Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международное право понятие предмет особенности. Понятие, особенности и основные черты современного международного права

С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он стал неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. На нем говорит мировое сообщество наций. Этот язык становится все более доступным для всех, а не только для посвященных в него дипломатов. Особенность современного понимания международного публичного права состоит в том, что оно рассматривается как массив правовых норм, применяемых, во-первых, к отношениям между государствами, во-вторых, к отношениям между государством и человеком (физическим лицом), в-третьих, к отношениям людей (физических и юридических лиц) между собой.

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства. Предмет нашего учебного курса – международное публичное право. Оно регламентирует политические, социальные и экономические отношения государств, запечатленные в международной жизни принципы, нормы и обычаи, которые возникают как результат согласования государственных воль, как синтез общих представлений человечества о справедливом и мирном сосуществовании наций. В отличие от курса международного частного права, здесь мы не касаемся подробностей материальных (вещных) отношений физических и юридических лиц в их международном общении.

Международное право – юридический феномен, который не может быть истолкован только в традиционном понимании. Ведь не существует общеобязательного свода международных законов. Нет карательного аппарата, принуждающего государства соблюдать эти законы. И все же международное право является особым видом правового бытия государств, обществ и людей, которые расценивают его как сверхзакон, обладающий особыми свойствами, например свойством интертемпоральной (межвременной) законности – обратной силы действия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат применению и в будущем.

В отличие от внутригосударственного права, всегда подразумевающего кару за нарушение законов или властное принуждение, международное право имеет иную природу. В международном праве нет верховной власти, которая была бы способна диктовать государствам свою волю. Однако сильные державы, подчас не считаясь с международным правом, склонны применять такие санкции, как блокады, военные акции. И это вызывает немало упреков в слабости и малозначительности международного права. Однако нарушение права не отрицает его ценности и лишь подчеркивает одну из его особенностей – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства общественных систем.

Международное право предусматривает и механизмы коллективного принуждения. В состоянии мира любая санкция, применение силы, включая действия коллективных сил по поддержанию мира, любое решение международного суда или арбитража действительны и правомерны в случае согласия с этим решением государства-ответчика. Исключение составляет только состояние войны, акт агрессии, когда возмездие достигается за счет военных средств. Международное право держится на добросовестном исполнении государствами принятых обязательств. В этом его главная особенность.

Международное право сформировалось независимо от желания отдельного человека или социальной группы, вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества народы поддерживали между собой отношения, которые регулировались обычаями и традициями, ставшими прообразом международного права. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми и равными субъектами международного права – суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также формируются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

В международном праве многое держится на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных отношений между нациями, предоставления друг другу привилегий (например, для дипломатов) рассматривается не как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Резюмируя сказанное, выделим основные юридические свойства международного права:

¦ предмет регулирования – международные отношения суверенных и независимых государств в области сохранения мира и всестороннего сотрудничества;

¦ субъекты международного права – суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации, международные организации;

¦ объекты международного права – материальные и нематериальные блага (интересы), социальные, политические, экономические и иные действия или воздержания от действий;

¦ особенность нормообразования – создание норм путем согласования воль субъектов международного права, добровольно принимающих на себя международные обязательства;

¦ особенность реализации норм – выполнение их добровольно и свободно в единстве с международной ответственностью, включающей применение индивидуальных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.

Международное право является мощным инструментом воздействия на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества. Поэтому использование арсенала средств, имеющихся в распоряжении международно-правовой мысли, в высшей степени важно для поддержания международного мира, законности и безопасности.

Формирование условий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, содействие устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов немыслимы без международно-правовых знаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, обеспечивающих гармоническое сопряжение национальных интересов государств, достигаются путем формирования и развития международно-правовой культуры. Будучи наиболее фундаментальным и стабильным правовым явлением, чем текущее законодательство, эта культура вбирает в себя громадный исторический опыт, познание которого дает ключ к пониманию сущности многих норм, принципов и институтов современного международного права.

Наука международного права имеет в России богатые исторические традиции и развивается в соответствии с государственными концептуальными документами по внешнеполитическим вопросам, принятыми как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Научные труды юристов-международников используются в дипломатической практике, при разработке проектов международно-правовых актов и в процессе их толкования и применения.

В нашей стране фундаментальные международно-правовые исследования проводятся под эгидой Российской академии наук. Систематически издаются научные работы, учебники и учебные пособия по международному праву. Значительную работу по координации научных исследований проводит Российская ассоциация международного права, которая издает «Российский ежегодник международного права». Статьи международно-правового характера публикуются в журналах «Международная жизнь», «Государство и право», «Правоведение», «Дипломат», «Вестник МИД», в сборниках, выпускаемых научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями.

Основными задачами международно-правового образования в России являются:

¦ удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения международно-правовых знаний, навыков и умений;

¦ реализация потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим юридическим образованием и кадрах высшей международно-правовой квалификации;

¦ организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам международного права;

¦ подготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников с целью их внешнеполитической деятельности;

¦ накопление, сохранение и приумножение международно-правовых, культурных и научных ценностей российского общества и государства;

¦ повышение уровня международно-правовых знаний многонационального народа России.

В эпоху Римской империи международное называлось «правом народов» (jusgentium). Как отмечал Эмердс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. Однако в самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность , которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

Международное право , указывается в учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности. В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

В учебной литературе отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию.

По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей. Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими.

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом.

Особенности международного права

Что касается специфических особенностей международного права, которые отличают его от внутригосударственного, то они сводятся к следующему.

Международное право имеет координационный характер , оно не знает законодательных, исполнительных и судебных органов, которые играют решающую роль в создании и реализации норм национального права.

Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права , прежде всего государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

Если во всех отраслях внутригосударственного права соблюдение норм права обеспечивается государственными органами, то в международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм . Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Так, например, в случае совершения одним государством акта против другого государства, последнее имеет право дать вооруженный отпор агрессору, т.е. реализовать свое право на самооборону.

При нарушении нормы международного права одним государством, другое государство или другие государства вправе применить по отношению к нарушителю следующие меры ограничения его прав и интересов: повысить таможенные , ограничить права государства-нарушителя, разорвать дипломатические, консульские и другие отношения, ограничить торговлю.

Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм.

Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам обеспечения мира и международной безопасности.

От состояния современного международного права зависит содержание и сущность международного правопорядка. Международное право, как и всякое право, - это правовая модель, тот эталон обязательного поведения, к которому должны стремиться субъекты этого права. Степень приближения к такому эталону зависит как от качеств модели, так и от деятельности социальных сил, заинтересованных в эффективной реализации правовых предписаний.

Во все времена существовали трудности в понимании международного права . На определенном этапе международному праву как системе обязательных юридических норм не придавали значения. В науке и практике бытовал международно-правовой нигилизм, считалось, что международное право - это нормы морали , обыкновений и вежливости. Не применялись и санкции в международном праве. Все это ушло в прошлое. В настоящее время международное право сформировалось как система со своими принципами, отраслями и институтами.

Изучение международного права как системы представляет определенную сложность: во-первых, международные отношения, внутригосударственное (национальное) право и международное частное право взаимосвязаны с международным правом; во-вторых, для его уяснения необходимо знать терминологию, включая латинскую юридическую.

Международное право сформировалось и функционирует в межгосударственной системе. На развитие международного права повлияли мировые культуры и цивилизации, их представители, и это право является общим наследием человечества. В своем историческом развитии оно содержит совокупный опыт правовой цивилизации и постепенно стало составной частью правовых систем государств современного мира.

На познание международного права влияют общие вопросы, а именно то, что есть право вообще. Свойство права - регулирование общественных отношений, сталкивающихся интересов, конфликтов.

Вместе с тем право - это компромисс, согласованность, что всегда было присуще международному праву. В науке и в учебной литературе международное право определяется как согласование воль государств в процессе нормообразования. Сейчас эта теория корректируется.

Пишут и говорят о согласовании позиций, интересов государств. Но так или иначе соглашение, как равноправное волеизъявление суверенных государств, является основанием действительной силы норм международного права , их юридической обязательности. К этому вопросу в западной теории международного права существуют разные подходы.

Например, представители нормативистского направления считают, что основанием действительной силы норм международного права является норма pacta sunt servanda (лат. договоры должны соблюдаться).

Все право изображается в виде универсального правопорядка , в котором образуется единая иерархия правовых норм, высшей ступенью которой является международный правопорядок, а на самой вершине находится основная норма. Как писал Г. Кельзен, эта норма покоится на обычае , т.е. государства должны вести себя так, как обычно ведут себя. Позитивистское направление строит понимание международного права по образцу внутригосударственного права. Но поскольку международное право не отвечает критериям и признакам внутригосударственного права, то оно является примитивным; в международном праве нет централизованного принуждения, а его нормы создаются самими субъектами - государствами и распространяются на ограниченное число субъектов. В других теориях утверждается, что основанием юридической силы норм международного права может быть чувство справедливости, морали или соотношение сил между государствами.

Правотворческий процесс в наши дни, кодификация и прогрессивное развитие международного права, выполнение его норм доказывают иное: оно обладает своими признаками и чертами, является регулятором международных отношений и тем самым формирует международный правопорядок, в котором возрастает роль юридической ответственности и принуждения.

Понятие международного права ассоциируется с его наименованием - право между народами, хотя традиционно оно определялось как система норм, регулирующих отношения между государствами (а впоследствии и между другими субъектами международного права).

Таким образом, ученые отождествили предмет международно-правового регулирования с регулированием отношений между свободными, равноправными физическими лицами . Но предметом международноправового регулирования являются отношения иного рода, а именно отношения между суверенными государствами.

В дальнейшем появляется термин jus inter gentes - «право между народами». По мнению Ф.Ф. Мартенса, английский ученый Р. Зеч (1590-1660) «первый выяснил точным образом, что международное право есть собственно не право народов - jus gentium, - но право между народами - jus inter gentes, и отсюда постепенно произошли современные наименования международного права». Народы и государства отождествлялись в те времена, как писал Ф.Ф. Мартенс, «деятелями в сфере международных отношений являются политически организованные народы или государства». Такие народы считались «образованными», общепризнанным было международное право «цивилизованных» народов. В своих трудах европейские ученые писали, что международное право регулирует отношения между «цивилизованными» государствами. Считалось, что существуют «нецивилизованные» народы, государства. К «цивилизованным» государствам (народам) относились европейские государства как единственные субъекты международного права. Современное международное право закрепило равенство всех суверенных государств. Таким образом, наименование «международное право» является условным, реально существует межгосударственное право, или право между государствами. Отношения между государствами носят публично-правовой и властный характер.

Поэтому право, регулирующее межгосударственные отношения, называется международным публичным правом. Этим оно отличается от международного частного права.

И все-таки традиционное понятие и наименование международного права не соответствуют современным тенденциям. Субъектами международного права являются не только государства, но и другие образования, например международные межправительственные организации (ММПО). Такое понимание прослеживается и в : договоры, нормы обычного права, акты международных организаций создаются разными субъектами международного права.

В связи с понятием международного права необходимо уяснить такие взаимосвязанные категории, как общее, универсальное и современное международное право. Еще Л. Оппенгейм (1858-1919) писал, что та часть норм, которая является обязательной для всех государств, называется универсальным международным правом. Общее международное право - это совокупность норм, обязательных для большого числа государств. Оно имеет тенденцию к превращению в универсальное международное право. В свое время в советской науке международного права считалось, что общее международное право - это принципы и нормы, регулирующие отношения между всеми государствами независимо от их социально-политических и экономических систем.

Связующим звеном этих систем являлся принцип мирного сосуществования государств. Идея мирного сосуществования государств различных систем была закреплена в преамбуле Устава ООН : «Проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи».

Современное, или новое, международное право называется правом мира, безопасности и сотрудничества в отличие от старого классического международного права - права войны и мира. Становление права мира завершилось окончанием Второй мировой войны и принятием Устава ООН в 1945 г. (об этом см. § 3 настоящей главы). Отличительной чертой современного международного права является то, что оно запретило войну. Современное международное право включает в себя прежде всего общепризнанные универсальные принципы и нормы международного права ius cogens (неоспоримое право). Оно является обязательным для всех государств независимо от их строя, населения, территории , экономической и военной мощи.

Международное право как особая правовая система содержит в себе региональные и локальные нормы.

Региональные нормы (или региональное право) регулируют отношения между государствами, расположенными в определенном географическом районе. В соответствии со ст. 52 Устава ООН региональные соглашения государств должны быть совместимы с целями и принципами ООН.

Локальные нормы международного права регулируют отдельные области международных отношений сопредельных государств. В более широком смысле региональные и локальные нормы по своему территориальному действию объединяются в партикулярное право.

Особенности международного права

На национальном уровне государства сами устанавливают правовые и организационные средства в целях выполнения международных обязательств. Иногда этот процесс называют имплементацией (осуществлением) норм международного права.

Международно-правовая ответственность и меры принуждения.

Государства, регулируя взаимные отношения путем соглашения, заранее исходят из того, что нормы международного права должны выполняться и соблюдаться добросовестно и справедливо. Современное международное право содержит ненасильственные, мирные средства правообеспечения. Нарушение норм может повлечь международно-правовую ответственность. Государство обязано возместить материальный и моральный ущерб, причиненный в результате международного правонарушения . Если государство добровольно и добросовестно не возмещает ущерб, то к нему применяются принудительные меры с целью восстановления нарушенных прав. Принуждение осуществляется государствами индивидуально (в порядке самопомощи - контрмеры) или коллективно (санкции, применяемые ООН)3.

Выводы. При определении понятия международного права нужно включать его особенности и основные черты. Международное право - это система норм, создаваемых в результате соглашения государств (и иных субъектов международного права), регулирующих отношения мира, безопасности и сотрудничества и обеспечиваемых добросовестным соблюдением, а также принуждением, которое осуществляется государствами как индивидуально, так и коллективно, в том числе в рамках международной юрисдикции.

Становление и основные черты современного международного права

Как уже говорилось, современное международное право - это право мира и его становление шло от классического международного права - права войны и мира. Переход от классического права к современному отражал периоды реально складывающихся межгосударственных отношений. В хронологическом порядке классическое международное право формируется в XVII в., после Вестфальского конгресса 1648 г., который подвел итоги Тридцатилетней войны между европейскими государствами . Вестфальские мирные трактаты признали равенство католического и протестантского вероисповедания. Таким образом, запрещалась война по религиозным причинам.

Классическое международное право - это неделимость суверенитета, которая была выдвинута во времена борьбы королевской власти против притязаний церкви на светскую власть. После этого отношения между европейскими государствами стали регулироваться на началах взаимности, равноправия независимо от того, какая религия, монархия в том или ином государстве. Международное право стало разграничивать внутренние сферы власти отдельных государств.

Был провозглашен принцип политического равновесия - равный над равным не имеет власти (лат. par in parem non habet imperium). Этим самым закладывалась основа классического международного права, регулирующего отношения неподвластности государств, что в дальнейшем повлияло на формирование принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Итак, классическое международное право - это суверенитет, равноправие и полновластие государств на своей территории .

Вестфальские мирные трактаты окончательно не запретили войну, но они повлияли на развитие норм права мира, например, закрепили ограничение войны в ответ на нарушение договора .

В прошлом война как средство разрешения споров была регулярной функцией государств. Но, как это ни парадоксально, окончание войн влияло на прогресс в развитии международного права и на становление норм права мира.

Что понималось под правом войны и мира в классическом международном праве? Право войны: война считалась законным средством при разрешении споров и своего рода судебным поединком («если хочешь мира, готовься к войне» - si vis pacem para bellum); это право контрибуций, военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, право захвата чужих территорий и порабощение колониальных народов. За развязывание войны государства не несли международноправовой ответственности.

Право войны включало нормы права на войну (jus ad bellum) и права в войне (jus in bello). Право на войну - это нормы, регулирующие ведение войны (например, объявление войны), а право в войне - это правила, применяемые воюющими державами.

Постепенно право войны «вытеснялось» нормами права мира. Право мира - это прежде всего мироустройство после окончания войн. Итоги войны подводились, как правило, на международных конгрессах и конференциях (Вестфальский конгресс 1648 г., Венский конгресс 1815 г., Парижский конгресс 1856 г., Парижская мирная конференция 1919-1920 гг., Ялтинская и Потсдамская конференции 1945 г.).

Мироустройство было связано с кодификацией норм о войне и мире, например, таких, как ограничение жестоких средств войны, норм гуманитарного права (статус военнопленных, защита других жертв войны), определение театра войны, установление статуса нейтральных государств.

Здесь необходимо назвать знаменитые Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 гг., которые приняли конвенции о соблюдении законов и обычаев войны (так называемое «право Гааги»), и Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны (так называемое «право Женевы»).

После Первой мировой войны была создана универсальная международная межправительственная организация - Лига Наций и подписан ее Статут (вступил в силу 10 января 1920 г.).

В Статуте Лиги Наций были закреплены обязательства государств не прибегать к войне, разрешать споры мирными средствами, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства. Лига Наций была первой попыткой государств создать международный механизм по укреплению всеобщего мира и безопасности. Но Статут окончательно не закрепил необращение государств к войне, и война в некоторых случаях считалась «законной».

Парижский договор 1928 г. «Об отказе от войн в качестве орудия национальной политики» (пакт Бриана - Келлога) впервые в международном праве провозгласил отказ от войны как средства регулирования международных споров и орудия национальной политики и признал необходимым разрешать любые споры мирными средствами. Однако Парижский договор 1928 г. не стал универсальным.

8. Нормы современного международного права изменили свой адресат: если раньше они были обращены к государствам, то сейчас - в пользу прав человека . Сложился так называемый гомоцентризм, т.е. защита прав и свобод человека стоит на первом месте. Генеральный секретарь ООН К.А. Аннан в своем Годовом докладе сказал: «Сегодня декларации, конвенции, договоры, своды принципов и кодексы поведения регулируют почти каждый мыслимый аспект отношений между личностью и государством». Постепенно рассматривается объем правосубъектности индивида (физического лица), прошли те времена, когда он исключался из системы международно-правового регулирования. Права и свободы человека и гражданина , закрепленные в международном праве, его право на обращение в международные инстанции, в том числе судебные, а также несение им ответственности по нормам международного права - все это входит в правовой статус индивида.

9. Тенденцией в современном международном праве является расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности.

За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права, неизвестные ранее: право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право , право научнотехнического прогресса и др. Динамика правотворчества продолжается. Помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров , мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

10. В современном международном праве сформировались нормы о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то право мира применяет принудительные меры к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения . С другой стороны, в международном праве появился массив норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, привлечению физических лиц, совершивших преступления международного характера. Например, в настоящее время работают уголовные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде. В 1998 г. на конференции в Риме учрежден Международный уголовный суд (МУС), который начал работать 1 июля 2002 г.

11. Современное международное право носит трансграничный характер; происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства самоограничивают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов. Это видно на примере европейских сообществ и создания Европейского Союза (ЕС).

В этом регионе сформировалось европейское право. В связи с этим говорят о так называемом праве, регулирующем отношения, выходящие за пределы национальных границ.

Таковы основные черты современного международного права.

В международной системе, о которой говорилось выше, постепенно складываются миропорядок и международный правопорядок . Это приоритет норм международного права, политический реализм и ответственное поведение государств, обеспечение демократии и прав человека, приверженность правопорядку при соблюдении Устава ООН.

Это также свобода выбора, баланс интересов, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, решение глобальных проблем.

В условиях взаимосвязанности и взаимозависимости государства в 1990 г. в Парижской хартии для новой Европы объявили об отказе от холодной войны и деидеологизации межгосударственных отношений. Был провозглашен так называемый постконфронтационный мир.

Международное право ХХ в. оставило в наследство прогресс в регулировании отношений мира и сотрудничества, на его развитие повлияли многие факторы. Г.И. Тункин назвал шесть наиболее важных событий, которые оказали наибольшее значение на международную систему и международное право:

  • Великая Октябрьская социалистическая революция;
  • Первая мировая война и создание Лиги Наций;
  • Вторая мировая война и создание ООН;
  • ликвидация колониальной системы;
  • научно-техническая революция второй половины ХХ в.;
  • перестройка в Советском Союзе, окончание холодной войны и распад СССР.

В 1989 г. ООН приняла акт о Десятилетии международного права.

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 ноября 1989 г. главными целями Десятилетия международного права являются:

а) содействие принятию и уважению принципов международного права ;
б) содействие средствам и методам мирного разрешения споров между государствами, включая обращение в Международный суд ООН и полное уважение к нему;
в) поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации;
г) поощрение преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права.

К сожалению, Десятилетие международного права не обошлось без его нарушения. Прежде всего это военно-силовые акции США и их союзников против Югославии и Ирака (2003 г.). Эти негативные тенденции ставят под сомнение эффективность международного права и обязательность выполнения его норм.

В настоящее время требуются новые подходы к управлению международными отношениями, исключающие влияние однополярного мира. ООН и ее система являются органом управления для решения таких глобальных проблем, как мир и безопасность, природные ресурсы, здравоохранение, изменение климата и др. На глобальный характер современных вызовов и угроз необходимы ответные коллективные действия государств. Глобальные проблемы не имеют границ.

Они, как сказал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «не могут быть решены каким-то одним государством или группой государств».

Многополярный, а не однополярный мир - это поиск политических и правовых форм регулирования международных проблем.

Эволюцию и перспективу международных отношений ХХI в. определила Декларация тысячелетия, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2000 г. Она назвала фундаментальные ценности, имеющие существенно важное значение для международных отношений в ХХI в. Это - свобода; равенство; солидарность; терпимость; уважение к природе; общая обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием; а также устранение угроз международному миру и безопасности.

В Декларации тысячелетия определены цели претворения в жизнь этих ценностей: мир, безопасность и разоружение; развитие и искоренение нищеты; охрана нашей общей окружающей среды; права человека, демократия и благое управление; защита уязвимых; удовлетворение особых потребностей Африки; укрепление ООН.

Государства взяли политические обязательства претворить ценности и цели Декларации тысячелетия в своей внешней политике.

Госсекретарь К. Райс сделала знаменательное заявление в сентябре 2008 г. во время своего выступления в Фонде Г. Маршалла относительно российско-американских отношений: сегодняшний мир не должен строиться на много-, одноили двухполярности. Императив дня для народов - создать сеть прочных связей между многими влиятельными государствами. Финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г. в США и охвативший практически весь мир, подчеркивает такую необходимость.

Несмотря на нарастание общих проблем человечества, глобализации, которые требуют и соответствующего поведения государств, индивидуальные эгоистические интересы и диктат силы порой продолжают превалировать над общими интересами. Член КМП И.И. Лукашук писал в связи с этим, что политическое мышление правительств существенно отстает от реалий и потребностей нашего времени, не говоря уже о будущем. Применение вооруженной силы в Косово, в Ираке вразрез с международным правом, юго-осетинский конфликт отбрасывают далеко назад все предыдущие усилия по созданию взаимного доверия и взаимопонимания. Поспешное одностороннее признание независимости составных частей государств исходя из политических соображений в противовес принципам международного права (пример бывшей Югославии и зеркальное отражение данной ситуации в Южной Осетии и Абхазии) неизбежно порождает цепную реакцию распада целого ряда других государств по всему миру. Все это, безусловно, снижает доверие к международному праву.

Вместе с тем представляется слишком однолинейной зависимость международного права исключительно от собственных интересов государств, как ее порой выстраивают. Безусловно, поведение государств и их интересы - основа создания и развития международного права, как и его соблюдения. Международное право не может proprio vigore (своей собственной силой) предотвратить его нарушения, но оно по меньшей мере закрепляет рамки поведения, позволяет квалифицировать его как правомерное или неправомерное. Поэтому международное право является не только подручным инструментом, оно оказывает обратное влияние на поведение государств. В данном контексте обоснованно замечание, что «право служит политике, которая соответствует консенсусу между участниками международных отношений и является в то же время препятствием (хотя и не непреодолимым) политике, которая отступает от этого консенсуса». Следует подчеркнуть, что все свои действия (правомерные или неправомерные), имеющие международный резонанс, государства стремятся обосновать с помощью международного права.

Право в значительной мере играет обслуживающую роль. Его задача - закрепление в юридической форме и поддержание определенной системы отношений. Какова степень совершенства самих отношений, такова степень развитости правового регулирования и его действенность. Международное право, регулирующее весьма динамичные взаимоотношения государств и вместе с тем имеющее достаточно стабильный характер, может быть высокои малоэффективным в зависимости от состояния взаимоотношений. Крах системы социализма и как следствие - прекращение существования двух противоположных социальных систем (капитализма и социализма), идеологической конфронтации, которая довлела над всей системой отношений между государствами, кардинальная трансформация международных отношений, а также общая тенденция к сдержанности, взаимопониманию и сотрудничеству создают предпосылки того, что роль права в жизни мирового сообщества будет усиливаться.

Международное сообщество недвусмысленно выражает свое стремление к этому. В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. его участники вновь подтвердили убежденность в необходимости международного порядка, основанного на международном праве, признали, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам ООН. В резолюции 61-й сессии «Верховенство права на национальном и международном уровнях» Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно включать данный вопрос в повестку для обсуждения.

Обеспечение верховенства права в международных отношениях заявлено одним из приоритетов России в решении глобальных проблем. Данные приоритеты сформулированы в Концепции внешней политики РФ, где верховенству международного права посвящен специальный раздел.

О «мифах» международного права. Тенденция усиления роли права в жизни мирового сообщества не является, безусловно, прямолинейной.

В равной мере не следует рассматривать высказанное выше мнение как взгляд на мир «сквозь розовые очки». Любое право имеет пределы своих возможностей, определенные границы. Международное право имеет более жесткие пределы возможностей по сравнению с внутренним.

Нередко это приводит к радикальным выводам в российской и зарубежной литературе о мифах и фикциях международного права. Один из «мифов» - что перед международным правом стоит якобы задача обеспечить «победу» над «хаосом» международных отношений, целенаправленное их подчинение международно-правовому регулированию.

На самом деле задача должна заключаться не в подчинении международных отношений, тем более что далеко не все они могут быть урегулированы правом, а в сбалансированном соотношении различных средств регулирования - политических, моральных, правовых.

Очевидно, тенденция усиления роли международного права в жизни сообщества не будет абсолютной и равномерной во всех сферах отношений. Скорее всего результатов можно ожидать в более «прикладных», конкретных сферах сотрудничества (права человека, экология, освоение морских пространств и космоса, борьба с преступностью и терроризмом, образование, правовая помощь и др.) и меньше всего - в преимущественно политизированных вопросах (общие вопросы взаимоотношений, безопасность, территория , границы, признание, государственная независимость, вооружения).

Характер международного права: координационные и субординационные элементы. Изменяется сам характер международного права.

Изначально по своей природе оно имеет координационный характер в силу суверенного равенства, независимости государств. Послевоенное устройство мира, помимо всего прочего, характеризовалось и разделением государств на враждующие лагеря, «холодной» войной, высокой степенью подозрительности и недоверия. Тем не менее развитие и усложнение межгосударственного общения привело к тому, что в решении многих вопросов стало недостаточным наличие только координационных связей. Еще в последней четверти XX в. было отмечено появление и определенных субординационных элементов в механизме международно-правового регулирования.

В начале нового века и тысячелетия есть основания говорить о дальнейшем развитии субординационных элементов. Совершенствуются действующие и появляются новые международные структуры, обладающие компетенцией (на основе международных договоров или актов международных органов) принимать соответствующие решения, в том числе обязательного характера (Суд ЕС , Европейский суд по правам человека, международные трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, Специальный суд по Сьерра-Леоне, Международный уголовный суд, Международный трибунал по морскому праву и др.).

Очевидно, это неизбежная и необходимая тенденция. Без подобных элементов международно-правовая система вряд ли сможет играть заметную роль и вообще нормально функционировать во все усложняющемся мире.

В современных условиях особенно важно принятие оперативных и результативных мер со стороны международных органов от имени сообщества в целом для пресечения угрозы международному миру или применения оружия массового уничтожения, массовых нарушений прав человека, для наказания за тяжкие преступления, а также от имени государств конкретного региона - для защиты индивидуальных прав или разрешения межгосударственных споров. В общих интересах - признание государствами компетенции или обязательной юрисдикции подобных органов.

Что касается России, то вполне правомерно ставить вопрос о необходимости более позитивного ее подхода к проблеме. Бывший Советский Союз при подписании многосторонних договоров и конвенций традиционно и последовательно (за редким исключением) делал оговорки о непризнании им обязательной юрисдикции международных судебных органов или компетенции международных комитетов принимать и рассматривать жалобы граждан страны на нарушение их прав. За всю историю Международного суда ООН наша страна ни разу не обращалась в него для решения международных споров.

На завершающем этапе перестройки (1985-1991 гг.) отмечены два случая «доброй воли»: в 1989 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии оговорок о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении шести конвенций о правах человека, в 1991 г. приняты три постановления Верховного Совета СССР о признании компетенции Комитета по правам человека, Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета против пыток принимать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушения прав по соответствующим международным договорам.

Это были первые и, к сожалению, последние примеры подобного рода в течение многих последующих лет. Только 3 марта 2007 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ о снятии оговорок еще к шести конвенциям, касавшимся непризнания обязательной юрисдикции арбитража и Международного суда ООН.

Но до сих пор Россия не признала в целом обязательную юрисдикцию Международного суда ООН (в настоящее время это сделали около 60 государств). Россия пока не ратифицировала и Статут Международного уголовного суда, сторонами которого являются уже более 100 государств. Нет каких-либо препятствий конституционного или законодательного характера для его ратификации. Вопрос только в политической воле высших органов государства .

Международное процессуальное право. С усилением субординационных элементов в международном праве непосредственно связана и другая тенденция - более интенсивное, чем ранее, развитие международного процессуального права. Она была отмечена и начала исследоваться в российской литературе еще в конце 20-го столетия, сравнительно недавно соответствующая тема появилась и в учебниках. В совершенствовании процессуальной составляющей заложены значительные возможности повышения эффективности международного права. Один из важных ограничителей возможностей и действенности международного права заключается в том, что оно в большей мере представляло и представляет собой свод норм о взаимных правах и обязанностях, процессуальное же право не развито. Международное право в большей мере развивалось как право материальное. Государства прежде всего стремились зафиксировать в договорах взаимные обязательства , тогда как вопросам имплементации обязательств, обеспечения их выполнения отводилась второстепенная роль. В результате нормы международного права зачастую используются не для общих согласованных целей, а для индивидуальных интересов государств.

Когда процессуальный порядок обеспечения выполнения обязательств и защиты нарушенных прав нормативно не закреплен, потерпевшему государству трудно, а порой невозможно восстановить свои права. Очевидно, что именно в этой области находятся значительные нерешенные вопросы развития международного права. Если рассматривать вопрос шире, с точки зрения всего механизма имплементации, проблему можно представить следующим образом: договоры должны предусматривать не только взаимные обязательства сторон, но и систему средств обеспечения (стимулирования) их выполнения, а также меры, применяемые в случае их нарушения, - юридические средства защиты прав потерпевшей стороны и осуществления ответственности виновной.

В частности, это могло быть признание сторонами договоров на взаимной основе компетенции соответствующих международных органов или юрисдикции международных судов в отношении рассмотрения спорных вопросов выполнения договоров и нарушения их положений. В этом смысле договоры дополняли бы и конкретизировали

Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (будем надеяться, в будущем этот проект станет конвенцией), который содержит лишь самые общие положения процессуального характера об ответственности. В частности, в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. содержится призыв к государствам, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о принятии юрисдикции главного судебного органа ООН в соответствии с его Статутом.

С дальнейшим развитием международного процессуального права и системы международных судов все больше будет возникать потребность в координации и взаимодействии между ними, в учете практики друг друга, чтобы избежать противоречивого и полярного толкования и применения одних и тех же норм, а в итоге - фрагментации международного права. Соответствующие предложения неоднократно высказывались в литературе и на международных форумах. Первые скромные результаты появляются. Так, Совет Безопасности ООН пришел к убеждению, что у трибуналов по Руанде и по бывшей Югославии должна быть единая апелляционная палата. По мнению судьи (в отставке) Международного суда ООН В.С. Верещетина, данный Суд в немалой мере мог бы способствовать единообразному толкованию и применению международного права, давая консультативные заключения по наиболее принципиальным вопросам, возникающим в деятельности международных судов и трибуналов.

Ускорение формирования норм и расширения сферы их действия.

Динамизм современной жизни определяет необходимость поиска и более динамичных способов создания норм международного права.

Безусловно, развитие международного права обоснованно связывалось и связывается в конечном итоге с договорным закреплением взаимных обязательств государств. Заключение договоров обеспечивает строгость и точность достигнутых договоренностей, большую определенность в отношениях, укрепление международного правопорядка . В этом же смысле несомненна ценность и кодификации - договорного оформления целых институтов и отраслей. В конечном счете она способствует преобразованию международного права в стройную, согласованную правовую систему .

В процессе договорного закрепления обязательств и кодификации укрепляются юридические свойства и увеличиваются регулятивные возможности норм международного права: договор или комплекс договоров могут предусматривать наряду с нормами материального права и систему средств обеспечения их выполнения, более завершенно решать проблему их юридической гарантированности. Знаменательно, что в резолюции по докладу КМП на 28-й сессии Генеральная Ассамблея ООН придала особое значение необходимости дальнейшей кодификации и прогрессивного развития международного права с тем, чтобы «сделать его более эффективным средством осуществления целей и принципов, содержащихся в статьях 1 и 2 Устава ООН и в Декларации о принципах международного права, и увеличить его роль в отношениях между государствами».

Вместе с тем известно, что заключения договоров в ряде важнейших сфер приходится ожидать годами и даже десятилетиями в силу политических, идеологических и иных причин. Не факт, например, что включение в резолюцию Генеральной Ассамблеи Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния подтолкнет государства к скорому заключению конвенции.

В данных условиях более быстрому формированию правовых норм и динамичному развитию международного права могут реально способствовать иные формы - резолюции международных организаций и конференций, решения международных судов, «мягкое право». Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не только отражают общую или согласованные позиции большинства или всех членов организации, но нередко порождают последующие совпадающие практику и формирование норм. Совет Безопасности ООН создан как правоприменительный орган, но его решения по созданию уголовных трибуналов ad hoc, резолюции о борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения имеют и правотворческий аспект. В частности, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров обратил внимание на то, что в последнее время деятельность Совета Безопасности оказывает влияние на формирование и толкование международно-правовых норм. Решения и позиции международных судов также могут иметь правосоздающий эффект.

Ссылки государств на положения подобных документов способствуют формированию устойчивой практики, постепенному признанию их юридической обязательности и как следствие - созданию норм международного обычного права (подробнее о таких нормах см. гл. III настоящего учебника). В частности, в заявлении от 8 июля 2004 г. в связи с постановлением Европейского суда по правам человека по делу Илашку и др. против Молдавии и России МИД России сослался на одно из положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г., в которую включен указанный Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Он содержит многие принципы и нормы международной ответственности. На эту резолюцию сослалась и Государственная Дума Федерального Собрания РФ в заявлении от 10 июля 2004 г. в качестве аргументации своей позиции по этому же постановлению Европейского суда. Данные ссылки можно толковать как признание со стороны официальных органов России положений Проекта в качестве правовых норм.

Динамичное развитие международного права обеспечивается и новым толкованием ранее принятых норм, переоценкой роли и значения основных принципов международного права в современных условиях.

Так, расширенное толкование нормы о праве на самооборону, изменяющиеся подходы к принципам суверенитета, невмешательства, обеспечения прав человека приводят к формированию и признанию прав на превентивную и упреждающую самооборону, на гуманитарную интервенцию.

Расширению сферы действия договорных норм способствует их признание не участвующими в договоре государствами через практику.

Яркий и в своем роде пока исключительный пример - Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р о разъяснении п. 5 резолютивной части его Постановления от 2 февраля 1999 г. (о назначении смертной казни)1. Подписав 16 апреля 1997 г. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Россия установила мораторий на данный вид уголовного наказания . На момент принятия указанного Определения Конституционного Суда РФ Протокол № 6 так и не был ратифицирован, т.е. наша страна не являлась его участницей. Оценивая сложившуюся ситуацию, Суд пришел к следующим выводам: в международном праве сложилась устойчивая тенденция к запрету смертной казни; Протокол не может рассматриваться обязывающим для Российской Федерации правовым актом, но это не препятствует признанию его как существенного элемента правового регулирования права на жизнь; в результате более чем 10-летней правоприменительной практики с учетом международноправовых обязательств в России сложился конституционно-правовой режим и устойчивые гарантии права человека не быть приговоренным к смертной казни.

Таким образом, действующее правило стало результатом не нормативно-правового акта (международного договора), а судебной практики на основе данного договора, т.е. признания его «молчаливым» (обычным) путем как нормы международного обычного права.

Об «угрозе» фрагментации. Глобализация резко усилила взаимозависимость государств. В Декларации тысячелетия ООН государства обозначили как главную задачу обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира, обрела всеохватывающий и справедливый характер.

Последствия глобализации отражаются и на праве: как отметила КМП, расширение сферы международного права ведет к усилению единообразия жизни общества во всем мире, в то же самое время и к угрозе фрагментации, т.е. появлению специализированных и автономных комплексов норм, институтов и сфер юридической практики. Проблема фрагментации стала предметом оживленного обсуждения в последние годы в доктрине и в международных органах. КМП в течение нескольких лет рассматривала ее в рамках темы «Фрагментация международного права: трудности, обусловленные диверсификацией и расширением сферы охвата международного права». Созданная в 2002 г. Исследовательская группа завершила работу в 2006 г. докладом1, который был рекомендован Комиссией вниманию Генеральной Ассамблеи. В нем отмечено, в частности, что хотя фрагментация может создавать проблемы, они не так уж новы и не носят такого характера, чтобы их нельзя было решить при помощи методов, которыми юристы-международники пользуются для устранения коллизий норм.

В рассматриваемом контексте вполне обоснованным видится утверждение, что глобализация может стать стимулирующим фактором для дальнейшего развития общего международного права, а также препятствием угрозе фрагментации международного права (распада его целостной системы)2. Другим фактором является то, что международное право охватывает своим действием различные культуры и правовые системы.

Развитие общего международного права и jus cogens. Усиление взаимозависимости государств и расширение общечеловеческих проблем приводят к развитию сферы общего международного права. Оно касается как традиционных («старых»), так и новых отраслей. Общие проблемы могут быть разрешены только общими усилиями, среди которых правовые средства должны занимать не последнее место, поскольку правовое регулирование может быть наиболее экономичным и результативным.

Во избежание превратного толкования необходимо подчеркнуть, что развитие общего международного права вряд ли можно представить как неуклонный и однолинейный процесс и что оно займет ведущее место во всем массиве международного права. Преобладающим являлось и является двустороннее, локальное и региональное регулирование, поскольку собственные интересы государств могут быть реализованы быстрее именно на этих уровнях.

В силу отмеченных выше тенденций можно предположить увеличение числа императивных норм общего международного права (jus cogens). Существование данной категории норм было отмечено в середине XX в. рядом известных юристов. Фактом официального их признания стала разработка КМП понятия jus cogens и включение его в Конвенцию о праве международных договоров 1969 г. Концепция jus cogens находит последовательное подтверждение в договорной практике.

Особое место и значимость этой группы норм Комиссия обозначила также в Проекте статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статья 26 Проекта оговаривает, что никакие обстоятельства, исключающие противоправность деяния государства, не применяются, если речь идет о нарушении норм jus cogens. Им посвящена и специальная глава в этом Проекте «Серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права». Предусматривается, что такие нарушения влекут особые последствия.

Как часть обычного права jus cogens развивается достаточно медленно. Тем не менее обычное право продолжает оставаться одним из двух основных наряду с договорным правом. Формулированию и структурированию международного обычного права посвящены специальные исследования. (Всемирная)

Ассоциация международного права создала в 1985 г. специальный комитет, поручив ему разработку проблемы. Работа продолжалась 15 лет, в течение которых комитет неоднократно представлял промежуточные доклады на конференциях Ассоциации. В 2000 г. на Лондонской конференции был принят финальный доклад комитета.

Предположение о расширении jus cogens выглядит сегодня скорее гипотетическим. В литературе даже высказываются прогнозы о возможности исчезновения или перехода в новое качество этих норм. Вместе с тем некоторые общемировые проблемы, например загрязнение окружающей среды, угроза применения оружия массового уничтожения, могут потребовать радикальных решений, в том числе правовыми средствами, и формирования императивных правил.

Международное право в национальной юрисдикции. В числе наиболее значимых тенденций развития международного права - его возросшее и более тесное взаимодействие с национальными правопорядками, особенно его влияние на содержание и применение внутреннего права. Данная тенденция очевидна и вряд ли кем-либо оспаривается.

Обеспечение действия и применения международного права в сфере внутригосударственной юрисдикции непосредственно в правореализующей практике, прежде всего через судебную систему государств, без длительного процесса инкорпорации в законодательство соответствовало бы современной динамике жизни. Реальность, однако, пока такова, что далеко не все государства идут по этому пути.

В последние годы официальная позиция не выглядит столь категоричной, в нее внесены определенные коррективы. Так, выступая на Международной конференции ученых-юристов и специалистов в области международного права, посвященной 60-летию Победы и созданию ООН (Москва, 27 июня 2005 г.), министр иностранных дел РФ отметил, что допустимо применение силы против государства без его согласия для пресечения или предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека (геноцид, преступления против человечности), распространения оружия массового уничтожения, но лишь на основе волеизъявления международного сообщества, т.е. по решению компетентного в соответствии с Уставом ООН органа - Совета Безопасности.

Гуманизация международного права. Потребность времени - дальнейшая гуманизация международного права. В данном случае речь идет не только о последующем развитии такой его отрасли, как права человека, но и о том, что международное право становится менее «этатистским» (правом на уровне государств и межгосударственных структур и только для них). Традиционно оно развивалось как право государств, как регулятор межгосударственных отношений. Но в эпоху глобализации, взаимозависимости и прав человека оно не может оставаться прежним. В настоящее время участниками международного общения являются и оказывают на него все растущее влияние также неправительственные структуры - ТНК, СМИ, международные неправительственные (общественные) организации (МНПО). Международное право имеет все большее значение в регулировании прав и защите интересов физических и юридических лиц.

Соответственно все большее значение на международной арене приобретают индивидуальные и частные права и интересы. Неправительственные организации играют возрастущую роль в решении ряда важных международных проблем, которые всегда входили в сферу межгосударственной компетенции. Так, в решении Совета министров ОБСЕ «Активизация усилий ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми» 2000 г. отмечен вклад МНПО в защиту прав человека, в предотвращение и урегулирование конфликтов, в диалог с правительствами и межгосударственными организациями, в предотвращение торговли людьми.

Стремление к строительству цивилизованного правового государства во многих странах предполагает наличие развитого гражданского общества и возможность его влияния на государство. Вполне обоснованно говорить о необходимости наличия и мирового гражданского общества и его воздействия на сообщество государств и межгосударственных организаций. В Докладе на Саммите тысячелетия Генеральный секретарь ООН К. Аннан подчеркнул необходимость внести коррективы в работу Организации, чтобы она могла в полной мере использовать потенциал гражданского общества. В частности, по Плану действий, разработанному Секретариатом ООН, роль гражданского общества может быть значительной в содействии подписанию и ратификации многосторонних договоров, а в Декларации тысячелетия государства - члены ООН поставили задачу предоставить частному сектору, неправительственным организациям и гражданскому обществу в целом более широкие возможности для содействия достижению целей и осуществлению программ Организации (para. 30).

Международное право и международные институционные образования не могут функционировать и развиваться без учета тенденции его гуманизации. Например, Международный суд, являясь по своему назначению сугубо межгосударственной структурой, главным судебным органом ООН по разрешению споров между государствами и формулированию консультативных заключений по запросам уполномоченных органов ООН и межправительственных организаций, в подавляющем большинстве случаев на протяжении всей своей деятельности воздерживался от прямых предписаний в отношении органов государств, физических и юридических лиц.

Однако в некоторых консультативных заключениях и решениях последних лет Суд переломил эту традицию, сформулировав непосредственно обязательства государственных органов, включая суды, что свидетельствует о возрастающем признании примата международных обязательств в случае их конфликта с национальным правом. Так, в решении по делу братьев La Grand3 Международный суд констатировал нарушение США не только своих обязательств по Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях, но и прав физических лиц, непосредственно вытекающих из Конвенции. Более того, как отмечает судья Международного суда, увеличивается количество дел, непосредственно связанных с правами человека. Суд призван действовать как верховный арбитр в спорах, в которых давно установленные и базирующиеся на суверенитете нормы международного права (например, о государственном иммунитете) выдвинуты как защита против требований, основанных на более «современном» праве прав человека.

Еще из «оговорки Ф.Ф. Мартенса» вытекает, что международное право действовало и действует не только в отношении государств, но и непосредственно в отношении людей. Международное право, привычно трактуемое как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, международными межправительственными организациями и государствоподобными образованиями, очевидно, со временем будет правом международного сообщества в широком смысле. Оно все чаще будет включать в сферу своего регулирования негосударственные структуры и индивидов.

Таким образом, международное сообщество видит перспективу развития в усилении роли международного права, в обеспечении его верховенства, в решении международных дел и регулировании глобальных процессов.

Соответственно, изменяется и характер самого международного права. Быстро развивается процессуальное право, что не было присуще международному праву ранее. Создан и функционирует ряд международных судов и трибуналов. Все это говорит о том, что международное право становится более системным и обеспеченным институциональными структурами.

Беспрецедентно быстро и неуклонно расширяется его взаимодействие с национальными правопорядками, «присутствие» и реализация в правовых системах государств при разрешении конкретных дел и ситуаций.

Изменяются приоритеты в международном праве и соотношение его основных принципов. Из права обеспечения в первую очередь государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела оно во все большей мере становится правом обеспечения прав негосударственных структур и человека.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

Возникновение и основные этапы развития международного права

История становления и развития международного права достаточно исследована в отечественной правовой науке. В учебной литературе историческим вопросам отводится много внимания. Ряд учебников содержит подробные разделы о возникновении и развитии международного права.

В советской литературе по международному праву периодизация его развития давалась, исходя из формационного подхода (международное право в период рабовладельческого строя, международное право в период феодального строя, международное право в период капитализма, международное право в период социализма). В новейшей учебной литературе делаются попытки отхода от формационной периодизации развития международного права. Так, в учебнике под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова в основу периодизации положены важнейшие вехи становления международного права (период Древнего мира, период от падения Римской империи до Вестфальского мира, период от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира, от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права).

На наш взгляд, периодизацию истории развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

1. Доклассический период развития международного права (период Древнего мира и Средних веков). Возникновение международного права связано с появлением государств и зарождением системы отношений между ними. В период Древнего мира особенностью межгосударственных отношений был очаговый характер. Зарождение международно-правовых институтов происходило в тех районах, где возникали цивилизации (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей).

Международные нормы, регулировавшие отношения между государствами в этих регионах, первоначально носили религиозный и обычно-правовой характер. В данный период зарождаются институты будущих законов и обычаев войны; права международных договоров, посольского права, межгосударственных союзов.



В Средние века (VI-XVI вв.) силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны. Важнейшей вехой в развитии международного права стал Вестфальский трактат 1648 г., заключением которого завершилась тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, принцип политического равновесия, впервые была сформулирована декларативная теория признания, положено начало формированию понятия «суверенитет».

В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция, который в 1625 г. издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

2. Период классического международное право. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г., созданные на основе естественно-правовой концепции, явились побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм (принципа невмешательства во внутренние дела других государств, территориального верховенства, соблюдения международных договоров, принцип суверенитета народа). Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.

В данный период идет активное формирование международного гуманитарного права. Уже в Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых, а в 1868 г. по инициативе России подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Международное право в данный период стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Однако действие большинства прогрессивных норм международного права распространялось только «цивилизованные государства». Государства Востока не входили в их число.

3. Переход от классического к современному международному праву (1899 -1946 гг.).

Начало этому периоду дали Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений и подписали ряд деклараций (Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о неупотреблении сворачивающихся или сплющивающихся пуль, Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, Конвенция о мирном урегулировании споров).

На второй Гаагской конференции (1906-1907) было принято 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г., которые касались вопросов мирного разрешения международных споров, порядка открытия военных действий, законов и обычаев сухопутной и морской войны, запрещение использовать некоторые виды оружия и др.

Важнейшей вехой этого периода стало создание первой международной организации универсального характера - Лиги Наций. Это была первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. Ее уставный документ – Статут исходил из цели поддержания международных отношений, основанных на справедливости и чести. Лигу Наций можно с полным правом считать прологом Организации Объединенных наций.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

4. Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международное право является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм международное право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

Международное право: понятие, особенности и функции

Международное право - это особая правовая система, отличная от систем, существующих в конкретных государствах. Оно призвано посредством юридических норм регулировать международные (прежде всего межгосударственные) отношения.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом.

Общими чертами, присущими международно-правовой и внутригосударственной правовым системам следует признать следующее:

Обе правовые системы призваны регулировать правовые отношения.

Они имеют сходную структуру. Первичным элементом каждой из систем является норма права. Нормы права объединяются в институты, подотрасли и отрасли права.

И в международном, и во внутригосударственном праве используются практически одни и те же одни юридические определения и конструкции, обладающие в каждой из систем своей спецификой.

В основе разграничения международно-правовой и внутригосударственной правовых систем лежит предмет правового регулирования, процесс нормообразования, способ реализации норм, субъектный состав, формы объективирования юридических норм и другие характеристики.

Одним из основных отличий международного и внутригосударственного права является предмет правового регулирования. Внутригосударственное право призвано регулировать отношения между субъектами национального права в пределах юрисдикции соответствующего государства. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования нескольких государств.

Существенно отличается и процесс образования норм в международном праве. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Адресаты норм в их создании участия, как правило, не принимают. В международных отношениях нет органа, подобного законодательному национальному органу, который издавал бы правовые нормы, обязательные для государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами (прежде всего государствами) путем соглашения, сущностью которого является согласование «воль государств относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права». Такая особенность делает процесс нормообразования в международном праве гораздо более сложным по сравнению с процессом нормообразования в национальном праве отдельных государств.

Отличается от внутригосударственного и способ реализации норм международного права. Нормы национального права устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. В международных отношениях над государством нет властных образований. Никто не вправе установить правила поведения субъектов международно-правовой системы. Норма международного права является результатом согласования воль государств, которые обязуются добровольно ее выполнять. Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств составляет одну из характерных черт международного права как особой правовой системы. Вместе с тем в необходимых случаях обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Различается и перечень субъектов международного и внутригосударственного права. В общей теории права признано, что субъект права – это лицо, поведение которого регулируется нормами данной правовой системы. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, должностные лица и т.д. Субъектами международного права признаются суверенные государства, государственно-подобные образования, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации. Важной особенностью международного права, как особой правовой системы, является то, что его субъекты не только адресаты международно-правовой нормы, но и ее создатели.

Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах внешнего выражения (источниках). Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, указов, постановлений, приказов и т. п. Международно-правовые - в виде международных договоров, международно-правовых обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов. Специфика международного права проявляется в том, что его субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но внешнюю форму их существования.

Функции международного права.

Координирующая - с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.

Регулятивная - нормы международного права призваны регулировать правоотношения, возникающие в межгосударственной системе.

Обеспечительная – международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым международно-правовым нормам.

Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме