Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Греция. Древние Микены

  • ДАТА: XII-XIV века до н. э.
  • СТИЛЬ: Микенский
  • МАТЕРИАЛЫ: Камень
  • ПОСТРОЕН: по приказу критских правителей
  • Легендарный дворец-крепость Агамемнона и Клитемнестры, история которых много раз становилась сюжетом для великих произведений древнегреческой литературы

Гомер в своих эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее» описал Микены, легендарную горную твердыню царя Агамемнона, как «несокрушимую цитадель, бога-тую золотом», И Гомер, и Эсхил в своей «Орестее» называли Микены местом кровавой расправы, где смертных карают боги. Агамемнон был предводителем войска во время Троянской войны. Потом, чтобы боги даровали попутный ветер, и военный флот мог двигаться, он принес в жертву свою дочь Ифигению. Царь вернулся с победой, но его жена Клитемнестра с любовником Эгистом убила его прямо в купальне. Убийцам отомстил Орест, сын Агамемнона, и они приняли свою смерть от его руки.

Мифы и реальность

Из всех археологических достопримечательностей Греции, у которых есть мифическое прошлое, Микены ближе всего к греческим легендам. Особенно если считать, что в легендах сплетаются истории из разных времен. Микены расположены на скалистых холмах над Аргосской долиной, рядом с главной дорогой между городами Коринф и Аргос. Крепостные стены и большинство зданий были построены в 1380- 1190 годах до н. э., хотя на этом месте еще с глубокой древности, с XVI века до н. э„ были поселения правителей. В наши дни цитадель лежит в руинах, но даже сейчас можно вообразить себе ее потрясающее великолепие и поразиться архитектурным достижениям микенской цивилизации.

Знаменитые Львиные ворота – главный ритуальный вход в крепость, где жила элита. В основном город располагался перед ними. Чтобы подчеркнуть великолепие ворот, каменную кладку там обработали лучше, чем в других местах, и над воротами установили удивительный каменный рельеф. Два мускулистых и, увы, уже безголовых льва на этом рельефе стоят по бокам колонны.

За стенами цитадели

Прямо за стенами цитадели находится кладбище правителей, обнесенное стеной по кругу. В этих гробницах немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил одну из самых великолепных археологических находок – множество прекрасных кинжалов из бронзы, чаш и кубков, тиар и цепей из золота филигранной работы и удивительную золотую посмертную маску. Шлиман тогда воскликнул: «Я взглянул в лицо Агамемнона!» Хотя последующие исследования показали, что гробницы появились за 300 лет до Троянской войны, все равно нельзя усомниться в богатстве и величии микенской цивилизации.

За стенами крепости, под холмом, расположена так называемая Сокровищница Атрея, прекрасный пример микенского каменного “мавзолея-улья”

От гробниц лестницы ведут прямо к царскому дворцу на вершине холма, границы стен его до сих пор заметны. В центре – двор, оттуда можно попасть в мегарон, большой зал для приемов, с традиционным круглым очагом. Стены этого зала когда-то были покрыты яркой росписью. Еще во дворце был тронный зал и много маленьких комнат. На востоке – Дом с колон-нами, величественное здание, двор которого с трех сторон окружают колонны. Tакже частично сохранилась лестница, когда-то она вела на второй этаж.

У восточной стороны крепости был потаенный источник с водохранилищем, он залегал под землей, к нему спускалась винтовая лестница. Водохранилище построили в XII веке для того, чтобы люди в крепости могли выдерживать долгую осаду. Осаждали крепость, скорее всего, враждебные микенские пари или захватчики-дорийцы с севера. К 1100 году до н. э. когда-то процветающее поселение уже было заброшено.

Задолго до того как Грецию стали называть античной, около 1600 лет до н.э., Восточное Средиземноморье населяла цивилизация торговцев и завоевателей. Это были времена мифов и легенд.

Боги в то время часто спускались с , а смертными правили их отпрыски. Именно тогда небезызвестный всем Персей, сын Зевса и дочери аргосского царя, будучи правителем расположенного неподалеку Тиринфа, основал древний город Микены.

Город стал иметь настолько большое значение, что последний доисторический период греческой цивилизации именуют «микенским».

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были: диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Как добраться до Микен

Время неумолимо, и сейчас мы можем увидеть только руины некогда могущественного города. Это все что дошло до нас.

Микены – это один из величайших памятников бронзового века.
Город находится на востоке скалистого хребта полуострова Пелопоннес.

Ориентиром является городок Микенес, расположенный в 2 км от них. Географические координаты древнего города: 37° 43? 50? с. ш., 22° 45? 22? в. д. От столицы Греции — примерно 90 км на юго-запад полуострова, либо 32 км на север от залива Арголикос.

Добраться до Микен можно рейсовым автобусом из Афин с автовокзала КТЕЛ Афинон примерно за два часа, билет стоит около 12 евро. Но можно попасть в Микены и самостоятельно , вооружившись навигатором или картой. Необходимо проехать сначала до города Арго, оттуда уже отправиться в Микенес, миновав еще одну – Коринфский канал.

Находятся руины на территории археологического парка «Микены». Вход в парк платный. Билеты продаются при входе и стоят 8 евро, причем детям до 18 лет приобретать билеты не нужно. Предъявив билет, Вы сможете увидеть Микенский акрополь, Археологический музей и «Сокровищницу Атрея».

Бронируя экскурсию в Микены через интернет либо в отелях, уточните есть ли русскоговорящий гид. Как правило, посещение Микен в таких экскурсиях запланировано наряду с другими достопримечательностями, поэтому стоимость зависит от вида транспорта, количества посещаемых мест и категории экскурсии.

Что посмотреть

Как и многие города, Микены имели своего собственного правителя, соответственно царский дворец и хорошо укрепленную цитадель.

Город обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней. Строительство вели, ни больше, ни меньше — гиганты циклопы.


Иначе, как еще можно объяснить происхождение столь мощного оборонительного сооружения. Камни так плотно подогнаны друг к другу, что возникает ощущение монолитности стен. Такую кладку повелось называть циклопической. Вес некоторых камней доходит до 10 тонн.

На вершине небольшого холма у подножья горы был возведен Царский дворец. Это так называемый верхний город – акрополь.


Здесь жила не только царствующая династия, но и прочая знать и аристократия. Это и есть центр политического управления городом-государством. На территории также были храмы, склады и захоронения умерших правителей.

Центром Царского дворца является прямоугольное помещение с колоннами и очагом в полу – царская приемная.


Так называемый Мегарон служил административным центром города и в нем проводились заседания, совещания и суды.
В Мегароне находился и символ царской власти – трон. В наше время сохранился только фундамент сооружения.

Царские покои пасположены с северной стороны дворца. Здесь же был возведен храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптура, изображавшая двух богинь и ребёнка.

Обычные же люди жили вне стен крепости у подножья холма. Интересно, что постройки имели трапециевидную форму, коротким основанием направлены в сторону акрополя. Из-за чего весь город сверху напоминал веер. Самые известные строения это «Дом Сфинкса», «Дом виноторговца», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».

Попасть в крепость возможно было только по дороге через . Это знаменитейшая архитектурная достопримечательность Микен.

Ворота сооружены из четырех мощных плит известняка. Их пролет представляет собой квадрат, сторона которого около 3 метров. Закрывались они, скорее всего, деревянными створками, которые не сохранились до наших дней.

Об их существовании можно судить по углублениям на боковых стенках. Фронтон украшен барельефом с изображением двух львов, которые были символом царской династии, и олицетворяли ее могущество.

Львы стоят на задних лапах и опираются ими на колонну. Их головы не сохранились, и по разным версиям были выполнены либо из слоновой кости, либо из золота. Это древнейшая скульптурная композиция в Европе.

В царский дворец ведет большая лестница, начинающаяся со внутреннего двора у Львиных ворот. Интересно, что уже тогда существовала бюрократия. Глиняные таблички, найденные при раскопках во дворце, оказались финансовыми отчетами, списками рабов и ремесленников.

Микены обладали самой большой драгоценностью для всех крепостей – подземными источниками воды.

Жители вырыли глубокий тоннель к ключу, известному как фонтан Персея. Этот фонтан и огромная оборонительная стена помогали им выдерживать длительные осады.

За стенами цитадели археологи обнаружили гигантские купола – усыпальницы царей и знати, возведенные из мощных каменных плит. Гробницы маскировались насыпным курганом, а вовнутрь вел длинный коридор – дромос.

Коридор, через высокий, до 7 метров в высоту, монументальный вход, вёл во внутреннюю сводчатую камеру. После похорон гробницу закрывали, а все входы засыпали землей. Самая известная и хорошо сохранившаяся – сокровищница или усыпальница Атрея, отца Агамемнона.

Но гробница была разграблена задолго до того как ее нашли археологи.

На территории же самой крепости в результате раскопок были обнаружены царские могилы, сразу за Львиными воротами.

Генрих Шлиман раскопал здесь пять царских захоронений. В них находились останки девятнадцати умерших, погребенных под грудами золотых украшений. Самой знаменитой находкой стала золотая посмертная маска.


По мнению Генриха Шлимана, маска принадлежала самому Агамемнону. Позже выяснилось, что захоронения были сделаны на несколько веков ранее времен легендарной Троянской войны.
В 1999 году руины Микен внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на то что, время не пощадило город, посещение его весьма познавательно и интересно.

(G) (Я) Координаты : 37°43′50″ с. ш. 22°45′22″ в. д.  /  37.73056° с. ш. 22.75611° в. д.  / 37.73056; 22.75611 (G) (Я)
Археологические памятники Микен и Тиринфа *
Archaeological Sites of Mycenae and Tiryns**
Всемирное наследие ЮНЕСКО

В доантичный период Микены были одним из крупных центров Микенской цивилизации, погибшей в результате бронзового коллапса .

Микенские гробницы

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах - «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. В одну из гробниц - сокровищницу Атрея - ведёт вход высотой почти в 6 метров, открывающий погребальную камеру: круглую в плане, 13 метров высотой и 14 шириной, с ульевидным сводом. Когда-то её стены украшали бронзовые позолоченные розетки. Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

Взлёт и упадок

    The acropolis at Mycenae, Dec. 2001.jpg

    Микенский акрополь. 2001 год

См. также

Напишите отзыв о статье "Микены"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Микены

Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Но еще он не кончил стихов, как громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, загремел из столовой польский: «Гром победы раздавайся, веселися храбрый росс», и граф Илья Андреич, сердито посмотрев на автора, продолжавшего читать стихи, раскланялся перед Багратионом. Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. На первом месте, между двух Александров – Беклешова и Нарышкина, что тоже имело значение по отношению к имени государя, посадили Багратиона: 300 человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее, поближе к чествуемому гостю: так же естественно, как вода разливается туда глубже, где местность ниже.
Перед самым обедом граф Илья Андреич представил князю своего сына. Багратион, узнав его, сказал несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день. Граф Илья Андреич радостно и гордо оглядывал всех в то время, как Багратион говорил с его сыном.
Николай Ростов с Денисовым и новым знакомцем Долоховым сели вместе почти на середине стола. Напротив них сел Пьер рядом с князем Несвицким. Граф Илья Андреич сидел напротив Багратиона с другими старшинами и угащивал князя, олицетворяя в себе московское радушие.
Труды его не пропали даром. Обеды его, постный и скоромный, были великолепны, но совершенно спокоен он всё таки не мог быть до конца обеда. Он подмигивал буфетчику, шопотом приказывал лакеям, и не без волнения ожидал каждого, знакомого ему блюда. Всё было прекрасно. На втором блюде, вместе с исполинской стерлядью (увидав которую, Илья Андреич покраснел от радости и застенчивости), уже лакеи стали хлопать пробками и наливать шампанское. После рыбы, которая произвела некоторое впечатление, граф Илья Андреич переглянулся с другими старшинами. – «Много тостов будет, пора начинать!» – шепнул он и взяв бокал в руки – встал. Все замолкли и ожидали, что он скажет.
– Здоровье государя императора! – крикнул он, и в ту же минуту добрые глаза его увлажились слезами радости и восторга. В ту же минуту заиграли: «Гром победы раздавайся».Все встали с своих мест и закричали ура! и Багратион закричал ура! тем же голосом, каким он кричал на Шенграбенском поле. Восторженный голос молодого Ростова был слышен из за всех 300 голосов. Он чуть не плакал. – Здоровье государя императора, – кричал он, – ура! – Выпив залпом свой бокал, он бросил его на пол. Многие последовали его примеру. И долго продолжались громкие крики. Когда замолкли голоса, лакеи подобрали разбитую посуду, и все стали усаживаться, и улыбаясь своему крику переговариваться. Граф Илья Андреич поднялся опять, взглянул на записочку, лежавшую подле его тарелки и провозгласил тост за здоровье героя нашей последней кампании, князя Петра Ивановича Багратиона и опять голубые глаза графа увлажились слезами. Ура! опять закричали голоса 300 гостей, и вместо музыки послышались певчие, певшие кантату сочинения Павла Ивановича Кутузова.
«Тщетны россам все препоны,
Храбрость есть побед залог,
Есть у нас Багратионы,
Будут все враги у ног» и т.д.
Только что кончили певчие, как последовали новые и новые тосты, при которых всё больше и больше расчувствовался граф Илья Андреич, и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось. Пили за здоровье Беклешова, Нарышкина, Уварова, Долгорукова, Апраксина, Валуева, за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и наконец отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался.

Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. Он много и жадно ел и много пил, как и всегда. Но те, которые его знали коротко, видели, что в нем произошла в нынешний день какая то большая перемена. Он молчал всё время обеда и, щурясь и морщась, глядел кругом себя или остановив глаза, с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу. Лицо его было уныло и мрачно. Он, казалось, не видел и не слышал ничего, происходящего вокруг него, и думал о чем то одном, тяжелом и неразрешенном.
Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним. Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался. Невольно вспоминая всё прошедшее своей жены и ее отношения с Долоховым, Пьер видел ясно, что то, что сказано было в письме, могло быть правда, могло по крайней мере казаться правдой, ежели бы это касалось не его жены. Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено всё после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.

Микенская (ахейская) цивилизация (1600-1100 гг. до н.э.) является одной из древнейших и интереснейших цивилизаций, существовавших когда-либо на территории современной Греции. Эта цивилизация оказала неоспоримое влияние на последующее развитие древнегреческой культуры и занимает особое место в литературе и мифологии, в том числе и в трудах Гомера.

Одним из крупнейших и важнейших центров микенской цивилизации, безусловно, был древний город Микены, от которого, собственно, культура впоследствии и получила свое название. Здесь же размещалась царская резиденция, а также усыпальницы микенских царей и их приближенных. В древнегреческой мифологии Микены хорошо известны как царство знаменитого Агамемнона, возглавившего легендарную Троянскую войну.

Руины некогда величественных Микен лежат примерно в 90 км к юго-западу от Афин в северо-восточной части Пелопоннеса рядом с маленькой одноименной деревушкой и сегодня являются важным археологическим и историческим памятником.

Первые раскопки древних Микен были проведены еще в 1841 году греческим археологом Кирриакисом Питтакисом. Именно тогда и были обнаружены знаменитые Львиные ворота – монументальный вход в акрополь, построенный из четырех огромных монолитных известковых глыб и получивший свое название из-за огромного барельефа с изображением двух львов над входом. Львиные ворота, а также фрагменты впечатляющих крепостных стен (их ширина в некоторых местах достигала 17 м), возведенных в так называемой «циклопической» кладке, неплохо сохранились и даже сегодня, спустя более трех тысяч лет, поражают своей монументальностью.

Настоящий же фурор произвели археологические работы, начавшиеся уже в 1870-х годах под эгидой Археологического общества Афин и руководством Генриха Шлимана. В ходе раскопок (как на территории крепости, так и за ее пределами) был выявлен ряд захоронений в шахтовых и купольных гробницах с невероятным количеством всевозможных погребальных даров, среди которых особенно впечатляло огромное количество разнообразных изделий из золота. Впрочем, огромный интерес представляла и архитектура гробниц, прекрасно иллюстрирующая мастерство древних зодчих. Лучше всего до наших дней, пожалуй, сохранились, гробницы Клитемнестры и Атрея. Усыпальница же последнего датируется XIV веком до н.э. и представляет собой двухкамерную гробницу с коридором-дромосом (длина – 36 м, ширина – 6 м), ведущим в купольное помещение (где покоилось тело царя) с небольшим боковым приделом, в котором также был выявлен ряд захоронений. Над входом в гробницу была установлена огромная 9-метровая каменная плита весом примерно около 120 тонн. Каким образом древним умельцам удалось ее установить - до сих пор остается загадкой. Гробница Атрея, или Сокровищница Атрея, является самым грандиозным купольным сооружением того времени и одним из важнейших архитектурных памятников микенской цивилизации.

В последующие десятилетия археологи не раз возвращались к раскопкам легендарных Микен и обнаружили еще множество различных сооружений, среди которых и остатки расположенного на вершине холма дворцового комплекса. В недавнем времени был раскопан и так называемый «нижний город». Подробное изучение результатов археологических раскопок позволило существенно приоткрыть завесу тайны над загадочной микенской цивилизацией.

Знаменитое «микенское золото» (в том числе и так называемая золотая «маска Агамемнона», XVI век до н.э.), а также множество других уникальных древних артефактов, найденных в ходе раскопок Микен, сегодня хранится в Национальном археологическом музее Афин.

Город Микены был одним из главных экономических и политических центров древнегреческой цивилизации, существовавший с 1600 - 1100 гг. до н.э.. Микены - это один из самых известных и впечатляющих археологических памятников бронзового века. Именно здесь зародилась великая Микенская цивилизация, которая впоследствии подчинила себе всю территорию древней Греции. Располагается на Пелопоннесе в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микинес.

Микены - дворец легендарного царя Агамемнона. На территории Микен расположены древние гробницы царей, древний акрополь и львиные ворота (вход в акрополь) и другие достопримечательности.

Микенский холм расположен на высоте 278 метров и отделен от других окружающих склонов крутыми ущельями. Считается, что город Микены был заселен индоевропейцами еще около 2000 г. до н.э., которые занимались земледелием и скотоводством. В эпоху бронзового века в городе были созданы укрепленные стены и оружейные деревни. Со временем Микены стали столицей восточной части Средиземноморской территории.

Микены являлись влиятельным центром древнего мира. К сожалению, наши знания об этой цивилизации остаются не полными, т.к. писаний и других прямых доказательств этой эпохи не были найдены. Основными источниками наших знаний являются поэмы Гомера, драмы Эсхила, Софокла, Еврипида, а так же писания эллинистов и древних историков.

По преданию, город построен Персеем. Здесь жили потомки Даная и переселившихся из Элиды амифаонидов, а затем и пелонидов, при которых сильно возвысившийся соседний Аргос, подчинил себе Микены. По возвращении гераклидов город стал приходить в упадок и в эпоху Греко-Персидских войн окончательно погиб в борьбе с аргосцами.

Жители переселились в Клеоны, в Керинию, в Ахайе и к царю Александру Македонскому. По словам Страбона, в его время не оставалось и следов от города, но Павсаний описывает значительные остатки циклопической стены с Львиными Воротами, подземные Сокровищницы Атрея и его сыновей, могилы Атрея и Агамемнона. В доантичный период Микены были одним из крупных центров Эгейской цивилизации, погибшей в результате извержения вулкана Санторин на острове Тира в Средиземном море.

Дворцовый комплекс был обнаружен археологом Генрихом Шлиманом в 1876 году, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу "златообильных Микен". Микенское золото хранится в Национальном археологическом музее в Афинах.

Подобные цитадели возводились для правящей элиты. За крепостными стенами жили не только знатные особы, но и ремесленники, купцы. Стены крепости достигают в ширину 14 метров. Их называют "циклопическими" из-за легенды, по которой эти стены возвели циклопы.

От огромного царского дворца, расположенного на вершине холма, остались лишь полы. На камнях до сих пор можно увидеть следы пожара, уничтожившего это великолепное сооружение. Здание было 23 метра длиной и 11,5 меров шириной. Вход с севера ведет к покоям королевской семьи. Здесь сохранились остатки фундаментов в том числе красная комната с полом - также известный как красная ванная комната - где был убит царь Агамемнон.

Львиные ворота были сооружены в XIII веке до н.э и ведут к акрополю. Своим названием они обязаны барельефу со львами, венчающими дверной проем. Внутри акрополя было обнаружено шесть царских гробниц с богатейшими погребальными дарами - эти сокровища и нашел Шлиман.

До постройки крепостей и городов микенцы хоронили своих царей в сложных «купольных» гробницах — «толосах», построенных из огромных каменных плит и по форме напоминавших гигантские купола. Лучше всего сохранились сокровищница Атрея и гробница Клитемнестры, они сохранились практически полностью. Всего около акрополя их 4 - еще у двух гробниц крыши-купола не сохранились. Если встать на тропинку в акрополь и смотреть на акрополь - одна гробница без купола находится слева, рядом с музеем. Справа находится две гробницы рядом - Клитемнестры и еще одна без купола. А сокровищница Атрея (гробница Агамемнона) - чуть в стороне от акрополя, необходимо спуститься по шоссе вниз примерно на 1 км (обычно мимо нее все автобусы проезжают по поути к акрополю и делают остановку).

Одному царю принадлежали до 400 литейщиков бронзы и многие сотни рабов. Состоятельные микенцы высоко ценили золото, ввозимое из Египта. Искусные мастера делали из золота кубки, маски, цветы и украшения, инкрустировали золотом мечи и доспехи.

В 7 км к югу от Микен находится Аргив-Эрейон (Иреон Аргивский). Это святилище Геры, почитаемое на протяжении почти двух тысяч лет, по Гомеру было именно тем местом, в котором Агамемнон был избран предводителем греческой экспедиции в Трою. Целый комплекс микенских могил VII-V веков до н. э. тянется тремя террасами, вокруг которых найдены римские термы и палестра, а сам храм, как считается, послужил прообразом афинского Парфенона.

Мифология

Название Микен связано с самыми известными греческими мифами, которые дошли до нас через эпос Гомера и другие великих трагедий древности. По преданию, Микены были основаны Персеем, сыном Зевса и Данаи, и его потомки правили в этой области на протяжении многих поколений. Династию Персея сменила династии Атрея.

Сын Атрея, Агамемнон, гордый лидер ахейцев (древнее название греков), возглавил греческое армии против Трои в 13-ом веке до нашей эры. Когда армия и флот собрались у Авлис, восточнее Афин, чтобы отправиться в Трою, ветер стих, и корабли не могли двинуться в путь. Тогда Оракул сказал грекам, что для того, чтобы ветер вновь поднялся, Агамемнон должен принести в жертву свою младшую дочь Ифигению. После длительных мучений жертва была принесена и армия отправилась в 10-ти летний поход, приведший к падению Трои.

После своей торжественной победы, Агамемнон вернулся в Микены, его жена Климнестра, до сих пор не оправившаяся от смерти дочери и узнавшая об изменах мужа, вместе со своим любовником, убила Агамемнона во время приема ванны. Обезумивший от ярости, ее сын Орест, подстрекаемый своей сестрой Электрой, убивает мать и ее любовника, чтобы отомстить за смерть отца.

Сегодня, вот уже 3000 лет спустя, греки по-прежнему называют жен, убивших своих мужей «Климнестра».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме