёнными видами ДТП являются:

§ наезды на пешеходов;

§ столкновения транспортных средств;

§ их опрокидывание;

§ комбинации (в том числе с возгоранием).

Причинами ДТП чаще всœего являются: плохая подготовка водителœей, превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохое состояние дорог, пешеходы.

Существуют типичные механизмы травмирования:

— При лобовом столкновении с другим автомобилем, деревом, зданием

характерными являются: черепно-мозговые и челюстно-лицевые

повреждения при ударе о переднее стекло; травмы грудины и органов грудной клетки в результате удара о руль, живота͵ таза, нижних

конечностей — при смещении двигателя внутрь салона автомобиля.

— При ударе в заднюю часть автомобиля характерным повреждением является ʼʼхлыстовыйʼʼ переломо-вывих шейного отдела позвоночника.

— При опрокидывании автомобиля возникают множественные повреждения различных частей тела и органов — политравма.

Большая роль в предупреждении травматизма принадлежит штатным средствам безопасности автомобиля – подголовникам, ремням и подушкам безопасности.

Причинами смерти при ДТП чаще всœего являются:

§ кровотечение, тяжёлый шок, асфиксия;

§ повреждения жизненно-важных органов – головного мозга, сердца.

Значительная часть пострадавших погибает от несвоевременности

медицинской помощи, хотя сами травмы не являются смертельными.

В связи с этим введено понятие ʼʼзолотой часʼʼ , необходимый для спасения многих пострадавших при ДТП.

Своевременность помощи значительно зависит от места катастрофы. В случае если ДТП происходит вдали от населённого пункта – медицинская помощь часто задерживается. В снижении смертности на дорогах особая роль принадлежит само- и взаимопомощи . Вместе с тем существующее положение с её организацией требует коренного улучшения.

СредиЧС, связанныхс желœезнодорожным транспортом различают:

§ сход подвижного состава с рельсов;

§ столкновения и наезды на препятствия на переездах;

§ пожары и взрывы в подвижном составе;

§ комбинации (столкновение + сход, сход + пожар и т.п.).

По виду подвижного состава выделяют ЧС, происходящие: с пассажирскими поездами; с грузовыми; с теми и другими одновременно; крушения в метро.

Характер повреждений зависит от конкретных обстоятельств происшествия. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках пожаро-взрывоопасных продуктов, АХОВ и РВ.

Число пострадавших во многом зависит от того, где произошло происшествие: вне ж-д станции или в её пределах. Во втором случае их число возрастает. Желœезнодорожные катастрофы часто происходят ночью, вдали от населённых пунктов, в труднодоступных местах. Это накладывает отпечаток на сроки и условия проведения аварийно-спасательных работ.

Авиационные происшествия — могут произойти в воздухе и на земле.

Из элементов полёта повышенным риском отличаются: взлёт, заход на посадку и особенно сама посадка.

По месту происшествия авиапроисшествия можно разделить на:

§ происшедшие на территории аэропорта – около половины;

§ вне зоны аэропорта; в т.ч.

Чрезвычайная ситуация

80% от их числа происходит в

радиусе 10 км. от аэропорта – при взлёте и заходе на посадку.

Среди авиационных происшествий различают:

§ падение летательного аппарата;

§ столкновение воздушных судов (как в воздухе, так и на земле);

§ пожар на борту, взрыв;

§ разгерметизация воздушного судна.

ЧС на водном транспорте возникают как под воздействием стихийныхявлений, так и по техническим причинам, винœе судового персонала, в связи

с физическим и моральным старением судов. Могут произойтина морских

и речных судах; пассажирских, грузовых; в порту и при передвижении. В числе пострадавших могут оказаться не только пассажиры и члены

команды, но также работники портов; люди, находящиеся поблизости.

На водном транспорте возможны:

§ взрывы и пожары;

§ столкновение одного судна с другим или каким-то препятствием (сваями мостов, айсбергами и т.п.);

§ быстрое опрокидывание и затопление;

§ посадка на мель.

Особенно сложная обстановка возникает при скоротечной аварийной ситуации в открытом море.

Любая ЧС на воде характеризуется изолированностью людей, относительной скудностью спасательных средств, возможностью возникновения паники.

спасение людей, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Правила безопасного поведения при различных транспортных катастрофах приведены в соответствующих манипуляциях.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Чрезвычайные ситуации принято классифицировать по сфере возникновения, по характеру протекания, масштабу и степени нанесенного ущерба, а также по ведомственной принадлежности.

По сфере возникновения чрезвычайные ситуации классифицируются как техногенные, природные, биолого-социальные и социальные, экологические и чрезвычайные ситуации военного характера.

1. Техногенные чрезвычайные ситуации могут возникать на основе событий техногенного характера вследствие конструктивных недостатков объекта (сооружения, комплекса, системы, агрегата и т. д.), изношенности оборудования, низкой квалификации персонала, нарушения техники безопасности в ходе эксплуатации объекта и др. ЧС техногенного характера могут протекать:

без загрязнения окружающей среды – аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т.п.

с загрязнением окружающей среды – при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных, биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных научно-исследовательских реакторах, предприятиях ядерно-топливного цикла, атомных судах, при падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса.

В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Под авариями с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ подразумеваются аварии на химически опасных объектах в сфере экономики, а также на базах и складах временного хранения химически опасных веществ, повлекшие за собой групповое поражение персонала объекта и населения, а также химическое заражение территории.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС техногенного характера относится также электромагнитное загрязнение окружающей среды при функционировании техногенных источников электромагнитного излучения, создающих электромагнитные поля повышенной интенсивности.

2. Чрезвычайные ситуации природного характера возникают, как правило, в результате катастроф, стихийных бедствий и других природных явлений, вызванных как внешними, так и внутренними причинами воздействия различных сил природы на биосферу.

Внешние воздействия обусловлены влиянием дальнего космоса (Галактика, Солнечная система), наложением процессов ближнего космоса (магнитосферы, атмосферы), а также процессами, возникающими непосредственно на поверхности Земли.

Внутренние процессы Земли , связанные с дифференциацией вещества и расслоением его по физико-механическим свойствам, сопровождаются такими явлениями, как инверсия магнитного поля, магматическая и тектоническая активность, движение литосферных плит, вулканизм, сейсмичность и др.

Все эти процессы с различной периодичностью воздействуют на биосферу и способствуют возникновению катастроф.

Природные ЧС в соответствии с опасными явлениями, их вызывающими, классифицируются на следующие подгруппы:

§ геофизические (землетрясения, извержения вулканов и т. п.);

§ геологические (обвалы, сели, осыпи, лавины, и т. д.);

§ морские гидрогеологические (бедствия, вызываемые сильным волнением на морях, цунами и др.);

§ гидрологические (высокий уровень воды (наводнение); низкий уровень воды на судоходных реках, сели и др.);

§ природные пожары (лесные, торфяные);

§ космические и солнечно-космические (падение метеоритов, столкновение Земли с более крупными космическими образованиями (астероидами, кометами), резкие вариации солнечной активности).

§ метео- и агрометеорологические в свою очередь подразделяются на:

— бедствия, вызываемые ветром: бури, ураганы, шквалы и смерчи;

— бедствия, вызываемые сильным дождем (при количестве осадков 50 мм в течение 12 ч и менее);

— бедствия, вызываемые крупным градом (при диаметре градин 20 мм и более);

— бедствия, вызываемые сильными снегопадами (при количестве осадков 20 мм и более за 12 ч и менее);

— бедствия, вызываемые сильными метелями (при скорости ветра 15 м/с и более);

— бедствия, вызываемые сильным гололедом; заморозками, суховеями и др.

Каждая группа стихийных бедствий классифицируется по характеру явлений, которые определяют особенности воздействия присущих им поражающих (разрушающих) факторов на население, природу и объекты экономики.


3. К биолого-социальным ЧС относятся:

§ инфекционные заболевания людей;

§ инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;

§ поражение сельскохозяйственных растений разного масштаба.

4. К социальным ЧС относятся:

§ падение воспроизводства населения;

§ массовые беспорядки среди населения;

§ терроризм, в различных сферах его проявления;

§ негативная обстановка в творческих и производственных коллективах и др.

Классификация ЧС социального характера соотносится с классификацией социальных опасностей.

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Так, по своей природе социальные опасности бывают нескольких видов:

а) связанные с психическим воздей­ствием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);

б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);

в) связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);

г) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболе­вания и др.);

д) опасности суицидов.

По масштабам событий различат локальные, регио­нальные и глобальные социальные опасности.

По половозрастному признаку различают соци­альные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

По организации социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

К чрезвычайным ситуациям экологического характера относят изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. ЧС экологического характера чаще всего возникают в результате:

— неблагоприятного техногенного воздействия человека на окружающую среду;

— природных стихийных явлений;

— комплексного воздействия техногенных и природных факторов.

В результате нарушений состояния атмосферы возможно изменение климата, возникновение острого «кислородного голода» в крупных городах, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонного слоя над населенными территориями и другие подобные явления. Неблагоприятные изменения в состоянии суши могут приводить к деградации почв, потере полезных площадей и истощению невозобновляемых запасов полезных ископаемых. Из-за отрицательных изменений гидросферы все чаще возникают ЧС, связанные с нехваткой питьевой воды и водных ресурсов для обеспечения технологических процессов и организации хозяйственно-бытового водоснабжения, обмелением рек и морей, подтоплением и засолением плодородных почв и т. п.

Деятельность человека вызывает отрицательные изменения и в биосфере - происходит исчезновение многих видов животных и растений, гибель растительности на обширной территории, нарушение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов (например, лесов).

6. К чрезвычайным ситуациям военного характера относится обстановка, сложившаяся в результате ведения боевых действий на определенной территории с применением различных средств поражения.

По характеру протекания чрезвычайные ситуацииможно разделить на:

§ скоротечные (взрывные) – катастрофа на транспорте, взрыв на предприятии и пр.;

§ плавно протекающие – постепенное, плавное развитие, могут длиться десятилетиями.

Классификация чрезвычайных ситуацийпо масштабу и нанесенному ущербу показана в таблице 2.

Таблица 2

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Классификация чрезвычайных ситуаций

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ своим постановлением № 1094 от 13.09.96 г. утвердило «положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражавших факторов чрезвычайных ситуаций.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим признакам.

По причинам возникновения:

1) техногенного (антропогенного) характера;

2) природного характера;

3) экологического характера.

2. По масштабу распространения чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (табл. 16).

1). К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. может быть ликвидированасилами и ресурсами объекта.

2). К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

3) К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

4). К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Региональные ЧС распространяются на несколько областей (краев) или экономический район.

5). К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух субъектов РФ.

6). К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Таблица 16

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу

Масштаб ЧС Последствия ЧС
Пострадало, чел. нарушены условия жизне-деятельности, чел. материальный ущерб, тыс. МРОТ зона распространения чс
локальная ≤ 10 ≤ 100 ≤ 1 В пределах территории объекта
местная ≤ 50 ≤ 300 ≤ 5 В пределах населенного пункта, города, района
территориальная ≤ 500 ≤ 500 ≤ 500 В пределах субъекта Российской Федерации
региональная ≤ 500 ≤ 1000 ≤ 5000 В пределах нескольких областей (краев) или экономи-ческого района
федеральная > 500 > 1000 > 5000 зона чс выходит за пределы территории двух субъектов РФ
трансграничная ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

3.По характеру поражающих факторов или источников опасности:

1) тепловые;

2) химические;

3) радиоактивные;

4) воздействие ударной волны или урагана;

5) гидрологические;

6) биологические.

4.По характеру воздействия на основные объекты поражения:

1) разрушение;

2) заражение;

3) затопление;

4) пожары.

5.По причинам возникновения аварий:

1) неудачные проектные решения, отступление от проектной документации;

2) недооценка действующей нагрузки (снег, производственная пыль, ветер и т.п.);

3) потеря устойчивости;

4) некачественное изготовление, монтаж конструкции;

5) нарушение правил эксплуатации;

6) аварии в результате усталости, вибраций, коррозии;

7) непредвиденные стихийные бедствия (погодные, геофизические и т.п.).

6.По степени внезапности:

1) внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения);

2) быстро распространяющиеся (пожары, выброс аварийно химически опасных веществ (АХОВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель);

3) умеренно распространяющиеся (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержение вулканов, половодье);

4) медленно распространяющиеся (аварии на очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические отклонения).

7. По отраслям экономики, где могут возникнуть ЧС:

1) на транспорте;

2) в промышленности и энергетике;

3) в строительстве;

4) в коммунально-жилищной сфере.

8.По долговременности и обратимости последствий:

1) кратковременного воздействия (загрязнение участка местности аварийно химически опасными веществами (АХОВ); затопление отдельных населенных пунктов в период паводка, интенсивного снеготаяния и т.п.);

2) долговременного воздействия (загрязнение местности радиоактивными веществами; спад уровней радиации до допустимых в среднем происходит через 10 периодов полураспада основных радионуклидов).

Для практического использования общей классификации ЧС в единой системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях разработаны классификаторы, ЧС по группам, типам и видам, позволяющие специальным образом кодировать ЧС.

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
"О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

С изменениями и дополнениями от:

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.

Классификация предусматривает в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба чрезвычайные ситуации: локального характера (не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.); муниципального характера (не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших - не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.); межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогичен критериям предшествующей ситуации); регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.; межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной); федерального характера (количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб.).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме