Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию

Актуальная практика

Как за недекларирование, так и за недостоверное декларирование предусматривается идентичная ответственность с наложением административного взыскания в виде штрафа и альтернативной конфискацией товаров. Применять или не применять конфискацию, определяет суд на основании фактических обстоятельств административного правонарушения; обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

На практике следует отличать действия, подпадающие под недекларирование товаров, от действий, трактуемых как недостоверное декларирование.

Таблица

Отличие недекларирования от недостоверного декларирования

Недекларирование товара Недостоверное декларирование товара
Неосуществление действий по декларированию товаров, за исключением:

— перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС вне определенных законодательством мест или в неустановленное время;

— покидания пункта ввоза или вывоза до завершения таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров;

— недостоверного декларирования

Представление таможенному органу при таможенном декларировании недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС) либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, или занижения их размера, или неприменения запретов и (или) ограничений

Под недекларированием товаров понимается как неосуществление действий по декларированию (т.е. незаявление таможне сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров), так и указание в декларации сведений о товарах, в частности наименования, не соответствующих фактическим данным.

Пример 1

Минская региональная таможня изъяла парфюмированную воду известного бренда. Основанием для начала административного процесса в связи с недекларированием товаров стало несоответствие фактического количества, наименования и стоимости парфюмерии данным, представленным таможне при ввозе товаров Таможенный орган исходил из того, что в рассматриваемом случае фактически перемещаемые товары не были задекларированы. Декларация была подана в отношении иных товаров.

Пример 2

Грузополучатель доверил таможенному представителю совершить таможенные операции, в том числе подать декларации на товары.

Грузополучатель предоставил таможенному представителю инвойс на товары, состоящий из семи листов. Таможенный представитель подготовил и передал в таможню декларацию на товары, исходя из их количества, указанного на двух листах инвойса, т.е. лишь на часть поступивших товаров. На этом же основании таможенный представитель подготовил расчет таможенных платежей.

Грузополучатель уплатил таможенную пошлину, НДС, руководствуясь расчетом, подготовленным таможенным представителем.

Таможня выпустила товары, указанные на первых двух листах инвойса, и изъяла товары, указанные на остальных пяти листах инвойса. Таможня также составила протокол об административном правонарушении в отношении грузополучателя в связи с недекларированием товаров, указанных на листах 3 — 7 инвойса.

В отличие от недекларирования под недостоверным декларированием понимается представление сведений о фактически ввозимых товарах, когда такие сведения не соответствуют действительности и их представление влечет освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, занижение их размера, неприменение запретов и (или) ограничений.

Пример 3

При перевозке товаров автомобильным транспортом для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита перевозчик осуществил их таможенное декларирование. При проведении таможенного досмотра таможня выявила несоответствие товаров в одном из грузовых мест.

В целях проверки заявленных сведений таможня направила запросы таможенному органу иностранного государства и производителю товаров. Благодаря полученным ответам таможня выяснила, что фактическая стоимость товаров была значительно ниже стоимости, указанной в инвойсах, по которым происходила поставка.

Таможней прекратила производство по административному правонарушению в связи с неустановлением лица, виновного в совершении административного правонарушения. Материалы дела об административном правонарушении были направлены в суд, который вынес постановление об обращении товаров в доход государства.

По сложившейся практике суд, как правило, применяет альтернативную конфискацию товаров по административным таможенным правонарушениям. В то же время имеют место и иные случаи, когда в результате обжалования из вступившего в законную силу судебного постановления исключается указание на применение конфискации товаров.

В частности, суд обязан обосновать принятое решение о применении или неприменении конфискации в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении <*> .

Пример 4

В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.5 КоАП, из постановления было исключено указание на применение конфискации товаров.

Председатель Верховного Суда основывался на отсутствии вредных последствий административного правонарушения, а также на том обстоятельстве, что изъятые товары приобретались для выполнения контракта. Исходя из этого административное взыскание допускало отсутствие конфискации незадекларированных товаров. В результате из постановления суда о наложении административного взыскания было исключено указание на наложение дополнительного взыскания в виде конфискации товаров.

Планируемые изменения

Проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» предлагается установить для ИП и юридических лиц в качестве взыскания наложение штрафа в размере до 30% от стоимости товаров. В настоящий момент для ИП предусматривается ответственность в виде штрафа от 10 до 100 базовых величин, а для юридических лиц — от 20 до 500 базовых величин с возможностью применения альтернативной конфискации товара.

В то же время предполагается исключить из санкции статьи за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров возможность применения их конфискации.

В соответствии с действующей редакцией КоАП суд, как правило, применяет альтернативную конфискацию. Следовательно, предусмотренные вышеуказанным проектом закона изменения приведут к фактическому снижению ответственности ИП и юридических лиц.

Через таможенную границу перевозится огромное количество товаров и транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личных нужд. Все они подлежат обязательному декларированию таможенному органу РФ в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом (ТК).

Между тем, как показывает практика, недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств является весьма распространенным административным правонарушением, совершаемым организациями и физическими лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) установлена главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статья 16.2 КоАП посвящена ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств.

        Ответственность изменилась
Если прежняя редакция ст. 16.2 КоАП (до 01.10.2004 года) предусматривала равную ответственность как за недекларирование, так и за недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, то с 01.10.2004 установлен различный размер ответственности за эти нарушения.

До октября.2004 года размер ответственности не ставился в зависимость от вида сведений, заявленных недостоверно.

Кроме того, отсутствовал такой вид недостоверных сведений, как сведения, послужившие основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В настоящее время недостоверное заявление сведений, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и сведений, послуживших основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусматривает разный размер ответственности.

Если ранее штраф за недостоверное декларирование исчислялся исходя из стоимости предмета административного правонарушения, то в настоящее время за основу для исчисления штрафа берется сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов.

В итоге с 1 октября 2004 года значительно уменьшен размер штрафа за административное правонарушение, предусмотренное п. 2 статьи 16.2 КоАП.

        Недекларирование в установленной форме
Декларирование товаров – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом толкование понятия декларирования транспортных средств в ТК отсутствует. Вместе с тем анализ положений ТК свидетельствует о том, что транспортные средства, так же как и товары, подлежат декларированию (п. 2 статьи 279, п. 2 статьи 286 ТК).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 ТК товар - это любое перемещаемое через таможенную границу имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, используемые для перевозки, к товарам не относятся. При этом согласно пп. 5 п. 1 статьи 11 ТК штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, используемых для перевозки, а также содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами, используемыми для перевозки, рассматриваются как транспортное средство.

Указанные выше формы декларирования применяются в зависимости от вида декларируемых товаров и транспортных средств.

Письменная форма представляет собой подачу таможенной декларации либо заявления. Заявление подается физическим лицом при декларировании несопровождаемого багажа. Декларирование сопровождаемого багажа осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации. Товары и транспортные средства, перемещаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат декларированию путем подачи соответствующей таможенной декларации.

Устная форма декларирования установлена п. 3 статьи 286 ТК для отдельных категорий товаров, перемещаемых физическими лицами. Недекларированием будет являться незаявление физическим лицом сведений о товаре в устной форме. Однако при этом заявление лицом таких сведений исключительно в письменной форме не может рассматриваться как недекларирование, поскольку согласно п. 3 статьи 286 ТК физическое лицо вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Указанные действия заключаются в проходе лица через специально обозначенное место. В данном случае недекларирование будет заключаться в несовершении указанных действий.

Декларирование в электронной форме заключается в предоставлении сведений таможенному органу в виде электронных документов. Недекларированием здесь будет являться непредоставление сведений в электронном виде. Однако в настоящее время предоставление сведений на электронном носителе является правом, а не обязанностью декларанта (п. 8 статьи 63 ТК).

        Ответственность
Согласно п. 1 и 2 статьи 16.2 КоАП недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, а также заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей.
Заявление декларантом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 100 до 300 тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и ст.16.16 КоАП РФ, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска. Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция). За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст.16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

За недекларирование товаров подлежат ответственности лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (в ст.16 КоАП РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст.286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Недостоверное декларирование. Часть 2 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление в таможенной декларации или документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, в том числе условном, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В соответствии со ст.149 ТК РФ к условиям выпуска товаров относятся:

1) отсутствие нарушений таможенного законодательства (за исключением нарушений, которые не являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и которые были устранены);

2) представление лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами;

3) соблюдение требований и условий помещения товаров под избранный таможенный режим или применения избранной таможенной процедуры;

4) уплата таможенных платежей или предоставление обеспечения их уплаты.

Таким образом, сведения, необходимые для помещения товаров под избранный таможенный режим, а также влияющие на размер таможенных платежей, являются одновременно сведениями, необходимыми для выпуска товаров.

Обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта в соответствии с пп.2 и 4 ст.153 ТК РФ о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Учитывая, что сборы за таможенное оформление отнесены к таможенным платежам (ст.318 ТК РФ), заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на размер сборов за таможенное оформление, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ. Однако если суммы неуплаченных сборов являются незначительными и деяние не представляет большой общественной опасности, следует рассматривать вопрос о применении ст.2.9 КоАП РФ и освобождении лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп.15 п.1 ст.11 ТК РФ). Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Кодекс закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (п.1 ст.124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления, в частности обязанность заявлять достоверные сведения.

При доказывании вины таможенного брокера следует учитывать положение п.3 ст.143 ТК РФ, закрепляющее право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства. Кроме того, на основании п.1 указанной статьи таможенный брокер при декларировании товаров вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров. Следовательно, возможный довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они лишь используют при декларировании те сведения, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен. Вместе с тем в вину таможенному брокера# не должно вменяться несовершение действий, являющихся чрезмерными, излишними, в обычных условиях делового оборота.

Маркировка и таможенное оформление - что изменится для импортеров

Обязательная маркировка продукции специальными идентификационными метками постепенно внедряется на рынок и охватывает все большие группы товаров. Естественно, данное изменение касается не только российских производителей, но и импортеров.

Консалтинг ВЭД - кому задать вопрос по таможне?

У любого предпринимателя, не имеющего опыта работы с поставками товара из-за границы, возникнет множество вопросов в случае, если он решит стать участником ВЭД. Это, например, ведение валютной бухгалтерии, изменение организационно-правовой формы компании и, пожалуй, основной блок - таможенное оформление грузов. Количество нюансов, которые следует учесть при растаможке товара настолько велико, что подчас даже опытные компании-импортеры совершают ошибки и попадают в практически безвыходные ситуации.

Готовимся к новому году - какие изменения в таможенной сфере ждут участников ВЭД в 2020?

Начало года в практически во всех сферах экономической деятельности связано с вступлением в силу большого количества новых законопроектов. Таможенная сфера не является исключением. Кроме того, участникам ВЭД полезно заранее ознакомиться с изменениями, которые планируется внедрить в течение 2020 года, так как многие из них требуют предварительной подготовки со стороны импортеров. Ниже мы рассмотрим некоторые новшества в таможенном законодательстве, которые начнут действовать в следующем году.

Где хранить и как перевозить не растаможенный груз?

Любой иностранный товар, пересекающий государственную границу РФ, должен пройти таможенную очистку. Только после этого груз поступает в полное распоряжение импортера и с него снимается таможенный контроль . При этом товар необходимо как-то доставить от границы до таможенного поста оформления. Кроме того бывают случаи, когда подача декларации откладывается из-за нехватки каких-либо разрешительных документов, и перед импортером встает выбор - вывезти иностранный товар обратно или поместить на хранение до решения всех проблем с подачей ДТ. В любом случае возникает вопрос - как можно перевозить и где можно хранить не растаможенный груз на территории России?

Условный выпуск и ограничения по товару

В таможенном законодательстве выпуск товаров подразумевает прохождение грузом всех установленных процедур по оформлению, по завершению которых импортер может свободно им распоряжаться в рамках того таможенного режима, который был заявлен в декларации. Соответственно, добавление “условный” к данному термину предполагает появление определенных ограничений в этом вопросе. В каких вариантах возможно такое развитие процесса таможенного оформления?

Груз под таможенным контролем - что это значит для импортера?

Определение понятия “таможенный контроль” приведено в 1 главе ТК ЕАЭС в достаточно обобщенной форме и абсолютно не дает представление о том, каким образом данное словосочетание относится к импортируемым и экспортируемым товарам, какие ограничения накладывает на участников ВЭД и так далее. Давайте изучим данный термин подробнее.

“Один пояс и один путь” - поговорим об ускоренных грузовых поездах из Китая

Китай начал активно развивать проект “Экономический пояс Шелкового пути”, железнодорожную составляющую инициативы “Один пояс - один путь ”, с 2010 года, с целью развития западных и внутренних районов страны. До последнего времени иностранные инвестиции в основном шли в приморские экономические зоны, сейчас же центр и запад страны начинают вовлекать в мировую экономику за счет создания межконтинентальных транспортных коридоров.

Что такое аутсорсинг ВЭД на самом деле

Простая расшифровка английского слова outsourcing дает представление о том, что в себя включает данный сервис - это использование сторонней организации для выполнения стоящих перед компанией задач. Причем привлечение внешнего исполнителя осуществляется на долгосрочной основе (от года и более). Это позволяет, например, небольшим фирмам не раздувать штат сотрудников, а крупным компаниям - развивать бизнес, делегируя решение вопросов, требующих определенной квалификации, внешним подрядчикам. Простейшим примером является бухгалтерский аутсорсинг, когда функции по ведению учета, отчетности и так далее, вплоть до проведения банковских платежей, передаются специализирующейся на данных услугах фирме.

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (действующая редакция)

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества судьей Находкинского городского суда Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания...

  • +Еще...

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме