Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему Прометей похитил огонь и отдал его людям? Кто украл огонь у богов.

Благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Кто такой Прометей

Прометей - это один из античных титанов, сын Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма - Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.

Родился от брака титана Иапета и титаниды Асии. Последняя приходилась дочерью Океану и Тефиде. Именно от неё произошло название такой части света как Азия. Само имя «Прометей» у древних греков означало «предусмотрительность, предвидение». Этому богу в древнегреческой мифологии приписывали создание людей. Он вылепил их из глины, а олимпийская богиня Афина вдохнула в них жизнь.

Прометей лепит человека из глины

Миф о Прометее появился в конце VIII века до н. э. О нём впервые поведал эпический поэт Гесиод. Впоследствии появилось ещё 3 источника, повествующих об этом боге. Их основоположниками являлись Гомер, Пиндар, Пифагор. Все они отнесли Прометея к титанам. Но он избежал конфронтации, проявлявшейся в небесных битвах между Зевсом и Кроносом (титаномахия). Поэтому не был свергнут в Тартар вместе с титанами, сплотившимися вокруг Кроноса.

Он остался среди богов-победителей, но в то же время втайне не признал власть Зевса, который приходился ему двоюродным братом. Этот бог по собственной инициативе создал людей, и те заселили Землю. Однако тут же возник вопрос о жертвоприношениях. Зевс заявил, что раз у людей есть скотина, то они должны делиться с богами мясом, подчёркивая тем самым уважение к небожителям.

В этой ситуации создатель людей решил оставить им лучшие куски. Он взял тушу быка, отделил мясо и сложил его в отдельную кучу, накрыв шкурой и желудком, от которого исходил неприятный запах. Другую кучу он сделал из костей и закрыл её кусками жира. После этого предложил Зевсу самому выбрать одну из двух куч. Громовержец выбрал то, что показалось ему более аппетитным, то есть кости. С того времени, во время жертвоприношений, люди стали отделять кости от туши, накрывать жиром и сжигать, а всё съедобное оставлять себе.

Прометей похищает огонь, чтобы отдать его людям

Это так разозлило Зевса, что он в отместку забрал у людей огонь. То есть вначале они огонь использовали, а потом он у них был отобран. Человечество, оставшись без огня, стало испытывать очень серьёзные трудности. И тогда на помощь пришёл Прометей. Он прокрался на Олимп и спрятал искру огня в полом стебле тростника. После этого отправился на Землю и передал огонь людям.

Возмущению Зевса не было предела. Вначале его всего трясло от гнева, но потом громовержец успокоился и придумал изощрённое наказание. Он повелел Гефесту вылепить из глины женщину по имени Пандора (все подарки). Когда женщина была готова, боги Олимпа надели её своими чертами характера, и ожившее создание оказалось далеко не ангелом. Афродита же наделила её красотой, и Пандора превратилась в хитрую, коварную, сладкоречивую красотку. Ей дали в руки ларец, запретили его открывать и отправили на Землю.

Однако Пандора поддалась любопытству и открыла ларец. И из него хлынули зависть, злоба, ненависть, себялюбие и другие отвратительные черты характера. Женщина захлопнула ларец, но зло уже было выпущено, а в ларце осталась лишь надежда. Она не успела оказаться наруже, так как находилась на самом дне. После этого люди сильно испортились, а для Зевса это было, как бальзам на душу.

Пандора с ларцем в руках
Сейчас она его откроет, и случится страшное

Не избежал жестокого наказания и Прометей. Зевс не смог простить ему похищение огня. Дерзкого бога приковали цепями к самой высокой кавказской горе. В этом месте несчастный провёл много столетий. Сколько точно – неизвестно, так как разные источники дают разное количество лет и веков. Мучения же героя усугублял кровожадный орёл. Он периодически появлялся и выклёвывал у Прометея печень. Но так как бог относился к касте бессмертных, то печень у него вырастала вновь.

Конец мучениям положило появление Геракла. Тот искал гесперид (нимфы – дочери Геспера и Никты) и спросил дорогу у прикованного к скале бога. Бедняга подробно рассказал, как добраться до нимф, и Геракл, в знак благодарности, взял в руки лук и убил стрелой орла, пожиравшего печень. После этого спаситель уговорил Зевса простить Прометея. Громовержец послушался Геракла, и дерзкий бог оказался на свободе. Следует заметить, что существует множество интерпретаций данных событий. В данном случае изложена лишь одна из версий.

Прикованный к скале Прометей и кровожадный орёл

В общей сложности более двух десятков греческих и римских авторов пересказывали и украшали своими подробностями миф о Прометее, начиная с V века до н. э. и вплоть до IV века н. э. Наиболее существенные детали добавили к мифу такие античные авторы как Сафо, Эзоп, Овидий. Их повествования в чём-то различаются, но в главном едины – именно Прометей создал человеческую расу, вылепив людей из глины. Не обошли вниманием этого бога и три главных афинских трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид. Но, к сожалению, многие их пьесы были безвозвратно потеряны.

Начиная с античных времён, образ Прометея ассоциируется с образом бунтаря-мученика, бросившего вызов силам зла ради торжества гуманистических идей. Он научил человечество строить дома, пахать и сеять, бороздить моря на кораблях, писать и считать. Его наказали за любовь к людям, и он испытал страшные муки, отстаивая свою правоту и преданность светлым идеалам.

(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

- (Prometheus, Προμηθεύς), т. е. “думающий вперед”. Сын титана Япета, брат Эпиметея, т. е. “думающего после”. Он был великим благодетелем людей и, ради их блага, обманул Зевса. Когда же Зевс отнял у людей огонь, Прометей похитил огонь с Олимпа и… … Энциклопедия мифологии

Образ античной мифологии, занявший выдающееся место в мировой литературе. Миф о П. впервые фиксировал Гезиод (см.) в своих поэмах «Труды и дни» и «Теогония». Согласно Гезиоду «изворотливый умом Прометей обманул» Зевса, обделив его при разделе… … Литературная энциклопедия

1) древнегреческое мифологическое лицо, сделавшее человека из глины и укравшее огонь с неба, для того, чтобы оживить его, за что был Юпитером прикован к скале на Кавказе, где птицы клевали его внутренность, пока Геркулес не освободил его; после… … Словарь иностранных слов русского языка

- (греч. предвидящий, провидец) 1. герой трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.) «Прометеи прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии П. сын титана Налета и… … Литературные герои

В мифах древних греков двоюродный брат Зевса; титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречён на муки: прилетавший каждый день орёл расклёвывал его печень, отраставшую снова… … Исторический словарь

- (иноск.) даровитый, смѣлый благодѣтель человѣчества (творецъ разумной культуры) намекъ на миѳол. Прометея. Ср. Поэзія! твое святилище природа! Какъ древній Прометей съ безоблачнаго свода Похитилъ лучъ живой предвѣчнаго огня, Такъ ты свой черпай… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПРОМЕТЕЙ, в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. По приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Геракл… … Современная энциклопедия

Из древнегреческой мифологии. Прометей один из титанов, который похитил у богов огонь и подарил его людям. Он научил их пользоваться небесным огнем и тем самым подорвал людскую веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс велел богу огня и… … Словарь крылатых слов и выражений

«Прометей» - «Прометей», издательство демократического направления в Петербурге в 1907—16. Основано Н. Н. Михайловым. Выпускало литературу по философии и социальным проблемам (сочинения Л. Фейербаха, Ж. Ж. Руссо и другие.гих философов), труды по истории… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

В греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь.… …

Российское издательство демократического направления, 1907 16, Санкт Петербург. Книги главным образом по философии, русской истории, истории литературы; беллетристика … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Прометей , Вячеслав Иванов. Прижизненное издание. Петроград, 1919 год. Издательство "Алконост" . Типографская обложка. Сохранность хорошая. Одно из крупнейших произведений В. Иванова - трагедия «Прометей». По верованию…

Каждый день к скале стал прилетать огромный черный орел. Взмахивая могучими крыльями, он спускался к Прометею, садился к нему на грудь и раздирал ее острыми, как нож, когтями. Исполняя приказ Зевса, орел рвал своим клювом печень титана...

В давние-давние времена, когда па небе жили боги-титаны, а миром правил Крон, боги и люди мало отличались друг от друга, так как происходили от одной матери - Геи-Земли. Боги тогда часто спускались на землю, к людям, а люди жили, как боги, не знал изнурительного труда и горя...

Прометей

Пер. с укр. А.И.Белинского

Похищение огня

Но какими жалкими и бессильными, без мыслей и желаний были они в те времена! Они слонялись по земле, не зная, за что приняться, как построить себе жилище. От дождя и диких зверей прятались они в глубоких пещеpax, куда никогда не заглядывало солнце. Они не умели предвидеть приближение зимы с ее морозами или щедрой плодами осени. И еду не умели готовить те люди, ибо не владели огнем. Огонь они видели только в облике страшной смертоносной молнии царя богов Зевса.

Так проходили сотни, а может, и тысячи лет. Никто из людей не считал тогда времени, ибо не умел этого делать. Да и зачем было считать? Год за годом, столетия за столетиями влачили люди одинаково жалкое существование в темноте глубоких пещер. А всесильные и могучие боги жили на своем заоблачном Олимпе . Судьба людей их вовсе не занимала. К тому же они опасались, что, обученные жить как следует, люди перестанут почитать богов.

Только Прометея печалила судьба людей. Чистую и благородную душу имел Прометей, открытую жалости и состраданию. Ясные глаза его смотрели прямо и смело.

Не раз просил он Зевса помочь людям, но тот решительно отказывал титану:

Оставь эти мысли, Прометей! Не вспоминай об этом грязном племени, не замечай его, как не замечаем его мы, боги. Пусть ползает оно по земле, как ползало до сих пор! Не к лицу тебе, титану, думать о нем.

Прометей слушал Зевса, а глаза его невольно-смотрели вниз, на землю. И постепенно в его благородной душе все сильнее вскипало горячее желание помочь людям, хотя бы и против воли Зевса.

Однажды сидел Прометей на высокой скале и задумчиво глядел на людей. Падал белый холодный снег, его подхватывал пронзительный ветер и бросал на голые, не знавшие одежды тела. Посиневшие от холода, испуганные люди ползли к своим пещерам, прижимая к себе задубевшими от холода руками маленьких детей. Кто не успевал доползти, падал, замерзал. И холодный равнодушный снег покрывал неподвижные фигуры.

Душа Прометея разрывалась от жалости. Он не выдержал, вскочил, глаза его гневно засверкали.

Я помогу этим несчастным! - воскликнул он.- Я сделаю их счастливыми! Пусть гневается Зевс!

Прометей помчался к острову Лемносу, где в кузнице работал его друг - сын Зевса Гефест . Брызги ярких искр рассыпались из-под молота Гефеста. Бывало, Прометей часами просиживал возле Гефеста, любуясь его мастерством. Однако на этот раз он, улучив момент, когда Гефест отвернулся, выхватил из горна искру божественного огня, спрятал ее в сухой камышинке, простился с богом-кузнецом и побежал назад. "Огонь, огонь - вот что прежде всего необходимо иметь людям!"

А холодный снег все падал и падал. Скрючившись, люди сидели в пещере, прижимаясь друг к другу, пытаясь спастись от леденящего ветра.

И вдруг в пещеру, словно молния, влетел Прометей. Глаза его сияли радостью, возбужденное лицо светилось горячей любовью к несчастным.

Вот вам огонь! - крикнул он. - Разожгите костры и согрейтесь!

Но люди только испуганно глядели на него. Они не понимали, что такое огонь и как можно согреться им.

Тогда Прометей принялся за дело сам. Он собрал кучу сухих веток, раздул искру, что хранилась в камышинке, и разжег костер. Красные языки пламени вырвались из-под веток и весело заплясали, Снег таял над костром и теперь уже не долетал до людей; злобный ветер только раздувал пламя. Прометей удивленно смотрел на людей, которые в страхе отодвинулись от огня.

Но вот засмеялись дети и потянулись посиневшими ручонками к животворному теплу. Потом и взрослые почувствовали, как возвращается подвижность к их одеревеневшим рукам и ногам. Люди окружили костер, радуясь, что огонь защитил их от непогоды. Они смеялись и плакали от радости. И Прометей смеялся вместе с ними.

Так начал могучий и благородный титан Прометей помогать людям. Он знал, что делает это против воли Зевса, знал, что ему угрожает гнев всесильного бога. Но он знал теперь и то, какое это счастье - помогать слабым и видеть их просветленные, улыбающиеся лица.

Прометей словно бы раскрыл людям глаза и уши и научил людей видеть, слышать и понимать все вокруг. Он показал людям восток и запад, научил их числам, письму и чтению и дал силу памяти, которой люди раньше не имели. Собственными руками запряг Прометей в ярмо дикого горного быка, а в колесницу - гордого коня. Он построил для людей быстрый корабль и окрылил его белым льняным ветрилом, чтобы легко и вольно скользил тот корабль по морским просторам.

Но и на этом не остановился благородный титан. Он научил людей находить, добывать и использовать земные сокровища - медь и железо, серебро и золото. Он открыл людям целительные травы. Он вдохнул в людей волю, смелость, надежду, самоотверженность.

Всесильный Зевс долго не знал ничего про своевольные поступки Прометея. А боги, знавшие о делах Прометея, не решались сказать об этом Зевсу, - страшен был гнев Громовержца.

Но в конце концов все тайное становится явным. Однажды, после обильного пиршества, Зевсу захотелось развлечься. Он стал метать молнии в скалы и огромные деревья. Его радовало, когда от скалы отлетали осколка и деревья вспыхивали пламенем.

Но - что это? Зевс заметил на земле дым не только там, куда он кидал молнии. Приглядевшись, он увидел помимо дыма еще и огонь! А затем перед ним открылась невиданная до сих пор картина! Белые дома людей стояли среди цветущих садов. У морского берега покачивались на волнах парусники.

Да что же это такое?.. Зевс помрачнел.

Кто нарушил мой приказ? - прогремел его гневный голос. - Кто дал людям огонь, научил их строить дома и корабли? Кто сделал их подобными богам?

Невозможно описать ярость Зевса, когда он дознался, что это сделал Прометей. Сперва Громовержец решил сжечь Прометея молнией, но потом придумал для титана более лютую кару.

Ты считаешь себя очень благородным, Прометей? - зловеще спросил Зевс. - Или, может, ты признаешь свою провинность, согласишься, что совершил злодеяние? Отвечай мне! - Он сжал в руке пучок огненных молний, словно намереваясь швырнуть их в Прометея...

Но глаза титана глядели в лицо бога спокойно, даже подобия страха не было в этих ясных глазах.

О каком злодеянии говоришь ты, Зевс? - бесстрашно ответил Прометей.- Я лишь исправил твою несправедливость. Ты должен был сам помогать людям. Взгляни, как счастливы они теперь! А вместе с ними счастлив и я.

Ты счастлив? - с угрозой спросил Зевс. - Ты счастлив тем, что помог этим ничтожествам? Хорошо же, пусть теперь они помогут тебе... если смогут. Ведь ты многому научил их, не так ли? Жди теперь помощи от них!

Взмахом руки Зевс подозвал своих помощников, исполнителей его воли, Силу и Власть. Вот они стали перед богом, крепкие, мощные, жестокие, неумолимые. Окружавшие Зевса боги, увидев их, испуганно вздрогнули.

В тот же миг Сила и Власть схватили Прометея своими могучими руками, из которых никто, даже титан, не мог вырваться. Они поволокли его на край света, в далекие и неведомые скифские земли, к огромным величественным вершинам Кавказа, под которыми неумолчно бились волны Черного моря. А следом за ними брел с неизменным молотом в руках друг Прометея Гефест, Он глубоко и печально вздыхал, но вынужден был исполнить приказ Громовержца: разве ж обладал он или кто-нибудь другой на земле мужеством и смелостью благородного титана?

Вот и каменные вершины Кавказа. Сила и Власть молча втащили Прометея на самую высокую скалу. Крепко держа его, они подали знак Гефесту, который скорбно глядел на своего друга.

Покорный воле Зевса, он тяжелыми железными цепями обвязал руки, ноги, грудь и бедра своего друга и приковал цепи к каменной вершине. Затем приставил острием к груди титана огромный алмазный стержень и ударил по нему молотом. Острие стержня пронзило грудь Прометея и коснулось скалы. Еще удар... еще... Теперь Прометей был не только прикован цепями к каменной скале, он был еще и прибит к ней.

Не поднимая на Прометея глаз, Гефест стал спускаться со скалы. А Сила и Власть, безжалостно глядя на прикованного Прометея, повторили слова Зевса:

Ты помог людям, Прометей. Пусть теперь они помогут тебе.

Ни стона, ни жалобы не вырвалось из уст титана. Ясные глаза его мужественно смотрели вслед Силе и Власти, которые удалялись, выполнив волю Зевса


Добавлено ок. 2006-2007 гг.

24 февраля 2019 г.

у православных День священномученика Власия

616 г. - умер Этельберт, король Кента, канонизирован

1536 г. - родился Папа Климент VIII (Ипполито Альдобрандини)

1795 г. - умер святитель Григорий Конисский, архиепископ Могилёвский и Белорусский, церковный деятель, проповедник, дипломат, учёный, педагог, писатель

Случайный Афоризм

Требование полного вещественного подтверждения каждого шага каждой линии развития, будь то эволюция или другая наука, противоречит элементарной логике. Это аналогично требованию судьи, ведущего дело об убийстве, представить для вынесения приговора полную видеозапись каждого шага убийцы до момента преступления - и чтобы в ней не было пропущенных кадров.

Ричард Докинз

Случайный Анекдот

Встречаются два старых православных монаха, которые в свое время крестились из иудеев.Разговор потихоньку вырулил на национальный вопрос: - Знаешь, брат Иосиф, перед лицем скорой моей кончины могу тебе откровенно сказать, что только спустя 60 лет как мы с тобой крестились вопрос о национальных различиях для меня-таки отпал окончательно! - Да? Ну ты подумай! А у меня все еще висит...

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме