Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Епископ Якутский и Ленский Роман: «Я родился монахом. Мониторинг сми: "некто епископ роман серпуховской (гаврилов) – скучный дед с серым лицом и пустыми глазами

Епископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. - делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) назначен игуменом Высоцкого монастыря г. Серпухова с освобождением от обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

ИА SakhaNews. 1 февраля 2016 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Якутский и Ленский Роман возведён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архиепископа. Об этом ИА SakhaNews сообщили в пресс-службе Якутской епархии.

Напомним, архиепископ – почетный титул епархиального архиерея, даруемый указом патриарха.

Глава города Якутска Айсен Николаев и депутаты Якутской городской Думы сердечно поздравляют Владыку Романа с возведением в сан архиепископа и благодарят за вклад в укрепление духовного здоровья народа, воспитание любви к Отечеству, уважение к национальным святыням.

Справка:

Архиепископ Якутский и Ленский Роман , в миру Лукин Алексей Александрович , родился 11 октября 1968 года, в день памяти Собора преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в г.Прохладный Кабардино-Балкарской АССР, в православной семье.

По окончании средней школы города поступил в Профессионально-техническое училище, которое окончил в 1987 году.

В июле 1987 года, принят в иподиаконский состав архиепископа Антония (Завгороднего, +1989) правящего архиерея Ставропольской и Бакинской епархии.

В декабре того же года призван для прохождения срочной воинской службы.

В декабре 1989 года принят в 1 класс Ставропольского епархиального училища имени святителя Игнатия Брянчанинова. В 1990 году переведен во второй класс реорганизованной Ставропольской семинарии.

С 1990 года нес послушание иподиакона митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина, +2003).

20 марта 1992 года, обучаясь на третьем курсе Ставропольской духовной семинарии, архимандритом Евгением (Решетниковым) (ныне архиепископ Верейский), пострижен в монашество с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца.

7 апреля 1992 года митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, в Андреевском соборе города Ставрополя, рукоположен в сан иеродиакона. 9 августа того же года, в Крестовоздвиженском храме г.Кисловодска – в сан иеромонаха.

В течение последнего года учебы нес послушания благочинного семинарского храма и исполнял обязанности заведующего канцелярией семинарии.

По окончании семинарии назначен на должность настоятеля храма свт. Игнатия Ставропольского (Брянчанинова), и.о. инспектора, а также преподавателя литургики и нравственного богословия Ставропольской Семинарии.

С 18 октября 1993 года – ответственный секретарь, а с 14 мая 1994 года – главный редактор газеты "Православное слово".

В 1995 году, за усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II наперсным крестом.

В том же году поступил на очное отделение Московской Духовной Академии, которую окончил в 1999 году со степенью кандидата богословия защитив диссертацию на тему: "Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского)".

С 1999 года - проректор по воспитательной работе (инспектор) Ставропольской духовной семинарии и настоятель Игнатиевского семинарского храма.

В 2000 году согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, ко дню Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В последующие годы был председателем комиссии по Религиозному образованию и катехизации Ставропольского благочиннического округа, редактором и ведущим духовно-просветительской телепрограммы "Ставропольский Благовест".

В 2004 году окончил психологический факультет Института Дружбы народов Кавказа в Ставрополе.

11 апреля 2004 года за усердное служение Церкви Божией Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден крестом с украшениями.

С 2005 года - наместник Кафедрального собора св. ап. Андрея Первозванного г.Ставрополя, настоятель храма святой мученицы Татьяны и декан теологического факультета Института Дружбы народов Кавказа. Неоднократно совершал пастырские поездки в Чеченскую Республику и Республику Ингушетию.

За время служения в Ставропольской епархии стал инициатором большой социальной и образовательной работы.

Ко дню Святой Пасхи 2006 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 6 октября 2008 года (журнал №82) избран епископом Михайловским, викарием Ставропольской епархии.

С 2009 - сотрудник отдела Внешних церковных связей.

С 2009 – по 2011 гг. - слушатель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

25 декабря 2009 года постановлением Священного Синода, по результатам состоявшегося согласования с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II, как клирик Московской епархии направлен в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих с поручением в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви (журнал № 106).

С 4 января 2010 года по благословению предстоятеля Грузинской Церкви приступил к служению в Тбилисском храме Апостола Иоанна Богослова.

Определением Священного Синода от 30 мая 2011 г. избран епископом Якутским и Ленским (журнал №42).

18 июня 2011 года в домовой церкви патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялось наречение архимандрита Романа во епископа Якутского и Ленского.

19 июня 2011 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице Всех святых, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя, рукоположен во епископа Якутского и Ленского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) (Грузинская Православная Церковь), митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков), архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Зарайский Меркурий (Иванов), епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Талыпин), епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин).

25 ноября 2012 года, в память о праздновании 380-летия вхождения Якутии в состав России и служения по этому случаю Божественной литургии в Храме Христа Спасителя г.Москвы, награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом памятной панагией.

23 октября 2014 года Священным синодом Русской Православной Церкви (Журнал №91) избран членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации Церковной миссии.

Церковные:

2002 г. - орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского III степени (Русская Православная Церковь);

2012 г. – юбилейная медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (Русская Православная Церковь);

2013 г. – медаль «Каложскага Крыжа» III степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святителя Кирилла Туровского I степени (Белорусский экзархат);

2013 г. – орден святого благоверного князя Киевского Ярослава Мудрого (Украинская Православная Церковь);

2013 г. – орден святой равноапостольной Марии Магдалины III степени (Польская Православная Церковь);

2013 г. – грамота Синода Белорусской Православной Церкви в память празднования 1025-летия Крещения Руси;

2014 г. – Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского";

2015 г. – Юбилейная медаль "В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира".

Светские:

2005 г. – медаль «10 лет Институту дружбы народов Кавказа»;

2008 г. - медаль «За заслуги перед Ставропольским краем»;

Медаль «Патриот России»;

2012 г. – юбилейный знак «380 лет Якутия с Россией»;

2012 г. – медаль Уссурийского войскового казачьего общества «Николай Муравьев-Амурский»;

2012 г. – юбилейный знак «380-летие основания города Якутска»;

2013 г. – юбилейный знак «370 лет Среднеколымску»;

2013 г. – почетный знак «За вклад в развитие Вилюйского улуса»;

2013 г. – юбилейный знак Управления ФСКН России по РС(Я);

2013 г. - благодарность Президента Республики Саха (Якутия) №859РП.

2015 г. - серебряная медаль ФСИН «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы в России»;

2015 г. – почетный знак Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы народов»

23 новых храма за четыре года! Еще 25 заложены или на подходе... 28 священнослужителей, рукоположенных за это время в священный сан. Многие из них уже отправились к месту своего служения - на самые дальние приходы Якутии, в большинство из которых «только самолетом можно долететь».

Если осмыслить эти данные, вывод следует такой: темпы восстановления Якутской епархии в последнее время можно, наверное, назвать стремительными. Что помогает восстанавливать Якутскую епархию, которая в 2015 году отметит 145-летний юбилей? Какие проблемы ждут решения? Об этом мы говорили с епископом Якутским и Ленским Романом .

У каждого храма - история своя

Владыка, когда в 2011 году вы прибыли в Якутию, в одном из первых интервью с вами я, помню, поинтересовалась: реально ли восстановить порушенное хозяйство епархии в дореволюционном виде? Вы ответили: вряд ли. Но с тех пор каждый год в республике появляются новые храмы: в 2012 - 9, в 2013 - 4, в 2014 - 6. Получается, в хорошем смысле вы опровергаете свои же слова. И если так пойдет...

Ну, справедливости ради, должен сказать, что история строительства многих из них начиналась задолго до моего приезда сюда. Я лишь подхватил начатое предшественниками, продолжил и довел до конца.

Восстановить то, что когда-то было, сложно и вряд ли удастся в прежнем объеме. Ведь до революции Православная Церковь официально поддерживалась государством. Сегодня же вся поддержка - это пожертвования прихожан. Всё, что мы делаем: и наши образовательные проекты, и просветительская работа, и семинария, и социальная деятельность, - всё основано исключительно на них.

Впрочем, в каком-то смысле это даже хорошо! Потому что мы независимы от бюджетов разных уровней и не гонимся за ними. Да, того, что у нас есть сегодня, явно недостаточно, но зато всё это честно, прозрачно и благородно.

- И, тем не менее, новые храмы - каждый год...

Да, открываются! И у каждого своя неповторимая история. Ведь в одном случае все расходы по строительству вдруг решает взять на себя какая-нибудь крупная компания. И это одна история.

Храм Георгия Победоносца в Нерюнгри посвящен 70-летию Победы. Это «народная стройка», что очень символично

В этом месяце Якутская и Ленская епархия отмечает 20-летие возрождения кафедры. Что было сделано за это время? Какие трудности стоят перед миссионерами и катехизаторами сегодня? В чем уникальные особенности служения на Якутской земле? Кто они, герои сурового Севера, несущие Слово Божие людям? Обо этом и много другом рассказал "Фоме" епископ Якутский и Ленский Роман.

* * *

Первым очень значительным и шокирующим открытием в Якутии стали громадные расстояния. В школе географию учил, карту знаю, а вот ощутить это через колеса автомобиля и через ноги при отсутствии дорог было настоящим потрясением. Первая поездка, четырнадцатичасовая, была в Вилюйск, причем это центральный город Якутии, никакая не окраина. Якутск и Вилюйск — два центральных города республики. Прочувствовать эту дорогу каждой клеточкой физически — вот что открыло мне истинный масштаб территории. Долгим зимним периодом очень пугали, но я морозов как-то не заметил. Наверное, потому что много суетился и много ездил. Первая зима не оставила в памяти какого-то заметного отпечатка. Хотя температуры под минус 60 и теперь страшат.

Я понял, что мой первый шаг должен быть навстречу пастве. Не ждать, пока меня пригласят, а ехать самому. Потом я читал у многих церковных историков, что миссия Православия в Якутии именно такой особенностью и отличалась: священник не ждал, пока люди придут к нему на службу в отстроенный храм, а сам шел в народ, шел в кочевые стоянки коренных народов и первым предлагал общение, а уже дальше вокруг этого создавалась община и рождалась вера во Христа. Так и получилось, что в течение этих двух лет мной руководило стремление познакомиться с людьми, даже не любопытство и необходимость знать всю Якутию, а именно через эти встречи и беседы утверждать веру Христову.

Самым большим открытием в Якутии для меня оказались люди. Святитель Иннокентий Московский сказал, что Якутия — это целый мир, пестрый, разнообразный. Именно это я и увидел: в каждом районе свой уклад, свое внутреннее содержание, местные культурные традиции. В арктических улусах народ особенно отличается степенностью, спокойствием и вдумчивостью. Одна из моих последних поездок, в Среднеколымск, подарила мне встречу с удивительными людьми — людьми с очень глубоким и чутким восприятием веры и желанием слышать Слово Божие. Они сами строят церковь, бревнышко за бревнышком. От Якутска расстояние большое, это скорее уже ближе к Магадану, а священника там нет. Эта среднеколымская территория очень пострадала во время гонений. Около десяти одних только священников из этого улуса были расстреляны за веру.

* * *

Большой радостью во время этих передвижений по бесконечному бездорожью является то, что открывается слева и справа от трассы — невероятные пейзажи. Еще не испорченнная человеческим вмешательством девственная красота природы всегда поднимает настроение и по-особому ободряет. Глядя сквозь дорожную пыль на эту красоту, даже забываешь о сложностях передвижения. У нас есть уникальные животные — очень красивые якутские лошади, они больше дикие, чем домашние. Они сами пасутся и летом, и зимой, заходя к человеку только на время появления потомства. Зимой они копытами ковыряют снег и добираются до мерзлой травы.

В одном из интервью владыки Зосимы* я прочел, что в Якутии люди зимой друг на друга пристально смотрят, в глаза и на лицо, и вовсе не из любопытства или с бесцеремонностью, а ради предупреждения обморожения. В 50-градусный мороз очень легко не заметить, как отморозишь нос, щеки, уши — они начинают белеть, а человек часто и не чувствует этого. Поэтому с такой заботой и сопереживанием люди друг на друга смотрят. Эти суровые условия повлияли на взаимоотношения между людьми, они всегда предупредительные и внимательные. Я не знал этих особенностей, но в любой поездке люди, даже совершенно незнакомые, спрашивали меня, хорошую ли я надел обувь и теплую ли одежду. От такой заботы было приятно и тепло на душе, тут ведь не только о здоровье речь, это касается всей жизни вообще.

* * *

Природные условия, конечно, очень суровые, сложные и налагают отпечаток на планы, на построение передвижений. Люди знакомили со своей родиной, подсказывали, как правильно учитывать специфику природных условий. До сих пор советуют мне не планировать мероприятия друг за другом, нужно иметь запас в несколько дней, потому что может пойти дождь и взлетная полоса размокнет. В Якутии около пятнадцати аэропортов с грунтовыми взлетными полосами — можно на несколько дней застрять в отдаленном населенном пункте. Слава Богу, пока Господь меня не наказывал такими скорбями. Бывало, что рейсы откладывались на несколько часов, самое большое — пять часов в аэропорте ждали посадки, но чтобы на несколько дней — пока не было. При таких исключительных климатических сложностях очень важно, что все друг другу помогают.

Я долго не мог привыкнуть к местной кухне. Она простая и очень достойная, но в ней много мяса и рыбы, много жеребятины и оленины. Сейчас даже появились любимые блюда. Саламат — горячая закуска, которая подается перед всеми блюдами, в основе своей это прожаренная мука со сливками или сметаной. Здесь очень вкусно готовят карасей, удаляя из них только желчь, оставляя все внутренности, рыба получается сочной, в отличие от Центральной России, где карась — это нечто зажаренное до корочки и хрустящее. В Якутии карась в кулинарном плане — культовое блюдо.

При отсутствии дорог очень неприятным сюрпризом оказалась высокая стоимость перелетов. Перелет внутри республики обходится в три раза дороже, чем билет из Якутска до Москвы. Чтобы посетить Тикси или Чокурдах, нужно 25 тысяч рублей в один конец. Для совершения архиерейской службы я беру с собой как минимум еще одного человека, чаще нужны два помощника. Вот такой очень тяжелый расклад — и по карману сразу бьет, и смиряет. Меня большей частью сопровождает в поездках иеродиакон отец Симеон, такой человек-оркестр: фото-графирует, служит, облачает, пишет новости и тексты, носит тяжелые чемоданы с литературой, пономарит и регентует. Во все регионы, во все 32 улуса республики, можно добраться только из Якутска. По соседним улусам проехаться просто невозможно, нужно возвращаться в столицу. Например, жители дальних районов, может быть, никогда и не бывали в самом Якутске, не говоря уже о других улусах. Чтобы совершить путешествие из Оленька в Якутск или из Якутска в Среднеколымск, нужно только в один конец заплатить более 50 тысяч рублей и потратить на это два дня. Из-за таких расстояний территории исторически развивались по-разному. Здесь многоликие районы с разным национальным составом населения. Печально зрелище оставленных северных территорий. Очень тяжело наблюдать эту картину. Так хочется как-то помочь, что-то сделать.

Самая удобная дорога — зимой. Здесь шутят: самые лучшие асфальтоукладчики — снег и мороз. Как выпадет снег, уже получается дорога, тем более когда ее потом прокладывают по реке — идеальная трасса. Многие населенные пункты вообще доступны только в зимний сезон. Однако зимой есть и очень большой риск. Практически все автомобили, начиная с октября, имеют двойные стекла, даже самые крутые внедорожники. Если заглохнет один-единственный автомобиль, на котором ты едешь, то в запасе всего один-два часа: машину тут же поджигают, и пока она горит, есть надежда не замерзнуть и дождаться, что кто-то проедет мимо. На десятки километров телефонная связь между поселками отсутствует. Поэтому обязательно нужно ездить несколькими машинами, но и тогда это все равно риск.

* * *

За время пребывания в Якутии мы пробовали все средства передвижения, в том числе совершили поездку на собачьих упряжках (за один день 70 километров проехали). Это была экспедиция, посвященная памяти миссионеров прошлого, — мы попытались приблизиться к тем условиям, в которых жили просветители XVIII и XIX столетий. Прочувствовав каждой клеточкой своего тела всю сложность и тяжесть тогдашнего служения святителя Иннокентия и других подвижников, начинаешь глубже понимать ответственность, которая лежит на нас — в наших условиях, с современными удобствами. Еще больше зауважал я тех, кто в прежние времена трудился на этой земле, ездил, просвещал людей.

* * *

Один из ярких и значительных исследователей христианства в Якутии Инна Игоревна Юрганова пишет, что до 1916 года в Якутии было порядка 300 храмов и часовен, в которых служило более 200 священников. Причем надо отметить, что половина из них были якутами. К 1993 году от храмов не осталось почти ничего. Сейчас, когда мы в этом году празднуем двадцатилетие возрождения Якутской епархии, у нас 65 храмов и 60 священников. Но число населенных пунктов, которые бы хотели иметь священника и регулярные богослужения, раза в два больше. При нашей транспортной специфике не все могут поехать в тот населенный пункт, где есть храм и община со священником.

* * *

Воспитывать священника гораздо тяжелее и труднее, чем строить храмы. Это более длительный и кропотливый процесс, именно поэтому такое большое внимание уделяется семинарии, на ее содержание выделяются значительные средства. Обучение нашего студента обходится в несколько раз дороже, чем такое же обучение в Москве или Санкт-Петербурге. Но мы сознательно идем на это, потому что нужно взращивать пастырей из коренных жителей, для которых этот климат привычен, и эта специфика жизни во всем ее многообразии, культурном и климатическом, — это все родное и свое.

Служащие здесь священники, с одной стороны, приехали с первым архиереем возрожденной Якутской епархии, теперь уже митрополитом, Германом. Из них я бы выделил протоиерея Сергия Клинцова, настоятеля нашего Преображенского собора. Человек, который 12 лет подвизается в Якутии, очень известный миссионер, даже, пожалуй, образец миссионера. То, что он еще и хороший фотограф, свидетельствует о яркости и одаренности его личности. Вторая группа — те, кто приняли сан уже при владыке Германе, были воспитаны им. Это настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Зарубин и настоятель Архангельского храма протоиерей Михаил Павлов. Еще часть священников приехала вместе со мной, по моему приглашению, чтобы поддержать церковную жизнь, это мои ученики по семинарии, и они глубоко верят в то, что делают. Приехали, потому что герои. Правда, им я этого не скажу, они еще молодые — могут возгордиться.

Для меня лично очень большая радость то, что за два года мы рукоположили двух священников-якутов. Теперь у нас в епархии их трое. Клирик Никольского храма отец Павел Слепцов был рукоположен четыре года назад, после окончания Московской духовной семинарии. Он очень энергичный человек и первый переводчик богослужебных текстов на якутский язык. Рукоположенный мною отец Александр Борисов родился и вырос в Якутии, наш студент, сейчас он служит в Сунтарском районе.

Интересная история с отцом Михаилом Иннокентьевым, который сначала был призван к служению и рукоположен, а сейчас проходит обучение в нашей Якутской семинарии заочно. Он многодетный папа — четверо детей, работает бухгалтером в Федеральном казначействе. В один из моих приездов в Верхневилюйск я увидел его во время богослужения в приходской общине. Прихожане очень хорошо отзывались о нем, и я предложил ему стать священником. Ему сложно было сразу принять решение, нужно было время для размышления, чтобы посоветоваться с супругой. Через две недели он позвонил и дал согласие, но при этом ему необходимо было сохранить и прежнюю, светскую, работу — на этом и договорились.

Возможно ли привести какую-то статистику, оценить количество православных людей? Очень разные и противоречивые приводятся цифры. Я вообще не сторонник таких подсчетов. Но три раза в год — на Рождество, Пасху и Крещение — наши храмы бывают переполнены. И во внебогослужебное время в эти храмы круглый год приходит очень большое количество людей с различными вопросами и потребностями. Поэтому думаю, что православных в Якутии действительно немало. И духовная жизнь, и вопросы веры у якутян далеко не на последнем месте. Другое дело, что в силу специфики Севера это возвращение к вере происходит медленнее, чем хотелось бы. В личном общении, на встречах в школах или на предприятиях люди потихонечку открываются. Недавно мой советник подвел меня в храме к окну и показал, сколько людей стоят за оградой, смотрят с глубоким почтением и интересом на собор и не уходят, ждут конца богослужения. Наша задача — выйти к ним и помогать, чтобы эти ростки веры и духовные запросы реализовывались.

* * *

С властью выстраивались и выстраиваются отношения довольно сложно. Видимо, потому что я новый человек, на меня должны были посмотреть. Скажу, что все вопросы, которые я обозначал, — передача земли Спасского монастыря, возвращение Троицкого собора, возведение еще трех храмов в городе и выделение земли под их строительство — я на все получил согласие и одобрение. Однако мои пожелания о том, чтобы священники были включены в общественную жизнь, не сразу были положительно восприняты, но сейчас нас зовут на ряд значительных мероприятий и общественно важных событий.

Есть проблема с «Основами православной культуры» в школах, есть проблема взаимоотношений с Министерством образования, в которых чувствуется напряжение и даже некоторый холодок, боязнь идти нам навстречу. Здесь на сегодняшний день, пожалуй, самая большая проблема, о чем свидетельствует резолюция Святейшего Патриарха на наш ежегодный отчет. Патриарх Кирилл указал, что у нас низкий процент выбравших этот предмет, что это направление должно быть предметом постоянной заботы на ближайшие два-три года. Это проблема значительная и большая. Хотя скажу, что мы многое сделали для того, чтобы идти навстречу Министерству образования. И более того, за два года во время каждой поездки я обязательно посещаю все школы и встречаюсь с учениками и преподавателями, до сих пор я не получил ни одного отказа во встрече. Однако же на постоянной основе, регулярной и более тесной, взаимного сотрудничества пока не получилось. Это самое большое мое беспокойство.

* * *

Вот, пожалуйста, последний пример. Меня пригласили на августовское республиканское совещание в Министерство, но оно назначено на десять часов утра 19 августа — Пре-ображение Господне, Великий двунадесятый праздник, а у нас это еще и Престольный праздник. Что мне сделать? Как решить, остаться ли мне с паствой или пойти к учителям, которые проводят важное совещание? Это сложно. Порой кажется, что все, что делает Министерство образования, построено вот на таком стыке напряжения. Но, на-деюсь, меня слышат, и по отношению к учителям, и вообще к Министерству образования Господь поможет растопить какое-то недоверие и упразднить эту стену.

Самым показательным положительным примером наших взаимоотношений со светской властью будет то, что в октябре, когда мы будем праздновать 20-летие возрождения епархии, будет подготовлен пакет документов по передаче и возвращению кафедрального Троицкого собора. Причем, с помощью светской же власти мы будем его восстанавливать.

* * *

Еще одна из проблем, которую я озвучивал на совещании полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева: было бы неплохо каким-то образом оказать нам помощь в передвижении по республике. Успех просветительской деятельности, успех работы священников в области духовно-нравственного воспитания зависит от частоты поездок, ведь мы пока не имеем постоянных священников во многих местах. То небольшое количество священников, которые горят желанием и могут ехать, имеют на то необходимые знания и опыт, но часто не имеют возможности совершать подобные поездки из-за дороговизны перелетов. Да, нам сказали, что государство выделяет средства на компенсацию перелетов, но вот где получить эту компенсацию, каким образом подключиться к этой программе?

Наш миссионер-священник — он больше, чем совершитель только богослужений, хотя это главное. он выполняет функции просветителя и воспитателя. Если рассматривать его полезность с точки зрения всего общества — это про-светитель в самом возвышенном смысле этого слова, это психолог, это духовный врач, который услышит и подскажет, это человек, который поможет решить многие социальные и злободневные проблемы. Не секрет, что для Якутии проблема суицида очень значительна. Чтобы все проблемы решать сообща и вместе, помогите нам добраться до нуждающихся в те далекие арктические улусы. Мы просто не в состоянии делать это часто, потому что наш епархиальный бюджет весьма скромный. Значительная часть священников в силу слабости приходов получает у нас жалование здесь, в кафедральном соборе. Таким образом город Якутск содержит всех наших священников. Вот такая проза дня.

В течение двух лет у нас регулярно выходят две передачи на телевидении*. Когда я бываю в улусах, встречаюсь с жителями, то вижу, какой отклик находят эти передачи. Их смотрят с вниманием, запоминают, а потом на наших встречах поднимают темы, которые в них затрагивались. В Якутии большое количество людей крещеных, желающих получить ответы на свои вопросы о вере. Конечно, это опосредованные признаки, косвенные. Но то, что такое пробуждение происходит, — это факт. Нельзя торопиться, нельзя подталкивать, нужно ждать. Семена посеяны прежде нас, при владыках Германе и Зосиме, мы должны помочь им прорасти, окрепнуть и начать свою жизнь в ограде церковной.

У меня вера от рождения, но я не скажу, что это одно-значно хорошо, потому что вера, впитанная с молоком матери, не подвергается критическому анализу. Впервые я стал защищать веру с позиций знаний и обосновывать ее при помощи интеллекта, а не сердца и души, — когда был уже в армии. Я оказался неподготовленным к вопросам сослуживцев, ибо сам не прошел через поиск, в котором находились они. Это был период не кризиса веры, а интеллектуального обоснования заповедей. Это было моим первым испытанием — защитить веру и свои убеждения.

Сначала в армии мне было сложно, потому что я не был готов к экстремальным условиям, но привык быстро. А то, что обо мне знали, что я человек церковный, верующий, даже сохраняло меня от вовлечения в какие-то конфликты, помогало мне самому. Когда я пытался где-то схалтурить, мне говорили: «Как же так? Ты же будущий поп! Тебе нельзя». У меня искали ответов на сложные вопросы, со мной советовались, делились душевными переживаниями: кто-то в письме поссорился с девушкой, у кого-то в семье трудности. Это был мой первый душепопечительский опыт. Например, ночью будят и говорят, что вызывает командир. Прихожу. Он усаживает меня за стол в «красном уголке» и говорит, что поссорился с женой, не знает, что делать, начинает изливать душу солдату, который в два раза моложе его. Но командир понимает, что перед ним уже почти священник. К тому времени я увлекался духовным наследием митрополита Антония Сурожского, и это мне очень помогло, так как именно его советы я давал тем, кто нуждался в них (своих советов дать не мог: откуда бы я их взял — без опыта и в таком юном возрасте).

У нас есть приход в Тикси, куда Синодальный миссионерский отдел направляет на определенные периоды для помощи священников — в данном случае это отец Агафангел (Белых), он приезжает уже второй раз — и студентов Белгородской семинарии. Договоренность об этом была заключена с председателем отдела, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, еще при приснопамятном епископе Зосиме и потом была подтверждена мною. Это такой миссионерский стан, который содержится вниманием и заботой Синодального миссионерского отдела.

* * *

Предполагается обратить подобное внимание на еще однин дальний приход. В Якутии есть Аллаиховский улус, который находится на одной с Тикси параллели, и там есть старинное село Русское Устье. В XVII веке его основали выходцы из Великого Новгорода, и до сих пор жители этого села количеством в сто пятьдесят человек сохранили в своеобразном фольклорном варианте песни двухсот-трехсотлетней давности, говор и традиции Великого Новгорода. Когда об этой истории узнал митрополит Новгородский и Старорусский Лев, он предложил создать программу помощи и поддержки для Русского Устья. Благодаря администрации Великого Новгорода и новгородским предпринимателям была срублена деревянная церковь, сейчас она плывет в Русское Устье в разобранном виде. Владыка Лев позаботился не просто о строительстве храма, но и о полном внутреннем его убранстве и содержании, более того, он пообещал, что из Великого Новгорода будет приезжать и священник.

Фото Юлии Маковейчук и протоиерея Сергия Клинцова

Вспоминая прошлогоднюю жару, я готовился к нынешнему крестному ходу в Коробейниково - 17-му по счету и 12-му в моей жизни - с некоторым сомнением и даже страхом. Какая будет погода? Хватит ли сил и здоровья? Поможет ли Господь?..

Начало

После ранней Литургии в Покровском кафедральном соборе крестный ход в первый день, 26 июня, возглавил Его Высокопреосвященство митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Вместе с ним шли епископ Рубцовский и Алейский Роман, священство Барнаульской и других епархий, жители Барнаула, Алтайской митрополии, Горноалтайской епархии, приезжие из разных городов страны, включая Москву, Европейскую часть России, Томск, Омск, Новосибирск, Иркутск и многие другие города и села России.

В первый день вместе с провожающими нас шло около двух тысяч человек. Непосредственно крестоходцев было человек 450 - 500.

Погода

В городе я обычно не обращаю особого внимания на погоду: дождь ли, солнце, облака - все это ровным счетом не имеет никакого значения, когда в любой момент ты можешь спрятаться под «крышу дома своего». Город - это, прежде всего, благоустроенность и удобства. И все, что этому сопутствует. Это место, «где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт» (Пастернак). Нынешнюю цивилизацию можно назвать «цивилизацией комфорта», которая развращает человека и делает из него расслабленного. Совсем другое дело - «полевые условия», многодневное пребывание на природе, когда ты круглые сутки на воздухе, идешь по открытому пространству, отдаваясь полностью во власть стихии, и, что бы ни случилось: дождь, град, палящее солнце, ветер, холод - спрятаться от капризов погоды абсолютно негде. Рассчитывать приходится только на свой плащ и палатку (от дождя), шляпу и одежду (от солнца), свитер и спальник (от холода), спрей (от комаров) да на Божью помощь. И Господь нас не оставлял. Хотя жаркие солнечные дни тоже были, но они чередовались с ветреными и облачными. А в Елбанке - единственном месте, где не служилась Литургия, ночью традиционно разразилась страшная гроза - с громами и молниями, с дождем едва ли не на всю ночь. В разгар непогоды, среди сплошных раскатов грома, из одной из палаток раздался испуганный детский голосок: «Я боюсь! Я боюсь!»

Еще более страшная буря разразилась с праздничную ночь в Коробейниково - во время ночной Литургии, которая служилась в 4 часа пополуночи - было все то же самое, что в Елбанке, плюс страшные порывы ветра, которые рвали двери палатки, грозя снести и обрушить ее. Со мной был сын Федор, который спал сном праведника. Утром я спросил его - слышал ли он, как разгулялась стихия. Оказалось, он почти ничего не слышал.

Архипастыри и пастыри

Второй год подряд крестный ход возглавлял епископ Рубцовский и Алейский Роман. Владыка благословил всем участникам исповедаться и причащаться на каждой Литургии, которые совершались ежедневно, за исключением Елбанки, благо, у нас была скиния (походный храм). Таким образом, мы причащались Святых Таин в Бурановке, Калманке, Белояровке, Алейске, Усть-Пристани и Коробейниково. Кроме того, на остановках служились акафисты или водосвятные молебны.

В Коробейниково в связи с традиционным наплывом паломников и крестоходцев не только из Барнаула, но также из Белокурихи и Бийска, 3 июля служились три праздничные Литургии: в полночь, в 4 утра и в 9:00. Последняя служба совершалась архиерейским чином, ее возглавил владыка Роман, ему сослужили епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также многочисленное духовенство, прибывшее не только из Барнаульской, Бийской, Рубцовский, Славгородской и Горноалтайской, но и из многих других соседних епархий.

В Бурановке владыка Роман напомнил слова Господа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы здесь «на тренировке», призванные научаться и любить этот поиск правды и Небесного Царства. «И вот мы ищем эту правду Божию в себе и находим… сплошное язычество! Как мы заботимся о том, что совсем не относится ни к правде Божией, ни к Царству Его!.. Но постепенно мы настраиваем все существо свое на внимание к этой Божественной правде. Возложим же упование на Бога, не ропща и по возможности помогая ближним. Господь точно позаботится о нас, даже если бы нас было вдвое или втрое больше». Владыка призвал не помышлять о суетном, но вместе со всеми идти и творить Иисусову молитву. Идти не как туристы или юродивые пешеходы, но как настояшие воины Христовы. «Постараемся не заботиться о злобе дня, а возложить упование на Господа, искать правды и Царства Небесного! А остальное - ВСЕ без исключения - приложится нам, ибо слова Божии непреложны».

В Калманке владыка Роман вспомнил слова Господа о том, чтобы мы взяли своей крест и шли за Ним: «Мы творим Иисусову молитву. Но Господь напоминает нам: “Не всякий, говорящий Господи, Господи, войдет в Царство Небесное” (Мф. 7, 21). Даже если наши уста пели согласно со всеми, этого еще мало очень. Надо, чтобы все наше существо, ум, сердце, исполняли волю Божию. Но зачастую мы вроде бы и поем, но помышляем о суетном, а то и о грешном. А кто-то помышляет об остановке - отдохнуть бы, вытянуть ноги! Но вспомним о имени Христовом, которое есть в наших устах и мы хотим, чтобы осталось в нашем сердце. “Он есть путь и истина и живот”. Мы уже пришли, если на нашем уме и сердце имя Христа. И нам нечего больше искать. Вот что мы должны с вами помнить.

Сегодня мы приветствуем братьев казаков, которые шествуют с нами крестным ходом по воде. По великой сибирской реке Оби идет казачий струг “Атаман Ермак - Князь Сибирский”. Он несет святыню - икону “Державная” Божией Матери».

Кстати, когда крестный ход переходил по мосту реку Чарыш уже на подходе к Коробейниково, струг прошел под нами, и мы приветствовали друг друга, радостно крича и размахивая руками! Он шел под парусом, на котором была изображена икона Спаса Нерукотворенного. Поразительное зрелище!

В Калманке после Литургии был также совершен молебен, освящен камень в основание нового храма и крест.

В Белояровке владыка отметил, что «мы подошли к середине пути. Но… конец - делу венец. Важно завершить начатое, доведя его до конца. Так и с крестным ходом. Мы - на середине пути. Иногда мы начинаем хорошо, но в середине пути ослабеваем, теряются наши цели, появляются другие - суетные, мелкие, сиюминутные. И мы сворачиваем с избранного пути. Да не будет с нами так!» Епископ Роман напомнил, что здесь, в Белояровке стоит храм в честь Сергия Радонежского и обратился к преподобному с молитвой помочь дойти и достойно завершить начатое, невзирая на все то, что нам мешает! И эта молитва возымела действие - мы дошли.

В Алейске Литургия совершалась на территории монастыря Димитрия Солунского. Владыка Роман напомнил евангельский эпизод, когда Господь с учениками шли на корабле по морю Генисаретскому, и Господь спал, несмотря на разбушевавшуюся стихию. Спал, потому что страшно устал, исходя сотни дорог, проповедуя о приблизившемся Царстве Небесном. Испуганные ученики разбудили Его: «Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8, 25-27). Господь, Сам создавший из ничего все эти стихии, укротил их, продемонстрировав ученикам Свое всемогущество.

Владыка Роман провел параллель евангельской истории с днем сегодняшним: «По всем прогнозам нас в Алейске ожидала непогода, ливень, дождь, гроза. Было штормовое предупреждение. Встал вопрос: где служить - в храме или под открытым небом? По-человечески, конечно, в храме надо готовиться. Но, слава Богу, хватило мудрости оставить место для действия Божия Промысла. И он совершился: солнышко, ветра нет и никакого дождя. Господь повелевает всем этим.

Вчера глава администрации города Вера Николаевна Серикова вместе с нами шла в крестном ходе через весь город. Такого еще не было! Мы говорили о том, как много надо вместе потрудиться, чтобы люди укреплялись в вере, знали с детства православную культуру и Закон Божий. И вот Господь показывает нам Свои милости и Божественные чудеса, укрепляет нас Своими святыми Тайнами, через действие Своего Промысла».

В Усть-Пристани архипастырь обозначил: цель уже видна, мы уже в Усть-Пристанском районе, где находится святыня. Он напомнил евангельскую историю о том, как ученики нарушали пост, даже, изголодавшись, ели колосья пшеницы и их упрекали за это фарисеи. «Часто и мы нарушаем законы, - добавил владыка Роман. - Но Божественная Благодать выше закона. Любовь выше закона. И Тот, Кто закон этот нам поставил, может все эти законы естества временно остановить ради нашего спасения. Постараемся же очистить нашу душу, подготовить ее к принятию Божественной Благодати. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, в храме которого мы молимся, сказал о Божьей Матери, что приходящий к Ней никогда не уходит без дара, который Она дает. Никто не останется без подарка. Она, добрая и могущественная Госпожа, каждого желает одарить. И у Нее много подарков. Каждому - по силам, по достоинству, по нужде. Постараемся быть достойными этого дара. Каждый получит то, что он просит, если это ко спасению». Так проповедовал владыка Роман на всем пути крестного хода.

Среди пастырей мы созерцали как проверенных временем крестоходцев, таких как протоиерей Андрей Ушаков, протоиерей Анатолий Садовиков, иерей Петр Лисицкий, иерей Павел Балакирев, иерей Сергий Тимофеев, иерей Иоанн Попович, похоронивший уже во время крестного хода свою супругу, кстати, отпевал ее в Топчихе владыка Роман в воскресенье, так и новые лица - иеромонах Прокопий (Губанов), иерей Евгений Телегин и другие. И, конечно, было бы грешно не упомянуть многолетнего бессменного руководителя колонны диакона Константина Филатова, у которого теперь есть и соруководитель или помощник диакон Филипп из Рубцовской епархии, так как крестный ход теперь - после разделения - проходит по территории двух епархий - Барнаульской и Рубцовской. Сестры из молодежного объединения «Слово» перед отправкой домой пропели отцу Константину «многая и благая лета», но что расчувствовавшийся отец Константин сказал: «Молитесь, чтобы Господь даровал нам крестный ход и в следующем году!»

Просите - и дастся вам

Владыка Роман об этом сказал так: «Вспомним, что мы хотели попросить у Богородицы? Крепкой веры, любви несокрушимой, терпения, добродетели христианской, здоровья себе или своим сродникам, семейного благополучия или разрешения каких-либо других проблем, которые никто не может в мире решить - ни знакомые, ни связи, ни звонки, ни знания - только вмешательство свыше. Божественная заповедь прямо повелевает: “Просите - и дастся вам!” И мы должны просить все, что потребно. Но что в первую очередь надобно просить? В Евангелие от Луки сказано: неужели Господь не пошлет вам Духа Своего, благодати Его? С ней нам ничего не страшно и, поверьте, ничего больше в мире не нужно».

Тем не менее, каждый крестоходец имеет какую-то свою цель, заветную просьбу. Кто-то хочет отблагодарить Господа за оказанные ему великие милости, иной - помолиться о даровании ему чада или о здоровье уже рожденных детей, другие, особенно молодые девушки, - о даровании семейного счастья. Ведь трудно себе даже представить, как томится молодая душа без второй «половинки»! И всем Господь дает - по вере их и по готовности принять с пользой для себя то, о чем они просят.

Я вот, как это кому-то ни покажется странным, всегда, в том числе и в крестном ходу, молюсь не только за детей, внуков и ближних, но и за Президента России, чтобы Господь укреплял и вразумлял его, давал ему силы для служения государству российскому и народу на его колоссально ответственном посту, тем более когда темные тучи все более сгущаются на наших границах.

Виды и красоты

Это - волшебной красоты озера, это поля, это рощи березовые, это храмы Божии, это дивное небо, украшенное кучевыми облаками. Но особенно меня поразило одно место. Когда мы пришли в Белояровку, отец Петр занял для стоянки площадку среди елей и березок, там была такая отрадная прохлада в тени деревьев, что я просто влюбился в это место! Оно нам полностью заменило Чистюньку, где мы раньше останавливались среди тополей на территории училища, ныне расформированного.

Концерт

В Усть-Пристани нас ждал иеромонах Никандр (Речкунов) у Поклонного креста, здесь был отслужен водосвятный молебен, а на территории, примыкающей к строящемуся храму в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, был организован не только ужин, но душ и традиционный концерт. На Оби крестоходцев ждала встреча с казачьим стругом «Атаман Ермак» и его командой. Желающие могли также сходить и на святой источник. Помню, на концерте дети под гитару исполняли патриотические военные песни, в том числе «Синий платочек». Слова этих песен очень актуальны и сегодня, когда Запад в очередной раз покушается на богатства России, которые даровал русскому народу Господь за его веру…

Строительство храма продвигается. Хочется верить, что скоро прихожане будут служить Литургию уже в стенах этого монументального сооружения из красного кирпича, которое украсит райцентр во всех смыслах, в том числе в духовном. Ведь не бывает настоящего русского села без церкви Божией.

Дети

Я был порадовался, когда увидел своих сродников - сына Виталика и супругой Владой и внучат Ирину (9 лет) и Гошу (7 лет). Ира шла уже почти как взрослая, а Гоша то играл в индейца, носясь с луком и колчаном стрел, то, как восточный воин, ходил с нунчаками - оружием восточных боевых искусств. Надеюсь, и остальные мои дети и внуки в следующем году повторят подвиг Витали и Влады. Ведь заповедь Господня непреложна: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Так же свято исполняет эту заповедь мой друг и коллега Марина Боровикова - мама троих детей. Как и в прошлом году, она шла в первый день до кафе «У Григорича», что на Змеиногорском тракте, с двумя детьми - старшим Колей (8 лет) и младшим Сашей (2 годика). Тут подъехал на авто их папа Сережа, чтобы забрать семью, но Коля выразил желание продолжить крестный ход и шел практически весь день - до озера - с крестным отцом Александром Громовым. Меня поразила целеустремленность и серьезность мальчика. Кстати, он и родился 8 лет назад во время крестного хода - 4 июля! И назвали его в честь Николая Чудотворца. Маме он после сказал, что хотел бы пройти весь крестный ход.

Был там и мальчик Саша четырех с половиной лет, который весело носился вдоль колонны, и Илюша с Ярославом, у которых недавно появился на свет третий брат, которому еще нет и месяца, но он тоже ехал в коляске с мамой Анастасией. Здесь были и мои знакомцы с прошлого года «Арсений-мальчик» и «Лиза-девочка», теперь им 4 и 6 лет. Они шли с мамой и бабушкой. В Алейске наши палатки стояли рядом, и когда мы прибыли и расположились лагерем, кто-то из них заблажил громким ревом: «Хочу в крестный ход! Хочу в крестный ход!» По-видимому, их довезли на машине, а крестный ход для них - это движение в колонне в летних колясках, где они чувствуют себя как дома.

Была там и девочка-сирота лет 8-9, знакомая мне с прошлого года, которая шла с тетей, как взрослая, не отдыхая и не подъезжая. Ее называли «игуменьей». Были и другие дети, ехавшие в колясках и шедшие пешком. Иногда какой-нибудь уставший мальчик садился на обочину дороги, с минуту сидел, отдыхая, а потом вскакивал и с новыми силами мчался дальше.

Блаженны родители, которые привели своих детей к Богу…

Трапеза

На кухне командовала Лариса Тумялис (также ветеран кружка «Слово»), там подвизались мои старые друзья-крестоходцы Владимир Цыганков и Петр, а также новый знакомый Евгений и другие, которые регулярно снабжали нас кипятком, а мы их - чаем, настоянным на ароматных травах. В хозблоке кудесничал Александр Есипов.

Трапеза была простая, но сытная: супы, борщи, каши, хлеб, зелень, салаты, маринованные овощи, к чаю - печенья, пряники, сушки. Все это предоставили благотворители. Кроме того, традиционно накрытыми столами нас встречало кафе «У Григорича» в Барнауле, на Змеиногорском тракте, а в Коробейниково вот уже который год крестоходцев потчевала раба Божия Елена из Иркутска, которая предлагала к трапезе молоко, творог, сметану, окрошку, пироги с картошкой, капустой и повидлом, мед к чаю, печенье и другое.

С нами шел Геннадий Игнатьевич из села Логовское, который набрал с собой столько припасов, включая молочные продукты, орехи, лимоны, и пр., что нам хватило на весь крестный ход подкрепляться во время дневных привалов. Ну и у остальных тоже что-то с собой было. Так что ни разу не голодали.

Многая и благая лета всем милующим и питающим крестоходцев!

Братья и сестры

Традиционно и по зову души я шел с группой молодежи из миссионерского молодежного епархиального объединения «Слово», которое базируется при храме Димитрия Ростовского в Барнауле. Создано оно было как православный молодежный кружок по благословению протоиерея Михаила Капранова в 2004 году пономарем Павлом Тайченачевым - ныне иереем, проживающим в Шебалино (Горноалтайская епархия). Нас окормлял - исповедовал и проводил духовные беседы - иерей Петр Лисицкий, настоятель храма Архангела Михаила в селе Михайловском. Отец Петр - настоящий пастырь-подвижник, благодаря которому у нас не было проблем с исповедью и многие ежедневно участвовали в Литургиях и причащались Святых Таин, а также могли получить ответы на любые интересующие их духовные вопросы. С нами также был иеромонах Прокопий - тихий, смиренный молодой батюшка, которого очень любят прихожане, пономари Иван Браун и Юрий - также из Михайловки. Иван Григорьевич - мой сват, человек очень эмоциональный, порой вспыльчивый, но крестный ход на него действует самым благотворным образом - Иван пребывал в блаженстве. Позднее к нам присоединилась матушка Елена - супруга отца Петра.

Кружок представляли Александр Девятых, который в этом году закончил семинарию и оставлен на преподавательскую работу в БДС, диакон Сергий Солдаткин и матушкой Анной, Татьяна Доманова, Екатерина Нелепко, матушка Наталья Ворожцова, Зина Зимогор, Николай (внук участника Великой Отечественной войны Даниила Гавриловича Попова), Димитрий, Владимир, а также новые для меня лица - Яна (Анна), Ксения и Мария. А это значит, что кружок вот уже двенадцатый год не только живет, но и развивается, приходят новые молодые люди, слава Богу за все! Кстати, в этом году, пожалуй, впервые шли в пешем строю представители молодежного объединения «Свет» при Иоанно-Богословском храме во главе с Владимиром Зябловым, чему мы не могли не радоваться. В Елбанке вечером после ужина у нас было совместное чаепитие.

Дружной совместной группой шли также прихожане Иверского семинарского храма - их было 20 - 25 человек во главе с иереем Александром Микушиным. Сплотили их в том числе совместные паломнические поездки с отцом Александром по святым местам Горного Алтая, а также активная проповедническая деятельность батюшки.

Традиционно шли также участники детской воскресной школы при храме Димитрия Ростовского (Барнаул) во главе с Еленой Валентиновной Лебедевой, конечно, в сопровождении родителей.

Меня от души порадовали участники «Слова», благодаря которым я не чувствовал себя одиноким. Конечно, в крестном ходу, где незримо с нами Сам Господь и Божия Матерь, невозможно чувствовать себя одиноким, но ведь в том числе и через братьев и сестер действует Господь, даруя то, что нам потребно.

Чудеса и знамения

Молитвенное общение с братьями и сестрами - главное чудо крестного хода. Но были и другие чудеса и знамения. В Белояровке, едва мы поставили палатки в тенечке и радовались райскому уголку, в котором оказались, как я услышал взволнованный голос монаха Кириона: «Владимир Федорович! Скорее, радуга!» Я схватил фотоаппарат и, выбежав из-под сени деревьев, действительно увидел ярко сверкающую радугу. Едва успел сфотографировать, как она исчезла.

В первые дни нас мучили комары, за исключением, пожалуй, Алейска, где мы стояли в Понюшово возле монастыря Димитрия Солунского. И вот утром в пятницу, 1 июля, в Усть-Пристани, перед отправлением крестного хода, я удачно пересекся с владыкой Романом и попросил благословения «на блаженный крестный ход». Владыка благословил со словами: «Пусть крестный ход будет блаженным». Не успели мы выйти из райцентра в поле, как откуда ни возьмись, налетели стрекозы и начали, подобно терминаторам, истреблять комариное племя. Стрекоз были сотни и сотни, и они нас сопровождали до самого Коробейникова, так что про комариную напасть мы практически забыли. Однако, вернувшись в Барнаул, я обнаружил целые полчища этих кровопийц у себя на огороде, и на 10 июля, когда я дописывал эти строки, стрекозы в городе так и не появились.

Впрочем, спросите у любого крестоходца, и он вам расскажет, какое чудо случилось с ним лично в крестном ходу. У каждого - свое.

А Зина рассказала о чудесном исцелении ее мамы Ольги, страдавшей в тяжелой форме сердечной аритмией. Как-то Ольга выпила таблетку антибиотика и запила ее водой из Никольского источника. С тем и легла спать. Утром вдруг почувствовала, что сердце работает нормально. День прошел, другой, а сердце все билось ровно, без перебоев. До сих пор продолжает пить Никольскую воду из святого источника и радоваться жизни. Это случилось, конечно, не в крестном ходу, но свидетельствует о том, что чудеса нас подстерегают повсюду. По вере нашей даются они свыше.

Кстати, как напомнила Зина, Никольский источник был отмечен как целебный в конце XIX века, а явное чудо исцеления было зафиксировано впервые в начале века XX, когда в воду источника погрузили расслабленного ребенка со скрюченными ручками-ножками, после чего ребенок встал и пошел… После октябрьского переворота 1917 года большевики постарались стереть из памяти народа сведения о чудесном месте, которое было превращено в свалку. Однако в 80-е годы XX века об источнике вспомнили. Микробиологи брали пробы воды, анализировали ее состав. К их великому удивлению, вода оказалась абсолютно чистой. Исцеления тех, кто с верой употребляет Никольскую воду, продолжаются.

Сейчас рядом с источником по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия ведется строительство храма в честь священномученика архиепископа Иакова (Маскаева) Барнаульского, так как неподалеку было место расстрела верующих, в том числе монашек.

Вместо эпилога

Сколько раз я убеждался, впадая в уныние от осознания собственной немощи, от страха болезни и неуверенности в своих силах, что Господь знает о наших скорбях, молениях и желаниях и обязательно поможет, если это пойдет на пользу к нашему спасению. Так случилось и на этот раз. Господь услышал мои мольбы, дал силы, вразумил, как пройти крестный ход без ущерба для здоровья, а то и с прибавлением такового. Видевшие меня говорили, что в сравнении с прошлым годом выглядел я намного бодрее. Так оно и было. На самом деле нам дается свыше много, гораздо больше, чем мы можем даже осознать. Слава Богу и Божьей Матери за все!

А архипастырям, пастырям, организаторам, братьям и сестрам - участникам крестного хода в Коробейниково 2016 года - многая и благая лета!

Владимир Клименко



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме