Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок. Как эмоции связаны с работой наших внутренних органов

Чувство страха, как и любая другая сильная эмоция, вызывает существенный всплеск активности организма. Это проявляется выделением различных гормонов, обуславливающих повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений и мышечного тонуса, учащение дыхания, изменение восприятия, и другие, менее заметные эффекты. Наряду с этим происходят изменение активности отдельных частей головного мозга. Изменение гормонального фона у человека, испытывающего страх, мною было подробно описано в статье . Сейчас мне хотелось бы сосредоточиться на том, в каких частях и отделах мозга изменения наиболее существенны.

Какая часть мозга отвечает за страх

За эмоции вообще, и за страх в частности, отвечает главным образом лимбическая система. Это довольно древняя часть мозга, у эмбриона она формируется сразу же вслед за стволом. Лимбическая система получила такое название из-за своей формы - она кольцеобразно огибает верх ствола, образуя подобие лимба. Анатомически она связывает спинной мозг с головным, являясь как бы посредником между рефлекторной частью человеческого существа и высшими психическими функциями, локализованными в коре головного мозга.

В процессе эволюции зачатки лимбической системы (неостриатум) уже появляются у рептилий, хотя собственно лимбической системой такие образования назвать сложно. Поэтому у амфибий и рептилий эмоциональная жизнь крайне скудна, если вообще можно говорить о таковой. Зато у них достигло совершенства то образование, которое иногда называют «рептильный мозг». Эти существа наделены совершенным набором реакций на опасность, еду и сексуального партнера, что делает их неплохими специалистами по выживанию на примитивном уровне.

С развитием лимбической системы у эволюционно более совершенных животных эмоции становятся богаче и тоньше, давая им новые инструменты, в том числе и новые страхи. Более развитая эмоциональная сфера дает возможность заботиться о потомстве, что существенно повышает шансы на выживание. На еще более высоком уровне эмоции позволяют осуществлять сложную внутривидовую коммуникацию, что делает возможным стайный образ жизни. Но с развитием эмоций появляются новые, неведомые рептилиям, оттенки и разновидности страха. Например, беспокойство об оставленных на время детенышах. Или страх опуститься на более низкую ступень в иерархии сообщества.

Если же говорить о страхе как таковом, то его центром в мозгу можно считать миндалевидное тело (амигдала, амигдолярный комплекс, миндалина). Оно является частью лимбической системы и представляет собой два образования, находящихся внутри серединных височных долей. Вообразив мозг прозрачным, мы увидим их как бы свисающими по бокам пояса, образуемого лимбической системой. Рассуждая совсем уж просто и схематично, можно сказать, что страх находится глубоко в висках.

Действие центра страха в мозгу

Поскольку страх служит ключевым элементом в выживании, миндалевидное тело анатомически связано со всеми крупными отделами мозга. Амигдала непрерывно получает сигналы от обонятельных, тактильных, зрительных и слуховых анализаторов, придирчиво исследуя их на предмет возможной угрозы. И если таковая замечена, запускается механизм испуга. Для этого используются связи с гипоталамусом, который начинает продуцировать кортиколиберин - гормон, вызывающий чувство тревоги и заставляющий отвлечься от дел и сосредоточиться на опасности. Сигнал, передаваемый от миндалевидного тела к голубому пятну в стволе мозга приводит к секреции всем известного норадреналина. Также идут сигналы к полосатому телу, центральному серому веществу и другим центрам нервной системы, отвечающим за двигательную сферу. Отсюда влияние на тонус мышц, сердечный ритм и даже на кишечник, который, как известно, может дать весьма курьезную реакцию на опасность.

Но все не так просто. Одной из функций миндалевидного тела является формирование эмоциональной памяти, особенно на комплексы сигналов, предшествующих возникновению опасности. А ведь опасность может быть не только непосредственной, в виде приближающегося хищника. Студенту, который не может на экзамене решить задачу, вроде бы ничего не угрожает - уютная, тихая, светлая и теплая аудитория, все мирно и доброжелательно. Но, тем не менее, он может в этот момент испытывать страх. А безликая информация об изменении котировок акций некоторых вообще может довести до инфаркта. Это значит, что в формировании эмоциональной памяти задействованы не только сигналы от рецепторов, но и связи с самыми молодыми частями мозга, отвечающими за наиболее сложные психические процессы.

Опыты по воздействию на центры страха в мозгу

Начнем с описания естественных экспериментов, которые на людях иногда ставит сама природа. Есть болезнь Урбаха-Вите, полностью убирающая страх у человека. Это довольно редкая патология, со времени ее открытия в 1929 году в мире насчитывается менее трех сотен зафиксированных случаев. Эта болезнь разрушает амигдалу, а также часто вызывает огрубление слизистых оболочек и кожи, или дает уплотнение тканей в районе самой амигдалы, что может спровоцировать эпилептические припадки. В остальном болезнь Урбаха-Вите не опасна и прямо не ведет к преждевременной смерти, хотя может ускорить ее наступление из-за потери бдительности.

Самым известным больным на сегодняшний день является женщина, проживающая в США, в штате Айова. Ее миндалевидное тело было полностью разрушено в подростковом возрасте, что дало возможность нормально сформироваться ее эмоциональной сфере, за исключением чувства страха, которого она не испытывает вообще. С одной стороны это, конечно, приятно, и некоторым отсутствие страха даже покажется очень желанным эффектом, но на самом деле это не так. Никакая болезнь не может быть лучше здоровья. Эта женщина многократно попадала в ситуации, когда ее страх молчал, и она оставалась жива только по чистой случайности.

Заслуживают внимания и эксперименты по формированию фобий. Группе добровольцев демонстрировали картинку, вслед за которой они получали удар током. После некоторого количества показов опыт закреплялся, и испытуемые начинали чувствовать страх при виде картинки. Аппаратными методами было установлено роль лимбической системы и миндалевидного тела в формировании фобии. Но главное не это. Возникшую фобию у всех удалось вылечить чисто психологическими способами. А это наглядно показывает возможность и даже необходимость лечения фобий без деструктивного применения лекарственных препаратов. То есть фобия это не столько болезнь, сколько результат научения. И лечить ее нужно не прямым воздействием на мозг, а переучиванием, то есть когнитивно-поведенческими методами.

Интересны и военные разработки по подавлению страха. В основном это фармакология, и разработки засекречены, но достоверно известно, что препараты для подавления страха существуют. Многие читатели этих строк, которые страдают от страха, наверняка предпримут попытки разузнать что-либо о таких препаратах. Сразу предупреждаю: это дорога в никуда. Кариес не лечится обезболивающими уколами, точно так же страх не лечится военными таблетками. Их дают, чтобы солдат рисковал, умирал и калечил свой мозг ради выполнения боевой задачи. Оно вам надо?

Чувство страха, наряду с гневом и сексуальным чувством, является одной из первых эмоций, которые испытало живое существо. Это без преувеличения прекрасное чувство позволяет избегать опасности раньше, чем она проявилась в полной мере и превратилась в боль, не оставляя шансов на спасение. Именно чувство страха явилось одним из первых результатов аналитической работы примитивного мозга, наделив организм новым мощнейшим инструментом выживания. Поэтому неудивительно, что отдел мозга, который отвечает за страх, расположен в одной из самых эволюционно старых его частей. Берегите свой страх так же, как он бережет вас. Радуйтесь и гордитесь, что у вас есть волшебный механизм страха, позволяющий вам выживать значительно эффективнее, чем тем, у кого он ослаблен или поломан. А если есть проблемы со страхом, то не следует полагаться на таблетки. Вместо этого надо прибегнуть к надежным и безвредным психологическим методам коррекции.

Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям справиться с ними, предупредить развитие отрицательных эмоций, перебороть свой страх, клаустрофобию.

Эмоции - одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.

Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь - нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.

Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека, и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны.

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляются подлинной "вегетативной бурей". Однако в этой "буре" есть определённый порядок.

Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучше взаимодействие организма с окружающей средой.

Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. При эмоциях изменяется субъективное состояние человека. В состоянии покоя мышление нередко бывает шаблонным, стереотипным. В моменты эмоционального подъёма приходит вдохновение, озаряют открытия, переживается радость творчества, а может быть и наоборот.

Эмоции - это состояние высшего подъёма духовных и физических сил человека только тогда, когда они положительные. А отрицательные эмоции ведут к упадку душевных и физических сил. Для возникновения положительных эмоций необходимо сочетание двух факторов: 1) неудовлетворённая потребность; 2) прирост вероятности удовлетворения потребности. Для возникновения отрицательных эмоций достаточно - семантического рассогласования между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из внешней среды.

Именно такое рассогласование наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар электрического тока. Т.о. положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата по сравнению с положительным эмоциональным состоянием.

Положительные эмоции представляют аппарат активного нарушения гомеостаза. В форме ответных реакций организма, возникающих в чрезвычайных условиях, эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления. Но чрезмерные по выраженности (положительные или отрицательные) эмоциональные реакции могут оказаться вредными, привести к возникновению ряда заболеваний. Врач должен уметь предупредить возможные последствия таких эмоциональных напряжений. Для этого необходимо знать условия запуска эмоций. С помощью механизмов эмоций "частный" сдвиг в организме, изменение одного из звеньев его жизнедеятельности превращается в "дело всего организма", перестраивает его текущую активность, мобилизует организм в целом на сохранение его индивидуального или видового существования.

Эмоции зависят от индивидуальных особенностей человека и, в первую очередь, от индивидуальных особенностей его мотивационной сферы, волевых качеств. Но необходимую эмоциональную реакцию нельзя вызвать прямым волевым усилием, как многократно подчёркивал К.С.Станиславский.

Американский психолог У.Джеймссоздатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, - описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений.

Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, - всё это чистый продукт созерцающей личности". Физиологические основы эмоций.

Эмоции - это необходимый фундамент для повседневной и творческой жизни людей. Они вызываются действием на организм, на рецепторы и, следовательно, на мозговые концы анализаторов определённых раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования.

Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию.

Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию органов.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер - симпатические.

Следует учесть, что в одних системах организма при эмоциях преобладают симпатические влияния подбугровой области, например в сердечно - сосудистой, а в других - парасимпатические, например в пищеварительной.

Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции.

Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление. При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатическойуменьшается. В результате возбуждения симпатической системы и усиления пластического тонуса может наступить оцепенение мускулатуры, реакция обмирания, застывание тела в определённой позе - каталепсия.

Структуры мозга, участвующие в эмоциях.

Прежде, чем говорить о том, как взаимодействуют и влияют на возникновение эмоций отдельные структуры мозга, нужно по отдельности рассмотреть каждую из них, их функцию и структуру.

Только в XX в. появились сведения о структурах мозга, ответственных за возникновение эмоций, и стали понятны физиологические процессы, являющиеся основой эмоциональных состояний.

Решающая роль в формировании эмоций принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации, лобным и височным долям. 1) Лимбическая система (Л.с.). Л.с. включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся поясная извилина, свод, перегородка, некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга - гипоталамус (Hpt), миндалина, гиппокамп. Три последних участка мозга являются самыми важными, на них-то мы и обратим внимание. Hpt. Hptэто высший центр регуляции внутренней среды организма. В нём есть нейроны, которые активируются или, напротив, снижают активность при изменениях уровня глюкозы в крови и ликворе, изменениях осмотического давления, уровня гормонов и т.д.

Другой способ оповещения Hpt-ом об изменениях внутренней среды представлен нервными афферентными путями, собирающими импульсацию от рецепторов внутренних органов.

Изменения параметров внутренней среды отражают ту или иную потребность, а Hpt, в соответствии с этим, формирует мотивационную доминанту.

Нейроны латерального Hpt взаимодействуют с некоторыми структурами лимбической системы, а через передние ядра таламуса влияют на ассоциативную теменную область коры и двигательную кору, инициируя тем самым замысел движений. При хирургическом повреждении определённых участков Hpt животные теряют чувства насыщения и голода, которые, как известно, тесно связаны с эмоциональным состоянием удовольствия и неудовольствия. В результате утраты этих чувств сытое животное безудержно поглощает пищу и может погибнуть от обжорства, а голодное животное отказывается от еды и тоже погибает. При раздражении верхних и передних отделов Hpt вызывает у крыс агрессивную реакцию и, однажды испытав её, они впоследствии всячески избегали её вызывать.

Видимо, в этом случае активируются структуры, имеющие отношение к формированию отрицательных эмоций. "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов чёрной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет существенную роль в возникновении чувства удовольствия. В ядрах Hpt находится много различных рецепторов. Hpt обладает свойством воспринимать изменения внутренней среды, а также смещения константы крови, т.е. они обладают центральной рецепторной функцией. Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций.

Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех.

Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха.

Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения.

Удаление миндалин с височной корой было названо "синдромом КлювераБьюси". Последствия удаления: пропадает чувство страха, гиперфагия (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания.

Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами.

Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, "взвешивая" конкурирующие эмоции. "Помогают" выбрать правильное решение. При двустороннем удалении миндалин у обезьян наблюдается утрата способности к нормальному общению внутри стада, обнаруживается замкнутость, склонность к уединению. Перенёсший такую операцию вожак совершенно утрачивает свой ранг, потому что перестаёт отличать "хорошее" обезьянье поведение от "плохого". Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.

Гиппокамп.

Гиппокамп находится по соседству с миндалиной. Роль его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе.

Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти - к неспособности запоминать новую информацию.

Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов.

Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой.

Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций.

Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение.

Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л.А.Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.

Перегородка, свод и поясная извилина.

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен сводсистема волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt. Ещё одна структура перегородка - получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. " стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, повидимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия" (Т.Л.Леонтович). Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека.

Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивнооборонительным поведением. 2) Ретикулярная формация (Р.ф.). Важную роль в эмоциях играет Р.ф. - структура внутри моста и ствола головного мозга.

Именно это образование в наибольшей мере способно явиться "генерализатором" той или иной "частной" потребности организма. Она оказывает широкое и разностороннее влияние на различные отделы ЦНС вплоть до коры больших полушарий головного мозга, а также на рецепторные аппараты (органы чувств). Она обладает высокой чувствительностью к адреналину и адренолитическим веществам, что лишний раз указывает на органическую связь между Р.Ф. и симпатической нервной системой. Она способна активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой, т.е. действует как своего рода фильтр.

Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые - через таламус.

Считается, что большинство этих нейронов являются "неспецифическими". Это означает, что нейроны Р.ф. могут реагировать на многие виды стимулов.

Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция.

Голубое пятноплотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп. мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию.

Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие.

Другой участок Р.ф.- чёрная субстанцияпредставляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатордофамин.

Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний. 3) Кора больших полушарий.

Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности.

Следовательно, они связаны с корой - высшим отделом головного мозга, но в значительной мереи с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования. В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций.

Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. В создании эмоций участвуют и височные доли.

Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности. На основе сравнения всей информации фронтальная кора обеспечивает выбор определённой схемы поведения.

Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению.

Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет.

Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение.

Ориентация на сигналы высоковероятных событий делает поведение адекватным и результативным.

Однако в особых условиях, в ситуациях со значительной степенью неопределённости при явном дефиците прагматической информации необходимо учитывать и возможность маловероятных событий. Для реакций на сигналы с нужной вероятностью их подкрепления важна сохранность гиппокампавторой "информационной" структуры мозга.

Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.

Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симоноваэто единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.

Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека.

Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении - от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной "резервуар" эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект). Настало время рассмотреть их взаимодействие в образовании эмоций, их роль и значимость.

Нервные центры эмоций. Жизнь большинства людей направлена на то, чтобы уменьшить страдания и извлечь как можно больше наслаждения.

Наслаждение или страдание зависит от активности определённых структур мозга.

Американский физиолог Уолтер Кеннон в 30-х г.г. пришёл к выводу о том, поток возбуждения, возникающего при действии эмоциональных стимулов, в таламусе расщепляется на две части: к коре, что обусловливает субъективное проявление эмоций (ощущение страха или уверенности), и к Hpt, что сопровождается характерными для эмоций вегетативными сдвигами. Позже эти представления были уточнены и детализированы в связи с обнаружением роли лимбической системы в формировании эмоций. В центре этой системы находится Hpt , которому принадлежит ключевая позиция, а снаружи с лимбической системой взаимодействуют лобные и височные области коры.

Ретикулярная формация ствола мозга поддерживает необходимый для функционирования уровень активности лимбической системы. О роли отдельных структур мозга можно судить по результатам их стимуляции через вживлённые в ткань мозга электроды.

Благодаря этому методу были выявлены чрезвычайно малые области Hpt, раздражение которых приводило к появлению пищевого или оборонительного поведения, сопровождавшегося характерными вегетативными реакциями. Такие структуры можно определить как мотивационные.

Наиболее обычным для них медиатором является норадреналин. При использовании этого метода были обнаружены области мозга, раздражение которых сопровождалось появлением положительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции были получены при стимуляции ядер перегородки (эйфория), лимбических структур среднего мозга, передних ядер таламуса.

Основным претендентом на роль медиатора эмоциогеннопозитивных структур является дофамин и эндорфины.

Повышение образования эндорфинов приводит к улучшению настроения, снятию эмоционального напряжения, уменьшению или устранению болевых ощущений.

Отрицательные эмоции были получены при раздражении миндалин и некоторых областей Hpt. Медиатором для этих структур является серотонин.

Помимо мотивационных и эмоциогенных существуют информационные структуры. К ним принадлежит гиппокамп, при раздражении которого отмечается спутанность сознания, временная потеря контакта с врачом. По типу медиатора такие структуры чаще всего оказываются холинэргическими.

Эмоции "запускаются" мозгом, но реализуются с участием ВНС. Показателями эмоциональных реакций являются изменения кровяного давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, температуры, ширины зрачков, секреции слюны и т.д. При этом симпатический отдел мобилизует энергию и ресурсы тела. Как известно, эмоции возникают не сами по себе, а всё начинается с потребности организма.

Потребности организма прежде всего воспринимаются хеморецепторами кровеносного русла и специальными центральными хеморецепторами, которые представлены в ЦНС. Также особенно богаты ими некоторые области ретикулярной формации ствола головного мозга и Hpt. Раздражённые участки возбуждаются.

Возбуждение адресуется в лимбические образования головного мозга.

Последние объединяют такие морфологические образования, как перегородку, миндалину, гиппокамп, поясную извилину, свод головного мозга и мамиллярные тела. Выход гипоталамических возбуждений на эти структуры головного мозга осуществляется через медиальный пучок переднего мозга.

Анализ функций передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины и Hpt свидетельствует о том, что взаимодействие этих структур мозга необходимо для организации поведения. При усилении гипоталамического возбуждения последнее через передние ядра таламуса начинает распространяться и на передние отделы коры больших полушарий.

Заключение. В этой работе мы рассмотрели взаимодействие отдельных структур мозга и их влияние на возникновение эмоций, и сделали вывод, что отдельно взятая структура мозга не сможет вызвать эмоцию, т.е. в одиночку никакая ничего не сможет сделать. Это как пальцы на руке. Один мало, что сможет сделать, а вместе они - сила. Самые ценные сведения о механизмах возникновения эмоций содержат теории. В них заключены самые основы формирования эмоциональных состояний. В чём-то теории похожи, в чём-то нет, одна продолжает развивать мысль другой, другая опровергает.

Например, по мнению Джеймса и Ланге, внешний раздражитель вызывает реакциюкомплекс эффекторных сдвигов в мышцах и внутренних органах, а нервные импульсы от этих органов вторично порождают эмоциональное состояние.

Кеннон опровергает эту теорию и выдвигает свою о том, что возникновение эмоционального состояния связано с вовлечением нервных центров зрительного бугра.

Специфическое качество эмоции добавляется, по мнению Кеннона, к простому ощущению, когда возбуждаются таламические процессы.

Исследуя структуры мозга, мы выяснили, что: 1. Hptроль важнейшей мотивационной структуры в особенности, если связана с биологическими потребностями (доминирующая потребность). Он играет большую роль в формировании подкрепляющей функции. 2. Миндалевидный мозг играет важную роль, но не первичную - субдоминант. 3. Миндалина обеспечивает переключающую функцию. 4. Фронтальная и височная области коры обеспечивают отражательнооценочную функцию, но отдельно взятая фронтальная кора формирует эмоциональное поведение. 5. Фронтальный неокортекс особенно важен для выделения высоковероятных прогнозов, действий, событий. 6. Гиппокампинформационная структура (если речь идёт о маловероятных событиях). Играет роль в формировании компенсаторной (замещающей) функции.

Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности её удовлетворения в данный момент.

Эмоции идеальны потому, что на базе ранее накопленного опыта они отражают вероятности эффективности действий до того, как сами действия начнут реализоваться.

Эмоции всегда несут на себе отпечаток субъективности. Под влиянием отрицательной эмоции система будет стремиться к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, к ликвидации этой потребности.

Особенности человеческих эмоций определяются прежде всего спецификой главных потребностей человека.

Литература. 1. Павлов И.П. Журнал высшей нервной деятельности// М: Наука, том 47, выпуск 2, 1997г. 2. Физиология человека.

Журнал// МАИК: Наука, том 24, номер 2, 1998г. 3. Мед.

Вестник: Лекции по физиологии ЦНС// №6`96г. (37) 4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД// М: Учебная литература, 1997г. 5. Физиология человека и животных //под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, том 2, 1984г. 6. Физиология человека// под ред. Г.И. Косицкого. М: Медицина,1985г. 7 . Судаков К.В. Биологические мотивации// М: Медицина, 1971г. 8. Гальперин С.И. Физиология человека и животных// М, 1970г. 9. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций// М: Наука, 1970 10. Симонов П.В. ВНД человека.

Восточная медицина рассматривает человека как целостную систему. Для сохранения и восстановления здоровья важнее знать связи и отношения внутри организма, чем его анатомию.
В соответствии с законом подобия человек также подчинён закону ритма Инь-Ян и имеет те же пять первоэлементов.

Пять первоэлементов „хранятся“ в пяти плотных (иньских) органах и проявляют свою активность через пять полых (янских) органов.

Важное уточнение: органы в китайской медицине - это системы, которые не только управляют другими частями тела, но и связаны с эмоциональным и ментальным состоянием человека.
  • Главной функцией ИНЬ-органов является переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ЦИ, крови и жидкостей тела.
  • ЯН-органы – переваривают и всасывают пищу, удаляют отходы и токсичные вещества.

Все ИНЬ и ЯН-органы связаны между собой 12 главными и 8 чудесными энергетическими каналами.
ИНЬ и ЯН-органы одного элемента образуют функциональную пару. Например, качество «Огонь» хранится и накапливается в сердце, а „отвечает“ за проявление этого качества тонкий кишечник.
Сердце и тонкий кишечник образуют энергетическую пару.

Посмотрите на таблицу. В каждом её столбце располагаются категории, имеющие между собой вертикальную (синхронную) связь. Они относятся к одной группе и напрямую зависят друг от друга.
Вот почему, прежде чем лечить кожу, нужно почистить кишечник и укрепить лёгкие.

Категории Пять первоэлементов
Плотные органы - ИНЬ печень сердце селезёнка, поджелудочная железа лёгкие почки
Полые органы - ЯН желчный пузырь тонкий кишечник желудок толстый кишечник мочевой пузырь
Системы организма эндокринная кровеносная пищеварительная дыхательная, иммунная репродуктивная
Эмоции гнев радость задумчивость грусть страх
Органы чувств глаза язык рот нос уши
Структуры тела ногти, связки, нервы сосуды мышцы, жир кожа и волосы на теле кости, волосы на голове, зубы, головной и спинной мозг, мочеполовые органы
Выделения слёзы пот слюна выделения из носа моча

Дополнительно, к первоэлементу «Огонь» относятся: иньская функциональная система «перикард» – защитник сердца и янская – «три обогревателя» , объединяющая функции органов груди, живота и таза.

Важную роль в управлении здоровьем играют эмоции. Эмоции — главные силы в человеческой психике. Разумный контроль и свободное, но уместное проявление эмоций обеспечивают свободное движение энергии ЦИ в теле. Однако избыток эмоций нарушает равновесие и течение этой энергии и влияет на здоровье.
Гнев вреден для Печени , Радость — для Сердца (см. выше таблицу соответствия).

Гнев

Гнев вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплёскивается. Если преобладает Гнев , человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. Он кидается из крайности в крайность, что создаёт общее состояние напряжения.

Радость

Радость рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное — получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. Чтобы сохранить интерес и приятное волнение, ему нужны внешние стимулы и внимание других людей. В одиночестве он ощущает себя безжизненным. Склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию.

Задумчивость

Задумчивость тормозит энергию. Если человек излишне размышляет, он попадает во власть тревожных мыслей и идей. Его может мучить излишнее внимание к деталям, а мысли могут замыкаться в порочный круг, вырваться из которого он не в состоянии. Это отсекает его от свежих мыслей и переживаний. Жизнь становится скучной и однообразной.
Такой человек склонен к апатии и скуке. В то же время он обязателен, заботлив и склонен к сочувствию. Если жизнь не требует от него усилий, он может стать ленивым и инертным, уйти в свои мысли. В таком состоянии его энергия застаивается, вызывая дурное пищеварение, тяжесть и вялость.

Печаль

Печаль прекращает действие энергии. Это чувство имеет свойство сжимать и замедлять.
Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости.
Он приятен, но холоден, легко начинает презирать людей, которые кажутся ему расхлябанными и недисциплинированными. Может склониться к стяжательству, собственничеству и властности, стремясь держать под контролем своё окружение.
Ему неприятно, когда при нём проявляют эмоции и сам не выдаёт своих чувств. На вид он собранный, организованный, но если утрачивает упорядоченность своей жизни, то становится уязвимым и ощущает себя в опасности.
У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

Страх

Страх обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От Страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой.
В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится хитрым и подозрительным, прячется от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным.
В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

Дополнительно к теме читайте .

ГЛАВА 16. Стихия мозга: эмоции

Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так. Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации - от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, - это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают особого беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

Знаете ли вы? Эмоции и память

Скорее всего, вы лучше помните свой последний отпуск, чем свой последний визит на почту. Психологам давно известно, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъем обеспечивает более длительное хранение важных подробностей опыта, иногда - за счет забывания менее важных деталей. Люди с поврежденным миндалевидным телом не обладают этой усиленной памятью основных деталей эмоционально насыщенного события, а значит, скорее всего, именно эта часть мозга отвечает за влияние эмоций на память. Миндалевидное тело участвует в процессе запоминания важных ситуаций как при позитивных, так и при негативных эмоциях.

Эмоциональный подъем вызывает выделение адреналина, который активизирует блуждающий нерв - часть симпатической нервной системы (контролирующей так называемый рефлекс «бей или беги»). Блуждающий нерв передает информацию в ствол, оттуда она попадает в миндалевидное тело и гиппокамп, выполняющий важные функции в процессе запоминания. В результате этой активности в обеих областях мозга растет синаптическая пластичность - процесс, который, как считается, лежит в основе обучения (см. главу 13). Блокирование рецепторов этой информации в миндалевидном теле не дает адреналину усилить память, тогда как их активизация улучшает этот процесс.

Стрессовые ситуации также приводят к выделению глюкокортикоидов (гормонов стресса). Эти гормоны действуют напрямую на гиппокамп и миндалевидное тело, улучшая память. Повреждение миндалевидного тела не позволяет глюкокортикоидам усилить память в гиппокампе, так что, по-видимому, активность миндалевидного тела в этом процессе необходима.

В некоторых условиях стресс может повредить память. Глюкокортикоиды мешают процессу оперативной памяти, воздействуя на префронтальную кору. Хронический стресс может повредить гиппокамп (см. главу 10), что приведет к постоянным проблемам с запоминанием всех типов информации, а не только эмоционально окрашенных событий.

Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга. Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха (см. главу 13), но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда - на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно - на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности животного. Так, нейрон, отвечающий у животного за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как животное напилось.

Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск - у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

Животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций. В главе 17 мы подробнее рассмотрим роль миндалевидного тела в создании эмоции страха.

Отвращение - это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга.

Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали.

У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину - эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, - например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов (см. главу 24).

Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние. Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно - временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, и активность в островке повысилась совсем незначительно.

Более длительный способ регуляции эмоций - это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

Знаете ли вы? Как наш мозг распознает юмор

Юмору сложно дать определение, но мы можем его почувствовать. Существует теория, согласно которой юмор содержит удивление - конец истории оказывается не такой, какой мы ожидаем, из-за чего мы заново интерпретируем смысл услышанного ранее, чтобы оно подходило к неожиданной концовке. Анекдот в отличие от логической загадки представляет собой связную, но не слишком логичную историю.

Некоторые пациенты с поврежденной фронтальной долей мозга, особенно - правой, вообще не понимают шуток. Обычно это происходит из-за того, что у них возникают трудности со стадией реинтерпретации. Например, если им рассказать начало анекдота и предложить несколько окончаний на выбор, они не смогут сказать, какой из них будет смешным.

Смех или чувство веселья у эпилептических больных вызывали с помощью стимуляции префронтальной коры или нижней части височной доли. Сканирование мозга показало, что нижняя и средняя области префронтальной коры активизируются, когда человек воспринимает шутку. Поскольку юмор включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты, в этом есть определенный смысл, так как эти пре-фронтальные области интегрируют обе функции.

Юмор улучшает самочувствие человека, вероятно, потому, что активизирует центр удовольствия, который отвечает и за другие приятные вещи - например, еду и секс (см. главу 18). При сочетании с удивлением чувство удовольствия способно вызвать смех. Может быть, еще в древние времена смех был сигналом, сообщавшим о том, что вызывавшая тревогу ситуация на самом деле оказалась безопасной. Различные типы юмора активизируют области мозга, реагирующие на эмоциональные стимулы, - миндалевидное тело, средний мозг, переднюю поясную кору и инсулярную кору. Дее последние области активизируются также и в ситуациях неопределенности или абсурдности, поэтому они могут участвовать в процессе реинтерпретации при понимании шутки. Чем смешнее человеку кажется шутка, тем больше активизируются эти области (и центр удовольствия тоже). Положительный эффект юмора - это не только хорошее самочувствие. Способность смешить других людей может улучшить социальные взаимоотношения, помочь найти партнера по жизни или эффективно донести до других свои идеи.

Юмор снижает влияние стресса на сердце, иммунную систему и гормоны. Поэтому, если вы смеетесь над тем, что другим людям вовсе не кажется смешным, помните, что, скорее всего, именно вы будете смеяться последним.

Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, - например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, - другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

Юмор можно разрезать на кусочки, как лабораторную лягушку, но тогда он умрет в процессе, и его внутренние органы приведут в уныние любого, кроме настоящего ученого.

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Жизнь после травмы, или Код здоровья автора

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Глава 29 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СИФИЛИТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА (СИФИЛИС МОЗГА И ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ) Сифилитическая инфекция, как известно, поражает все органы и ткани, в том числе и головной мозг. В клинической психиатрии традиционно различают два отдельных

Из книги Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? автора Сергей Михайлович Бубновский

Стихия «Воздух», или Диафрагмальное дыхание Как вы думаете, почему больные люди чувствуют перемену погоды, понижение или повышение атмосферного давления? Врачи это свойство больного организма называют метеопатией. Здоровые люди таким свойством не обладают. То есть

Из книги Живая вода. Секреты клеточного омоложения и похудения автора Людмила Рудницкая

Стихия «Вода» Вода – основной компонент организма человека. Это среда, в которой работают клетки, органы, ткани. Вода занимает до 90 % объема взрослого человека. Эти факты известны каждому и описаны в любой энциклопедии. Вода, как и все стихии, носит в себе энергию как

Из книги Живая и мертвая вода - совершенное лекарство автора Александр Кородецкий

Стихия «Огонь» Есть еще один подводный камень для тех, кто захотел вернуть свое здоровье с помощью перечисленных выше рекомендаций и впервые начал выполнять силовые упражнения.Как мы уже выяснили, адаптивные боли прекрасно снимаются холодной водой при кратковременном

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Пятый ключ – стихия «Эфир» Одна из самых трудных задач, которые предстоит решить человеку, выбирающемуся из ямы нездоровья, – отрицательные эмоции. Я приведу простой пример, не касающийся ни болезни, ни травмы, – беременность.Очень многие женщины во время беременности

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 36 Эмоции Эндорфины - «гормоны счастья» Все большее распространение среди жителей современных развитых стран получают наркотики - они позволяют отвлечься от стрессов и невероятных нагрузок, приводят человека в состояние блаженства. Наука накопила убедительные

Из книги автора

Из книги автора

Стихия «воздух», или «хаа»-дыхание В моих книгах нет праздных (пустых) советов; каждую строчку надо внимательно читать и стараться выполнить все рекомендации именно так, как написано. К сожалению, многие не привыкли обращать внимание на необязательные, как им кажется,

Из книги автора

СТИХИЯ ВОДЫ Согласно фэн-шуй, вода является энергией богатства. Это могущественный элемент, способный выйти из-под контроля. Поэтому если вы пробуждаете эту энергию, делайте это правильно и пропорционально энергиям других элементов. Поставьте дома фонтан или аквариум, и

Из книги автора

Часть 2. Вода - родная стихия организма То, что организм человека большей частью состоит из воды, известно каждому. А вот то, что содержание воды в организме меняется на протяжении жизни человека, наверняка будет интересным фактом для моих читателей. Так, еще не родившийся

Из книги автора

Глава 2 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга

Из книги автора

Глава 18 Эмоции во главе угла Возраст: от рождения до двадцати лет Все мы испытывали чрезвычайно сильные и неконтролируемые эмоции. Представьте себе, что вы все время чувствуете подобное, и вы получите картину повседневного восприятия маленького ребенка. Одна из причин,

Механизмы возникновения эмоций и их влияние на функции организма сложны. Они развивались в процессе эволюции, способствуя оптимальному решению важных с биологической точки зрения задач.

Материальная основа мира человеческих чувств, эмоций - нервная система состоит из головного и спинного мозга, а также нервных проводников двух видов. Одни берут начало в тканях внутренних органов, в мышцах, коже и т. д., где имеются как бы микроминиатюрные датчики, воспринимающие сигналы о ходе жизненных процессов в тканях и раздражениях внешней среды (температурных, болевых, тактильных). Эти сигналы - импульсы передаются в «верхние этажи», в мозговые центры.

Оттуда тоже идут сигналы - либо к внутренним органам (по вегетативным волокнам), либо к мышцам (по двигательным).

Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ и жизнеобеспечение органов и систем тела. Одни ее волокна (симпатические) передают импульсы, которые зарождаются в высших симпатических центрах. Они расширяют зрачок, повышают тонус кровеносных сосудов, усиливают сердечную деятельность и тормозят двигательную активность (перистальтику) желудочно-кишечного тракта.

Волокна другого типа (парасимпатические) берут начало в высших парасимпатических центрах и оказывают противоположное действие. Они суживают зрачок, снижают силу и частоту сердечных сокращений, усиливают перистальтику желудка и кишечника, а также активность выделения пищеварительных ферментов.

Это, так сказать, низшие отделы нервнорегуляторного аппарата. Они подчинены высшим регуляторным центрам в головном мозге.

Ни симпатические, ни парасимпатические высшие центры не определяют нервно-психическую деятельность. Но ее интенсивность, напряженность и направленность определенным образом влияет на состояние и реакции внутренних органов сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Особенно тесны и очевидны связи между вегетативными функциями органов и эмоциональным фоном жизни. В настоящее время установлено, какие отделы головного мозга ответственны за формирование эмоций.

Самая древняя его часть - мозговой ствол. В его структуре имеется так называемый промежуточный мозг, состоящий из таламуса и гипоталамуса. Вместе с другими образованиями ствола эта часть головного мозга называется подкоркой, так как ее покрывает сверху эволюцитонно более молодой отдел - кора или мантия.

Это высшее координирующее и регулирующее образование организма, своеобразный командный пункт. Средоточие эмоций - подкорка (гипоталамус и некоторые другие образования), а в качестве высшего интегратора импульсов - кора головного мозга. И в то же время высшие вегетативные (симпатические и парасимпатические) центры органически входят в те отделы мозга, которые ответственны за возникновение эмоций, являясь как бы частью аппарата эмоций.

От инстинктов к эмоциям

Внешняя среда оказывала решающее влияние на эволюцию всего живого. Это выражалось не только в том, что под воздействием отдельных ее факторов (радиации, других физических или химических агентов) в организмах возникали новые свойства (мутации). Они появлялись и при других обстоятельствах, например в результате разнообразных комбинаций наследственного вещества при скрещивании. Возникшие новые свойства могли закрепиться в последующих поколениях или исчезнуть без следа. Роль сортировщика, браковщика этих свойств в процессе эволюционного развития играла все та же внешняя среда.

Если новое качество в конкретных условиях существования повышало приспособительные возможности организма, то в последующих поколениях обладателей этого качества становилось все больше и больше. Оно могло облегчать способ защиты или добывания пищи, обеспечивать многочисленное и жизнеспособное население или способствовать заселению неосвоенных пространств планеты.

Если новое качество снижало приспособляемость, то обладатели этого качества, как менее приспособленные, быстро погибали в борьбе с внешней средой. Внешняя среда как бы производила отбор наиболее удачных вариантов и давала им «зеленую улицу».

Впрочем, о значении, наследственности (мутациях), изменчивости и естественном отборе все слышали, читали, и повторять здесь о них нет смысла. Важно лишь: подчеркнуть, что под влиянием ЭВОЛЮЦИИ у живых организмов появились определенные формы реагирования на внешние раздражители.

Наиболее простые из них - инстинкты. Это закодированная и передающаяся из поколения в поколение программа деятельности организма под воздействием тех или иных факторов. Инстинкты материнства, защитный, половой и другие - это устойчивые наследственные реакции. Они наблюдаются у высокоорганизованных животных или же представляют собой программу всей жизни у насекомых.

Жизнь пчелы, как и муравья, запрограммирована от начала и до конца. Программа определяет размножение и сохранение потомства, добывание пищи, защиту и т. д. Но эта программа слишком жестка, непластична, она не способна приспосабливать организм ко всему многообразию внешних воздействий. У высших млекопитающих в процессе эволюции в наследственном веществе были запрограммированы главные, наиболее важные для сохранения жизни реакции. Кроме того, у них в процессе эволюции развился аппарат экстренного реагирования на те или иные воздействия внешней среды. Это аппарат эмоций. Он и обеспечивает высокую приспособляемость в зависимости от характера воздействий внешней среды. Таким образом, аппарат эмоций является системой биологического приспособления, дополняя и уточняя запрограммированные реакции в конкретных условиях действия внешней среды. Эмоции возникают не сами по себе. Они возникают под влиянием деятельности коры головного мозга. Кора головного мозга получает информацию о состоянии внешней и внутренней среды организма. Путем анализа и синтеза она делает заключение о их состоянии и только в случае необходимости (опасность/ повреждение целостности организма или угрозы ему, недостаток пищи и пр.) включает аппарат эмоций.

Вот примерная схема возникновения одной из простейших эмоций - ощущение голода. Когда организм израсходует поступившие с пищей питательные вещества, он начинает испытывать неприятные, беспокойные чувства, которые мы называем голодом. Механизм их появления таков. Дефицит питательных веществ и особенно глюкозы в крови раздражает нервные окончания. Импульсы передаются в подкорковые образования головного мозга (таламус и гипоталамус), а затем в кору. Кора после анализа импульсов и оценки состояния внешней среды (отсутствие пищи) делает заключение и посылает разряды в образования подкорки, названные нами аппаратом эмоций. Здесь и зарождаются неприятные ощущения. Возбуждение из аппарата эмоции вновь направляется в кору головного мозга и изменяет ее деятельность. Прекращаются все виды деятельности, кроме одной, направленной на поиски, добывание пищи. Так формируется поведенческий акт под влиянием аппарата эмоций. У хищного животного, допустим, это будет розыск и охота за жертвой. Можно видеть, что поведенческая реакция является адекватной состоянию организма. Механизм возникновения других простейших эмоций (страх, боль, ярость) такой же. Он не имеет принципиальных различий у человека и животных.

Эмоции, однажды возникнув в результате какой-либо мотивации, существуют до тех пор, пока целенаправленные действия не устранят вызвавшую их причину. В случае голода это будет насыщение, в случае опасности - уход от нее или победа над врагом и пр. При этом отрицательные эмоции сменяются положительными.

Между прочим, на этом основана выработка условно-рефлекторных связей, а следовательно, и обучение, накопление жизненного опыта. Аппарат эмоций у человека достиг чрезвычайно высокой степени развития, что обусловлено воздействием социальной среды. Мир его эмоций не ограничивается элементарными физиологическими реакциями, как у животных. У человека появились эмоции высшего порядка - это его чувства, вызванные социальной средой, воспитаним, они имеют решающее значение в возникновении эмоций у человека.

Еще несколько слов о положительных эмоциях. Положительные эмоции всегда доставляют удовольствие. Ученым известно, что любые эмоции тонизируют, усиливают деятельность коры головного мозга. В процессе обучения положительные эмоции имеют огромное значение. Было показано, что в том случае, когда обучающемуся нравится предмет, его усвоение происходит гораздо быстрее, чем в случае безразличного отношения к предмету.

Эмоциональный комплекс (положительный или отрицательный) имеет видимый и невидимый компоненты. К видимым компонентам эмоций относятся речь, мимика, жесты и вообще двигательные реакции, к невидимым компонентам - изменение деятельности внутренних органов и систем. В первую очередь изменяется тонус вегетативной нервной системы, за ним - деятельность сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и обмена веществ. Невидимые компоненты неуправляемые, а видимые компоненты можно подавить усилием воли. Воспитанием можно добиться подавления внешнего компонента эмоций, но не внутреннего. Тем же воспитанием можно добиться того, что эмоции вообще не возникнут при действии тех или иных факторов социальной среды. Так, например, люди, привыкшие трудиться, либо не испытывают при этом никаких эмоций, либо у них появляется ощущение удовлетворения. Если человек не приучен к труду, труд у него всегда порождает отрицательные эмоции.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме