Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как открыть автосервис: вложения, окупаемость, рентабельность. Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Как и любая техника, автомобили периодически выходят из строя, и владелец начинает искать автосервис, где можно быстро и качественно отремонтировать транспортное средство. Исходя из этого, несмотря на большую конкуренцию в данном сегменте, открытие собственного автосервиса может стать весьма выгодным вложением.

Виды автосервисов

Прежде чем говорить об открытии автосервиса, необходимо определиться с видом открываемого.

Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:

  1. Авторизированные автосервисы . Предприятия такого типа занимаются ремонтом одной, определенной марки автомобилей. Зачастую, открытие сервиса такого типа требует заключение договора с официальными дилерами.
  2. Сетевые автосервисы . Это фирменный автосервис, имеющий развитую сеть филиалов на территории одного или нескольких регионов.
  3. Одиночные . Автосервисы, которые не имеют какой-либо аккредитации, но при этом пользуются весьма широким спросом у автовладельцев.
  4. Индивидуальные услуги . Допускается оказание услуг такого типа без открытия автосервиса. При этом ремонт может осуществляться как на дому у мастера, так и с выездом на дом клиента – в зависимости от сложности работы.

Начинать открытие автосервиса необходимо именно с выбора его вида. В целом, наиболее выгодный вариант – открытие одиночного автосервиса. В дальнейшем его можно перевести в сетевой.

Выбор места для автосервиса

Второй этап в открытии собственного автосервиса – выбор подходящего места и помещения. Выбор места не играет особой роли. Это может быть как оживленная автострада, так и место в спальном районе или жилом секторе.

Но при этом важно обратить внимание, что СЭС предъявляет следующие требования к помещению для автосервиса, на которые необходимо обратить внимание:

  • помещение не может относиться к жилым;
  • запрещается открытие автосервиса в общественном здании;
  • помещение должно находиться на расстоянии не менее 15 метров от жилых зданий и не менее 50 метров от детских площадок, садов и школ, а также медицинских учреждений;
  • обязательно наличие водоснабжения и канализации;
  • обязательно наличие отопления в холодное время года;
  • наличие проточно-вытяжной вентиляции;
  • естественное освещение;
  • смотровая яма.

Лучше всего использовать для открытия собственного бизнеса гараж или ангар, бывшее в производстве помещение. Примерная площадь из расчета на 4 рабочих места около 250 – 300 м кв. Наличие парковки возле помещения будет несомненным плюсом.

Вы можете приобрести найденное вами помещение или взять его в аренду. При этом важно заключать долгосрочный договор.

Оборудование помещения

Перед тем как начать регистрацию бизнеса, необходимо оборудовать помещение и привести его в соответствии с санитарными нормами. Для санитарной службы необходимо провести следующие работы:

  • Установить безопасное искусственное освещение.
  • Покрыть смотровую яму и стены керамической плиткой.
  • Покрыть пол – метлахской плиткой.
  • Оборудовать санузел и душ для работников.
  • Установить в рабочей зоне шкафчики для одежды.

Дополнительно необходимо провести зонирование помещение. Выделите комнату для персонала, где бы автослесаря могли переодеться, отдохнуть в перерывах между работой. Для клиентов обязательно выделите зал, где их примут. Желательно установить там несколько диванов и столик для отдыха, телевизор, кофеавтомат.

Рабочее помещение также можно зонировать. К примеру, для крупных ремонтных работ выделить одно помещение, для мелких – другое. Или ориентироваться на тип оказания услуги сварка и рихтовка в одном помещение, покраска – в другом, ремонт – в третьем.

При этом обратите внимание, что на одного специалиста должно приходиться не менее 5 метров квадратных.

Можно утверждать вполне определенно, что вложения в автомастерскую – одни из самых надежных и будут оставаться таковыми до тех самых пор, пока кто-то не придумает абсолютно не ломающийся автомобиль

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?

Примерно на такой результат может рассчитывать малый автосервис на 3 поста, при условии ежемесячной загрузки каждого по 250 часов (всего - 750 часов). При увеличении количества постов (пропускной способности) прибыль, соответственно, пропорционально возрастает.

По оценке Московской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО), сейчас только в одной российской столице работает почти 2,5 тыс. легальных автосервисов, не считая тысяч умельцев-одиночек, разбросанных по гаражным кооперативам. Помимо этого, в Москве еще с конца 1980-х годов начала складываться целая сеть нелегальных и полулегальных гаражных автосервисов, традиционно занимающихся «жестянкой» и покраской – операциями, не требующими дорогого оборудования. Их число, как уверяют эксперты МАПТО, также никак не меньше числа легальных. По самым приблизительным подсчетам, ежегодный оборот рынка автосервисов в Москве – $500 млн., при этом каждый год открывается почти сотня новых центров.

Текучий рынок

– 90% рынка занимают небольшие техцентры на два-три поста, – рассказывает Дмитрий Буянов, директор компании «Барклай Холдинг», занимающейся поставками оборудования для сервисов, в прошлом сам совладелец небольшого сервиса. – Рынок этот очень текучий, и ежегодно четверть сервисов меняют свое местоположение и перечень предоставляемых услуг. Во многом успех автосервисного бизнеса зависит от местоположения. Так что для начала необходимо найти свободное помещение, и желательно, возле оживленной трассы.
Большинство владельцев крупных автосервисов когда-то начинали с самого малого. Например, директор «Альфа Мотор Групп» Александр Воронков семь лет назад начинал свой бизнес с двух арендованных гаражей в несколько десятков квадратных метров, пары подъемников и трех рабочих – это ему обошлось тогда в $25 тыс. Уже через три года он расширил площадь до 500 кв. м, пристроил новое здание, установил несколько постов, покрасочную камеру и купил диагностический стенд за $20 тыс. Сейчас Александр открыл еще одно отделение своего сервиса, уже под 1000 кв. м.
В Москве (как и в любом крупном городе) подыскать площадь (недорогую, в хорошем месте, с удобными подъездами и подальше от жилых домов) всегда проблематично. Но, как отмечают специалисты, в центре помещение искать и не обязательно – окраина может быть не менее эффективна – главное, чтобы будущий сервис имел удобный подъезд и оживленную трассу под боком.
– Для каждой операции необходимо отдельное место, а это минимум 20 кв. м, – рассказывает Виктор Тараненко, начальник торгового отдела фирмы «Скорпион», поставляющей оборудование для сервисов, – чтобы обеспечивать свободу перемещения механиков. Еще необходимо предусмотреть площадь для склада автозапчастей, раздевалки, стойки для приема клиентов и оформления заказа, зала ожидания с мягкими креслами и пр. Если по самому минимуму, то для небольшого сервиса меньше чем в 100 кв. м уложиться не удастся. Если помещения нет, то для автосервиса вполне подойдет теплый металлический ангар – стоить его возведение будет примерно столько же, сколько и ежегодная аренда в центре.
– Но главное в нашем деле – это репутация, – утверждает Вячеслав Смыкалов, технический директор «Автопассажа», – постоянные клиенты составляют до 70% от общей массы. А репутацию нужно заработать.

– Клиенты должны видеть вашу работу, оценить ее качество, и тогда они поедут за вами куда угодно. Всех своих постоянных клиентов я знаю лично, многие из них стали мне друзьями.

Расходы и их минимизация

По признанию многих владельцев сервисов, регулярный и безвозмездный ремонт автомашин всевозможных инспекторов (от СЭС до пожарников) – неизбежная статья расходов. К счастью, с 8 февраля прошлого года одним барьером стало меньше – лицензирование автосервисов отменено. Но для легальной работы каждому сервису необходимо получить сертификат соответствия на выполнение авторемонтных работ. Этим занимаются Госстандарт, НАМИ, «Ростест», МАДИ-ТЭС – всего больше десятка организаций в Москве; действителен сертификат три года. Для того чтобы получить эту заветную бумажку, необходимо не только, чтобы все оборудование соответствовало определенным техническим требованиям (представитель органа сертификации выезжает на место для проверки), но и чтобы была соответствующая квалификация (как минимум – профильное среднетехническое образование) инженерно-технического персонала. Плюс все контрольно-диагностическое оборудование должно пройти метрологическую поверку (это делают «Ростест» и «Автопрогресс»). Так что чем крупнее сервис и больше в нем оборудования, тем дороже обойдется эта процедура. Например, по словам Вячеслава Смыкалова, «Автопассажу» это обошлось более чем в 100 тыс. руб.
Также предстоит заключить договор с одной из организацией, занимающихся вывозом мусора и жидких токсичных отходов. Главный отход – отработанное масло. К примеру, стоимость вывоза одного контейнера мусора сейчас равна 250 руб. А за вывоз и утилизацию 1 кубометра водно-масляной суспензии придется отдать от 5 до 8 тыс. руб. Что интересно, на этом можно сэкономить – отработанное масло (без примесей) некоторые предприятия готовы забирать даже бесплатно. На кирпичных заводах его используют для топки печей, а на бетонных смазывают им формы для отливки блоков.

Рабочие технологии

Несмотря на то что отечественные машины ломаются на порядок чаще, чем импортные, для автосервиса последние обслуживать существенно выгоднее. Просто потому, что нормо-час обслуживания «иностранца» стоит в два, а то и в три раза дороже (в среднем – $25, российских – $10-15).
Большинство автосервисов, если нет возможности приобрести весь спектр оборудования, начинают со специализации на каком-то одном или нескольких видах работ, постепенно, по мере развития, докупая новые позиции.
– Большинство начинающих сервисов не могут себе позволить купить все необходимое оборудование, – говорит Дмитрий Буянов, – и поэтому поначалу можно специализироваться на каких-то определенных работах (например, «жестянке», диагностике или капремонте двигателя), при этом постоянно поддерживая высокое качество. Правда, круг клиентов все же будет весьма ограничен, поэтому, если есть возможность, нужно «оборудоваться» по максимуму.
Помимо этого, серьезные сервисы обычно специализируются на каких-то конкретных марках машин – современные автомобили западного производства настолько сложны, что «делать все» – это «пытаться объять необъятное».
С ним согласен и Александр Воронков:
– У меня есть десяток специалистов, знающих автомобили «Тойота» от и до, ничуть не хуже, чем в авторизированных сервисах. Всеми марками подряд заниматься несерьезно, ведь у каждой модели множество своих особенностей, и если сервис заявляет, что делает все независимо от марки, то есть повод усомниться в качестве его услуг.

Покупаем оснастку

Работу автомастера можно сравнить с работой хирурга – именно от правильно поставленного диагноза зависит здоровье, а нередко и жизнь пациента (автомобиля).
Поэтому одна из самых главных частей любого автосервиса – стенд для диагностики неисправностей. Практически все современные автомобили оснащаются компьютерами, так что достаточно подключить стенд к специальному разъему в капоте машины, и диагноз становится ясен, что значительно упрощает и сокращает задачу мастера. Хороший стенд диагностики стоит от $10 тыс., а фирменные, рекомендованные для авторизированных дилеров, могут стоить еще дороже.
– Раз в год для каждого автолюбителя услуга по техобслуживанию (ТО) становится самой актуальной, а для сервисов – одной из самых прибыльных, – рассказывает Алексей Куликов, сервис-менеджер направления «Ford» «Автопассажа». – При небольших временных затратах (от 1,5 до 3,5 часов) автолюбителю она обойдется у нас в $60 и востребована постоянно (требуется через каждые 10-20 тыс. км пробега для бензиновых авто и 7-25 тыс. для дизельных).
Для каждого поста необходим также подъемник (от $1,5 тыс. за технику российского производства и от $3 тыс. за импортную).
В те давние времена, когда отсутствовало или было «убито» оборудование на государственных сервисах, а по дорогам колесили одни «Жигули», наши самоучки всегда находили выход из любой ситуации. К примеру, вытягивали «железо», привязав зад машины тросом к дереву и нажав на газ. Сейчас техника ушла далеко вперед. В среднем за импортный стенд правки аварийных кузовов придется отдать от $5,5 тыс. до $50 тыс. (отечественные можно найти и за $4 тыс.).
Одна из самых сложных услуг – капитальный ремонт двигателя; каждой российской машине он требуется после 90-150 тыс. км пробега, иномарке – после 200-400 тыс. км. Для небольшого сервиса осуществить подобный ремонт – сложная и трудоемкая задача, требующая специального оборудования (фрезерные, шлифовальные и хонинговальные станки для точной механической обработки), да зачастую и нерентабельная. В этом случае есть смысл, принимая заказы, перепоручать ремонт двигателя специализированным – в Москве их несколько («Механик», «Инна-мотор» и др.). Причем треть суммы за ремонт достанется вам в виде комиссионных, а спектр услуг только расширится.

Машины и шины

Пожалуй, одна из самых популярных и востребованных услуг на рынке автосервисов – шиномонтаж, ведь как минимум два раза в год, осенью и весной, каждый автолюбитель не может без нее обойтись. В отличие от сложных жестяных, покрасочных и прочих работ, вложения в оборудование шиномонтажного поста минимальны: полный комплект можно приобрести за $2,5-5 тыс. Некоторые сервисы (такие, как «МВО» и «Колесо») выбрали ее в качестве основной или как дополнение к продаже шин.
Все оборудование компактно, занимает несколько квадратных метров, его можно разместить в ангаре или даже прямо на оживленной улице (многие магазины, торгующие автозапчастями, так и поступают, устанавливая шиномонтажный пост прямо под своими окнами).
Если на замену всех колес в гоночном болиде «Формулы 1» уходит не более 5 сек, то простому шиномонтажнику должно хватить 10-15 мин на каждое колесо. Но так как работают они обычно парой, то на замену колес всей машины потратится не более получаса. Таким образом, за 10 часов работы можно обслужить 20 автомобилей, если есть постоянный наплыв клиентов, а бывает это только 3-4 месяца в году. И если за каждое колесо брать 150 руб. (средняя цена на отечественные машины), то окупиться все оборудование у вас сможет всего за один-два месяца, с учетом расходов на зарплату двух рабочих и прочие ненормированные платежи. Плюс к этому еще продажа шин, автомасел и прочей мелочевки будет приносить неплохой доход – примерно такой же, как и сами услуги.

Высшая лига автомобильного сервиса

Высшая авторемонтная каста – авторизированный сервис, специализирующийся на какой-то конкретной западной марке. Нормо-час стоит в два раза больше, чем в обычном, но неплохом сервисе, ежегодные миллионные обороты, недоступные небольшим и «серым» сервисам, гарантийное обслуживание машин. Вложить в такой центр необходимо никак не меньше $1 млн., т. к. придется выполнять зачастую весьма жесткие условия компаний – производителей автомобилей (по словам специалистов, наиболее сложно удовлетворить запросы японских компаний, проще – активно входящих на российский рынок американских).
Правда, стать авторизированным не под силу большинству даже качественных сервисов – для этого необходимо в течение определенного времени поддерживать тесные контакты с официальными дилерами и представительством компании-производителя. Но главное – современные машины чрезвычайно сложны, их «начинка» регулярно обновляется.
Тем не менее, если какой-то из средних, давно и устойчиво работающих станций техобслуживания удастся стать авторизированным сервисом – постоянным потоком состоятельных обладателей новых иномарок она будет гарантированно обеспечена, а стоимость нормо-часа работы на ней будет начинаться от $30.
– Есть некая норма, т. н. пропускная способность (загрузка) одного поста в месяц, – рассказывает Алексей Куликов, – при ее выполнении сервис можно назвать вполне рентабельным. Для нас это 256 часов в месяц, для других сервисов цифра примерно такая же.
Таким образом, вложения в хороший автосервис могут начинаться от $20 тыс. и доходить до нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Конечно, сейчас окупить даже небольшие средства значительно сложнее, чем в начале 90-х – тогда вполне приличный сервис мог начать приносить чистую прибыль уже через полгода устойчивой работы, сейчас же средний срок возврата денег, по словам владельцев, не менее двух-трех лет. Но зато прибыль, если обеспечен поток постоянных клиентов и загрузка каждого поста, гарантирована.

С каждым годом все больше людей приобретают статус автовладельцев. Множество банков предлагают выгодные условия автокредитования, появляется возможность быстрого приобретения авто. Если вы собрались заняться бизнесом в сфере авто ремонтных услуг, для начало необходимо определиться, каких масштабов он будет, где будет располагаться. Нужно провести анализ рынка предоставляемых услуг, при выборе места расположения необходимо учитывать наличие конкурентов. Автомастерскую хорошо располагать вблизи больших автостоянок, авторынков, заправок, густонаселенных районах, а также, на въезде и выезде из города. Неплохо, если рядом с мастерской будет находиться магазин со специализированным товаром.

Расходы на открытие автосервиса

Стоимость оборудования, помещения, инвентаря обойдется в 4 500 тыс. рублей. Сюда включаются и затраты на приобретение автозапчастей, которые не стоит закупать заранее: на первых порах открытия мастерской необходимо изучить с какими машинами чаще всего обращаются в сервис, с какими проблемами и поломками и уже из этого делать вывод, какие нужны запчасти. Стоимость открытия шиномонтажа стоит дополнительно 270 тыс. рублей. Но в межсезонье при смене зимней резины на летнюю и, наоборот, на шиномонтаже можно получить неплохой доход. Следует сюда еще прибавить расходы на заработную плату (около 47 тыс. рублей/м)

Перечислим затраты на открытие автосервиса:

  • Реклама – 15 тыс. рублей.
  • Открытие сервисного центра – 4 500 тыс. рублей.
  • Открытие шиномонтажа: 270 тыс. рублей.
  • Заработная плата сотрудникам: 47 тыс. руб.

Итого затраты: 4 832 тыс. руб. – годовой расход, необходимый для открытия автосервиса и запуска его в стабильную работу.

Следовательно, месячный расход составит Зм = Зг/12 = 4 832 / 12 = 402,67 тыс. рублей, где Зм – затраты в месяц; Зг – затраты годовые; 12 – количество месяцев в году.

Доходы автосервиса

Доходы автосервиса – это выручка от реализации услуг за минусом расходов. Авторизованный автосервис с широким спектром оказываемых услуг приносит своему владельцу выручку от 580 тыс. рублей в месяц, но будет это, к сожалению, не сразу. К тому же шиномонтаж летом и зимой не приносит выручки. Поэтому для начала остановимся на выручке 150 тыс. руб./мес.

Следовательно, в год она составит: Вг = Вм * 12 = 150 * 12 = 1 800 тыс. руб, где Вг – выручка годовая; Вм – выручка в месяц.

Теперь посчитаем прибыль автосервиса в первый год работы.

П = Вг – Зг = 1 800 – 4 832 = -3 032 тыс. руб. – прибыль автосервиса в первый год работы.

Рентабельность бизнеса

По сути, рентабельность, т.е. доходность предприятия – это разница между доходами и расходами. Посчитаем рентабельность автосервиса.

Р = П/Зг, где Р – рентабельность, П – прибыль годовая, Зг – затраты годовые.

Р = - 3 032 / 4 832 * 100 = -0,63 * 100 = -63.

Определим срок окупаемости автосервиса О = Зг/В, где О – окупаемость, Зг – расходы годовые, Вг – выручка в первый год работы.

О = Зг/Вг = 4 832 / 1 800 = 2,7 года. Через этот период времени, проектируемый автосервис начнет приносить доход.

Соответственно доход через этот период составит 2,7 * 1 800 = 4 860 тыс. руб.

Прибыль по истечении срока окупаемости составит: 4 860 – 4 832 = 28 тыс. руб.

Рентабельность составит: 28 / 4832 * 100 = 0,006 * 100 = 0,6. Коэффициент рентабельности не очень высок, но предприятие входит в стадию стабилизации развития.

На самом деле, невозможно в таком маленьком бизнес-плане просчитать всю рентабельность, т.е. доходность автосервиса. Как у и многих других частных предприятий, у автомастерской она определяется многими факторами – сезонная посещаемость, налогообложение, заработная плата сотрудников, материальное благосостояние клиентов, ценами на бензин и политической обстановкой в стране и.т.п. И бизнес планирование включает в себя предприятия, только что запущенного в работу, предполагает ежеквартальный, даже ежемесячный анализ прибыли и рентабельности, а также планирование этих показателей на грядущий финансовый период.

Если вы хотите получать прибыль от бизнеса, без качественного маркетинга и просчетов не обойтись. Давайте разберемся, как рассчитать заработок на услугах по техобслуживанию автомобилей.

Способы зарабатывания денег в автосервисе

На многопрофильной станции техобслуживания перечень предоставляемых услуг может быть следующим:

  • диагностика, ремонт, ТО – стандартные регламентные работы от замены масла до капремонта ходовой;
  • тюнинг – «апгрейд» автомобиля от аэрографии до перечиповки двигателя;
  • дополнительные услуги – от сезонного хранения покрышек до предпродажной подготовки;
  • автомагазин – продажа аксессуаров, комплектующих, ;
  • финансово-консультационная деятельность – автострахование, автокредитование и пр.

Как рассчитать прибыль

Размер чистого дохода зависит от множества показателей, над каждым из которых следует упорно потрудиться. Ниже представлена формула, по которой рассчитывается чистый доход:

Прибыль = Маржа*Выручка.

1. Маржа – это величина, выражающая разность между ценой предоставляемой услуги и ее себестоимостью. Измеряется в процентах.

Например, замена масла ГУР стоит 800 руб., при этом специалист СТО зарабатывает на данной услуге 200 руб.

Чистая прибыль = (Цена – Себестоимость)/Цена, т. е. (800–200)/800 = 0,75 или 75 %.

Эта цифра будет еще точнее, если вычесть затраты на коммунальные услуги, налоги, зарплаты, аренду и т. д. В итоге выйдет 60-65 %.

2. Выручка – это вся сумма денег, полученная от клиентов за определенный промежуток времени.

Итак, на размер месячной выручки автосервиса влияют три фактора: средняя стоимость наряд-заказа (чека), условное количество заказов на одного клиента, общее количество обслуженных клиентов.

Допустим, в течение месяца на автосервисе обслужили 200 клиентов. Из них 80 человек оплатили по 2000 руб., остальные 120 – по 3500 руб.

Рассчитаем средний чек: (80*2000 + 120*3500)/200 = 2900 руб.

Из этих 200 клиентов, 120 приезжали дважды, а 80 – однократно, значит, среднее количество заказов на одного клиента составит: (80*1 +120*2)/200= 1,6.

Выручка = Кол-во клиентов *Средний чек*Среднее кол-во заказов на клиента=200*2900*1,6=928000.

Вывод: между каждым показателем и выручкой существует прямая зависимость, т. е. увеличение/спад будет двигаться в одну сторону.

Теперь разберемся, что может повлиять на количество обслуженных клиентов. Не следует думать, что к вам приедут все потенциальные клиенты, позвонившие по телефону, чтобы проконсультироваться. При этом не стоит забывать, что чем культурнее и профессиональнее оператор телефонной службы поговорит с потенциальнім клиентом, тем эффективнее станет входящий звонок. Научным методом вероятность «попадания в точку» можно определить по проценту конверсии.

Общее число полезных клиентов = Количество обращений*Процент конверсии.

Например, в день вы получили 10 телефонных звонков, 5 обращений вживую и 3 заявки через веб-сайт. Итого на автосервис обратилось 18 человек, среди которых вы получили часть реальных клиентов: из дозвонившихся – двоих, из приехавших – троих, а из онлайн-беседы – одного. В общей сложности – 6 человек.

Отсюда следует, что процент конверсии равен 6/18 = 33,3 %.

И наконец, выводим полную формулу расчета чистого дохода.

Прибыль = LG (количество обращений) *LC (конверсия) *TR (среднее количество наряд-заказов) *TV (средняя сумма одного наряд-заказа) *M (маржа).

Если вас интересует, сколько конкретно приносит бизнес в сфере техобслуживания автомобилей, то обещают 30 млн. руб. чистого заработка ежегодно, а если смотреть на вещи реально, то 10-15 млн. руб. в год вам обеспечены.

Помните, что на 90% доход вашего автосервиса – результат грамотного управления и просчетов. Поскольку вы, вероятнее всего, – новичок среди акул бизнеса, не скупитесь на услугах профессионального маркетолога, который поможет вывести автосервис на достойный уровень и поддерживать его в дальнейшем, увеличивая вашу же прибыль.

Для того предоставлять качественные услуги советуем приобретать только качественное и другого оборудования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме