Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проповедь и милосердие. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе

В новой статье инокиня Ливия рассказывает о главных христианских заповедях. Часто бывает, что люди исполняют все «внешние» религиозные предписания — молятся и постятся, но при этом забывают о самом главном: любви и милосердии. Святые отцы учат нас, что благотворительность — это наша драгоценная копилка. Оказывая милость нуждающимся, мы приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.

«О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою»

(Иоан., 13, 35).

Притча о дружбе

«Были у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с пренебрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: «Я тебе не друг, и не знаю, кто ты; у меня теперь и без тебя много друзей. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а больше ничего от меня не жди».

Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: «Вспомни, как я всегда дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне». И этот отвечал: «Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй, провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди».

Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которым он до сих пор почти пренебрегал. Вошел к нему с печальным и пристыженным лицом и сказал ему: «Не смею и уста раскрыть, чтобы поговорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказывал. Но пришло и ко мне великое горе и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги хоть сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе». Друг этот отвечал ему: «Что же, я считаю тебя близким человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся и не скорби».

Тогда человек тот со слезами воскликнул: «Увы мне! Что буду прежде оплакивать: то ли, что втуне я оказывал предпочтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое по неразумию, я оказал истинному и нелицемерному другу?»

Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение — рубашку и саван. Второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти мало пользы, ибо они только проводят человека до могилы, а потом среди забот и попечений также забудут его. Третий же друг — это наши добрые дела, которые, несомненно, станут ходатаями за нас перед Богом по разлучении души от тела, помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и есть истинные наши друзья, помнящие малое наше благотворение и с лихвой воздающие за него» (Книга Пролог, притча старца Варлаама на 16 апреля ст. ст).

Вера без дел мертва

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак., 1, 22).

Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак., 2, 14-17).

Итак, только делами своими мы можем показать и доказать свою искреннюю, нелицемерную веру. И, бесспорно, одно из самых главных дел в благочестивой и богоугодной христианской жизни — творить любовь и милосердие к ближним, спешить на помощь в трудной ситуации, уметь и словом, и делом утешить скорбящих братьев и сестер. Нет выше заповеди, чем бескорыстная, самоотверженная любовь в служении ближним. Любовь и милосердие — это два крыла, которые возносят человека от земли на небо и дают вход в жизнь вечную.

Говорили отцы, что диавол всему может подражать: посту он никогда не ел, бдению он никогда не спал, а смирению и любви подражать не может. Итак, великий подвиг да будет для нас, иметь в себе любовь и ненавидеть гордость, чрез которую диавол ниспал с небес (Древний патерик, глава 17-я).

О высоких заповедях и говорить можно лишь возвышенными словами, а для этого надо иметь соответствующее духовное устроение и ум, очищенный от воздействия душевных и телесных страстей и просвещенный свыше Божественною благодатью. Святитель Иоанн Златоуст называет словеса Божии, которые мы слышим в церкви, сладчайшими паче меда и сота и драгоценнейшими паче золота и дорогих камней. Ибо нет ничего дороже для человека, чем душа бессмертная, созданная по Образу Божьему. Но как тело не может жить без пищи, так и душа ослабевает и впадает в уныние без молитвы и назидательного чтения, которое питает и укрепляет душу. Чем больше говорим мы и рассуждаем о добродетелях, тем больше подвизаемся к тому, чтобы слова эти исполнять и самим делом. Ибо житейская суета, как сеть неприязненная, часто опутывает ум и сердце, пленяет мысли многоразличными заботами, отводит долу душевное око и не дает воспрянуть к бессмертному, высшему миру. Так что забываем мы и о жизни вечной, и о спасительном пути. В таком состоянии лучший помощник и наставник для души —назидательные книги, которые богомудрыми своими словами очищают духовное око и напоминают человеку о настоящем его предназначении, о смысле бытия. И первое слово в святоотеческих поучениях, как и первая заповедь христианская, всегда будет о любви и милосердии, ибо где любовь, там и Бог.

О любви и милосердии

Благо есть искренняя любовь к Богу и к людям и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги. Такая любовь и милосердие есть и между ворами и разбойниками, и между всеми народами, не знающими Бога. Истинная любовь, милосердие и братолюбие, согласно заповедям Господним, состоят в том, чтобы, как говорит Господь, любить брата своего, как самого себя. Любить не только любящих, но и ненавидящих, и обижающих. Терпеть от брата своего все обиды и напраслину с благодарностью и не помнить никакого зла.

А если кому кажется, что он имеет любовь, но не ко всем одинаковую — отличает бедного от богатого, больного от здорового, грешного от праведного, чужого от своего, грубого от любезного, — то это еще не совершенная любовь. Полная же, совершенная любовь в том, чтобы относиться ко всем одинаково. Как всякая пища, посыпанная солью и политая маслом, становится вкусной, так и каждый человек, желающий спастись, должен осыпать любовью и орошать милосердием любое доброе дело и всякого человека. Так все его добрые дела станут совершенными.

Ибо что такое любовь и милосердие? Отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. И не делать другому того, чего себе не желаешь и ненавидишь. Велики такие любовь и милосердие. Они покрывают множество грехов наших.

Относящийся ко всем с любовью и милосердием помилован будет на Суде Господнем. «К любящим и милостивым милостив буду, — говорит Господь, ибо милостивые сынами Божьими нарекутся». Любовью и милосердием Закон Христов исполняется, и жизнь становится совершенной. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие. Живущий в любви и милосердии в Боге пребывает и Бог в нем, ибо любовь и милосердие — Сам Бог (Цветник священноинока Дорофея).

Все настоящее и видимое, любезное и приятное для тела, которое называем мы земными благами и удовольствиями, имеет свой вес и цену только здесь, на земле, но теряет всякий смысл за невидимой и непреложной гранью, от которой, в свое время, никто уже не сможет отойти назад. Что такое наша жизнь и для чего живет человек на земле? Благочестивый верующий христианин без труда ответит на этот загадочный и противоречивый для многих светских философов вопрос и скажет, что настоящая жизнь — это только начало и преддверие жизни будущей. Она дана нам как испытание, как дорога к бессмертию и совершенству, основная наша цель и задача — научиться жить по заповедям Господним и, сколько возможно, творить добро своим ближним.

Святые отцы говорят, что нынешний век для нас словно торжище, где можем купить мы подвигами и добродетелями Царство Небесное, и призывают спешить и торопиться и не откладывать с одного раза на другой, но милосердием и богоугодными делами собирать себе сокровище, которое позволит наследовать нам вечное воздаяние. Ибо что посеет человек, то и пожнет, но во время жатвы не будет уже места для покаяния и поприща для совершения добрых дел. Здесь толкование притчи о пяти юродивых девах, которые, хотя и соблюдали внешне все необходимые правила благочестия, но не имели при этом достаточно масла в своих светильниках, т.е. дел любви и милосердия к ближним, почему, когда пришел долгожданный Жених, они оказались недостойными войти с Ним в чертог для брака. Хотели, но не смогли уже купить масло для погасших светильников. Масло это — милость и любовь, которые мы оказываем к своим ближним и которое мы не сможем уже никакими средствами приобрести себе, когда выйдем из этого мира. И то имущество, которое отдаем мы здесь нуждающимся, — это наша драгоценная копилка перед Богом, т.е. когда мы подаем другим, то делаем это, прежде всего, для самих себя, этим приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.

Подтверждение Евангелию

«Не обманывай себя, о человек: если не будем поступать согласно слову Писания и веры, то есть по заповедям Господним и прочим книгам, будем преданы мучениям, потому что невозможно спастись, не соблюдая всех этих заповедей. Если же будем поступать по Господним заповедям, будем помилованы и воцаримся со Христом навечно. Потому что сами себя, по слову Божию, либо осуждаем, либо оправдываем. Слово Божие, истинное и праведное, установлено для нас на этом свете как справедливая и честная мера и вес, и этими мерой и весом на грядущем Суде судимы будем. Каждый из нас, учащихся Слову, должен жить по Евангельским заповедям. И нам, стремящимся к жизни вечной, следует усердно соблюдать животворные и воскрешающие святые заповеди Господни, благодаря которым дается благодать Святого Духа, спасается и оживляется всякая душа» (Цветник священноинока Дорофея).

Нуждается в помощи

Тяжелобольная пятилетняя девочка Аня Родина, младшая дочь старообрядческого священника Михаила Родина, настоятеля строящегося храма во имя преподобного Серапиона Черемшанского в Балаково, нуждается в вашей помощи. Девочка родилась недоношенной, во время очень тяжелой операции «кесарева сечения» врачи спасали жизнь и ребёнку, и маме. За операцию матери сделали 11 переливаний крови. После рождения Аня не дышала, провела двое суток в реанимации с аппаратом искусственного дыхания. Кровоизлияния в мозг вызвали развитие детского церебрального паралича (ДЦП). Анюта не ходит, не ползает, не может самостоятельно сидеть, брать предметы руками, плохо держит голову, плохо говорит. В 2013 году начались судороги. Приходится постоянно принимать дорогостоящие противосудорожные препараты. В сентябре 2013 года Анюте установили баклофеновую помпу. Необходимо каждые 2-3 месяца ездить в Москву на лечение и реабилитацию. Постоянно нужно посещать массаж, занятия в бассейне, процедуры физиотерапии, занятия ЛФК и иппотерапии.

Балаковская община строит храм. Собранных пожертвований не хватает даже на строительные работы, поэтому о. Михаил Родин продолжает преподавать в ВУЗе. Матушка не работает, занимаясь уходом за Анютой, её лечением и воспитанием троих старших детей. Семье приходится трудно: постоянно требуются расходы на транспорт и лекарства. Вы можете помочь этой семье. По ссылке , необходимом лечении и об этой семье. Для пользователей социальной сети В Контакте создана группа «

Слава нашему Господу! Давайте побеседуем на тему "Сила милосердия".

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7).

Перед величием этого слова ум наш безмолствует, сознавая своё бессилие в вопросах веры, но сердце благоговейно радуется, ощущая дыхание вечности. Слово Бога выше самых смелых стремлений нашего ума, но вера ведёт нас на покорение этих духовных вершин. Здесь написано: "Блаженны милостивые" , но всем известно, как нелегко осуществить это в жизни. Милостивым приходится много страдать, а Слово Божье называет их блаженными. Почему же они блаженны? Разве потому, что им будет легко в жизни и пути их станут гладкими на этой земле? Конечно, нет. Блаженство милостивых заключается в радостной надежде, что они будут помилованы, что, как гласит пословица, "И на нашей улице будет праздник". Для иллюстрации этой мысли давайте рассмотрим несколько эпизодов из жизни царя Давида.

Благословенный Господом и помазанный на царство, гонимый жестоким и завистливым Саулом, преданный своим народом (так, жители Кеиля, избавленные Давидом от набегов амаликитян, готовы были выдать его Саулу, как открыл Господь), Давид в отчаянии убегает к филистимлянам и становится вынужденным изгнанником. Он оставляет родину и уходит на чужбину. Конечно, там ему приходится жить несладко. И вот, однажды его постиг такой удар судьбы, который, кажется, выше всяких сил человеческих. Царь филистимский дал Давиду для жительства с его приближёнными небольшой городок Секелаг. Когда Давид со своей дружиной был в походе, на город напали амаликитяне, сожгли его, разграбили имущество, а жён и детей увели в плен. Вместо родного очага, Давида встретило пепелище. Но мало этого: Последняя его земная опора, его приближённые, соратники, свалив на него вину за свои несчастья, взяли камни и решили побить его насмерть. Но Господь укрепил Давида, утвердив в вере его сердце. Получив откровение от Господа, они отправились преследовать противника. Но ведь это происходило не в наше время, когда можно куда-то позвонить и получить какую-то информацию. В те времена где и кого можно было искать? Кругом пустыня, горы, леса. Но Давид укрепился упованием на Господа. Его кавалерия гонится за врагом. И здесь произошёл совершенно неожиданный случай.

"И нашли Египтянина в поле, и привели его к Давиду, и дали ему хлеба, и он ел, и напоили его водою; и дали ему часть связки смокв и две связки изюму, и он ел и укрепился, ибо он не ел хлеба и не пил воды три дня и три ночи" (1Цар. 30:11-12).

Что это был за человек? Оказывается, это был раб, которого выбросил его хозяин по причине неизлечимой болезни. Он валялся уже трое суток, выброшенный, больной, без пищи и без воды. Фактически, это был живой труп. Но Давид приказал этого человека напоить, накормить, обиходить, оказать ему милость. Казалось бы, кому нужен этот доходяга? Но Давид в данном случае поступает подобно милосердному самарянину из притчи Иисуса (Лук. 10:30-37). Возможно, многие проходили мимо этого умиравшего, и никто не обращал на него внимания. Он был в тягость собственному хозяину. Наверное, у него должны были быть какие-то товарищи. Никто ему не посочувствовал, кроме одного Давида. И благодаря тому, что Давид не пренебрёг этим больным, брошеным, никому не нужным человеком, Бог через это милосердие явил чудо. Когда этот умиравший пришёл в себя, восстановил свои силы, то он стал проводником Давида и указал ему, где искать этих грабителей и мародёров, которые увели в плен их семьи. В результате Давид настигает противника и отнимает у него добычу. Злодеи получили достойную расплату. Я хочу сказать, что, если бы не милосердие Давида, то никто не помог бы ему найти и наказать виновных. Победу он получил благодаря своему милосердию. Конечно, людей уступчивых, снисходительных, всё прощающих, этот мир не уважает. Доброта в этом мире не в почёте, а скорее, считается слабостью. Однако Слово Божье говорит: "Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Добро кажется слабым, беззащитным, но каким бы ни было наглым и заносчивым зло, оно всё-таки будет посрамлено, и добро победит. Для подтверждения этой мысли можно привести ещё несколько случаев из жизни Давида.

Саул многократно преследовал Давида, пытаясь расправиться с ним вооружённой рукой. Однажды, когда Давид со своими людьми скрывался в пещере у овечьего загона, в пустыне Ен-Гадди, туда зашёл саул, чтобы справить нужду (1Цар. 24:3-21). Видя, как Саул сел, он тихонько подкрался сзади и отрезал у него край верхней одежды. Ничего не подозревая, Саул вышел и направился по дороге к своим, и вдруг услышал зовущий его голос. Обернувшись, он увидел Давида, который показывал ему лоскут, отрезанный от его одежды. Давид объяснил, что он не виновен против Саула и в его руке нет коварства и зла. Саулу стало ясно, что он был на волосок от смерти. Там сказано, что этот жестокий человек даже заплакал. Это не маловажная деталь. Ведь заплакал закалённый воин, сердце которого огрубело в кровопролитных сражениях. Тогда Саул признал правоту Давида. Здесь опять милосердие показало свою силу, победила доброта. И не вина Давида, что сердце Саула настолько ожесточилось, что он не поверил милосердию. В этом отношении Давид является прообразом Самого Иисуса Христа, Который много нас прощает, но сердце человеческое настолько обольщено и обмануто врагом, сатаной, что, видя доброту Господа Иисуса, оно начинает гордиться, вместо того, чтобы откликнуться на это милосердие встречным доверием. Аналогичный случай Записан в 1 Цар. 26:5-25, когда Давид пощадил жизнь спящего Саула, а только унёс его копьё и сосуд с водой. Здесь Саул произнёс неожиданные для него слова покаяния:
"И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал" (1 Цар. 26:21).

Как Давид достиг победы над таким непримиримым противником? Посредством чего-то такого, что в глазах этого мира кажется ничтожным, при помощи милосердия. Плоть всегда толкает нас на резкие поступки, заставляя показывать свою силу, стучать кулаком по столу и т.п. Конечно, тяжело смиряться, кто же может что-то возразить против этого? Зато, какие потрясающие результаты! Какую победу даёт милосердие! Побеждай зло добром. Не унывай, не падай духом! Добро в конечном счёте победит.

В заключение хочется указать на потрясающий эффект милосердия, который мы видим на примере Давида по отношению к Навалу (1 Цар. 25). Когда этот безрассудный человек оскорбил Давида, он уже шёл с вооружёнными людьми, чтобы расквитаться с ним. Навстречу ему вышла Авигея, разумная жена Навала, со своими мудрыми словами: "Не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою [и окажешь милость ей]" (1 Цар. 25:31).

Давид впоследствии оказал ей милость и женился на ней. Он не пожалел о том, что не сделал зла Навалу. Господь Сам поразил этого неблагодарного человека, которому Давид делал много добра, а тот в отместку унизил его. Милосердие во всех отношениях достойно подражания. Бог обязательно утешит милосердного и поможет ему (Пс. 17:26-27). Милосердие как практическое добро непобедимо. Милосердие дало Давиду победу над амаликитянами, разграбившими Секелаг, над Навалом и Саулом. Поступая милосердно, мы будем блаженны и нам не придётся жалеть о своих неразумных делах, которые могли бы осквернить наше сердце по причине нашей вспыльчивости и запальчивости. Закончить этот разговор хочется следующими замечательными словами:
"Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость" (Прит. 25:15).

Представляете, какая сила заключается в милосердии? Мягкий язык... Не твёрдый кулак или какие-то страшные угрозы, а мягкий язык, вот что нужно для победы. Нам порою кажется, что ситуация уже как будто вышла из-под контроля, что пора бы показать своё "я" и применить свою плотскую силу, но надо держаться Писания и поступать в соответствии с его тысячелетиями проверенными указаниями (Ек. 9:17). Даже царя зверей, льва, хрупкая женщина-укротительница приручает посредством кроткой человеческой речи. Она просто приходит к его клетке и ласково, нежно часами разговаривает с ним. Неслучайно наш Господь пришёл на землю с кротостью и стал умилостивлением за грехи наши. Кровь Иисуса Христа пролилась, чтобы это милосердие утвердилось в наших сердцах, в нашем поведении, чтобы мы научились поступать по примеру Сына Божьего. Да поможет Господь верить в несокрушимую силу мягкого языка, милующего сердца, милосердных слов и поступков. Давайте нашей жизнью порадуем нашего Господа, а Ему да будет слава, аминь.


Михаил Бурчак

В день беатификации Папы Римского Иоанна Павла II я воспользуюсь выдержками из его проповедей о Божьем Милосердии.

«Христос воскресший возвещает ученикам прекраснейший призыв Божьего Милосердия: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.(…) примите Духа Святого! Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся «.
Перед тем, как произнести эти слова, Иисус показывает Свои руки и бок. Он показывает раны, причиненные Ему во время Страстей, а в первую очередь – раненное Сердце – источник обильного милосердия, изливающегося на человечество.
Кровь и вода!

Кровь наводит на мысль о жертве Креста и даре Мессы, в то время как вода в символике евангелиста Иоанна означает не только Крещение, но также дар Святого Духа.
(…) Христос научил нас, что «человек не только испытывает и принимает милосердие Самого Бога, но и он сам сотворен для того, чтобы быть милосердным к ближним».

(…) Это нелегко любить глубокой любовью, которая заключается в подлинном самопожертвовании ради других. Этой любви можно научиться не иначе, как вникая в тайну любви Бога. Вглядываясь в Него, погружая себя в Его Отчее Сердце, приобретая способность видеть братьев обновленным взором, бескорыстно и солидарно, щедро и с прощением. Всё это есть милосердие!
Сестра Фаустина Ковальская написала в своём Дневнике: «Я ощущаю такие страшные муки, когда вижу страдание ближних; в моём сердце отражаются все страдания близких, их мучения я ношу в сердце своём, так, что это даже изнуряет меня физически. Я страстно желаю, чтобы все скорби пали на меня, чтобы облегчить страдания ближних». Вот к чему ведёт истинная любовь, измеряемая мерой Божией любви!

(…) В Божьих глазах каждый человек ценен, за каждого Христос отдал Свою жизнь, каждому Отец даёт Своего Духа и через Него приближает его к Себе.
Этот бодрящий призыв направлен главным образом к человеку, который испытан неким особенно мучительным опытом или придавлен тяжестью совершённых грехов, который потерял всякую надежду в жизни и склонен поддаться искушению отчаяния. Такому человеку открывается кроткий Лик Христов, а лучи, исходящие из Его Сердца, изливаются на него, освещают его и воспламеняют, указуя путь и исполняя надежды. Как же много сердец обрело отвагу благодаря возгласу: «Иисус, уповаю на Тебя»».

«Современный человек нуждается в возвещении милосердия; Он нуждается в делах вашего милосердия и нуждается в вашей молитве о милосердии. Не пренебрегайте ни одним из этих путей апостольства».

В наше время, когда человек чувствует себя потерянным перед лицом многочисленных проявлений зла, мы особенно нуждаемся в этом возвещении, выражающем веру во всемогущество Божией любви. Обращение к Божьему милосердию должно проистекать из глубины сердец, исполненных страдания, страха и неуверенности, но, вместе с тем, взыскующих источник надежды.

(…) Это Святой Дух, Утешитель и Дух Истины, ведёт нас путями Божьего Милосердия. Обличая мир «о грехе, о правде и о суде» (Ин 16, 8), в то же самое время Он открывает полноту спасения во Христе. Это обличение о грехе связано двоякими узами с Христовым Крестом. С одной стороны, Святой Дух через Крест Христов позволяет нам распознать грех, каждый грех, во всех проявлениях зла, которые оно содержит в себе и скрывает. С другой стороны, Святой Дух позволяет нам, также через Крест Христа, увидеть грех во свете, то есть в милосердной и прощающей любви Бога.
Таким образом, «обличение в грехе» одновременно сопровождается убеждением, что грех может быть прощён, а человеку может быть возвращено достоинство возлюбленного сына Божия. Действительно, «именно через Крест Божество Иисуса Христа более всего приблизилось к человеку и склонилось над ним… Крест есть как бы излияние вечной любви на самые глубокие раны земного человеческого существования».

«Отче Предвечный, приношу Тебе Тело и Кровь, Душу и Божество возлюбленнoго Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа ради прощения грехов наших и всего мира; ради Его Страданий будь милосерден к нам и ко всему миру» (Дневник, 476). Будь милосерден к нам и ко всему миру… Сегодняшний мир так нуждается в Божием Милосердии! По всем континентам, из глубины человеческого страдания, возносится мольба о милосердии. Там, где властвуют ненависть и жажда мести, где война несёт боль и смерть невинных, нужна благодать милосердия, которое успокоит умы и сердца и принесёт мир. Где пренебрегают уважением к жизни и достоинству человека, нужна милосердная любовь Бога, в свете которой выявляется невыразимая ценность каждой человеческой жизни. Милосердие необходимо для того, чтобы всякая несправедливость в этом мире была уничтожена сиянием истины.
В Божием милосердии мир обретёт покой, а человек – счастье! Я вверяю это задание вам, дорогие братья и сестры, как и всем поклоняющимся Божьему Милосердию. Будьте свидетелями милосердия!

Я хочу завершить эту проповедь словами молитвы Иоанна Павла II:
« Боже, Отче милосердный, явивший свою любовь в Твоем Сыне, Иисусе Христе,
и изливший её на нас в Святом Духе, Утешителе, Тебе вверяем сегодня судьбы мира и каждого человека.
Склонись над нами, грешниками, исцели наши слабости, победи всякое зло, пусть все жители земли ощутят Твоё милосердие, постоянно обретая в Тебе, Триедином Боге, источник надежды.
Отче Предвечный, ради Страданий и Воскресения Твоего Сына
будь милосерден к нам и ко всему миру! Аминь».

Священник Дариуш Зайонц,
администратор Кафедрального собора Преображения Господня


Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

И мы сейчас, дорогие братья и сестры, живем в одно из тех времен, когда действительно кажется, что любви становится все меньше и меньше. Тем значимее для всех нас задуматься над этой притчей. Ибо она произносилась только для тех, кто был тогда рядом со Христом, кто испытывал Его, искушал Его, но произносилась она, прежде всего для нас с вами.

Итак, ко Христу приходит законник, фарисей, человек, наверняка, глубоко верующий. Верующий в ветхозаветный закон, но не верующий еще во Христа, сомневающийся в том, что этот скромный Плотник, дерзновенно поучающий учителей народа, знает истину. И подойдя, с таким заведомым желанием уничижить Спасителя, показать перед всеми Его незнание, он задает Ему, искушая Его, как сказано в Евангелии, в общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Вопрос о том, что есть первая заповедь.

И Христос, зная, что этот человек искушает Его, отвечает просто и безыскусно. Так, как должен ответить любой, смиренно исповедующий веру в Бога ветхозаветный иудей. Он говорит о любви к Богу и о любви к ближнему. И все.

Эта двойная заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, Ветхим Заветом данная, должна была быть известна всем. Но, видимо, Христос так произносит эти простые слова, что законнику, искушавшему Его, становится очень неудобно, очень стыдно. И, желая оправдаться и перед Христом и перед стоящими вокруг людьми, он задает Ему другой вопрос, на который сам-то он знает ответ. Вопрос о том, а кто есть ближний.

Но Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает и все то, что происходит в душе законника. Он уже почувствовал, что горделиво пришедший уничижить Его простым вопросом законник, оказался не только посрамлен сейчас перед лицом многих, Он знает, что и в сердце самого законника произошло какое-то серьезное изменение: что он сам вдруг устыдился своего дерзкого вопроса.

И опять, как будто не замечая, что этот вопрос, обращенный к Нему, имеет какой-то скрытый смысл, Спаситель просто рассказывает притчу, всем нам с вами хорошо известную. Но, наверное, не до конца, не в полной мере осознаваемую и понимаемую. Ведь перед нами не просто рассказ о добром человеке.

Некто, ехавший по дороге и попавший в серьезные испытания, подвергшийся нападению разбойников, лежит, и возможно даже истекает кровью. Этот человек, может быть, даже умирает на дороге. Наверное, он из благочестивых иудеев, которые в этот момент, когда он оказался избит, измучен и брошен на дороге, молился Богу о помощи. И вот он видит на дороге священника, затем левита, представителей того самого ветхозаветного духовенства, к которому ветхозаветные иудеи относились с большим почтением, с большим почитанием. Кто, как не они, казалось бы, должны были прийти ему на помощь? Но они проходят мимо.

Эта тема всем нам, христианам, увы, хорошо известна. Наверное, каждый из нас имел случай, возможно, даже не один раз, убедиться в том, что подчас и священник, и дьякон, служащие христианской новозаветной церкви, тоже могут отличаться по своей человеческой немощи таким же бессердечием и бесчувствием, каким отличались их ветхозаветные предшественники. И тоже, наверное, не раз мимо нас проходили священнослужители, к которым мы, возможно, не в столь драматичной ситуации обращали свои взоры. Это вечная тема и вечный укор всем нам, христианам, и в особенности нам, священнослужителям.

Наверняка, исполнившийся уныния и отчаяния человек, только что отвергнутый священником и левитом, увидел на дороге самарянина, увидел неожиданно.

Надо представлять себе, как иудеи относились к самарянам. Ведь самаряне это был народ, который некогда был единым с иудейским народом. Это были те же самые иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками, и стали исповедовать ветхий закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея. Иудеи относились к самарянам даже ХУЖЕ, чем к язычникам. Самарянин воспринимался иудеем, как ВРАГ.

И надо думать, что самаряне к иудеям относились не лучшим образом. И вот когда несчастный иудей, видя перед собой заведомого врага, которого его научили ненавидеть, презирать с самого детства, происходит великое чудо. Этот враг, этот чужой ему человек, не только не проходит мимо него, но спасает его, наверное, от неминуемой гибели. Проявляет к нему доброту, милосердие, сострадание, проявляет то, что всегда оказывалось редким в этом отпадшем от Бога мире. И после того, как милосердный самарянин привозит раненого иудея в гостиницу и оставляет его там, обеспечивая всем необходимым, он проявляет еще и дальнейшую заботу, обещая хозяину гостиницы оплатить все те расходы, которые тот будет иметь, ухаживая за немощным человеком.

Рассказав эту, простую на первый взгляд, историю, Спаситель задает законнику очень серьезный вопрос: кто же в таком случае есть ближний его? а ведь законник был подобно всем ветхозаветным иудеям воспитан в убеждении, что ближним иудею может быть только иудей, исповедующий закон. Не язычник и не самарянин, потому что они-то закона не знают, они закон не исповедуют.

И здесь законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, законники и фарисеи, могли бы осудить. Он говорит о том, что ближний это самарянин. И в этих словах по существу может быть происходит первое исповедание этим самым законником, фарисеем, веры во Христа Иисуса. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него это все люди, независимо от того, какой религиозный закон они исповедуют.

Однако эти слова обращены и ко всем нам. Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но очень плохо все это исполняем. Особенно мы, христиане, которые лучше других знают о том, что без любви к ближнему НЕТ спасения, именно мы очень часто искушаем ближних своих, и очень часто пытаемся разделить ближних своих на тех, кто наш, христианин, и на тех, кто НЕ наш, НЕ христианин.

И мы не думаем, что мы забываем при этом Новый Завет и возвращаемся в Ветхий Завет. Как будто не было Господа Иисуса Христа, но был и остается лишь ветхозаветный Закон, который делит людей на своих и чужих. И так поступаем мы не потому, что глубока и истова наша вера, и мы так хотим любить православных христиан. Мы так поступаем просто потому, что мы вообще мало кого способны любить, мало кого хотим любить. Потому что это очень трудно любить НЕ только христиан, но и НЕ-христиан. И, как правило, НЕ любя почти никого, мы убеждаем себя в том, что мы любим-то тех, кто достоин любви; ближние наши это те, кто с нами. Кто с нами молится, постится, но отнюдь НЕ те, кто НЕ разделяет с нами труда христианской жизни.

А между тем, большинство из нас принадлежит к тем семьям, которые прошли за предыдущие десятилетия очень сложный путь. Случилось так, что богоборческая власть в нашей стране РАЗДЕЛИЛА семьи на христиан и НЕ-христиан, на православных и безбожников. И много было вражды в этих семьях. Но часто НЕ потому, что христиане ревновали о своей вере, а потому что они с легкостью шли по пути безбожников и учились НЕНАВИДЕТЬ.

Много существует дьявольских уловок в лукавом сердце человека, чтобы НЕ быть милосердным самарянином, а быть жестокосердым фарисеем. И очень часто мы изыскиваем самые различные основания для того, чтобы избавить себя от труда милосердия и сострадания. И всякий раз, когда мы пытаемся себя убедить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, поэтому мы НЕ можем помочь своему ближнему, когда мы НЕ отзываемся на его скорбь, мы должны вспоминать притчу о милосердном самарянине.

Да, к счастью, не каждый день и не всем нам приходится сталкиваться с ситуацией, о которой повествует нам сегодняшнее Евангелие. К счастью, очень редко приходится сталкиваться нам с тем, что перед нами лежит умирающий человек и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более простых ситуациях, когда от нас НЕ требуется такое внимание, такая сердечная забота, какая потребовалась от самарянина по отношению к раненому иудею, очень часто в более простых ситуациях мы НЕ делаем практически ничего. Когда от нас требуется даже не какая-то внешняя материальная жертва, а душевное участие, сочувствие человеку, мы проходим МИМО. Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пребываем в житейской суете. И таким образом, мы ПРЕДАЁМ Христа.

Ибо гораздо извинительней было ветхозаветному священнику и левиту пройти мимо их умиравшего пасомого, нежели нам, христианам, которым Христос открыл во всей полноте истину, пытаться НЕ заметить скорби, несчастья нашего ближнего, каким бы он ни был, что бы с ним ни случилось.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. И пусть притча о милосердном самарянине сделает нас, христиан, достойными того призвания, которое обратил к нам Спаситель. Пусть в каждом из нас, не обязательно в такой тяжелый момент, о котором повествовалось в сегодняшнем Евангелии, но пусть в каждом из нас каждый день хотя бы иногда проступает тот самый милосердный самарянин, которого Бог поставил перед всеми христианами примером сострадания и милосердия. Аминь.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5, 7).

Какую великую награду обещает Господь Иисус Христос милостивым! О какой святой добродетели говорит Спаситель в этих словах!

Эта добродетель любви и милосердия во всей красоте и силе олицетворяется, дорогие мои, в том, кого мы сегодня своим верующим, благоговейным сердцем прославляем: в лице "питателя сирот", утешителя скорбящих, предстателя и молитвенника обо всех, ищущих помощи Божией и милостей Божиих - Святителя и Чудотворца Николая. В славе своей любви он сияет на небе церковном и свет этой славы покрывает всю землю.

Добродетель милосердия - высшая в ряду других. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. Это не наше человеческое рассуждение. Это - учение слова Божия.

Говорит св. апостол Павел: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 1, 3).

И какие чудные плоды приносит эта святейшая и величайшая добродетель, завещанная нам нашим Господом Спасителем!

В течение всей своей земной жизни мы обращаемся к Господу с просьбами и мольбами о прощении наших грехов. Мы хотим искупать наши согрешения, какие оплакиваем при раскаянии в них. Слово Божие указывает нам: милостынями искупать свои грехи (Дан. 4, 24; Прем. 10, 12; Ис. 1, 17-18).

Видите, мои дорогие, делами милостыни, добродетелями милосердия, модами любви мы можем искупить свои грехопадения, в которых каемся перед Лицом нашего Небесного Отца. Какое это утешение для нашего грешного сердца!

Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6).

Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем Суде: "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 35-36, 40).

Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: "Я не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет" (Пс. 36, 25-26).

Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся; то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его,- привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: "Милуяй нища взаим дает Богови". А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием.

Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: "Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни" (Пс. 40, 1-40).

Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!

Наш Господь Бог, в Которого мы веруем, называется в слове Божием Отцом сирот, и убогих. И чем мы больше можем заслужить благоволение своего Небесного Отца, как не своим милосердием к нищему, убогому, плачущему, скорбящему, ко всем требующим и жаждущим от нас нашего сострадания, утешения, нашей помощи.

А тот, кто оскорбляет нищего, убогого, просящего о нашем сострадании, кто закрывает своё сердце к горю брата своего, тот оскорбляет Самого Господа Бога в лице меньшего брата своего. И о чем стал бы просить жестокий человек Господа Бога своего? Каких милостей стал бы ожидать тот, кто сам не оказывает милости, не проявляет любви и милосердия к брату своему?

Он встал бы на молитву, стал бы просить у Господа милости, а как бы рядом с ним встанет тот, кого он оттолкнул от себя. И такой, отверженный нами, скажет Господу: "Не подавай ему милости, ибо он мне не оказал милости".

И если человек жестокий, человек, сердце которого не имеет сострадания, стал бы просить себе у Господа в минуты своих скорбей и испытаний помощи Божией, ответил бы ему Господь словами Своего Божественного слова: "Суд без милости, не оказавшему милости" (Иак. 2, 13).

Если Господь попускает быть на земле и нищим, и плачущим, и скорбящим, голодным и унывающим, то это не только для того, чтобы испытать терпение и любовь к Богу тех, кого Он посещает этими испытаниями, но и для того, чтобы наше сердце расположить к делам любви и милосердия.

Оттого и стучится в дверь твоего дома нищий, чтобы ты милостыней искупал свои грехи. И оттого и встречаются и а твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей любви, братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа.

А мы, дорогие мои, должны не только не упускать ни одного случая помочь тому, кто ждет от нас духовной или телесной помощи, но и искать таких случаев, чтобы сердце наше обогащалось делами добра, чтобы наша жизнь светилась ими, согласно слову Христову: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16).

Малым мы, ведь, приобретаем великое. Временным мы приобретаем речное. Тленным мы приобретаем нетленное.

За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа - помилование. Ведь Он всегда верен Своему Божественному слову: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".

И мы, дорогие мои, в лице великого Святителя и Чудотворца Николая, святое имя которого мы сегодня, в день его праздника, с особым чувством благоговения призываем со всею Православною Церковью, чествуя этого величайшего и святейшего Святителя Церкви Христовой - мы имеем такой яркий пример, такой благоухающий небесным духовным ароматом образец любви и милосердия!

Вся его земная жизнь была соткана из дел любви. И вся его посмертная жизнь, какой он живет в Царстве вечной славы, посвящена этому подвигу служения людям, ибо нет такой воздыхающей перед ним души, которая не встретила бы отклика в его любвеобильном сердце. О бесчисленных подтверждениях этого знает каждая православная душа.

Его святыми милостями, его святым примером пусть вдохновляется и каждый из нас, идущий по пути к своему вечному спасению!

Пусть жизнь каждого из нас обогащается изо дня в день теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца, которые составляют украшение человеческой жизни! Эти наши дела принесут и нам, грешникам, бесценное счастье, ни с чем не сравнимую радость, не земную, не скоро проходящую, а радость вечную - быть помилованными Господом и с Ним в бесконечных веках наслаждаться радостью вечного общения.

Этой радости, молитвами святителя Николая, всех нас да сподобит Господь!

Митрополит Николай (Ярушевич)

Слово произнесено в Черкизовской Ильинской церкви г. Москвы в день святителя Николая
Журнал Московской Патриархии, 1950, N5



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме