Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что характеризует безопасность жизнедеятельности в техносфере. Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и ее принципы

Безопасность -- это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты. Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

Первое -- осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

Второе -- разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье -- разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности

Принцип -- это идея, мысль, основное положение.

Метод -- это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле -- это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности -- это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Принцип гуманизации труда -- освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств по взрывопожарной опасности).

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное защемление, молниеотводы, предохранители и др.).

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

А -- пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Б -- нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применения других средств коллективной защиты.

В -- средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном--в зависимости от защищаемых органов (средства зашиты органов дыхания, рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализации, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства и др.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать, как вспомогательные и временные меры зашиты от опасных и вредных факторов.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ

Методические указания к дипломному проектированию для студентов

специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Составители: Коростовенко В.В.,

Богданова Э.В.,

Капличенко Н.М.,

Стрекалова Т.А.

Красноярск, 2010

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной законченной разработкой студента, завершившего полный теоретический курс обучения по специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

Цель квалификационной работы – подтвердить в установленном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования порядке право выпускника на присвоение квалификации специалиста в области техносферной безопасности по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

При выполнении работы выпускник должен ис­пользовать современную законодательную и нормативно-техническую базу, современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки информации, программные продукты в области безопасности жизнедеятель­ности. В конечном счете выпускная работа по содержанию должна решить одну из актуальных задач в области защиты человека и среды оби­тания в регионе, городе, территориально-промышленной зоне с точки
зрения рационального размещения производственной и социальной инфраструктуры, выбора оптимальных экономически обоснованных методов и средств защиты среды обитания, обеспечивающих сохранение здоровья человека и минимальное воздействие на окружающую среду. В работе выпускник должен использовать методы решения задач на опре­деление надежности технических объектов и технологий и оценки их техногенного риска, анализа сложных технико-экономических систем и их взаимного влияния. Выпускная работа предусматривает формирование эколого-экономической программы региона или предприятия, тех­нико-экономического обоснования принятых решений, разработку конкретного технического решения по безопасности персонала и защите окружаю­щей среды от негативного влияния технического объекта или техноло­гии.

Задание на проектирование разрабатывает кафедра. Результаты проектирования оцениваются Государственной аттестационной комис­сией (ГАК) с учетом качества выполнения квалификационной работы, правильности обоснования инженерных решений, теоретических расче­тов и разработанных рекомендаций, уровня защиты проекта (работы) и объема теоретических знаний по специальности.

Дипломный проект является квалификационной работой, выпол­ненной в соответствии с настоящей инструкцией (методическими указа­ниями).

Дипломная работа - квалификационная работа исследовательского характера, отличающаяся от проекта более целенаправленными за­дачами прикладного назначения; дипломная работа в обязательном порядке должна содержать общую, технологическую и экономическую части, а также раздел, освещающий основные вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Все материалы дипломного проекта (работы) должны оформлять­ся в соответствии со стандартом СФУ по построению, изложению и оформлению документов СТО 4.2-07-2008.

Если задание выпускной работы предусматривает решение проблем только промышленной безопасности (без рассмотрения вопросов экологической безопасности), структура пояснительной записки соответствует исследовательской работе.

СОСТАВ И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

Дипломный проект (работа) включает две взаимосвязанные части: пояснительную записку и графическую часть.

Требования к оформлению текстового документа
1. Общие требования

1.1. Текст документа выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297) мм шрифтом Times New Roman размером 14. Межстрочный интервал принимают одинарным либо полуторным.

Абзацный отступ - 1,25 см.

1.2. В тексте документа не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

1.3. Пояснительные записки дипломных проектов выполняют на листах с рамкой и основной надписью в соответствии с приложениями Д, Е.

1.4. Расстояние от рамки до верхней или нижней строки текста должно быть не менее 10 мм.

Расстояние от рамки до границы текста в начале строки должно быть не менее 10 мм, в конце строки - не менее 5 мм.

1.5. В графах основной надписи (номера граф в приложениях Д, Е проставлены в скобках) указывают:

в графе 1 - обозначение дипломного проекта;

в графе 2 - тему дипломного или курсового проекта в соответствии с заданием;

в графе 3 - порядковый номер листа пояснительной записки;

в графе 4 - общее количество листов пояснительной записки;

в графе 5 - название или аббревиатуру кафедры (например: ТТБ ГиМП)

в графе 6 - характер работы (разработал, проверил, нормоконтроль), выполняемой лицом, подписывающим пояснительную записку;

в графе 7 - фамилии лиц, подписавших пояснительную записку;

в графе 8 - подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 7;

в графе 9 - дату подписания пояснительной записки.

1.6. Дипломные работы (текстовая часть), выполняют надписи с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм.

Нумерация страниц

3.1. Страницы текстового документа нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа или в третьей графе основной надписи (приложения Д, Е).

3.2. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Формулы и уравнения

4.1 Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то ее переносят на следующую строку на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.

4.2. Формулы нумеруют по порядку арабскими цифрами в пределах документа. Номер указывают в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы.

Формулы, помещаемые в таблицах, не нумеруют.

4.3. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводят непосредственно под ней.

Пояснения каждого символа приводят с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без абзацного отступа.

Оформление таблиц

5.1. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала.

5.2. Таблицу помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее.

5.3. Все таблицы, если их в тексте более одной, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа.

5.4. Название таблицы при его наличии должно отражать содержание, быть точным и кратким.

5.5. Над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем - номер таблицы, через дефис - название таблицы.

Текст в таблице допускается выполнять шрифтом размером 12 и менее через один межстрочный интервал.

5.6. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой, или рядом, или на следующей странице, при этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы пишут над первой частью, а над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера.

Оформление иллюстраций

6.1.Иллюстрации используют в тексте документа, чтобы придать излагаемому материалу ясность и конкретность.

6.2.Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте, на следующей странице, а также в приложении в качестве вспомогательного материала.

6.3.Все иллюстрации нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа и обозначают словом «Рисунок». Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование.

Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.

Оформление титульного листа

7.1. Титульный лист выполняют с использованием компьютера на листе формата А4 (210x297) мм шрифтом Times New Roman.

7.2. Титульный лист заполняют с соблюдением следующих размеров полей: справа - не менее 10 мм; сверху, снизу и слева - не менее 20 мм.

7.3. Подзаголовок титульного листа «Пояснительная записка» является обязательным для выпускных квалификационных работ, выполняемых в форме проектов.

7.4. Допускается оформлять титульный лист на типографском бланке, при этом форма типографского бланка должна быть согласована с отделом стандартизации (Приложение А).

7.5. Титульный лист текстового документа содержит следующие реквизиты:

Полное наименование университета;

Наименование института в структуре университета;

Наименование кафедры;

Код и наименование специальности, направления. Заполняют для выпускных квалификационных работ;

Гриф утверждения. Заполняют для выпускных квалификационных работ;

Вид работы;

Наименование темы в соответствии с заданием;

Фамилии, инициалы и подписи руководителя, исполнителя работы;

Место и год.

7.6. При оформлении титульного листа на выпускную квалификационную работу подписи консультантов по разделам размещают на оборотной стороне титульного листа в соответствии с приложением Б.

Задание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы выдается персонально каждому студенту.

В задании необходимо четко определить направление исследования, разработки, а также научные, технические, экономические и другие требования в соответствии с методическими документами выпускающей кафедры.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с приложением В. Календарный график выполнения этапов, согласно приложения Г.

Приложения

10.1 Приложения располагают в конце текстового документа после списка использованных источников.

10.2. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

10.3. Каждое приложение начинают с новой страницы. Если текст приложения расположен на нескольких страницах, над текстом пишут «Продолжение приложения» и указывают его номер.

10.4. Заголовок приложения записывают с прописной буквы, располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

10.5. Рисунки, формулы, таблицы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах приложения, добавляя перед номером обозначение приложения.

Обозначение документа

11.1.Структура обозначения документа приведена на рисунке I.

СФУ ИЦМиМ ДП 280101.65 56789


Сокращенное название

университета (аббревиатура)

Сокращенное название

института (аббревиатура)

Сокращенное название

выполненной работы

Специальность, направление

Номер зачетной книжки

Рисунок 1 – Структура обозначения документа

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

В пояснительной записке дипломного проекта должны содержать следующие элементы: введение; характеристика природно-промышленного комплекса; технологическая характеристика производственного объекта; организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности на объекте проектирования; безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; оценка экономической эффективности систем и средств обеспечения безопасности; заключение.

Перечисленные наименования структурных элементов служат заголовками соответствующих разделов записки, которые имеют порядковый номер (1, 2 и т.д.) кроме разделов «Введение» и «Заключение». Заголовки располагаются симметрично тексту. пишутся прописными буквами и не подчеркиваются. Первая страница раздела начинается с его заголовка.

Во всех дипломных проектах раздел «Организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности на объекте проектирования» является специальной частью проекта. В заголовке раздела указывается конкретный объект по материалам преддипломной практики, например: «Организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности в золотодобывающей компании «Полюс».

В отличие от проекта дипломная работа специальной части не содержит, а структура пояснительной записки ее содержит следующие элементы: аннотация; введение; общая часть; организационно-технологическая часть; безопасность в чрезвычайных ситуациях; экономическая часть; заключение.

Экономической оценке подвергаются только рекомендации, содержащиеся в специальной части (организационно-технологической части) проекта (работы).

Реферат в пояснительной записке (до 20 строк текста) должен содержать сведения о направлении работы (проекта), тематике специальной части, основных рекомендациях.

Пояснительная записка завершается списком источников информации, использованных при выполнении квалификационной работы, Последней страницей записки является ведомость дипломного проекта (работы).

ВВЕДЕНИЕ

В общем случае вводный раздел пояснительной записки (2-3 с. текста)должен освещать: фактическую (или потенциальную) опасность конкретного производства для элементов биосферы природно-промышленного комплекса и с точки зрения промышленной опасности; наличие на промплощадке производственных объектов повышенной опасности для персонала; значение оргтехмероприятий для безопасности жизнедеятельности в производственной среде и радикальных (технических) мер инженерной защиты элементов окружающей данный производственный объект природной среды в общем комплексе мероприятий по безопасности жизнедеятельности в техносфере; цель выпускной работы и принятые к инженерному решению задачи; обоснование специальной части.

ОБЪЕКТА

В разделе освещаются: отраслевая принадлежность производственного объекта; сырьевая база и ассортимент используемого сырья; краткая характеристика основных технологий производственного объекта; наличие и перечень подразделений организационного и производственного характера, обеспечивающих управление промышленной и экологической безопасностью на предприятии; номенклатура и качественно-количественная характеристика отходов всех видов (твердых, газообразных, жидких); применяемые технологии защиты биосферы, включая переработку отходов с целью получения товарной продукции; показатели использования недр (для проектов и работ горного направления).

В обязательном порядке перечисляются взрывопожароопасные объекты при их наличии на предприятии (котельные, централизованные объекты газового хозяйства, АЗС, склады горючих и самовозгорающихся материалов и др.).

Таблица 1

Мероприятия по охране труда

На основе проведенного анализа необходимо предложить технические и организационные мероприятия и средства, предотвращающие воздействие выявленных опасных и вредных производственных факторов и предупреждающие возможные аварийные ситуации.

Особое внимание должно быть обращено:

На технические мероприятия по обеспечению безопасных условий труда (наличие предохранительных устройств (ограждений, блокировок и т.д.); наличие средств сигнализации (световой, звуковой, аварийной);

Наличие устройств местной приточно-вытяжной вентиляции: воздушных душей, оазисов, завес, зонтов, бортовых отсосов и т.п.;

Защиту от вредных выделений (пыли, газов, паров) и тепловых воздействий (герметизация оборудования, экранирование и пр.);

Электробезопасность (классификация помещения по опасности поражения электротоком, защитные мероприятия и устройства, безопасность эксплуатации электроинструмента и т.п.).

Отдельным пунктом необходимо рассмотреть мероприятия по безопасной эксплуатации газопылеулавливающего оборудования – установок технологической и санитарной очистки газовых выбросов.

Предлагаемые мероприятия по защите от выявленных вредных и опасных производственных факторов должны быть конкретными и выделяться заголовками. Например, «Мероприятия по защите от производственного шума», «Электробезопасность» и т.д.

В конце данного подраздела следует кратко изложить организацию охраны труда (по заданию преподавателя).

СИТУАЦИЯХ

При разработке этого раздела необходимо выявить поражающие факторы, которые могут возникнуть на территории объекта (в цехе, на участке) в результате возможных чрезвычайных ситуаций, их параметры, воздействие на работающих, население, а также наметить мероприятия по защите производственного персонала и обеспечению устойчивой работы объекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

4.2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / под ред. С.В. Белова. – М.: Высш.шк., 1999.

4.3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / под ред. Л.С. Стрижко. –М.: Металлургия, 1996.

4.4. Охрана труда в машиностроении [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Е.Я. Юдина. –М.: Машиностроение, 1983.

4.5. Папаев, С.Т. Охрана труда [Текст]: справочное издание /С.Т. Папаев. –М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

4.6. Челноков, А.А. Охрана труда [Текст]: уч. пособие / А.А. Челноков. Л.Ф. Ющенко. – 2-е изд., исп. – Минск: Высш. шк., 2006.

4.7. Лазаренко, А.М. Защита от шума, вибрации, электромагнитных полей [Текст] / А.М. Лазаренков. – Минск,2004.

4.8. Челноков, А.А. Основы промышленной экологии [Текст] / А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко. – Минск, 2001.

4.9. Бариев Э.Р. Пожарная безопасность в строительстве [Текст] / Э.Р. Бариев, В.Л. Чеканов. – Минск, 1996.

4.10. Экспертиза промышленной безопасности [Текст]: сб.документов. Серия 26. Выпуск 2 /под ред. В.М.Кульечева. Колл.авт. –М.: ГУП «НТЦ по безопасности в промышленности», 2001.

4.11. Охрана труда на предприятиях [Текст]: практ. пособие / В.П. Ласкавнев. – Минск, 2002.

4.12. Реймерс Н.Ф. Природопользование [Текст] : слов. справ. /Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990.

4.13. Охрана окружающей среды [Текст]: справ. / сост. Л.П. Шариков. – Л.: Судостроение, 1978.

4.14. Экологические аспекты экспертизы изобретений [Текст]: справ. эксперта и изобретателя: в 2 ч. /Н.Г. Рыбальский, О.Л. Жакетов, А.Е. Ульянова, Н.П. Шепелев; ВНИИПИ. –М., 1989.

4.15. Аникеев, В.А. Технологические аспекты охраны окружающей среды [Текст] / В.А.Аникеев, И.З. Копп., Ф.В. Скалкин.–Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

4.16. Горелов, А.А. Экология [Текст]: учеб. пособие / А.А. Горелов. –М.: Центр, 1998.

4.17. Миланова, Е.В. Географические аспекты охраны природы [Текст] / Е.В. Миланова, А.М. Рябчиков –М.: Мысль, 1979.

4.18. Никитин, Д.П. Окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Высш. шк. 1986.

4.19. Родзевич, Н.Н. Охрана и преобразование природы [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.Н. Родзевич, К.В. Пашканг. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1986.

4.20. Горная энциклопедия [Текст] / гл. ред. Е.А. Козловский. – М.: Сов. энциклопедия, 1991-1996.

4.21. Коростовенко, В.В., Мониторинг и контроль качества окружающей среды [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Коростовенко, А.Г. Степанов. – Красноярск: Сибирь, 1998.

4.22. Тимофеева, С.С. Экологическая биотехнология [Текст]: учеб. пособие / С.С. Тимофеева. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1999.

К подразделу 3.1.1.

1. Коростовенко, В.В. Процессы и аппараты защиты атмосферы [Текст]: практикум /В.В. Коростовенко, В.А. Стрекалова; ГАЦМиЗ. – Красноярск: 2002.

2. Старк, С.Б. Пылеулавливание и очистка газов в металлургии [Текст]/ С.Б. Старк. – М.: Металлургия, 1977.

3. Старк, С.Б. Газоочистные аппараты и установки в металлургическом производстве [Текст]: учеб. для вузов / С.Б. Старк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Металлургия, 1990.

4. Гордон, Г.М. Пылеулавливание и очистка газов в металлургии [Текст]/ Г.М. Гордон, И.Л. Пейсахов. – М.: Металлургия, 1977.

5. Кулакова, В.В. Металлургические основы организации и обустройства экологической системы санитарно-защитной зоны промышленного узла [Текст] / В.В. Кулакова // Цветная металлургия, 1994. - № 7. С. 24-27.

6. Торочешников, Н.С. Техника защиты окружающей среды [Текст] / Н.С. Торочешников, А.И. Родионов, В.Н. Клушин. – М.: Химия, 1989.

7. Пылеулавливание в металлургии [Текст]: справ. издание /В.М. Алешина, А.Ю. Вальдберг, Г.М. Гордон [и др.] – М.: Металлургия, 1984.

8. Мазур, И.И. Курс инженерной экологии [Текст]: учеб. для вузов / И.И. Мазур, О.И. Молдаванов. – М.: Высшая шк., 1999.

9. Чуянов, Г.Г. Обезвоживание, пылеулавливание и охрана окружающей среды [Текст]: учеб. для вузов / Г.Г. Чуянов. – М.: Недра, 1987.

10. Шаприцкий, В.Н. Защита атмосферы в металлургии [Текст] / В.Н. Шаприцкий – М.: Металлургия, 1984.

11. Шаприцкий, В.Н. Разработка нормативов для защиты атмосферы [Текст] : справ. издание / В.Н. Шаприцкий. –М.: Металлургия, 1990.

12. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы [Текст]: в 2 ч. - Спб, 1992.

13. Климат Красноярска [Текст] / ред. Ц.А. Швер, А.С. Герасимова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

К подразделу 3.1.2.

1. Гольдберг, В.М. Гидрогеологические основы охраны подземных вод от загрязнителя [Текст] / В.М. Гольдберг, С. Газда. – М.: Недра, 1984.

2. Когановский, А.М. Очистка и использование сточных вод в промышленном водоснабжении [Текст] /А.М. Когановский, Н.А. Клименко, Т.М. Левченко. – М.: Химия, 1983.

3. СНиП 2:04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения [Текст]. – М.: Стройиздат, 1986.

4. Проектирование сооружений для очистки сточных вод [Текст]: справ. пособие к СНиП. – М.: Стройиздат, 1990.

5. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения [Текст]. –М.: Стройиздат, 1985.

6. Яковлев, С.В. Очистка производственных сточных вод [Текст]: учеб. пособие для вузов /С.В. Яковлев, Я.А. Карелин, Ю.М. Ласков. – М.: Стройиздат, 1979.

7. Ласков, Ю.М. Примеры расчетов канализационных сооружений [Текст] /Ю.М. Ласков. – М.: Высшая школа, 1987.

8. Канализация [Текст] /А.И. Жуков, Я.А. Карелин, С.К. Клебанов, С.В. Яковлев. – М.: Стройиздат, 1964.

9. Справочник по свойствам, методам анализа и очистке воды [Текст] /Л.А. Кульский, И.Т. Гороновский, А.М. Когановский, М.А. Шевченко: в 2 ч. Часть 1. – Киев. : Наук. думка, 1980.

10. Милованов, Л.В. Очистка и использование сточных вод предприятий цветной металлургии [Текст] / Л.В. Милованов. – М.: Металлургия, 1970.

11. Баймаханов, М.Т. Очистка и контроль сточных вод предприятий цветной металлургии [Текст] / М.Т. Баймаханов, К.Б. Лебедев, В.Н. Антонов. – М.: Металлургия, 1985

12. Лозановская, Л.В. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении [Текст] / Л.В. Лозановская, Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. – М.: Высш. шк., 1995.

К подразделу 3.1.3.

1. Охрана ландшафтов [Текст]: толковый словарь / ред. Т.А. Александрова. –М.: Прогресс, 1982.

2. Барсуков, М.И. Охрана земель при открытой разработке месторождений [Текст] / М.И. Барсуков, И.М. Барсуков. – Киев.: Техника, 1987.

3. Войнич, Л.К. Справочник молодого машиниста бульдозера, скрепера, грейдера [Текст] / Л.К. Войнич, Р.Г. Прикащиков. – М.: Высш. шк. 1979.

4. Горлов, В.Д. Рекультивация земель на карьерах [Текст] / В.Д. Горлов. – М.: Недра, 1981.

5. Каменщук, В.П. Бульдозерные работы на горнорудных предприятиях [Текст] / В.П. Каменщук, Г.Г. Архипов, А.Г. Васютинский. – М.: Недра, 1985.

6. Почвоведение, ландшафтоведение, защита литосферы [Текст]: Метод. указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 330200 / сост. В.В. Коростовенко; ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2004.

7. Мельников, Н.В. Краткий справочник по открытым горным работам [Текст] / В.Н. Мельников. – М.: Недра, 1982.

8. Михайлов, А.М. Охрана окружающей среды при разработке месторождений открытым способом [Текст] / А.М. Михайлов. – М.: Недра, 1981.

9. Моторина, Л.В. Промышленность и рекультивация земель [Текст] /Л.В. Моторина, В.А. Овчинников. - М.: Мысль, 1975.

10. Нормы технологического проектирования горнодобывающих предприятий [Текст] /Гипроруда. – Л., 1977.

11. Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации рудников [Текст] /В.Н. Мосинец, В.А. Шестаков, О.К. Авдеев, В.М. Мельниченко. – М.: Недра, 1981.

12. Русский, И.И. Технология отвальных работ и рекультивация на карьерах [Текст] / И.И. Русский. – М.: Недра, 1979.

13. Синьчковский, В.Н. Технология открытых горных работ [Текст]: учеб. пособие / – В.Н. Синьчковский. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989.

14. Томаков, П.И. Рациональное землепользование при открытых горных работах [Текст] / П.И. Томаков, В.С. Коваленко. – М.: Недра, 1984.

15. Шестаков, В.А. Рациональное использование недр [Текст] / В.А. Шестаков. – М.: Недра, 1990.

16. Эскин, В.С. Рекультивация земель, нарушенных открытыми разработками [Текст] / В.С. Эскин. – М.: Недра, 1975.

17. Пашкевич, М.А. Техногенные массивы и их воздействие на окружающую среду [Текст] / М.А. Пашкевич. – СПб.: Наука, 2000.

18. Коростовенко, В.В. Инженерная защита литосферы [Текст]: уч.пособие / В.В. Коростовенко. – Красноярск, 2006.

К подразделу 3.2.

1. Ремонт машин и оборудования [Текст]: метод. указания по курсовому и дипломному проектирования для студентов специальностей 1701 и 1703 / сост. А.В. Гилев, Х.М. Мишхожев; КИЦМ. Красноярск, 1993.

2. Надежность технических систем и техногенный риск [Текст]: метод. указания к практическим и контрольным работам / сост. В.В. Коростовенко, Н.А. Барков; ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2004.

3. Тимофеева, Т.С. Надежность технических систем и техногенный риск [Текст]: учеб пособие / Т.С. Тимофеева. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.

4. Минеев, А.В. Технология ремонта [Текст]: лабораторный практикум / А.В. Минеев, Л.П. Коростовенко, Н.Б. Лаврова; КГТУ, КГУЦМиЗ, Красноярск, 2004.

5. Гилев, А.В. Эксплуатация горного оборудования [Текст]: учеб.пособие; ГУЦМиЗ, Красноярск, 1996.

6. Резчиков, Е.А.Проблемы безопасности в системе «человек-машина-среда» [Текст] / Е.А. Резчиков «Безопасность жизнедеятельности» № 4 (88). – 2008.

7. Охрана труда: путеводитель по нормативным документам [Текст]: метод. пособие / под ред. Д.П. Мисника. – Красноярск, Изд-во «Поликом», 2002.

К подразделу 4.

1. Атаманюк, В.Г. Гражданская оборона [Текст] / В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.А. Акимов. - М.: Высш. шк., 1988.

2. Защита объекта народного хозяйства от оружия массового поражения [Текст]: справ./ Г.П. Демиденко [и др.] – Киев: Выща шк., 1989.

3. Устойчивость работы объектов народного хозяйства [Текст]: метод. указания / сост. Л.С. Максименко, Г.П. Галепов; КИЦМ. – Красноярск, 1989.

4. Оценка устойчивости объекта в условиях чрезвычайных ситуациях: деловая учебная игра [Текст] / сост. Л.С. Максименко, Э.В. Богданова; ГАЦМиЗ. – Красноярск, 1997.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения».

6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Положение о госу­дарственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных право­вых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

9. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. № 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России».

10. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

11. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 «О государствен­ном энергетическом надзоре в Российской Федерации».

12. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. № 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности».

13. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

14. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

15. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализа­ции Федерального закона «О техническом регулировании».

16. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертифика­ции».

17. Постановление Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 19 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производ­стве».

18. Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организа­циях».

19. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

20. Приказ Минздрава России от 17 августа 1999 г. № 322 «Об утверждении схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве».

21. Приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании сис­темы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».

22. Приказ Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 65 «Об утверждении Положе­ния о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации».

23. Постановление Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работ­ников организаций».

24. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации».

25. ГОСТ 12.0.001-99. ССБТ. Основные положения.

26. ГОСТ 12.0.002-99. ССБТ. Термины и определения.

27. ГОСТ 12.0.004-99. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

28. ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

29. ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения.

30. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

31. Постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении атте­стации рабочих мест по условиям труда».

32. Постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Систе­мы сертификации работ по охране труда в организациях».

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К УСТРОЙСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ

И ЦЕХОВ

33. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная класси­фикация предприятий, сооружений и иных объектов.

34. СП 2.2.1.1312-03. Гигиенические требования к проектированию вновь строя­щихся и реконструируемых промышленных предприятий.

35. СНиП 11-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий.

36. СНиП 31-03-2001. Производственные здания.

37. СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания.

38. СНиП 2.04.05-97. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

И ПРОЦЕССОВ

39. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов».

41. Постановление Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации».

42. Постановление Госстандарта России от 3 мая 2000 г. № 25 «Об утверждении документа «Правила сертификации производственного оборудования».

43. ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

44. ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безо­пасности.

45. ГОСТ Р 12.4.026-2001. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и размет­ка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

46. ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным элект­ронно-вычислительным машинам и организации работы.

48. СП 12.2.1327-03. Гигиенические требовании к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

49. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воз-духо-производстве иных и общественных помещении.

50. РД 10-231-98. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

51. ПБ-10-14-92. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России 30 декабря 1992 г.).

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

63. ГОСТ 2239-79. Лампы накаливания общего назначения. Технические условия.

64. ГОСТ 6825-91. Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения.

65. ГОСТ 17677-82. Светильники. Общие технические условия.

66. ГОСТ 24940-96. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности.

67. ГОСТ 27682-88. Лампы ртутные высокого давления.

68. ГОСТ 26824-86. Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

69. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

70. МУ 2.2.4.706-98 ОМ/МУ ОТ РМ 01-98. Оценка освещения рабочих мест.

ЗАЩИТА ОТ ВИБРАЦИИ

85. ГОСТ 12.1.012-96. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

86. ГОСТ 12.4.002-97. ССБТ. Средства защиты рук от вибрации. Технические требо­вания и методы испытаний.

87. ГОСТ 12.4.010-96. ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специ­альные. Технические условия.

88. ГОСТ 12.4.012-86. ССБТ. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования.

89. ГОСТ 12.4.024-76. ССБТ. Обувь специальная виброзащитная. Общие техничес­кие требования.

90. ГОСТ 17770-86. Машины ручные. Требования к вибрационным характеристи­кам.

91. СанПиН 2.2.2.540-96. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ.

92. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий.

93. Р 2.2.4/2.1.8-96. Гигиеническая оценка физических факторов производствен­ной и окружающей среды.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

103. ГОСТ 12.1.004-99. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

104. ГОСТ 12.1.010-99. ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования.

105. ГОСТ 12.1.044-01. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Но­менклатура показателей и методы их определения.

106. ГОСТ 12.4.009-96. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

107. ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

108. ГОСТ 30402-96. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняе­мость.

109. ГОСТ 30403-96. Конструкции строительные. Метод определения пожарной опас­ности.

110. ГОСТ 30444-97. Материалы строительные. Метод испытания на распростране­ние пламени.

111. ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распростра­нение пламени.

112. ГОСТ Р 51043-2002. Установки водяного и пенного пожаротушения автомати­ческие. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний.

Тягунов Г. В., Фетисов И. Н., Цепелев В. С.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД

ПРЕДИСЛОВИЕ

На окружающий человека мир нельзя смотреть как на безграничную и безопасную кладовую энергии. Время неуёмного потребительства природы человеком уже прошло, а современная его деятельность приводит к изменениям в биосфере (глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, повышение температуры поверхности Земли, разрушение озонного слоя). Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Количество опасностей в техносфере непрерывно растёт, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются с опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали последствиями воздействия негативных факторов (число жертв, потеря качества компонентов биосферы, материальный ущерб).

Проводившиеся на такой основе защитные мероприятия оказывались несвоевременными и недостаточно эффективными. Оценка последствий воздействия негативных факторов по конечному результату явилась грубейшим просчетом человечества. Это привело к огромным жертвам и кризису биосферы. Очевидно, решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе .

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о техносферной безопасности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

В современных условиях введения балльно-рейтинговой системы – системы определения уровня успешности студента на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов – сжато поданная информация в виде учебного пособия, на наш взгляд, будет востребована студенческим сообществом.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обеспечения безопасности человека приобрели повышенную остроту: растёт производственный и бытовой травматизм, не снижается и количество аварий, пожаров. На производстве в России ежегодно погибает до 10 тыс. чел., травмируется 350 тыс. чел., а от несчастных случаев, не связанных с производством, погибает и травмируется в 15 раз больше. Значительно меньшие потери на производстве связаны с развитой структурой обучения, контроля и наказания за нарушение нормативных документов по безопасности труда. Ситуация осложняется ростом стихийных бедствий на планете, ухудшением состояния окружающей среды. Ежегодно от экологических заболеваний в мире умирает 1,6 млн. чел.

От сложности технологических процессов, использования в производстве опасных веществ зависят условия труда и безопасность не только непосредственно на рабочем месте, но и в дальних сферах обитания . Так, результаты трудовой деятельности, выполняемой на конкретном рабочем месте (где условия труда могут быть различными), способны оказать неблагоприятное воздействие через производственную продукцию (или при использовании техники) на огромное количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом (взрывы на газопроводе Челябинск–Уфа; авария в Бхопале (Индия), где из-за утечки ядовитого вещества (метилизоцианат) погибло 3150 чел., 20 тыс. стали инвалидами, 200 тыс. получили заболевания). Аварии типа Чернобыльской показали, что бедствия носят зачастую интернациональный характер.

В мире характерна тенденция: вероятность каждого отдельного происшествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется (рис. I).

Обеспечение безопасности, сохранение биосферы и здоровья человека – сложные комплексные задачи.

– теоретические основы безопасного и безвредного взаимодействия человека со средой обитания;

– правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

– методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем;

– основы проектирования защитной техники и средств повышения безопасности и экологичности технических систем;

– методы прогнозирования и ликвидации ЧС.


Рис. I. Риск аварий и число погибших пассажиров в ходе развития авиации


Цель курса БЖД – вооружить специалистов знаниями:

– необходимыми для идентификации опасностей;

– разработки методов и средств защиты путём проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с требованиями безопасности, в т. ч. и экологической, на основе сопоставления затрат и выгод;

– прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС по защите населения от возможных последствий аварий, стихийных бедствий, а также в ходе ликвидации этих последствий.

Условия достижения безопасности:

– общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

– юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

– наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакций на воздействие негативных факторов, комплексного представления об источниках, о количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания, принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Федеральные государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к подготовке дипломированных специалистов по направлениям бакалавриата. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» определяет объем необходимых знаний: человек и среда обитания; характерные состояния системы «человек – среда обитания»; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности; негативные факторы техносферы, их воздействия на человека, техносферу и природную среду; критерии безопасности; опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей; средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем; безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; правовые и нормативно-технические основы управления; системы контроля – выполнения требований безопасности и экологичности; профессиональный отбор операторов технических систем; экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности; международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

БЖД – это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелательные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, закономерности их проявления и способы защиты от них.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т. д.

Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностями . Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, не соответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Различают опасности реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами.

Причины – это совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

Триада «опасность – причины – нежелательные последствия» – это логический процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т. д. Например: яд (опасность) – ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток – короткое замыкание – смерть человека.

Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" в г. Нерюнгри

Реферат по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Безопасность в техносфере»

Введение

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

3. Опасность и её источники

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Заключение

Список литературы

Введение

Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и бытовым условия жизнедеятельности.

Техносфера представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами и предприятиями. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В настоящее время 75% населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода от техносферы к биосфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных прежде всего повышенным влиянием на человека негативных техногенных факторов.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных и социальных), способных оказывать прямое и косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, верхний слой литосферы и гидросферу.

Техносфера - часть биосферы в прошлом, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего её соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Наша среда обитания - техносфера, биосфера и социальная среда.

1. Основные воздействия в системе «человек - среда обитания»

Закон сохранения Куратовского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Для техносферы характерны потоки всех видов сырья, энергии, многообразие потоков продукции и людских ресурсов, потоков отходов и т.д.Естественные потоки: поступление солнечной энергии, которая создает в свою очередь потоки животной и растительной массы биосферы, потоки абиотических веществ (воздух и вода), потоки энергии различных видов, в том числе и при стихийных явлениях в естественной среде.

К основным естественным потокам относятся: электрическое и магнитное поле, круговороты веществ в природе, атмосферные, гидросферные, литосферные явления, в том числе и стихии.

Основные потоки техносферы: отходы промышленности, бытовые отходы, информационные потоки, световые потоки и искусственное освещение, потоки сырья и энергии, потоки при различных техногенных и другого рода авариях.

Основные потоки в социальной сфере: информационные потоки (обучение, госуправление, международное сотрудничество), людские потоки (демографические взрывы, урбанизация), потоки наркотических веществ, алкоголя и т.д.

Основные потоки, выделяемые / потребляемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, воды, пищи и иных веществ (алкоголь, табак и т.д.), тепловые потоки, потоки солнечной и механической энергии, информационные потоки, потоки отходов процесса жизнедеятельности.

2. Воздействие на человека потоков жизненного пространства

Потоки масс энергии и информации, распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания живой природы - человека, фауны и флоры. Воздействие потока на объект в каждой точке пространства определяется интенсивностью I и длительностью экспозиции t: E (x, y, z)=f (I, t), где E - фактор воздействия в точке пространства с координатами (x, y, z). Для звукового потока, исходящего из точечного источника, интенсивность определяется по формуле:

I = P*Ф*k*(R2) Вт/кв. м,

где Ф - фактор направленного излучения звука, P - мощность источника звука, R - расстояние от источника до объекта воздействия, к - коэффициент, учитывающий уменьшение интенсивности звука на пути распространения за счет затухания (к=1 при R<50 м). Реальные интенсивности звука: 0 - 160 дБ. При интенсивности звука до 20-25 дБ человек чувствует себя нормально; до 50 дБ - реагирует негативно, но реакция организма отсутствует (для людей, связанных с тяжелым физическим трудом этот порог доходит до 80 дБ); свыше 85 дБ и до 140 дБ - при длительных экспозициях возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок и контузии; при 160 дБ - может наступить смерть.

По поверхности Земли температура атмосферного воздуха меняется от -88 до +65? С, в то время как человек имеет постоянную температуру 36? С. Наивысшая температура, которую выдерживает человек (внутренние органы) равна +43? С при t< 1 часа. При температуре более 30? С работоспособность человека резко падает. Комфортная температура для человека: летом 23-25? С, зимой 22-24? С.

Комфортные потоки - это оптимальные условия воздействия на человека для проявления наивысшей работоспособности человека, гарантирующие целостность среды обитания.

Допустимые потоки - оказывают негативное влияние на здоровье, но не приводят к дискомфорту и снижению эффективности деятельности человека и не являются негативными в нарушении процесса жизнедеятельности человека и его среды обитания.

Опасные потоки - оказывают негативное влияние, вызывают заболевания и приводят к деградации элемента техносферы и природной среды.

Чрезвычайно опасные потоки - потоки высоких уровней и, самое главное, за короткий период времени, которые могут принести травмы и привести к летальному исходу, вызвать изменения в техносфере и природе.

3. Опасность и её источники

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи (людям, среде, материальным ценностям). Различают опасности: естественного происхождения, техногенного, антропогенного. Естественные: погодные, атмосферные, природные явления. Техногенные: создаются элементами техносферы - машины, сооружения, отходы, побочные воздействия производства, электро- и магнитоизлучения. Самыми страшными опасностями являются стихийные бедствия. В течение многих лет люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, в результате очень усилились техногенные опасности. Антропогенные: результат изготовления технических систем и проектов, которые создавались без расчетов и сводили поставленную задачу к ущемлению жизнедеятельности человека. Они очень быстро нарастают в социальной сфере (ВИЧ, алкоголь).

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Потенциальная опасность представляет собой угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем. Реальная опасность связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и времени. жизнедеятельность техносфера опасность

Классификация опасностей:

1) по видам источников:

Естественные

Антропогенные

Техногенные

2) по видам жизненных потоков в пространстве:

Энергетические

Массовые

Информационные

3) по величине потоков:

Допустимые

Предельно допустимые

Опасные

Чрезвычайно опасные

4) по моменту возникновения опасности:

Спонтанные

Прогнозируемые

5) по длительности воздействия опасности:

Постоянно-переменные

Периодические

Кратковременные

6) по объекту негативного воздействия:

Действующие на человека

На природную среду

На материальные ресурсы

Комплексное воздействие

7) по количеству людей, подверженных опасному воздействию:

Групповые

Массовые

по размерам зон воздействия:

Локальные

Региональные

Межрегиональные

Глобальные

9) по видам зон воздействия:

В помещении

Действующие на территории

10) по способности человека идентифицировать опасность органами чувств:

Ощущаемые

Неощущаемые

11) по виду негативного воздействия на человека:

Вредные

Травмоопасные.

Опасность характеризуется интенсивностью и продолжительностью: O (x, y, z)=f (I, t).

Источники опасности в техносфере Современное состояние селитебных зон техносферы России

Производственная среда: машины, технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентируемые действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения параметров микроклимата рабочей зоны.

Травмирующие и вредные факторы подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизические.

Происшествие - это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и мат. ресурсам.

Чрезвычайное происшествие - событие, происходящее кратковременно и имеющее высокий уровень негативного воздействия (крупные аварии, стихии).

Чрезвычайная ситуация - состояние объекта территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и природной среде.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью людей и пропажей людей без вести.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийным явлением на земле и приводящее к разрушению биосферы, техносферы и гибели или потере людей.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором при воздействии на него всех потоков веществ, энергии и информации их значения внутри него не превышают максимально допустимых значений.

4. Критерии комфортности, безопасности техносферы

Критериями безопасности техносферы являются ограничения воздействий на человека вредных и опасных негативных факторов:

1. Предельно допустимые уровни (ПДУ) нежелательных воздействий на человека различного рода потоков энергии (механической, электромагнитной, тепловой, ионизирующей);

2. Предельные дозы (ПД) нежелательных воздействий, полученных организмом человека за время активного влияния на него негативных техногенных факторов (электромагнитных, ионизирующих);

3. Предельно допустимые концентрации (ПДК) нежелательных для человека токсических и (или) загрязняющих веществ;

4. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, а также предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу, нежелательных для человека и окружающей природной среды объемов токсических и (или) загрязняющих веществ;

5. Предельно допустимое время воздействия на человека негативных факторов техносферы без угрозы для его безопасности;

6. Предельно допустимый риск воздействия негативных факторов техносферы без ущерба для безопасности человека и состояния окружающей природной среды.

Основной смысл критериев безопасности заключается в сохранении здоровья и жизни человека путем ограждения его от вредных и опасных факторов техносферы.

Критерии комфортности направлены на обеспечение нормального, комфортного самочувствия человека независимо от характера его деятельности. Важным обстоятельством, служащим основанием для отнесения того или иного параметра к числу критериев комфортности, является тот факт, что нормальная жизнедеятельность человека при полном отсутствии этого параметра вообще невозможна, поскольку такова физиология и структура человеческого организма. В качестве важнейших критериев комфортности для человека выступают следующие параметры его среды обитания:

1. Энергобаланс человека с окружающей средой, включающий в себя энергозатраты на выполнение трудовой деятельности и тепловые параметры, определяемые различными видами теплообмена.

2. Параметры микроклимата среды обитания человека, тесно связанные с его энергобалансом. Комфортное состояние жизненного пространства помещений и территорий по показателям микроклимата достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности.

3. Параметры освещения среды обитания человека, включающие в свой состав уровень освещенности, спектральный состав и уровень пульсации освещения, контрастность объекта наблюдения, пространственное расположение и яркость источников света и т.д.

4. Эргономические параметры среды обитания, характеризующие степень приспособленности форм и размеров окружающих предметов в техносфере к размерам тела человека, удобство длительного пользования следующими объектами: элементами городской инфраструктуры, зданиями и постройками, внутренним интерьером помещений, мебелью и посудой, производственным оборудованием, технологическими приспособлениями, рабочими инструментами, транспортными средствами и т.д.

5. Параметры переработки информации человеком, характеризующие, прежде всего физиологические возможности человеческого организма к восприятию и осмыслению поступающих из внешней среды информационных сигналов, а также формированию адекватной ответной реакции на них. Определяющими факторами являются объем и скорость предъявляемой информации, форма и частота следования информационных сигналов, сложность переработки информации человеком, необходимая скорость и форма ответной реакции на внешние воздействия и т.д.

6. Параметры труда и отдыха человека, обеспечивающие поддержание его нормального здоровья, активности и длительной продолжительности жизни, высокой эффективности трудовой деятельности. Они включают в себя работоспособность человека в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность рабочего времени, гарантированные периоды отдыха в течение рабочего дня и рабочей недели, продолжительность ежегодных отпусков и т.д.

Возможны следующие состояния взаимодействия человека и техносферы:

Комфортное (оптимальное), когда потоки вещества, энергии и информации соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Допустимое взаимодействие гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;

Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.). Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с его низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли.

В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; групповые формы труда(конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Физическая тяжесть труда - это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5…10 кг для женщин и 15…30 кг для мужчин - средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин - тяжелая,

Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека. Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения рабочей зоны производственных помещений достигается соблюдением нормативных требований.

Заключение

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причём уровни физических и химических факторов воздействия в XX веке непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность общества, не сумевшего создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив её негативное влияние до допустимых уровней.

Список литературы

1. «Безопасность жизнедеятельности» П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Пономарев Н.Л.

2. «Безопасность жизнедеятельности» Белов С.В., Девисилов В.А., Козаков А.Ф.

3. Охрана труда. Девисилов В.А.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности изучения основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Сущность ключевых аспектов взаимодействия человека и техносферы. Характеристика системы безопасности человека в техносфере. Изучение проблем производственной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2011

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Обобщение научных и практических достижений в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Понятия, термины и определения. Защита человека и его среды обитания в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения.

    учебное пособие , добавлен 23.02.2009

    Среда обитания и жизнедеятельности человека. Факторы, воздействующие на человека в процессе его жизнедеятельности. Техногенные опасности в зоне действия технических систем. Классификация основных форм деятельности человека. Допустимые условия труда.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Характер воздействия на человека потоков жизненного пространства, их факторы. Опасности как негативные воздействия внешней среды, их источники и методы преодоления. Развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 01.06.2009

    Цели, задачи, объект и предметы изучения науки БЖД. Опасности и их источники, количественная характеристика, концепция приемлемого риска. Безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения. Человек как элемент системы "человек - среда обитания".

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы. Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда. Исследование негативного воздействия ЭВМ на персонал. Организация рабочего места оператора.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2003

    Перспектива развития науки о безопасности жизнедеятельности. Охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Средства защиты атмосферы. Теоретические основы БЖД в системе "человек - среда обитания – машина - ЧС".

    контрольная работа , добавлен 02.02.2011

    Концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности. Человек и среда обитания. Физические, химические, биологические, социальные факторы, способные оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме