Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такие депутаты и их обязанности. Льготы депутатам местного самоуправления

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

В силу характерных особенностей самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Полномочия депутата представительного органа муниципального района, состоящего в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, начинаются соответственно со дня вступления в должность главы поселения, входящего в состав муниципального района, или со дня избрания депутата представительного органа данного поселения депутатом представительного органа муниципального района, в состав которого входит данное поселение, и прекращаются соответственно со дня вступления в должность вновь избранного главы поселения или со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа муниципального района депутата от данного поселения.

Полномочия депутата представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона из состава представительных органов внутригородских районов, начинаются со дня избрания депутата представительного органа внутригородского района депутатом представительного органа городского округа с внутригородским делением, в состав которого входит данный внутригородской район, и прекращаются со дня вступления в силу решения об очередном избрании в состав представительного органа городского округа с внутригородским делением депутата от данного внутригородского района.

4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35 , пунктами 2.1 , , - 9 части 6 , частью 6.1 статьи 36 , частью 7.1 , пунктами 5 - 8 части 10 , частью 10.1 статьи 40 , частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

5.2. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.

5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

5.5. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

2) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

д) иные случаи, предусмотренные федеральными законами;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом законом законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

7.3. При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3-1. К депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности:

1) предупреждение;

2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;

4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;

5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

7.3-2. Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 настоящей статьи, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

7.4. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

8. Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Гарантии прав депутатов представляют собой условия для законного и беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. К таким гарантиям федеральное законодательство относит неприкосновенность и недопустимость преследования этих лиц за высказанное мнение, позицию и иные действия, соответствующие их статусу.

Депутат местного самоуправления пользуется иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования. Вне пределах этой территории иммунитет не действует, и к ним применяются указанные меры на общих основаниях.

Конституционный суд РФ определил, что неприкосновенность не означает освобождение депутата от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Очевидно, что расширительное толкование неприкосновенности в таких случаях способно привести к искажению публично-правового характера иммунитета депутата и превращению в личную привилегию.

Закон 2003 года не регламентирует с достаточной степенью детализации порядок обеспечения гарантий депутатов, других выборных должностных лиц при привлечении их к уголовной или административной ответственности и содержит отсылку к федеральному законодательству, регламентирующему уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно розыскную деятельность. В частности, в соответствии со ст. 488 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо привлечение его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта РФ. Без его согласия в отношении депутата местного самоуправления не могут быть избранны предусмотренные УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а так же не может быть применена такая предусмотренная КоАП РФ мера административного наказания, как арест.

Депутаты не могут быть подвергнуты обыску (в том числе и личному) по месту работы или жительства без санкции прокурора субъекта РФ. При этом не имеет значения, является ли местом работы депутата орган местного самоуправления или иная организация. Основания для производства обыска предусмотрены в ст. 182 и 184 УПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 184 УПК РФ обыск в жилище производится на основании судебного решения.

Депутату, выборному должностному лицу обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы.

Запрашиваемая депутатом, выборным должностным лицом информация, в отношении которой установлены ограничения на ее распространение, в соответствии с действующим законодательством подлежит предоставлению по письменному запросу депутата, выборного должностного лица. Лицо, предоставляющее указанную информацию, обязано довести до сведения запрашивающего лица нормы, регламентирующие порядок использования соответствующих документов и сведений.

Информация, отнесенная согласно действующему законодательству к государственной тайне, предоставляется при наличии у депутата, выборного должностного лица соответствующего допуска.

Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата, выборное должностное лицо консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью. Прудников А.С., Еремян В.В. Муниципальное право России: Курс лекций - М.: Книжный мир,2005. - 243 с.

Время осуществления депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе, своих полномочий в органах местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления их на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий.

Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, по окончании срока их полномочий, а также в случае упразднения соответствующего муниципального образования, роспуска (самороспуска) представительного органа местного самоуправления, в случаях досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица предоставляется в соответствии с действующим законодательством прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с его согласия другой организации.

Депутат в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Гарантии трудовых прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, порядок прохождения службы которых определяется уставами и положениями, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Депутатам обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями и отчетов перед ними.

Соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения встреч депутата, выборного должностного лица с избирателями, оказывает иную помощь в осуществлении ими своих полномочий. По решению представительного органа местного самоуправления и за счет средств местного бюджета депутату, выборному должностному лицу может быть безвозмездно предоставлено помещение для встреч с избирателями, а в необходимых случаях - транспортное средство.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Деятельность депутатов является публично-правовой, при этом они действуют не от своего имени, а от имени избирателей, представляя их интересы и интересы муниципального образования.

Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу не только в период пребывания на соответствующей выборной должности, но и по истечении срока их полномочий. ФЗ № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.

Указанные гарантии неприкосновенности не распространяются на случаи, когда депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. В этих случаях они несут ответственность на общих основаниях.

В федеральном законодательстве установлены ограничения, связанные со статусом депутатов, работающих в представительном органе на постоянной основе. Они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Депутат вправе иметь помощников для содействия в осуществлении своих полномочий.

Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оказывают депутату организационно-техническую, юридическую и иную помощь в осуществлении депутатских полномочий.

Количество помощников, их права, обязанности и условия труда определяются представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Помощники депутата работают, как правило, на общественных началах.

По решению представительного органа местного самоуправления помощникам депутата может выплачиваться заработная плата за счет средств местного бюджета в размере, определенном депутатом в пределах установленного для каждого депутата фонда оплаты труда помощников. Костюков А.Н. Муниципальное право России: Учебник для ВУЗов, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.-687 с.

На заседаниях представительного органа муниципального образования депутат наделен определенным кругом прав и обязанностей, которые целесообразно закрепить в регламенте представительного органа муниципального образования. Среди возможных прав и обязанностей депутата на заседаниях представительного органа муниципального образования можно назвать следующие:

Избирать и быть избранным в комиссии, созданные при представительном органе муниципального образования;

Предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа муниципального образования;

Вносить предложения по повестке дня заседания представительного органа муниципального образования;

Вносить для рассмотрения проекты нормативных правовых актов;

Оглашать тексты обращений, заявлений, депутатских запросов;

Получать информацию о ходе выполнения решений;

Объединяться в депутатские группы, объединения и др.

Обязанности:

Присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования;

Соблюдать регламент представительного органа муниципального образования и другие нормативные акты, определяющие порядок его деятельности;

Соблюдать дисциплину на заседаниях представительного органа муниципального образования.

Эффективное выполнение депутатами своих депутатских обязанностей имеет существенные положительные стороны, как для граждан, так и для самого народного избранника.

Во-первых, сотрудничая со своими избирателями, депутаты представительного органа лучше понимают потребности граждан, что дает возможность защищать перспективные направления деятельности муниципального образования.

Во-вторых, депутат представительного органа, который сотрудничает со своими избирателями, может таким способом обеспечить поддержку своей политики в рамках своего избирательного округа.

В-третьих, для обеспечения эффективной деятельности депутату, как представителю представительного органа муниципального образования, необходимо выработать соответствующую стратегию представительства своих избирателей.

Депутат имеет право законодательной инициативы, осуществляемой в форме внесения в городскую Думу:

а) законопроектов и поправок к ним;

б) законодательных предложений о разработке и принятии новых областных законов;

в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие областные законы либо о признании этих законов утратившими силу;

г) подготовка, внесение на рассмотрение городской Думы проектов постановлений Думы. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению в городской Думе, установленном регламентом Думы.

Депутат также имеет право законодательной инициативы в форме внесения в окружные Думы (Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой) законопроектов и поправок к ним, законодательных предложений о разработке и принятии новых окружных законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие окружные законы.

Порядок осуществления законодательной инициативы в этих случаях определяется регламентом соответствующей окружной Думы.

Обнаружив нарушение Закона, депутат вправе потребовать прекращения нарушения, в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушение Закона. Факт нарушения может фиксироваться в документе, составленном председателем соответствующего правоохранительного или контрольного органа по требованию депутата.

Должностные лица, работники правоохранительных и контрольных органов, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения Закона и при необходимости - для привлечения виновных в нарушении Закона к ответственности.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории области предприятий и организаций независимо от их правовых форм, областных, окружных учреждений и органов местного самоуправления, а также правом безотлагательного приема их руководителями, а при отсутствии - другими должностными лицами. Порядок посещения воинских формирований, федеральных органов государственной власти, расположенных на территории области, регулируется федеральным законодательством.

Депутат вправе обращаться в органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов.

Органы государственной власти Тюменской области и должностные лица обязаны дать ответ депутату на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении - не позднее чем в месячный срок.

Федеральные органы государственной власти, расположенные на территории области, обязаны дать ответ в срок, предусмотренный федеральным законом.

Ответ на обращение депутата дается в письменной форме непосредственно тем должностным лицом, которому оно адресовано.

Депутат в установленном Регламентом Думы порядке обеспечивается документами, принимаемыми федеральными органами РФ, областной Думой, главой администрации области, а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми областными органами власти.

При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации по вопросам компетенции городской Думы должностные лица безотлагательно представляют ему необходимую информацию и документацию. Закон Тюменской области от 27 июня 1994 г. N 1 "О статусе депутата Тюменской областной Думы" (с изменениями от 26 октября 1994 г., 25 июля, 3 ноября 1997 г., 27 февраля, 1 июля 1998 г., 6 октября 2000 г., 16 марта, 22 июня 2001 г., 23 января, 1 апреля, 8 июля, 7 октября 2002 г., 4 февраля, 8 декабря 2003 г., 16 марта 2004 г., 28 марта, 28 июня, 6 октября, 6 декабря 2005 г., 26 сентября 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

Предоставление информации и документации, составляющими государственную тайну, регулируется федеральным законодательством.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, предоставляемые депутатом, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения.

В уставе муниципального образования в соответствии с законами, определяющими статус депутата представительного органа местного самоуправления, предусматриваются такие гарантии депутатской деятельности, как: право запрашивать и получать от учреждений, предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, их должностных лиц информацию и документы, необходимые для деятельности депутата; право обращаться с депутатскими запросами к органам, предприятиям, организациям и учреждениям, должностным лицам, подконтрольным представительному органу местного самоуправления; право иметь помощников на общественных началах и др.

Депутат городской Думы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (часть I). Ст. 21. обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Контрольная деятельность Думы - это система обеспечения контрольных полномочий выборного представительного органа местного самоуправления за соблюдением и исполнением Устава города, решений Думы, ее постоянных комиссий, протокольных решений Думы, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений.

Контрольная деятельность Думы складывается из контрольной деятельности самой Думы, ее постоянных, временных комиссий и рабочих групп.

Контрольная деятельность Думы строится на следующих основных принципах: законности; инициативы депутатов городской Думы; коллективного, свободного и делового обсуждения и решения вопросов, отнесенных к ее компетенции; гласности; конструктивного сотрудничества с государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и политическими партиями. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

Городская Дума, постоянные и временные комиссии в пределах своих полномочий контролируют: деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления города, муниципальных предприятий и учреждений, в том числе соблюдение и исполнение ими Устава города, действующих правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, правовых актов органов местного самоуправления города; исполнение городского бюджета; соблюдение законности и повышение эффективности расходования финансовых средств бюджетополучателями; законность принимаемых (издаваемых) органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов; исполнение органами и должностными лицами местного самоуправления города правовых актов городской Думы, решений постоянных комиссий, а также протокольных решений Думы.

Городская Дума реализует иные контрольные функции, предусмотренные действующим законодательством, Уставом города, правовыми актами городской Думы.

Контрольные полномочия Думы осуществляются в форме рассмотрения контрольных вопросов на заседаниях Думы, комиссий в форме проверок, истребования соответствующих документов, публичных слушаний. Решение Тюменской городской Думы от 30 мая 1996 г. № 21 «Об утверждении Положения о контрольной деятельности Тюменской городской Думы» // Справочная правовая система «Гарант»

При осуществлении контрольных полномочий городская Дума, постоянные и временные комиссии имеют право: требовать от должностных лиц местного самоуправления города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений необходимые документы, справочные материалы; привлекать в установленном порядке к проверке представителей правоохранительных органов, органов контроля, экспертов; информировать Главу города о выявленных нарушениях, неисполнении или ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации города, руководителями муниципальных предприятий и учреждений правовых актов Думы; вносить Главе города рекомендации по совершенствованию работы администрации города; требовать у должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий и учреждений устранения выявленных нарушений.

По инициативе постоянных, временных комиссий их предложения по результатам осуществления контрольных полномочий могут быть рассмотрены городской Думой, постоянными комиссиями.

Депутат представительного органа местного самоуправления несёт ответственность за систематическое неучастие в его работе.

Систематическим неучастием в работе представительного органа местного самоуправления признаётся регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях как представительного органа местного самоуправления, так и его рабочих органов, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов, членом которых является депутат.

В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся до избирателей, его избравшим. Закон Тюменской области от 3 июня 2003 г. N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (с изменениями от 29 декабря 2003 г., 11 марта, 5 ноября 2004 г., 6 декабря 2005 г., 3 июля 2006 г.) // Справочная правовая система «Гарант»

В настоящее время возникает необходимость уделять больше внимания гарантиям депутатской деятельности. В юридической литературе нет единства взглядов как по вопросу понятия гарантий депутатской деятельности, так и по вопросу их классификации, имеются разночтения при определении объекта депутатских гарантий.

Институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность в целом осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила оптимальные результаты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме